Mountain.RU

главнаяновостигоры мираполезноелюди и горыфотокарта/поиск

englishфорум

Чтобы быть в курсе последних событий в мире альпинизма и горного туризма, читайте Новостную ленту на Mountain.RU
Люди и горы > Очерки, дневники - 1999 >

Пишите в ФОРУМ на Mountain.RU

Автор: Алексей Абрамов

Содержание:

Часть 1: 
Введение. Начало
Часть 2:
Аксайcкая подкова
Часть 3:
Исход

Приложения:


Схема маршрута(90K)


Схема района(105K)

Download bonus:
"Обои" для Рабочего Стола
Windows (качественное
сжатие с разрешением
1024x768)

Свободная Корея (145K)

Корона. 1-ая башня
(140K)

 

Сайт "Аксайские хроники" представляет:

Аксайский дневник
(часть 2)
Краткие впечатления о посещении Западного Тянь-Шаня командой альпинистов из московского клуба "Плющиха"

Аксайская Подкова.

29 июля

Утром, не торопясь, спускаемся к базе “Ала-Арча”. Сейчас будний день, поэтому непривычно тихо – нет ни развеселых киргизских компаний, ни треккинговых групп. Проходя мимо скамеечек и тропок, раскиданных по живописному еловому лесу, умиляемся и высказываем циничные соображения о недалеком будущем – ходить здесь медленно и степенно, с пакетиком кефира, и читать на лавочке Джойса или Тургенева, окидывая недоступные вершины взглядом из-под старческой панамы…Хе-хе.

Подойдя к развилке на Аксай, сбрасываем рюкзаки и идем с Ильей в “населенку”. Бар закрыт безнадежно, и за сумасшедшие по местным меркам деньги, мы покупаем у хозяйки приюта сизую бутылку, от одного вида которой нас терзают смутные сомнения. Название “Водка от Миши Шуфутинского- Гуляй душа” это ощущение обостряет. Но иных вариантов нет.

Уже обеденное время, и мы не хотим рваться на Рацека, тем более, что заброска лежит на полпути от водопада до Рацека. Решаем постоять у водопада, куда и добираемся через пару часов в солнечной духоте полуденных лугов нижней части долины Аксая.


Алексей Абрамов
недалеко от
водопада

После купания в ручье, за обедом открываем сосуд стекла. Экспертиза Ильи, профессионального химика, неутешительна – пропиленовый спирт, но пить можно. В принципе. После первой отодвигаем бутылку – запах ацетона практически невыносим.

До темноты гуляем, разбредшись по склонам. Вечером проносится вниз Кирилл Фильченков, у него какие-то проблемы со здоровьем на высоте и он решается сброситься один в Бишкек на пару дней. Отчаянный парень. Рассказывает, что ребята сходили тройку на Изыскатель и завтра готовятся на пятерку (Бокс).

Путь от турбазы “ала-Арча” до водопада.

От шлагбаума влево уходит хорошо набитая тропа, которая через 10 мин серпантином поднимается по травянистому склону и дальше идет по правому берегу реки Аксай высоко над потоком. До ручья, вытекающего с водопада, и стоянок (на 2-3 палатки) около 1-1,5 часа с грузом.

30 июля

Бутылку оставляем на камне.

Утром, подобрав заброску, выходим к стоянкам Рацека, расположенных в живописном кармане правобережной морены ледника Аксай. Макс с Серегой и Глебом еще не ушли, обмениваемся с ними впечатлениями и планами. На Рацеке оживленно – стоят довольно многочисленные красноярские сборы, вокруг женские лица и витают положительные эмоции. Непривычно людно после пустынных верховий Ала-Арчи, где мы не встретили ни одного человека. Мы сразу уходим на Коронские ночевки, расположенные на полкилометра выше по вертикали, за изгибом Аксайского ледника, напротив грозных стен Свободной Кореи, с полной выкладкой на 5 дней, палатками и шанцевым инструментом. Подъем до Текеторских ночевок, находящихся напротив одноименной горы идет тяжело – здесь основной набор высоты и главные две трети пути. Начинается дождь, усиливаясь переходит в нехилый ливень, под которым идти грустно и печально, так как на этой высоте мы ждали снега. Выйдя к пункту назначения, обнаруживаем две халупы, называемые в обиходе хижинами, в одной из которых лежат чьи-то вещи, скорее всего, двойки челябинцев, ушедшей наверх и о которых мы слышали на Рацека. В обеих хижинах сыро, довольно грязно и в обеих нещадно течет. Через какое-то время, вдалеке у поворота ледника, появляются две фигурки, возвращающиеся с маршрута. Мы ставим чай, и пока он закипает, ребята – челябинцы подходят. Непогода их не пустила на 5Б шестой башни Короны, буквально смыв снежными лавинками с этого маршрута. Утром они собираются вниз на Рацека, чтобы затем вернуться и сделать еще одну попытку. Я расспрашиваю их о 5А на Байчечикей, но они смотрят на меня непонимающе. Маршрут (ледовая полукилометровая “сопля”) ходится только зимой, говорят они. Погода же теплая, поэтому эта идея выбрасывается из наших планов.

Смалодушничав от вида непрекращающегося дождя и плотной облачности, затянувшей окрестные вершины, решаем ночевать здесь, в хижинах, допуская этим решением непростительную ошибку. Я жду Димку, известного на www.mountain.ru/forum под ником “Ветерок”. Сам он живет в Бишкеке, и мы еще в Москве назначили по e-mail нашу встречу именно на этот вечер пятницы. Все скептически относятся к самой возможности оной встречи– погода неистовствует, и настроение у нас по этому случаю поганое – в хижине нам не нравится. Ночь проходит неприятно – постоянно капает в подставленные миски вода, затхлый запах мокрых тряпок под полатями смешивается с промозглым воздухом, поступающим через разбитое окно из окружающей ночи, где безнадежно и гулко шумит тянь-шаньский дождь. Я постоянно куда-то скатываюсь, пару раз чуть не падаю на пол.

Путь от водопада до стоянок Рацека и Коронских ночевок

От ручья вытекающего с водопада, тропа круто поднимается сначала по склону, поросшему лесом, затем по старой морене до стоянок Рацека (3200). От водопада 2-2,5 часа с грузом.

От стоянок Рацека вверх по тропе, которая через 200 м сворачивает вправо и выходит на моренные валы ледника Аксай, по правой (ор.) стороне которого в обход первой ступени ледопада круто поднимается по гребню до выполаживания ледника, где находятся Текеторские ночевки. Далее перейти на открытый ледник, по правому борту которого, обойдя незначительную зону трещин в районе поворота, выйти на правобережную морену за поворотом ледника к Коронским ночевкам.

31 июля

Мы проклинаем все на свете. Не выспавшиеся, сырые и злые готовим завтрак. Почему мы не поставили палатки? Вот урок на будущее.

Начинаются мелкие разборки. Я уже заметил, что плохая погода и плохая ночевка воздействует не самым лучшим образом на морально-психологический климат группы любой подготовки, идущей без явного лидера. Некоторые memberы стремятся вниз, на Рацека, чтобы переждать там непогоду и подниматься, когда установится хорошая. Мне это не нравится, еды у нас завались, вещи сухие, хрен ли делать на Рацека? В сердцах объявляю, что остаюсь, если со мной останется хоть один участник. Что-то мне эти скачки вверх-вниз напоминают…

Переходим на личности, потом остываем и решаем ждать. Точнее, я-то все и так для себя решил…

Ага. А кто это там идет снизу. Ба! Да это ж Димка. У трех ребят из Бишкека, вымокших до нитки такой вид, что наша неудачная ночевка мне кажется просто пустяком. Мы здороваемся. Пока они выжимают вещи, слушаем их историю. Они начали подъем днем и дойдя под дождем до водопада, обнаружили там (есть еще добрые люди :-)  ) больше полбутылки отличной водки! Мы дружно смеемся, вспоминая ацетоновый привкус. Дойти до Коронских они не смогли – и встали под дождем на Текеторских уже в темноте. Молодцы! Димка жалуется, что не принес помидоры со своего огорода – отобрали обаятельные красноярки на Рацека. Ну-ну, думаю, отобрали, знаем мы ….


Свободная Корея
с Коронских ночевок

Погода несколько улучшается к обеду – проглядывает солнце и по окрестным склонам начинают бить лавины. Мы надеемся, что назавтра пойдем на ледовую 3Б пика Изыскатель. Идти сейчас, после полудня, не только поздно, но и опасно – мы наблюдаем, как по нашему ледовому маршруту прокатывают лавинки, освобождая его от излишков снега. Бишкекцы все же решаются идти на Изыскатель по 2А сейчас. Другого шанса у них нет – всем в понедельник на работу… И они уходят наверх по мокрому, раскисшему от дождя снегу и мы еще долго видим точки их фигур на взлете Коронского ледника.

С огромным удовлетворением ставим палатки на каменистых площадках. В палатке гораздо уютнее (и некуда падать).

Вечером снизу, привлеченные улучшившейся погодой, подходят участники красноярских сборов, их шумная молодежная компания расселяется в хижине, незанятой бишкекцами.

Мы волнуемся за ребят на Изыскателе (мы видели, как в начале четвертого они начинали спуск с вершины), но они благополучно возвращаются уже в темноте, но с горой.

Нам же выходить завтра.

1 августа


Пик Изыскатель
маршрут 3Б(лд)

Утро первого дня последнего месяца лета мы встречаем под ледовым маршрутом 3Б к/т, ведущим по деректриссиме на вершину пика Изыскатель. Справа по гребню идет комбинированная 3Б, слева – спусковая 2А, где хорошо видны вчерашние следы бишкекцев. Пока мы готовимся, мимо нас, по противоположному склону чаши Короны поднимается группа красноярцев, идущих на первую или вторую башню Короны.

Подходим “пешком” под берг и отсюда начинаем работать двумя связками по параллельным коридорам, но через две веревки приходится объединиться, т.к. треугольный путь расчищенный лавиной сужается, и маяться на крутой проламывающейся фирновой доске не хочется. Проходя первую веревку, с тревогой слежу за своей левой ногой, сломанной в феврале. Сначала вроде ничего, но через тридцать метров льда, начинает нарастать боль и онемение. Пройдя веревку, меняюсь с


Андрей вешает вторую
веревку на Изыскателе

Андреем. Неужели закончен мой сезон? Обидно. Но нет, вроде отходит, словно "затекшая" конечность. На станции стараюсь стоять на одной ноге. Вторую веревку Андрей провешивает уже ближе к Илье с Витей. Объединившись, под утренним солнцем выходим на вершину. Прекрасная погода и прекрасный вид, особенно на стены Свободной Кореи и группы Байлян.

Очень приятная акклиматизационная вершина.


Илья на фоне вершины
Байлян

Начинаем спуск по снежному гребешку на перемычку между Изыскателем и 5-ой башней Короны. Отсюда – на сдвоенной веревке вниз. Проезжая на “восьмерке”, вижу вчерашние следы бишкекцев на подъем, точнее характерные полосы от их айс-фифи, на которых здесь извращался Дима.

Пока мы отдыхаем (точнее жаримся) под вставшим солнцем, а Илья бегает за упущенным на маршруте ледобуром, наблюдаем, как начинают свой спуск красноярцы.


Вся команда
 (Илья, Алексей,
 Андрей, Витя)
на фоне
Изыскателя

Встречаемся с молодыми участниками красноярских сборов под косым жандармом. После кратких приветствий – вниз. Снега много, снег раскис, поэтому к полудню спускаемся к палаткам мокрые и взопревшие. У меня сильнейшие головные боли, характерные для быстрого спуска при недостаточной акклиматизации. Настоящая мигрень, еле сдерживаюсь от злобного шипения, пока глотаю таблетки. Через час – уже веселее. Готовим обед.

Выпиваем по “чуть” за гору. Гораздо лучше.

Теперь что мы имеем? Имеем мы состояние свое удовлетворительное, имеем гору сегодня и неплохую погоду. А на завтра спланирован день отдыха, поскольку, вроде, как следующий маршрут – 4Б на Двурогую. После недолгого обсуждения решаем не искушать погоду и идти на маршрут завтра. А сегодня со спиртом завязать.

2 августа

Выходим в темноте. Какое-то странное у меня состояние по раннему выходу. Вроде и встаю, готовлю завтрак, все нормально, а как чуть в горку пошел, волны моментом наплывают какие-то и ощущение, что вот-вот сознание потеряешь…. Ерунда какая-то…

Проходим в утренних сумерках грозную стену Кореи, затем величественный Байлян, чернеющую слева 5-ую башню Короны. Светает. Мы под кулуаром между 6-ой башней Короны и Двурогой. Одеваем кошки и начинаем подъем по длинному лавинному конусу, постепенно набирающему крутизну. В середине пути начинаем проваливаться, матерясь стараемся найти плотный снег – идти в “пролом”, когда проваливаешься на подъеме по колено, да и то, в тот момент, когда высовываешь вторую ногу – занятие неблагодарное. Проходим пешком берг и далее наверх, где крутизна ледового кулуара становится большей, а сам он сужается до ширины в 15-20 м.


Двурогая (справа)
и 6-ая башня Короны (слева)
 из нижней части кулуара

Длинный подход в кошках для травмированной ноги не проходит без следа – я долго стою на точке на коленках, пока Илья, а затем Андрей уходят по веревке вверх, за перегиб кулуара. Отсюда четыре веревки льда до перемычки, где нас встречает яркое утреннее солнце. От перемычки налево уходит довольно грозно смотрящийся “скалолазный” маршрут 4Б на 6-ую Короны. Наш маршрут той же категории на Двурогую просматривается плохо – все какие-то заснеженные ребра и стенки, неосвещенные солнцем. Он несколько положе, но холоднее, разрушеней и mixовей.

Начинаем. Первую трехметровую стеночку, подумав, проходит Илья. Продолжает движение. Полверевки. Он упирается в заледенелые скалы. Кошки его у нас. Заледенелый участок по кулуарчику проходит Андрей. Не круто, но неприятно. Льда на самом деле нет, все в фирновой корке, по которой с фифами не походишь, под фирном какая-то смерзшаяся когломератная каменная масса. Вообще, по всем описаниям, идти лучше всего все время в кошках. Что ж, так дальше и делаем. Я прохожу еще одну веревку по заснеженному разрушенному ребру с двумя стенками, затем Витя выводит последнюю веревку на вершину. Крючьев не били, закладок не ставили, т.к. встречали старые петли, а также вешали свои на многочисленные скальные выступы.

Итого три веревки по 50м от перемычки (две первых – по половинке). Думали, что будет четыре.


Панорама вершин (Космонавтов, Байлян, Симагина, Свободная Корея).
Снимок сделан с вершины Изыскатель (hi-res 167K)

На вершине расслабится особо некогда – все затягивается плотной пеленой облаков. Когда подходит Андрей, я начинаю линять. Мы не успеваем спуститься к перемычке, как нас накрывает снежный заряд. Кулуар, по которому мы уходим превращается в белую снежную реку, по которой мы буквально плывем. Атас, так можно и лавины дождаться, особенно в нижней части кулуара. Спускаемся по правой стороне кулуара, продергивая через довольно часто навешенные петли. Через час пурга стихает, становится тихо, но по-прежнему сумеречно и пасмурно. Еще немного мучений в лавинном снегу, в котором мы проваливаемся теперь везде, и мы у наших телескопических палок, которые оставили под кулуаром.

Когда подходим к палаткам, начинает вечереть. С юга нависает заснеженная стена Свободной Кореи, глухо ахая в сумерках выстрелами лавин и камнепадов…

3 августа

Вниз. Сладкое слово…

Приятно, что мы отработали намеченное на Коронских ночевках. Собираемся не торопясь, сушимся, трепемся. Уходим только в одиннадцать…


Андрей на стоянках
немного выше
 приюта Рацека

На Рацека становимся на “выселках”, довольно спокойном месте выше хижины метрах в двухстах, за поворотом ручья. Здесь только один лагерь – челябинцев. К вечеру ребята бегут вниз, на полпути к водопаду у нас заброска. Меня жалеют и оставляют зализывать раны – травмированная нога после долгих скачек в кофлаках отекла и теперь болит и без нагрузок. А послезавтра – на Корону (4А).


Пик Бокс со
стоянок Рацека

Пока мужики отсутствуют, с Бокса приходят Макс, Кира, Серега и Глеб. Да … ломались они там долго. Нам такие маршруты пока не пройти. Решаю, что назавтра было бы нехило сходить наверх, на ледник Учителя, посмотреть, что там на Короне.

Наши приходят быстро. Еще быстрее накрывается стол и когда кончается водка и дело плавно перекидывается на спирт, подходят бауманцы. “Базарим”, пьем… Вечером народ разбредается, я же, насколько помню, пошел слушать песни к челябинцам…

4 августа


Пик Семенова-Тянь
-Шаньского с ледника
Учитель

Ничего интересного. Идем на ледник Учителя, под первую башню Короны. Разведываем тропу, т.к. плавно принимается решение идти на первую башню от Рацека – до Рацека. Полтора километра вверх и столько же вниз да еще по четверке вызывают сомнения, но бегать потом за вещами (классический спуск идет не по пути подъема, а по простой 3А в сторону Аксайского ледника) очень лениво…

Погода отличная.

Троп на моренных валах ледника множество, выбрать тяжело. Ладно, прорвемся … Завтра.

5 августа

Встаем в два, выходим в полчетвертого. Идем с фонарями, постоянно разбредаясь и теряя тропу. Небо звездное и ясное. Иду с довольно тревожным настроением, больше всего волнует погода. В тумане на “четверке” запилить есть куда. Через полтора часа - под маршрутом.


Вершина Корона с
ледника Учитель

Под вершинную башню ведут два пути – по ледовому склону влево на перевал, затем по гребню жандарма под башню; или справа по льду сразу на перемычку под башней. Мы выбираем первый путь. Идем одновременно, пройдя бергшрунд, начинаем крутить промежуточные буры. В одном месте вешаем перильную веревку, дальше снова одновременно до перевала.


Илья, Виктор и Андрей на
перевале Корона (на заднем
фоне вершина Двурогая
 и 6-ая башня Короны)

На перевале – в начале десятого, что есть неплохо. На жандарме, где скалы разрушены основательно и идти приходится очень осторожно, безбожно тормозим. Выбравшись на вершину жандарма, кидаем дюльфер на перемычку и уходим непосредственно на башню Короны. Всего облаз простого разрушенного жандарма занимает четыре веревки и несколько (!) часов, поэтому в будущем стоит ходить сразу на перемычку – льда больше, но веревки будут целее и время экономится значительно.


Вершинная башня
Короны с
перемычки

В нижней части башня разрушена в такой степени, что несмотря на все наши старания, первая связка перебивает новенькую веревку Mommut. Вот ч-ч-ерт!

Ключ маршрута – довольно монолитный участок из нескольких  стенок средней сложности длиной в одну веревку первым проходит Илья, переодевшись в треккинговые кроссовки. Дальше путь идет по простым разрушенным скалам до самой вершины, где мы оказываемся только около пяти вечера.

Отдыхаем и вниз, по 3А.


Последние метры до
 вершины проходит
первым Илья

Народ несколько устал и иногда, при “удобном” случае, (запутавшаяся веревка, чья-то медлительность) раздражается. Звучат обидные слова, но мы знаем, что все это внизу пройдет, что это усталость в нас подает голос. Только выбравшись на глубокий снег чаши Короны, понимаем, что маршрут пройден. Особо не торопясь, спускаемся вниз, к Коронским стоянкам. Длинная четверка. Длинная и нудная. На спуске как всегда народ "кто в лес, кто по дрова". Илья убежал вперед, Витя заскочил на Коронские стрельнуть сигарет. Мы двигаемся с Андреем не торопясь, и полная темнота застает нас на Текеторских стоянках. Я хорошо вижу в темноте, а с фонарем гораздо хуже, поэтому я “веду” тропу. Потихоньку нас догоняет Витя с фонарем и мне приходится убегать вперед, чтобы он мне не мешал светом своего налобника. Приходим к палаткам в состоянии усталом, но нормальном. Готовим много чая. Официальная программа выполнена.


Все это безобразие можно обсудить в ФОРУМЕ

Часть 1: 
Введение. Начало.
Часть 2:
Аксайcкая подкова.
Часть 3:
Исход


Дорогие читатели, редакция Mountain.RU предупреждает Вас, что занятия альпинизмом, скалолазанием, горным туризмом и другими видами экстремальной деятельности, являются потенциально опасными для Вашего здоровья и Вашей жизни - они требуют определённого уровня психологической, технической и физической подготовки. Мы не рекомендуем заниматься каким-либо видом экстремального спорта без опытного и квалифицированного инструктора!
© 1999- Mountain.RU
Пишите нам: info@mountain.ru
о нас
Rambler's Top100