Вне трасс > Горные лыжи

Автор: Владимир Копылов, г. Москва

Спуск с Эльбруса вместе с Davo Karnigar

Словенцы на лыжах и сноубордах (История спусков с самых сложных гор мира
Лето - это маленькая жизнь (Спуск на сноубордах с Эльбруса)
Стивен Кох и его проект "Семь Вершин". Но только на…. сноуборде.
Остаться в живых…чтобы рассказать историю одного катания на сноуборде
Телемарк. Для людей, понимающих толк в лыжах!

Из новостной ленты Mountain.RU: 23 апреля 2002 года словен Davo Karnigar вместе с двумя словацкими друзьями, в компании русского гида (Владимира Копылова), спустился на лыжах Западной вершины Эльбруса.

Этот спуск стал третьим в его серии 7-ми вершин: Эверест - Килиманджаро - Эльбрус.Еще вчера, пока мы ехали в машине из Мин. Вод в Приэльбрусье, Даво обещал мне, что не снимет лыж на спуске – будь то лед или снег. А я слушал его, но твердил молча про себя, что каким бы он не был крутым – но уж зимний лед Эльбруса, не засыпанный весенним снегом, его пообламает.

И вот сегодня, 20 апреля в первый же день после приезда мы поднимаемся к скалам Пастухова для акклиматизации. Погода не очень. Видимость 50-100 метров. Все поля Эльбруса припорошены сухим снегом, который абсолютно не сцеплен со льдом. Местами ветер сдувает этот снежный пух, обнажая зеленоватый зимний лед. Не скрою, мы поднялись под скалы с некоторым напряжением. Даво же “ускакал” наверх скал и вот теперь пришло время для спуска.

Я не рискую – не снимая кошек прохожу пол-пути вниз, аккуратно врубая зубьями в жесткий лед и нагружая “пятку”. К моему удивлению, Даво действительно встает на лыжи и начинает пробный спуск. Его Elan’ы – сделанные специально для него и чьим рекламным “лицом” он является, с гулким скрежетом врезаются в лед, выкидывая из под канта ледовую крошку. Почему-то напевая во все горло арию Фигаро из оперы Моцарта, Даво спускался по льду вертикально вниз короткими резкими прыжками, каждый раз приходя на лед кантом под 40-60 градусов к вертикали и тут же продолжал движение новым прыжком.

Вид со склонов западной вершины на седловину и восточную вершину

На западной вершине Эльбруса

Вид с западной вершины на восточную

Я в действительности увидел, что по льду Эльбруса нельзя кататься на лыжах. Но у этой догмы теперь было одно исключение – Даво. После “легкой” прогулки до скал мы остались ночевать в Бочках Карабаши. Снега на “центральной площади” перед линией самих “Бочек” было в буквальном смысле выше крыши, и только узкая траншея, выкопанная молодым хранителем приюта – Саней – позволяла попасть внутрь.

Следуя какой-то новомодной западной теории, Даво и его два сопровождающих друга в первый же день поспешили наверх на “Бочки”, как будто это было ключевым звеном всей акклиматизации и успеха восхождения. Как опытный гид, перепробовав все возможные способы отговорить их и поняв, что это невозможно – я пришел вместе с ними.

На следующий день после акклиматизации днем мы спускаемся вниз и проводим в гостинице ночь. Вернувшись через день обратно на “Бочки”, заказав на день восхождения ратрак “до куда доедет” мы начали обсуждать возможности завтрашнего восхождения. Следует сказать, что все это время погода в Приэльбрусье выказывала верх непостоянства. Каждый день и вечер валил почти что зимний снег и только под утро к рассвету облака раздувало и была возможность увидеть с “Бочек” на пол-часа Эльбрус – к счастью он по-прежнему стоял на том-же месте (шутка).

Видя все это, Даво решается на ночное восхождение, что меня ни сколько не обрадовало. Выехав в час ночи на ратраке, мы быстро очутились у конца левой гряды, где вся мощь гусениц нашего механического коня увязла в рыхлом снегу и льду. Дальше – пешком. Как особо опытный - привязываю свою доску на веревочке к рюкзаку и волочу ее за собой. Даво и компания вставляют лыжи в рюкзак и бодро идут вверх на кошках. Эльбрус ночью без луны – совсем другое дело, чем днем. Кругом в полумраке какие-то скалы, ориентации нет – так и бредем вверх по-инерции, время от времени проверяя правильность маршрута по захваченному ссобой GPS’у.

К нашей удаче весь лед, который два дня назад сиял выше скал Пастухова и пугал нас своим присутствием, занесло снегом, который, прикрыв его, однако не стал “вступать с ним ни в какой контакт”, то есть так и лежал без всякой сцепки, но значительно упрощал и облегчал процесс подъема – главное не надо было доставать веревку и опасаться срыва и падения.

В 6 утра - мы на седловине, в 7 – пол 8-го на вершине. Короткий, не приносящий облегчения (после эксперементально проведенной акклиматизации) отдых на вершине – и вниз.

Даво впереди. По-истине у этого человека сил немеренно. Он уносится вниз по пути подъема, рассекая полтора километра вертикали на свежем пухляке.

Мы едем вниз в догонку за ним. Как бы не было тяжело тащить доску – но на ней нестись вниз - одно удовольствие. Доска у меня не простая. Рисунок на ней – не какие-то не понятные мне “каракули” – а сам Эльбрус и Приют 11, сгоревший лет пять назад. Доска – просто чудо. Ниже Пастухова, прекращая петлять "утомительными” дугами, разворачиваю ее прамо по склону вниз и зажигаю на все “сто”!

Даже мой Coflach – альпинистские ботинки, которые я использую при восхождении на вершину, не сильно мешают в контроле над этой восхитительной скоростью. Время от времени, доска проскакивает, чиркая кантом о камешек или об лед и я, проскальзывая, зарываюсь в снежный пух, поднимая море брызг и проверяя жесткость льда своей “пятой” точкой.

В тот же день сваливаем вниз. Я, как прилежный гид, забираю у всех клиентов рюкзаки и спускаюсь на канатке, а они налегке валят вниз, причем количества снега в конце апреля такое, что позволяет без всяких опасений доехать до низу.

На следующий день я с удовольствием иду на склон Азау покататься и с удивлением слышу реакцию Даво, что теперь – только отдых. Гора покорена – работа сделана...