Mountain.RUСкальный класс

главнаяновостигоры мираполезноелюди и горыфотокарта/поиск

englishфорум

Горы в фотографиях - любительские и профессиональные фотографии гор, восхождений, походов. Ежедневное пополнение.
Основы
К читателям
Опыт связи в горах
Справочник
Глоссарий терминов
Все статьи раздела
Гл. страница раздела
Ссылки
English
Аппаратура
"Клуб FT-817"
Радиостанции для связи в горах
Антенны для связи в горах
On-Line рынок КВ/УКВ
КОСПАС-САРСАТ
GPS
"Сотовая" связь в горах
Банк данных
Горная дипломная программа "Russian Mountain Award" (RMA)
Список горных районов и экспедиций по RMA
Горный комитет RMA
Горы в QSL-карточках
Программа "Горы КМВ"
Форум раздела
дискуссии о связи в горах
обмен мнениями
поделитесь опытом
горный комитет RRC
спрашивайте-отвечаем:
radio@mountain.ru
Группа GoryHam - подписывайтесь!

Владислав Чугуров: Любительская радиосвязь. Справочник. Самара, 2001

Телеграфная азбука Морзе

Радиосвязи телеграфом очень популярны у радиолюбителей.

При этом есть несколько преимуществ перед телефонными связями. Во-первых, есть возможность работать с иностранными операторами, не зная английского (немецкого, испанского и др.) языка. Во-вторых, увеличивается дальность радиосвязи и ее помехозащищенность. В-третьих, на одном частотном участке диапазона не мешая друг другу, телеграфных станций может работать гораздо больше, чем телефонных. А так же телеграфную радиостанцию изготовить самостоятельно гораздо легче, чем SSB.

"Морзянка" широко используется в профессиональной связи и в Вооруженных Силах. Специальность армейского связиста считается одной из самых престижных.

Азбуку Морзе лучше всего учить не самостоятельно, а в составе группы под руководством опытного инструктора. Дело в том, что при самостоятельном изучении телеграфа можно допустить ряд ошибок, которые не позволят в дальнейшем работать на больших скоростях.

Ниже даны ряд рекомендаций, которые необходимо выполнять на занятиях и тем более при самостоятельном изучении азбуки Морзе.

Самое главное правило - не запоминать буквы в виде набора точек и тире. В некоторой литературе можно найти таблицы, в которых каждому знаку соответствует определенный набор этих точек и тире. Лучше, если ты даже не будешь на нее смотреть, а тем более запоминать.

Дело в том, что конечно можно запомнить, что буква А - это "точка - тире", но в дальнейшем, при увеличении скорости приема, ты не сможешь быстро принять этот знак, а так же более сложные буквы.

Азбуку Морзе можно учить двумя способами:

1. В виде представления каждого знака сочетанием "ть" и "таа", соответственно точки и тире. Еще раз напоминаю, что именно короткого и длинного сигнала, а не " . " и " - "Например, буква А - "ть-таа".

2. В виде словесного выражения кода Морзе, когда каждому знаку присваивается определенное слово (напевность) сигнала, по которому легко запомнить звучание каждого знака. Например, букве А - "ай-да", где первый слог короткий, а второй - под ударением и тянется в виде тире. Кроме того, первая буква мелодии соответствует знаку Морзе.

Каждый из способов имеет свои преимущества и недостатки. Первый сложнее в процессе обучения, но в последствии позволяет работать на больших скоростях. По второму наоборот, легче выучить телеграф, но работать с большими скоростями затруднительно. Каждый должен самостоятельно попробовать и выбрать тот или иной метод. Вообще, если хорошо развито чувство ритма, то лучше использовать первый способ.

Полное представление алфавита знаками азбуки Морзе дано в Приложении 9.

Процесс изучения телеграфной азбуки обычно делится на два периода. Первый - изучение звучания сигналов, запоминание их мелодий. Второй - наращивание скорости приема.

В первом периоде надо усвоить звучание сигналов азбуки, уметь записать их на бумаге и, изучив все знаки, принять радиограмму со скоростью 20-30 знаков в минуту. При этом скорость передачи знака должна быть 40-50 знаков в минуту, но с большим интервалом между знаками.

Предпочтительнее, если знаки азбуки Морзе ты будешь записывать латинским алфавитом. При этом не будет путаницы между русским и латинским алфавитом при работе в эфире. Необходимо следить за четкой записью каждого знака, особенно схожих по написанию: U, V, Y, J, I, O, Q, D. Ниже даны примеры быстрой записи латинских букв.

Традиционный метод обучения азбуки Морзе - от наиболее простых букв по звучанию до более сложных, в конечном счете, не оправдывает себя. Дело в том, что при такой методике сложные буквы изучаются в самом конце первого периода, следовательно, они меньшее количество раз повторяются и хуже усваиваются. Поэтому предлагается обратная методика - от сложных знаков к простым. Этот метод потребует больших усилий но, в конечном счете, они оправдают себя, и позволит избежать некоторых ошибок. Рекомендуемая последовательность изучения букв: Q Z; L F; P J; B X; Y C; W R; U S; K D G; V H; A I N; M E T O (Ш Ч Ю Я Э), 1 3 5 7 9; 2 4 6 8 0.

Другая последовательность изучения телеграфа: 1 3 5; 7 9; 2 4 6; 8 0; A F S T; B K; E W; P N; Z Y; H G; Q R; M O; X J; V C; D I; L U. Такой порядок можно рассматривать как компромиссный вариант, поскольку разучивание цифр (как наиболее простых знаков) в начале обучения позволяет почувствовать уверенность в своих силах, создает соревновательную ситуацию. И уже с наращиванием скорости приема цифр параллельно идет разучивание букв.

По мере изучения телеграфной азбуки, паузы между знаками сокращают до стандартных и увеличивают скорость приема.

Очень важно научиться принимать радиограммы с отставанием на 1-2 знака. Когда один знак прозвучал, оператор обдумывает его, в это время идет следующий знак, спортсмен слушает его и одновременно записывает предыдущий. Это позволяет спокойно и четко вести запись принимаемых сигналов. Те, кто принимает знаки "вслед", вынуждены вести погоню за каждым знаком, это приводит к возбуждению нервной системы, усталости и, в конечном итоге, к ошибкам.

При достижении скорости приема на слух 60-70 знаков в минуту наступает так называемый процесс торможения. Это явление индивидуальное и заключается в том, что при увеличении скорости выше 60-70 знаков начинает появляться большое количество ошибок, причем на те знаки, которые раньше принимали свободно. В таких случаях рекомендуется скорость сигнала увеличить, а паузу между знаками сделать в два-три раза больше. Обычно после таких занятий у абсолютного большинства операторов такое явление проходит.

Повышение скорости приема желательно проводить двумя способами: плавно и скачкообразно. В первом случае инструктор начинает постепенно увеличивать скорость передачи, например вместо 50 передает 55-60 знаков в минуту. Причем такую скорость он выдерживает на 2-3 занятиях; а затем снова увеличивает ее. Во втором случае скорость приема увеличивается сразу на 20-30 знаков, а затем снова уменьшается до минимальной.

В зависимости от индивидуальных особенностей восприятия рекомендуется применение обоих способов, чередуя их в зависимости от успеваемости.

Высокое качество передачи на ключе зависит от умения радиооператора четко, ритмично и без перебоев передавать сигналы азбуки Морзе.

Передавать телеграф можно двумя способами: с помощью электронного ключа и простым вертикальным ключом. Манипулятор электронного ключа выглядит в виде вертикального рычага, на который если нажать в одну сторону будет передаваться последовательность точек, а если в другую сторону - последовательность тире. Таким образом, знаки телеграфной азбуки формируются манипуляцией в разные стороны этого рычага. Простой вертикальный ключ состоит из коромысла, на одном конце которого находится замыкающий контакт и специальная ручка для захвата ключа рукой. На таком ключе оператор длинным нажатием на ключ передает тире, коротким - точку. Т.е. формирование телеграфных знаков происходит "вручную".

Обычно радиолюбители пользуются электронным ключом, к.т. им легче работать телеграфом, но как истинный радиоспортсмен ты должен уметь передавать "морзянку" и простым ключом. К тому же на соревнованиях по скоростной радиотелеграфии и многоборью радистов за работу на вертикальном ключе начисляется гораздо больше очков, чем за электронный ключ.

Обучение передачи сигналов азбуки Морзе на вертикальном ключе начинают с правильной посадки, правильной хватки ключа и правильных движений кисти руки. Начинать передачу необходимо с отработки длинных сигналов (тире). Потом переходят к изучению коротких сигналов (точек). В противоположность методике приема, учиться передавать телеграфную азбуку начинают с простых знаков: T M O; E I S H; 0 5 1 9; 8 7 6; 2 3 4; A U V; W J; N D B; G Z; K Y Q; R X P; F L C.

Наращивание скорости передачи на ключе - один из самых трудоемких и сложных процессов. От качества обучения в этот период зависит и дальнейший уровень подготовки, и спортивные успехи. Скорость передачи необходимо увеличивать не торопясь, без каких-либо скачков, постепенно. Искусственное увеличение скорости может привести к так называемому "срыву руки". Надо помнить, что гораздо легче заново научить человека передавать, чем восстановить руку после срыва.

Рекомендуется в процессе обучения проводить специальные тренировки по передаче без самопрослушивания с обязательным мысленным напевом сигнала. Можно для усложнения тренировки подавать на головные телефоны спортсменов сигнал помехи.

Чтобы повысить эффективность тренировочных занятий по приему и передаче радиограмм, их обязательно нужно сочетать с физическими упражнениями оздоровительного характера, особенно на свежем воздухе.

Если проводить телеграфные радиосвязи "открытым текстом", т.е. так как они звучат в телефонной связи, то затрачивается много времени на передачу "стандартных" слов и выражений. Поэтому в радиолюбительской практике принято использовать кодовые сочетания, обозначающие то или иное выражение. Радиолюбительский код образован из сокращений соответствующих английских слов. Выражения Q-кода взяты из профессиональной связи. Эти коды представлены в Приложении 6, 7. Таким образом, радиосвязи с российскими и зарубежными радиостанциями почти ничем не отличаются друг от друга.

Дальше


Дорогие читатели, редакция Mountain.RU предупреждает Вас, что занятия альпинизмом, скалолазанием, горным туризмом и другими видами экстремальной деятельности, являются потенциально опасными для Вашего здоровья и Вашей жизни - они требуют определённого уровня психологической, технической и физической подготовки. Мы не рекомендуем заниматься каким-либо видом экстремального спорта без опытного и квалифицированного инструктора!
© 1999- Mountain.RU
Пишите нам: info@mountain.ru
о нас
Rambler's Top100