Горы мира > Крым > Шаан-Кая

Автор: Василий Терехин, Севастополь

Не смотри вниз

Название поста, во-первых, описывает мое поведение на большой стене (то есть, то как я работаю, лезу и существую), во-вторых, является отсылкой к недавно вышедшему фильму "не смотри наверх". Фильм конечно фантастично-комедийный, и все бы ничего, если бы местами не было так горько. По моему прослеживается некоторое сходство со сложившейся нынешней ситуацией. В любом случае на эту тему заканчиваю, далее только про альпинизм.

Я уже давно ничего не писал, как-то рука не поднималась. А тут и повод серьезный, и решил, что жизнь не остановилась, нужно ее продолжать. А горы и скалы всегда были неотъемлемой частью этой жизни, если не сказать больше.

Речь пойдет про наш с Ратмиром Мухаметзяновым проект свободного прохождения альпинистского маршрута Гиперборея на Шаан-Каю. Думаю что большая часть сообщества уже давно знает об этом проекте (Ратмир активно постил в сети), но, все таки, решил вставить и свои 5" копеек". Изначально идея пройти "гипер" свободно принадлежала Ратмиру. Но как только я согласился участвовать, проект стал "Нашим" общим. Каждый в нем выполняет свою роль. Кроме того есть и другие люди, которые участвовали в проекте. Это Леня и Максим, которые помогали изначально пройти маршрут в классическом ИТО стиле, это Евгения (барашка) фотограф, а по совместительству и страховщик, и конечно Кирилл и Михаил наши видеографы. Всем им огромное спасибо! Кстати кадры отснятые Михаилом на столбах вошли в финальную сцену фильма "не смотри наверх", наверное поэтому название "не смотри вниз" ни как не покидает меня.

Пару слов о Шаан-Кае. С тюркского Шааш-Кая — соколиная гора. Думаю никто не оспорит тот факт, что Шаан-Кая одна из самых красивых и сложных вершин в Крыму. С некоторых ракурсов она напоминает Хаф-Доум. Ввиду уникальности своего нависающего профиля, она с первого взгляда навсегда остаётся в памяти, и продолжает манить своих восходителей. Высота Шааш-Каи 252м, нависание порядка 20м. Что касается маршрута Гиперборея, то там вынос от начала до конца порядка 60м, но это вынос больше в сторону!!! Т.е. те же 20м назад и 60м налево. Это очень сильно затрудняет работу на маршруте. Неудобно спускается, неудобно жумарить, даже адекватно перелазить некоторые участки и то не просто.

Первый раз подняться по маршруту Гиперборея я пробовал с Иваном Темеревым в 2013г. Тогда ввиду плохой погоды и явной нехватки светового времени (поздно начали) мы решили спуститься пройдя всего 4ре участка. Поскольку после перехода карниза, спуститься очень не просто. В 2020г мы с Иваном закрыли этот гештальт. Восхождение заняло около 8.5часов. Среднее по нынешним меркам время. В процессе жумаринга 2й и 3й веревки я обратил внимание, что на многих зацепах стоят метки магнезией, как на скалолазных дорожках. Неужели кто-то пытался пролезть этот маршрут свободно? Да ну, бред! Кто эти ребята?!

И вот, прошло совсем немного времени, и я стою мизерных зацепах и пытаясь придумать расклад, на одной из верхних веревок. Под ногами более 200м нависающей стены. Если отламываешь какую-то шелуху, то она летит до самой земли не касаясь, и это придает лазанию дополнительную изюминку. Честно говоря, когда мы пришли на этот участок в первый раз, дух захватило и у меня, и у Ратмира. Некоторое время мы висели на станции, подкладывая друг друга на тему "кому из нас более страшно". Но как говориться виси, не виси, а лезть все одно нужно. Заставить себя "отключить голову" удалось далеко не сразу. Вот тут-то как раз и сработало правило "Не смотри вниз". Я всегда им пользуюсь в горах. Как только начинаешь смотреть вниз и думать о последствиях срыва, отрыва точки и т.д и т.п., то далеко не залезть. Я в большинстве случаев во время лазания стараюсь в низ вообще не смотреть, максимально концентрируясь на том участке на котором нахожусь в данный момент. Только тогда можно работать с реальными страхами (падение на полку, полет куда-то маятником и т.д.), а не с иррациональным страхом высоты.
В общем за несколько выходов мы привыкли к высоте и постоянной пустоте под ногами, и смогли полностью сосредоточиться на лазание, которое оказалось предельным для нашего уровня. Но об этом в следующем посте.

Читайте на Mountain.RU

Много букв о нашей работе на ЭКМ по ледолазанию в китайском Чангчуне

Шаан-кая. Реставрация маршрута Гиперборея

По долблёнкам на Шаан-Каю или третье прохождение мультипитча Атлант-М

Крым, Шаан-Кая. Маршрут "Гиперборея" (Яречевский - Марунич)
История прохождения и технические подробности.