Подсказка | ||
При вводе Логина и Пароля, обратите внимание на используемый Вами регистр клавиатуры! |
||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Отчет о горном походе 3 к.с. по Катунскому хребту, совершенном с 11 августа по 24 августа 2019 года
Справочные сведения о походе Общие справочные сведения о маршруте
Подробная нитка маршрута Заявленная (основной вариант): пос. Тюнгур- д.р. Кучерла-д.р. Текелюшка-»Кедровые стоянки»- пер. Кара-Тюрек (1А,3060)- оз. Аккемское- долина «Семи озёр» - пер. Студентов (1А,3000)- в. Броня (1Б,3248) - пер. Аккем (1Б,3334)- оз.Кучерлинское- д.р.Кульдураюк- пер. Кульдора В.(1Б,2700)- оз. Дорошколь- д.р.Иолдоайры -пер. Мрия (2А,3000) - пер. Кони-Айры (2А,3125) - д. р Кониайры-оз.Кучерлинское - пер. Буревестник(2А,2900)- оз. Аккем - д.р. Аккем- стоянка «Три берёзы»- пер. Кузуяк (н/к)-пос. Тюнгур Выполненная: пос. Тюнгур- д.р. Кучерла-д.р. Текелюшка-»Кедровые стоянки»- пер. Кара-Тюрек (1А,3060)- оз.Кучерлинское- д.р.Кульдураюк- пер. Кульдора В.(1Б,2700)- оз. Дорошколь- д.р.Иолдоайры -пер. Мрия (2А,3000) - пер. Кони-Айры (2А,3125) - д. р Кониайры-оз.Кучерлинское - д.р. Кучерла -пос. Тюнгур Определяющие препятствия маршрута
Состав группы
Идея похода, выбор района и логика построения маршрута Большая часть группы состояла из участников, для которых поход 3к. с сложности совершался впервые. Также район был совсем неизвестен для группы. В районе Катунского хребта ранее был только один участник. Клубом Туристов Университета на Катунском хребте в те же даты совершался поход 1к.с. Задача была совместить нитки маршрутов, чтобы иметь возможность взаимодействия и взаимопомощи групп на маршруте. Было желание пройти несложный поход 3 к.с для раскрытия потенциала группы и ознакомления с новым районом. Количество перевалов 2А, определяющих для походов 3 к.с., на Катунском хребте (д.р. Кучерла и д.р. Аккем) невелико, а интересных, безопасных и техничных - совсем единицы. Ещё сложнее их вписать в нитку с параллельным походом 1 к.с. В основной заявленный маршрут были заложены три препятствия 2А и несколько перевалов 1А-1Б. Маршрут можно разделить на две основные части: Акклиматизационная Цель: плавная акклиматизация и привыкание к условиям высокогорья, разминочные перевалы Основная часть с прохождением определяющих перевалов Цель: развитие групповой и индивидуальной техники, прохождение определяющих перевалов. Поставленные перед походом задачи не были выполнены полностью. В связи с травмой одного участника пришлось отказаться от сквозного прохождения из д.р Кучерла в д.р. Аккем. А из-за погодных условий отказаться от скального перевала Буревестник и выхода через д.р. Аккем в конце похода. Район позволяет проводить походы любой категории сложности. Район очень популярен, тем не менее инфраструктура развита плохо. Движение по долинам рек представляет серьёзную проблему. До конца не было уверенности с местом размещения забросок. Схема акклиматизации строилась на рекомендациях Лебедева А. Основные принципы акклиматизационного периода:
Как нам кажется, следуя указанным принципам, акклиматизация для всей группы прошла легко и незаметно. Раздел про питание В этом году было принято решение, что сахар не являются более групповым продуктом. Каждый, исходя из собственных потребностей и пристрастий берет для себя сам. Связано это с тем, что некоторые участники совсем не употребляют сахар, но вынуждены носить его в качестве группового снаряжения. Вывод: проблем не было, все остались довольны. Мы старались составить меню таким образом, чтобы не тратить времени для приготовления пищи, чтобы было достаточно лишь вскипятить воду. На сегодняшний день существует достаточно много продуктов быстрого приготовления (пюре, лапша, крупы, детские каши и смеси, разнообразные сублимированные продукты). Экономия во времени приготовления даёт вам возможность и поспать подольше, и походить побольше. Вывод: как нам кажется, такой подход полностью оправдан в случае непродолжительных (до 3-х недель) походов. В этом году все продукты покупались и фасовались централизованно под руководством завхоза. Таким образом, группа сэкономила на закупках. А также были уверены в качестве упаковки и разнообразии продуктов. Вывод: как нам кажется, такой подход полностью оправдан, хоть и возлагает на завхоза дополнительные обязанности. Бюджет мероприятия
Погода в 2019 году Погода на Алтае, к сожалению, отличается нестабильностью и назвать её благоприятной трудно. Первые три дня похода было сухо и солнечно. Затем начались регулярные и зачастую продолжительные дожди, в высокогорье выпало порядка 10-20 сантиметров снега. Как следствие осадков, ледники стали закрытыми, требовалась тропежка, но с другой стороны упростилось прохождение трещин, бергшрундов, ледовые участки препятствий превратились в снежно-ледовые или в полностью снежные, что упрощало их техническую сложность, но увеличивало физические затраты и время прохождения. Тропы в низовьях стали разбитыми и очень грязными. Движение по крупным и средним осыпям было медленным и не безопасным. Медицина В целом здоровье участников похода было неплохим, кроме одного случая травмы. Была травма участника - растяжение связок голеностопа, которая существенно замедлила движение группы и внесла коррективы в план-график похода. Травма произошла на второй день похода. Участник двигался с рюкзаком по тропе в д.р. Текелюшка. Участник зацепился ногой за корень и получил травму. Не хотелось отправлять пострадавшего участника сразу домой в начале похода. Была надежда на возможное восстановление функционала ноги во время похода, в случае ограничения подвижности на несколько дней и снижения нагрузки на участника. Участник провёл 1,5 дня без движения, проводя различные медицинские манипуляции. Через 2 дня после травмы улучшение самочувствия действительно было, но скорость движения участника все-равно была снижена и ограничена. В связи с чем, группа была вынуждена оставить участника отдыхать на оз. Дорошколь. Трёхдневный отдых не дал желаемых результатов, а боль только увеличилась. В связи с ухудшением самочувствия, было принято решение обратиться за помощью в страховую компанию для эвакуации участника вертолётом, что и было реализовано. Вероятнее всего, как бы не было обидно, для достижения спортивных целей похода, травмированного участника нужно было снимать с маршрута сразу после травмы, таким образом группа смогла бы следовать план-графику, а участник смог бы лучшим образом вылечить ногу. Из особых моментов стоит отметить, что в подготовку непрофессионального врача группы обязательно должны входить консультации у специалиста по вопросам личных хронических заболеваний и жалоб участников, которые выявляются на предварительном этапе перед походом (см. список вопросов). Вопросы к участнику похода (задавать до похода):
Личное снаряжение
Список одежды вполне стандартный: лёгкая, светлая, но максимально закрывающая тело одежда для подходов по долинами, комплекты тонкого и толстого термобелья, флиска, комплект штормовой одежды, пуховка, кроссовки и горные ботинки, и т.д. Исходя из опыта, можно утверждать, что личный бинт лучше носить под каской - для его оперативного применения. К счастью, подтвердить такой опыт в этом походе никому возможности не представилось. Что касается того, что у ледобуров должна быть ручка для закручивания, то эти слова по итогам похода только подтвердились. Ручка позволяет закручивать бур намного быстрее и удобнее, что важно для лидера. Общественное снаряжение
Распределение общественного снаряжения: (максимальный вес был на старте второго кольца) На парня -8,44 кг На девушку- 5,56 кг Приготовление пищи Основной особенностью данного похода было использование двух горелок Reactor от фирмы MSR. Ставка была сделана на непревзойдённую скорость, с которой закипает вода на этих горелках (2,5 литра за 8 минут в долине, даже на ветру). Дороговизна не позволяет взять с собой лишнюю горелку, в качестве запасной, поэтому необходимо использовать только качественный фирменный газ. Также, не смотря на потребность таскать не утилизируемые газовые баллоны, горелки позволяют сэкономить вес на количестве газа, требуемого на одного человека. У нас получалось в районе 35-40 грамм на человека в день. В целом опыт оказался достаточно положительным, особенно ощутимо было это в те дни, когда питались продуктами быстрого приготовления. Для них требовался лишь кипяток, таким образом скорость приготовления завтрака или ужина сокращалась до 15 минут. Из неудобств, надо отметить некоторую не универсальность данной горелки. Так, горелкой нельзя использовать с любыми другими котлами, кроме котлов, специально предназначенных для горелки Reactor. А выбор объёмов таких котлов ограничен двумя видами (1,7 литра- что идёт в базовой комплектации и 2,5 литра- что идёт за отдельную плату). Также, стандартная пластиковая крышка вызывает определённые неудобства. Крышку можно легко сломать и заменить будет непросто. Ветрозащита для таких горелок не требуется, опять же, экономия в весе. Связь В этом походе мы особенно остро испытали проблемы со связью:
Специальное снаряжение Были взяты две статические верёвки D9мм длиной 50 м. Также была взята верёвка динамическая D8,2мм длиной 60 метров. 60 метровая верёвка использовалась для сдергивания при спуске дюльфером, а также использовалась по прямому назначению - хождению связкой по леднику. Такая длина позволяет в одну связку поставить четырёх и более участников, в зависимости от сложности ледника. К счастью в этом походе, срывов в ледниковые трещины не было, но уверены, что при наличии в связке более трёх адекватных и подготовленных участников, вероятность удержать сорвавшегося значительно возрастает. Считаем, что использование более тонких, импортных, сертифицированных верёвок оправдано. Это приводит к серьёзной экономии веса, при сохранении должного уровня безопасности. Для организации проушин применялся крючок производства фирмы Camp - намного удобней обычной проволоки. Крючья и закладки на маршруте не были использованы ни разу. Использование кардолетт более удобно и универсально, чем использование готовых прусиков или стремечек. Выводы: Общественное снаряжение адекватно отвечало условиям похода, за исключением проблем со связью. Описание долин рек Слова «право» и «лево» используются в орографическом смысле. Названия рек могут незначительно отличаться в разных картах и отчётах. Здесь приведены названия, которые использовались нами. Кучерла Долина реки Кучерла проходима для автотранспорта до урочища Елань (~11 км от посёлка Тюнгур), а для сильно внедорожного транспорта до местечка Изокерю «Большой дом» (~23 км от посёлка Тюнгур), находится выше по течению, чем река Чок-Чок. Также долина проходима для лошадей до озера Кучерлинское. На протяжении от посёлка Тюнгур до озера Кучерлинского можно встретить несколько мостов через Кучерлу. Пройти в брод, на этом участке, наверное, невозможно. Много мест для стоянок, обилие дров, ягод и т.п. Тропа есть на всем протяжении, к сожалению, её качество не привычно для горных туристов и более привычно для пеших туристов (грязь, лужи, заболоченности, разливы рек, скользкие корни деревьев и т.п.). Также в период дождей тропа сильно разбивается лошадьми и ходить по ней становится совсем неприятно. Текелюшка В месте слияния рек Кучерла и Текелюшка есть места, хорошо оборудованные под лагерь. Есть деревянный мост через Текелюшку. Взлёт в висячую долину реки Текелюшка крутой, отнимает много сил. Крутой взлёт сменяется скальными сбросами, где в пору вешать верёвки и надевать каски, буреломами, прижимами и каньонами. Мест для постановки лагеря до «Кедровых стоянок» («Кедрачи») мало (2 раза под 2 палатки), дров и ягод много. Движение с рюкзаком первые 300 метров по вертикали от Кучерлы крайне неприятное. Рекомендуем ходить на перевал Кара-Тюрек либо по верхней тропе от озера Кучерлинского, либо по гребню через метеостанцию Каратюрек. Кульдураюк Почти сразу от озера Кучерлинского начинается осыпь среднего размера, сначала идёт по трудно проходимому лесу, затем выходит в открытую висячую долину. Пока осыпь сухая, движение не затруднительно. Чем ближе к повороту в сторону перевала Кульдора В., тем осыпь становится крупнее. Двигаться становится труднее. Приходится прыгать и балансировать с рюкзаком. Под дождём двигаешься очень медленно и не безопасно. По карте левый край долины кажется более пологим, но на практике, лучше придерживаться правого, более крутого края. Там, местами, даже есть участки похожие на тропы. Мест под лагерь очень мало, вода идёт под камнями, приходится долго искать место где можно встать. Кониайры В верховьях берега реки густо покрыты карликовой берёзой, тропы нет. Приходится прорубаться через заросли. Места под ночёвки можно сделать только на полянках, не покрытых растительностью. Река в верховьях достаточно быстро набирает силу, поэтому стоит задумать о броде. Недалеко до слияния с Иолдоайры красивый водопад, с этого места по карте начинается тропа. Иолдоайры Не смотря на наличие серьёзной тропы на картах, движение в реальности крайне затруднительно на всем пути от озера Дорошколь до озера Кучерлинского. Крутые скальные взлёты, множество деревьев лежащих поперёк вашего движения. Берега густо заросшие. Место разлива в районе слияния долинной части Иолдоайры с частью, спускающейся от озера Дорошколь подходит для переправы. Но нужно поискать путь прохода, так как поток достаточно сильный и глубокий. На деревьях можно найти таблички с именами тех, кто поспешил. Мест для стоянок немного, но встречаются. С дровами проблем нет. Общие выводы: Все долины рек, что мы посетили очень дикие, не обжитые, тропы есть не везде, даже если они есть, сильно лучше не становится. Есть мнение, что в этом районе, подходы по долинам представляют собой большее психологическое и физическое препятствие, чем категорийные перевалы 2А к.с. Скорость передвижения по долинам очень скромная, даже когда стоит хорошая погода. Под дождём скорость падает до нуля, исключением являются только низовья реки Кучерла. Этот факт стоит особенно учитывать при планировании. Двигаться здесь вы будете сильно медленнее, чем в других горных районах (Фаны, Кавказ и т.п.). Переправы в районе проведения похода могут представлять сложность. Мосты встречаются только в районах массового посещения ( то есть там, где нанесены тропы на картах).
Рисунок 10.1. Тропа в д.р. Кучерла после дождей.
Рисунок 10.2. Каньон и буреломы в д.р. Текелюшка.
Рисунок 10.3. Верховья д.р. Текелюшка. Движение по осыпям среднего размера.
Рисунок 10.4. Левый берег оз. Кучерлинское. Движение через разнообразные буреломы.
Рисунок 10.5. д.р. Кульдураюк. Движение по осыпям среднего размера.
Рисунок 10.6. д.р. Кульдураюк. Осыпи крупного размера.
Рисунок 10.7. Верховья д.р. Кониайры. Река становится полноводной достаточно быстро. Думать о броде!
Рисунок 10.8. Верховья д.р. Кониайры. Даже в верховьях брод представляет определённые трудности.
Рисунок 10.9. Водопад в д.р. Кониайры.
Рисунок 10.10. Место брода в разливе д.р. Иолдоайры. Вид с подъёма к оз. Дорошколь. Стрелкой отмечен наш путь.
Рисунок 10.11. Большинство небольших речек в посещаемых местах преодолеваются по мосткам. Тактический график движения. План/Факт. Таблица 11.1 - План (рассчитывался по картам и изображениям Google Earth программными методами) /факт (по данным GPS во время похода)*.
*Временами данные GPS отличались от субъективных ощущений значений пройдённого километража. Связываем с погрешностью, заложенную в систему. В связи с этим не можем считать фактические данные по километражу объективными на 100. *В таблицу попали только данные пешей части похода. Высоты и километраж, набранный с использованием транспортных средств, решено было не отражать. Выводы: Классическая формула Лебедева для расчёта Чистого Ходового Времени выглядит так: Т=(Н*10+L)/3 < 7, где Н- набор высоты в километрах ,а L - длина пути в километрах В других горных районах с развитой инфраструктурой и несложным долинным рельефом (тропы, малоподвижные осыпи, некрутые и малоразорванные ледники, луговая растительность) для групп, подготовленных физически и технически она уже многократно доказала свою работоспособность. В нашем походе на Алтай фактически получились такие результаты: Средняя скорость движения по тропам была 2 км час. В перевальные дни, скорость движения по горизонтали была менее 1 км час. Дополнительно к формуле расчёта ЧХВ необходимо добавлять не менее 1 часа на 1 техническую верёвку для рельефа уровня 2А- 2Б.
Рисунок 11.1. Схема маршрута План-Факт Техническое описание препятствий и фотоотчёт. Стороны указаны орографически, если не указано иное. Время - чистое ходовое время на участках подходов. Там, где указано «перила»- время на техническую работу (провешивание перил). Пер. Кара-Тюрек (1А, 3060 м)
Это, пожалуй, самый популярный перевал в районе. Через него проходит нитка большинства несложных маршрутов и коммерческих групп. Причиной тому являются отличные видны с перевала на г. Белуха и самый доступный способ связи между основными долинами района д.р Аккем и д.р. Кучерла. Наша группа прошла его радиально с Запада на Восток из д.р. Кучерлы по д.р. Текелюшка до седловины. Как уже писалось в главе 10, ходить перевал через д.р. Текелюшка не самый оптимальный способ. Рекомендуем ходить на перевал Кара-Тюрек либо по верхней тропе от озера Кучерлинского, либо по гребню через метеостанцию Кара-Тюрек.
Рисунок 1.1. Группа на перевале Кара-Тюрек. На заднем плане г. Белуха.
Рисунок 1.2. Вид на пер. Текелюшка 1А к.с. с пер. Кара-Тюрек в д.р. Аккем.
Рисунок 1.3. Вид на Запад с подъёма на пер. Кара-Тюрек. Пунктиром верхняя тропа на оз. Кучерлинское. Стрелкой- д.р. Текелюшка.
Рисунок 1.4. Вид на пер. Перелаз 1А к.с. с Севера.
Рисунок 1.5. Вид на пер. Перелаз 1А к.с. с Севера. Кульдора В. (1Б, 2700 м)
Технические характеристики препятствия
Время прохождения перевала (чистое ходовое время+ плюс время на техническую работу): Выводы: Категория сложности перевала не отражает действительную трудность в преодолении перевала. Участок от седловины до оз. Дорошколь чрезвычайно изнурителен из-за каменных завалов, образованных крупной и очень крупной осыпью. На этом участке приходится применять навыки болдеринга с рюкзаком. Скорость передвижения очень маленькая. Под дождём скорость падает до нуля. Камни становятся скользкими преодолевать их не безопасно. Спуск с балкона долины до озера Дорошколь тоже не тривиален. Не смотря на кажущуюся близость озера этот участок можно проходить несколько часов и потратить немало сил. Мы держались курсом на нижнюю левую оконечность озера к мосткам, так как по отчётам верхняя часть озера казалась только хуже (заболоченности, скальные сбросы вдоль озера и т.п.) и нашли массу сложностей на этапе спуска. Нагромождения крупных камней, скальные сбросы, заросли берёзы и т.п. Позже, местные рекомендовали при спуске придерживаться либо центра озера, либо его правой части и потом пробираться через прижимы вдоль озера. Определяющую сторону трудно выделить. С севера, более техничнее и разнообразнее (осыпи, ледники, снежники). Но с юга осыпи и нагромождения скал всех размеров тоже не дадут скучать. С перевала открываются виды только в долину реки Кульдураюк. По факту прохождения в наших условиях считаем, что перевал может считаться физически сложной 1Б. Рекомендован для прохождения в походах второй категории сложности физически крепким группам с запасом времени.
Рисунок 2.1. Бескрайние каменные моря д.р. Кульдураюк, недалеко от оз. Кучерлинского.
Рисунок 2.2. Бескрайние каменные моря д.р. Кульдураюк
Рисунок 2.3. Бескрайние каменные моря д.р. Кульдураюк
Рисунок 2.4. Цирк перед перевалом. Движение группы.
Рисунок 2.5. Весь путь подъёма на перевал со стороны цирка перевала из д.р. Кульдураюк
Рисунок 2.6. Движение по леднику в цирке перевала. На заднем плане д.р. Кульдураюк.
Рисунок 2.7. Движение группы по снежно-ледовой части подъёма на перевал Кульдора В.
Рисунок 2.8. Путь группы по осыпной части подъёма к седловине перевала Кульдора В.
Рисунок 2.9. Группа на седловине перевала Кульдора В.
Рисунок 2.10. Движение по подвижной осыпи от седловины в сторону оз. Дорошколь. Стрелкой- путь спуска.
Рисунок 2.11. Движение по крупной осыпи от седловины в сторону оз. Дорошколь. Стрелкой- седловина перевала.
Рисунок 2.12. Скальные сбросы с Северного берега оз. Дорошколь
Рисунок 2.13. Преодоление скальных сбросов с северного берега оз. Дорошколь через скальные завалы.
Рисунок 2.14. Площадки под палатки на левом крае озера Дорошколь. Стрелкой- месторасположение пер. Мрия
Рисунок 2.15. Путь спуска нашей группы (сплошная линия) был сложен. После, нам порекомендовали другой путь - пунктиром. Пер. Мрия (2А, 3000 м)
Технические характеристики препятствия
Время прохождения перевала (чистое ходовое время+ плюс время на техническую работу) от ледника Немыцкого: 1:30+5:30 ч. Перепад высот: 420м (+220/-200). Техническое описание препятствия Подъем по леднику до бергшрунда Перевал хорошо узнаваем. При наличии видимости ориентирование не затруднительно. Двигались в кошках по ступеням с индивидуальной самостраховкой до бергшрунда. Бергшрунд широкий (до 10 метров), пройти его без моста не представляется возможным. Но мосты, кажутся вечными в этом месте, в нашем распоряжении мосты были с двух сторон. Мы выбрали левый по ходу движения, чтобы не находится всей группой под перевальным кулуаром. В отчётах пишут, что с перевала самостоятельно ничего не сыпется. Но скалы вокруг перевала очень разрушены и отваливаются небольшими фрагментами, в основном, в нескольких читаемых местах. Бергшрунд преодолевался по мосту с перильной страховкой, которая была закреплена на скальном выступе выше. Техническая сложность на этом участке соответствует заявленной категории сложности перевала индивидуальная и попеременная страховка, обязательны кошки, ледорубы. Перевальный взлёт пер. Мрия. Перевальный взлёт перевала Мрия представляет собой крутой снежно-ледовый склон. Крутизна увеличивается к последней верёвке. От первой станции движемся направо траверсом с небольшим набором высоты в сторону перевального кулуара под защиту скал. Движение по ступеням. Снег лежит надёжно. Индивидуальная самостраховка. 2-я верёвка: первая станция на ледобурах. Двигаемся направо и вверх вдоль края перевального кулуара. Скалы защищают от камней из-под лидера. Лидер движется с рюкзаком. Промежуточные точки на выступах. Крутизна склона 20-30°. 3-я верёвка: вторая станция на местных крюках. Двигаемся направо и вверх вдоль края перевального кулуара. Скалы защищают от камней из-под лидера. Лидер движется с рюкзаком. Промежуточные точки на бурах. На скалах можно найти старые крючья и петли. Крутизна склона 30-35°. 4-я верёвка: третья станция на бурах. От этой станции наклон склона резко увеличивается. Лёд становится открытым и крутым. Крутизна до 55°. Лидер движется без рюкзака. Промежуточные точки на бурах. Это наиболее крутой участок склона. Когда заканчивается лёд, кулуар упирается в скальный бастион высотой 5-8 метров. Движение лидера вдоль него по глине, подвижной осыпи, вперемежку со снегом и льдом лежащем на крутом склоне. Сделать страховку можно только на скалах, которые сильно разрушены. Лазанье сложное, с элементами драйтулинга с большим расстоянием между не очень надёжными точками. Верхняя станция была закреплена на скальном выступе прямо на скальном бастионе слева от кулуара. Остальные участники жумарили почти вертикальный участок скал со ступенями. Несмотря на то, что скалы сильно разрушены в этом месте, удалось ничего не поронять друг на друга. Техническая сложность на этом участке превышает заявленную категорию сложности перевала (последняя верёвка) групповая попеременная страховка, перила на ледобурах, скальных крючьях, выступах требуется уверенная работа лидера как на льду, так и на скальном рельефе в кошках и с инструментами обязательны кошки, жумары, ледовые инструменты очень желательны. Перевальная седловина перевала Мрия Седловина перевала представляет неуютную небольшую полку. Воду топили из снега с соседних полок. Можно поставить 1 палатку. Перевальный тур обнаружен. Путь спуска видится как крутая местами смёрзшаяся подвижная осыпь среднего и мелкого размера с небольшими участками снежников. Иногда, даже, угадывается подобие тропы. Видно озеро на морене в д.р. Верхн.Кураган. Спуск в верховья р. Верхн.Кураган. Начинаем спуск по средней подвижной осыпи крутизной 35° слегка присыпанной снегом, забирая на право по ходу движения, плотной группой в кошках. Каждый шаг вызывает сползание камней и снега, нахождение друг под другом камнеопасно! В менее снежное время, в хорошую погоду прохождение этого участка осуществляется без кошек. Спуск медленный, чтобы группа не растягивалась, крутизна сохраняется почти до самого конца. Требует напряжения, внимания и индивидуальной страховки, на всем своём протяжении. Организация перильной страховки на этом участке крайне затруднительна, так как отсутствуют надёжные точки. Техническая сложность на этом участке соответствует заявленной категории сложности перевала повышенные требования к индивидуальная самостраховке и умению ходить в кошках вниз по склону, обязательны каски рекомендуем ходить плотной группой, для предотвращения падения камней друг на друга. Выводы: Категория сложности перевала не однозначна. С одной стороны, требуется не более трехчетырех верёвок, с возможностью установить надёжные станции и промежуточные точки на ледобурах, скальных выступах и скальных крючьях, как было в нашем случае. С другой стороны, крутизна перевала, особенно в верхней части, явно превышает требования к перевалу 2А к.с. См. таблицу 12.3 - сравнение требований, установленных регламентом соревнований по группе дисциплин «маршрут» вида спорта «Спортивный туризм», и информацией о фактическом прохождении. Определяющая сторона с Северо-Запада. Прохождение с Юго-востока тоже возможно, но могут возникнуть проблемы с ориентированием и нахождением седла перевала. Также надо отметить, что подъем по подвижной осыпи с Юго-востока будет крайне утомителен физически и небезопасен с точки зрения камнеопасности. С подъёма на перевал в хорошую погоду открываются отличные виды на ледник Немыцкого и окружающие его перевалы на Западе. С седловины можно увидеть только зажатую скальную долину с озёрами на морене и верховья р. Верхн.Кураган. По факту прохождения в наших условиях считаем, что перевал может считаться либо несложной 2Б, либо очень сложной 2А. В любом случае, не рекомендуется для прохождения слабо подготовленным группам.
Рисунок 3.1. Висячая долина над оз. Дорошколь по пути подъёма к леднику Немыцкого. Стрелкой- перевал Сейлянкина грива (Сурков) 1А к.с. вид с Запада.
Рисунок 3.2. Вид с Севера на Юг с конечной морены ледника Немыцкого на цирк пер. Мрия.
Рисунок 3.3. Вид с Севера на Юго-Запад с конечной морены ледника Немыцкого на ледник Немыцкого
Рисунок 3.4. Движение в кошках через ледовые реки по леднику Немыцкого.
Рисунок 3.5. Вид на перевал с места ночёвки на леднике Немыцкого. Участки перил- сплошной линией. Пунктиром- движение по ступеням.
Рисунок 3.6. Движение с индивидуальной самостраховкой по ступеням выше бергшрунда. Стрелкой - берг.
Рисунок 3.7. Работа лидера на фоне пер. Немыцкого Ю. Вторая верёвка перилл.
Рисунок 3.8. Работа лидера. Вторая верёвка перилл.
Рисунок 3.9. Вторая верёвка перилл. На заднем плане ледник Немыцкого. Стрелкой- пер. Немыцкого З.
Рисунок 3.10. Верхняя станция второй верёвки перилл на местных крюках.
Рисунок 3.11. Третья верёвка перилл.
Рисунок 3.12. Третья верёвка перилл на следующий день.
Рисунок 3.13. Верхняя станция на бурах третьей верёвки перилл.
Рисунок 3.14. Группа на седловине перевала Мрия.
Рисунок 3.16. Перевальная записка с пер. Мрия. Пер. Кони- Айры (2А, 3125 м)
Технические характеристики препятствия
Время прохождения перевала (чистое ходовое время+ плюс время на техническую работу) от ледника Немыцкого: 3:00+2:30ч. Перепад высот: 1300м (+425/-875). Техническое описание препятствия Подъем до седловины с Запада Седловина перевала читается неплохо. При наличии видимости ориентирование не затруднительно. Двигались плотной группой по осыпям. Попадались участки снежников до перевального взлёта. Перевальный взлёт- участок неприятной, подвижной осыпи. Подъем затруднителен. Искали места, где камни меньше сползают под нагрузкой. Двигались плотной группой в касках. Следили за склоном. Камнеопасно! Из-под ног регулярно летело вниз по склону. Двигаться обязательно плотной группой. Техническая сложность на этом участке соответствует заявленной категории сложности перевала индивидуальная страховка, обязательны ледорубы (палки) и каски. Перевальная седловина перевала Кони-Айры Седловина перевала представляет неуютную небольшую полку. Воду топили из снега с ледника. Можно поставить 1 палатку. Перевальный тур обнаружен. В наших условиях путь спуска виделся на несколько сотен метров, как крутой ледовый склон. Иногда в облаках появлялся нунатак. Спуск до бергшрунда. Начинаем спуск чуть левее (по ходу движения) седловины перевала. Здесь на скальном выступе висели старые петли. Усилили собственной и повесили первую верёвку по линии падения воды в сторону ледника. Склон ледовый, крутизна до 45°.Нижняя станция на бурах. Вторая верёвка повешена по линии падения воды дошла до скальных выходов поверхностной морены ледника. Нижняя станция на бурах. Предпоследний участник спускался со станции из бура и ледовой проушины. Последний участник спускался с ледовой проушины. Склон снежноледовый , крутизна до 30°. В нижней части крутизна уменьшается до 15°. Связались в две связки. Движение с одновременной страховкой. Бергшрунд преодолели по снежному мосту. Ледник закрытый, оценить размер трещины не удалось. Техническая сложность на этом участке соответствует заявленной категории сложности перевала повышенные требования к индивидуальная самостраховке и умению ходить в кошках вниз по склону. Спуск по леднику до нунатака. Движение по закрытому леднику в связках с одновременной страховкой. Сначала держались левой части ледника в стороны выходов поверхностной морены, затем свернули к центру ледника в сторону нунатака. С середины ледник становится открытым. Преодоление трещин не затруднительно. Техническая сложность на этом участке соответствует заявленной категории сложности пе- ревала требуется умение ходить в связках по леднику. Спуск от нунатака до д.р. Кони-Айры. В многочисленных отчётах, что мы читали, указывалось, что группы двигались с левой стороны от нунатака. Выходили на скальные сбросы и бараньи лбы. Вешали 1-2 верёвки перил. И только в одном отчёте был предложен вариант обойти нунатак справа. Мы последовали этим путём. Спуск по подвижной осыпи плотной группой, вдоль реки, затем по неподвижной осыпи среднего размера. Немного повиляв мы нашли пеший и безопасный обход всех скальных сбросов и бараньих лбов. Выводы:Определяющая сторона с Востока. Прохождение возможно в оба направления, но при прохождении с Востока могут возникнуть проблемы с ориентированием и нахождением пути обхода скальных сбросов на подъёме в долину ледника к нунатаку. С подъёма на перевал в хорошую погоду открываются отличные виды на ледник и д.р. Кони-Айры. По факту прохождения в наших условиях считаем, что перевал может считаться 2А к.с. При соблюдении правил техники безопасности- перевал достаточно безопасен. Может быть рекомендован в походах 3 к.с.
Рисунок 4.1. Вид с Северо- Востока на седловину пер. Кони-Айры. Верховья д.р. Верхн.Кураган.
Рисунок 4.2. Группа на седловине пер. Кони-Айры.
Рисунок 4.3. Путь спуска с пер. Кони-Айры 2А к.с. Участки перильной страховки.
Рисунок 4.4. Движение по закрытой части ледника. Стрелкой нунатак.
Рисунок 4.5. Движение по открытой части ледника. Стрелкой нунатак. Обход справа!
Рисунок 4.6. Путь вдоль нунатака (вид с Северо-Востока). Край ледника цирка пер. Кони-Айры.
Рисунок 4.7. Вид на нунатак с Северо-Востока (стрелка). Край ледника цирка пер. Кони-Айры. Спуск группы в д.р. Кониайыры в обход скальных сбросов.
Рисунок 4.8. Вид на Юго-Восток на соседний с пер. Кони-Айры цирк. Ледник Кониайры, перевалы Капчальские.
Рисунок 4.9. Записка с перевала Кони-Айры.. Общие выводы и рекомендации по походу. Район Алтайских гор - район, прекрасно подходящий для проведения пеших походов любой категории сложности. Безусловно, горные походы здесь проводить тоже можно, но нужно учитывать специфику района, такую как низкая высота, длительные подходы по лесной зоне, нестабильная погода. Часть района имеет развитую инфраструктуру (дороги, мосты, селения, транспортные компании, службы МЧС и т.п.), но это также влияет на качество троп- после дождя они разбиваются лошадьми в сплошное грязевое месиво. В этом районе проводить походы в сжатые сроки с одной стороны затруднительно, из-за подходов, с другой стороны легче, так как не требуется серьёзная акклиматизация. При планировании маршрута и выборе препятствий на Алтае необходимо особо учитывать факторы погоды. Непогода на Алтае может испортить или изменить любые тщательно выверенные планы, замедлить скорость продвижения и уменьшить безопасность. Рекомендуем планировать разнообразие запасных, обходных и резервных вариантов, чтобы иметь возможность не только изменить препятствие, но и нитку маршрута целиком. Также фактор алтайской погоды необходимо учитывать при планировании снаряжения. Общение соседних групп или разделение группы на маршруте делать только при наличии проверенных средств связи. В противном случае, в случае изменения обстоятельств у вас не будет возможности объяснить своё положение, прийти в назначенные сроки в назначенное место, что приведёт к созданию аварийной ситуации, испортит планы других участников или групп. Стоит учитывать, что ваши тщательно продуманные планы могут быть скорректированы авиатранспортной компанией. Например, если ваш багаж не прилетит вовремя. Травмирование участника на маршруте всегда очень неприятный момент любого похода, где это случилось. Даже некритичные травмы создают много проблем, меняют планы одной или даже нескольких групп. Непросто принять правильное решение в этой ситуации: то ли снимать участника с маршрута (а с учётом сопровождения- даже двух участников), не зависимо от дня похода, вклада участника и т.д., либо продолжать поход с травмированным участником, со всеми возможными последствиями и рисками для группы. Подобранные препятствия были непростыми и разнообразными, интересными и относительно безопасными. Стечение обстоятельств позволило осмотреть нам д.р Кучерлы с истоками. Поход не прошёл спокойно, все планы группы менялись много раз по разным причинам, из-за: опоздания багажа, травмы, погодных условий, проблем со связью, сложности маршрута. Не удалось достичь всех целей, которые ставились перед походом и участниками. Но участники и руководитель получили ценный туристский и личный опыт, остались довольны совершенным путешествием и подобранной компанией. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||