Mountain.RU
главная новости горы мира полезное люди и горы фото карта/поиск english форум
"Горы в фотографиях" - это любительские и профессиональные фотографии гор, восхождений, походов. Регулярное обновление.
Горы мира > Крым > Шаан-Кая
Всего отзывов: 0 (оставить отзыв)
Автор: Василий Терехин, Севастополь

Гипер - штурм

Предисловие
Это заключительная статья про наши с Ратмиром приключения на маршруте Гиперборея весной 2023г. Да, не удивляйтесь, не прошло и года ))). Как обычно в статье много букв, фирменный странно-кривой стиль изложения мыслей и грамматические ошибки, которые не может вычистить даже word. В общем, все, как мы любим.

Статьи я пишу в первую очередь для себя, и если кому-то они тоже интересны, то добро пожаловать.

Этим текстом, я хочу передать именно то состояние, которое мы (я) испытывали во время восхождения, а не просто оповестить – удался проект или провалился. Сделать это без описания всей последовательности событий и нюансов, происходивших на стене, представляется мне проблематичным.
Штурм
Для восхождения на Шаан-Каю слово "Штурм" может быть применено только в кавычках, однако оно имеет тот же смысл. А именно восхождение в одном потоке от начала до вершины.

В прошлых статьях я подробно рассказывал, какую стратегию использовали при работе на маршруте, о том, что делали, а что нет. Если кратко, то мы достигли промежуточной цели: все участки маршрута Гиперборея пройдены свободным лазанием, без использования ИТО. Каждый питч мы пролезли в отдельный день в произвольном (удобном нам) порядке. Чтобы довести проект до логического завершения, осталось пролезть все участки в один день. Проблема в том, что до отъезда Ратмира осталось совсем немного времени.

В общем, день отдыха, попытка восхождения и день на эвакуацию снаряжения с горы. В теории, времени достаточно, чтобы сделать два подхода, но тогда не успеем отдохнуть. Себя обманывать не стоит - у нас есть время только на одну хорошую попытка.

Отдохнув полдня, мы вернулись под Шаан-Каю, чтобы переночевать в пещере. Это показалось логичным, ведь мы хотели начинать рано и использовать день по максимуму. Минус дорога до Симеиза - это час, минус подход под стену - это 40 мин. Звучит как песня.

Уже смеркалось, когда мы добрались до пещеры. Пришлось затащить некоторые вещи, которых мы не использовали ранее: спальники, коврики, еду горелку, воду и т.д. Немного, но все же.

В этот день шёл дождь, прекратившийся после обеда. И даже не смотря на большое нависание стены, было много темных участков (т.е. мокрых). Облако сидело низко, ветер слабый, надежды, что до завтра все высохнет, практически не было. И что делать? Очевидно, что будем пробовать.

Подход на ночевку

Я всю ночь ворочался и просыпался. Нары, сбитые из тонких сосновых стволов, оказались не очень удобными. Со стены пещеры местами капала вода, которая попадала на спальник. Не то чтобы невыносимо, но особого комфорта не было, и нормально выспаться не удалось.

Был еще один нюанс: дома я всегда начинал утро с раскатки на ролле, разминки и растяжки. В пещере это было затруднительно, и, несмотря на то, что мы взяли с собой маленькие пенопластовые "шары", размяться получилось весьма условно. В итоге не выспавшиеся и не совсем размятые, около 8 утра уже стояли под стеной. На ветке кизила все еще висел облегченный фингерборд, и мы сделали небольшую разминочную серию. Ну, что ж, время пробовать.

Изначально делили сложные участки, по принципу у кого, что лучше получалось. Мне достались 2 и 6, Ратмиру 3 и 7. Остальные участки будем распределять по ситуации. Типа 1й мне, размяться перед вторым восьмерочным. Ратмир может размяться на втором с верхней. Далее, как будет удобнее.

Начало 1 питча

Первый питч 6б+ размялся, состояние удовлетворительное. Нижние участки местами мокрые, но вроде не критично, лезть можно. Начал 2й питч - 8а - длинный с ключом в самом конце. С трудом удалось сохранить концентрацию на подходе к ключу и на самом ключе, сказывалась недостаточная разминка. Пролез, но без запаса. Очень уж не хотелось перелазить))))

Далее нас ждал 3й питч - короткая концентрированная 8b, с мелкими зацепами под один два пальца и очень точной работой ног. Ратмир размялся на 2м питче, полазив его частями с верхней страховкой. И после отдыха перешел на 3й.

Ратмир разминается на 2 питче

Первая попытка срыв, не смог сходу включиться. Спуск на "платформу", хороший отдых и вторая попытка. Намного лучше первой, было близко, но снова срыв. Настроение наше начало ухудшаться. За это время я вроде бы отдохнул, и тоже решил дернуться, вдруг зайдет, все равно Ратмиру нужен отдых. Но не тут-то было ))) У меня опять перестала получаться первая часть - подход к ключу. Да и сам ключ сегодня получался кусками и со скрипом. Прошло уже несколько недель с тех пор, как пролез этот участок чисто, стал забывать.

Отдохнули и сделали еще по одной безрезультатной попытке. Ратмир близок, я далек, но все же покатал частями. Настроение "ниже фарватера". Мысли о том, что это фиаско, что пора сдаться, что мы не сможем, начинали давить.

Я, как мог, подбодрил Ратмира, размял ему предплечья, и он сделал еще попытку и снова безмолвно повис на веревке.

И что? Это все? И что теперь делать?

"Что делать, что делать? Муравью…. приделать".

Сегодня мы потерпели неудачу, но у нас есть еще один день. Лезем завтра? Тоже так себе вариант, не успеем восстановиться. Погоди, у нас ведь есть еще день послезавтра. К обеду мы хотели снять все снаряжение со стены, чтобы Ратмир спокойно поехал на Кавказ. Но можно снять всю снарягу сразу после! Да это будет тяжеловато, но что уж поделать. Ратмиру придется выезжать с опозданием и в ночь. Тут уж или пан, или пропал, "все за сибирскую корону". Решено, лезем после отдыха!

Спустившись со стены, мы забрали все бивуачное снаряжение. Все-таки лучше переночевать дома в комфортных условиях, размяться, собрать перекусы и т.д. и спокойно подойти под стену. К тому же 40-50 минутный подход можно тоже воспринимать как часть разминки.

Отдохнули денек, я даже не работал )))
Вторая попытка штурма
Ранний подъем, разминка, раскатка, стояние на гвоздях, завтрак, дорога, подход под стену. Вуаля, в районе 8 утра, мы разогретые и немного вспотевшие в "сто пятисотый" раз под стеной Гипера. Еще немного разминки, висы на фингере, развеска снаряжения и, наконец-то, начинаем.

Погода звенит

На подходе было видно, что погода сегодня ясная, днем будет жарко. Вчера дождя тоже не было, стена почти полностью высохла. Лишь несколько пятен в районе 6го питча. Надеюсь подсохнут, если, конечно, туда доберемся )))

Первый питч нормально, самочувствие отличное, настрой боевой. Второй участок тоже с первой попытки, опять хорошо напрягся и даже забился, но залез. Подошел Ратмир на жумарах. По уже отработанной схеме, размялся с верхней на 2м питче, отдохнул и полез 3-й. Был близок к пролазу, но сорвался. Подбадриваю его, отдыхаем, еще попытка и опять что-то пошло не так.

Все нормально, не напрягайся, в следующей попытке залезешь. Давай я подергаюсь, пока ты отдыхаешь. Давай.

3 питч

Я полез и сразу понял, что сегодня этот участок идет намного лучше, чем в прошлый раз. Сделал подлаз к ключу, и сам ключ по отдельности. После этого решил пролезть сразу еще и следующий участок - 7b, чтобы Ратмир хорошо отдохнул. Пролез, спустился по перилам к началу третьего питча.
- Ну что, готов? Гонять котов?
- Готов!
- Погнали!
Близился полдень, скала уже разогрелась, ноги и руки начинали течь. Но вдруг солнце затянули облака, и подул прохладный ветер, как бы говоря: "Ребята, пора". Затаив дыхание страхую. Ратмир сделал подлаз, первую часть ключа, щелкнул оттяжку, несколько тяжелых движений, еще оттяжка… Осталось буквально пара перехватов и все. Нет!!! Срыв в самом конце, стрельнула рука с последней мелкой зацепы. Блин, как обидно. Опять мы в патовой ситуации, так же как в прошлый раз. Если не одолеем этот питч, дальше продолжать смысла нет. Время пока есть, будем пробовать до победы.
- Давай не раскисай, залезем. Я попробую пока ты отдыхаешь?
- Конечно, давай.
На первых же движениях я поймал то самое состояние "боевой готовности", один в один, как в тот день, когда я пролез этот питч. Оставалось только не терять концентрацию и сделать все четко. Перехват, перехват, оттяжка, постановка ноги, ещё перехват, нога….. Немного запутался в конце, но удалось удержаться, и вот она станция. Ура мы прорвались.
- ААА, ЕДЕМ ДАЛЬШЕ!
- Молодец!

4 питч

Далее нас ждали два не суперсложных участка: 4й - 6с, лазание по щели с естественной страховкой, немного разрушенный в начале, но в целом приятный участок. И 5й - 7а - перелаз через карниз с долазом по шелухе. Ратмир не спеша залез оба эти участка, и вот около 14 часов мы оказались на нашей фанерной чудо-платформе под 6м питчем. (Это третья платформа, первые две остались внизу под 2м и 3м питчем).

Пока жумарил 4 и 5 участки начал переживал: Смогу ли я пролезть самый тяжелый для меня 6й питч? А что если не смогу? Мне понадобилось 4 дня, чтобы осилить один этот участок, а сегодня я уже устал . Стараюсь сконцентрироваться непосредственно на лазании, не думать о том, что будет или нет. Нужно скинуть весь груз ответственности, который тянет вниз, иначе не взлететь. Это обычная ситуация для спортсмена, участвующего в соревнованиях, но тут все намного интереснее. Кроме предельного для меня лазания, очень большая высота и огромное психологическое давление в течении всего дня.

Первая попытка, больше похожа на разминку. Я, конечно же, помню расклад, но нужно так сказать освежить и втянуться. Опять немного влажная зацепа перед ключом, та же неудобная встежка и отломанная наполовину зацепа под ногу на ключе. За неделю особо ничего не изменилось.

После отдыха пробую еще раз, нужно уже залазить! Каждая следующая попытка отбирает много сил, не добавляя шансов на пролаз. Второй подход также не увенчался успехом. Начинает сказываться усталость. Идет настоящая психологическая борьба с маршрутом, уже практически битва.

Чтобы сделать результативную попытку, нужно было отдыхать не менее 50 мин. Между подходами Ратмир разминал мне руки и плечи. Мы ели, пили и даже спали (дремали) вольтом в нашей фанерной чудо-платформе размером 140*60см.

После почти часового отдыха делаю ещё попытку. На первой части стараюсь поймать нужное состояние и настроиться на пролаз. Ключ даётся с трудом. Как и все последние разы после ключевого перехвата сам скидываю ногу с обломанной ножной зацепы. Удерживаю "на плечо", сдваиваюсь, просаживаюсь на ногу и пытаюсь отдохнуть. Далее ещё два тяжёлых участка. Первый делаю, а на втором не удерживаю последние зацепы, повисаю. Кажется, это все.
- Жаль, было очень близко.
- Да. Было…
- Не раскисай. Время ещё есть, давай отдохнёшь и ещё раз попробуешь. Ты ведь Эскадрон тоже с 4й попытки залез (Это стало нашей любимой поговоркой, когда первые попытки были неудачными)
- Ну давай, - ответил я, без особого энтузиазма.

И снова разминка предплечий, скребок гуаша, перекус и отдых. Настраиваюсь следующим образом. Даже если не получится пролезть этот питч, то что мы сделали уже достижение. Питчи, которые в прошлом году СОВСЕМ не получались, мы пролазим, да ещё и в один день. Даже если не долезем до конца, это не так уж и важно.

Сиди, не сиди, а маршрут сам себя не залезет. Уже до боли знакомое начало по внутреннему углу. Переход через карниз, траверс, небольшой отдых. Обычно в этом месте я визуализирую пролаз и стараюсь внутренне улыбнуться себя, все-таки мы здесь для удовольствия. Подход к ключу, неудобная встежка, ключевой перехват на плечо, с одновременным скидываем ноги. Тяжело, но делаю, ещё несколько перехватов, просадка в колено, чтобы немного скинуть правую руку. Далее серия тяжелых равновесных перехватов.

Делаю последнее сложное движение на огромный откол, даже его удерживаю с огромным трудом. Рано расслабляться, я уже падал в этом месте на смене ног. Максимально аккуратно делаю смену, беру откол двумя руками, осталось несколько несложных перехватов, но усталость зашкаливает. Я отдал практически все силы на тяжелых секциях, руки забиты в хлам. Каждый следующий перехват даётся как последний. И вот она станция. Берусь за нее руками (для облегчения снимал самостраховку) и радость переполняет меня. Слышу крик Ратмира.
- Ееее. Красава.
- Давай подходи. Прорвались.

Ратмир начинает жумарить ко мне на станцию, чудо-платформу я вытягивая на связочный веревке, в это время пытаюсь переварить свои ощущения. К сожалению, не могу передать словами те чувства и эмоции, которые переполняли меня в этот момент. Это и удовлетворение, и радость достижения, и усталость, и благодарность за то, что мне выпала такая возможность. Огромное спасибо тебе вселенная.

Станция в начале 7 питча

Пока Ратмир подходил, я установил платформу.
- Давай по готовности.
- Да конечно, передохну и погнали.
Спустя 10 мин Ратмир начинает крайний сложный участок на маршруте (8b по нашим оценкам). До заката осталось чуть больше 2 часов, но если мы залезем этот участок, то два последующих мы и в темноте сможем закончить.

Ратмир молчалив и собран. Видно, что сконцентрирован на пролаз. Стараюсь не отвлекать его болтовней, страхую молча. Тяжелый заход во внутренний угол, несколько перехватов в откидку. Дальше ключ - взял "прыщик" левой рукой, крошечную полочку правой, поставил ногу и сделал длинный перехват левой рукой.
- Держать. Давай, давай.
Ключ пролез с первого раза. Отлично, ещё несколько перехватов и можно немного скинуться, дальше долаз уровня 7б.
- Скинься хорошенько. Дальше расклад помнишь?
- Вроде помню.
- Ну, давай, аккуратно и четко.
Мы лазали этот участок практически месяц назад, часть меток уже не видно. В принципе долаз не сложный, но аккуратный и можно запутаться.

Именно так и произошло. Ратмир сорвался, зайдя не в расклад.
- Нееет.
- Я думал ты залезешь с первого раза. Давай вспомни расклад и со второго все получится.

7 питч

Так и сделали. Ратмир "покатал" концовку, освежил метки и спустился на отдых.

Пришла моя пора разминать и массировать.

Отдохнул и полез вторую попытку. До ключа все четко, но на длинном перехвате стреляет рука, не хватает силы, чтобы удержать крохотную полочку.

Я решил тоже попробовать, скорее, чтобы дать Ратмиру время прийти в себя, чем на результат. Так и есть. После нескольких участков на выносливость, я как-будто восстановился, но максималки совсем нет. Вообще не могу удержать ключевые зацепы. Спускаюсь в платформу. Отдыхаем.

Ратмир смурной, видно, что сильно переживает.

- Слушай не нужно так запариваться на пролаз, ты не можешь расслабиться. Конечно, хочется долезть до верха, но это не самое главное. Посмотри, чего мы уже достигли. Мы пролезли все участки, которые казались вначале невозможными. Мы пролезли 3\4 маршрута. И даже если мы не залезем все, я все равно считаю, что мы молодцы!
- Да, да…
После отдыха ещё одна попытка. Я будто боюсь дыханием столкнуть Ратмира с зацепы, страхую максимально аккуратно. Не проронив ни слова, веду внутренний диалог сам с собой. Щель накрест, отлично, давай дыши, нога выше, все четко, давай, дальше ключ, прыщ левой, держать, микро полка правой и перехват….Нет. Снова срыв.
- Аааа. Бля. Бля. Просто не могу их зажать.
- Похоже это все?
- Да
Ратмир вновь спускаться в платформу, обувает кроссовки, достаем фонари и продолжаем наш путь к наверх, к сожалению, уже на жумарах. Комплект жумаров один, лидер ведь должен был все залезть, приходится спускать. Уже на следующей станции меня застала темнота. Делим жумары пополам, я остаюсь собирать восьмой участок, Ратмир уходит наверх на крайний 9й участок.

Собрать точки, в которые не простегнуты перила на сильно нависающие рельефе, ещё-то удовольствие. Используя гри-гри и один жумар прохожу участок вверх, затем спускаюсь простегивая перила, затем поднимаюсь, собираю точки и можно ехать дальше. Хорошо, что мы собрали промежуточные точки на всех нижних участках, в темноте это было бы практически невозможно.

Собрав все железо и платформу, начинаю катиться вниз. Ратмир продергивает. Основная часть перил у нас одним куском 200м и работать с ними не очень удобно, поэтому я оставляю на станции только два или один карабин остальное забираю.

На небе ни облачка, и лунная дорожка по морю, сегодня полнолуние, романтика блин. И два дурака в темноте звеня железом спускаются с Шаан-Каи.

К нижним участкам я стал напоминать ногоднюю ёлочку. На мне висела куча железа и три платформы. Коуши на системе не могли вместить такое количество карабинов, поэтому я заталкивал их в капроновые мешки, в которых мы оставляли на стене еду и прочее. Мешки я вешал не на коуш, а прямо открытым карабином за пояс беседки.

Думаю, вес снаряжения превосходил мой собственный. На крайнем дюльфере с трудом прожимал рычаг гри-гри. И вот она земля, снимаю с себя весь скарб.

Я будто в невесомости, в смысле стал очень лёгким )))

Снял беседку, начал распределять кучи снара, в этот момент по веткам дерева чуть в стороне хлесткий удар веревки.
- Дошла?
- Да. На земле.
Я не сразу понял, что Ратмир хочет сделать. Ведь он был далеко,на станции в начале 4го участка. Но потом дошло, что он сдвоил наши 200 метровые перила прямо от туда до земли. Катился по двойной на корзине и просто выстегивал по одному карабину на каждой промежуточной станции. Умно.

И вот, наконец, Ратмир встал на землю под началом маршрута Гиперборея. Время около 23ч, мы лазали 15ч. Это ещё не конец, ведь нужно спустить все барахло вниз. А кому-то ещё и переехать в Тырныауз к завтрашнему вечеру.

Я пошел тянуть перила, руками естественно не пошло. Взял жумар, тежело, но поддается. С середины пошло легче, я положил жумар на землю рядом, поскольку был уже без системы. Именно в этот момент видел этот жумар в последний раз. Мы не нашли его ни внизу в баулах, ни под маршрутом через два дня, когда я вернулся. Мистика.

Перекусив остатками, нам с трудом, но все же удалось растолкать все барахло в баул и рюкзак. Оставили только платформы. Получилось не так уж и много по 35-40 кг на брата, хотя возможно и меньше, но мы уже очень устали.

Во втором часу ночи приехали в Ялту, в квартиру, где жил Ратмир. А дальше как в песне КИШа "Два вора, едва скрывшись от погони. Делить украденное золото решили….".

Пересчитав все железо, которые мы заносили за несколько раз, я ошалел. Его было очень много:

  • Якоря заряженные - более 40шт
  • Оттяжки - больше 60шт
  • Френды, карабины и прочее.
  • Сколько же оказывается у нас этого барахла (отличного снаряжения).

    Угомонились ближе к трем ночи. Спать Ратмиру оставалось не больше трех часов, далее его ждал увлекательный автомобильный путь в Тырныауз. Мне же предстояло навести порядок в квартире, передать ключи и поехать домой. На этом наше приключение окончательно пошло к концу.

    В смысле в этом году подошло к концу! Возможно, мы ещё вернёмся. Ну, это я теперь начинаю так думать. Тогда был настолько вымотан морально и физически, что думать об этом совершенно не хотел. Это самый затратный по всем показателям проект в моей жизни!

    Что же имеем в сухом остатке??? Нам удалось пролезть все участки маршрута Гиперборея свободным лазанием. Это результат? Ну конечно! Нам совсем немного не хватило сил совершить восхождение в свободном стиле за один день. Что ж, это может быть стимулом вернуться нам или другим восходителям. Над проектом всегда интереснее работать. Если есть место для "подвига", это мотивирует куда больше, чем повторение. Можно поднять планку ещё выше: залезать маршрут свободно, за один день одним человеком. Да можно все что угодно. Стена ждет своих героев!!! Считаю, что и я и Ратмир стали «сильнее» в процессе подготовки и работы над проектом, а это дорогого стоит.


    Читайте на Mountain.RU:

    Моя Гиперборея!

    Здесь трэда нет

    Гиперборея. Фильм

    Василий Терехин о Гиперборее

    Не смотри вниз

    Шаан-кая. Реставрация маршрута Гиперборея

    По долблёнкам на Шаан-Каю или третье прохождение мультипитча Атлант-М

    Крым, Шаан-Кая. Маршрут "Гиперборея" (Яречевский - Марунич). История прохождения и технические подробности

    Написание отзыва требует предварительной регистрации в Клубе Mountain.RU
    Для зарегистрированных пользователей

    Логин (ID):
    Пароль:
    Если Вы забыли пароль, то в следующей форме введите адрес электронной почты, который Вы указывали при регистрации в Клубе Mountain.RU, и на Ваш E-mail будет выслано письмо с паролем.

    E-mail:

    Если у Вас по-прежнему проблемы со входом в Клуб Mountain.RU, пожалуйста, напишите нам.
    © 1999-2024Mountain.RU
    Пишите нам: info@mountain.ru