Горы мира > Тянь-Шань >

Автор: Валерий Шамало, СПб

Мраморная стена

Левин Э.С. "На подступах к пику Мраморной стены"
"Зимний траверс Карлытау - Мраморная Стена"
Мраморная стена А.А.Летавет
Траверс Хан-Тенгри - Мраморная стена, 1974 год

Читайте также другие публикации автора:

Эльбрус. Расписание полетов
Конгур - 2003
Ак-Кая
Четвертая девушка

Восхождение на вершину Мраморная Стена (6400 м, Центральный Тянь-Шань) совершено К.Корабельниковым и В.Шамало в сентябре 2001 г.

Приближающееся испытание не казалось особо серьезным. Собственно, крутой стены всего-то метров 600, остальное - снежно-ледовые склоны, буераки, гребни и т.п.

Да, обманчива природа...

По привычке ожидаю, что стена по мере приближения будет ложиться и вблизи окажется гораздо положе, чем представляется издали. Однако все происходит с точностью до наоборот. В итоге мы видим 500-метровый отвес градусов 100-105 (!). Правда, справа и слева от него стена выполаживается до средней крутизны 80-85 град., а в дальнейшем и еще немного положе.

Таких нависаний, как по центру, я не видел нигде за 17 лет занятия альпинизмом. Довольно быстро мы смекнули, что этот потолок лучше обойти... ну, скажем, слева, где карнизы составляют значительно меньше половины маршрута. ...

Оказались мы на поляне 3300 м. в ущелье Байынкол последнего августа при активном содействии фирмы "Азиатур" в лице Рината Хайбулина. Собственно говоря, ему мы полностью обязаны тем, что попали в этот район.

1 сентября совершили "акклиматизационный выход" до высоты ок. 4200 с заброской. Это при высоте вершины 6400 м! Если это день знаний, то, видимо, следующий день - день дураков. Только так можно объяснить то, что 2 сентября мы без отдыха и, фактически, без акклиматизации, поперлись непосредственно на восхождение по стене. Прошли ледопад, провесили бергшрунд. Уже здесь немного болит голова от плохой акклиматизации.

На следующий день взбежали на 11 веревок (по 50 м) по снежно-ледовому склону. И тут совершенно неожиданно, как зима в средней полосе, начался снегопад. Причем, очень плотный. Нашли место, где снег поглубже, откопали площадку и поставили палатку так, чтобы все лавины перепрыгивали через конек и улетали дальше. Так и сидели так часов 35, постоянно откапываясь.

4 сентября погода улучшилась. Вперед и вверх, а там... нет, горы нам не помогут. Они не любят идиотов. Лавины-то продолжают активно сходить! И вот уже на 4-ой веревке я лечу в обнимку с одной из них, кувыркаясь и ... нет, не ругаясь, а молча. Потому, что лицо, а также ворот и капюшон, полностью забиты снегом. К счастью, веревка отлично закреплена на двух "бурах". Вскоре я маятником вылетаю из лавины и повисаю на веревке.

Паркуемся довольно далеко от стены - нашли удобное место. Под вечер - бурные дебаты - можно ли здесь снять каску? Но тут маленький камень сквозь палатку так ударил мне в плечо, что тема для обсуждения оказалась сразу исчерпана.
Если мелкий камень съездил Вам по шее,
Если от обиды вся душа болит, -
Вспомните, что камень мог бы быть крупнее.
Их в горах ничуть не меньше, вспомните о них.
И улыбка, без сомнения, вдруг коснется Ваших глаз....
- с мрачным выражением лица пробормотал Корабельников. Действительно, опасное место мы выбрали.

5 сентября началась, собственно, стена. Пройдя 2 веревки по снегу и льду, впрыгиваю в скальные туфли. Еще 2,5 веревки - и путь преграждает глубокое нависание высотой метров 30. Под ним - наклонная полка, где при большом желании можно создать некое подобие места ночевки. Вскоре и само это желание у нас откуда-то возникло...

6 сентября влезли на полку, пройдя всего 2 веревки. Там нас ждала шикарная площадка, закрытая сверху огромным карнизом. Мы сразу поняли, что остановимся здесь ночевки на две, поскольку дальше просматривались только слабые нависания в обход карниза, и их имело смысл обработать.

На следующий день я опрометчиво устремился вправо-вверх, и через метров 40 отнюдь не свободного лазания уткнулся в "дупло". Где оставалось только непрерывно шлямбурить. А это занятие мы не очень-то любим, поэтому мы сдернули пройденую веревку и полезли левее. Зашлакованные трещины постепенно сменились рыхлыми сланцами. Там, за слабым ИТО-шным нависанием, нас ждал один из сложнейших участков крутизной чуть меньше вертикали. Всего же удалось провесить лишь метров 30. Ночью над нами пролетела огромная лавина, покрыв снежной пылью все вокруг, в том числе и нашу палатку под карнизом.

8 сентября решили "упереться рогом" и доползти до выполаживания метрах в 100 выше. Сделать это удалось, но уже в темноте. Соответственно, ночевка получилась более похожей на висячую, чем на какую-либо иную.

9 сентября первыми лезли по-очереди. Кирилл в кошках пролезал ледовые участки, я в туфлях - скальные.

Собственно, начался микс. Стена стала положе, но и погода резко ухудшилась. Похолодало, пошел снег.

И вот рассекаю я по миксу в скальных туфлях, в мороз и снегопад... Уважаемый читатель, пробовал ли ты когда-либо надеть банные тапочки размера на 2-3- меньше, чем нужно и прогуливаться в них зимой по сугробам этак часов несколько? Если нет, то обязательно попробуй, и получишь полное ощущение пребывания посредине мраморной стены в непогоду. Не знаю, как еще точнее передать свои впечатления...

10 сентября вписались в кулуар, покрытый натечным льдом. Все бы ничего, но этот же кулуар облюбовали многочисленные снежные лавины, на дававшие нам возможность двигаться примерно половину времени. Каждую из них лезущий впереди Корабельников встречал длинной речью, из которой, кроме слов "выбери" и "закрепи", лучше ничего более в приличном издании не цитировать. Так мы и двигались по улице с односторонним движением в час пик в неправильном направлении и до полной темноты. Устав от всего вокруг, Кирилл сорвался метра на три. Поймал я его в сантиметрах 10 от острого выступа, к которому он направлялся спиной вперед. Когда стало совсем ничего не видно, мы повисли на наклонной скальной плите, кое-как натянув на себя палатку.

Постепенно начали ощущаться проблемы с едой. Изначально 11 числа мы планировали уже слезть с горы, а на 14 были взяты билеты из Алматы. Ох уж это планирование...

13-го мы взобрались, наконец, на ледовую шапку. Там гора приготовила нам королевский подарок - огромную ледяную пещеру. Она казалась раем после 4-х подряд неудобных ночевок и стольких же дней пурги, многочисленных мелких лавин и нескольких срывов...

К высоте ок. 6000 м мы более-менее адаптировались, но постоянно хотелось есть.

14-го вылезли на вершину 6147. Через нее проходит путь спуска по "классике". Кирилл, у которого к тому времени были уже изрядно подморожены пальцы на ногах, предложил считать восхождение успешно завершенным, но я категорически настаивал на посещении главной вершины высотой ок. 6 400м. А зря.

Часа в три мы без рюкзаков, но с веревкой, стартовали вверх, по гребню. Порывы ветра были такой силы, что приходилось ложиться на снег, чтобы не улететь в Китай. Тем более что за последние дни мы изрядно потеряли в весе, да и пышные теплые пуховки фирмы "RED FOX" увеличивали парусность. Однако без них мы замерзли бы напрочь, причем с вероятностью 100%.

Так хотелось скорее завершить восхождение, что, обходя справа среднюю вершину, (высотой ок. 6250) я потерял бдительность и начал подрезать склон в нескольких метрах выше меня. Оставалось протоптаться по -пояс в снегу метров 15 до твердого фирна, как вдруг раздался щелчек, и трещина разрезала склон в нескольких метрах выше меня.

"Неужели уже пришли?" - мелькнула мысль. Дальнейшее помню смутно. Судя по всему, я вел себя активно. Попытка перепрыгнуть лавину сразу не удалась, поскольку мы были связаны веревкой, в протоптанной мною траншее. Пролетев, как выяснилось впоследствии, около 170 метров по склону, я выбрался из лавины и задержался. Поднял голову. О ужас! Слева вверху летит еще часть лавины, в которой, запутавшись ногами в веревке, кувыркается Карабельников. Оказывается, левый фланг лавины поехал вниз немного позже, когда натянулась веревка и сорвала Кирилла вместе с куском склона. А под нами метрах в 30 берг. Непонятно, какой глубины, зато точно ясно, что сейчас мы туда отправимся. Причем Кирилл головой вниз.

Нам сильно повезло. Обрыв был высотой примерно 7 метров. Кириллу хватило бы и этого, чтобы сломать себе шею. Представьте, с 7-ми метров вниз головой, да еще и с разгону... Но метров через 5 свободного полета веревка между нами Укороченная метров до 30-35 натянулась и погасила почти всю скорость. Кирилл мягко приземлился на снежную полку, совершенно не пострадав. А вот меня сдернуло со склона, и второй раз задержаться я не сумел, поскольку прямо над бергом был участок открытого льда.

Удар был довольно сильным. Прежде всего, убедился, что еще жив и могу шевелить конечностями. Сразу окликнул Кирилла и понял, что он в полном порядке. Затем я встал на ноги и тут же заметил, что голова кружиться от удара, и болит правая нога.

Поначалу мы решили полезть дальше, на главную вершину. Но когда вылезли к месту срыва (оказалось, что до туда 4 веревки по 50 метров), обнаружили, что дело к вечеру, а погода не улучшилась. Решили вернуться к рюкзакам метрах в 20 от вершины 6 147 м. И правильно сделали, - иначе Кирилл окончательно отморозил бы себе ноги.

15 сентября мы без приключений спустили по "классике", а 18-го были в Алматы (так теперь называется этот город). О теракте в Америке узнали 17-го днем.

В целом содеянное на этой горе скорее воспринимается нами, как успех, нежели неудача. Впервые в истории пройдена западная стена вершины с названием "Мраморная стена". Однако восхождение заставило нас о многом задуматься. Сколько же тактических и технических ошибок можно совершить за две недели восхождения! Откровенно говоря, нам сопутствовала удача, в противном случае мы могли бы не успеть и близко подойти к собственно мраморной части маршрута.

Приятно удивлены мы были исключительно добрым отношением к нам алматинской фирмы "Азиатур", а также служащих погранзаставы, геологов и местных жителей. Хотелось бы также поблагодарить традиционно помогающую нам с экипировкой фирму "RED FOX", а также всем СМИ, освещающие наши восходительские деяния - журналы ЭКС, На Грани, Крутой мир, сайт Диагональный Мир.