Mountain.RU

главнаяновостигоры мираполезноелюди и горыфотокарта/поиск

englishфорум

"Горы в фотографиях" - это любительские и профессиональные фотографии гор, восхождений, походов. Регулярное обновление.
Горы мира > Тибет >

Пишите в ФОРУМ на Mountain.RU

Авторы текста и фотографий: Александр Сельвачев (Долгопрудный, МО), Алексей Акользин (Москва),
Роман Железов (Долгопрудный, МО), Тихон Ермаков (Электросталь, МО)
Russian Adventure Team (RAT)

 

Отчет о пеше-водном путешествии по Тибету
(провинция Цинхай, Тибетский автономный округ, Китай)
команды спелеоклуба «Барьер»
в составе 4 человек с 15 июля по 21 сентября 2003г.


 Содержание

Идея путешествия
Справочные данные о путешествии
Состав группы
Описание района путешествия
Нитка маршрута, сроки путешествия
Техническое описание
Общий график движения
Активная часть маршрута
Подъезд к маршруту. Город Москва – город Голмуд
Пересечение пустыни около города Голмуд. Обход поста китайской полиции
Сплав по реке Янцзы
Пеший переход с реки Янцзы на реку Дзечу
Первопрохождение реки Дзечу. Сплав по реке Дзачу до города Чамдо
Участок №1. Исток Дзечу – мост трассы Юшу-Цзадо
Участок №2. Мост трассы Юшу-Цзадо – начало каньона «Прыжок в Дзоу».
Участок №3. Каньон «Прыжок в Дзоу»
Участок №4. Каньон «Готика»
Участок №5. «Каньон Торреса»
Участок №6. Конец «каньона Торреса» - слияние с Дзачу.
Участок №7. Сплав по Дзачу до Чамдо
Автопробег из города Чамдо до Ласы, столицы Тибета
Отъезд из Тибета. Ласа – Москва.
Самые интересные объекты на маршруте
Итоги и рекомендации

Информационные приложения
Общественное снаряжение
Карты, средства навигации и прочие документы
Продуктовая раскладка
Аптека и косметика
Ремнаборы
Особенности личного снаряжения

Литературные приложения
Москва – Голмуд
Обход поста
Партизанскими тропами Янцзы
Как мы Янцзы потеряли
Как мы тибетца учили расстояние мерить

Руководитель: Сельвачев Александр
E-mail:
iscander@tesis.com.ru
Тел:
487-85-72
 Адрес с/к ”Барьер”:
г.Долгопрудный, МФТИ-8.
Тел:
576-34-63

Часть 2

Пеший переход с реки Янцзы на реку Дзечу.

Пеший переход между долинами двух великих рек оказался, пожалуй, самым большим «куском настоящего Тибета», который повстречался нам на пути. Что неудивительно – этот горный район окружен со всех сторон тибетскими деревнями и поселками, он значительно более обжит, чем верхняя Янцзы. С другой стороны, в местах, по которым мы проходили, нет автодорог – поэтому там совершенно не чувствуется влияния китайцев. Именно там до сих пор хранятся тибетские традиции, жизненный уклад. В районе много троп, идущих вдоль рек, но летом они, как правило, непроходимы. Тропы переходят с берега на берег и используются для проезда на конях весной и осенью, когда речки можно перейти вброд. По этой причине мы встретили совсем немного людей, и тем более поразительны были встречи с многочисленными произведениями человеческих рук. Многометровые надписи на стенах, колоссальные камнеклады из тысяч и тысяч исписанных камней, простыни молитвенных флагов, вырезанные в скалах пещеры – над ними должны были трудиться сотни людей многие годы, но поблизости не было никого...

Весь путь мы проделали пешком. Вещи большую часть пути ехали у нас за плечами, 10-километровый участок недалеко от Чжидо рюкзаки проехали на мотоциклах тибетцев, и последние 25 км через перевал – на спинах лошадей.

От Чжидо мы шли вдоль реки Эдацюй – притока Янцзы до перевала (5050м) в долину Дзечу. После перевала мы около 10 км шли вдоль Дзечу, пока в ней не стало достаточно воды для сплава. Большая часть пути была пройдена по тропе, но были участки, которые преодолевались лазанием по скалам или движением по руслу реки. В то же время, необходимо отметить, что на нашей карте – советской 5и-километровке – вдоль всего нашего пути была указана грунтовая дорога. Грунтовой дороги там никогда не было и быть не могло, но лошадиная тропа всегда по какому-нибудь берегу да есть.

Дорога вдоль Эдацюя вовсе не страдает однообразием. Щели каньонов сменяются просторами пастбищ, тропа то идет вдоль воды, то забирается высоко на скалы, к орлам, открывая местность на многие километры. Разнообразие ландшафтов и их неизменная живописность, на наш взгляд, делают пешие маршруты по центральному Тибету очень привлекательными для туристов. Одним серьезным недостатком этих маршрутов является их непрогнозируемость. На эту местность нет хороших карт, а в тех, что есть, много ошибок. Тем более, нет описаний. Идти туда можно в случае, если есть солидный запас времени и запас продуктов. И нужно быть готовым к тому, что придется поворачивать назад.

На карте красным пунктиром обозначен наш путь из Чжидо до реки Дзечу. Зеленые флажки – места лагерей, черный крест – перевал. Населенные пункты Кусиньбинхэ и Гэма в реальной жизни не существуют, как и грунтовая дорога вдоль реки. На месте Гэма стоят несколько юрт, где мы и взяли лошадей через перевал, а Кусиньбинхэ – просто небольшое расширение долины Эдацюя без признаков жилья. Кроме юрт у Гэма, мы повстречали еще несколько юртовищ по пути.

12.08   Дневка в городе Чжидо. В эти дни в Чжидо проводится традиционный фестиваль тибетских танцев. Фестиваль совмещен с ярмаркой, которая начинается прямо за чертой города. На фестивале танцуют сотни тибетцев в национальных одеждах – яркие краски, сложные прически на головах, длинные рукава, летающие вокруг танцоров. Сначала смотреть очень интересно, потом становится скучновато – мы не можем отличить один танец от другого. На ярмарке продают в основном китайскую бижутерию, сделанную специально для тибетцев – те вставляют ее в четки, вплетают в волосы, вешают на одежду. Топится много печек, у каждой вкусно кормят. К вечеру мы возвращаемся в гостиницу, принимаемся сушить вещи. Печка топится ячьим навозом, но тем не менее не пахнет и хорошо прогревает комнату. Плохо, что в комнатах нет вентиляции.

13.08   Первую половину дня, поверив нашей карте, ищем машину, которая довезет нас до пос.Кусиньбинхэ (см. карту). Некоторые водители соглашаются, но назначают колоссальные цены. Однако, как правило, они не знают, как туда ехать, и в конце концов отказываются от своих слов. К вечеру оставляем надежду найти машину и выходим из города пешком. Проходим 3 км и ставим лагерь на берегу прозрачного ручья около рощи деревьев, каждое из которых едва доходит до груди. Неудивительно – высота 4200м.

14.08   Выходим в 10 утра и идем вверх по реке Эдацюй – притоку Янцзы. Дорога хорошая, раньше по ней ездили машины. Теперь она обвалена в нескольких местах. Рюкзаки у нас слишком тяжелы для быстрого передвижения. Весь день с небольшими перерывами идет дождь. За день проходим лишь 13.5 км по прямой, немногим больше по дороге. Обедаем у тибетского домика. Хозяева угощают нас чаем, сыром и цампой – национальным тибетским блюдом из ячменной муки. Ночуем около нескольких юрт, стоящих рядом. Юрты большие – в каждой живет около 10 человек. Договариваемся с тибетцами о перевозе наших вещей на мотоциклах. На переговоры уходит час вечером и 2 утром.

15.08   Собираемся прокинуть вперед вещи на мотоциклах, насколько удастся. Тарификация идет по спидометру мотоцикла. Договариваемся платить каждые 10 км. Тибетцы грузят на 2 мотоцикла по 2 рюкзака, на третьем мотоцикле везут Шуру. Остальные идут пешком. В начале второй десятикилометровки дорога плавно уходит от реки, берег реки становится обрывистым. Когда мотоциклы останавливаются, оказывается, что мы в 6 км от реки. Приходится платить за возвращение к реке. В это время трое, идущие пешком, прошли мимо и перед обрывом спустились к реке. Возникла неприятная ситуация – группа разделилась и непонятно, как собраться. Однако к вечеру трое возвращаются. По правому берегу вдоль реки пройти нельзя – прижим. Надуваем баллоны катамарана, связываем их и переправляемся на левый берег. Уже в сумерках ставим лагерь.

16.08   Начинаем день с фильтрации вещей. Выкидываем все, в чем нет жизненной необходимости – часть еды, запланированной на Меконг, часть рема, рею и растяжки для паруса. Всего оставили больше 20 кг. Иначе нельзя – идем слишком медленно, а дальше будет только хуже – высота увеличивается. Выходим хорошим темпом. Левый берег Эдацюя – плоская широкая терраса. За полтора часа доходим до прижима. Очень живописный участок – мы назвали эти скалы «ворота Андуина». Тропа ведет на высокую скалу, доминирующую над местностью, а потом вниз, к реке. На скалах живет множество огромных орлов – они следят за нами издалека. После «ворот Андуина» - следующая терраса, за ней – узкий каньон, но в него уходит хорошая лошадиная тропа. Остаток дня идем по каньону, куда совершенно не проникает солнце. К вечеру доходим до каменного завала на реке. Похоже, это место пользуется популярностью у местного населения – по стенам завала натянуты молитвенные флаги, сами стены изрезаны огромными надписями на тибетском. По завалу тропа переходит на другой берег, и мы вместе с ней. Пройдя немного вперед, на противоположном берегу замечаем объект поклонения тибетцев – немного облагороженная пещера в стене каньона с замощенной площадкой перед ней. Вокруг нее особенно много флагов и надписей. Возможно, в пещере живет или жил какой-то буддистский святой. Мы по серпантину спускаемся в долину с ставим лагерь. В километре впереди стоят юрты. Ночью палатку принимается бодать як – приходится его отгонять камнями.

17.08   Выходим в 11 и идем вверх по долине. Хорошая тропа по правому берегу, почти все время идет у воды. Погода стоит жаркая. Через 10 км доходим до левого притока Эдацюя. По первоначальному плану мы должны были идти по левому берегу и уйти вверх по этому притоку к притоку Дзачу. Но стало очевидно, что для переправы через Эдацюй нужно снова собирать катамаран. Кроме того, неясно, есть ли там хоть какая-нибудь тропа. На карте нарисован пунктир, но мы уже убедились, как карта может ошибаться. Часовой военный совет за перекусом решает идти дальше вдоль Эдацюя. Теперь мы идем на Дзечу. Через 5 км Будда укрепляет нас в нашем намерении – мы находим огромный «камнеклад». Тысячи камней с выгравированными молитвами, сложенные вместе, с единым композиционным замыслом. Размеры «камнеклада» - 30 на 10 метров. До ближайшей юрты – 10 км. Лагерь ставим немного дальше – перед правым притоком Эдацюя. Эдацюй выше по течению обжат впечатляющим каньоном. Не понятно, как сквозь него протискивается река.


Дорога всекитайского значения

18.08   Проходим сложный каньон. Человеческой тропы нет. Постоянные наборы высоты, затем сбросы. Иногда приходится возвращаться и искать новый путь. Тропы по другому берегу тоже не видно. В одном месте пришлось идти в распоре над горным ручьем. Это – ключевой участок китайской грунтовки . Глубина ущелья – сотни метров, во многих участках скалы отвесные. Похоже, осенне-весенняя тропа идет по руслу реки. После обеда упираемся в скалу – дальше по правому берегу пути нет. На противоположном берегу видим выходящую из воды тропу. Приходится переправляться на другой берег на связанных баллонах. Тропа отходит от реки и обходит скалы по широкой дуге. Затем возвращается к реке. Не доходя до реки, ставим лагерь. За весь день пройдено 5100 метров по прямой.

19.08   Высота 4600. Утром идет снег. Выходим в 12, когда снег прекращается. Рядом с лагерем находим огромный древний «камнеклад» - примерно 100 на 100 метров – самый большой из встреченных нами в Тибете. Он очень старый – камни замшелые, надписи на некоторых уже читаются с трудом. После «камнеклада» начинается хорошая тропа по нашему левому берегу. В некоторых местах ее ширина достигает метра и более. Похоже, по ней гоняют яков. Вскоре видим и пасущихся яков. Эдацюй здесь уже так мал, что его можно перейти вброд.

Переходим вслед за тропой на правый берег. Теперь правый берег – широкая терраса. К вечеру доходим до юрт. Очень гостеприимные хозяева – подносят нам рюкзаки и силой тащат к себе в гости. Там кормят настоящим момо из яка, цампой и сыром.

Засыпаем, удовлетворенные желудочно. До перевала по прямой – 8 км.

20.08   Берем напрокат двух лошадей и проводника. (договорились 15 км = 400 юаней, около 50$). Благодаря лошадям, мы выиграли день пути. Путь на перевал простой, сам перевал пологий. Его высота – 5050м. До перевала погода хорошая, после него начинается дождь, который идет до самого вечера.

Идем вниз сначала пологими террасами, потом начинаются каньоны. Местами лошадей приходится вести прямо по реке в узком каньоне. Вода сверху, вода снизу, а по бокам – две стены. Опять выходим на террасы. Проходим мимо нескольких глиняных печек – здесь ставятся юрты. Наконец, доходим и до юрт и возвращаем лошадей нашему проводнику.

В полукилометре впереди Дзечу сливается из двух небольших речек. Отсюда можно плыть. Вешаем термобелье болтаться в ручье и засыпаем, удовлетворенные морально. Поесть нам в юртах не дали.

 

Первопрохождение реки Дзечу. Сплав по реке Дзачу до города Чамдо.

Река Дзечу является левым притоком реки Дзачу – главного истока Меконга. В месте слияния реки имеют примерно одинаковый расход. Дзачу была пройдена впервые в 1999 году командой Токийского Сельскохозяйственного Университета. Сведений о прохождении Дзечу у нас нет, поэтому мы считаем свое прохождение этой реки первопрохождением.

Дзечу берет свое начало на отрогах хребта Русского Географического Общества – водораздельного хребта между Янцзы и Меконгом. Длина реки до слияния с Дзачу – около 250 км. Мы вышли к Дзечу с перевала и начали сплав по ней, как только стало достаточно воды для нашего катамарана – примерно в 10 км от перевала, на высоте около 4600 м. Прошли всю реку Дзечу и еще около 120 км по Дзачу. Закончили сплав в городе Чамдо. В верховьях Дзечу растет только редкая трава, затем в каньонах появляются кусты и даже редколесье, а еще ниже, в районе слияния с Дзачу, настоящий карельский лес, с грибами и ягодами. Река тоже сильно меняется по мере удаления от истока. До моста трассы Юшу-Цзадо она течет по широкой долине и имеет небольшой расход. Затем до хутора Луклак прорывается цепью очень узких и высоких каньонов с порогами в них. Ниже Луклака скальные стены становятся ниже, ущелье шире, а река постепенно набирает мощь. Появляются мощные валы, бочки, водовороты. После слияния с Дзачу река становится очень большой и динамические валы и спонтанно возникающие бочки становятся одним из основных препятствий.

Погода на реке была очень переменчивая, ясных дней практически не было, каждый день было и солнце и дождь.

Люди по берегам реки на Дзечу встречаются довольно редко, всего мы проплыли 7-8 хуторов из нескольких домов. На Дзачу появляются деревни, жители которых живут сельским хозяйством. Коренное население очень приветливо и гостеприимно, похоже, они никогда не видели иностранцев. В 3-4 хуторах стоят небольшие буддистские монастыри, в каждом хуторе есть несколько монахов с характерном красном одеянии. Монахи – наиболее образованные и дружелюбные люди. Даже несмотря на языковой барьер, общаться с ними – всегда удовольствие.

Маршрут по Дзечу можно классифицировать как несложную 5кс, при условии обноса сифона «Задница тролля»[2], предсифонного порога 6кс «Подвиги Геракла» и порога 6кс «Жемчужина Дзечу». Основной сложностью на маршруте явился обнос сифона «Подвиги Геракла» в условии «точки невозвращения». «Точками невозвращения» мы условились называть места в каньоне, где река течет в совершенно отвесных стенах и вернуться обратно ни по реке ни по берегу невозможно. Особенно изобилует «точками невозвращения» третий каньон Дзечу.

Маршрут по Дзечу и Дзачу, который был нами пройден, можно классифицировать, как хорошую 5кс, за счет серии многоводных порогов 5кс «Гунян» незадолго перед Чамдо.

Общее впечатление от маршрута – лучше не бывает!

 

Участок №1. Исток Дзечу – мост трассы Юшу-Цзадо

Длина участка – 45 км.

Чистое время прохождения – 6 часов.

Участок несложный, без выраженных порогов. Течение быстрое, сначала попадаются камни и яки в русле, требующие маневров. Затем, по мере увеличения реки, на месте камней возникают вальчики и бочечки. Все они проезжаются поверху.

 

Участок №2. Мост трассы Юшу-Цзадо – начало каньона «Прыжок в Дзоу»

Длина участка – 20 км

Чистое время прохождения – 3 часа.

Продолжение предыдущего участка – быстрое течение, вальчики и бочечки.

 


Вход в каньон «Прыжок в Дзоу»

Участок №3. Каньон «Прыжок в Дзоу»

Длина участка – 5 км

Чистое время прохождения – 7 часов.

Каньон назван в честь наших друзей из "Барьера", проходивших пещеру Дзоу в это же время и также по ассоциации с сильнейшим порогом Янцзы - "Прыжком в пасть тигра". Название хорошо подошло из-за пещерной узости каньона. Стены каньона отвесны, но, как правило, вдоль одной из стен идет травяная полочка, с которых мы и просматривали пороги.

 

Порог №1 «Предварительные ласки» 3кс. Находится на входе в каньон. Чалка перед порогом на лб. Длина порога – 200м. В пороге – несколько обливных и надводных камней. Есть чистый проход под правым берегом.

 


Перед порогом «Заблудшая овца»

Порог №2 «Заблудшая овца» 4кс.

Находится за левым поворотом реки через 300 м после «Предварительных ласок», не виден за скалами. Перед ним хорошая чалка на правом берегу. Длина порога – метров 100. Название порог получил из-за того, что при просмотре на берегу была найдена отбившаяся от отары овца, с которой Тихон немедленно вступил в особую связь. Порог мощный. Русло сужается до 8 метров. Проход по основной струе вдоль левого берега, но не совсем вплотную, поскольку там прижим. После порога – хорошая чалка в улове левого берега.

 

Порог №3 «Чуть не положило» 5кс.


Порог «Чуть не положило»

Порог находится в расширении каньона, стенки отодвигаются террасами. Находится сразу за вторым. Легко идентифицируется по огромному квадратному камню высотой 5-6м на левом берегу. Перед камнем есть чалка. Просмотр удобен по левому берегу. Мощный порог, изобилует бочками и валами, и обливняками в шахматном порядке. Длина – около 200м.

Линия движения: первые ворота – по центру, чистые, затем направо – проход между торчащим из правого берега зубом и двумя обливняками с бочками за каждым. Затем уход под левый берег и далее проход под ним. Ключ в месте, где на правом берегу большой камень, слева от него большой обливняк, за которым серьезная бочка. Затем чалка на правом берегу. Порог №3 почти сразу переходит в порог №4 «Невнятный».

 


Порог «Невнятный»

Порог №4 «Невнятный» 4кс.

Название порога произошло не от его незаметности, но от того, что он невнятно отделен от третьего порога. Основное место порога – косые ворота после большого камня левого берега. Хороший проход по центру языка.

Вдоль правого берега идет ряд зубов. За косыми воротами несколько неопасных бочек, затем чалка на правом берегу за большим камнем. До порога №5 «Внятный» остается несколько сот метров.

 


Порог «Внятный»

Порог №5 «Внятный» 5кс.

Заходная часть порога хорошо видна с воды. Порог довольно длинный. Имеет простую заходную часть, мощную вторую ступень и несложную выходную часть (отдельные бочки и камни). Перечалились с правого берега, где есть место для лагеря, на левый непосредственно перед основной ступенью. Длина основной ступени – 300м. Идея прохождения – по центральному языку, затем перед валами уход в тень камня под правым берегом, затем под правым берегом. Струя оказалась сильной, совсем с нее уйти не успели, от тени камня прошли слишком далеко. Но от центра отработали и в неприятности не попали.


Река после «Внятного»

Порог – нагромождение валов, бочек и камней, с финальной бочкой на главной струе, куда попадать не надо. Ее объехали по правому краю.

За основной ступенью «Внятного» зачалились направо, погрузили вещи и поехали дальше. После «Внятного» 300-400 метров река идет без порогов, фон 3кс, отдельные камни в русле. Затем – скальное сужение, оба берега – скальные стены, но скорость воды небольшая, можно посмотреть, что дальше. Это – «точка невозвращения». Затем небольшое расширение, есть травяная полка и чалка на правый берег. За полкой идет порог №6 «Прыжок лосося».

 

Порог №6 «Прыжок лосося» 4кс. Порог интересный. Заход под левым берегом, затем правая часть русла перегорожена огромным камнем, на который валит вся струя. Под левым берегом был сделан телемарк, чтобы уйти от камня. За камнем через 10 метров большая косая бочка через всю русло. Успели довернуться и в бочку вошли носом и на скорости.

После «Прыжка Лосося» километра полтора-два, река течет без выраженных порогов. Все идется сходу почти до конца каньона. 300 м не доезжая конца каньона река уходит в сифон «Задница тролля».

 

Сифон «Задница тролля». Издалека видно скальное сужение, ближе видно, что русло перегорожено камнями. Перед ним есть чалка на правый берег. Препятствие непроходимо – вся река уходит под каменный завал. Есть хороший обнос по правому берегу. Обнеслись, перекусили, пошли дальше. Через 300м каньон закончился, появились береговые террасы.

 

Участок №4. Каньон «Готика»

Длина участка – 1 км

Чистое время прохождения – 15 мин.

Через несколько километров после «Прыжка в Дзоу» начинается каньон №2 «Готика». Каньон потрясающе красивый с отвесными высоченными стенами, источенными ветром. Узкая лента реки в отвесных скальных стенах с готическими стрельчатыми шпилями и арками. Каньон двумерен – направо и налево уходят узкие высокие ущелья. Впечатление – будто плывешь по одному огромному готическому храму. Из-за дождя и сильного ветра мы не смогли его снять. В каньоне препятствий нет, только отдельные камни в русле. После второго каньона долина расширяется, по берегам появляются кошары. Людей не видели. Есть хорошая весенне-осенняя тропа, переходящая с берега на берег. Затем вход в третий каньон.

 


В «Каньоне Торреса»

Участок №5. «Каньон Торреса»

Длина участка – 15 км

Чистое время прохождения – 15 часов.

«Каньон Торреса» почти такой же узкий, как «Готика», с такими же уходящими в небо стенами. Перед входом в третий каньон слева на склоне горы ступа и вделанное в гору здание, похоже, монастырь. Пороги начинаются вместе с каньоном. Первые 200 м порожистого участка – 3кс. Шли сходу. Затем явственно увеличился уклон и количество камней в русле возросло. Зачалились на левый берег, на травяную полку. Правый берег – стена. Полка длиной метров 200, с обоих сторон ограничена уходящими в воду отвесными стенами. На полочке есть площадка для установки палатки. Сначала казалось, что с полочки уйти некуда и каньон назвали «каньоном Торреса». Зачалились мы перед порогом «Подвиги Геракла».

 


Порог «Подвиги Геракла»

Порог «Подвиги Геракла» 6кс.

Порог очень опасный, если вообще проходимый. Первая ступень – большой уклон, несколько надводных камней с навалами струи на них, пара мощных бочек. Длина ступени – 50 м. Затем сужение, в нем бочка через все русло, косая и с пульсаром. Сразу за ней вся струя уходит в скальную щель 2.5-3 метра шириной под отвесом правого берега. Под стеной видны карманы. После щели струя идет 30 метром под правым берегом и врезается в перпендикулярную ей скальную плиту. Поворачивает на 90грд, затем еще на 90 грд в другую сторону, затем слив метра полтора в узких воротах и через двадцать метров струя уходит под камень-полусферу – в сифон. После плиты часть воды уходит в канализацию под правым берегом, но попасть туда на катамаране очень сложно. Каменная гряда отделяет ее от основного русла. Непопадание в канализацию автоматически означает попадание в сифон. После выхода реки из-под камня-полусферы идет фон 4кс.

Скально-водную инсталляцию «Подвиги Геракла» пришлось обносить по правому берегу. Единственная возможность для переправы с полочки, на которую мы зачалились – ее верхний по течению конец, перед заходом в порог. Вдоль стены левого берега нужно проплыть немного наверх, пересечь струю и в итоге причалить к правому берегу напротив места отчаливания. Обнос сначала по набирающей высоту тропе, идущей по травяным полкам. На высоте метров 50-70 над рекой выход на сыпуху. Далее ближним кулуаром сыпухи вверх по крутому камнеопасному склону, далее траверс сыпухи, далее по ее противоположному кулуару вверх до выхода на травяную полку. По полке идут звериные тропы, по ним спуск на террасу правого берега. Длина обноса по реке – метров 200. Перепад высоты при обносе – тоже метров 200. У нас ушло полдня на разведку и поиск приемлемой тропы. Еще полдня – на обнос вещей и катамарана. Катамаран пришлось разобрать пополам, разделив поперечины.


Конец «каньона Торреса»

После «Подвигов Геракла» каньон достаточно однороден – практически нет прогонных участков. Идет непрерывный фон 4кс с порогами 4кс, редко 5кс. Шли сходу, несколько участков просматривали. Одно место требует особенного внимания – большая мощная бочка через все русло. Хороший ориентир перед ней – камень высотой 5м в форме прямоугольного параллелепипеда на правом берегу. Через 100 метров после бочки река обжимается строго вертикальными стенами под 100 метров высотой. Ширина реки в этих местах 10-15 метров. Это – «точки невозвращения», т.к. течение там обратно не перегрести. Если бы в сужении оказалось непроходимое препятствие, это грозило бы группе большими неприятностями. Этот участок шли очень аккуратно, перед каждым поворотом прижимаясь на прибрежную струю или заходя в улово, если таковое было. Просматривали линию движения до следующей точки возможного просмотра. На этом участке сложных препятствий не оказалось, и после него был только фон 3кс.

Участок №6. Конец «каньона Торреса» - слияние с Дзачу

Длина участка – 155 км

Чистое время прохождения – 17 часов.

На этом участке всего несколько порогов, один из них – красивейший порог 6кс «Жемчужина Дзечу». Кроме порогов, на реке встречаются антропогенные препятствия – мосты и тросы. Из-за быстрого течения, они представляют существенную опасность. Один из тросов сбросил с катамарана Тихона и Шуру, который в это время снимал на видео. В результате видеокамера не работала до конца похода.

После «каньона Торреса» долина расширяется, появляются травяные склоны. В широких местах каньона и после него растет хороший хвойный лес, попадаются сухостоины. Четвертый каньон имеет выраженное начало и не имеет конца. Стены его постепенно удаляются и становятся ниже. Чем дальше, тем чаще встречаются полки, заросшие лесом. От начала 4го каньона до конца скальных берегов – примерно 10 км по прямой. Река упрощается и к концу скал остаются только отдельные валы и камни в русле. От конца скал до хутора Луклак 2.5 км. Поселок находится в расширении долины. На обоих берегах – плоские пастбища. Сам поселок – несколько домов, отделенных друг от друга сотнями метров. В Луклаке мы были в 16-00 и пообедали там. У местных купили айрана и лепешек. После расширения Луклака снова следует скальное сужение, но скалы уже не так близко подходят к реке и они ниже. На этом участке есть только отдельные камни в русле, прижимов нет. Выделить можно порог 3кс. Он находится в 13 км по прямой от Луклака. После него река течет без порогов со скоростью 12 км/ч, как и почти на всех участках реки, начиная с третьего каньона. Воды в реке уже много. После каждого сужения русла главная струя теряется, появляется много поганок и водоворотов, довольно мощных. От порога 4 км до моста. Это мост трассы Юшу-Нанчень, очень хороший мост и шикарная трасса. Около моста едальня с магазином. Мы проплыли 2.5 км по прямой, доплыли до следующей придорожной едальни. Поели там момо, купили кое-какой еды. Уже темнело, мы переправились на левый берег и встали лагерем.

Вышли утром в 11. Прошли 14 км без порогов, фон 2кс. Несложные прижимы и валы, можно плыть и без весел. Валы по полметра и больше, но пологие. Через 14 км самая большая неприятность – мост с натянутым толстым тросом под ним на высоте сантиметров в 50. От моста, где ночевали, до этого моста по правому берегу идет дорога. Она редкоезжая, но поддерживается, мы видели грузовики на ней. На мосту собралась куча народа нас поприветствовать. Мы махали руками и не заметили троса, в результате я, Тихон и камера оказались в воде. После моста плыли 1час 40мин и проплыли 17 км по прямой. Затем на правом берегу было большое село, 3 км не доезжая его есть подвесной мост, который проезжается без проблем. Нас приняли очень радушно, покормить хотели в каждом дворе. Мы выбрали отдельный двор на левом берегу, где нас накормили лепешками, цампой и молокопродуктами от пуза. В качестве ответной любезности мы покатали хозяина дома на катамаране. Ниже села через реку натянута тросовая переправа, проходящаяся под любым берегом, только не по центру реки. Через 9 км следующий мост. Проходили центральным пролетом, там на тросах над водой висит бревно. Проблем нет, но надо быть аккуратным. Вообще, по дороге много мостов, и везде нужно быть аккуратным, поскольку многие разрушаются. Дальше попадаются мощные валы, расслабиться не получается. Через 3 км долина сжата стенами: не каньон, но достаточно высокие стены. Река в стенах не усложняется. Через 5.5 км строящийся монастырь на левом берегу. Его видно только после проплытия. Плыли еще час, по GPS проплыли 5 км и остановились на ночлег на левом берегу, напротив большого селения. В трехстах метрах перед нами большой мост. Возможно, это село Гадесы и мост, обозначенный на 5и километровке, хотя расхождение – около 5км. Высота около 3600, вокруг серьезный смешанный лес, везде можно сделать костер. Дорога продолжается вдоль правого берега, вдоль левого есть мотоциклетная дорога, мост впереди их соединяет. Погода переменчивая, чувствуется приближение осени. Листва желтеет.

На следующий день вышли в 16 часов. До обеда жарило солнце, мы загорали и сушили камеру. Через час проплыли еще один деревянный мост. После моста река широкой дугой поворачивает почти на 180 град. На обтекаемом ей полуострове на возвышении стоит монастырь. От моста монастырь не видно. Вокруг растут раскидистые деревья, в том числе лиственные. Такого обилия деревьев мы еще не видели. Порогов как таковых нет, только на поворотах реки стоят серии валов.

Через пару километров после моста с монастырем – следующий мост. На правом берегу стоит буддистская ступа. Под мостами никаких проблем не было. В этот день пороги на реке – только убыстрения и валы на поворотах. Валы достигают метра, но пока их всегда можно обойти по внутреннему берегу. Редко встречаются камни в русле. Километров через 10 после моста со ступой порог 3кс. Выраженных ориентиров перед порогом нет, но его видно с воды. Мощная струя с валами переходит с левого берега на правый. Проходится по главной струе, валы довольно пологие, но нужно держаться носом в вал. Через 9 км следующий мост, монастырь на правом берегу и деревня там же. Еще через километр начинается область стоячей воды. Ее длина – 2 км. Выглядит как классический карельский плес, очень красивый. Кое-где из хвойного леса торчат огромной высоты вертикальные скалы.

Плес – подпор огромного красивого порога, который мы назвали «Жемчужиной Дзечу». Перепад высоты на пороге – метров 8, вся мощь реки летит через довольно узкое место – сужение метров до 10. Встали лагерем на правом берегу перед порогом, левый берег – узкая полка дороги под вертикальной стеной. В лесу есть грибы – нашли несколько подосиновиков и сыроежку. В изобилии растет смородина и земляника. Утром следующего дня мы переправились на левый берег, обнесли по дороге вещи за порог и посмотрели его.

 


Заход в «Жемчужину Дзечу»

Порог «Жемчужина Дзечу» 6кс.

Первая ступень порога – 2 огромные мощные прямые бочки через всю реку, проносные из-за большого падения.


Ключевое место порога

Вторая ступень – косичка из двух пересекающихся серий крутых косых валов по полтора метра – сбой двух струй в узком месте. Косые валы, большое падение, и за ними – пенный котел. На выходе из второй ступени – пологие валы по 2 метра и струя уходит под левый берег в огромную непроносную бочку. От бочки можно уйти без труда, если судно на ровном киле после второй ступени. В противном случае большая вероятность там оказаться. По пути наилучшего прохода второй ступени из левого берега торчат несколько бревен. Длина порога – метров 300, обнесли его по дороге.

Километров 7 река такая же, как и до плеса – нужно обходить валы на струе. Через 7 км – мост, справа село тибетцев, слева после моста глухой забор, за которым явно китайские беленые домики со спутниковыми антеннами. Возможно, это – военная база. Проплыли, не останавливаясь. Километра через 2 порог 3кс. Струя переходит с берега на берег, обойти ее нельзя, надо прыгать через валы. Валы довольно кривые и нужно крепко держать катамаран. Еще через 4 км – мост, деревня, красивейший монастырь на левом берегу, мощный левый приток после монастыря. Монастырь видно только после слияния Дзечу с притоком, поэтому к монастырю выходить надо выше. Вокруг монастыря – куча маленьких ступ и большая красивая ступа с золоченым куполом. Река разливается на слиянии очень широко и мы не смогли добраться до монастыря, когда его увидели. Через 9 км после моста встретилось место, названное Тельдекпень в честь одноименного порога Катуни. Это – несколько сужений русла Дзечу с вертикальными стенами. В сужениях русла – невысокий пологий водослив, и после него – мощные поганки и водовороты, катамаран проваливался ниже палубы. От берега встают и идут через русло косые валы. Через километр Дзечу сливается с Дзачу.

 

Участок №7. Сплав по Дзачу до Чамдо

Длина участка – 130 км

Чистое время прохождения – 10 часов.

Расход воды в реке увеличивается больше, чем вдвое, скорость течения возрастает. Первые две трети почти не содержат порогов, на последней трети расположена серия интереснейших многоводных порогов 5кс «Гунян [3]».


Тибетская деревня на Дзачу

Дзечу при слиянии имеет светло-песочный цвет, а Дзачу – концентрированно-охряной. Два цвета долго не смешиваются, так и движутся причудливо переплетенные струи вниз по течению. Объем Дзачу чуть больше, чем Дзечу, на глаз. Первые километров 5 идут мощные валы. Чувствуется, что воды гораздо больше – валы стали опаснее. Километров через 10 после слияния на правом берегу деревня – несколько тибетских хуторков из 3-4 домов, на расстоянии около 1 км друг от друга. До деревни нет и признаков дороги по берегу. Из деревни дороги уходят как вниз по реке, так и в соседнее ущелье. Но машин в деревне нет. Ниже хуторков – поселение китайцев, состоящее из нескольких беленых домов с красными флагами на крышах и обнесенной забором баскетбольной площадкой. Через 10 км – бетонный автомобильный мост. Очень хороший мост, после него автодороги, идущие по обоим берегам собираются и идут по левому берегу одной хорошей дорогой. По правому берегу тоже есть дорога, но она не поддерживается и возможна для проезда только на конях. На мосту мы закупились продуктами, маленький магазинчик прямо на мосту. От моста отплыли незадолго до сумерек, в 19-30.

Через 27 км по прямой после слияния, Дзачу, которая текла ровно последние 22 км, начала активизироваться. В сумерках врубились сначала в одно неприятное место, потом в другое. Их явно не следовало проходить по темноте. Первое место – крутой трехметровый вал с загнутым пенным концом, этакая бесконечная океанская волна. Он стоял под левым берегом. После него стали искать место для лагеря, но через несколько сотен метров влетели в ощутимый порог - длинный пологий-пологий водослив в сужении русла с косыми валами по 3 метра после него. Порог между высокими вертикальными стенами, его видно издалека. Лагерь поставили в 20-20, через 400 метров после порога.

Отплыли в 11. Скорость течения достигает 18 км/ч. Больших валов больше не встречается. Быстро текущая река, время от времени нужно объезжать валы, как правило, небольшие. Японцы, первопроходившие Дзачу в 99 году, отметили 2 порога. Один – 18 км ниже нашего лагеря – class 4, другой – на 40 км ниже – several rapids class 3-4, no difficult rapids. Через 9 км после отплытия – автомобильный мост через реку. Под ним препятствий нет. Еще через 8 км – первый Японский порог.

 


«Японский» порог

Первый «Японский» порог 4кс. Вход в него оказался на 3 км выше указанного японцами. Его слышно издалека – грохот. Зачалились на левый берег перед порогом и пошли смотреть. Берега невысокие, чалиться можно где угодно. По левому берегу идет дорога.

Ширина реки на входе в порог – метров 60. Длина порога – около 3км. Первая ступень – метров 500, мощные валы на главной струе и обход по левому берегу. Ступень заканчивается сужением, и приходится прыгать через ряд косых валов. После первой ступени валы постепенно затухают до конца порога. Мы обходили главную струю слева, но воды и валов хватало и там. Несмотря на огромную высоту, они были довольно пологие.

После окончания порога отдельные мощные валы и водовороты продолжаются примерно до точки, где у японцев было отмечено начало каскада порогов class 3-4. Это 23 км от начала «Японского» порога. Ниже этой точки – 4 км спокойной реки. Поверив информации, полученной от японцев, мы решили, что дальше порогов не будет до самого Чамдо, и ошиблись. Складывается впечатление, что со времени прохождения японцами пороги могли измениться, и появиться новые из-за строительства взрывной дороги по берегу Дзачу. Каскад «Гунян» не описан у японцев и содержит в себе несколько очень серьезных порогов.

 

Первый порог каскада «Гунян» - порог «2моста» 5кс находится в конце спокойного участка. Через реку переброшен действующий бетонный автомобильный мост, и в 150-200 метрах за ним находится старый разрушенный мост. Ширина реки – метров 60-80. Быки мостов стоят в шахматном порядке. Между мостами ходят мощные динамические валы. Мы шли препятствие сходу близко к центру, но линию движения стоило посмотреть с берега. Первый мост проходили прямо по центру. Ошибка и навал на бык второго моста грозит неминуемым переворотом – много воды и сильное течение, а динамические валы могут выбросить на бык запросто, несмотря на усилия экипажа.

Затем 10 км река течет совершенно спокойно до порога «Гунян».

 

Порог «Гунян» 4кс. Скальное сужение реки, пологий водослив с перепадом высоты метра в 2, и за ним неизбежные трехметровые валы и огромные водовороты. Диаметр водоворота достигал метров 25 и центр был опущен ниже краев более чем на метр. Катамаран просаживало до пояса гребцов.

Далее, на протяжении 3 км попадается еще несколько таких сужений, но менее мощных. В одном месте левая половина русла провалилась огромным пенным котлом. Увеличения падения нет и ничто не указывает на проблемы. Мы увидели этот прикол за сотню метров и с трудом угреблись направо. Когда проплывали мимо глубокого пенного котла диаметром метров в 30, возникшего на ровном месте, в который чувствовался подсос, было жутковато – могли бы и в нем оказаться. Вероятно, это был такой водоворот. Сотней метров ниже мы ее уже не видели – то ли такой ракурс, то ли просто бочка рассосалась.

Соображения о сплаве по Меконгу. Для Меконга очень характерны нестационарности течения. Можно плыть по спокойной воде, когда рядом из ниоткуда вспухает поганка или проваливается водоворот. Эти нестационарности легко и мгновенно разворачивают катер на 180 град или останавливают его. Нагрузки на баллоны должны быть бешеные, мы очень рады, что они выдержали. Гребцов может подтапливать по пояс на воде, казавшейся совершенно ровной. Чем ближе к берегу, тем больше нестационарность. Еще одна особенность порогов Меконга – удары боковых валов. Даже если идти по главной струе, прыгать носом по мощным валам, иногда от берега встают и идут через русло боковые валы. Они могут сильно ударить кат, развернуть его или подтопить. Из-за них кат становится трудноуправляемым. Работать приходится очень много – пересечение струи Меконга – дело трудоемкое. А пересекать надо. Струя гуляет с берега на берег, а ходить надо вне струи.

После Бочки 3 км более спокойного течения. Много валов, но они обычно пологие и по высоте не превышают 2м, и все они обходятся. Затем порог «Узкий».

Порог «Узкий» 5кс. Длина порога - метров 300. Угадывается издалека по большому падению и сужению русла. Очень похоже, что он образован взрывными работами при строительстве дороги. С обоих сторон порога – раскрошенные скалы, русло в самом узком месте – метров 25. Порог на левом повороте. Струя переходит с правого берега на левый и от скал идет много нестационарных поперечных валов. Мы зачалились на левый берег и просмотрели порог. По левому берегу идет дорога, но идет она высоко и вылезать на нее трудно. Для просмотра мы вылезли по скалам вверх и немного вперед. Оттуда виден весь порог. Проходили сначала под левым берегом. Вплотную к берегу прижиматься нельзя – острые береговые скалы. Нестационарность по нашей траектории максимальная, управлять катером было трудно, старались, чтобы не выбросило на берег и не вынесло на струю. Нас крутило волчком. Мы сделали 4 или 5 полных оборотов из-за водоворотов и ударов боковых валов. Затем выправились носом и число прошли само узкое место. Струя не занимала там всю ширину русла и мы прошли слева от струи. Почти сразу за ним идет порог «Мощный».

Порог «Мощный» 5кс. Его длина – метров 500. Просмотрели с левого берега. Основным маневром было перегрестись в пороге с левого берега на правый через струю. При этом струя переходит в правого на левый. Работали изо всех сил и перегребли струю с большим трудом. Оно того стоило. Вдоль левого берега в конце порога на струе стояли 5-метровые валы, довольно крутые. Самый крайний вал мы все же задели, и, казалось, нас выстрелили из катапульты. Масштабы воды очень впечатляют.

После порога «Мощный» работать приходится гораздо меньше. Скорость течения 17 км/ч. Мощных валов нет, все валы объезжаются вплоть до понтонного моста. Он через 7 км после порога «Мощный». На берегу лежит понтонный мост – он собран, но не поставлен на воду. Если бы он был на воде, это было бы исключительно криминальное место при такой скорости течения и при том, что расстояние от судна до берега может быть очень велико. На несколькосотметровом участке до моста уклон увеличивается и появляются косые валы.

После понтонного моста на правом берегу отличное места для антистапеля. Это уже окраина города Чамдо. Мы не знали, город это или еще нет, и поплыли дальше. Поэтому пришлось разбирать кат на левом берегу на помойке, откуда уже ясно видны многоэтажки Чамдо. Помойка – через 2 км после понтонного моста.

От места антистапеля видно, что дальше река имеет порог с мощными валами вдоль правого берега. Затем, гуляя по городу, мы обнаружили, что еще дальше река успокаивается. В Чамдо Меконг сливается с Нгачу, большим притоком. Нгачу – по объему около половины Меконга. То, что течет после слияния очень похоже на Днепр в Киеве. Усиливает схожесть стоящая на стрелке арка с орлом. Когда мы подошли к стрелке, самим не верилось, что мы плыли по такой огромной реке.

21.08   Тратим весь день на сборку катамарана и изобретение упоров. Остаемся ночевать на том же месте.

22.08   Начинаем первопрохождение Дзечу. Вот она – река мечты! Успешно сплавляемся до дороги Цзадо-Юшу. Река несет очень быстро. Первые километры по Дзечу – резвый слалом среди камней. Потом воды становится больше, прем по прямой через валы. Ставим лагерь у дороги. Леха едет в Юшу звонить по телефону и докупать продукты. У Тихона день рождения! Закупаемся едой и устраиваем грандиозный пир на троих.

23.08   Ждем возвращения Лехи из Юшу. Купаемся и загораем. Весь день вокруг палатки толпятся «starring squad», только уходят одни, как приходят другие. Отъедаемся, не давая желудку отдыха. Съели непонятно мясное блюдо. Потом оказалось, что это были ячьи члены. Вечером возвращается Леха.

24.08   Доплываем до первого каньона и первой серии серьезных порогов. Проходим 4 первых порога, ставим лагерь на песчаном пляже перед пятым. Даем каскаду название «прыжок в Дзоу». Название происходит от пещеры Дзоу в Абхазии, в которой в то же время работали над первопрохождениями наши друзья. Пройдено 25 километров. В каньоне есть дрова.

25.08   За первую половину дня преодолеваем несколько порогов 4-5 категории сложности, которым тут же даем названия. В конце каньона река уходит в сифон. Над ней завал из огромных камней. Если спуститься внутрь завала, видно, как река сумасшедшими треками пробивает себе дорогу. Обносим вещи и катамаран. Доходим до следующего каньона. Спускается туман, начинает накрапывать дождь. Второй каньон «Готика» очень узок и фантастически красив. Плывем по нему, разинув рот. Перед третьим каньоном видим монастырь в скале, хотим к нему вернуться, но вплываем в участок с вертикальными стенами – назад дороги нет. Останавливаемся перед порогом 6кс, заканчивающимся сифоном. Место мрачное – почти не видно неба. Мертвый орел на берегу. Ложимся спать в мрачном расположении духа.

26.08   Пытаемся найти выход из ловушки. Впереди и сзади – вертикальные стены, лагерь стоит на травяной полке. В середине дня с ее верхнего по течению края удается переправиться на другой берег. Там наконец находим обнос участка по крутонаклонной сыпухе с набором высоты 200 метров. Обносим вещи и разобранный пополам катамаран. На это уходит оставшаяся часть дня. Даем участку имя «Подвиги Геракла».

27.08   Проходим серию потрясающих сужений, несколько точек невозвращения. В каньонах пороги 4-5 кс – кое-что смотрим, остальные идем сходу. Доплываем до дороги и моста трассы Юшу-Нанчен. Ужинаем в кафе. На ночевку переправляемся на другой берег, подальше от любопытствующих тибетцев.

28.08   Подплываем к мосту, на мосту собирается толпа тибетцев поприветствовать нас. Мы посылаем им воздушные поцелуи, и не замечаем натянутый трос. В результате Тихон, Шурик и видеокамера оказываются в воде. Видеокамера испортилась. В следующей деревне катаем местных жителей на катамаране, угощаемся у них. Лагерь возле очередной прилепившейся к склону горы деревни.

29.08   За день проплываем много мостов, деревень и монастырей. Заканчиваем день в чудесном карельском лесу перед порогом «Жемчужина Дзечу». На ужин – грибы, ягоды и спирт.

30.08   Подплываем к слиянию Дзечу и Дзачу. Воды в реке много, она играет с нами поганками и водоворотами. Слияние – две реки разных оттенков желтого. Вода долго перемешивается, пока, наконец, не становится Меконгом. Ищем место для антистапеля. Но местность изменилась – нет ни дорог, ни мостов. Карта безбожно врет. Приходится плыть дальше. В сумерках проходим порог с большими валами. Лагерь поставили в ущелье на полянке правого берега.

31.08   Проезжавшие утром тибетцы остановились пообщаться и что-нибудь продать. Для начала предлагают нам девушку за лешин фонарик. Леша жадничает. После обеда доплываем до населенки. Слева вдоль реки строится дорога. Проходим длинный мощный «Японский» порог и каскад порогов «Гунян» с огромными валами и бочками. Все бочки, слава Будде, удается объехать. Описание японцев не соответствует действительности – быть может, после строительства дороги здесь все изменилось. Вплываем в город Чамдо. Разбираем катамаран в толпе тибетских детей, на помойке.


[2] Все названия порогов не только на Дзечу, но и на Дзачу принадлежат нам, поскольку данные, полученные от японцев оказались совершенно не соответствующими действительности. Кроме того, они не давали названия порогам, а присваивали им номера.

[3] По-китайски, «гунян» значит «девушка» - обращение к официантке в ресторане

Далее >>


Дорогие читатели, редакция Mountain.RU предупреждает Вас, что занятия альпинизмом, скалолазанием, горным туризмом и другими видами экстремальной деятельности, являются потенциально опасными для Вашего здоровья и Вашей жизни - они требуют определённого уровня психологической, технической и физической подготовки. Мы не рекомендуем заниматься каким-либо видом экстремального спорта без опытного и квалифицированного инструктора!
© 1999- Mountain.RU
Пишите нам: info@mountain.ru
о нас
Rambler's Top100