Mountain.RU
главная новости горы мира полезное люди и горы фото карта/поиск english форум
Читайте отчеты и технические описания походов в Библиотеке МКК
МКК горный туризм > Библиотека
Всего отзывов: 0 (оставить отзыв)
Автор: Александр Лобанов, г.Cанкт-Петербург

Отчет о горном походе 3 к.с. по Катунскому хребту, совершенном с 11 августа по 24 августа 2019 года

Справочные сведения о походе

Общие справочные сведения о маршруте

Район похода

Катунский хребет ( Алтай)

Вид туризма

горный

Категория сложности

третья

Организация, проводившая путешествие

КТУ (Клуб туристов университета) г. Санкт-Петербург http://ktu.spbu.ru/

Заявочные материалы рассмотрела

МКК КТУ (Клуб туристов университета) г. Санкт-Петербург http://ktu.spbu.ru/

Протяжённость активной части похода (с учётом коэф. 1,2)

140 км

Максимальная высота

3125 м, пер. Кони-Айры

Продолжительность

общая: 16 дней

ходовых: 14 дней

Количество днёвок плановых/отсидки из-за погоды

0/2

Сроки проведения

11 августа - 24 августа 2019 года

Подробная нитка маршрута

Заявленная (основной вариант): пос. Тюнгур- д.р. Кучерла-д.р. Текелюшка-»Кедровые стоянки»- пер. Кара-Тюрек (1А,3060)- оз. Аккемское- долина «Семи озёр» - пер. Студентов (1А,3000)- в. Броня (1Б,3248) - пер. Аккем (1Б,3334)- оз.Кучерлинское- д.р.Кульдураюк- пер. Кульдора В.(1Б,2700)- оз. Дорошколь- д.р.Иолдоайры -пер. Мрия (2А,3000) - пер. Кони-Айры (2А,3125) - д. р Кониайры-оз.Кучерлинское - пер. Буревестник(2А,2900)- оз. Аккем - д.р. Аккем- стоянка «Три берёзы»- пер. Кузуяк (н/к)-пос. Тюнгур

Выполненная: пос. Тюнгур- д.р. Кучерла-д.р. Текелюшка-»Кедровые стоянки»- пер. Кара-Тюрек (1А,3060)- оз.Кучерлинское- д.р.Кульдураюк- пер. Кульдора В.(1Б,2700)- оз. Дорошколь- д.р.Иолдоайры -пер. Мрия (2А,3000) - пер. Кони-Айры (2А,3125) - д. р Кониайры-оз.Кучерлинское - д.р. Кучерла -пос. Тюнгур

Определяющие препятствия маршрута

Вид препятствия, Наименование. Выделены препятствия определяющие к.с. похода

Категория трудности по каталогу

Характеристики препятствия, новизна

Путь прохождения

1

Перевал Кара-Тюрек

3060 м, осыпной

Радиально, с запада на восток. Спуск по пути подъёма.

2

Перевал Кульдора В.

2700 м, скально-осыпной

С севера на юг

3

Перевал Мрия

3000 м, скально-ледовый

С запада на восток

4

Перевал Кони-Айры

2А*

3125 м, снежно-ледовый-осыпной

С запада на восток

Состав группы

Фамилия, имя, отчество

Туристская подготовка

Обязанность в походе

1

Лобанов Александр Сергеевич

4ГР - Ц. Кавказ,

5ГУ- Ц. Кавказ, Ц. Тянь-Шань

Руководитель, страхователь

2

Гребеньков Александр Сергеевич

3ГУ-Киргизия

Штурман

3

Тебенькова Наталья Алексеевна

3ГУ-Норвегия

Хронометрист, фотограф, культорг.

4

Родин Алексей Олегович

2ПУ-Архыз

Завснар

5

Сединина Екатерина Анатольевна

1ГУ-Иран, 2ПУПриэльбрусье

Завхоз

6

Веселов Максим Евгеньевич

1ГУ-Архыз, 2ПУХибины

Финансист, рембаба

7

Романов Алексей Николаевич

2ГУ Киргизия

Врач

8

Батырова Ульяна Владимировна

2ГУ Киргизия

Логист, журналист

9

Комова Ольга Сергеевна

1ГУ Архыз

Идея похода, выбор района и логика построения маршрута

Большая часть группы состояла из участников, для которых поход 3к. с сложности совершался впервые. Также район был совсем неизвестен для группы. В районе Катунского хребта ранее был только один участник.

Клубом Туристов Университета на Катунском хребте в те же даты совершался поход 1к.с. Задача была совместить нитки маршрутов, чтобы иметь возможность взаимодействия и взаимопомощи групп на маршруте.

Было желание пройти несложный поход 3 к.с для раскрытия потенциала группы и ознакомления с новым районом.

Количество перевалов 2А, определяющих для походов 3 к.с., на Катунском хребте (д.р. Кучерла и д.р. Аккем) невелико, а интересных, безопасных и техничных - совсем единицы. Ещё сложнее их вписать в нитку с параллельным походом 1 к.с.

В основной заявленный маршрут были заложены три препятствия 2А и несколько перевалов 1А-1Б.

Маршрут можно разделить на две основные части:

Акклиматизационная

Цель: плавная акклиматизация и привыкание к условиям высокогорья, разминочные перевалы

Основная часть с прохождением определяющих перевалов

Цель: развитие групповой и индивидуальной техники, прохождение определяющих перевалов.

Поставленные перед походом задачи не были выполнены полностью. В связи с травмой одного участника пришлось отказаться от сквозного прохождения из д.р Кучерла в д.р. Аккем. А из-за погодных условий отказаться от скального перевала Буревестник и выхода через д.р. Аккем в конце похода.

Район позволяет проводить походы любой категории сложности.

Район очень популярен, тем не менее инфраструктура развита плохо. Движение по долинам рек представляет серьёзную проблему.

До конца не было уверенности с местом размещения забросок.

Акклиматизация

Схема акклиматизации строилась на рекомендациях Лебедева А.

Основные принципы акклиматизационного периода:

  1. На неосвоенной высоте не следует подниматься за день от ночёвки к ночёвке более чем на 500 метров.
  2. Высота ночёвок в очередном выходе в высокогорье не должна превышать максимальную высоту ночёвок в предыдущих выходах более, чем на 1000 метров.
  3. Не напрягаться в начале маршрута 4. Ночевать ниже максимальных дневных высот.

Как нам кажется, следуя указанным принципам, акклиматизация для всей группы прошла легко и незаметно.

Раздел про питание

В этом году было принято решение, что сахар не являются более групповым продуктом. Каждый, исходя из собственных потребностей и пристрастий берет для себя сам. Связано это с тем, что некоторые участники совсем не употребляют сахар, но вынуждены носить его в качестве группового снаряжения.

Вывод: проблем не было, все остались довольны.

Мы старались составить меню таким образом, чтобы не тратить времени для приготовления пищи, чтобы было достаточно лишь вскипятить воду. На сегодняшний день существует достаточно много продуктов быстрого приготовления (пюре, лапша, крупы, детские каши и смеси, разнообразные сублимированные продукты). Экономия во времени приготовления даёт вам возможность и поспать подольше, и походить побольше.

Вывод: как нам кажется, такой подход полностью оправдан в случае непродолжительных (до 3-х недель) походов.

В этом году все продукты покупались и фасовались централизованно под руководством завхоза. Таким образом, группа сэкономила на закупках. А также были уверены в качестве упаковки и разнообразии продуктов.

Вывод: как нам кажется, такой подход полностью оправдан, хоть и возлагает на завхоза дополнительные обязанности.

Бюджет мероприятия

Вид затрат

На группу

На 1 человека

Авиабилеты СПб- Барнаул

25 000

Питание

51 633

5 163

Трансфер Б/Т/Б

47 700

5 300

Лошади Т/К

19 500

2 167

Трансфер Т/Ел

5 850

650

Заброска Кучерла

2 000

222

Камера хранения Высотник

1 100

122

Аптечка

2 590

288

Спутниковый телефон

5 750

639

Выброска Ел/Т

4 550

650

Страховка

21 456

2 384

Газ

5 548

616

167 677

43 202

Погода в 2019 году

Погода на Алтае, к сожалению, отличается нестабильностью и назвать её благоприятной трудно.

Первые три дня похода было сухо и солнечно. Затем начались регулярные и зачастую продолжительные дожди, в высокогорье выпало порядка 10-20 сантиметров снега.

Как следствие осадков, ледники стали закрытыми, требовалась тропежка, но с другой стороны упростилось прохождение трещин, бергшрундов, ледовые участки препятствий превратились в снежно-ледовые или в полностью снежные, что упрощало их техническую сложность, но увеличивало физические затраты и время прохождения.

Тропы в низовьях стали разбитыми и очень грязными. Движение по крупным и средним осыпям было медленным и не безопасным.

Медицина

В целом здоровье участников похода было неплохим, кроме одного случая травмы.

Была травма участника - растяжение связок голеностопа, которая существенно замедлила движение группы и внесла коррективы в план-график похода. Травма произошла на второй день похода. Участник двигался с рюкзаком по тропе в д.р. Текелюшка. Участник зацепился ногой за корень и получил травму.

Не хотелось отправлять пострадавшего участника сразу домой в начале похода. Была надежда на возможное восстановление функционала ноги во время похода, в случае ограничения подвижности на несколько дней и снижения нагрузки на участника.

Участник провёл 1,5 дня без движения, проводя различные медицинские манипуляции.

Через 2 дня после травмы улучшение самочувствия действительно было, но скорость движения участника все-равно была снижена и ограничена. В связи с чем, группа была вынуждена оставить участника отдыхать на оз. Дорошколь.

Трёхдневный отдых не дал желаемых результатов, а боль только увеличилась. В связи с ухудшением самочувствия, было принято решение обратиться за помощью в страховую компанию для эвакуации участника вертолётом, что и было реализовано.

Вероятнее всего, как бы не было обидно, для достижения спортивных целей похода, травмированного участника нужно было снимать с маршрута сразу после травмы, таким образом группа смогла бы следовать план-графику, а участник смог бы лучшим образом вылечить ногу.

Из особых моментов стоит отметить, что в подготовку непрофессионального врача группы обязательно должны входить консультации у специалиста по вопросам личных хронических заболеваний и жалоб участников, которые выявляются на предварительном этапе перед походом (см. список вопросов).

Вопросы к участнику похода (задавать до похода):

  1. Хронические заболевания, жалобы на здоровье, недавние травмы ( особенно актуально было узнать до нашего похода, что травмированный участник и ранее имел травмы голеностопа), бывают ли состояния не совместимые с горами, какие препараты постоянно принимает, как купирует болезненные состояния.
  2. Содержание личной аптечки (бинт + лейкопластырь и витамины не учитываем).
  3. Максимальная высота, на которую вы поднимались, и личные субъективные ощущения (симптомы горной болезни).

Личное снаряжение

№ п/п

Наименование

Кол-во

Одежда.

1

Анорак дышащий/ветро-водостойкий или мембранная куртка

1

2

Штаны дышащие/ветро-водостойкие или мембранные (желательно самосбросы)

1

3

Куртка синтепоновая или пуховка или жилет на -10 С

1

4

Поларка и\или флиска и\или толстое термобелье

2

5

Штаны тёплые (флис) или толстое термобелье

1

6

Термобелье тонкое верх-низ, комплект

1

7

Лёгкая футболка/рубашка с длинными рукавами и воротником светлая

1

8

Футболка с короткими рукавами (по желанию)

1

9

Ботинки горные под кошки

1

10

Кроссовки лёгкие, нескользкие или кеды (для бродов и подъездов)

1

11

Кепка, панамка, арафатка, паранджа (должна полностью закрывать шею и уши)

1

12

Балаклава/подшлемник (тонкая)

1

13

Шапка тёплая ( полар)

1

14

Перчатки полар

1

15

Перчатки/варежки тёплые , желательно с мембраной для работы в снегу

1

16

Перчатки для работы с верёвкой или х/б

1 или 45 пар

17

Фонарики (гамаши)

1

18

Купальник, плавки ( по желанию)

1

19

Легкие дышащие ходовые штаны, желательно трансформируемые в шор-

ты

1

20

Носки термо лёгкие (треккинговые)

2

21

Носки термо тёплые/зимние или полар

2

22

Нижнее белье

2

Специальное

25

Обвязка нижняя

1

26

Обвязка верхняя

1

27

Блокировка обвязки верёвка или стропа

1

28

Регулируемый ус самостраховки, один не менее 100 см

2

29

Кардолетта

1

30

Прусик (6мм)

1

31

Каска с самостраховкой и с возможностью закрепить фонарик сверху, бинт под каской

1

32

Ледоруб или инструмент с лопаткой (желательно с отдельной самостраховкой)

1

33

Спусковое устройство (желательно то, которое не крутит верёвку)

1

34

Жумар

1

35

Кошки с антиподлипом (подходящие под ботинок)

1

36

Складной нож (лёгкий)

1

37

Карабины с муфтой

5

38

Очки солнцезащитные (фактор 3 или 4) с боковыми шторками

1

39

Фонарик налобный (не китайский) с новыми батарейками + 1 комп. запасных батареек

1

40

Телескопические палки (по желанию)

1

41

Самострах к рюкзаку + карабинчик

1

Аптечка личная

42

Бинт стерильный шириной более 10 см (под каску)

1

43

Бинт эластичный (по желанию)

1

44

Любимые таблетки (согласовать с доктором)

-

45

Помада гигиеническая

1

46

Пластырь рулонный

1

47

Глюкоза + гематоген+витамины

Общее

48

Рюкзак 80-120 литров

1

49

Коврик

1

50

Пендаль

1

51

Спальник, t комфорта от минус 5 до 0 градусов, наполнитель - синтетический материал/пух, вес - менее 2кг

1

52

Накидка на рюкзак (по желанию)

1

53

Гермомешок (лёгкий)/большой полиэтиленовый пакет внутрь рюкзака

1

54

Трубочка для питья (от капельницы) (по желанию)

1

55

Бутылка 0,5л с крышкой или лёгкая фляжка

1

56

Миска

1

57

Ложка

1

58

Кружка

1

59

Зубная щётка

1

60

Зубная паста (на палатку)

1

61

Паспорт , по которому куплен билет плюс ксерокопия паспорта

1

62

Деньги

более 5000 руб.

63

Билеты

64

Часы желательно с будильником

1

65

Бумага туалетная или влажные салфетки

54 метра

:)

66

Спички\зажигалка в непромок. упаковке

1

67

Крем от солнца (на палатку)

1

68

Накидка от дождя на себя (по желанию)

Список одежды вполне стандартный: лёгкая, светлая, но максимально закрывающая тело одежда для подходов по долинами, комплекты тонкого и толстого термобелья, флиска, комплект штормовой одежды, пуховка, кроссовки и горные ботинки, и т.д.

Исходя из опыта, можно утверждать, что личный бинт лучше носить под каской - для его оперативного применения. К счастью, подтвердить такой опыт в этом походе никому возможности не представилось.

Что касается того, что у ледобуров должна быть ручка для закручивания, то эти слова по итогам похода только подтвердились. Ручка позволяет закручивать бур намного быстрее и удобнее, что важно для лидера.

Общественное снаряжение

Снаряжение

Сколько нужно штук

Вес (гр.)

1

Палатка 3х местн. тент

1

1065

2

Палатка 3х местн. дуги

1

1011

3

Палатка 3х местн. внутр.

1

1050

4

Палатка 4х местн.тент и внутренник

1

1320

5

Палатка 4х местн. дуги

1

630

6

Палатка 3х местн. тент

1

600

7

Палатка 3х местн. дуги

1

1100

8

Палатка 3х местн. внутр.

1

1200

9

Тент

1

1034

10

Котёл 1

1

450

11

Котёл 2

1

450

12

Котёл 4,5 л

1

480

13

Горелка 1

1

194

14

Горелка 2

1

194

15

Горелка 3

1

16

Огниво без упаковки

1

30

17

Газ

16000

10624

18

Экран

75

19

Мешок завхоза

1

4600

20

Щётка для мытья котла реактора

1

23

21

Щётка для мытья котлов

1

50

22

Половник

1

36

23

Ведро походное

1

100

24

Петля длинная для станций

1

125

25

Петля длинная для станций

1

98

26

Петля длинная для станций

1

73

27

Петля длинная для станций

1

140

28

Петля длинная для станций

1

140

29

Петля короткая вместо длинных оттяжек

1

47

30

Петля короткая вместо длинных оттяжек

1

38

31

Петля короткая вместо длинных оттяжек

1

33

32

Петля короткая вместо длинных оттяжек

1

21

33

Петля короткая вместо длинных оттяжек

1

35

34

Ледовый бур

1

189

35

Ледовый бур

1

192

36

Ледовый бур

1

175

37

Ледовый бур

1

179

38

Ледовый бур

1

147

39

Ледовый бур

1

143

40

Ледовый бур

1

147

41

Ледовый бур

1

180

42

Ледовый бур

1

145

43

Ледовый бур

1

110

44

Лавлист/дощечка/лопата

1

155

45

Верёвка динамика 1

1

2646

46

Верёвка статика 2

1

2870

47

Верёвка статика 3

1

2320

48

Верёвка статика 4

1

2887

49

Закладки на карабинчике

1

330

50

Экстрактор

1

40

51

Якорный крюк

1

44

52

Расходные крючья с карабинчиком

1

178

53

Расходная верёвка 8-10 мм, длиной 20-30 метров

1

543

54

Флаг КТУ

1

12

55

Крючок для проушин

1

25

56

Рация

2

200

57

Запасные батарейки для раций

12

150

58

Карты ламинированные

1

290

59

Компас

1

30

60

Навигатор

1

300

61

Запасные батарейки к навигатору

1

200

62

Спутниковый телефон с батарейками в гермочехле

1

270

63

Описания+ маршрутная карта+ перевальные записки в гермо мешке + страховка+блокнот+ ручка

1

750

64

мобильный+зарядка+ PowerBank

1

440

65

Фототехника

1

1500

66

Запасной фотоаппарат, типа "Мыльница" на батарейках

1

185

67

Запасные батарейки к фотоаппарату

4

98

68

Аптечка групповая

1

1950

69

Ремнабор

1

870

70

Плотные мешки ( как от сахара) для заброски по 50 литров.

8

125

71

Скотч, рулон

2

65

72

Блокнот и ручка хронометриста

70

73

Блокнот и ручка журналиста

70

74

Карабин общественный без муфты

5

205

75

Крем от солнца

277

76

Крем от солнца

180

77

Крем от солнца

300

Общий вес общественного снаряжения без продуктов

49 248

78

Продукты

71 279

ИТОГО:

120 527

Распределение общественного снаряжения: (максимальный вес был на старте второго кольца)

На парня -8,44 кг

На девушку- 5,56 кг

Приготовление пищи

Основной особенностью данного похода было использование двух горелок Reactor от фирмы MSR. Ставка была сделана на непревзойдённую скорость, с которой закипает вода на этих горелках (2,5 литра за 8 минут в долине, даже на ветру). Дороговизна не позволяет взять с собой лишнюю горелку, в качестве запасной, поэтому необходимо использовать только качественный фирменный газ. Также, не смотря на потребность таскать не утилизируемые газовые баллоны, горелки позволяют сэкономить вес на количестве газа, требуемого на одного человека. У нас получалось в районе 35-40 грамм на человека в день. В целом опыт оказался достаточно положительным, особенно ощутимо было это в те дни, когда питались продуктами быстрого приготовления. Для них требовался лишь кипяток, таким образом скорость приготовления завтрака или ужина сокращалась до 15 минут.

Из неудобств, надо отметить некоторую не универсальность данной горелки. Так, горелкой нельзя использовать с любыми другими котлами, кроме котлов, специально предназначенных для горелки Reactor. А выбор объёмов таких котлов ограничен двумя видами (1,7 литра- что идёт в базовой комплектации и 2,5 литра- что идёт за отдельную плату). Также, стандартная пластиковая крышка вызывает определённые неудобства. Крышку можно легко сломать и заменить будет непросто.

Ветрозащита для таких горелок не требуется, опять же, экономия в весе.

Связь

В этом походе мы особенно остро испытали проблемы со связью:

  1. В нашей группе и в группу параллельного похода КТУ были спутниковые телефоны Thuraya с сим-картами GTNT. По непонятным причинам, телефоны как у нас, так и во второй группе вообще не работали на приём. То есть, мы могли писать смс и звонить без проблем, а вот с нами никто не мог связаться. Коммуникация между двумя группами находящимся, недалеко друг от друга шла через координатора в Санкт-Петербурге. Ранее мы пользовались обычной сим-картой от мобильного телефона в телефонах Thuraya, и таких проблем не было. Сейчас же приобрели специальные фирменные карты в салоне Thuraya и столкнулись с такими неприятностями. Вопрос требует дополнительного изучения и осмысления, и тестирования телефонов с разными картами.
  2. Мы брали с собой лёгкие рации модели Cobra microtalk cxt85, к сожалению, работали они хорошо только в пределах прямой видимости на расстоянии 1-2 километров. В случаях перегибов долин рации были абсолютно бессмыслены. Несколько раз группа откровенно страдала от невозможности связаться по рации, когда разделялась отнести заброску или забрать травмированного участника с озера. Как вывод, более мощные рации, даже, если они более тяжёлые имеют больше смысла в горных походах.

Специальное снаряжение

Были взяты две статические верёвки D9мм длиной 50 м. Также была взята верёвка динамическая D8,2мм длиной 60 метров.

60 метровая верёвка использовалась для сдергивания при спуске дюльфером, а также использовалась по прямому назначению - хождению связкой по леднику. Такая длина позволяет в одну связку поставить четырёх и более участников, в зависимости от сложности ледника. К счастью в этом походе, срывов в ледниковые трещины не было, но уверены, что при наличии в связке более трёх адекватных и подготовленных участников, вероятность удержать сорвавшегося значительно возрастает. Считаем, что использование более тонких, импортных, сертифицированных верёвок оправдано. Это приводит к серьёзной экономии веса, при сохранении должного уровня безопасности.

Для организации проушин применялся крючок производства фирмы Camp - намного удобней обычной проволоки.

Крючья и закладки на маршруте не были использованы ни разу.

Использование кардолетт более удобно и универсально, чем использование готовых прусиков или стремечек.

Выводы:

Общественное снаряжение адекватно отвечало условиям похода, за исключением проблем со связью.

Описание долин рек

Слова «право» и «лево» используются в орографическом смысле. Названия рек могут незначительно отличаться в разных картах и отчётах. Здесь приведены названия, которые использовались нами.

Кучерла

Долина реки Кучерла проходима для автотранспорта до урочища Елань (~11 км от посёлка Тюнгур), а для сильно внедорожного транспорта до местечка Изокерю «Большой дом» (~23 км от посёлка Тюнгур), находится выше по течению, чем река Чок-Чок. Также долина проходима для лошадей до озера Кучерлинское.

На протяжении от посёлка Тюнгур до озера Кучерлинского можно встретить несколько мостов через Кучерлу. Пройти в брод, на этом участке, наверное, невозможно.

Много мест для стоянок, обилие дров, ягод и т.п.

Тропа есть на всем протяжении, к сожалению, её качество не привычно для горных туристов и более привычно для пеших туристов (грязь, лужи, заболоченности, разливы рек, скользкие корни деревьев и т.п.). Также в период дождей тропа сильно разбивается лошадьми и ходить по ней становится совсем неприятно.

Текелюшка

В месте слияния рек Кучерла и Текелюшка есть места, хорошо оборудованные под лагерь. Есть деревянный мост через Текелюшку.

Взлёт в висячую долину реки Текелюшка крутой, отнимает много сил. Крутой взлёт сменяется скальными сбросами, где в пору вешать верёвки и надевать каски, буреломами, прижимами и каньонами.

Мест для постановки лагеря до «Кедровых стоянок» («Кедрачи») мало (2 раза под 2 палатки), дров и ягод много.

Движение с рюкзаком первые 300 метров по вертикали от Кучерлы крайне неприятное. Рекомендуем ходить на перевал Кара-Тюрек либо по верхней тропе от озера Кучерлинского, либо по гребню через метеостанцию Каратюрек.

Кульдураюк

Почти сразу от озера Кучерлинского начинается осыпь среднего размера, сначала идёт по трудно проходимому лесу, затем выходит в открытую висячую долину. Пока осыпь сухая, движение не затруднительно.

Чем ближе к повороту в сторону перевала Кульдора В., тем осыпь становится крупнее. Двигаться становится труднее. Приходится прыгать и балансировать с рюкзаком. Под дождём двигаешься очень медленно и не безопасно.

По карте левый край долины кажется более пологим, но на практике, лучше придерживаться правого, более крутого края. Там, местами, даже есть участки похожие на тропы.

Мест под лагерь очень мало, вода идёт под камнями, приходится долго искать место где можно встать.

Кониайры

В верховьях берега реки густо покрыты карликовой берёзой, тропы нет. Приходится прорубаться через заросли.

Места под ночёвки можно сделать только на полянках, не покрытых растительностью.

Река в верховьях достаточно быстро набирает силу, поэтому стоит задумать о броде.

Недалеко до слияния с Иолдоайры красивый водопад, с этого места по карте начинается тропа.

Иолдоайры

Не смотря на наличие серьёзной тропы на картах, движение в реальности крайне затруднительно на всем пути от озера Дорошколь до озера Кучерлинского. Крутые скальные взлёты, множество деревьев лежащих поперёк вашего движения. Берега густо заросшие.

Место разлива в районе слияния долинной части Иолдоайры с частью, спускающейся от озера Дорошколь подходит для переправы. Но нужно поискать путь прохода, так как поток достаточно сильный и глубокий. На деревьях можно найти таблички с именами тех, кто поспешил. Мест для стоянок немного, но встречаются. С дровами проблем нет.

Общие выводы:

Все долины рек, что мы посетили очень дикие, не обжитые, тропы есть не везде, даже если они есть, сильно лучше не становится. Есть мнение, что в этом районе, подходы по долинам представляют собой большее психологическое и физическое препятствие, чем категорийные перевалы 2А к.с.

Скорость передвижения по долинам очень скромная, даже когда стоит хорошая погода. Под дождём скорость падает до нуля, исключением являются только низовья реки Кучерла. Этот факт стоит особенно учитывать при планировании. Двигаться здесь вы будете сильно медленнее, чем в других горных районах (Фаны, Кавказ и т.п.).

Переправы в районе проведения похода могут представлять сложность. Мосты встречаются только в районах массового посещения ( то есть там, где нанесены тропы на картах).

Рисунок 10.1. Тропа в д.р. Кучерла после дождей.

Рисунок 10.2. Каньон и буреломы в д.р. Текелюшка.

Рисунок 10.3. Верховья д.р. Текелюшка. Движение по осыпям среднего размера.

Рисунок 10.4. Левый берег оз. Кучерлинское. Движение через разнообразные буреломы.

Рисунок 10.5. д.р. Кульдураюк. Движение по осыпям среднего размера.

Рисунок 10.6. д.р. Кульдураюк. Осыпи крупного размера.

Рисунок 10.7. Верховья д.р. Кониайры. Река становится полноводной достаточно быстро. Думать о броде!

Рисунок 10.8. Верховья д.р. Кониайры. Даже в верховьях брод представляет определённые трудности.

Рисунок 10.9. Водопад в д.р. Кониайры.

Рисунок 10.10. Место брода в разливе д.р. Иолдоайры. Вид с подъёма к оз. Дорошколь. Стрелкой отмечен наш путь.

Рисунок 10.11. Большинство небольших речек в посещаемых местах преодолеваются по мосткам.

Тактический график движения. План/Факт.

Таблица 11.1 - План (рассчитывался по картам и изображениям Google Earth программными методами) /факт (по данным GPS во время похода)*.

День

Дата

Заявленный маршрут\ Характеристики пути

Запасные варианты

Дата по факту

Пройдённый маршрут

Причины изменения

1

11.08.2019

пос. Тюнгур-д.р. Кучерлы

=

=

=

Смогли заехать до урочища Елань на машине

L, км (с коэф) в зачёт

20.4

L, км (с коэф) в зачёт

16.983

h (набор), м

323

h (набор), м

824.8

h (спуск), м

0

h (спуск), м

477.8

ЧХВ = (10 * H + L)/V

7.9

ЧХВ факт

4:49:45

2

12.08.2019

д.р. Кучерла- д.р. Текелюшка- "Кедровые стоянки"- подход под пер.Кара-Тюрек

=

=

д.р. Кучерла- д.р. Текелюшка

Травма ноги участника

L, км (с коэф) в зачёт

13.2

L, км (с коэф) в зачёт

25.265

h (набор), м

771

h (набор), м

1715.4

h (спуск), м

0

h (спуск), м

1294

ЧХВ = (10 * H + L)/V

7

ЧХВ факт

9:40:52

3

13.08.2019

Пер. Кара-Тюрек (1А,3060)- оз. Аккемское

через перевал Текелюшка

=

д.р. Текелюшка- Пер. Кара-Тюрек (1А,3060)- д.р. Текелюшка

Радиальное восхождение на перевал частью группы

L, км (с коэф) в зачёт

9.72

L, км (с коэф) в зачёт

14.066

h (набор), м

1088

h (набор), м

2561

h (спуск), м

1048

h (спуск), м

2556.9

ЧХВ = (10 * H + L)/V

6.9

ЧХВ факт

7:17:32

4

14.08.2019

оз. Аккемское- долина "Семи озёр"-пер. Студентов (1А,3000)- в. Броня (1Б,3248)- д.р.Аккоюк

отказ от восхождения

=

д.р. Текелюшка-д.р. Кучерла-оз. Кучерлинское

Отказ от этой части маршрута из -за травмы

L, км (с коэф) в зачёт

13.2

L, км (с коэф) в зачёт

9.289

h (набор), м

1135

h (набор), м

619.1

h (спуск), м

630

h (спуск), м

710.2

ЧХВ = (10 * H + L)/V

8.2

ЧХВ факт

3:53:22

5

15.08.2019

пер. Аккем (1Б,3334)- оз. Кучерлинское

=

Отказ от этой части маршрута из -за травмы

L, км (с коэф) в зачёт

10.56

h (набор), м

624

h (спуск), м

624

ЧХВ = (10 * H + L)/V

5.6

6

16.08.2019

Запасной день

=

=

=

7

17.08.2019

д.р. Кучерлы-д.р.Кульдураюк- под пер. Кульдора В.

отказ от перевала и подход под оз. Дорошколь

15.08.2019

оз. Кучерлинское-д.р.Кульдураюк- под пер. Кульдора В.

L, км (с коэф) в зачёт

9

L, км (с коэф) в зачёт

9.306

h (набор), м

880

h (набор), м

809.1

h (спуск), м

0

h (спуск), м

303.2

ЧХВ = (10 * H + L)/V

5.9

ЧХВ факт

5:36:39

8

18.08.2019

пер. Кульдора В. (1Б, 2700)- оз. Дорошколь- д.р.Иолдоайры -лед. Немыцкого

=

16.08.2019

пер. Кульдора В.(1Б, 2700)- оз. Дорошколь

Низкая скорость движения последствия травмы и сложность рельефа

L, км (с коэф) в зачёт

8.9

L, км (с коэф) в зачёт

8.333

h (набор), м

705

h (набор), м

919.9

h (спуск), м

713

h (спуск), м

980

ЧХВ = (10 * H + L)/V

5.3

ЧХВ факт

9:12:46

17.08.2019

оз. Дорошколь- д.р.Иолдоайры лед. Немыцкого

Наверстали опоздание, обрабатывали маршрут

L, км (с коэф) в зачёт

5.956

h (набор), м

621.9

h (спуск), м

44.2

ЧХВ факт

3:24:38

9

19.08.2019

пер. Мрия (2А,3000)- пер. КониАйры (2А,3125)- д.р Кониайры

=

18.08.2019

=

L, км (с коэф) в зачёт

6.84

L, км (с коэф) в зачёт

8.604

h (набор), м

641

h (набор), м

1207.8

h (спуск), м

1059

h (спуск), м

1659.3

ЧХВ = (10 * H + L)/V+1 час на верёвку

11.4

ЧХВ факт

12:30:10

10

20.08.2019

Запасной день

=

19.08.2019

д.р Кониайры-д.р.Иолдоайры-оз. Дорошколь

Необходимость забрать травмированного участника с озера

L, км (с коэф) в зачёт

19.622

h (набор), м

592.8

h (спуск), м

705.2

ЧХВ факт

7:26:13

20.08.2019

оз. Дорошколь-д.р.Иолдоайры-оз. Кучерлинское

Транспортировка травмированного участника

L, км (с коэф) в зачёт

23.151

h (набор), м

539.9

h (спуск), м

992.7

ЧХВ факт

8:00:55

21.08.2019

оз. Кучерлинское ( днёвка)

Организация отправки травмированного участника вертолетом

11

21.08.2019

оз.Кучерлинское - под.пер Буревестник

=

Отказ от этой части маршрута из -за лимита времени и погодных условий

L, км (с коэф) в зачёт

17.4

h (набор), м

667

h (спуск), м

684

ЧХВ = (10 * H + L)/V

8

12

22.08.2019

пер. Буревестник (2А,2900)- оз. Аккем

Через пер. Рига Турист (1Б,2850), либо отказ от перехода на Аккем и спуск по Кучерле

Отказ от этой части маршрута из -за лимита времени и погодных условий

L, км (с коэф) в зачёт

9.84

h (набор), м

459

h (спуск), м

1240

ЧХВ = (10 * H + L)/V+1 час на верёвку

7.8

13

23.08.2019

оз. Аккем-д.р. Аккем-стоянка «Три берёзы»

=

Отказ от этой части маршрута из -за лимита времени и погодных условий

L, км (с коэф) в зачёт

26.88

h (набор), м

0

h (спуск), м

1059

ЧХВ = (10 * H + L)/V

9

14

24.08.2019

пер. Кузуяк (н/к)-пос. Тюнгур

=

Отказ от этой части маршрута из -за лимита времени и погодных условий

22.08.2019

оз. Кучерлинское-д.р. Кучерла

L, км (с коэф) в зачёт

27.8

h (набор), м

711.5

h (спуск), м

1386

ЧХВ факт

7:50:40

23.08.2019

д.р. Кучерла-пос. Тюнгур

L, км (с коэф) в зачёт

9.882

h (набор), м

64.7

h (спуск), м

223.2

ЧХВ факт

1:02:06

ИТОГО

ИТОГО

L, км (с коэф) в зачёт

145.9

L, км (с коэф) в зачёт

178.26

h (набор), м

7293

h (набор), м

11188

h (спуск), м

7057

h (спуск), м

11333

ЧХВ = (10 * H + L)/V+1 час на верёвку

83

ЧХВ факт

80:45:38

*Временами данные GPS отличались от субъективных ощущений значений пройдённого километража. Связываем с погрешностью, заложенную в систему. В связи с этим не можем считать фактические данные по километражу объективными на 100.

*В таблицу попали только данные пешей части похода. Высоты и километраж, набранный с использованием транспортных средств, решено было не отражать.

Выводы: Классическая формула Лебедева для расчёта Чистого Ходового Времени выглядит так: Т=(Н*10+L)/3 < 7, где Н- набор высоты в километрах ,а L - длина пути в километрах

В других горных районах с развитой инфраструктурой и несложным долинным рельефом (тропы, малоподвижные осыпи, некрутые и малоразорванные ледники, луговая растительность) для групп, подготовленных физически и технически она уже многократно доказала свою работоспособность.

В нашем походе на Алтай фактически получились такие результаты:

Средняя скорость движения по тропам была 2 км час. В перевальные дни, скорость движения по горизонтали была менее 1 км час. Дополнительно к формуле расчёта ЧХВ необходимо добавлять не менее 1 часа на 1 техническую верёвку для рельефа уровня 2А- 2Б.

Рисунок 11.1. Схема маршрута План-Факт

Техническое описание препятствий и фотоотчёт.

Стороны указаны орографически, если не указано иное.

Время - чистое ходовое время на участках подходов. Там, где указано «перила»- время на техническую работу (провешивание перил).

Пер. Кара-Тюрек (1А, 3060 м)

  1. Находится на водоразделе рек Аккем и Кучерла, в Алтайских горах, Катунский хребет, район горы Белуха, территория природного парка «Белуха».
  2. Соединяет долины рек Аккем и Кучерла, берущих начало на Аккемском и Кучерлинском озёрах соответственно.
  3. 3.Ориентация: Северо-запад - Юго-восток.
  1. По классификатору высокогорных перевалов соответствует 1А к.с
  2. Достоверной информации о первом прохождении нет.
  3. По итогам прохождения оценён как 1А к.с. в той части, что мы прошли. Пройден нашей группой радиально с Запада на Восток из д.р. Кучерла по д.р. Текелюшка до седловины 13 августа 2019г.
  4. Тур и записки в туре не обнаружено.
  5. Перевал соответсвует заявленной категории сложности.

Это, пожалуй, самый популярный перевал в районе. Через него проходит нитка большинства несложных маршрутов и коммерческих групп. Причиной тому являются отличные видны с перевала на г. Белуха и самый доступный способ связи между основными долинами района д.р Аккем и д.р. Кучерла.

Наша группа прошла его радиально с Запада на Восток из д.р. Кучерлы по д.р. Текелюшка до седловины.

Как уже писалось в главе 10, ходить перевал через д.р. Текелюшка не самый оптимальный способ. Рекомендуем ходить на перевал Кара-Тюрек либо по верхней тропе от озера Кучерлинского, либо по гребню через метеостанцию Кара-Тюрек.

Рисунок 1.1. Группа на перевале Кара-Тюрек. На заднем плане г. Белуха.

Рисунок 1.2. Вид на пер. Текелюшка 1А к.с. с пер. Кара-Тюрек в д.р. Аккем.

Рисунок 1.3. Вид на Запад с подъёма на пер. Кара-Тюрек. Пунктиром верхняя тропа на оз. Кучерлинское. Стрелкой- д.р. Текелюшка.

Рисунок 1.4. Вид на пер. Перелаз 1А к.с. с Севера.

Рисунок 1.5. Вид на пер. Перелаз 1А к.с. с Севера.

Кульдора В. (1Б, 2700 м)

  1. Расположен в Катунском хребте, Кураганский узел.
  2. Соединяет р. Кульдора (Кульдураюк) - оз. Дорошколь.
  3. Ориентация: Север- Юг.
  4. По классификатору высокогорных перевалов соответствует 1Б к.с.
  5. Достоверной информации о первом прохождении нет.
  6. Первое упоминание, которое удалось найти, относится к 2002 г.
  7. По итогам прохождения оценён как 1Б к.с. Пройден нашей группой с Севера на Юг 16 августа 2019г.
  8. В туре обнаружена записка т\к Кедр, г. Новосибирск от 10.08.2019.
  9. Наша группа прошла этот перевал от оз. Кучерлинское до оз. Дорошколь.
  10. Перевал соответсвует заявленной категории сложности во всех направлениях прохождения.

Технические характеристики препятствия

Дата

Погодные условия

Участок пути / описываемый участок

Характеристика пути и метод преодоления

1

15.08

Переменная Облачность

Подъем по средним и крупным моренам д.р.Кульдураюк

Движение плотной группой. Самостраховка.

2

16.08

3

16.08

Переменная облачность

Ледник в цирке перевала

Открытый ледник до 15°. Движение в кошках. Самостраховка.

4

16.08

Переменная облачность

Перевальный взлёт

Движение по подвижной осыпи. Плотной группой, с наблюдением за склоном.

Крутизна до 35°.

5

16.08

Переменная облачность

Спуск с перевала.

Движение по подвижной осыпи. Плотной группой, с наблюдением за склоном.

Крутизна до 35°.

6

16.08

Переменная облачность

Спуск до оз. Дорошколь.

Движение по крупным и очень крупным осыпям. Индивидуальное лазание. Перед озером скальные сбросы.

Время прохождения перевала (чистое ходовое время+ плюс время на техническую работу):

Выводы:

Категория сложности перевала не отражает действительную трудность в преодолении перевала. Участок от седловины до оз. Дорошколь чрезвычайно изнурителен из-за каменных завалов, образованных крупной и очень крупной осыпью. На этом участке приходится применять навыки болдеринга с рюкзаком. Скорость передвижения очень маленькая. Под дождём скорость падает до нуля. Камни становятся скользкими преодолевать их не безопасно.

Спуск с балкона долины до озера Дорошколь тоже не тривиален. Не смотря на кажущуюся близость озера этот участок можно проходить несколько часов и потратить немало сил. Мы держались курсом на нижнюю левую оконечность озера к мосткам, так как по отчётам верхняя часть озера казалась только хуже (заболоченности, скальные сбросы вдоль озера и т.п.) и нашли массу сложностей на этапе спуска. Нагромождения крупных камней, скальные сбросы, заросли берёзы и т.п.

Позже, местные рекомендовали при спуске придерживаться либо центра озера, либо его правой части и потом пробираться через прижимы вдоль озера.

Определяющую сторону трудно выделить. С севера, более техничнее и разнообразнее (осыпи, ледники, снежники). Но с юга осыпи и нагромождения скал всех размеров тоже не дадут скучать.

С перевала открываются виды только в долину реки Кульдураюк.

По факту прохождения в наших условиях считаем, что перевал может считаться физически сложной 1Б.

Рекомендован для прохождения в походах второй категории сложности физически крепким группам с запасом времени.

Рисунок 2.1. Бескрайние каменные моря д.р. Кульдураюк, недалеко от оз. Кучерлинского.

Рисунок 2.2. Бескрайние каменные моря д.р. Кульдураюк

Рисунок 2.3. Бескрайние каменные моря д.р. Кульдураюк

Рисунок 2.4. Цирк перед перевалом. Движение группы.

Рисунок 2.5. Весь путь подъёма на перевал со стороны цирка перевала из д.р. Кульдураюк

Рисунок 2.6. Движение по леднику в цирке перевала. На заднем плане д.р. Кульдураюк.

Рисунок 2.7. Движение группы по снежно-ледовой части подъёма на перевал Кульдора В.

Рисунок 2.8. Путь группы по осыпной части подъёма к седловине перевала Кульдора В.

Рисунок 2.9. Группа на седловине перевала Кульдора В.

Рисунок 2.10. Движение по подвижной осыпи от седловины в сторону оз. Дорошколь. Стрелкой- путь спуска.

Рисунок 2.11. Движение по крупной осыпи от седловины в сторону оз. Дорошколь. Стрелкой- седловина перевала.

Рисунок 2.12. Скальные сбросы с Северного берега оз. Дорошколь

Рисунок 2.13. Преодоление скальных сбросов с северного берега оз. Дорошколь через скальные завалы.

Рисунок 2.14. Площадки под палатки на левом крае озера Дорошколь. Стрелкой- месторасположение пер. Мрия

Рисунок 2.15. Путь спуска нашей группы (сплошная линия) был сложен. После, нам порекомендовали другой путь - пунктиром.

Пер. Мрия (2А, 3000 м)

  1. Расположен в Катунском хребте, Кураганский узел южнее оз. Дорошколь.
  2. Соединяет исток р. Верхн.Кураган - лед. Немыцкого и далее истоки р. Кучерла (р. Кони-Айры и р.Иолдо-Айры).
  3. 3.Ориентация: Северо-запад - Юго-восток.
  1. По классификатору высокогорных перевалов соответствует 2А к.с.
  2. Перевал впервые пройдет туристами из Ростова-на-Дону.
  3. Первое упоминание, которое удалось найти, относится к 1976 г.
  4. По итогам прохождения оценён как 2А к.с. Пройден нашей группой с Северозапада на Юго-восток 18 августа 2019г.
  5. В туре обнаружена записка группы т/к МГТУ им. Баумана от 30.07.2017.
  6. Наша группа прошла этот перевал от оз. Дорошколь до истока р. Верхн.Кураган.
  7. Подьем на перевал со стороны ледника Немыцкого сложнее заявленной категории сложности.

Технические характеристики препятствия

Дата

Погодные условия

Участок пути / описываемый участок

Характеристика пути и метод преодоления

1

17.08

Переменная Облачность

Подъем по леднику Немыцкого

Движение в кошках. Самостраховка.

2

18.08

3

18.08

Дождь

Снежный взлёт перевала до бергшрунда

Открытый ледник до 20°. Движение в кошках. Самостраховка.

4

18.08

Дождь

Бергшрунд

Переход по снежному мосту. Движение в кошках. Перила через мост.

5

18.08

Дождь

От бергшрунда до перевала

Движение по закрытому и открытому леднику. Попеременная страховка. 3 участка перилл. Крутизна до 55° ( последний участок).

6

18.08

Снег

Спуск в цирк. р. Верхн.Кураган

Подвижная осыпь. Движение плотной группой.

Время прохождения перевала (чистое ходовое время+ плюс время на техническую работу) от ледника Немыцкого: 1:30+5:30 ч. Перепад высот: 420м (+220/-200).

Техническое описание препятствия

Подъем по леднику до бергшрунда

Перевал хорошо узнаваем. При наличии видимости ориентирование не затруднительно.

Двигались в кошках по ступеням с индивидуальной самостраховкой до бергшрунда. Бергшрунд широкий (до 10 метров), пройти его без моста не представляется возможным. Но мосты, кажутся вечными в этом месте, в нашем распоряжении мосты были с двух сторон. Мы выбрали левый по ходу движения, чтобы не находится всей группой под перевальным кулуаром.

В отчётах пишут, что с перевала самостоятельно ничего не сыпется. Но скалы вокруг перевала очень разрушены и отваливаются небольшими фрагментами, в основном, в нескольких читаемых местах.

Бергшрунд преодолевался по мосту с перильной страховкой, которая была закреплена на скальном выступе выше.

Техническая сложность на этом участке соответствует заявленной категории сложности перевала индивидуальная и попеременная страховка, обязательны кошки, ледорубы.

Перевальный взлёт пер. Мрия.

Перевальный взлёт перевала Мрия представляет собой крутой снежно-ледовый склон. Крутизна увеличивается к последней верёвке. От первой станции движемся направо траверсом с небольшим набором высоты в сторону перевального кулуара под защиту скал. Движение по ступеням. Снег лежит надёжно. Индивидуальная самостраховка.

2-я верёвка: первая станция на ледобурах. Двигаемся направо и вверх вдоль края перевального кулуара. Скалы защищают от камней из-под лидера. Лидер движется с рюкзаком. Промежуточные точки на выступах. Крутизна склона 20-30°.

3-я верёвка: вторая станция на местных крюках. Двигаемся направо и вверх вдоль края перевального кулуара. Скалы защищают от камней из-под лидера. Лидер движется с рюкзаком. Промежуточные точки на бурах. На скалах можно найти старые крючья и петли. Крутизна склона 30-35°.

4-я верёвка: третья станция на бурах. От этой станции наклон склона резко увеличивается. Лёд становится открытым и крутым. Крутизна до 55°. Лидер движется без рюкзака. Промежуточные точки на бурах. Это наиболее крутой участок склона. Когда заканчивается лёд, кулуар упирается в скальный бастион высотой 5-8 метров. Движение лидера вдоль него по глине, подвижной осыпи, вперемежку со снегом и льдом лежащем на крутом склоне. Сделать страховку можно только на скалах, которые сильно разрушены. Лазанье сложное, с элементами драйтулинга с большим расстоянием между не очень надёжными точками. Верхняя станция была закреплена на скальном выступе прямо на скальном бастионе слева от кулуара. Остальные участники жумарили почти вертикальный участок скал со ступенями. Несмотря на то, что скалы сильно разрушены в этом месте, удалось ничего не поронять друг на друга.

Техническая сложность на этом участке превышает заявленную категорию сложности перевала (последняя верёвка) групповая попеременная страховка, перила на ледобурах, скальных крючьях, выступах требуется уверенная работа лидера как на льду, так и на скальном рельефе в кошках и с инструментами обязательны кошки, жумары, ледовые инструменты очень желательны.

Перевальная седловина перевала Мрия

Седловина перевала представляет неуютную небольшую полку. Воду топили из снега с соседних полок. Можно поставить 1 палатку. Перевальный тур обнаружен.

Путь спуска видится как крутая местами смёрзшаяся подвижная осыпь среднего и мелкого размера с небольшими участками снежников. Иногда, даже, угадывается подобие тропы.

Видно озеро на морене в д.р. Верхн.Кураган.

Спуск в верховья р. Верхн.Кураган.

Начинаем спуск по средней подвижной осыпи крутизной 35° слегка присыпанной снегом, забирая на право по ходу движения, плотной группой в кошках. Каждый шаг вызывает сползание камней и снега, нахождение друг под другом камнеопасно! В менее снежное время, в хорошую погоду прохождение этого участка осуществляется без кошек.

Спуск медленный, чтобы группа не растягивалась, крутизна сохраняется почти до самого конца. Требует напряжения, внимания и индивидуальной страховки, на всем своём протяжении. Организация перильной страховки на этом участке крайне затруднительна, так как отсутствуют надёжные точки.

Техническая сложность на этом участке соответствует заявленной категории сложности перевала повышенные требования к индивидуальная самостраховке и умению ходить в кошках вниз по склону, обязательны каски рекомендуем ходить плотной группой, для предотвращения падения камней друг на друга.

Выводы:

Категория сложности перевала не однозначна. С одной стороны, требуется не более трехчетырех верёвок, с возможностью установить надёжные станции и промежуточные точки на ледобурах, скальных выступах и скальных крючьях, как было в нашем случае. С другой стороны, крутизна перевала, особенно в верхней части, явно превышает требования к перевалу 2А к.с. См. таблицу 12.3 - сравнение требований, установленных регламентом соревнований по группе дисциплин «маршрут» вида спорта «Спортивный туризм», и информацией о фактическом прохождении.

Определяющая сторона с Северо-Запада. Прохождение с Юго-востока тоже возможно, но могут возникнуть проблемы с ориентированием и нахождением седла перевала. Также надо отметить, что подъем по подвижной осыпи с Юго-востока будет крайне утомителен физически и небезопасен с точки зрения камнеопасности.

С подъёма на перевал в хорошую погоду открываются отличные виды на ледник Немыцкого и окружающие его перевалы на Западе. С седловины можно увидеть только зажатую скальную долину с озёрами на морене и верховья р. Верхн.Кураган.

По факту прохождения в наших условиях считаем, что перевал может считаться либо несложной 2Б, либо очень сложной 2А. В любом случае, не рекомендуется для прохождения слабо подготовленным группам.

Категория трудности перевала

Характер наиболее сложных участков пути

Техника и условия передвижения

Общее t преодоления перевала.

Кол-во точек страховки (n). Длина определяющего участка (L)

Необходимое специальное снаряжение

Скальные, снежные, ледовые склоны средней крутизны (от 20° до 45°), закрытые ледники и несложные ледопады.

Более сложная индивидуальная и коллективная техника: попеременная или групповая (перильная) страховка, использование кошек или рубка ступеней, может потребоваться крючьевая страховка. Возможны ночлеги в ледниковой зоне.

Не более суток n = 5- 10

L = до 80- 100 м (2- 3 верёвки подряд).

Участки, включающие восхождения или фрагменты траверса

2А к.тр. по альп. классификации

Кроме перечисленного для перевалов 1Б категории трудности, кошки на каждого участника, крючья в необходимом количестве и ассортименте.

Крутые (свыше 45°) снежные, ледовые и скальные склоны средней сложности, возможны короткие (до 10- 15 м) стенные участки ледопады средней сложности

Применение всего наиболее распространённого арсенала технических приёмов: перильная или попеременная страховка, применение крючьев движение переднего на подъёме без рюкзака спуск по верёвке. Как правило, неизбежны ночлеги в ледниковой зоне, иногда на перевале или поблизости от него

Не менее суток n=5-20

L= до 200 м (3-5 верёвок подряд).

Участки, включающие восхождения или фрагменты траверса

2Аск, 2Блд или комб. к.тр. по альп. классификации

Кроме перечисленного для перевалов 2А категории трудности, страховочные системы вместо грудных обвязок, тормозные устройства для спуска по верёвке и желательно зажимы для подъёма. Вспомогательная верёвка, петли, расходные концы верёвок и крючья для спуска

Пер. Мрия (2А, 3000м)

Крутые (до 55°) снежные, ледовые и скальные склоны средней сложности, возможны короткие (до 8 м) стенные участки. Бергшрунд.

Одновременная, попеременная и групповая (перильная) страховка, использование кошек, страховка на ледобурах. Применение крючьев движение переднего на подъёме без рюкзака. Ночлег в ледниковой зоне.

Менее суток

n=12

L = 180 м (3 верёвки подряд)

Кошки, каски, ледорубы, крючья, петли, жумар, полная страховочная система, ледовый инструмент.

Рисунок 3.1. Висячая долина над оз. Дорошколь по пути подъёма к леднику Немыцкого. Стрелкой- перевал Сейлянкина грива (Сурков) 1А к.с. вид с Запада.

Рисунок 3.2. Вид с Севера на Юг с конечной морены ледника Немыцкого на цирк пер. Мрия.

Рисунок 3.3. Вид с Севера на Юго-Запад с конечной морены ледника Немыцкого на ледник Немыцкого

Рисунок 3.4. Движение в кошках через ледовые реки по леднику Немыцкого.

Рисунок 3.5. Вид на перевал с места ночёвки на леднике Немыцкого. Участки перил- сплошной линией. Пунктиром- движение по ступеням.

Рисунок 3.6. Движение с индивидуальной самостраховкой по ступеням выше бергшрунда. Стрелкой - берг.

Рисунок 3.7. Работа лидера на фоне пер. Немыцкого Ю. Вторая верёвка перилл.

Рисунок 3.8. Работа лидера. Вторая верёвка перилл.

Рисунок 3.9. Вторая верёвка перилл. На заднем плане ледник Немыцкого. Стрелкой- пер. Немыцкого З.

Рисунок 3.10. Верхняя станция второй верёвки перилл на местных крюках.

Рисунок 3.11. Третья верёвка перилл.

Рисунок 3.12. Третья верёвка перилл на следующий день.

Рисунок 3.13. Верхняя станция на бурах третьей верёвки перилл.

Рисунок 3.14. Группа на седловине перевала Мрия.

Рисунок 3.16. Перевальная записка с пер. Мрия.

Пер. Кони- Айры (2А, 3125 м)

  1. Расположен в Катунском хребте, Кураганский узел южнее оз. Дорошколь.
  2. Соединяет исток р. Верхн.Кураган - истоки р. Кучерла (р. Кони-Айры).
  3. Ориентация: Запад - Восток.
  4. По классификатору высокогорных перевалов соответствует 2А* к.с.
  5. Перевал впервые пройдет туристами Ленинградского Политехнического Института в 1954 г.
  6. Первое упоминание, которое удалось найти, относится к 1957 г.
  7. По итогам прохождения оценён как 2А к.с. Пройден нашей группой с Запада на Восток 18 августа 2019г.
  8. В туре обнаружена записка группы т/к «Экотур» от 02.08.2019.
  9. Наша группа прошла этот перевал от верховий д.р. Верхн.Кураган до реки Кони-Айры.
  10. Перевал соответсвует заявленной категории сложности во всех направлениях прохождения.

Технические характеристики препятствия

Дата

Погодные условия

Участок пути / описываемый участок

Характеристика пути и метод преодоления

1

18.08

Снег, дождь

Перевальный взлёт с Запада

Подвижная осыпь. Движение плотной группой.

3

18.08

Снег, дождь

Перевальный взлёт с Востока.

Открытый ледник до 45°. Движение в кошках. Попеременная страховка. 2 участка перилл.

4

18.08

Снег, дождь

Бергшрунд

Переход по снежному мосту. Движение в кошках. Одновременное движение в связках.

5

18.08

Дождь

От бергшрунда до нунатака

Движение по закрытому и открытому леднику. Движение в кошках. Одновременное движение в связках.

6

18.08

Дождь

Спуск в цирк. р. Кони-Айры

Подвижная\ неподвижная осыпь. Движение плотной группой.

Время прохождения перевала (чистое ходовое время+ плюс время на техническую работу) от ледника Немыцкого: 3:00+2:30ч. Перепад высот: 1300м (+425/-875).

Техническое описание препятствия

Подъем до седловины с Запада

Седловина перевала читается неплохо. При наличии видимости ориентирование не затруднительно.

Двигались плотной группой по осыпям. Попадались участки снежников до перевального взлёта.

Перевальный взлёт- участок неприятной, подвижной осыпи. Подъем затруднителен. Искали места, где камни меньше сползают под нагрузкой. Двигались плотной группой в касках. Следили за склоном. Камнеопасно! Из-под ног регулярно летело вниз по склону. Двигаться обязательно плотной группой.

Техническая сложность на этом участке соответствует заявленной категории сложности перевала индивидуальная страховка, обязательны ледорубы (палки) и каски.

Перевальная седловина перевала Кони-Айры

Седловина перевала представляет неуютную небольшую полку. Воду топили из снега с ледника. Можно поставить 1 палатку. Перевальный тур обнаружен. В наших условиях путь спуска виделся на несколько сотен метров, как крутой ледовый склон. Иногда в облаках появлялся нунатак.

Спуск до бергшрунда.

Начинаем спуск чуть левее (по ходу движения) седловины перевала. Здесь на скальном выступе висели старые петли. Усилили собственной и повесили первую верёвку по линии падения воды в сторону ледника.

Склон ледовый, крутизна до 45°.Нижняя станция на бурах.

Вторая верёвка повешена по линии падения воды дошла до скальных выходов поверхностной морены ледника. Нижняя станция на бурах. Предпоследний участник спускался со станции из бура и ледовой проушины. Последний участник спускался с ледовой проушины. Склон снежноледовый , крутизна до 30°. В нижней части крутизна уменьшается до 15°.

Связались в две связки. Движение с одновременной страховкой.

Бергшрунд преодолели по снежному мосту. Ледник закрытый, оценить размер трещины не удалось.

Техническая сложность на этом участке соответствует заявленной категории сложности перевала повышенные требования к индивидуальная самостраховке и умению ходить в кошках вниз по склону.

Спуск по леднику до нунатака.

Движение по закрытому леднику в связках с одновременной страховкой. Сначала держались левой части ледника в стороны выходов поверхностной морены, затем свернули к центру ледника в сторону нунатака.

С середины ледник становится открытым. Преодоление трещин не затруднительно.

Техническая сложность на этом участке соответствует заявленной категории сложности пе-

ревала требуется умение ходить в связках по леднику.

Спуск от нунатака до д.р. Кони-Айры.

В многочисленных отчётах, что мы читали, указывалось, что группы двигались с левой стороны от нунатака. Выходили на скальные сбросы и бараньи лбы. Вешали 1-2 верёвки перил.

И только в одном отчёте был предложен вариант обойти нунатак справа. Мы последовали этим путём.

Спуск по подвижной осыпи плотной группой, вдоль реки, затем по неподвижной осыпи среднего размера.

Немного повиляв мы нашли пеший и безопасный обход всех скальных сбросов и бараньих лбов.

Выводы:Определяющая сторона с Востока. Прохождение возможно в оба направления, но при прохождении с Востока могут возникнуть проблемы с ориентированием и нахождением пути обхода скальных сбросов на подъёме в долину ледника к нунатаку.

С подъёма на перевал в хорошую погоду открываются отличные виды на ледник и д.р. Кони-Айры.

По факту прохождения в наших условиях считаем, что перевал может считаться 2А к.с.

При соблюдении правил техники безопасности- перевал достаточно безопасен. Может быть рекомендован в походах 3 к.с.

Категория трудности перевала

Характер наиболее сложных участков пути

Техника и условия передвижения

Общее t преодоления перевала.

Кол-во точек страховки (n). Длина определяющего участка (L)

Необходимое специальное снаряжение

Скальные, снежные, ледовые склоны средней крутизны (от 20° до 45°), закрытые ледники и несложные ледопады.

Более сложная индивидуальная и коллективная техника: попеременная или групповая (перильная) страховка, использование кошек или рубка ступеней, может потребоваться крючьевая страховка. Возможны ночлеги в ледниковой зоне.

Не более суток n = 5- 10

L = до 80- 100 м (2- 3 верёвки подряд).

Участки, включающие восхождения или фрагменты траверса

2А к.тр. по альп. классификации

Кроме перечисленного для перевалов 1Б категории трудности, кошки на каждого участника, крючья в необходимом количестве и ассортименте.

Пер. Кони- Айры (2А, 3125м)

Снежные, ледовые склоны средней крутизны до 45°, закрытые ледники, бергшрунд.

Одновременная, попеременная и групповая (перильная) страховка, использование кошек, страховка на ледобурах и ледорубах.

Менее суток

n=6

L = 100 м (2 верёвки подряд)

Кошки, каски, ледорубы, полная страховочная система, спусковое устройство, крючок для проушин.

Рисунок 4.1. Вид с Северо- Востока на седловину пер. Кони-Айры. Верховья д.р. Верхн.Кураган.

Рисунок 4.2. Группа на седловине пер. Кони-Айры.

Рисунок 4.3. Путь спуска с пер. Кони-Айры 2А к.с. Участки перильной страховки.

Рисунок 4.4. Движение по закрытой части ледника. Стрелкой нунатак.

Рисунок 4.5. Движение по открытой части ледника. Стрелкой нунатак. Обход справа!

Рисунок 4.6. Путь вдоль нунатака (вид с Северо-Востока). Край ледника цирка пер. Кони-Айры.

Рисунок 4.7. Вид на нунатак с Северо-Востока (стрелка). Край ледника цирка пер. Кони-Айры. Спуск группы в д.р. Кониайыры в обход скальных сбросов.

Рисунок 4.8. Вид на Юго-Восток на соседний с пер. Кони-Айры цирк. Ледник Кониайры, перевалы Капчальские.

Рисунок 4.9. Записка с перевала Кони-Айры..

Общие выводы и рекомендации по походу.

Район Алтайских гор - район, прекрасно подходящий для проведения пеших походов любой категории сложности. Безусловно, горные походы здесь проводить тоже можно, но нужно учитывать специфику района, такую как низкая высота, длительные подходы по лесной зоне, нестабильная погода. Часть района имеет развитую инфраструктуру (дороги, мосты, селения, транспортные компании, службы МЧС и т.п.), но это также влияет на качество троп- после дождя они разбиваются лошадьми в сплошное грязевое месиво.

В этом районе проводить походы в сжатые сроки с одной стороны затруднительно, из-за подходов, с другой стороны легче, так как не требуется серьёзная акклиматизация.

При планировании маршрута и выборе препятствий на Алтае необходимо особо учитывать факторы погоды. Непогода на Алтае может испортить или изменить любые тщательно выверенные планы, замедлить скорость продвижения и уменьшить безопасность. Рекомендуем планировать разнообразие запасных, обходных и резервных вариантов, чтобы иметь возможность не только изменить препятствие, но и нитку маршрута целиком. Также фактор алтайской погоды необходимо учитывать при планировании снаряжения.

Общение соседних групп или разделение группы на маршруте делать только при наличии проверенных средств связи. В противном случае, в случае изменения обстоятельств у вас не будет возможности объяснить своё положение, прийти в назначенные сроки в назначенное место, что приведёт к созданию аварийной ситуации, испортит планы других участников или групп.

Стоит учитывать, что ваши тщательно продуманные планы могут быть скорректированы авиатранспортной компанией. Например, если ваш багаж не прилетит вовремя.

Травмирование участника на маршруте всегда очень неприятный момент любого похода, где это случилось. Даже некритичные травмы создают много проблем, меняют планы одной или даже нескольких групп. Непросто принять правильное решение в этой ситуации: то ли снимать участника с маршрута (а с учётом сопровождения- даже двух участников), не зависимо от дня похода, вклада участника и т.д., либо продолжать поход с травмированным участником, со всеми возможными последствиями и рисками для группы.

Подобранные препятствия были непростыми и разнообразными, интересными и относительно безопасными. Стечение обстоятельств позволило осмотреть нам д.р Кучерлы с истоками.

Поход не прошёл спокойно, все планы группы менялись много раз по разным причинам, из-за: опоздания багажа, травмы, погодных условий, проблем со связью, сложности маршрута. Не удалось достичь всех целей, которые ставились перед походом и участниками. Но участники и руководитель получили ценный туристский и личный опыт, остались довольны совершенным путешествием и подобранной компанией.

Написание отзыва требует предварительной регистрации в Клубе Mountain.RU
Для зарегистрированных пользователей

Логин (ID):
Пароль:
Если Вы забыли пароль, то в следующей форме введите адрес электронной почты, который Вы указывали при регистрации в Клубе Mountain.RU, и на Ваш E-mail будет выслано письмо с паролем.

E-mail:

Если у Вас по-прежнему проблемы со входом в Клуб Mountain.RU, пожалуйста, напишите нам.
© 1999-2024Mountain.RU
Пишите нам: info@mountain.ru