Старший брат бензиновая горелка без насоса «Juwel 84» - «Duck 1963 hunter».
Бензиновая горелка без насоса «Juwel 84».
Плавно переходим от керосиновых старичков и обращаемся к более юному поколению - горелкам бензиновым.
По традиции обратимся к Великому Интернету: «Горелка бензиновая - устройство для смешения воздуха (кислорода) с жидким топливом с целью подачи смеси к выходному отверстию и ее дальнейшего сжигания с образованием устойчивого фронта горения (факела). У бензиновой горелки есть только одно, но важное достоинство: топливо для нее можно достать где угодно и стоит оно при этом дешево. Кроме того, бензиновые горелки несколько менее восприимчивы к холодам-морозам. Достоинств у бензиновых горелок мало, зато недостатков хоть отбавляй.
Первый - они очень чувствительны к чистоте топлива. Бензин с "песком и илом" станет большой проблемой, по причине засорения дросселя - маленького отверстия, через которое бензин поступает на парогенератор. Засорение этого отверстия мгновенно портит радужную картину приготовления еды и вызывает необходимость прочистки.
Бензиновая горелка без насоса Примус «Туристский» в работе пашет как ракета на старте.
Бензиновая горелка без насоса Примус «Туристский» в работе пашет как ракета на старте.
Второй недостаток бензиновых горелок заключается в необходимости их "разводить". Эта процедура занимает несколько минут и обычно сопровождается не самыми приятными явлениями. Для начала надо залить в бак горелки бензин. Делать это следует аккуратно, ибо, попав на поверхность горелки, он может в последствии воспламениться. Одновременно, хорошо бы очистить бензин от "песка и ила", для чего процедить бензин через многократно сложенную марлю или ткань. Во время этого процесса бензиновое благоухание распространяется далеко от места заливки.
Далее, в баллоне надо создать давление при помощи встроенного насоса. Наконец, в зависимости от конструкции, необходимо разогреть саму горелку, чтобы "процесс пошел". Для этого чаще всего используют сухой спирт, раскладывая его на горелке и поджигая. Наконец, наступает самое интересное: вы поворачиваете вентиль и… из примуса вырывается столб пламени и черного дыма. Это значит, что примус еще не нагрелся. Наконец, горелка прогревается, и начинает работать устойчиво. Но стоит вам прервать процесс хотя бы на 5 -7 минут и примус опять необходимо "разводить".
Бензиновая горелка с насосом Примус «Шмель1», сделан в России
Третий недостаток бензиновых горелок - они периодически начинают извергать из себя в разные стороны пламя, а то и вовсе взрываться. Это делает использование бензиновых горелок в помещениях и внутри палатки крайне не рекомендуемым, хотя, конечно, грамотное обращение с горелкой существенно снижает риск пожаров. Бензиновые горелки более тяжелые и громоздкие, чем их газовые собратья. Бензиновая горелка имеет неприятное свойство коптить. Наконец, особых слов заслуживает само топливо. Конечно, оно дешевое и распространенное, но его трудновато удерживать в замкнутых объемах. Бензин постоянно стремится пропитать все вокруг себя ароматом бензоколонки. Перевозить топливо внутри рюкзака плохо ("аромат" может передаться продуктам и одежде). Дополнительные сложности присутствуют с покупкой бензина - в пластиковые бутылки разливать бензин на колонках запрещено, а перевозить его в железных банках - тяжело и неудобно.
Но, конечно, есть и достоинства. Во-первых, это способность работать при низких и сверхнизких температурах, при которых газ отказывается работать. Ведь с газом начинаются проблемы уже при переходе через минус 5 градусов. Обычное дело, когда приходиться отогревать газовый баллон перед навинчиванием на горелку, дабы она заработала. Исключением является специальные газовые баллоны, где соотношение пропан/бутан отличается от обычных 20% + 80% и, как правило, составляет 35% + 65% + некоторое количество изобутана.
Такие баллоны позволяют уверенно работать газовым горелкам вплоть до минус 23 градусов. Но это исключение, да и температура бывает далеко за минус 23, а кушать надо и при этой температуре. Во- вторых, бензин есть везде, а вот газовые баллоны - далеко не везде. Причем перевозить их на авиатранспорте нельзя. Так что есть масса примеров, когда просто нет альтернативы и необходимо использовать бензиновые примуса. Среди современных примусов широко распространены так называемые мультитопливные горелки (Multi Fuel System). Их главная особенность - это возможность работы на нескольких видах жидкого топлива (очищенный бензин, бензин со свинцовыми присадками, керосин и даже соляра).
Для перехода от «мягких» видов топлива к «жестким» необходимо лишь сменить форсунку. Времени это занимает не более полутора минут. Эти примуса очень устойчивы к засореньям, но даже если это случиться у них есть эффективные системы прочистки. Законодателями мод в данной сфере являются, пожалуй, две фирмы, уже упоминавшиеся выше - MSR и Primus. У первой три многотопливных горелки (DragonFly), а у второй две (Himalaya VariFuel (LFS), Himalaya MultiFuel (MFS) ). 1) Himalaya VariFuel (LFS) Имеет вес 424 г, мощность 2800 W и кипятит литр воды за 4 минуты. Ее стоимость порядка 114 у.е. В комплекте 2 форсунки: одна под мягкие виды топлива, а другая под жесткие. 2) Himalaya MultiFuel (MFS) Это единственная в своем роде горелка. Она, помимо того, что является многотопливной, она еще может работать на газу!!! Эта горелка, по сути, является гибридом двух горелок: шланговой бензиновой Himalaya MultiFuel и шланговой газовой горелки EasyFuel. Имеет вес 505 г, мощность 2800 W и кипятит литр воды за 4 минуты. Ее стоимость порядка 130 у.е.».
Наш легендарный Примус «Огонек», сделано в России.
Интересными наблюдениями относительно примуса «Огонек» поделился Игорь Чумак: « Сразу после покупки «Огонек» имеет смысл разобрать, посмотреть что внутри, и собрать обратно (горелку от бачка откручивать не стоит). Все равно когда-нибудь придется это делать впервые. В корпусе примуса на заводе сделали много узких дырок. Если 2-3 дырки объединить в 1 большую, то примус можно будет разжигать сухим горючим. С верхней стороны экрана-отражателя неплохо присобачить каким-либо образом 2 небольшие хваталки для пальцев - тогда этот предмет можно будет снимать/устанавливать/ поправлять чистыми руками. Хваталки я сделал так: просверлил сверху экрана 2 отв. 2мм., нарезал резьбу М2.5 и ввинтил 2 винтика с большими головками. На морозе ниже -15°С экран можно не устанавливать. Берется 30-40 см. кусок медной оплетки от тонкого провода, одним концом вяжется к корпусу, другим - к ручке-регулятору, посередине одевается воронка для бензина. Меньше шансов что-то потерять. Проблем с бензином, вылившимся в рюкзаке из примуса, не будет, если при транспортировке бензин выливать обратно в флягу. Кстати о флягах: носить горючее удобнее в 2-литровой ПЭТ-бутылке, а заправлять примус - из 0.5-л. Примус - в рюкзаке в 2 кульках и мешочке горючее - в наружных карманах. Никакого запаха. Весьма неплохо иметь кусок стеклоткани ~70x70 см. В эту штуку можно закутать примус с котелком (защита от ветра, экономия тепла, быстрее закипит), на ней удобно разбирать примус для заправки. "Огонек" не любит воды в бачке, так что воронку в снег класть не надо. Когда вода капает на горелку - тоже плохо, котелок на снег лучше не ставить. Если плоскогубцы остались дома, крышку на бачке изо всех сил лучше не закручивать. Может, стоит припаять твердым припоем к крышке барашек? Не проверял.
Откручивать крышку тоже надо аккуратно а вдруг там избыточное давление осталось... Неизвестную жидкость из непонятной канистры лучше не наливать не всё то бензин, что нефтью воняет. Кстати: на заправке в пластиковую тару могут и не налить! В ремнабор неплохо взять тонкую нихромовую проволочку (для прочистки горелки), кусок резины на прокладку, каплю теплостойкого клея (в инструкции пишут "бакелитовый лак" думаю, эпоксидка тоже сойдет). А самый радикальный выход - купить газовую горелку. Мороки таки меньше. И бензиновый кризис не страшен».
«Juwel 84» (справа) и наш примус-клон «Огонёк» (слева).
Еще нашел интересную историю про зарождение нашего «Огонька»: «Наш примус "Огонёк" был скопирован с бензиновой горелки "Juwel 84" немецкого производства, данная модель была выпущена в 50-х годах. Вообще первая горелка данной конструкции "Juwel 33" была выпущена в 1933 году и была полностью из латуни. Имела вместимость 150 мл. и мощность 1,4 кВт. После второй мировой войны горелка "Juwel 33" была несколько конструкционно изменена и в связи с экономическими трудностями (территориально он выпускался в Дрездене- ГДР) бачёк начал выпускаться не из латуни а из обычного железа. Эта модель была названа "Juwel 34" (в 80-х годах стоил 11,20 марок). В данном в случае, в отличие от "Juwel 33", номер модели никак не связан с годом выпуска. В 50-х годах данная модель была ещё раз изменена. Была увеличена мощность горелки до 2-х кВт. и увеличена ёмкость бачка до 300 мл. так появилась новая модель, которую назвали "Juwel 84" (в 80-х годах стоил 14,80 марок). Почему именно под номером 84 мне узнать так и не удалось.
В полном коплекте примус «Juwel 84»
Примус «Juwel 84» Линейкой показан размер горелки в сборе.
Примус «Juwel 84» В рабочем состоянии.
Что касается "Juwel 34", то меня просто поразили его размеры. Он выглядит как игрушка для детей. Проверил, когда у него срабатывает клапан. Оказалось, что как и на "Optimus" -10 атмосфер. Думаю, что это стандарт, раз уж разные заводы в разных странах устанавливают клапана на срабатывание при одинаковом давлении. Читал на других сайтах, что мол не более 2-3 атмосфер, якобы при большем давлении должен взрываться бачок».
«OPTIMUS SVEA», «Шведка» в разрезе.
«OPTIMUS SVEA», «Шведка» в полном комплекте
Вот описание, которое есть по бензиновой горелке «Svea»: (англ. сленг) – «шведка». Культовая горелка альпинистского сообщества. Эта горелка широко используется альпинистами всего мира! Ни одна горелка не испытывалась в походных условиях столько, сколько горелка OPTIMUS SVEA. Она получила популярность благодаря сохранению эксплуатационных свойств на серьезных высотах. Идеально подходит для путешествия в одиночку (и парами), приготовления пищи везде, где маленький вес оборудования имеет значение.
«OPTIMUS SVEA», «Шведка» с ее котелком.
«OPTIMUS SVEA», «Шведка». Три ее составляющих.
Технические характеристики: - Размер - 100x130 мм. Мощность - 1400 Вт. Вес - 550 г. Используемое топливо – Бензин. Время горения на одной заправке - до 50 минут на максимальной мощности. Объем топливного бака - 120 мл. Время закипания 1 л воды - около 7 минут. Страна производитель – Швеция».
«Optimus Hunter» в боевой готовности.
«Optimus Hunter» Вид с боку.
«Optimus Hunte» в разрезе.
«Optimus 8r hunter» (слева) и наш клон-примус «Туристский» (справа).
Бензиновый примус Optimus Hunter. РАЗМЕР-80x100x130 мм. ВЕС-650 гр. Мощность: 1200 Ватт. Время горения: 50 мин. на одной заправке (0,1л). Время закипания 1л воды: 12 мин.
Откуда ноги растут... Наш примус "Туристский" был скопирован с бензиновой горелки "Optimus 8r hunter" шведского производства, впервые выпущеного в 30-х годах. На сайтах я нашёл информацию, что фирма Optimus запантентовала горелки такого типа 28 сентября 1927 года. Его первоначальная мощность была 965 ватт, позже она была поднята до 1,2 кВт без дополнительного насоса и 1,4 кВт с применением насоса.
Примус «Туристский», сделан в СССР.
Наша версия горелки в деле.
Запасной насос для горелки «Optimus Hunter».
Вообще фирма Optimus к любой бензиновой горелке без насоса, предлагала при необходимости возможность внешнего насоса за дополнительную плату. Есть конечно некоторые отличия между двумя этими горелками. Например трубка соединяющая бачёк и горелку у них разного диаметра, у Optimus она толще. Завинчивающаяся пробка для бачка у них разная, что не даёт возможности в нашем советском примусе подключения буржуйского насоса. Поменять же эти пробки не представляется возможным, так как резьба на бачках тоже разная.
Наш родимый «Шмель 1». Еще чистый.
Наш родимый «Шмель 1» в работе.
Наш родимый «Шмель 1» В полном боевом комплекте.
Для нас все-таки особый интерес представляют примуса в СССР и России. Большое спасибо за эту информацию Антону Коротаеву. Вот, что он написал по примусу «Шмель»: « о Шмелях могу написать очень подробно. (Через мои руки прошло не менее 100 таких примусов). В природе известно четыре модели примусов “Шмель”. (Шмель-1, Шмель-2, Шмель-3, Шмель-4). Первая модель - Шмель-1 была содрана, как и многое в нашей стране, с буржуйской модели неизвестного мне названия. Поскольку он наиболее близок к оригиналу, то и по надежности оказался наиболее приличным. До сих пор встречаются работающие экземпляры. Примус имел стальной бачок емкостью 0,7 л. с закругленным верхом и подставками под посуду, согнутыми из прутка. Насос примуса имел конструкцию, позволяющую вытаскивать поршень на работающем примусе. Имелся предохранительный клапан пружинного типа, который принципиально не менялся по конструкции и размерам на всех последующих моделях.
Прямоточная горелка на примусе имела запирающее устройство в виде зубчатой рейки с конусом, садящимся на конусное седло. В верхней части рейка имела сворачивающийся наконечник с отверстием, в котором закреплялась игла для прочистки форсунки. Рейка приводилась в движение осью с шестеренкой на конце. Данный тип также использовался на моделях Шмель-2, но затем был вытеснен новой конструкцией. Единственная серьезная поломка, которая встречается на данных типах запирающих устройств, - это срезание зубьев на шестеренке. (Как говорится, сила есть - ума не надо). Следующей моделью стал Шмель-2. Похоже, основной целью выпуска новой модели было упрощение технологии изготовления. Изменилась форма бачка, он стал плоским сверху. Одновременно увеличился его объем. Изменилась форма и материал подставки под посуду. Теперь это стальная пластина, согнутая в виде треугольника. Все остальные детали остались без изменений. (Хотя это было только в первых партиях - позже наблюдалось дальнейшее упрощение конструкции в ущерб надежности, качеству работы и ремонтопригодности)».
Вот еще мнение Антона Щербакова: « к написанию этой лекции подвигло меня абсолютно неуважительное отношение молодежи к примусам и кухне, а также полная их безграмотность в этом важном для жизни вопросе.
Наш родимый Примус «Шмель 4» и его составляющие
Важнее примусов в походе бывают иногда различные предметы, однако только абсолютный "чайник" может думать, что он легко "проживет на дровах" весь свой поход. Ответственно заявляю, что выжить без примуса намного сложнее и тяжелее, в том числе и в грузовом смысле, нежели с ним. Так что, даже не пробуйте. Плюс ко всему, жизнь без примуса лишит вас большей части маленьких удовольствий, отсутствие которых непременно скажется на политико-моральном состоянии группы, в особенности, если старые горные ... будут вспоминать "... минувшие дни и..." что в свое время жевали они. На голодный желудок, сидя у заливаемого дождем костра из принесенных наверх, в безлесную зону, и кончающихся на середине приготовления ужина дров, можно оценить комфорт, который обеспечивает едва ли не самое великое изобретение человечества - примус. Кстати, ситуация, описанная выше - чисто гипотетическая. Во всяком случае, в это хочется верить. Потому что примус - это святое. Можно забыть дома штаны, или даже ботинки (бывали случаи), но примус - это забота всего народа (и его тоже забывали). Равно как и бензин к нему. Потому, что жрать хотят все, а в горах принятие пищи, после акклиматизации, естественно, представляет собой ураган, сметающий продукты и пугающий завхоза неуправляемостью причин и врача непредсказуемостью последствий.
Примус «Шмель 4» А где Крышка? Раззявы, потеряли
Как следует из инструкции, в Шмель-2 применена запирающая рейка не зубчатая, а просто с горизонтальной прорезью и конусом, садящимся на конусное седло. Иначе говоря, горелка является средней между Шмель-1 и Шмель-4. По сравнению с Ш-1, насос также претерпел изменения. Насос Ш-1 не подходит к Ш-2 и Ш-4 и наоборот. Ш-2 ниже, чем Ш-1, что создает значительные проблемы при использовании этих двух моделей одновременно для нагревания одного котла)
Изменения базовой конструкции, которые встречались на примусах Шмель-2:
1. Вместо стандартного рассекателя типа "конфорка" на горелку устанавливался рассекатель, штампованный из пластины, дающий пламя в форме короны. Это намного легче по весу, но пламя гораздо легче сбивается ветром.
2.Наконечник на запирающей рейке не съемный, а просто просверлен и в отверстие запрессована иголка (Совсем никуда не годится, так как иголка – вещь расходная).
3.В последние годы выпуска на примус устанавливалась горелка нового типа. (Такая же, как на Шмель4)
Шмель3. Двухкомфорочная модель примуса. Практически это Шмель2, но бачок сделан вытянутым в длину. На нем два посадочных места под горелки. Все остальное - от примуса Шмель 2.
Шмель 4. Последняя модель данной линейки примусов. (Похоже, на ней и закончится история этих, в общем-то, неплохих примусов). Бачок у него увеличен по сравнению со Шмель-2 и Шмель-1, емкость 1.3 л. Верхняя часть бачка сделана под конус, что сняло проблему перегрева, обычную для Шмель-2 и Шмель-3. Изменена конструкция подставки под посуду. Как и на первом Шмеле, она опять сделана из прутка. Изменена конструкция насоса. В нем стало меньше деталей. Технологически и конструктивно он упростился. Что касается качества и эксплуатационных характеристик, то практически не отличается от предыдущей модели. Но теперь из насоса нельзя вытащить поршень, не оставляя примус открытым. Частично изменилась конструкция горелки. Теперь запирающая рейка не зубчатая, а просто с горизонтальной прорезью. А на оси сделан эксцентричный штырек, который входит в эту прорезь и двигает рейку вверх-вниз. Подача бензина теперь перекрывается не самой рейкой, а шариком, который она толкает. По качеству изготовления эти примусы были, обычно, много лучше, чем Шмель-2 и Шмель-3».
Своими замечаниями по шмелям делится Александр Пуриков: « из Шмелей самая удачная, на мой взгляд, конструкция - это головка от второго, привернутая на бачок от четвертого. У Шмель-4 главный недостаток - постоянное залипание шарикового клапана. Особенно проявляется на новых, которые сейчас продаются - там, видимо, где-то на чем-то сэкономили. У Шмель-2, как было отмечено, неудобная ветрозащита - тяжело снимается, бачок хуже сделан, зато клапан конусный, не залипает в принципе. И еще. Как показал опыт, не хочешь в походе проблем - ставь новую резину, или по крайней мере имей по нулевому комплекту на примус в ремнаборе. По поводу разведения спиртом-бензином - мне кажется, что бензин портит примус из-за образования плохо проводящей тепло "шубы" на головке и последующего перегрева этой самой головки. В походы таскаю сухой спирт - полтаблетки на примус на раз. В сложных случаях (ветер и т.д.) добавляю чуть-чуть обычного жидкого (т.е. этилового) спирта - такая смесь горит устойчивее, чем ее компоненты по отдельности.
Чертеж Примуса «Шмель 4».
Примус "Шмель-4" состоит из бачка 1, в который ввернуты насос 15, предохранительный клапан 2, горелка 3 через прокладку штуцера 14. Схема примуса "Шмель-4". В горелку ввинчен ниппель 5, закрывающий конус 4. Этот конус перекрывает в нижнем положении отверстие горелки и перемещается при повороте шпинделя 12 с помощью ключа управления 13. Уплотнение шпинделя 12 поджимается гайкой 11. В раструбе горелки находятся колпачок 8 и отражатель 7. На горелку надет ветрозащитный кожух 9. Насос 15 имеет шток с шайбами 16 и резиновым кольцом 11. К торцу насоса привернут обратный клапан 10.
От куда ноги растут? «Phoebus 625» (справа) и наш клон-примус «Шмель-1» (слева)
Наш примус "Шмель-1" был скопирован с бензиновой горелки "Phoebus 625" австрийского производства, выпущеного примерно в 50-х годах. В отличие от двух первых моделей имеет встроенный насос. Мощность "Phoebus 625" -2,5 кВт. Коротко: Примус "Шмель-1" скопирован с бензиновой горелки австрийского производства. Мощность 2,5 кВт. Наш примус "Шмель-1" за рубежом тоже почти неизвестен. Видимо потому, что раньше они за рубеж не поставлялись, а к моменту развала страны, модель примуса "Шмель-4" стала настолько низкого качества, что спросом они просто не пользуются. Это всё только мои предположения. За рубежом новый "Phoebus 625" можно купить в магазине сейчас за 75 Евро, новый "Juwel 84" за 50 Евро, новый примус "Туристский" за 30 Евро. Похоже что все эти горелки повсеместно сняты с производства и распродаются старые запасы».
Украина выпустила модификацию Примуса «Шмель» и назвала модель «ПТ2».
Примус ПТ2 и его составляющие Украина.
Еще один вариант - примус туристический «Мотор Січ ПТ-2» применяется для кипячения жидкостей и приготовления пищи в походных условиях. Предназначен для туристов, охотников, рыболовов, дачников. Работает на бензине всех марок (кроме этилированного, с октановым числом не выше 92) и керосине. Производство ОАО "Мотор Сич" Украина, г. Снежное. Технические данные: Вид топлива бензин, керосин. Тепловая мощность, кВт - 1,2 - 2,0. Расход топлива, кг/ч - 0,1 - 0,17. Емкость топливного бака, л - 1,0±5%. Объем заполнения баллона горючим, л - не более 0,8. Продолжительность работы при полной заправке, ч - 3,6 – 6. Габаритные размеры примуса, мм - не более 199. диаметр баллона, мм – 141. Масса примуса (без топлива), кг - не более 1,5
Обогреватель «Эверест», произвели в СССР
Касаемо подогревателя "Эвереста" - туристы им не пользуются, потому что он имеет керамический, а, значит - потенциально - бьющийся рассекатель. А без рассекателя - зачем он нужен? Был еще потуг создать двухконфорочный примус, но я такой только видел. Могу предположить, что он устойчивее, если вы сумеете найти ровное место, куда его поставить. Но это же так неудобно и угловато, особенно в рюкзаке. Да и греется он, небось, куда как сильнее. Хотя, еще раз повторю, что это - мои домыслы. Возможно, что я пристрастен. Правда, нигде я не видел, чтобы туристы на подобном готовили. Это - вариант, близкий к стационарному (гео-, архео-, палеонто-, или какая другая -логическая экспедиция). Нагреватель инфракрасный универсальный "ЭВЕРЕСТ".
НАЗНАЧЕНИЕ: 1.Нагреватель инфракрасный универсальный «Эверест» , предназначен для обогрева людей, сушки одежды, материалов, лакокрасочных покрытий, тепловой обработки различных пищевых продуктов, кипячения воды, предпускового подогрева двигателей внутреннего сгорания и т.п. 2.Нагреватель предназначен для индивидуального пользования на октрытом воздухе и эксплуатируется при температуре окружающего воздуха от -40град. до +40град. при этом он должен быть защищен от ветра и атмосферных осадков. 3.Нагреватель работает в вертикальном и наклонном положения, для чего используются две выдвижные подставки. ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ: Тепловая мощность от 1,2 до 2,0 кВт. Массовый расход топлива от 0,1 до 0,17 кг/ч. Вместимость топливного резервуара 0,8л. Продолжительность работы при полной заправке от 3 до 5ч. Температура излучающей поверхности от 750 до 950град. Габаритные размеры нагревателя не более: диаметр 200мм, высота 200мм. Масса сухого изделия (без футляра) не более 2,0 кг. В качестве рабочего топлива для нагревателей применяйте чистые автомобильные бензины ГОСТ 2С184-77.
По поводу других агрегатов было сказано в начале. Я могу еще упомянуть печку на сухом горючем, которой пользовалась встреченная однажды на маршруте команда харьковчан из четырех человек. Она рассчитана на два литра еды. Им на четверых это как раз, а нам - несподручно. Хотя, в принципе, можно посчитать, сколько чего туда нужно, и, если окажется, что это легче примусов с котлами, то можно взять. Но у меня получилось, что примуса на толпу пока эффективнее.
Также для семейных и иных пар хороши (но дороги) буржуйские газовые кухни. Но это удовольствие пока тоже неудобно для того количества людей, которое обычно собирается в поход. Есть даже российские аналоги буржуинских прибабахов, но с тем же фатальным недостатком - они не могут прокормить толпу. Так что, пока жить нам с примусами.
Народные умельцы все делают сами, если это нужно для удобства и остойчивости горелки
Наши ребята, что только не придумывали дабы устойчивость топливного снаряжения было на уровне. Даем один из вариантов: Разборная подставка под примус (1 — кольцо 2 — профилированные полоски 3 - цапфы 4 - винт с барашком)
Ну! Остается только закончить на веселой ноте свою лекцию, которую помогли мне провести вся наша «Старая гвардия» туристов и альпинистов. Я пользовался за 30 лет занятием туризмом и альпинизмом многими горелками. Примус «Огонек» выручал меня на Камчатке. Мне его там подсунул Александр Биченко. А потом материл меня как мог, когда я, впопыхах отдал ему вконец закопченный «Огонек». При чем он конкретно сказал мне: «Больше тебе горелку не дам!». Примус «Турист» был неотъемлемой частью в хозяйстве хорошего туриста Виктора Можаева, жителя города Владивостока. Он с Азии привез небольшой казан для плова. Готовил нам плов на этом примусе прямо дома. При чем, когда в конце готовки он перемешивал рис, то мы просто истекали от запаха плова всеми жидкостями и готовы были залезть в казан, что бы испробовать, наконец тот плов. Что сказать про примуса «Шмель»? Да какая разница кто его изобрел? Сколько он нам подарил хороших минут утром. Разве он когда-нибудь подводил нас в горах? Не помню такого. Два часа ночи. Кавказ. Лагерь на перевале ВЦСПС. Дежурные новички колдуют около синеватого маленького пламени. Которое горит и, при этом, однотонно фырчит. На Примусе что-то готовят? Опять манную кашу! Выход на маршрут в 3 часа ночи. И это «Закон».
Иногда на марене было и такое! В палатке ночью темно. Дежурные что-то в тамбуре колдуют. Затем захотели понежиться в тепле и занесли «Шмель» во внутрь палатки. Все тихо, спокойно. И вдруг? Крики, вопли. Ты высовываешься с палатки. Интересно все-таки! Что там такое. Ага! Хе! Хе! Соседи бачок Примуса перегрели. Подорвал предохранительный клапан. Струя огня бьет так, как будто огнемет делает зачистку на вражеской территории. Ругань несется по всей марене. Открывается с шумом вход в палатку и оттуда вылетает наш любимый Примус «Шмель». Его тушат снегом. И при этом ржут. Конечно, смеются те, кто не пострадал. В палатке разборки и знакомая фраза: «Мне спальник припалили, сволочи! Будете новый покупать!». Вот так вот и жили. Почему жили? Живем и сейчас. Горелки изобрели новые. А проблемы старые. И о них я Вам расскажу в следующий раз.
Написание отзыва требует предварительной регистрации в Клубе Mountain.RU
Если у Вас по-прежнему проблемы со входом в Клуб Mountain.RU, пожалуйста, напишите нам.
что "Шмель" - не был скопирован с "Фебуса" (в последние годы я с ним 3 раза ездил в Приэльбрусье с командой ветеранов ленинградского альпинизма). Я его даже переспросил, и он повторил мне, что это так. Он мне кое-что рассказал про то, как он создавал "Шмель", и как делали первую партию этих примусов. Да, он, видимо, видя конструкцию "Фебуса" у него ряд идей позаимствовал. Но он считал, что "Шмель" - это никак не копия "Фебуса", а самостоятельная конструкция. У меня примерно та же история приключилась с регулируемыми палками. За основу была взята конструкция швейцарской палки, найденная Серёжей Левиным на Памире, - я её изучил и вернул. И начал делать свою конструкцию на своей элементной базе (на базе трубок от отечественных палок), - через какое-то время она стала уже не просто "аналогом" а самостоятельной конструкцией со своими особенностями, со своей технологией изготовления и своей основой материалов и полуфабрикатов. Я очень просил Карпова написать мне историю создания "Шмеля", он обещал, но как-то затягивал в этим... А потом его не стало. Может, что-то удастся найти в тех бумагах, которые остались после него (по этому вопросу у нас есть договорённость с его дочерью). Надо понимать такую простую вещь: свою конструкцию можно создать и сделать. Но уже в части и технологии, и материалов, и особенностей исполнения она будет не такой, как импортная. Карпов, например, первые "Шмели" запаивал серебром, используя старые серебряные монеты. Вряд ли, знаете, иностранцы паяли свои "Фебусы" серебром. А отработать технологию производства и запустить в серию не на базе того, что "Хочется иметь", а сделать из того, что из материалов "есть в наличии", - это задачка не менее сложная, чем создать конструкцию... Поэтому я понимаю вывод так: считать "Шмель" лишь "копией" Фебуса" - значит "упрощённо" (или "примитивно" или "наивно" - как хотите) не видеть той огромной работы, которая была проделана по созданиюи и внедрению конструкции "Шмеля". Маркову - спасибо за хорошие статьи!
конструкция прекрасная работаю с 1974г ели разделить головку и бак через гибкий шланг работает на газе и бензине с дополнительной трубкой обогрева работает и на керосине запорный шарик желательно убрать - 7 лет без профилактики 2 пятерки Алтай и Кавказ отказов не было эта схема работает на туристе и огоньке ---- обогреватель ЭВЕРЕСТ из за отсутствия нормального бензина подключил к газу работает прекрасно смотри в You Tube Q6vqG5XgO24
конструкция прекрасная работаю с 1974г ели разделить головку и бак через гибкий шланг работает на газе и бензине с дополнительной трубкой обогрева работает и на керосине запорный шарик желательно убрать - 7 лет без профилактики 2 пятерки Алтай и Кавказ отказов не было эта схема работает на туристе и огоньке ---- обогреватель ЭВЕРЕСТ из за отсутствия нормального бензина подключил к газу работает прекрасно смотри в You Tube Q6vqG5XgO24
Примуса Шмель вес моделной ряд поставлялис здес у нас в България . Как Огоньок ПТ 2 Турист ПТ 1 и старенкой Рекорд . Стойли кодата в 1988 год по нашим стандартам очен дорого 25 болгарских лева а лев переводири к рублю одна рубля на 0.8 болгарской лев . Лето 1988 год я бйл на обмен опита в Москва заводьй АЗЛК потом и в Ленинграде и от там купил мой первий Шмель 2 за 10 рублей . Сечас у меня полная колекция шмелей вес моделной ряд новьх и ешчо в порядке десети щук в рабочем состояние и на востановление . Много шмелей и других советских примусах принесли здес наши специалистьй каторие когдата работали в СССР .
конструкция головки шмеля самая удачная после небольшой переделки подключился через гибкий шланг к емкости с горючим (газ--бензин любой ) и на этом все проблемы закончились 2 года работы без профилактики Алтай и Кавказ вес головки 350гр закипание 1 литра воды 4-20 диаметр котелка 150мм если кого за интересует вышлю фотографии и эскизы vovasorokin@mail.ru в августе группа ходила горную пятерку проблем не было горелки отработали на 5 не знаю как сюда загрузить фотографии
Спасибо за статью! Примуса живут! Этим летом был с женой и внучкой(6лет) в Дигории. Старый Шмель-2,которым не пользовался почти 20 лет не подвёл! Естественно пришлось поменять все прокладки резиновые. А до этого с ним исходили пол Кавказа.
шмели хоршие, сам пользуюсь, но самый лучший шмель 2, почему? да потому что он хорошо работает и без насоса, и расход топлива самый маленький из всех шмелей, по надежности уступает шмелю 1 (и то ранних выпусков), шмель 4 с ариковой системой подачи оплива, горит плохо на малом огне, тухнет..... это из личного опыта
шмели хоршие, сам пользуюсь, но самый лучший шмель 2, почему? да потому что он хорошо работает и без насоса, и расход топлива самый маленький из всех шмелей, по надежности уступает шмелю 1 (и то ранних выпусков), шмель 4 с ариковой системой подачи оплива, горит плохо на малом огне, тухнет..... это из личного опыта
шмели хоршие, сам пользуюсь, но самый лучший шмель 2, почему? да потому что он хорошо работает и без насоса, и расход топлива самый маленький из всех шмелей, по надежности уступает шмелю 1 (и то ранних выпусков), шмель 4 с ариковой системой подачи оплива, горит плохо на малом огне, тухнет..... это из личного опыта
Более того мы, выпускаем аналоги Эвереста и примус ПТ-3,(а фото ПТ-2 http://smz.donetsk.ua/index.php?id=2782&show=4nalbum&do=showgall&gid=1945), автору спасибо за статью , если нужна информация пишите на электронку.
За использование фото не против.
У меня не отзыв, а просьба.
Подскажите, где в Санкт-Петербурге можно купить бензиновый примус "Juwel 84"
Очень хочется иметь такую нужную на рыбалке вещь.
Когда когда-то мне попал в руки Огонёк, он мне очень понравился своей простотой. Никаких насосов с протекающими прокладками и т.д. Правда, у него оказалось, с моей точки зрения, много лишних и ненужных абсолютно деталей. Крышка, корпус, теплозащитный экран. То есть нелишними оказались только "колба" с горелкой. Вместо ручки регулировки огня я через колечко-переходник приделал просто стержень с загнутым концом. В общем, у меня примус состоял из одной детали. Скажете, как на него ставить котёл? А никак. Я пошел противоположным путём. То есть почему непременно ставить НА ПРИМУС? Можно ведь ПРИМУС ПОДСУНУТЬ ПОД КОТЁЛ. А котел? Он может стоять хотя бы краями на камнях. Но у меня был сделан специальный таганок. Чрезвычайно лёгкий. Его конструкция - это другая история. На таганок ставятся котлы, а под него - можно подкладывать, когда есть, дрова, когда нет - подставлять Огоньки. Один, два, три, четыре. Ну, сколько требуется. Когда "сиситема" с примусами, на неё накидывается стеклоткань, ну как обычно. В эту же стеклоткань заворачиваются "колбы" примусов, для транспортировки. Всё!!!!!
Да. Насчёт теплозащитного экрана. Абсолютно ненужная вещь. Я рассуждал логически, а потом проверил экспериментально. Что происходит в примусе, когда срабатывает клапан? Пары бензина вырываются в корпус, везде там крутятся, все разогревают, загораются, ну и так далее вплоть до взрыва.
Что происходит в моём случае? А ничего. Проверял, специально нагревал до срабатывания клапана. Вырывается струя "паробензина", загорается как правило. Факел пламени сантиметров двадцать длиной горит несколько секунд, давление в колбе снижается, клапан закрывается. Всё!!!
Да, ещё. Опыт показал, что для создания первоначального давления в колбе её достаточно подержать минуту-две В РУКАХ. Дальше от нагрева давление держится до полного выгорания бензина.
Вот такая конструкция. Ну, у меня достаточного много неожиданных, но крайне простых и эффективных конструкций. Например, костровой тросик, которым я пользуюсь уже лет двадцать - по полезным свойствам я не встречал ни одного хоть близко находящегося. То есть никому в голову и не приходило, что могут быть такие полезности и удобства у тросика.
Ну, некоторые из моих конструкций, далеко не все, можно увидеть на форумах http://sppas.ru/forum и http://www.soumgan.com/phpBB2
Заглядывайте.
О нем мало говорилось. По моему, это вершина технического идиотизма. Ясно, что он был разработан под продолговатые каны, которые годятся только для костра, а для примусов жутко неэкономичны. Примус этот, немерянного веса, прежде всего имеет огромный бак, который не прогревается даже при +10-15 градусах работающими на полную мощность двумя горелками. Чтобы он работал, его всё время нужно качать. И работает он только тогда, когда в этом огромном баке не меньше половины бензина. А поскольку в горелках вместо конуса шарик, то очень скоро одна из них перестаёт работать, а заставить работать этот примус на одной горелке можно только с помощью такой-то матери. + дурацкие ветрозащитные кожухи от Шмеля-2. В результате после первого же похода примус был пущен на запчасти.
Вообще хотелось бы услышать имя(имена) замечательных рационализаторов примуса "Шмель 1", дабы от души пожелать им, чтобы у них на лбу что-нибудь выросло из того, что они создали, модернизируя в принципе неплохое для тех лет создание буржуйских инженеров.
Господин Марков конечно неплохо компилировал информацию найденную на сайтах, но до конца так и не разобрался из-за чего допустил большое количество серьёзных ошибок и неточностей. А ведь многие будут пользоваться данными сведениями. К сожалению я также очутился в списке лиц, у которых автор "позаимствовал" сведения и фотографии (с сайта: Caves.ru), но мне об этом сообщить не посчитал нужным. Множество моих фотографий подписаны так-же неверно. Хотя... Если бы не не эти погрешности, статью можно-бы было считать вполне удачной.
В части 14 я нашёл также множество ошибок.
Хорошо систематизированная статья, приятно почитать, еще приятней, что автор использовал мои фотографии моих примусов, http://travel.org.ua/forums/viewtopic.php?t=32890&&start=90
абосолютно не против
I. Вообще-то Шмель 1 это, конечно, "Phoebus" (Фэбус). Может Вячеслав Иванович, что-то и изобретал, но не Шмель1. У меня был и Фэбус, который я привёз из Австрии, и Шмель 1. Да и Герман должен помнить Фэбусы в спасфонде альплагерей в 60-х. Ни инструкторам, ни участникам их не давали.
II. Забыл, а может и не знал, Володя, что «OPTIMUS SVEA», «Шведка», выпускался Павлодарским заводом, и в народе обзывался просто: "Павлодар."
III. Украинский ПТ-2 - это "сало в шоколаде." К бачку Шмеля присобачили головку от америкоса "Coleman". Имея у себя в пользовании и тот и другой апарат, я думаю, что если производители не испохабили генератор (это вон та тонкая трубочка, пересекающая горелку), то аппарат должен быть достойным.
О примусах поговорили, пора и о керосине вспомнить.
Жду следующих опусов от Владимира Маркова. Мне он и его тема нравится.
Шмель 1 производства питерского завода "Арсенал" точная копия одной из вариаций (их не менее 5) "Phoebus" 625. По виду отличается бронзовой окраской и креплением ножек и ключом, стоит клеймо лексус - уголок в круге. Очень прияная машинка, почему-то почти не гниет и не срезается рейка.
но какой-то "инженер-конструктор" заменил кожанную манжету фэбуса на ту порнографию, что идет со шмелями дастанами до сих пор.
вторая вариация Шмеля 1 крашена масляной краской и показана в этой статье, выпускалась несколькими заводами близнецами, как побочная продукция к авиа и прочим двигателям. Идентифицировать с вариациями "Phoebus" не пытался
потом производство упростили, и появился шмель 2,
причем под этой "маркой" несколько вариаций, часть из которых, кроме как чудовищем порожденным сном разума не назовешь (голова от такого чудовища http://foto.mail.ru/spot#/mail/gve-82/104/122.html оставлена для коллекции).
Основное отличие - изменился принцип запирания, вместо не дуракоустойчивой зубчатой рейки сделали эксцентрик с конусом, и зачем-то на конусе еще и пробку.
некоторое время выпускался "арсеналом" и очень короткое заводом "Стрела"
потом какой-то "инженер-конструктор" упростил производство и заменил конус шариком и изделие стало окончательно не пригодно к эксплуатации.
шмель-3 -две головы на одном баке.
не принципиально измененный шариковый шмель2 выпускется "стрелой" и до недавнего времени "мотор сич"
шмель 2 почти в чистом виде выпускается "дастаном"
там же выпускается гибрид "эвереста" и шмеля-3 ИК нагреватель "Луч"
как-то так.
Шмель 1 производства питерского завода "Арсенал" точная копия одной из вариаций (их не менее 5) "Phoebus" 625. По виду отличается бронзовой окраской и креплением ножек и ключом, стоит клеймо лексус - уголок в круге. Очень прияная машинка, почему-то почти не гниет и не срезается рейка.
но какой-то "инженер-конструктор" заменил кожанную манжету фэбуса на ту порнографию, что идет со шмелями дастанами до сих пор.
вторая вариация Шмеля 1 крашена масляной краской и показана в этой статье, выпускалась несколькими заводами близнецами, как побочная продукция к авиа и прочим двигателям. Идентифицировать с вариациями "Phoebus" не пытался
потом производство упростили, и появился шмель 2,
причем под этой "маркой" несколько вариаций, часть из которых, кроме как чудовищем порожденным сном разума не назовешь (голова от такого чудовища http://foto.mail.ru/spot#/mail/gve-82/104/122.html оставлена для коллекции).
Основное отличие - изменился принцип запирания, вместо не дуракоустойчивой зубчатой рейки сделали эксцентрик с конусом, и зачем-то на конусе еще и пробку.
некоторое время выпускался "арсеналом" и очень короткое заводом "Стрела"
потом какой-то "инженер-конструктор" упростил производство и заменил конус шариком и изделие стало окончательно не пригодно к эксплуатации.
шмель-3 -две головы на одном баке.
не принципиально измененный шариковый шмель2 выпускется "стрелой" и до недавнего времени "мотор сич"
шмель 2 почти в чистом виде выпускается "дастаном"
там же выпускается гибрид "эвереста" и шмеля-3 ИК нагреватель "Луч"
как-то так.
Самый первый примус Шмель был разработан
Карповым Вячеславом Ивановичем (07.12.1930) – Санкт-Петербург. Инженер-конструктор. В настоящее время продолжает активно работать конструктором в ЗАО «АМТ». Разработал конструкцию примуса «Шмель» в 1964 г. и сделал 10 образцов, один которых в рабочем состоянии до сих пор. Первая поездка в горы – 1952 г., последнее восхождение – 2006 г. КМС по альпинизму – 1968 г. Жетон «Спасотряд» – 1967 г. Инструктор – 1967 г. Совершил около 100 восхождений, в том числе 5 к/тр. – 5. Семитысячники: пик Ленина, пик Коммунизма, пик Евг. Корженевской. Судья по альпинизму – 1 категории, по скалолазанию – 2 категории, по горным лыжам – 2 категории. Общественная работа: председатель альпсекции «Петроградец» в 1965-1966 гг., член бюро альпсекции «Петроградец» в 1971-1974 гг., член президиума альпсекции ДСО «Труд», председатель отраслевой (судостроение) альпсекции в 1980-1987 г., зам. председателя Совета ветеранов альпинизма Ленинграда с 1989 г., член Президиума ФА СПб, председатель Совета ветеранов альпинизма с 2001 г.