Mountain.RU
главная новости горы мира полезное люди и горы фото карта/поиск english форум
Чтобы быть в курсе последних событий в мире альпинизма и горного туризма, читайте Новостную ленту на Mountain.RU
Всего отзывов: 2 (оставить отзыв)
Рейтинг статьи: 5.00
Автор: Анатолий Джулий, г. Москва

Снаряжение. Обзор, замечания, пожелания

Читайте на Mountain.RU статьи А.Джулия:

Кашкар – 6435 м. Первый «русский» шеститысячник в Китайском Тянь-Шане
Восхождение на пик Кашкар, 6435м
Горный туризм
Вторая экспедиция в "затерянный мир"
Лавина
Фанские горы - глазами руководителя
Чемпионат России по технике горного туризма (многоборье) – глазами очевидца
Москва. Подготовка кадров
Стратегия и тактика горных походов
История одного ЧП
Валера Хрищатый
Путешествие в затерянный мир или на задворках Китайской империи
Ледопад
Пик Победы и пик Военных Топографов с "той" стороны
Пик Гармо, 6595 м. Траверс
Фанские горы. Горный поход 6 к.с.
Траверсы
Первопрохождения
Тянь-Шань - 1993

Делая данный обзор, постараюсь оценить некоторые новые для нас вещи, которые были предоставлены спонсорами или приобретены, иногда с попыткой сравнить с теми аналогами, с которыми ходили раньше. И по возможности изложу и мнение других участников.

Продукция компании Аlpine-trade

Снаряжение Petzl (Petzl Charlet). Стоит отметить, что снаряжение Petzl всегда имело высокие оценки. Но с этого сезона у них появились новые серии, связанные с приобретением компании Charlet Moser. Что привело к появлению нескольких новых моделей кошек. Одну из таких моделей мы опробовали. Это модель Sarken LL. Кошки с пластиковым антиподлипом, вертикальным передним зубом. Сменных зубьев у кошек нет, так что с износом данную модель остается только менять на новую.

Достоинства. Как ледовый инструмент работают вполне хорошо, каких-то проблем, связанных с качеством зубьев, или их неправильным расположением мы не испытывали. По ощущениям и на вертикальном льду они будут работать весьма достойно (попробую зимой на ледодроме). При работе на скалах износ зубьев вполне допустимый, и хотя у меня пока нет опыта многолетней эксплуатации, рискну предположить, что их должно хватить на 4 полноценных сезона, в т. ч. и при достаточно большом объеме работы на обледенелых скалах. Должен заметить, что если бы перечисленные выше достоинства отсутствовали, всякие другие оценки я уже не рассматривал бы. Еще одним существенным плюсом данной модели является вес – 900 грамм. (Для сравнения – Гривель-Рэмбо – 1,3 кг). При этом они существенно надежнее аналогичных легких моделей Гривель. И еще – регулировка лягушки позволяет плотно посадить кошки на любые ботинки, как результат – они никогда (т. е. в прошедшем сезоне – ни разу) не слетают (те же Рэмбы часто сползают с пятки, хотя всегда остаются на ноге). Антиподлип работает весьма эффективно, пострадал незначительно, несмотря на довольно большой объем работы в кошках в т. ч. и на скалах. Подлипать начинает только на сильно раскисшем снегу, но моделей, на которых удалось этого совсем избежать, я не встречал.

Недостатки. Единственным минусом кошек является пряжка – она очень туго затягивается, из-за чего некоторые из участников группы, привыкшие к Гривелевскому креплению, весьма резко реагировали каждый раз при надевании кошек. Если бы вместо этой пряжки производители применили примитивных два кольца (а-ля Гривель), кошки стали бы практически идеальными.

Выводы. Очень хорошие кошки. Недостатки полностью компенсируются их достоинствами и весом. Может быть, несколько дороговаты для своего класса. Думаю, ближайшие годы для меня они станут постоянным спутником в горах. Оценка – 4 – 4+.

Снаряжение Petzl (Petzl Charlet)

Еще из новых для нас моделей мы использовали каски Ecrin Roc A01. Отличная вещь! Конечно, не закрывает голову, как Касида, но очень легкая, с удобной регулировкой размера. Не услышал ни одного замечания в ее адрес. Единственным мелким недостатком является завывание ветра в вентиляционных отверстиях – даже при незначительном ветре воет, будто вокруг ураган. Но под эти отверстия можно взять заглушки. Да, и, вероятно, не налезет на слишком большую голову. Оценка – 5 баллов.

Снаряжение MSR

Из снаряжения MSR мы использовали палатки Fury и Phantom, и горелки WhisperLite International (далее WLI) и EXPEDITION. По порядку.


Phantom на переднем плане, тамбур с другой стороны,
сзади – Fury.
Палатки.Общие замечания. С точки зрения жизненного пространства конфигурация палаток такова, что жить в них внутри довольно удобно (особенно вдвоем). Тент изготовлен из хорошей ткани, удачно сделана система вентиляции. Стойки жесткие, палатки очень хорошо держат ветер, снег, дождь. К сожалению, все эти плюсы с лихвой «компенсируются» недостатками, к которым в первую очередь стоит отнести чрезвычайно узкий вход. Влезть в любую из палаток в пуховке – серьезная проблема. Особенно через тамбур. Да, тамбур у обеих палаток только один. Установка палаток в дождь – тоже большая проблема, т. к. карманы для стоек нашиты на внутреннюю палатку, стоек много, и пока их устанавливаете – в палатке будет полведра воды. Тент короткий, юбка отсутствует. Я предпочел бы, чтобы при отсутствии юбки тент был такой длины, чтобы при необходимости можно было крепить его на уровне площадки. Как результат – готовить на горелках в тамбуре при плохой погоде (снег с ветром) практически невозможно. То есть, делаете стенку, просто тупо закапываете (забрасываете) борта снегом – практически не помогает, и через какое-то время через откуда-то взявшуюся дырку в тамбур заметает снег, засыпая горелки. В итоге пока готовили, часть снежного потока на горелки просто закрывали телом…

При попадании в лавину стойки лопаются, причем осколками, восстановить при повреждении в нескольких местах будет сложно. (Для сравнения – отечественные алюминиевые стойки завязываются в лавине в узлы, потом выравниваются об колено и «живут» дальше. Но, конечно, хуже держат ветер).

Палатка Fury. Палатка, на самом деле, двухместная, но эксплуатировалась, как «трешка». Соответственно, жить в ней втроем было довольно тяжело. Но как «двушка» она слишком тяжелая. Вход у палатки один, тамбур… Откровенно говоря, то что у нее пришито, трудно назвать тамбуром. Фактически, при таком размере он бесполезен, и ничего, кроме крайнего неудобства при попадании в палатку, он не дает. Поэтому в этой палатке готовить можно только внутри, что при жизни в ней втроем – весьма интересный процесс.

Самое смешное, что в лесу в этой палатке весьма комфортно, т. к. она очень хорошо держит осадки, теплая.


Палатка Phantom
Палатка Phantom. Палатка тоже двухместная, но чуть больше, чем предыдущая (шире на 10 см). И еще одна дополнительная поперечная стойка, увеличивающая вес палатки почти до 5 кг. Тамбур у палатки больше, входа два. Задний вход – сразу в палатку, поэтому не нужно проползать, сразу вваливаетесь внутрь, и хотя он также узкий, в основном этим входом и пользовались. В тамбуре можно готовить, хотя удобным его назвать трудно.

Выводы. Палатки для горного туризма малопригодны. Возможно, они хороши для промежуточных лагерей при работе в гималайском стиле. Но если их использовать, как экстремальные, нужно удлинять тент, добавлять юбку – хотя бы на тамбур. Уж если сохранять конфигурацию палатки, нужно, по крайней мере, максимально увеличить вход на тамбуре – вдоль всей дуги. А тамбур у палатки Fury нужно увеличить или вовсе убрать.

Горелки. Из того, что MSR выпускает сейчас, лучшей считаю горелку WLI. Хотя такое ощущение, что раньше компания выпускала более качественные горелки. У горелок несомненное достоинство – это небольшой вес, они удобны в эксплуатации, достаточно надежны. Хотя работоспособность горелок сильно зависит от качества используемого топлива. Должен заметить, что китайский бензин вряд ли можно назвать хорошим (первый опыт использования его в 2002 году был весьма грустным). Правда, учитывая, что горелки MSR по заявлению продавцов должны работать чуть ли не на всем, что горит, включая, солярку, подобные проблемы с бензином вызывали у нас некоторое удивление.


Горелка WLI (WhisperLite International)
Горелка WLI на бензине этого года работала достаточно хорошо, хотя все равно приходилось ее чистить с интервалом в 3-4 дня. Горелка весьма устойчива к попаданию воды (что на снегу практически неизбежно), если ее заливает – ее легко разжечь снова. По ощущениям – более экономична по сравнению с EXPEDITION или горелкой PRIMUS. Как результат – когда возникла необходимость экономить топливо – готовили только на ней. По информации компании Аlpine-trade горелка WLI предназначена для работы только на бензине. Так что, если продавцы будут вам предлагать их, как универсальные – не верьте.

Горелка EXPEDITION вроде бы неприхотлива, и забивается меньше, чем WLI, но у нее есть серьезный недостаток – достаточно одной капли воды на рассекатель – и горелку невозможно снова зажечь. Нужно дать ей полностью остыть, после чего снова разжечь. Не знаю, насколько эта проблема связана с качеством бензина, или с высотой. Действительно, на уровне базового лагеря на 3400 этого не замечали. А на 6000 из-за этого горелка просто не использовалась. Мне самому показалось, что эксплуатировать горелки с таким рассекателем на высотных маршрутах нежелательно. А жаль. Так как именно горелки MSR мне казались полноценными кандидатами на вытеснение газовых горелок. Но вывод прост – газ удобнее.

Выводы. Горелки MSR – весьма неплохие. При проблемах снарядить экспедицию газом я, очевидно, буду пользоваться именно ими, предпочитая, естественно, модель WLI. При этом желательно брать наиболее чистый бензин. Возможно, при использовании 95-98 бензина или «калоши» проблем при эксплуатации, особенно на высоте, будет меньше. К сожалению, на сегодня у меня имеется опыт использования этих горелок только на китайском бензине, что, возможно, ухудшает качество оценки этих горелок.

Я думаю, что будет полезным привести предоставленную мне информацию от Виктора Савельева, бренд-менеджера компании Альпай-Трейд (Альпай-Трейд - эксклюзивный дистрибьютор компании MSR в России), по поводу горелок:
«MSR никогда не утверждал, что их жидкотопливные горелки работают на всём что горит. Достаточно открыть инструкцию к горелке WhisperLite International чтобы в этом убедиться. Эта модель поставляется с двумя разными форсунками. Одна (G-jet), установлена на горелке уже на заводе и рассчитана на топливо высокого качества, а именно на “калошу” (у американцев это white gas) или автомобильный бензин без свинцовых присадок. Другая форсунка, промаркирована буквой K (входит в комплект запасных деталей), рассчитана на использование керосина. То же самое можно сказать и про горелку XGK Expedition, здесь вторая форсунка рассчитана на применение дизельного топлива, при этом чистить горелку придётся каждый день. Чистить горелку каждый день нужно и в том случае, если Вы не уверены в качестве используемого топлива. Хотелось бы заметить, что многие туристы пренебрегают этой процедурой, в результате чего горелки засоряются. Повышенная чувствительность к качеству топлива - особенность ВСЕХ жидкотопливных горелок с выносной ёмкостью. Это цена, которую приходится платить за безопасность.»

Магазин «Кант»


Ботинки ASOLO
Обувь ASOLO.

За время эксплуатации обуви этой компании я использовал 5 различных моделей. Лучшая из них – «зеленая» из старого модельного ряда. Эта пара прослужила 4-ре полноценных сезона, прежде чем у нее начала протираться юбка между язычком и основным пластиковым ботинком и они потекли при глубине снега-воды чуть выше щиколотки. Из нового модельного ряда пробовали ботинки модели Gaude и Ottomila.


Ботинки модели Ottomila,
«пострадавшие» за сезон
Обе эти модели не выдержали и одного сезона, на основании чего могу сказать, что компания последним модельным рядом меня полностью разочаровала. Первая из этих моделей потекла через пол месяца эксплуатации в первой китайской экспедиции – оторвалась защитная юбка внутренней шнуровки пластикового ботинка. Хотелось бы мне знать, какой такой идеей воспользовался конструктор, «изобретая» эту вторую шнуровку. Если ее сильно затягивать для фиксации внешнего ботинка по ноге, расслабляя по известным причинам внешнюю шнуровку, внутренняя неизбежно оторвется, и ботинки придут в негодность. Если внутреннюю не затягивать – тогда зачем она нужна? Только для того, чтобы она доставляла неудобства, обмерзая и забиваясь снегом? То есть, к этим ботинкам нужно большими буквами дописать – внутреннюю шнуровку затягивать нельзя! Да и внешняя шнуровка весьма недолговечна. Шнурки я менял через неделю – это при том, что в первой «зеленой» модели, с роликовыми петлями под шнурки, такие же точно шнурки прослужили минимум 3 сезона. У модели Ottomila внешняя юбка уцелела благодаря тому, что внутренняя шнуровка не затягивалась, зато порвался внутренний ботинок. А еще оторвалась часть петель под шнурки. Ботинки стали практически непригодными к дальнейшей эксплуатации.

Мои участники использовали и «синюю» модель из нового модельного ряда. Недостатки абсолютно те же. Еще у нового ряда довольно быстро отрывается верхняя часть пластикового язычка – по шву. Это при том, что за него ведь никогда тянуть не приходится. Но в какой-то момент он остается у вас в руках. Ребята потом прошили язычок в обувной мастерской, и отходили в этих ботинках еще сезон.

Еще я использовал трекинговые ботинки ASOLO с гортексом (Фанские горы). Весьма приличные ботинки, и еще проживут несколько сезонов. Но следует знать, что на снегу гортекс работает с точностью до наоборот, поэтому ноги промокают практически мгновенно. Так что для ходьбы по снегу гортекс не рекомендую.

Последняя модель из опробованных в горах – это босоножки с подошвой «Вибрам». Очень достойная модель. Я их таскаю уже 4-й год, с ходьбой до границы снега, да еще и лето в городе постоянно – а они все еще целые. Но большие перегоны с большим грузом в них ходить не желательно – можно здорово сбить ноги. На выходе из района в экспедиции в Китай 2004-го года по жаре я набил на ступне огромные мозоли, лечить которые пришлось еще пару недель. Но, может быть, новые аналогичные модели разлетаются так же быстро, как и ботинки?

Выводы: качество обуви, а особенно пластиковых моделей, сильно снизилось. При всей моей любви к обуви данной компании, желания вновь брать их «пластики» нет. Хочется посоветовать компании вернуться к предыдущему модельному ряду, который был намного удачнее. Если бы была какая-то возможность взять сейчас старую «зеленую» модель – сделал бы это, не задумываясь.


Веревки LANEX. Статика, 10 мм
Веревки LANEX.

Мы использовали несколько статических веревок на перила, и одну динамику. Какого-то экстремального рельефа для всесторонней оценки веревок у нас не было, но в целом веревка понравилась.


Снегоступы TSL
Соотношение цена/качество у этой веревки представляется оптимальным. Та же Коломенская веревка служит, как правило, один сезон. LANEX, судя по всему, еще нормально проведет как минимум один сезон. К единственному недостатку веревки следует отнести окраску – намокая, она замечательно красит снег и руки.

Снегоступы TSL.

Мы использовали модели 217 (они легче), 225.

Снегоступы отличные, я их пользую уже не первый год. Для горных походов единственный недостаток – это вес.

Экспедиционное питание компании «Гала-Тур»

Продукты питания от «Гала-Тур»

Компания «Гала-Тур» предоставила нам сублимированные продукты, не требующие приготовления (то есть, которые достаточно залить кипятком). Конечно, довольно часто мы их все равно готовили в автоклаве (опыт применения сублиматов такого рода на высоте говорит о том, что приготовленное блюдо получается лучше). Что можно отметить? Конечно, многие пайки достаточно традиционны. Большинство смесей вполне достаточны для нормального питания (вполне наедаешься). Для удобства все это расфасовано уже по порциям для одного человека: например, каша или картошка – уже с мясом, и т.д. То есть, при желании, каждый может есть то, что ему хочется. Это может особенно пригодиться любителям индивидуальных раскладок. Из использованных нами продуктов хочется некоторые из них отметить особо.

Сублимированный творог со сметаной. Раньше мы брали такой творог, но со сметаной – впервые. Отличный продукт. Расфасован был мелкими порциями по 20 гр., так что на один прием нужно было 3 пакетика (что нам и было рекомендовано). Сахар, варенье, ягоды можно добавлять по вкусу (при их наличии).

Сметана, масло

Сублимированные масло, сметана. Для нас это был совершенно экзотический продукт. Масло расфасовано по 20 гр., после добавления холодной воды получается вполне приличное масло для каши и др. блюд. Сметана, приготовленная аналогичным способом, замечательно идет в разные супы.

Овощи

Сублимированные овощи. Брали мы капусту, морковку, перец. Все очень легкое, добавляли немного в супы, иногда в каши, картошку – получались просто другие блюда, которые очень здорово разнообразили наш стол.

Говядина и свинина

Сублимированное мясо. Кроме традиционной говядины у «Гала-Тур» имеется и много другой «экзотики». Мы брали еще свинину, язык, и, по-моему, печень. Опять же немного, для увеличения ассортимента питания. Всем этим остались довольны. Кусочки разваренного языка отличаются от свежеприготовленного лишь размерами.

Судак

Сублимированная рыба. Мы брали на пробу несколько пакетов сублимированного судака. Делать с ним можно что угодно: варить уху, делать рыбу с овощами и др. Очень качественный продукт, и хорошая альтернатива рыбным консервам и другим рыбопродуктам. Единственный минус – она без соли, поэтому грызть ее в сухую невкусно. А если ее сделать с солью, потреблять можно будет в любом виде.

Ягоды

Сублимированные ягоды. Это вообще великолепная вещь. Мы брали смесь с яблоками, чернику, голубику, бруснику. Все они, будучи засыпанными во флягу и залитыми водой, дают приятный кислый напиток, отличный всегда, и очень рекомендуемый на этапе акклиматизации. А если добавить сахар, получается приятный энергетический напиток. И компот мы из них варили довольно часто. А можно добавлять и в чай, и в творог, и в сладкие молочные каши. Одного 15-грамового пакетика вполне хватает для приготовления питья во фляге на весь день.

Омлет

Хороши и картошка с мясом, и молочные каши. Из использованных рационов большинству не понравился только омлет. Но опять же – большинству. И проблема не в том, что это плохой продукт. Просто, на мой взгляд, для получения приятного для приема блюда с омлетом требуется большая точность по добавлению воды, что в наших условиях бывает весьма сложно. Тем не менее, следует отметить, что один из участников экспедиции - Давид Лехтман - собрав запас омлетов чуть не всех участников, питался им с большим удовольствием чуть ли не каждый день, получая весьма калорийный «доппаек» очень незначительного веса.

Несмотря на достаточно высокую стоимость продуктов питания, я рекомендовал бы их для разных экспедиций. Хотя бы и незначительное количество экзотических блюд для разнообразия питания. А ягоды – хотя бы на период акклиматизации.

Из использованных нами продуктов могу еще отметить сушеное мясо, которое я приготовил дома самостоятельно. Получилось очень вкусное мясо, мало чем отличающееся от сублимированного. Делали мы и самодельную тушенку, которая в итоге скрашивала нашу жизнь в базовом лагере на дневках.

Вот, пожалуй, и все. Пользуясь случаем еще раз выражаю огромную благодарность нашим спонсорам.

Написание отзыва требует предварительной регистрации в Клубе Mountain.RU
Для зарегистрированных пользователей

Логин (ID):
Пароль:
Если Вы забыли пароль, то в следующей форме введите адрес электронной почты, который Вы указывали при регистрации в Клубе Mountain.RU, и на Ваш E-mail будет выслано письмо с паролем.

E-mail:

Если у Вас по-прежнему проблемы со входом в Клуб Mountain.RU, пожалуйста, напишите нам.
Отзывы (оставить отзыв)
Сортировать по: дате рейтингу

Спасибо за отчет, но вопрос

"Еще я использовал трекинговые ботинки ASOLO с гортексом (Фанские горы). Весьма приличные ботинки, и еще проживут несколько сезонов. Но следует знать, что на снегу гортекс работает с точностью до наоборот, поэтому ноги промокают практически мгновенно. Так что для ходьбы по снегу гортекс не рекомендую." А такие высотные ботинки как asolo granit и boreal pamir разве гортекс не имеют?
 
Никогда не покупайте и не используйте :)

Горелки мультитопливные MSR и Colemans. Были куплены в Европе, там же эксплуатировались и там же быстро (после 10-15 применений) умерли.
 
© 1999-2024Mountain.RU
Пишите нам: info@mountain.ru