Автор: Василий Терехин, Севастополь
Здесь трэда нет
Данной статьей я начинаю небольшую серию статей о нашей с Ратмиром попытке свободного прохождения Гипербореи (Гипера). (это второй год). Перво наперво хотел поднять вопрос "трэда" и нашего стиля.
Разберём все по полочкам. Трэд лазание - от английского trad - traditional climbing. Именно так люди изначально проходили маршруты в горах. Имеется ввиду прохождение маршрута свободным лазанием с натуральной страховкой - закладки, крючья, френды. Шлямбурам в таком случае просто не от куда взяться, ни кто ранее их там не забил. А что, если нам встретился сложный участок лазания без возможности организовать естественную страховку? Что делать? Забить шлямбур, который со временем будут использоваться все последующие восходители. Ок, теперь давайте определимся, 1-2 шлямбура на верёвку в тех местах, где нет возможности организовать страховку это - Трэд или уже нет? Наверное это уже не чистый Трэд, но все таки Трэд лазание тут сильно преобладает. Верно? Верно!
Конечно же, мы рассматриваем только тот случай при котором Трэд без шлямбура становиться реально опасным для жизни и здоровья. "Пять кокосов это куча или не куча? А семь" - спросила мартышка у попугая (из 38 попугаев). Это я к тому, каково это волшебное число болтов после которого Трэда совсем не остаётся? (обдумываем) Вернёмся к баранам. Маршрут Гиперборея это технически очень сложной маршрут, который проходит по сильно нависающему рельефу. Во многих местах нет возможности организовать нормальную точку для ИТО, я уже не говорю о качественной страховке.
Маршрут был пройден на 90 процентов на ИТО, забито не мало болтов. Особенно в нижней части , где бедный рельеф для естественной страховки. И даже сейчас когда набиты все эти болты и появились новое снаряжение (хорошие френды, якоря и фифы с отгибом), маршрут Гиперборея входит в топ сложнейших в Крыму. Нашей задачей было пройти весь маршрут Свободно!!! Не трэдом, а именно свободным лазанием с нижней страховкой. Для страховки мы естественно использовали и шлямбура, и свои точки. Я вообще считаю, что чистый Трэд на большинстве участков гипера не возможен (как раз из-за того что нет возможности организовать страховку). С Трэдом вроде определились.
Чистым трэдом пролезть гипер не возможно, задача пролезть свободно!!! Теперь к вопросу об установке точек с лазания и снятия их после каждой попытки. Т.к. мы решили, что у нас не Трэд, то нафига каждый раз снимать точки? На трэде это всегда проблематично (тупо нет болта через который можно спуститься). Так ещё и рельеф на многих участках сильно нависает и уводит в сторону (иногда до 15м на верёвку). Скалолазы лазают свои самые тяжёлые проекты по провешенным заранее оттяжкам (есть конечно и те кто считает маршрут пройденным только если лезли с разведкой, но их единицы).
И тут все понятно. Для того что бы пролезть с разведкой нужен больший запас выносливости. А если ты и так лезешь на максимуме? Вот это как раз и есть наш случай. Само по себе лазание на сложных участках Гипера для нас с Ратмиром было задачей предельной. Вщелкивание оттяжек во время придельного лазания еще усложняло задачу, а лазание с установкой точек было для нас Запредельно сложно (большинство точек это якоря, их нужно забивать молотком). Нет, я не говорю, что это в принципе не возможно. Но для нас в данный момент времени, это непосильная задача. В итоги мы решили, что заранее расставим все точки и не будем ни чего снимать, сконцентрировавшись на Свободном Прохождении. Так что же в итоге мы лезли МультиПитч?
По сути да, но есть нюансы (вспомнить анекдот про нюансы). Большинству болтов на маршруте от 40 до 20 лет, и это не клеевые анкера 100мм глубины, а старые дюралевые втулки 8мм диаметром и 25-35мм глубиной (часто с ушами из "консервных банок"). Забиты они не под свободное лазание, а под ИТО, да и то только на участках где невозможно страховаться своими точками. Опять же, свои точки ведь это тоже далеко не шлямбура, могут вылететь и т.д. Все это в совокупности с почти 300м нависанием под ногами делает этот "МультиПитч" весьма и весьма Своеобразным!!!
- П.С.:
Все таки 2-3 болота это уже не Трэд, а Гиперборея не МультиПитч.
Часть 2. Неуловимый Джо
Выше мы обсудили вопрос установки и снятия точек страховки и т.д. переходим к лазанию.
Впервые мы начали обсуждать этот вопрос два года назад, когда только взялись за проект. Тогда мы были бодры и веселы, нам казалось, что мы немного поработаем и сможем собрать весь маршрут целиком. На подходах мы всерьез обсуждали как будем пролазить маршрут:
- 1) каждый должен пролезть все участки с нижней
- 2) или достаточно чтобы один пролез с нижней, а второй с верхней
В конце концов пришли к тому, что оптимальнее всего будет такая схема: первый лезет, а второй в этот день только страхует и жумарит. На следующей день меняемся. Обосновывали тем, что это максимально честная схема и минимально затратная по силам для лезущего. Ведь как ни крути ботинки, воду, еду, куртку и т.д. нести надо. Так вот, хочешь рассмешить бога, расскажи ему свои планы.
Так и вышло, мы уже заканчивали съемки нашего фильма, а расклад на некоторых верёвках все еще не был найден (я уже не говорю о прохождении всех участков). В итоге в прошлом году не пройденными остались три самые сложные веревки (3, 6, 7). Все разные по стилю и все по своему сложные. В итоге на всех мы нашли расклады, но собрать не смогли. На 3м и 7м питче мы были близки к прохождению, на 6м не очень.
К сожалению в начале июня время работы над проектом закончилось и Ратмир уехал работать в горы. Но мы уже понимали, что вернёмся и постараемся завершить начатое.
До следующей весны мы переваривали прошлогодней опыт, и пришли к следующему:
Первоначальная цель сделать свободное прохождение всех участков по отдельности.
Уже после этого думать о прохождении маршрута целиком за один день! Причем, скорее всего, каждый будет лезть свои участки (т.е. те которые у него лучше получается). Для прохождения будет достаточно пролаза каждого участка одним участником.
На том и порешали!!!
Кстати были предложения о прохождении маршрута целиком, с ночёвкой в платформе, типа как Dawnwall. Но мне это изначально не нравилось, к тому же платформы нет ни у меня, ни у Ратмира ))). Конечно же, можно было взять попользоваться у друзей. Но мне сама идея ночёвки в 3-5ти веревках от земли, не очень нравилась (мы в горах этого уже наелись). В общем решили, что если и будем пробовать залезть маршрут целиком, то будем делать это одним днем.
Вопрос знатокам: Что отличает проект, от обычного маршрута? Верно, время работы над ним и отдых между попытками. Например, при подготовке к Гиперу в этом году мы пролезли м-т Эскадрон в Никите 8а+/8b (Ратмир с 4-й одним днем, я с 8-й попытки за два дня). Так вот, отдых между результативными подходами был около часа. При этом ты можешь ходить, тянуться, кушать, сидеть, лежать, в общем делать все что хочешь. Мы же на Гипере "отдыхали" сидя в облегченных "досках" (типа промальповских), в них же и страховали, и делали все остальное. Практически все станции на маршруте висячие и неудобные, и отдых в доске не давал должного результата, нужно было другое решение. И вот мы пришли к нашему супер-мупер-изобретению - фанерной мини-платформе.
Поставив "платформу" в первый раз под 7й верёвкой, я подумал : "А что, так можно было?!!! Это вообще легально? )))".
Понятно, что это не то же самое, что отдых на земле, но и от первоначального сидения в сжатом состоянии в доске отличалось кардинально.
Для полноты картины расскажу как мы начали работу над проектом в этом году.
По опыту прошлого года, мы понимали, что в апреле может быть холодновато и ветрено, поэтому решили стартовать на Гипере только в конце апреля. До этого набирали форму на скалолазных дорожках, сходили мультипитч "Сказка странствий" и только собирались завешивать перила на Гипере.
В один из тренировочных дней мне позвонили по работе, и Ратмир услышал, что мне предложили спилить дерево в Кореизе.
Он попросил взять его на работу, типа хочет посмотреть как я пилю. Я подумал, что так будет даже удобнее, как раз нужно загружать ветки в машину.
План-капкан был такой: берём Жеку (моего напарника по работе) и Ратмира, утром быстро расправляемся с деревом в Кореизе и к обеду идем вешать перила на Гипере. Втроем веселее тащить все эти веревки и железо.
План супер, но как это часто бывает, что-то пошло не так.
Перед началом работы я строго-настрого запретил Ратмиру брать в руки пилу, от слова Совсем. Я пилю на дереве, Жека допиливает внизу, Ратмир только таскает. Началось все четко, я уже допиливал пристволок, и вдруг понял, что-то случилось.. Жека приговаривая и матерясь побежал в машину, а Ратмир стоял на месте показывая Класс большим пальцем правой руки, накрывая его сверху левой. Ну вот допрыгались.
Как так???? Ты же пилу не должен был брать?!!!
Ну я держал, а он пилил. Потом раз и …...
Зашибись.
Смотрю на палец, разорвало примерно 1 см кожи и чуть зацепило ноготь. Да уж, несмертельно, но очень неприятно, дней 10 будет заживать.
Отправили Ратмира в больницу, что бы убедить, что цепью не оторвало кусочек кости. Доделали работу и сели думать, что же теперь делать. План-капкан дал сбой, опять насмешил бога (.
Нюанс ещё был в том, что неделей ранее, на соревнованиях по боулдерингу, я сильно перегрузил локоть. Визит к "своему" доктору, подтвердил воспаление и необходимость курса противоправных уколов в сустав. А самое главное Ни Какого Лазания. Подумал, что уменьшу интенсивность лазания на неделю и острая стадия воспаления пройдет. А там пока завесим перила, пока начнем работать, вспоминать расклады и т.д уже все и восстановиться. Плюс у меня же есть Ратмир, он молод, дерзок и силен. Если воспаление не пройдет он и полезет, а я только патроны буду подавать ))).
И что теперь? Я с больным локтем, Ратмир с пальцем, куча барахла в машине, Шаан-Кая на своем месте. Вешать перила или теперь нет смысла? Неужели это фиаско? Времени осталось около месяца, а мы ещё и не начинали. Настроение ниже плинтуса. Решил позвонить Ратмиру.
Как палец?
Все нормально. Перевязали, кость целая.
Какой план? Перила есть смысл вешать?
А почему нет?
Ну у тебя палец, у меня локоть. Начнем только дней через 10, после вторых майских.
Времени действительно впритык, но пробовать надо. Если вы сможете без меня сегодня завешать, то делайте.
Хорошо, давай так.
Перехватив у Ратмира часть железа, мы с Евгением навьючили на себя баулы и поплелись на вершину Шаан-Каи. Триста метров веревки и куча железа ускорения не добавляли, но вес был вполне сносный, я думал что будет тяжелее. В этот раз мы решили не играть в альпинизм, и провесить перила сверху вниз, а не снизу вверх, как в прошлом году. На Гипере это конечно тоже еще то удовольствие, поскольку рельеф сильно нависает и уходит в сторону. Однако опыт и знание маршрута позволили вернуться в машину до сумерек. Спасибо Евгению за помощь, один бы я не смог повесить перила, а без этого мы бы начали работать позже. Все, подготовительная часть закончена, дальше нужно восстановиться, собраться и просто залезть ).
- P.S.:
Так почему же все таки Джо неуловимый???
Правильно! Потому, что нафиг никому не нужный. Это я к чему? Да к тому, что Гиперборея очень сложный проект не только потому, что там сложное лазание, а по совокупности всех навыков и умений которые необходимо обладать для работы над ним.
Думаю найдется много скалолазов, которые смогли бы залезть все веревки Гипера если бы это были обычные скалолазные маршруты. Так же немало альпинистов, которые спокойно могут работать на такой высоте. Но если в уравнение добавить наш “любимый” ежедневный подход и отход???? Дорога из дома - чуть больше часа, подход под стену налегке - около часа, подъем на вершину Шаана - около 1.5ч, плюс перебирание снаряги, перекуры и т.д. В итоге, что бы поработать несколько хороших подходов на одном тяжелом питче уходит целый световой день. А так же не забудем, что все таки это не совсем (или скорее совсем НЕ) полноценные скалолазные дорожки. Местами старые шлямбура, якоря и френды. В итоге мы получаем “Огненную смесь” параметров которыми нужно обладать для работы над этим маршрутом в свободном стиле.
Конечно мы не единственные спортсмены в Мире и даже в России, кто может работать на проектах такого уровня! Мы это прекрасно понимаем. Такие спортсмены есть, их и не много, но они есть. Есть и куда более сильные ребята. Однако сейчас мы единственные, кто ХОЧЕТ потратить столько сил и времени, чтобы осуществить этот ПРОЕКТ! Надеемся, что желающих на этот и другие подобные проекты станет Больше!!!
Читайте на Mountain.RU:
|