"Самый хороший сезон в Таиланде – это декабрь, январь и февраль.
У них там зимой прохладно +30 градусов, а летом жарковато +50 и дожди. Так что
мы поехали туда в феврале. Единственное, о чём мы очень жалеем, так это о том,
что были там только 2 недели, самое дорогое – это, всё-таки, перелёт. У нас
получилось замечательное путешествие, отдых и тренировки в удовольствие..."
В предыдущей статье мы поговорили о лавинном снаряжении, сегодня - кратко пройдемся по катальному снаряжению, необходимому для выхода за пределы трасс.
Итак, наши программы предполагают катание вне подготовленных трасс и по целине. Конечно, можно пытаться пробовать делать это на обычных лыжах и сноубордах для подготовленных трас, но лучше позаботиться о прокате или покупке моделей, сделанных специально для фрирайда.
Существует масса рекомендаций по выбору лыж и сноубордов для фрирайда. Ниже изложены лишь некоторые рекомендации на основе личного опыта, и они, безусловно, не претендуют на универсальность и «полное раскрытие темы».
Выбор снарядов для внетрассового катания очень широк: под разный снег, под разную манеру катания, легкие, более ориентированные на хождение вверх и другие варианты.
Теоретически, хорошо иметь несколько снарядов под разные условия, но по факту – первые фрирайдные лыжи/сноуборд всегда будут компромиссным решением.
Но одно нужно решить сразу - что вам интереснее: чистый фрирайд с канатных дорог, снегоходов, вертолетов или скитур.
Если Вы собираетесь в основном кататься с канатки, то вам не нужны крепления с возможностью ходьбы и вес лыжи не является значимым преимуществом. Более важна стабильность лыжи на различном покрытии. При необходимости пройти несколько сотен метров это придется делать пешком или в снегоступах.
Если Вам интересен скитур и Вы планируете много ходить, то придется выбирать среди достаточно легких лыж и креплений с функцией ходьбы. Но легкие лыжи - это всегда компромисс, и они не отличаются выдающимися ездовыми характеристиками.
Дальнейшие рекомендации – относительно универсальны.
Выбор лыж / сноубордов для фрирайда.
Ширина в талии 95-105 мм, длина = Рост или Рост+10. Более длинные лыжи устойчивей на скорости и на сложной поверхности, короткие легче управляются. Лыжи с талией шире 105 мм необходимы при катании по «бездонному паудеру», который, увы, встречается в год 1-2 раза, если только Вы не покупаете лыжи специально для многоснежных районов. Ширина талии 95-105 и увеличенная длина позволяет лыжам «всплывать в целине» и делает катание менее затратным физически и менее требовательным к уровню техники. Наличие переднего рокера (увеличенный загиб носка лыжи) улучшает как «всплывание» лыжи, так и ее управляемость, особенно в тяжелом и сложном снегу. Лыжи конструкции фулл рокер – с отсутствием весового прогиба или обратным весовым прогибом, - это снаряды «заточенные» под целину и только под целину, лыжи такой конструкции не стабильны и сложно управляются на жесткой и/или обледенелом склоне. Да и идти скитур в них не очень удобно – небольшая поверхность контакта снижает возможность идти круто вверх по склону.
Для сноубордов рекомендации те же – немного увеличенная, относительно привычной доски длина, но не гонитесь за большой шириной доски. Широкие доски обязательны для райдеров с большим размером ноги, а во всех остальных случаях лишняя ширина снижает скорость перекантовки и повышает ее трудоемкость.
Более подробный разбор вопросов выбора лыж и сноуборда — это тема отдельного разговора.
Крепления. Скитур или обычные?
Для программы "Введение во фрирайд" можно использовать обычные горнолыжные крепления и ботинки. Для беккантри выходов в этом случае придется использовать адаптеры, снегоступы или брать скитурное снаряжение в прокате. Движение в адаптерах возможно только по не сложному рельефу, а движение в снегоступах возможно везде, но снегоступы предъявляют высокие требования к физической форме.
Если вы собираетесь покупать именно скитурные крепления то обратите внимание на модели Tech (TLT) - G3 ION, Diamir Vipec 12, Dynafit Radical и аналогичные. Для этих крепления правда придется купить и специальные ботинки, но оно того стоит – минимальный вес и комфорт при хождении обеспечены.
Если же Вы - очень тяжелый или агрессивный лыжник, то, возможно, стоит обратить внимание на крепления с платформой.
Камус.
Если вы выберете скитурные крепления, то покупка камуса также станет обязательной– подробнее о камусе расскажем в следующей статье, посвященной скитурному снаряжению.
Ботинки.
Сноубордисты используют обычные ботинки, предпочтение следует отдать более жестким ботинкам, с лучшей фиксацией, в том числе специально разработанным для фрирайда.
Лыжники также могут использовать привычные ботинки, но для беккантри выходов лучше подойдут ботинки для скитура или хотя бы ботинки с переключением ходьба-катание.
Лыжные/трекинговые палки.
Лыжники могут использовать обычные лыжные палки, но стоит позаботиться о больших и надежно закрепленных кольцах, с которыми значительно удобнее ходить по глубокому снегу.
Если выбирать телескопические модели, то почти идеальный выбор — это алюминиевые двухколенные палки. Важной особенностью палок для скитура является наличие удлинённой рукоятки – за которую удобно держаться при движении траверсом по склону.
Для сноубордистов более удобны трехколенные варианты палок – они более компактны и лучше пакуются в рюкзак.
Палки с системой крепления с помощью внутреннего кабеля больше подходят сноубордистам.
Изменение длины для телескопических палок должно осуществляться с помощью эксцентрикового зажима. Вариант с цанговым креплением ненадежно работает при низких температурах и в снегу.
Рюкзак.
Рекомендуемый объем рюкзака 25-30 литров. Это компромисс между вместимостью и минимальными размерами. Наличие крепления для переноски вашего снаряда и поясного ремня – обязательны.
На мой взгляд удобнее и надежнее рюкзаки которые закрываются с помощью затяжки и клапана, а не на молнии. Застежка молния не позволяет «набить рюкзак до звона», а при попытке сделать это часто отказывает.
Для сноубордистов удобны рюкзаки с дополнительным входом со стороны спинки или сбоку, из них получается достать нужную вещь даже при навешенном на лицевую панель сноубордом.
Маска и очки.
При движении пешком вверх удобнее и комфортнее пользоваться очками, а не маской для катания. Очки меньше запотевают, и даже если они всё-таки запотели и намокли – их значительно проще протереть и привести в рабочее состояние. Для плохой погоды и «плоского освещения» лучше всего подходят очки и маски желтого, оранжевого или розового цвета – они повышают контрастность и улучшают «чтение рельефа».
Маска должна быть совместима с вашей каской, подходить вам по размеру и иметь двойное стекло, все остальное относится скорее к дизайну. Угол обзора отличается у разных масок, но это не очень важно – так как при катании зрение тунелезируется.
Наличие в рюкзаке запасной маски и/или запасных очков это правильны выбор! Если маска упала в снег, намокла и/или замерзла – то часто ее просто невозможно очистить и привести в рабочее состояние до попадания в теплое помещение.
Выбор степени затемнения очков или маски 1-2-3-4 зависит от чувствительности ваших глаз к солнечному свету. Я чаше всего использую очки и маски со степенью затемнения 2 или 3 (реже). Важно понимать, что категория (степень затемнения) не описывает насколько очки защищают ваши глаза от ультрафиолета (все очки осекают 100 вредного излучения) это именно степень снижения потока видимого света.
Одежда.
По одежде тоже будет отдельный материал, поэтому тут – кратко. Одежда должна быть многослойной, так чтобы было легко подстроиться под разную погоду и под движение вверх или вниз. Важно иметь запасные перчатки и теплые варежки, а так же запасную теплую вещь в рюкзаке.