"Самый хороший сезон в Таиланде – это декабрь, январь и февраль.
У них там зимой прохладно +30 градусов, а летом жарковато +50 и дожди. Так что
мы поехали туда в феврале. Единственное, о чём мы очень жалеем, так это о том,
что были там только 2 недели, самое дорогое – это, всё-таки, перелёт. У нас
получилось замечательное путешествие, отдых и тренировки в удовольствие..."
Заголовок статьи, конечно, дурацкий. Скитур – это всегда в горах и по снегу, и часто бывает не жарко. Но все-таки, одно дело, скитур в Сибири в начале зимы, и совсем другое – прогулки по солнечным весенним склонам где-нибудь в Грузии.
Во время одной из наших программ в Лужбе мы и соседние группы довольно успешно продолжали ходить и кататься при температуре до – 37. О чем стоит подумать, если приходится ходить скитур в столь суровых условиях?
Сам по себе холод часто не кажется очень страшным – оделся чуть по теплее, взял темп на подъем чуть быстрее, привалы – чуть покороче.
То есть сильный мороз – это просто один из факторов риска, который, к тому же создающий кумулятивный эффект со всеми остальными рисками в горах. На морозе хуже работает и легче ломается снаряжение, на порядок хуже работает клей на камусах, быстрее разряжаются батарейки в рациях и других приборах, замерзает вода в гидраторах и не кусаются шоколадки. Холод не способствует точности движений и гибкости, то есть плохо сказывается на безопасности спуска. А любые задержки и остановки из-за сломавшегося крепежа, отклеившегося камуса, или по любым другим причинам, в мороз могут стать причиной переохлаждений и обморожений.
Поэтому, при прочих равных, в сильный мороз, стоит еще больше внимания уделять планированию маршрута, проверке снаряжения, и выбирать более консервативные варианты маршрута.
Советы по тактике
После похолодания не выходите сразу на длинный линейный маршрут. Человеку необходимо привыкнуть к новым условиям, протестировать снаряжение, понять, как вести себя при такой погоде.
Выбирайте более короткие маршруты с возможностью в любой момент срезать петлю и быстро оказаться в домике. В тепле можно согреться самим и наклеить камуса.
Камуса, ботинки, крепления и даже лыжные палки по-другому ведут себя при низких температурах, количество поломок резко растет. Планируйте пути отступления и варианты маршрутов.
Обязательно контролируйте тепловой режим на подъемах. При сильном морозе возникает желание идти слишком быстро, или после отдыха начать движение в теплой куртке. Не делайте этого – это тяжелая ошибка! Под теплой курткой вы вспотеете и на следующем привале замерзнете еще сильнее, но теперь уже без возможности согреться, т.к. теплая куртка будет мокрой.
Берите с собой запасную теплую одежду и перчатки. Перед выходом группы проверьте, что все осознали, что на улице холодно и готовы к этому.
Постоянно контролируйте чувствительность пальцев на ногах и руках. Если им не холодно, но вы их не чувствуете, это может быть симптомами обморожения.
На привалах посмотрите в лица окружающих вас друзей - нет ли у кого-нибудь следов обморожения на лице?
Еще несколько рекомендаций по снаряжению:
Ноги
Производители современное скитурного снаряжения устроили настоящую гонку в борьбе за граммы веса. Мне нравятся легкие крепления и даже легкие лыжи, но вот легкие ботинки для сибирских морозов – однозначное зло.
Вес в современных ботинках как правило экономят за счет толщины подошвы и внутреника. У многих ботинок внутреники уже похожи на толстые носки да еще и с перфорацией… Ни о каком утеплении говорить, увы, не приходится.
Мой выбор - это достаточно толстые и теплые внутреники из материала EVA, и если у Вас родные внутренники не такие, то я настоятельно советую их поменять на кастомные. Intuition или Sidas со шнуровкой - отличный выбор.
Крайне не рекомендую надевать вторые или очень толстые носки. Эффект будет обратным – посадка ботинка станет плотнее и ноги станут сильнее мерзнуть.
Электрические стельки или носки с подогревом – хороший выбор в дополнение к теплому ботинку – согреть замерзшие ноги они не смогут, а вот поддержать тепло в теплом ботинке получается.
Одноразовые или многоразовые химические грелки – достаточно неудобны и работают не долго, но как аварийный вариант вполне функциональны. Ими можно отогреть замерзшие конечности.
И еще про ботинки. На морозе пластик «дубеет» и ботинки набирают дополнительную и часто излишнюю жесткость. Это не очень критично для катания, но при ходьбе слишком жесткие ботинки часто вызывают образование мозолей. Снять на морозе ботинки, чтобы заклеить ноги можно, а вот надеть потом замерзшую и задубевшую мыльницу получается не сразу и не у всех. В Лужбе мы это делали в пятером – в восемь рук раскрывая ботинок.
Руки
До -20 я хожу в тонких перчатках из виндстопера, они хотя и намокают слегка, но держат ветер и в них не холодно. Но при более сильных морозах во влажных перчатках становится крайне некомфортно, поэтому я беру с собой несколько таких пар и меняю их при первых признаках намокания. На спуск и на случай сильного ветра я беру теплые двойные перчатки. И еще беру легкие и очень теплые варежки - для привалов и экстренных ситуаций. Химические грелки полезны и для рук.
Теплая одежда
Никаких тяжелых курток/комбинезонов с утеплителем (горнолыжных, сноубордических) - они вообще безусловное зло для скитура, когда необходимо иметь максимальную вариативность за счет добавления/удаления слоев одежды, но на сильном морозе проблемы с промокшей от пота курткой особенно опасны. Ищите свой набор одежды, особенно на подъем, пробуйте разные варианты, берите больше тонких слоев и комбинируйте их, тут не бывает единых рекомендаций – все воспринимают холод и потеют по-разному.
Я кроме обычного комплекта (описан в статье) дополнительно беру еще одну теплую куртку с капюшоном. Иногда в особо холодных условиях и при катании с канатной дороги или со снегохода - надеваю утепленные штаны.
Камус
Даже очень хороший камус со свежим клеем на морозе -30 ведет себя не лучшим образом. После снятия крючка с пятки камус с характерным хрустом отпадает от лыжи и больше к ней не приклеивается. Каму с ненизкотемпературным клеем отваливаются уже в процессе движения. Бороться с этим можно несколькими способами.
Во-первых, правильный выбор камуса (описан в статье). Во вторых, наклеивайте камус в тепле на теплые и сухие лыжи. Если это невозможно, то возите камус не в рюкзаке, где он гарантировано замерзнет, а сложенным в просторную бухту на животе. Наклеивать надо быстро и точно - второго шанса может не быть. Если клей на камусе совсем не работает, то на помощь приходят эластичные стяжки, которыми вы дополнительно крепите камус перед и за креплениями. Скольжение, конечно, ухудшается, но идти можно.
Но, как везде и всегда, самым главным инструментом для безопасного катания является собственная голова.
Желаю всем безаварийных приключений в снежной Сибири!
Написание отзыва требует предварительной регистрации в Клубе Mountain.RU
Если у Вас по-прежнему проблемы со входом в Клуб Mountain.RU, пожалуйста, напишите нам.