Люди и горы > Очерки, дневники - 2001 год >

Рассказ о восхождении на пик В. Белуха

Часть 1. Аккемское озеро
Часть 2. Ледопад
Часть 3. "Томские стоянки"
Часть 4. Снежная страна
Часть 5. Штурм
Часть 6. Путь назад
Часть 7. Домой!
Часть 8. Эпилог
"Что же тянет нас в горы? Испытывая тяжелейшие тяготы люди вновь и вновь возвращаются туда. Смысл нашей жизни я вижу в впечатлениях, которые получает человек. Я иду туда, чтобы увидеть мир, природу. И не просто увидеть, а глубоко проникнуться духом природы. Я не ищу риска, я не гонюсь за спортивными регалиями. Просто мне нравятся горы. Я люблю их с детства."

Часть 3. "Томские стоянки"

22 июля 2000 г.

Это и есть "Томские Стоянки". На заднем плане виден ледник Титова ("Арбуз"), он метрах в пятидесяти позади

Утром я проснулся в половине восьмого утра. Наши спали, как сурки. Я вышел на улицу. Погода была прекрасная.

"Арбуз" был всё таким же как и в прошлом году. Из под "Арбуза" вытекает небольшая речушка. Удивительно, но она имеет такой же молочный оттенок, что и воды Аккема. Выходит, что именно в этих местах находится то "нечто", рождающее белые воды.

Существует множество легенд о том, что где-то на краю света, на Востоке, в недоступном для людей месте находится желанный земной рай – Шамбала. Там высится неприступная гора – гора Спасения. Там небо сходится с землёй, там царит вечная весна и непреходящая молодость, там вода бела как молоко, там храмы из кристаллов и драгоценных каменьев, там священный родник бессмертия, там люди не знают чувственных страстей и физических страданий, там – страна святых и мудрецов.

Эти легенды связывают с поисками священной земли, находящейся где-то на далёком Востоке. Сергий Радонежский упоминал о "Беловодье" и Белой Горе. Это место для каждого верующего являлось краем, где процветает справедливость, где царят высшее знание и высшая мудрость. "Бог наполняет сиё место". Верующие люди в поисках высшей справедливости и истинного бытия отправлялись в путь, устремляясь навстречу неизвестности, и чаще всего погибали на этом пути. Много народу шло в "Беловодье", но не всякому было дозволено дойти до него. Много чудес говорили об этом месте.

Алтайская красавица – "Корона Алтая"

Как красиво выглядят горы в утренних лучах! Мне кажется, что я помню каждый штрих этих скал, каждый излом гребней, каждый взлёт ледяных вершин. Как будто я был тут только вчера. Как будто бы горы даже не изменились. Но вглядываясь, я замечал что-то новое. Что-то изменилось в целом – вокруг было гораздо больше снега. Все горы были усыпаны снегом, словно сейчас зима. В прошлом году такого не было. Кроме этого, чуть-чуть изменилась форма ледяных карнизов на Аккемской Стене. Тех самых карнизов, с которых сошла лавина, от которой мы еле спаслись в прошлом году. Я не мог не почтить их своим вниманием.

Белуха и Аккемская Стена с "Томских стоянок"

Небо было чистое, ни ветерка. Сияло ослепительное солнце. Я не мог стоять и ничего не делать. У меня была потребность действовать. Какой-то моторчик внутри меня, я бы даже назвал его мощным двигателем, уже не давал мне покоя, и я, как ретивый конь, бил копытом в землю не в состоянии больше ждать. Меня неудержимо тянуло в путь, наверх. В чём-то я был уже не человек. Мне было трудно понять наших, сонно поднимающихся и ворочающихся сейчас в домике. Я уже не в состоянии был думать о чём-то кроме предстоящего восхождения.

Я взял кошки, два айсбайля, фотоаппарат, камеру и пошёл на "Арбуз".

Из под ледника вытекал небольшой ручеёк. Вода в нём мутноватая и имеет молочный оттенок. Недалеко от этого ручья шумел другой. Его наполняют воды кристальной чистоты, без признаков мути. Оказалось, что этот ручей питается от водопада, низвергающегося со склона "Арбуза". Эти воды бежали по поверхности льда и не омывали камни, поэтому и сохранили свою чистоту. Белый же ручей вытекал из под ледника и, судя по всему, проделал там большой путь, протекая среди камней.

Я одел кошки и начал подъём. Минут через пять был наверху. Поднявшись, я решил пройти несколько дальше, чтобы хоть увидеть перевал Делоне. Повторю, что я не мог стоять на месте, мне нужно было хоть как-то приблизиться к тому, что ждёт нас завтра. Мне казалось, этот день сам Бог подарил нам для выхода дальше, выше в горы. Мой жизненный опыт говорил мне, что в таких случаях нужно пользоваться этим "подарком", в противном случае удача отвернётся от тебя. Я предчувствовал, что если мы не выйдем сегодня, то мы не дойдём до вершины. Но уговор есть уговор. Я не могу нарушить своё слово. Это слово калёным железом жгло меня изнутри. Но всё-таки слово дороже.

Перевал Делоне с ледника Титова

По мере движения я решил подойти непосредственно к самому перевалу и даже немножко подняться на него. Тут меня догнал Женька. Он увидел из домика, что я поднимаюсь на Арбуз и решил догнать меня. Дальше мы пошли вместе.

Нам удалось подняться до бергшрунда и даже без труда преодолеть его. Поднявшись выше него метра на четыре, мы немного посидели на айсбайлях и отдохнули.

Сидя на бергшрунде перевала Делоне

Вид отсюда, конечно, просто классный. Такая чудесная погода! Что-то внутри меня тревожилось, почему-то я ощущал опасение. В такую прекрасную погоду мы сидим тут и валяем дурака, когда всё моё нутро рвётся вверх. Нужно хватать рюкзак и рвать вперёд, пока погода даёт.

Опасение же интуитивно возникало из-за того, что я знал – на Алтае хорошая погода долго (уже 7 дней) обычно не держится, и вполне может оказаться, что завтра она испортится. Я сидел и успокаивал себя, пытался оправдать своё безделье. Очень трудно бороться с собой.

Мы ещё не завтракали и голод брал своё. Отдохнув, мы направились обратно, на стоянки. Когда уже спустились под перевал, встретили Петера с Матиасом. Они решили потренироваться на перевале и навесить перила для завтрашнего выхода. Я рассказал им, как проходить бергшрунд, и пожелал удачи.

Надо сказать, Петер немного говорил по-русски и поэтому в нашем общении почти не было серьезных проблем. К тому же я чуть-чуть говорю на английском. Таким образом, мы говорили на неком перемешанном "русско-английском" языке, в котором половина слов шла на английском, а половина – на русском (а часть знаками). Матиас в разговоре использовал только английский, поэтому с ним приходилось общаться только на английском, плюс мимика и жесты.

Интересно, что не для Петера, не для Матиаса английский не является родным языком. Петер родился в Чехословакии и в школе изучал русский. Потом он два года учился в Лондоне, в Кембриджском университете, где неплохо выучил английский. Там, в Кембридже он, кстати, и познакомился с Мэтом (так Петер называет Матиаса). Матиас же родом из Австрии, т.е. для него родной язык – немецкий. Между собой они разговаривали на английском.

Сейчас Петер работает в швейцарском банке в Цюрихе экономистом.

Как-то я спросил Петера, как они решили поехать в Россию, и почему именно на Алтай. Он сказал, что в прошлом году они с Мэтом ездили путешествовать в Африку. Потом как-то им попался журнал "National Geographic", где была большая статься про Алтай, правда, про Монгольский Алтай. Вот они и решили поехать на Алтай, в самое его сердце – к Белухе.

Остаток дня мы готовились к завтрашнему выходу в высокогорье. Точили кошки, айсбайли, упаковывали рюкзаки, раскладывали продовольствие и альпснаряжение. Температура днём не повышалась выше +5°.

Петер и Матиас над картой

Петер показал мне занятный приборчик. По форме он напоминал мобильный телефон, только в нём было меньше кнопок и побольше экран. Оказалось, что это своеобразный "терминал" системы глобального позиционирования GPS. Этот приборчик позволяет получить свои координаты на Земле с точностью ±20 метров. Кроме этого он даёт данные о высоте, сторонах горизонта и что самое потрясающее – он позволяет вести мониторинг перемещений. Т.е. регулярно, через заданное время (например, каждые пять минут) он фиксирует в электронной памяти своё положение. В результате прибор накапливает в памяти весь маршрут движения, который затем можно посмотреть на экране в любом масштабе и в случае необходимости пройти его точно в обратном направлении.

После обеда погода стала портиться. Боже! Не зря моя душа маялась сегодня. Только бы пронесло.

Часов в семь вечера снизу, с озера подошла группа. Это оказались наши знакомые из Минска, с которыми мы ехали в автобусе. Как здорово! Мы от души приняли их. Тут, в высокогорье, начинаешь понимать, как иногда приятно встретить просто знакомых людей. Последний раз мы виделись, когда они обогнали нас на подъёме на Кузуяк. Дальше они собирались сразу же перейти по мосту через Аккем и выйти то ли на Ороктойский, то ли на Борондинский хребет. В итоге, они вышли к Аккемскому озеру из-за горы Ярлу. Оттуда пришли сюда, на Томские.

Классно, что у них была гитара. Переливы гитарных струн очень гармонично сочетаются со снежными вершинами на закате. Я впервые слушал их звук на Томских стоянках. Я тоже сыграл пару песен.

Западная Белуха "курится"

Около девяти подошла ещё одна группа. Это были четверо ребят из Киева. Они собирались завтра на перевал Титова, чтобы выйти на ледник Мен-Суу. Поскольку мест на нарах уже не было, они разместились на полу. Итого в домике в эту ночь ночевало 15 человек. Вот это да! Такого я тут ещё не видел. Погода начала портиться.

Поздно вечером я ещё несколько раз выходил на улицу проверить погоду. Ничего хорошего не увидел. Сильный верхний ветер быстро гнал с юго-запада большие серые клочки кучевых облаков. Над ними, гораздо выше, небо было затянуто сеткой из хвостиков перистых облаков. Это очень недобрый знак. К тому же, обе вершины Белухи начали "куриться". Ближе к ночи пошёл дождь со снегом, и начался сильный порывистый ветер. Я всё ещё верил в лучшее, и мы с Петером договорились поставить свои будильники на 6 утра.