Автор: Анатолий Джулий, г. Москва
Москва. Подготовка кадров
События последних лет подталкивают
меня на написание этого рассказа, который в какой-то мере является
анализом нынешнего состояния дел в подготовке кадров для горного
туризма.
Как вы понимаете, кадры – это участники, руководители
и инструктора. В Москве так уж сложилось, что направление подготовки
кадров выделилось в некую самостоятельную структуру с названием КТОК
– комиссия туристских общественных кадров. Хотя, по сути, данная комиссия
формировалась при МКК, за годы своего существования она выделилась
в некий самостоятельный орган со своими законами, взглядами и, главное,
людьми – для многих наших туристов в этой комиссии висит табличка
– вход воспрещен.
Всегда ли так было? Нет,
конечно. Многие годы комиссия слаженно трудилась и с МКК, и с соответствующими
видовыми комиссиями, и с районными клубами, которых когда-то было
много. Потом менялись руководители комиссии, и постепенно ее деятельность
становилась какой-то не понятной. На сегодня я даже затрудняюсь
сказать, чем эта комиссии занимается – подготовкой кадров, или планомерным
уничтожением туризма? Почему? Попробую объяснить.
Наш клуб “Вестра” (бывший
клуб “ЛЕРАКТ” - ленинградского района г. Москвы) существует с 1978
года. Работа клуба всегда была многоплановой – это и интересные
экспедиции, и просто спортивные походы, и соревнования различного
уровня, и проведение туристских школ – как раз в рамках подготовки
туристских кадров. Школы от НТП до СИП в клубе проводились ежегодно,
по горному туризму – одна-две школы разного уровня в год. Были и
попытки провести школы ВТП, которые как раз и натолкнулись на противодействие
нашей комиссии по подготовке кадров. Хотя, стоит заметить, что после
последней “смены власти” в кадровой комиссии проблемы с оформлением
школ любого уровня возникали у всех. Если только организацией школы
занимался не кто-то из членов комиссии, например, А.Ф. Харченко.
Проблемы эти высасывались буквально из пальца, в основном связанные
с оформлением и предъявлением огромного количества бумажек. Я знаю
на сегодня не мало руководителей школ, которые после одной-двух
школ просто уходили от системы подготовки кадров как можно дальше.
Результатом подобной деятельности явилось резкое сокращение школ,
работающих с кадровой комиссией. Я имею ввиду, конечно, горные школы.
И на сегодняшний день это привело к тому, что действующих инструкторов
практически не осталось, особенно инструкторов высокого уровня.
Каждый год, когда наш клуб
под руководством А. Никонорова проводил очередную школу и натыкался
на совершенно непонятное противодействие кадровой комиссии, я предлагал
ему уйти от официальной системы подготовки кадров. Для того, чтобы
провести полноценный учебный процесс, не обязательно организовывать
мероприятие под “знаменами” кадровой комиссии. Единственная “потеря”
от этого – отсутствие реально оформленных инструкторов. Но какая
нам разница, имеет тот или иной руководитель в нашем клубе корочку
инструктора, или нет. Мы их учим, мы в состоянии оценить их возможности
и помочь вырасти, как хорошим инструкторам. Но Алексей все-таки
хотел, чтобы хорошие руководители-инструктора были оформлены официально.
Так это и тянулось – львиная доля свободного времени инструкторов
и начальников школ уходила на оформление бумаг, сбор справок и пр.,
их гоняли по кругу месяцами, и зачастую получалось так, что официальное
“добро” на проведение школы получалось за месяц до выезда в горы.
Последней каплей в завершении
нашей “дружбы” с кадровой комиссией был 1999 год, когда мы попытались
провести школу ВТП+СИП. Естественно, с учебными походами 4-5 к.с.
Инструкторско-преподавательский состав изначально кадровой комиссией
был одобрен, нам сказали, что мы можем работать (я в этой школе
работал одним из инструкторов) и собирать необходимые документы
(справки для слушателей и пр.). К этому времени уже существовала
Российская программа подготовки кадров, которая заметно отличалась
от Московской (в частности, требованием к опыту слушателей). По
Российской – достаточно опыта участия в соответствующих походах,
по Московской – еще и опыт руководства). Замечу, что в нынешних
условиях набрать достаточное количество слушателей с опытом руководства
хотя бы единичкой практически не реально. Соответственно, одним
из камней преткновения в проведении нашей школы был опыт руководства
слушателей. При этом мне в кадровой комиссии говорили по поводу
опыта руководства у слушателей – “ты что, не знаешь, как это делается?”,
- намекая на оформление липовых справок в клубной МКК. Школа продолжала
работать, начальник школы с завучем продолжали бегать в кадровую
комиссию, писать липовые справки за руководство мы не сочли возможным.
Уже началась подготовка учебных маршрутов, так как наступил месяц
май. И тут наша кадровая объявляет, что в связи с недостаточным
опытом слушателей и отсутствием в школе нужного количества старших
инструкторов нам разрешают проводить только школу СИП, соответственно
с учебными походами не выше 4 к. с. Это все равно, что расформировать
“пятерочные” отделения, так как люди приходили в школу, кроме всего
прочего, с целью пройти маршрут соответствующей сложности. То есть,
работу школы практически прекратили. Мы попытались спасти положение,
оформив СИП с учебно-тренировочными сборами, но вскоре стало ясно,
что нам просто не хватит времени на организацию и сборов, и маршрутов,
так как многие наши слушатели перед сложными походами водили свои
1-3-ки. Все это происходило уже накануне отъезда в горы, в сложные
походы.
Не знаю… У меня сложилось
впечатление, что сами люди – инструктора, слушатели – для нашей
кадровой комиссии просто ничего не значат. Главное – бумажки. Бумажки,
кстати, можно состряпать, и ничего не делая. Может, кадровая комиссия
именно этим и занимается? Ведь на словах она замечательно работает.
А на деле, на мой взгляд, подготовку кадров просто развалили. Надеюсь,
не навсегда. Вот и возникает вопрос – а нужна ли нам кадровая комиссия,
общение с которой у многих вызывает стойкое отвращение?
Мы своим клубом по проведению
школ перешли под юрисдикцию туристско-спортивного союза России.
Так как с Московской кадровой комиссией работать стало просто невозможно.
Может, когда-то что-то изменится. Начала работать новая горная комиссия,
может, она попробует что-то в этой ситуации исправить. Посмотрим…
Собственно, несколько слов
о подготовке кадров. Мне как-то всегда казалось, что школы подготовки
туристских кадров – это, все-таки, школы повышения квалификации.
В связи с чем, учебные мероприятия в этих школах должны быть более
насыщенными, разнообразными и сложными, чем в обычных спортивных
походах. Так раньше и происходило – у нас в клубе в школе СИП все
маршруты были с превышением - один перевал из более высокой категории
присутствовал. Потом кадровая комиссия стола ограничивать маршруты
по минимуму, мотивируя это необходимостью проведения занятий. Но
не лучше ли на занятия просто добавить 1-2 дня, тем более, что достаточно
большой объем занятий по технике можно просто провести в процессе
прохождения перевалов. Много есть вопросов, которые нужно как-то
решать в нынешних условиях. Есть график взаимодействия групп – значит
можно допустить спортивный рост инструкторов – не секрет ведь, что
многие не идут работать в школу, чтобы сводить поход следующей для
себя категории сложности. Опять же, если опыт инструкторов достаточно
высок, почему не допустить проведение более насыщенных технически
походов? А учитывая сегодняшние сложности в совмещении сроков и
места проведения, почему не разрешить проведение УТП в разных районах
и в разные сроки? Предъявив при этом более жесткие требования к
опыту инструкторов? Ведь зачастую более сложный спортивный поход
начинающий руководитель делает там, где хочет, почему нам не помочь
тоже самое делать более опытному инструктору? Или допустить хотя
бы частичное разбиение школы. Условия сейчас таковы, что нам лучше
учиться это делать. При этом можно рассматривать и вопрос взаимодействия
отделений школ из разных клубов – не вижу я в этом ничего страшного.
Мне кажется, стоит вообще
пересмотреть некоторые принципы начальной подготовки. Мы полгода
обучаем людей работе с веревками, различным техническим приемам
– полноценным ли будет для них маршрут 1-й категории? Думаю, что
в рамках учебных мероприятий походы 1 к.с. можно упразднить – конечно,
при соответствующих требованиях к опыту руководителя-инструктора.
Знаю, во многих городах так и сделали. Думаю, стоит допустить и
возможность проведения спортивных сборов, на которых новички с высококлассными
инструкторами получат опыт прохождения перевала 2А. Эти инструктора
после сборов могут уйти в свои сложные походы, а слушатели продолжить
походы со своими школьными инструкторами. По такой схеме многие
годы работал турклуб !Романтик” Одесского политеха. Лекции-занятия,
потом в горы, поход 1-й к.с., сборы – 2-4 дня занятий и кольцо из
2-х перевалов 1Б-2А на 3-4 дня. Потом походы 2-й к.с. Это для новичков.
Конечно, не все могут пройти весь цикл – кто по времени, кто по
силам. Ну и что? Кто-то уедет после сборов. Кто-то приедет на сборы
и пойдет в двоечку. А при формировании выездной МКК возможности
таких учебных мероприятий еще более возрастут, позволяя формировать
более спортивные группы на месте, и выпускать их в более сложный
поход. Нужно искать новые пути – или хорошо забытые старые. Иначе
мы так и будем терять людей – кто-то уйдет в альпинизм, считая,
что скал в туризме не бывает. Кто-то будет уходить от нашей бестолковости,
особенно инструктора.
Знаю, все это спорно. Но
и ничего не делать уже нельзя.
|