Горы в фотографиях - любительские
и профессиональные фотографии гор, восхождений, походов. Ежедневное пополнение.
|
Основы К читателям Опыт связи в горах Справочник Глоссарий терминов Все статьи раздела Гл. страница раздела Ссылки English |
Аппаратура "Клуб FT-817" Радиостанции для связи в горах Антенны для связи в горах On-Line рынок КВ/УКВ КОСПАС-САРСАТ GPS "Сотовая" связь в горах |
Банк данных Горная дипломная программа "Russian Mountain Award" (RMA) Список горных районов и экспедиций по RMA Горный комитет RMA Горы в QSL-карточках Программа "Горы КМВ" |
Форум раздела дискуссии о связи в горах обмен мнениями поделитесь опытом горный комитет RRC спрашивайте-отвечаем: radio@mountain.ru Группа GoryHam - подписывайтесь! |
При выборе GPS-навигатора лучше двигаться "от простого к сложному", соизмерять свои потребности с тем, что предлагает конкретная модель. Для многих задач вполне достаточно базовых функций. Любите ходить в лес по грибы? Хотите без лишних плутаний возвращаться к машине? Подойдет самый простой навигатор, а без цветного экрана за 500 долларов можно и обойтись. Ваши маршруты проходят по лесам и полям Тверской области? Тогда вряд ли стоит переплачивать за барометрический альтиметр.
За годы жизни Garmin eTrex стал самым узнаваемым GPS-навигатором, обрел множество хозяев среди туристов и геокэшеров. Geko 201 отличается от него, в первую очередь, уменьшенными размерами и весом. (Я не рассматриваю здесь Geko 101: его нельзя подключить к компьютеру, а такая возможность, на мой взгляд, обязана быть "по умолчанию" в любом, даже самом простом навигаторе). Цена обоих приборов не превышает $200. Что касается GPS 76, то, признаюсь, я вначале хотел тестировать GPS 72 (цена немного выше $200), но его не оказалось под рукой. GPS 76 отличается от "младшего брата" более высоким разрешением экрана, наличием гнезда для подключения внешней антенны и цветом корпуса (GPS 72 – черный, GPS 76 – небесно-голубой). Кроме того, в комплект поставки GPS 76 входит кабель для подключения к компьютеру (для GPS 72 кабель надо покупать отдельно). Как видите, различия не касаются основных функций, поэтому можно считать, что результаты нашего маленького исследования применимы и к GPS 72.
[1] Данные для третьей версии прошивки. В предыдущей, второй версии – 1536 точек Комплект поставки
В комплект навигаторов 70-й серии входит короткий "барсеточный" шнурок-петля для ношения на запястье. Он приличествует отцу семейства, который выехал с женой и детьми на экскурсию в подмосковную усадьбу и желает с полной респектабельностью взять несложный пошаговый тайник. Но в активных пеших маршрутах и в "лесном" геокэшинге это, скорее, бесполезная вещь. GPS там нужен эпизодически, руки лучше держать свободными. При покупке навигатора Garmin обратите, какую модель вам продают: русифицированную или нет. Мне достались русифицированные Geko 201 и GPS 76, спасибо компании Navicom. Качество перевода на высоте, ошибок почти нет. Цвет "Каждый охотник желает знать". Канареечно-желтый eTrex вызывает у вас критический хмык? Значит, вы не турист. Любому, кто хотя бы пару раз оставлял навигатор на камне или в траве, известно, что яркий цвет – дополнительная гарантия от потери прибора. Обратите внимание на снаряжение туристов-"горников" и альпинистов: оно, как правило, ярких расцветок. Веревки, палатки, а часто и рюкзаки – желтые, красные, оранжевые. Поэтому желтый цвет eTrex и неоново-зеленый Geko 201 – оптимальное решение для тех, кто ходит по лесам и горам. Garmin'ы 70-й серии яркостью не отличаются. Почему? Имидж более серьезного прибора? Суровые наследственные черты GPS 12? Конструктивные особенности, эргономика Первое, что бросается в глаза, глядя на сравнительную фотографию – разные габариты наших испытуемых. Geko 201 не только по размерам, но и по весу напоминает сотовый телефон. Миниатюрной женщине и ребенку этот вариант, несомненно, понравится больше других. Etrex – среднего размера, ложится в руку, как влитой. GPS 76 великоват: при нажатии кнопок большим пальцем кончики остальных дотягиваются до боковой стороны прибора, но и только. У меня довольно длинная кисть, но ухватить навигатор покрепче не удается. Впрочем, говорят, это дело привычки. Владелец GPS 72, с которым я разговаривал, клялся, что никаких проблем с размерами не испытывает. "Все важные кнопки справа", – уверял он.
Поясняющие надписи у eTrex вдавлены в резиновое покрытие по бокам навигатора. За четыре года владения прибором все надписи по-прежнему четкие, за исключением тех, что нанесены непосредственно на резиновые кнопки "Вверх" и "Вниз": эти изрядно потерты. Рассмотреть обозначения на резиновых кнопках в сумерки очень трудно. У Geko 201 и GPS 72/76 надписи выполнены белым цветом прямо на кнопках. Видны, конечно, лучше. Но ведь известно, что при частом использовании сотового телефона надписи потихоньку стираются и загрязняются. А тут как? "Нет проблем, все отлично читается!" – заверили меня владельцы Geko и GPS 72. Что ж, молодец, Garmin. Впрочем, для GPS-навигаторов надписи на кнопках не самое главное. Владелец довольно быстро привыкает к назначению кнопок и пользуется ими "по памяти". Это несложно, так как кнопок мало (по пять у eTrex и Geko 201, по восемь – у GPS 72 и 76).
Впрочем, не перехваливаю ли я старичка eTrex? Взять хотя бы джойстик в навигаторах GPS 70-й серии. Управляться с ним поначалу непривычно, но понемногу начинаешь ценить преимущество работы с Windows-образной стрелочкой на экране Garmin'а. Например, чтобы выбрать точку из тех, которые отображаются на экране прибора, достаточно подвести к ней стрелочку, а в eTrex и Geko приходится лезть в меню. Но почему производитель, сказав "А", не сказал "Б"? Вводить название для новой точки в GPS 76 при наличии джойстика было бы куда удобнее, если бы буквы (значки) располагались в таблице, по которой можно перемещаться взад-вперед и влево-вправо. Крупный экран GPS 76 это, вроде бы, позволяет. Но нет – здесь, как и в eTrex и Geko, лишь список, который приходится нудно проматывать вверх-вниз. Рядом с крошечными значками – довольно внушительных размеров надписи, настолько крупные, что иные не помещаются на экран. (Больше всего мне понравились значки морской тематики, например, "Человек за бортом").
По необъяснимой причине создатели eTrex выпустили бытовой прибор, в котором гнезда для размещения батарей имеют контакты, отличающиеся от всех других бытовых приборов. Как известно, минусу обычно соответствует пружинный контакт, а плюсу – металлическая площадка. Это помогает визуально соблюдать полярность при установке и замене батарей. В eTrex одна батарея устанавливается к пружине минусом, другая – плюсом. Чтобы не стать жертвой этой хитрости, владельцу прибора нужно следовать картинкам, наклеенным на задней стенке "посадочных мест" для батарей. Хорошо, что картинки большие и четкие. В Geko 201 все контактные площадки одинаковые, а маркировку "+" и "–" при плохом освещении трудно разглядеть. В GPS 76 маркировка такая же, как в Geko 201, но с контактными площадками все нормально – они соответствуют традициям, и батареи можно устанавливать даже на ощупь. Современные мобильные телефоны и MP3-плееры выпускаются с тем расчетом, чтобы хозяин или хозяйка могли носить устройство на шее. Для туристов, геокэшеров и вообще людей, отправляющихся на загородную прогулку в лес, это важно. Длинный ремешок удобно использовать как страховку: надев его на шею, владелец может быть уверен, что случайно выроненный Garmin не упадет на камни или в снег. Он просто повиснет на ремешке. В eTrex и GPS 72/76 для этого предусмотрено удобное и простое ушко. В поставку eTrex, как я уже говорил, входит длинный шнурок, а к прибору 70-й серии придется купить ремешок – годится любой вариант из салона сотовой связи. При тестировании GPS 76 я использовал ремешок, прилагавшийся к USB-"флэшке".
Экран Качество изображения на экранах (правильнее называть их экранчиками) GPS-навигаторов не вызывает нареканий. Все изображения и линии четкие, хорошо читаемые. Подсветка включается одним коротким нажатием и отключится сама, если вы забыли это сделать (время автоматического отключения подсветки можно настроить в меню). Наличие хорошей подсветки очень важно для туризма и геокэшинга, особенно в осеннюю и зимнюю пору, когда световой день короткий, и поиски нужной точки нередко заканчиваются в сумерках, а то и в темноте. Напротив, на ярком солнце изображение тоже читается хорошо (слабое место большинства мобильных телефонов с цветным дисплеем). При желании можно увеличить или уменьшить контрастность. Я задавал владельцам Geko 201 вопрос: не является ли маленький размер экрана помехой при визуальном ориентировании в режиме "Карта"? "Ну, это плата за миниатюрность, – отвечали мне. – Да и к такому экрану можно привыкнуть". Если честно, я тоже не испытал проблем. Четкого, контрастного зкранчика Geko вполне достаточно для всей информации, которую я привык видеть на eTrex. Большой дисплей 70-й серии вызывает уважение, но, с другой стороны, именно он является причиной внушительных габаритов. На карте у GPS 76 самый крупный масштаб – 5 метров, у Geko 201 – 12 метров, а у eTrex – 50 метров. Это важно? В туризме – нет, а в геокэшинге такие масштабы могут иметь значение при поиске тайников без четких словесных ориентиров. Подвигайте с помощью джойстика Windows'овской стрелочку по экрану GPS 76, и вы обнаружите, что умеете измерять расстояние между двумя точками. Будучи владельцем eTrex, я не раз сожалел об отсутствии подобной возможности. Ну и, конечно, отсутствие прокрутки экрана в режиме "Карта" в eTrex и особенно в маленьком Geko – ощутимый недостаток. Если вы наставили точек в окрестностях, то мелкомасштабная карта на маленьких экранчиках превращается в мешанину букв и значков; она не сдвигается ни в какую сторону; ее можно только сделать крупнее. Три мудреца в одном тазу
Сказано – сделано. Уроним все три прибора (с батарейками, конечно) в условную лужу и посмотрим, что из этого выйдет. Garmin не обманул: 76-й навигатор гордо закачался на поверхности, как спасательный плот. Это свойство, на мой взгляд, должно поднять его статус в глазах водных туристов: если вы случайно выроните дорогой и любимый прибор, он не уйдет камнем на дно. Etrex и Geko пытались справиться со стихией, но тяжелые батарейки сыграли роль балласта: приборы утонули. Впрочем, производитель и не обещал, что эти модели будут плавать. Через минуту (достаточно, чтобы на маршруте обнаружить потерю навигатора) все три прибора были вытащены из воды. Они по-прежнему работали. Батарейный отсек GPS 76 оказался совершенно сухим. В eTrex немного влаги попало под резинки, обжимающие батарейный отсек по периметру, но внутри тоже было сухо. Батарейный отсек Geko 201 наполнился водой. Внимательно рассмотрев приборы, можно дать ответ на вопрос "почему". Во всех трех навигаторах задние крышки снабжены резиновыми прокладками. Но в GPS 76 и eTrex батарейный отсек дополнительно окружен пластиковыми бортиками. Они служат "посадочным местом" для крышки, которая снабжена "встречными" бортиками. Плотное прилегание пластиковых бортиков друг к другу, очевидно, обеспечивает дополнительную водозащиту. В Geko 201 никаких бортиков нет, и защиту от влаги дает лишь тоненькая прокладка резины по периметру задней крышки. Полагаю, что дело именно в этом, хотя не исключено, что свою роль сыграл и менее совершенный механизм фиксации задней крышки. Что касается влаги, попавшей под резиновую прокладку eTrex, то это, вероятно, можно объяснить долгой эксплуатацией прибора. Полевые испытания
Я организовал пять тестовых геокэшерских выездов в Подмосковье. Первый прошел на пошаговом тайнике в Ступинском районе. Протяженность трассы составила примерно 10 километров по густому лиственному лесу. Почти весь маршрут представлял собой движение по старым заросшим просекам со скоростью около 5 км/ч с редкими остановками. Второй раз мы закладывали тайник в Талдомском районе на границе с Тверской областью. Сначала нас радовал густой, труднопроходимый лиственный лес, но после мы компенсировали потерю времени быстрым темпом по дорогам через поля и луга (примерно 15 километров). В третий раз закладка тайника состоялась в Подольском районе на территории заброшенного пионерского лагеря и в его окрестностях – в смешанном лесу. Здесь мы ориентировались уже не на линейном маршруте, а на площади около пяти квадратных километров. В четвертый раз навигаторы сопровождали нас под Волоколамск – мы осматривали старинную дворянскую усадьбу, парк, церковь и каскад прудов. Помимо экскурсии по архитектурным и природным памятникам мы совершили небольшую прогулку в густом смешанном лесу и проинспектировали заложенный там два года назад пошаговый тайник. Пятая поездка преставляла собой разведку в густом лесу, где специфика создаваемого тайника требовала особой точности. Все три прибора работали на щелочных батареях, режим приема в настройках был установлен в положение "Нормально" ("Normal"). Во время ориентирования приборы находились в руках на уровне груди. В автобусе я сидел у окна и расположил навигаторы рядом со стеклом. Приборы с трудом установили связь со спутниками (сначала GPS 76, потом eTrex и, наконец, Geko). Когда мы выехали за пределы Москвы, и горизонт очистился от высотных домов, прием, поначалу неуверенный и слабый, стал заметно лучше. Однако автобусная крыша определенно играла роль экрана. На открытых местах, в поле, на вершине холма, словом, везде, где есть хороший прием спутникового сигнала, в показаниях приборов не было причин сомневаться. Garmin'ы работали уверенно. Стоило нам войти под полог лиственного леса – и они начали бороться за сигнал. Сделать однозначный вывод о сравнительной чувствительности приборов я не могу. То кажется, что Geko 201 справляется со своей задачей чуть хуже, чем его собратья; но вот мы прошли дальше по просеке – и GPS 76 уступил ему, потеряв три спутника из четырех. Дважды GPS 76 опережал "потерявшийся" eTrex, но в остальных случаях либо держался наравне, либо уступал желтому ветерану. Опровергая расхожее мнение "новые модели всегда лучше старых", eTrex "цеплялся" за спутники, по крайней мере, не хуже, чем GPS 76. В отличие от eTrex и Geko, у навигаторов серии 72/76 рабочее положение – вертикальное (из-за конструкции антенны). Поэтому мы были вправе ожидать, что, например, висящие на шее GPS 76 и Geko 201 будут вести себя по-разному. Однако, вопреки ожиданиям, GPS 76 не продемонстрировал явное превосходство. Зато мне понравилась способность этого навигатора издавать звуковой сигнал при потере спутников. На маршруте нередко бывает, что приходится отвлекаться от экрана GPS на обход какого-нибудь препятствия, чтобы взглянуть на карту, измерить азимут по компасу, и так далее. Если в это время навигатор, лишившись хозяйского внимания, тихо "потеряет" спутники, это может пройти незаметно. Когда настанет пора ориентироваться по GPS, окажется, что из-за густой листвы и хвои сигнал поймать практически невозможно. GPS 76, оказавшись не у дел, сразу пищит, словно тормошит владельца: "Куда ты идешь, несчастный? Мы потерялись!" Я имел возможность сравнить чувствительность и точность трех наших навигаторов с Garmin eTrex Venture и навигатором на Compact Flash (чипсет Nemerix) в связке с КПК. Они держались наравне с нашими подопечными. Удалось сравнить традиционное решение Garmin с навигаторами на чипе SirfStar III (который, по слухам, отличается более высокой чувствительностью), но об этом мы расскажем в отдельной статье. Кроме подмосковных вылазок, навигаторы были опробованы в восьмидневном горно-пешеходном походе по хребту Ергаки (Западный Саян). Рассмотренные задачи:
Тестирование не принесло сюрпризов. Навигаторы честно выполнили все порученные им задания, а на одном из тайников с их помощью мы перемерили и уточнили координаты, ранее снятые Gamin eTrex с небольшой ошибкой в широте. Последнее, впрочем, трудно считать безусловным недостатком eTrex и преимуществом GPS 76 и Geko, так как условия измерений были далеки от идеальных (площадка у каменной стены, обрамленная высокими кедрами), и, по всей вероятности, первоначальная погрешность была внесена не прибором, а оператором. Под сильным таежным дождем мы шли с GPS 76. Дождь оказался прибору нипочем. Собственно, ничего другого мы и не ожидали: навигаторы Garmin никогда не подводили нас в смысле защиты от воды. Отображение крупных населенных пунктов на экране GPS 76 представляет ограниченный интерес для перемещений на транспорте на большое расстояние и не дает точных результатов. Наш автобус давно въехал в городскую черту Новосибирска, а прибор настаивал, что до цели еще 2 километра. Видимо, имелась ввиду какая-то "средняя" точка внутри города. (Проверить, что же это за магическая точка, мы не имели возможности). Любопытно, что показывает прибор при подъезде к "вытянутым" городам, таким, как Волгоград? На этом я завершаю обзорное тестирование трех GPS-навигаторов фирмы Garmin начального уровня для туристских и геокэшерских целей. Общие выводы Желтый Garmin eTrex – замечательный навигатор с базовыми возможностями, по-прежнему весьма удачный выбор для туриста и геокэшера. Он удобен в управлении, хорошо лежит в руке, долго "живет" от одного комплекта батареек. Из всех рассматриваемых приборов eTrex – самый доступный по цене. Его плюсы перекрывают немногочисленные (для навигаторов этого класса) минусы. Больше всего в eTrex не хватает, пожалуй, возможности прокрутки экрана. При покупке желтого eTrex следует выбирать прибор с третьей версией прошивки. Она увеличивает число маршрутов с 1 до 20, а емкость путевого журнала – с 500 до 10000 точек, иными словами, приближает eTrex по свойствам к Geko 201. (Имейте ввиду, что приборы со второй версией прошивки нельзя обновить до третьей версии). GPS 72/76 меньше подходит для пешего и горного туризма, а также геокэшинга. Главными его недостатками являются большие размеры и вес. По своим функциям это все-таки прибор, ориентированный на использование на воде, и его преимущества могут оценить туристы-водники. В целом GPS-навигаторы начального уровня фирмы Garmin выглядят как весьма достойные приборы, честно выполняющие возложенные на них задачи. Если вы – охотник, рыбак, турист, или вы просто любите время от времени вырваться из душного и шумного мегаполиса на природу, а может, не прочь с интересом провести выходные, занявшись поиском сокровищ (геокэшингом), обратите внимание на GPS-навигатор – прибор, который в самых трудных условиях поможет своему хозяину не сбиться с маршрута. Автор благодарит туристов и геокэшеров Андрея Мамохина ("Andy16"), Светлану Дьячкову ("Sana_H"), Александра Фетисова ("Железнодорожник"), Иннокентия Уханова ("Kesha&Ko"), Алексея Иванова ("RN3AU"), Владлена Михайлина ("Vladlen") и Тараса Профатилова ("Bender") за помощь при подготовке статьи, а компанию "Navicom" – за предоставленные для тестирования навигаторы Geko 201 и GPS 76. Перепечатка этой статьи допускается только с разрешения автора с указанием авторства и адреса e-mail и без изменений в тексте. |