Название учреждения, проводившего
путешествие: ООО "Мосстройтрансгаз", Московская область
Выпускающая организация: Российская
МККМаршрутная книжка № Р 507/П
Район похода: Северо-западное Забайкалье,
Южно-Муйский и Муяканский хребты
Вид туризма: пешеходный
Категория сложности: пятая
Сроки похода: с 1 по 24 августа
Нитка маршрута:
ж/д мост БАМа через р.Муякан - по зимникам,
по тайге без троп, кочкарниковым болотам (0.5-1.0), марям (1.2-1.5),
огибая вост. скл. Муяканского хр. - р. Муя перепр., катам., 2А к.
сл., 3 км выше устья р. Мудирикамскит, (70/2.0т -2.0) - по тайге по
тропам, без троп, кочкарнику, горельнику, завалам, огибая зап. скл.
Южно-Муйского хр. - устье р. Шуринда - по тайге без троп, по ернику,
стланику, руслам рек между берегами, каньону в верхнем течении 1Б
к. сл. до верхов. р. Прав. Шуринда - пер. Подарок 1А к. сл., 2200
м - пер. Троллей 1Б к. сл., 2460 м, п/п - верш. Анюта 1Б к. сл., 2482.0
м, п/в - пер. Жукаускаса 2Б к. сл., 2310м - пер. Спираль 1Б к. сл.,
2240 м, рад. - к озерам руч. Сасан - пер. Дудникова 2А*-2Б к. сл.,
2300 м - по ернику, курумнику, каньону истока 1Б-2А к.сл. в высокую
воду к озерам р. Прав. Шуринда - пер. Мотайка, 1Б к. сл., 2320 м -
пер. Холодный, 2А к. сл., 2400 м рад. п/в - без троп, по курумнику,
ернику, по тайге, по битой торной тропе р. Бамбукой - пер. Вертолетный
н/к, 1700 м - по заболоченной торной тропе, болотам, курумнику, между
берегами руч. Мшистый - по заболоченной тропе, без троп, курумнику,
стланику, ернику р. Бамбуйка - пер. Горбатый, 1Б к. сл., 2100 м -
без троп, по ернику, стланику, курумнику, каньону среднего течения
1Б-2А к.сл., по тайге, завалам, руслу между берегами руч. Балтийский
- по тайге по тропе, без троп, обходя прижимы р. Муйский Горбылок,
перепр., катам., 2Б к.сл., в 3-х км выше устья по шиверам высок. воды,
" между камнями русла, с принудительной чалкой груженого судна
(50/1.7т -3.5) без троп по курумнику, стланику, по тайге по битой
торной тропе, болотам (0.5) р. Муя, перепр., катам., 2А к. сл., напротив
устья руч. Горелый в высок. воду (90/2.0 т -3.0) к Муяканскому хр.
по зимнику, по тайге без троп, по стланику, курумнику, руслу руч.
Горелый и его лев. прит. - верш. Мосстройтрансгаз (спонсор) 1Б к.
сл., 2039 м, п/п - пер. Мосстройтрансгаз (спонсор) 1Б к. сл., 1800
м, п/п - без троп, по стланику, курумнику, руслу - водопаду между
берегами прав. прит. и осн. течен. р. Унен - по грунт. дороге до ж/д
разъезда Северомуйск БАМа.
Ходовых дней - 24;
Дневок - нет;
Полудневок - 2;
Активным способом пройдено 281 км.,
в том числе:
таежного и горно-таежного бестропья св. 60 км.,
сплошного кедрового стланника и ерника св. 35 км.,
вынужденного движения по руслам горных рек св. 20 км.,
кочкарниковых болот ок. 30 км., в том числе 0.5 км. провальной мари,
ок. 10 км. болот средней сложности,
переправ с использованием катамарана - 3, из них 2Б к.сл. - одна,
2А к.сл. - две, бродов свыше 100, из низ сложных - 3, средней сложности
- н.м. 15,
перевалов - 10, из них - 2Б к.сл. - один насквозь, 2А*-2Б к.сл. -
один насквозь, 2А к.сл. - один, рад., п/в, 1Б к.сл. - четыре, три
насквозь, два п/п, 1Ак.сл. - один насквозь, н/к - два насквозь,
вершин - две, 1Б к.сл., обе п/п, каньонов средней сложности 1.2 км.
Общие сведения о
группе
Мы - сборная команда туристов-пешеходников,
основа которой была положена в 1987 году, когда руководитель и заместитель
окончили школу СИП и прошли участниками на Кодаре первую пешеходную
пятерку под руководством м.с. по туризму Харченко А.Ф. (см. отчет
в библ. МГЦТК № 4823). С тех пор мы выросли, руководитель стал к.м.с.,
старшим инструктором пешеходного туризма, отруководил пятерками в
В.Саяне, Кодаре, Алтае, участвовал в шестерках в Якутии, Центральном
Алтае. Заместитель прошел несколько пешеходных и горных пятерок, отруководил
пешеходными и лыжными тройками, стал инструктором пешеходного туризма.
Наш тандем и составляет неизменно уже много лет основу команд, совершающих
пешеходные и лыжные походы различной категории сложности, проводит
школы пешеходного и лыжного туризма различного уровня в рамках работы
комиссии туристских общественных кадров МГЦТК.
Команда, совершившая данное путешествие готовилась
1.5 года. Ее основу составили спортсмены, прошедшие подготовку в школах
пешеходного и лыжного туризма 2000 и 2001 гг. и совершившие тогда
же пешеходные и лыжные походы 3 к.сл. (см. отчеты в библ. МГЦТК №
5684, 5753), пешеходный поход 4 к.сл. в августе 2000 г. по Кодару
(см. отчеты в библ. МГЦТК № 5746, а также Интернетсайт Mountain.ru).
Все члены команды - жители центрального региона России - Москвы, Московской
и Тверской обл. Организация, официально проводившая путешествие, она
же частичный спонсор команды - ООО "Мосстройтрансгаз" -
имеет юридический адрес: пос. Газопровод Ленинского района Московской
обл. В состав команды входило 5 женщин и 7 мужчин, средний возраст
женщин составил 22 года, средний возраст мужской части группы - 33
года. Троим самым младшим участникам группы было по 18 лет, троим
самым старшим участникам группы было 42, 45 и 47 лет соответственно.
Некоторые сведения
о пройденном маршруте
Поход задумывался как горно-таежная
пятерка, включающая в себя все основные элементы маршрутов такого уровня
(см. методические рекомендации по классификации пешеходных маршрутов И.Е.Востокова,
изд. Турист, М.:, 1990 г.). При планировании маршрута команда ставила
перед собой задачи - оптимально зайти в центральную, наиболее высокую
часть Южно-Муйского хребта (массив горы Муйский Гигант - 3067 м), пройти
там несколько определяющих перевалов, совершить несколько первопрохождений
перевалов и вершин, выйти к БАМу в район п. Северомуйск долинами рек через
Муяканский хребет. По нашему мнению в целом группа с этой задачей справилась.
Следует сразу же оговориться, что
пройденный маршрут оказался в большей степени таежно-горным, а не наоборот.
Типичные пешеходные препятствия необжитого Забайкалья - таежное бестропье,
кедровый стланник, болота и мари, технически сложные переправы, многочисленные
броды, вынужденное движение по руслам рек и т.д. доминировали над горными.
Прохождение этих препятствий отняло массу физических сил и психической
энергии, заняло значительно большее время, чем планировалось при разработке
графика движения.
Необходимо признать, что при подготовке
маршрута нам не удалось собрать достаточный объем информации о состоянии
рельефа местности летом в районе проведения путешествия. Особенно это
относится к этапу захода в центральный горный массив Ю.М.Х. (да, видимо,
в Москве это было невозможно сделать). Из нескольких возможных вариантов
захода в район Муйского Гиганта мы до последнего момента не могли просчитать
оптимальный. Путь с севера через один из перевалов Муяканского хребта,
например, через перевал Лапро, по информации туристов из г. Северобайкальска
(e-mail: davan 2001@mail.ru, Марьясов Евгений) очень трудоемок из-за сплошного
стланника. Это впоследствии, уже на выходе, мы полностью ощутили на себе.
Заход с востока с автодороги Таксимо-Иракинда по данным группы МГЦТК 1999
года рук. Шахнович В.И. (тел. 137 6139 р.) долог и скучен. Новосибирские
альпинисты (e-mail: dgp@stu.ru, Подкаминер Дмитрий) незадолго до нашего
отъезда рекомендовали нам заходить по левой (ор.) стороне долины р. Муя,
от моста БАМа через р. Муякан. Из их электронных писем следовало, что
они много раз успешно пользовались этим маршрутом. Мы последовали их совету
и пошли этими путем, предварительно получив разрешение выпускающей МКК
на возможность такого захода. Что представляет этот путь описано ниже.
В Москве мы надеялись, что нам хотя бы на начальном этапе маршрута удастся
использовать автотроанспорт - наивные. Как в Таксимо, так и на разъезде
Муякан при упоминании о том, куда нам надо ехать на нас смотрели, как
на умалишенных. Все, к кому мы обращались, говорили одно и то же - летом
по долине реки Муя автомашина не проедет и, вообще, не ходите туда - не
вернетесь: там болота, мари и т.д. В значительной степени это подтвердилось
в первый же день похода.
Мы использовали все имеющиеся возможности,
добывая картографические материалы и неплохо в этом преуспели. У нас в
наличие были туристские карты масштабов 1:200 000 (1985 г.), 1:100 000
(1943 г.), 1:50 000 (1985 г.). Эти карты оказались местами существенно
неточны. Так, мы очень рассчитывали на тропу вдоль правого берега р. Муя,
которая обозначена даже на обзорной карте масштаба 1:1 000 000. Каково
же было наше изумление, когда на местности этой тропы не оказалось и нам
пришлось идти по тайге, по азимуту. С другой стороны, наезженный зимник,
ведущий в устье руч. Горелый, стекающего с Муяканского хр. не был обозначен
даже на карте масштаба 1:50 000.
Следует очень осторожно относиться
к рассказам случайных людей, встреченных в поездах или поселках БАМа о
состоянии рельефа местности, дорогах и т.д. в этом районе летом. Как правило
на 90% эти люди рассказывают просто небылицы. Летом этот район людьми,
как правило, не посещается. Достаточно сказать, что за время маршрута
мы не встретили ни одного человека, а следы пребывания людей в горной
местности носят случайный характер. Заслуживает доверия лишь информация
туристов, спасателей и, отчасти, охотников - коренных жителей края. Последние,
кстати, предпочитают перемещаться в этом районе летом по воде на моторных
лодках.
Выход в обжитую местность через Муяканский
хр. пришлось осуществить кратчайшим путем, отчасти это напоминало экстренную
эвакуацию. Этот путь с нашей точки зрения с одной стороны являлся на тот
момент единственно безаварийным из-за цейтнота времени, и с другой стороны,
достойным окончанием путешествия. Кедровый стланник - главный бич туристов-пешеходников
Забайкалья, на Муяканском хр. оказался настолько крупным, густым и, поэтому,
малопроходимым, что скорость движения группы порой составляла 1 км за
1,5 часа. Удивительно, но в горах Муяканского хр. всего в нескольких км
от БАМа в долине р. Унен - крупного притока Муякана, не было и намека
хоть на какую-то тропу! Один стланник, скользкий курумник, завалы из поваленных
деревьев. В результате были использованы 2 запасных дня и после выхода
из гор на дорогу, до разъезда Северомуйск нам пришлось идти очень быстрым
темпом, чтобы успеть дать телеграммы.
На 13-ый день похода вышел из строя
штатный фотоаппарат, при этом поломка обнаружилась лишь в Москве, поэтому
фотоматериалы второй половины маршрута носят несистемный характер.
Участники похода выражают благодарность
за оказанную поддержку и консультации прежде всего члену МКК, м.с. по
туризму Васильеву М.Ю., а также членам МКК м.с. по туризму Ляпину В.Г.
и Харченко А.Ф.
Cостав группы
N
Фамилия, Имя, Отчество
Год рождения
Место работы, учебы
Домашний адрес, телефон
Туристский опыт (П-пешеходный, Л-лыжн.)
Обязанности
1
Кузнецов Владимир Владимирович
1956
Институт органической химии РАН, научн. сотр., к.х.м.;
т. 135-88-17
Московская обл., Луховицкий р-н, пос. Газопроводск,
ул.Саратовская д.15, кв.1
6ПУ Алтай, Якутия, 5ПР Саяны, Кодар, Алтай; пер.
опыт 3А рук, к.м.с., ст. инструктор пеш. тур. МГЦТК
г. Москва, ул. Маршала Василевского, д. 5, к.2,
кв.293
4УП Зап. Кавказ, Тянь-Шань, Кодар; пер. опыт 2Б
уч.; школа СТП пеш. 1998, 1-й разряд по туризму
Фотограф
4
Сымон Алексей Марков
1968
ММА им. Сеченова, ассистент
г. Москва, 1-й Войковский пр-д., д.12, кв.4
IV у. пеш. Кодар (2000 г.),
III у. гор. Центр. Кавказ, III-й разряд по альпинизму пер. опыт
2Б уч.
Медик
5
Миронцов Сергей Владимирович
1958
Учреждение юстиции
т. 49-50-49
г. Тверь, ул. Склизкова, 19/25-49 т. 0822-43-44-86
V у лыж. П. Урал, Шапшальский хребет (1991 г.) IV
р В. Саяны (1992 г.) ВТП лыжная 1991 г. (рук. сборов Васильев
М.Ю.) к.м.с. по туризму
Ответственный за культмассовую работу
6
Гоникер Анна Алексеевна
1977
ООО "СВЕЗА-Лизинг", программист т. 721-17-80
г. Москва, ул. Приорова, 16-1-116 т. 450-42-46
III уч. пеш. Алтай (1998 г.) IV уч. пеш. Кодар (1999
г.) пер. опыт 3А уч. III р. по альпинизму
Ответственная за транспорт
7
Короткая Анна Олеговна
1982
МГПУ,
студентка
г. Москва, ул Коненкова, 12а-271 т. 407-65-60
III у пеш. В. Саяны (2000 г.) III у. лыж. (2001
г.) II у. пеш. Зап. Кавказ (2001 г.) пер. опыт 1Б уч. БПТ-у лыж.
(2001) БПТ-у пеш. (2001)
Летописец
8
Логинова Анна Владимировна
1976
МГУПС, студент
г. Москва, ул. Снежная, д.16, к.2, ком. 110
IV у. пеш. Кодар (2000 г.) III у. лыж. П. Урал (2000
г.) СТП-р лыж (2000 г.) пер. опыт 2Б уч. В 2000-2001 г.г. участие
в соревнованиях по тех. спорт. туризма: декабрь 2000 г., Первая
Пороша, май 2001 г., "Первенство Буревестника" в составе
команды "МИИТ-1".
Завпит
9
Моисеев Алексей Павлович
1981
МГУПС, студент
г. Москва, ул. 2-я Пугачевская, д.4, к.2, кв.102;
т. 167-15-01
IV у. пеш. Кодар (2000 г.) 1II у. лыж. П. Урал (2000
г.) СТП-р лыж (2000 г.) пер. опыт 2Б уч. В 2000-2001 г.г. участие
в соревнованиях по тех. спорт. туризма: декабрь 2000 г., Первая
Пороша, май 2001 г., "Первенство Буревестника" в составе
команды "МИИТ-1".
Снаряженец
10
Паршина Екатерина Викторовна
1982
МГАТХТ (МИТХТ), студентка
г. Москва, Самаркандский б-р, 12-53 т. 377-7452
III у. пеш. П. Урал (2000 г.) III у.лыж. Кольскый
п-ов (2001 г.) II у. гор. Зап. Кавказ (2001 г.) пер. опыт 1Б у.
БПТ-у лыж. 2001 г
Финансист
11
Биткин Кирилл Олегович
1979
МАИ,
студент
Московская обл. г. Истра,
ул. 9-й Гвардейской дивизии, 36-112
III у пеш/водн. В. Саяны
(2000 г.) III у лыж. Кольский п-ов (2001 г.) БПТ-у лыж. 2001 г
Реммастер
12
Лунев Глеб Андреевич
1982
МСХА ,
студент
г. Москва, Новоясеневский
просп., 17/50-151 т.426-1416
III у пеш/водн. В. Саяны
(2000 г.) III у лыж. Кольский п-ов (2001 г.) БПТ-у лыж. 2001 г.
Эколог
Характеристика
района похода
Южно-Муйский хребет расположен в Юго-Западной
части Байкало-Становой области. Он протянулся с Запада на Восток почти
на 300 км и достигает наибольшей ширины (около 80 км) в своей восточной
части. На Севере хребет ограничен долиной реки Муя, вдоль которой проходит
трасса БАМа. Южная граница, как принято считать, проходит по реке Верхняя
Ципа, Баунтовской котловине и реке Бамбуйка. С Востока хребет ограничен
рекой Витим. Высшая точка хребта - пик Муйский гигант - 3067 м. - находится
в истоких реки Бамбукой.
На Западе Южно-Муйский хребет начинается
с пика Дарон - 2612 м - и имеет ширину 12 км. На Север с него стекают
ручьи - правые притоки реки Котера. А на Юг и Восток речки, которые питают
высокогорное озеро Дарон. А низвергающийся с озера поток дает начало левому
притоку Верхней Ципы - реке Точа. К Востоку от озера главный водораздельный
хребет понижается до 2000 м, на этом участке преобладают плосковершинные
массивы - тумпы. Характерная их черта- курумные поля и "каменные
реки" покрытые кедровым стланником и лиственничным редколесьем. Далее
на Восток хребет поднимается и достигает высоты 2600 м. И следующие 50
км хребта альпийские формы рельефа преобладают не только в ГВХ, но и во
всех Северных отрогах. Еще далее на Восток от старинного караванного перевала
Уакитский, ГВХ сужается до 10-15 км и, загнувшись дугой к Северу выходит
к крутому караванному перевалу - Горбылок. На этом участке также доминируют
альпийские формы рельефа.
В верховьях рек Горбылок Муйский,
Вековье, Бамбуйка, Бамбукой Южно-Муйский хребет расширяется до 50 км.
Вершины пикообразные, склоны круты, орография очень сложная. На Север
в долину Муи хребет обрывается крутыми скальными отрогами. От высшей точки
Южно-Муйского хребта (3067 м) до Витима массив расходится несколькими
параллельными отрогами, разделенными массивами рек Тулун, Тулуя, Ирокинда.
На Север с хребта стекают крупные притоки Муи Аневеркан, Ане, Мудирикан,
Аку, и др.
Открытие Южно-Муйского горного массива
произошло относительно недавно. Первым среди русских ученых совершил путешествие
в этот район географ П.А. Кропоткин в 1866 г. Давший всему краю название
"Алекминско-Витимской горной страны". Он же впервые описал предгорья
Северо-Муйского и Южно-Муйского хребтов.
Освоение Южно-Муйского хребта туристами
- пешеходниками и лыжниками началось с начала 70-х годов, хотя водники
начали осваивать Забайкальские реки намного раньше. Они прошли Мую, Ципу,
Муякан, и др. реки, Пересекая при подходах к началу сплава, Северо- и
Южно-Муйские хребты. Но маршруты их, как правило, пролегали по хорошо
известным караванным тропам. Высокогорные районы и Южно-Муйского хребта
еще долгое время оставались белым пятном на туристских картах. В конце
70-х годов в и Южно-Муйском хребте было проведено сразу несколько спортивно-туристских
экспедиций. Бурятского, Московского, Украинского, Московского областного
и центрального советов по туризму3,4. Основной упор экспедиции сделали
на изучении Центральных и Восточных районов и Южно-Муйского хребта, при
этом были затронуты Западные районы и Муяканский район. Собранная информация
дала представление о туристских возможностях края, и сделать вывод, что
Южно-Муйский хребет является перспективным районом для развития пешеходного
и лыжного туризма. Ценральная часть Южно-Муйского хребта наиболее исследована
туристами, здесь пройдено несколько десятков перевалов, совершены восхождения
на определяющие вершины массива.
Среди последних значимых походов, совершенных по Муяканскому и Южно-Муйскому
массивам, следует особо отметить пешеходные и лыжные маршруты.5-11 В результате
этих мероприятий было описано несколько десятков новых перевалов и вершин
Центральной и Западной части и Южно-Муйского и Муяканского хребтов, составлен
исчерпывающий каталог пройденных перевалов.
Следует особо отметить достижения
известного в Восточной Сибири альпиниста Виктора Рыжего (пос. Куанда)
по первовосхождениям на определяющие вершины Центрального района Южно-Муйского
хребта (пик Зорро, пик Куанда, т.д.), а также первопрохождение там же
нескольких десятков сложных перевалов.
Известно также, что Центральная часть
Южно-Муйского хребта в последнее время активно осваивается альпинистами
из Новосибирска под руководством Кузьминых. В частности известно, что
им впервые удалось подняться на высшую точку Южно-Муйского хребта (3067)
по маршруту 4А к.с.
В заключение этой главы следует отметить,
что, несмотря на достаточно активное туристско - спортивное освоение этого
района, значительная часть потенциальных перевалов ГВХ и, тем более, его
отрогов, остаются непройденными (неописанными). Та же ситуация сложилась
с перевалами и вершинами Восточной части Муяканского хребта.
Зимник, периодически теряющийся в болотах. Болота,
в том числе около 0.5 км глубокой мари. Два несложных брода.
Пешком. На болотах и марях индивидуально-групповая
страховка, альпенштоками.
Солнечно
2
2.08
Вост. склоны Муяканского хр -пер."Дорожный"
(н/к) - долина р. Муя - река Нюмнинда
9
10,8
4
Некрутой подъем по зимнику на перевал "Дорожный"
(н/к), спуск без тропы по легкопроходимой тайге и по заросшему заболоченному
зимнику в долину р. Муя. Далее по кочкарниковым болотам средней
сложности.
Пешком. На болотах индивидуально-групповая страховка,
альпенштоками.
До обеда солнечно. Затем пасмурно, вечером ливень
3
3.08
река Нюмнинда - левый берег р. Муя
12,5
15
4-35
Пешком. Движение по азимуту вдоль восточных склонов
Муяканского хребта. Без тропы по тайге, по кочкарниковым болотам
средней сложности, по заболоченным зимникам.
Пешком. На болотах индивидуально страховка, альпенштоками.
Пасмурно,
без дождя.
4
4.08
Переправа через р. Муя 2А к.сл., движение вниз вдоль
правого берега Муи, ниже впадения р. Мудирикамскит далее вверх вдоль
западных склонов Южно-Муйского хр. до р. Окушикан..
8
9,6
7
Переправа группы через р. Муя 70/2.0т -2.0® выше
устья р. Мудирикамскит на катамаране водоизмещением 500 кг. Транспортировка
части груза на катамаране ниже впадения р. Мудирикамскит. Движение
группы вдоль берега Муи по бестропью по труднопроходимым завалам
из поваленных деревьев, переправа через р. Мудирикамскит (10 м)
средней сложности. Движение вдоль западных склонов Южно-Муйского
хребта вверх по сильно заболоченным звериным тропам, бестропью,
завалам. Несколько несложных бродов через ручьи, стекающие со склонов.
Переправа на катамаране. Сплав катамарана с грузом.
Пешком.
Утром пасмурно,
в обед дождь,
вечером ясно.
5
5.08
р. Окушикан - вверх вдоль левого берега р. Дялтукта
16
19,2
8
Заболоченные звериные тропы. Кочкарниковые, местами
высохшие, болота. Многочисленные броды (два средней сложности) через
рукава р. Мудирикам-скит и Дялтукта, а также ручьи, стекающие со
склонов. Трудно-проходимые заросли низкорослого леса в пойме рек
и ручьев. Движение по тайге без тропы по азимуту. Местами по сильно
за-росшему теряющимуся следу ГТЛ.
Пешком.
Солнечно
6
6.08
Вдоль западных склонов Южно-муйского хребта до впадения
р.Шуринда в р.Муя
5
6
3-15
Движение по тайге по азимуту, местами через труднопроходимые
заросли кустарника, завалы из деревьев, высохшие русла ручьев, горельнику.
Несложные переправы через многочисленные ручьи, стекающие со склонов.
Последние 2,5 километра перед впадением р.Шуринды по битой торной
тропе.
Пешком.
Солнечно.
Переменная облачность.
7
7.08
Полудневка. Подъем по правому берегу р. Шуринда
до первой (стаявшей) наледи.
4
4,8
1-45
Бестропье. Движение лавируя между крупными камнями
в русле реки, местами выходя на сильно заросший крутой берег.
Пешком.
Переменная
облачность.
8
8.08
Подъем по р.Шуринда - по р.Правая Шуринда до впадения
левого среднего притока.
9,5
11,5
5
Абсолютное бестропье. По берегам стена стланника,
завалы. Движение по руслу, лавируя между камнями берега и в русле
реки. Многочисленные броды средней сложности при обходе прижимов.
Иногда по берегу через стланник, курумник, труднопроходимые заросли
кустарника.
Пешком.
Солнечно.
9
9.08
От левого среднего притока вдоль правой Шуринды
до цирка перевалов "Подарок" и "Жукаускаса".
Разведка перевала "Жукаускаса" (2Б)
8
9,6
5
Движение по труднопроходимому руслу реки с многочисленными
бродами средней сложности. Местами по берегу сплошь заросшему стланником.
В верхней части р. Правая Шуринда около километра по каньону средней
сложности с индивидуальной страховкой. Выход в верхний цирк от нижнего
озера по битой торной тропе (около километра), далее камням в русле
реки и низкорослому ернику. Выход на перевал по маренным валам и
скально-осыпному кулуару крутизной (средняя 45о , максимальная 55о).
Пешком. В кулуаре свободное лазанье с гимнастической
страховкой по скалам крутизной до 55°.
Ясно.
10
10.08
1 группа: Пер. "Жукаускаса" (2Б) насквозь,
траверс склона в направлении пер. "Троллей", встреча со
второй группой.2 группа: пер. "Подарок" (1А), пер. "Троллей"
(1Б), п/п. Далее вместе. Вершина "Анюта" 2482 (1Б), первовосхождение
траверсом по гребню. Траверс склона с выходом на пер. "Спираль"
(1Б), огибая южные склоны вершины 2544. Верхнее озеро (в цирке под
южными склонами пер."Жукаускаса"). Разведка пер. "Дудникова"
(2А-2Б).
8
9,6
8
Движение по осыпям и гребням различной крутизны.
При подъеме на перевал "Жукаускаса" с грузом в верхней
части две перильные веревки по 70 метров.
Пешком.
Солнечно.
Переменная облачность,
вечером ливень.
11
11.08
Пер "Дудникова" (2А*-2Б).
4
4,8
10-15
Подъем по плитообразным моренным волам, крутизною
до 45о. Спуск по камнеопасному кулуару средней крутизны 45о, местами
до 60о, где камни в верхней части кулуара пришлось осыпать ногами.
Выход в висячую долину по осыпи, крутизной до 30о.
Пешком. На спуске применяя перильную веревку как
силовой элемент. В нижней части кулуара как страховку.
Днем переменная облачность, временами дождь, ночью
дождь.
12
12.08
Вдоль правого русла р.Правая Шуринды. Нижнее озеро
р. Правая Шуринда.
4
4,8
2-45
Бестропье. Движение по заболоченному рельефу вдоль
правой Шуринды. При слиянии рукавов каньон средней сложности 200
м. Далее по каньону. Ниже слияния рукавов Правой Шуринды, вытекающих
из цирков пер."Подарок" и пер. "Дудникова" сложный
брод центрального рукава по развилку и выше, при скорости потока,
срываюшего нагруженного человека, страховка индивидуальная и групповая.
Пешком.
Утром пасмурно, мелкий дождь.
Во второй половине дня ясно.
13
13.08
Верхнее озеро р. Правая Шуринда. Пер. Мотайка (1Б).
Пер. Холодный (2А рад.). Озеро Холодное.
8
9,6
8-30
Подъем от нижнего озера по изматывающему бестропью
вдоль левого орографического берега ручья по труднопроходимому стланнику,
крупнокаменистой осыпи, скользскому курумнику. По труднопроходимым
каменистым террасам и крутым осыпям, крутизной до 30о, по баранним
лбам перевального седла, крутизной до 40о. Подъем на пер.Холодный
по Среднекаменистой осыпи, крутизной до 45о. Спуск по Среднекаменистой
осыпи крутизной до 30о до озера Холодное. В обход прижимов по крупноосыпным
склонам левого берега.
Пешком. Индивидуальная и гимнастическая страховка
на осыпях и между отдельно расположенными камнями
Ясно.
14
14.08
Спуск вдоль правого верхего истока р.Бамбукой. По
р.Бамбукой до впадения притока из долины пер. "Упавший вертолет"
14
16,8
5-45
Движение без тропы по курумнику, многократные несложные
броды. Движение по камням, покрытым лишайником. В средней части
долины р. Бамбукой битая тропа.
Пешком.
Дождь.
15
15.08
Подъем на пер. "Вертолетный" (н/к). Далее
вдоль р. Мшистый в долину р. Бамбуйка. Правый орографический берег
р. Бамбуйка.
16
19,2
6-50
Подъем по битой сильно заболоченной тропе. Многократные
броды средней сложности. Звериное многотропье. На спуске периодический
труднопроходимый курумник и стланник. Многократные броды средней
сложности русла ручья Мшистый, в обход прижимов и водопадов. Переправа
выше средней сложности вброд через р. Бамбуйка в среднюю воду, индивидуально
стенкой.
Пешком.
Дождь.
16
16.08
Подъем по правому борту р. Бамбуйка до правого среднего
притока. Полудневка.
2
2,4
1-45
Полудневка по погодным условиям. Безтропье, периодически
теряющаяся звериная тропа. Ожидание падения уровня реки, по причине
проливных дождей в течении 2 предшествующих суток.
Пешком.
Пасмурно.
Низкая облачность.
17
17.08
Движение по правому берегу р. Бамбуйка в цирк перевала
"Горбатый". Насквозь пер. "Горбатый" в верховья
долины ручья Балтийский.
11
13,2
6-30
Переправа вышесредней сложности через правый средний
приток р. Бамбуйка стенкой в высокую воду.. Переправы средней сложности
через верхний правый приток р. Бамбуйка и через р. Бамбуйка. Движение
по скально-осыпным склонам средней крутизны.
Пешком. Переправа на катамаране.
Переменная облачность.
18
18.08
Скпуск по долине р. Балтийский ниже впадения в р.
Муйский Горбылок.
17,5
21
9
Движение, в основном, вдоль линии падения воды.
Через висячие долины сначала вдоль левого, затем вдоль правого берега
ручья. Верхней и средней части каньон, частично пройденный 1Б-2А
к.сл. Обход устьевого ригеля ручья по крутому заросшему лесом склону
(постоянные завалы, бестропье). По пути следования заросли стланника,
бестропье.
Пешком.
Переменная облачность.
Солнце.
19
19.08
Спуск по правому берегу р. Муйский Горбылок. Переправа
на левый берег р. Муйский Горбылок катам. 2Б к.сл..
8
9,6
4-15
Спуск местами по битой тропе, которая теряется в
зарослях. По ходу движения обошли три прижима, в которых тропа теряется,
с набором высоты не менее 100 метров. Переправа на левый берег р.
Муйский Горбылок 50/1.7т -3.5®, по шиверам высок. воды лавируя между
камнями русла с принудительной чалкой груженого судна.
Пешком.
Утром Ясно.
После обеда
облачно.
20
20.08
Спуск по левому берегу р. Муйский Горбылок. Подъем
по правому орографическому берегу р. Муя. Напротив впадения р. Горелый.
11
12.2
6-10
Спуск по р. Муйский Горбылок по бестропью, в обход
устьевого ригеля. По берегу р. Муя битая тропа, местами теряющаяся
в тайге и болотах. Переправы вброд средней сложности через ручьи
и реки, стекающие со склонов Южно-Муйского хребта. Напротив устья
р. Горелый многочисленные заросшие зимние следы ГТЛ. Болота.
Пешком.
Ясно.
Солнечно.
21
21.08
Переправа через р. Муя 2А к.сл. Подъем по р. Горелый.
До впадения верхнего левого притока.
7
8,4
6-30
Переправа через р. Муя напротив устья руч. Горелый
в высокую воду, 90/2.0 т -3.0®. Движение по наезженому зимнику (800
м). Далее без тропы по азимуту 220о -240о по болотам , потом стланнику
вверх по долине р. Горелый.
Пешком. Переправа на катамаране.
Ясно. Солнечно.
Ночью дождь.
22
22.08
Подъем по левому верхнему притоку р. Горелый. Перво-восхождение
на вершину "Мосстройтрансгаз" (1Б). Спуск на пер. "Мосстройтрансгаз"
(1Б) первопрохожде-ние.
9
10,8
7-15
Подъем (800 м) по курумнику и по крайне труднопроходимым
зарослям стланника, крутым моренным валам. До выхода на плато вершины
"Мосстройтрансгаз (спонсор)", крутизна склона до 45о.
Спуск по перевальному гребню на перевал "Мосстройтрансгаз (спонсор)",
крутизна склона до 30о. Спуск с перевала пологий до 15о по мху и
ернику (200 м).
Пешком.
Ясно.
Солнечно.
23
23.08
Спуск по правому среднему притоку р. Унен, и далее
по р. Унен до впадения правого нижнего притока.
9
10,8
8-30
Спуск по правому берегу рек по сплошному стланнику,
местами по руслу - водопаду, по террасам борта долины, по мокрым
камням, покрытым лишайником, переправа вброд через р. Унен средней
сложности.
Пешком.
-
24
24.08
Спуск по р. Унен до ж.-д. моста. Далее по грунтовой
дороге до ж.д. разъезда Северомуйск БАМа
24
29
8-30
Переправа через р. Унен средней сложности, движение
примерно 1 км по правому борту долины без тропы, далее по битой
торной тропе, местами теряющейся в зарослях кустарника, далее по
грунтовой дороге.
Дорогие читатели, редакция Mountain.RU предупреждает Вас, что занятия
альпинизмом, скалолазанием, горным туризмом и другими видами экстремальной
деятельности, являются потенциально опасными для Вашего здоровья и Вашей
жизни - они требуют определённого уровня психологической, технической
и физической подготовки. Мы не рекомендуем заниматься каким-либо видом
экстремального спорта без опытного и квалифицированного инструктора!