Mountain.RU
главная новости горы мира полезное люди и горы фото карта/поиск english форум
Mountain.RU

главнаяновостигоры мираполезноелюди и горыфотокарта/поиск

englishфорум

Читайте отчеты и технические описания походов в Библиотеке МКК
МКК горный туризм > Библиотека
Всего отзывов: 0 (оставить отзыв)
Автор: Андрей Лебедев, г. Москва

Отчет о горном туристском походе 6 к.с. по Китайскому Памиру (Кашгарские горы), 2003 г.
ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение
Выводы
Справочные данные о походе
Общее описание района хребта КонгурМузтаг
Дневник похода и описание перевалов
Часть 1 (начало)
Часть 2 (продолжение)
Часть 3 (окончание)
Материальное обеспечение похода

Читайте на Mountain.RU:
Авторские страницы Андрея Лебедева

ДНЕВНИК ПОХОДА И ОПИСАНИЕ ПЕРЕВАЛОВ (Продолжение)

ЧАСТЬ 2

3.8. Пик Николаева (5975, 3Б*, траверс, ледово-скальный, первопрохождение)


Траверс пика 5975
Безымянная узловая вершина 5975 расположена восточнее Конгура в хребте Агалистан и отделяется от северо-восточного гребня Конгура седловиной, которую мы условно называем перевалом Восточный Конгур (ок. 5770). К северу от пика 5975 отходит мощный отрог, разделяющий бассейны ледника Караяйляк (с запада) и реки Курганкуль (с востока). Отрог завершается красивым остроконечным пиком Гёз (5696), нависающим над одноимённым селением в ущелье Гёздарьи.

К западу от пика 5975 за глубокой седловиной (ок. 5350) возвышается скальная башня агалистанской вершины 5630. Пик 5975 является второй по высоте вершиной и уступает только непокорённой Шивактэ-III (5981).

На северном склоне между вершиной 5975 и Конгуром и к северу от перевала Восточный Конгур на высоте от 5500 до 5700 простирается наклонное плато, обрывающееся на север гигантскими ледосбросами. По северному ребру пика 5975 через это плато проходил путь неудавшейся Японской экспедиции на Конгур (северо-восточный гребень, 1981, [7] ).

Наша команда поднялась на вершину 5975 19 августа 2003г. в 11ч. 30 мин. в ходе её траверса с юго-востока на северо-запад и назвала её пиком Николаева. Этот траверс разрабатывался как относительно безопасная альтернатива перевалу Восточный Конгур. Более безопасного пути с ледника Чимген на ледник Караяйляк по нашему мнению не существует.

На прохождение траверса от морены северной ветви ледника Чимген (4005) до плато юго-восточной ветви ледника Караяйляк (4910) требуется 6-7 дней. В ходе траверса нами было провешено около 2500 метров перил. Перепад высоты на подъеме -1400 метров, на спуске – 1000 метров.

Николаев Виктор Валентинович 1945 - 1991
Электромеханик ММЗ "Опыт" им. А.Н. Туполева. Выдающийся московский турист-спортсмен, конструктор многочисленных образцов туристского снаряжения для лыжного и горного туризма. Начал заниматься спортивным туризмом в конце 1960-х годов в МГС ДСО “Спартак”. Самые сильные свои походы совершил в конце 1980-х годов в составе групп Турклуба МАИ.

1987г. (февраль) - лыжный поход 5 к.с. по Восточному Кавказу с траверсом Чехычайской подковы и вершины Базардюзю (рук. - Сорин Борис Владимирович).

1988г. (февраль) - лыжный поход 6 к.с. по Восточному Памиру с первовосхождением на пик Советских Офицеров 6233 м (рук. - Стрыгин Сергей Эмилиевич).

1988г. (август) - горный поход 6 к.с. с восхождением на пики Корженевской и Коммунизма (рук. - Фомичев Сергей Андреевич и Степанов Никита Ростиславович). В этом походе было совершено первопрохождение самого высокого в СССР перевала – пер. Горбунова (7200).

1989г. (август) – горный поход 6 к.с. по Центральному Тянь-Шаню с восхождениями на пики Мраморная Стена, Хан-Тенгри и Победы (рук. Фомичев Сергей Андреевич и Степанов Никита Ростиславович).

1990г. (февраль) - лыжный поход 6 к.с. по Центральному Алтаю, в ходе которого было совершено первопрохождение перевала Высоцкого (3Б) и впервые совершен полный зимний траверс массива Белухи (рук. - Сорин Борис Владимирович).

В 1989-1990 гг. совместно с Валентином Михайловичем Божуковым активно занимался парапланеризмом, самостоятельно спроектировал и изготовил один из первых в СССР парапланов. Среди многочисленных моделей туристского снаряжения, которые Виктор Николаев сконструировал, можно выделить: универсальные крепления для лыжного туризма, первые в СССР жесткие кошки, туристский комбинезон оригинальной конструкции, дистанционно выворачиваемый ледобур, высотные ботинки из пенопласта и стеклоткани, взрывобезопасный автоклав на основе обычной алюминиевой кастрюли, асимметричную палатку с центральным колом, варочную печку для зимнего туризма и высотных восхождений, мягкие санки-волокуши для транспортировки грузов. Автор идеологии восхождений на высочайшие вершины со специальной варочной печкой. Все разработанные Виктором Николаевым образцы туристского снаряжения отличались малым весом, простотой, оригинальностью, продуманностью конструктивных элементов, а также возможностью изготовления в домашних условиях. Практически все эти конструкции не превзойдены до сих пор и заслуженно носят имя своего создателя.

Виктор Николаев погиб в феврале 1991г. в районе пика Победы при невыясненных обстоятельствах. После трагической гибели руководителя команды Игоря Разуваева (в ходе неудачного восхождения на пик Хан-Тенгри) участники организовали транспортировку тела до вертолетных площадок у ледника Звездочка. Здесь группа разделилась - двое ушли вниз по Иныльчеку за помощью, а Виктор Николаев остался с телом товарища. Вероятнее всего, он хотел попытаться совершить одиночное восхождение на пик Победы.

10 февраля 1991г. Виктора Николаева последний раз наблюдали живым, уходящим вверх по леднику Звездочка в сторону массива Победы. Больше его никто не видел.

(Текст о Викторе Николаеве предоставлен Сергеем Стрыгиным).


Ф.3.19. Конгур (7719) с юго-востока
4.08. Утром открылся Конгур, см. ф.3.19. Мы долго стояли на морене, осматривая кулуары к востоку от пика Николаева: - а по зубам ли нам эта вершина? Кулуары казались очень протяжёнными - верёвок на 20, см. ф.3.20. Так оно и вышло, мы только не знали, насколько они опасны, и что подъём потребует ещё более сложного лазания по южному ребру вершины 5435.


Ф.3.20. Южная стена пика Николаева
В 10ч. начали спуск на ледник Чимген. За два перехода пересекли ледник к карману левого борта его северной ветви. Карман зелёный, используется для выпаса, к нему явно по левому борту ледника ведёт тропа. Через полперехода выходим к красивому озеру. Обед. Высота здесь 3775. Через полтора перехода ещё одно озеро, на этот раз поменьше. Дальше карман обрывается, и начинаются крутые ниспадающие в рандклюфт осыпные склоны. Поэтому мы вышли на ледник и по зачехлённому серой плиткой ровному леднику подошли к морене ниспадающего из-под вершины 5630 ледопада. На этот обход ушло около 70-ти минут. Поднявшись с ледника на его борт, обнаружили ещё два озера, и на берегу более северного встали на ночлег. Высота 4005.


Ф.3.21. Путь в цирк
15.08. Утром удивительное зрелище - золотой Конгур. Самой вершины не видно, видно плечо 7200 её северо-восточного гребня. Вышли по направлению к скале между левым по ходу более широким ледником и правим узким, см. ф. 3.20 и 3.21. Интересующий нас цирк скрывался за ледопадом левого ледника. За два с половиной перехода подошли к подножию этой скалы, обошли её слева и вылезли на гребень за скалою. Здесь рядом уже рандклюфт орографически левого борта нашего более широкого ледника. Одели кошки и в связках (одновременно) за переход поднялись в цирк выше ледопада. Крутизна в рандклюфте 30 градусов, местами до 45. Ещё один переход по разорванному плоскому леднику и мы подошли к подножию стены хребта Агалистан. Высота 4580.


Ф.3.22 Техническое фото подъёма по Ю.ребру в.5435

Ф.3.23 Техническое фото подъёма по Ю.ребру в.5435

Сх.1. Подъём по Ю.ребру 5435

16.08. Вышли в 8ч. 40 мин. С ледника к водоразделу хребта Агалистан поднимается протяжённый снежно-ледовый кулуар, см. ф.3.22, ф3.23 и схему 1. Снизу он подпирается солидным лавинным конусом. В верхней части кулуар раздваивается. Правая по ходу ветвь выводит на седловину с запада от пика 5630. Левее на гребне серьёзный жандарм. Ещё левее - западная ветвь кулуара. В своей верхней части кулуар выглядел очень круто. По всей длине он был рассечён "мусоропроводами" - желобами выноса камней и лавин.

В связках одновременно поднялись под бергшрунд. Под ногами жесткий смёрзшийся за ночь лавинный снег. Не доходя до бергшрунда, почувствовали себя неуверенно - лавинный конус слишком высок, склон жёсткий, да и крутизна уже под 40. Стали вешать. Вдоль центрального лавинного желоба нетрудно было дорубиться до льда, перила фиксировали на ледобурах. Наконец миновали бергшрунд. В желобе он был плотно забит смёрзшимся снегом.


Ф.3.24. Конец 11-й верёвки
Выглянуло солнце, посыпались первые камни. Мы вылезли из жёлоба и стали подниматься по снежному склону между главным мусоропроводом и скалами западного борта, см. ф.3.22. Крутизна возросла до 45 градусов, однако идти стало легче, потому как начали пробиваться ступени. Перила вешали в зависимости от глубины снега - или на ледобурах или на ледорубах.


Ф.3.25. На встречу с солнцем
(верёвка N12)
Наш весьма комфортный подъём по снежно-ледовому склону закончился к концу 9-й верёвки. Впереди и слева по ходу - скалы, справа - примыкающий вплотную к скалам мусоропровод. К полудню он "заработал" на всю катушку. Постоянно катились камни, одна за другой с рёвом проносились микролавины - смешанные со снегом потоки воды. Не то что бы пересечь, даже подойти к этому желобу было страшно! Пришлось вылезать на скалы. Десятую и одиннадцатую верёвки провесили по несложным 50-градусным скалам, см. ф.3.24. Верёвку крепили на петлях, аккуратно укладывая их за невысокие выступы. Конец 11-й верёвки крепился уже во льду за скальным отрогом. Отсюда хорошо просматривались и левая и правая ветви кулуара. Подниматься по ним было самоубийством. В них грохотали непрекращающиеся лавины и камнепады. Любой, даже маленький комок снега или камень провоцировали серьёзный поток, который сваливался в один из притоков центрального мусоропровода, и с рёвом уносился далеко вниз на лавинный конус. К тому же было неясно, где ночевать. Единственно разумным представлялось - повернуть налево и вдоль скал по крутому ледовому склону подняться на южное ребро вершины 5435. Быть может, там, на ребре и найдётся место для лагеря.


Ф.3.26. Лагерь на ребре, высота 5210
Три верёвки по 55-градусному льду, см. ф.3.25, вывели нас на это ребро. Здесь уже не так круто (30-35 градусов), однако, одновременное движение по ребру слишком опасно. К концу 16-й и последней за этот день перильной верёвки мы поднялись к развилке, где от основного ребра на юго-запад отходит отрог. Здесь на развилке лежала снежная подушка. Эта подушка, как мы потом убедились, была единственным на маршруте местом для палатки, см. ф.3.26 и ф.3.27. Высота 5210.


Ф.3.27. Лагерь на ребре, высота 5210
Вкрутили буры, развесили рюкзаки. Затем дотемна долбили лёд и снег, формируя площадку под полубочку. Было очень тесно, постоянно мешались рюкзаки. Рядом, героически свесив зад над пропастью, дежурил Янчевский. Об установке второй палатки даже не помышляли. Наконец, площадка под палатку была готова. Только не ясно, как её ставить. Потом сообразили и, буквально, натянули тубус полубочки на груду рюкзаков и на оперирующую ими Татьяну. Спали поперёк палатки, пристегнувшись к пропущенной сквозь неё перильной верёвке. Засыпая, помнится, думал, рухнем или не рухнем, а если рухнем, то, как это всё будет выглядеть - барахтающаяся в мешке-палатке куча людей с рюкзаками и все на единственном крюке, остальные наверняка вылетят, лёд то на гребне хреновый, пористый! Наконец, успокоился - если суждено было рухнуть, то случилось бы это, когда мы ещё копали. А теперь снег смёрзся, и карниз стал только прочнее.


Ф.3.28. Верёвка N18

Ф.3.29. Верёвка N18

17.08. Выше палатки две верёвки перил до нависающего над ребром скального жандарма, см. ф. 3.28 и ф.3.29. Крутизна на ребре от 30 до 40 градусов. Первая верёвка весьма противная - она пологая, но гребень узкий, снег ноздреватый, и к востоку небольшой карниз. Идётся гребень на равновесии.

Вторая верёвка, хоть и круче, но проще - перед жандармом гребень расширялся, переходя в узкий склон. Жандарм начали обходить слева и сразу выскочили на 55-60-градусный жёсткий ледовый склон. Начали траверс, см. ф.3.30. Первую половину верёвки провесил Юра, вторую Миша, см., также, ф.3.31. Уж как они ухитрились это сделать под рюкзаками, я не знаю. Сам я еле по перилам этот участок прошёл, а Янчевский, будучи последним, просто сорвался! Верёвка подходила к скальному контрфорсу, за которым проглядывались, как Миша выразился, жуткие кулуары.


Ф.3.30. Верёвка N19

Ф.3.31. Верёвка N19
В этот момент у меня возникло ощущение, что я перестал понимать, что с нами происходит, куда мы лезем и зачем. Может, мы лезем сюда, потому что лезется, да и только? Спросил у Антона высоту. GPS показал, что до водораздела осталось набрать около 120-150 метров. Смотрю вверх и над заснеженными скалами угадываю снега вершины. Значит, порядок! Осталось вытерпеть две, максимум, три верёвки.

Двадцатую и двадцать первую верёвки блестяще провесил Миша - прямо вверх по заснеженным скалам крутизной 55 градусов, см. ф.3.32 и 3.34. Ему удалось пройти очень чисто, не сбросив ни одного камня. В конце 21-й верёвки скалы кончились и сменились очень крутым льдом (60 град.). Преодолев этот взлёт, мы оказались снова на южном ребре вершины 5435, но только выше жандарма, см. ф. 3.23 и сх.1.


Ф.3.32. Верёвка N20

Ф.3.33. Верёвки N21-24

Ф.3.34. Верёвки N21-24

Получается, что эти последние проблемные три верёвки - это обход жандарма. По сравнению с ними выход на вершину по узкому снежно-ледовому ребру крутизной 30-40 градусов нам показался простой задачей, см. ф3.35 и ф.3.36.


Ф.3.35. Верёвка N23

Ф.3.36. Верёвка N23

Только в середине 23-й верёвки пришлось повозиться с обработкой карниза. В 18ч. 30 мин. мы закончили подъём по последней 24-й верёвке.

На вершине мы обнаружили великолепную мульду! Как это здорово, что можно сбросить рюкзак, не думая, что он улетит вниз, пройтись по ровному месту, поставить, наконец, две палатки и выспаться по-человечески!


Ф.3.37. Путь по вост. гребеню
п. Николаева
А в целом маршрут получился весьма логичным и безопасным. Сначала по кулуару, насколько это возможно, затем по южному ребру до вершины, см. сх.1. И даже обход жандарма на ребре оказался хоть и сложным, но безопасным. Западная, или, даже почти северо-западная экспозиция крутого склона обеспечивала подъём по "теневой" не прогреваемой с утра стороне.


Ф.3.38. Пик Николаева, вид с
северо-востока
18.08. Вышли в 9ч. 40 мин. Вершину 5435 и вершиной то назвать трудно - так, небольшое возвышение на хребте Агалистан, выделяющееся южным контрфорсом, см. ф. 3.20. Для нас она была интересной только как место выхода на водораздел. Теперь перед нами стояла задача подняться на многоглавый массив 5975 и перевалить через его высшую точку, см. ф.3.20, 3.37. На слайде 3.38 Дэна Во [17], видно, что скалы восточного плеча 5640 пика 5975 обходятся с севера по льду. С вершины 5435 мы увидели относительно простой выход на первую седловину к западу от этого плеча, см. ф. 3.37. Наш путь к ней шёл сначала по широкому гребню, затем по полке под ледопадом, затем вверх и чуть вправо прямо к седловине. В разломах ледника легко находились проходы. Со второй половины подъёма началась тяжёлая тропёжка. Первый шел 50 шагов, затем менялись.


Ф.3.39. Выход на вост. гребень
пика Николаева
Взлёт на седловину оказался очень нетривиальным, см. ф. 3.39. Мы думали, что над бергшрундом крутой лёд. Оказалось не так. Блестела, выдавая себя за лёд, только корка, прижимающая к склону метровый слой сыпучего снега. Подниматься по 60-градусному склону в таком слое невозможно. Первый, буквально, начал утопать по грудь. Пришлось ему снять рюкзак и совершить некое чудо. Как удалось пролезть эти 25 метров, он сам не осознал до конца. Остальных участников вытягивали блоком за середину верёвки. На прохождение группой этого маленького участка ушло около полутора часов!


Ф.3.40. На вершине
Пока готовился обед, Олег и Юра провесили 25 м перил на взлёт гребня. Выше гребень становится широким. Затем снова взлёт - 45-градусный ледовый склон (перила 40 м). Потом следует весьма острый гребень, который плавно вывел нас на вершину ледового жандарма, за которым скрывалась удобная мульда для лагеря. Высота 5805.

19.08. Вышли в 9ч. Ледовый жандарм на гребне, см. ф. 3.37, легко обходится с севера. Затем простой подъём на седловину 5930. От неё к вершине 5975 простирается широкий и пологий гребень. На вершине собрались к 11ч 30 мин., см. ф.3.40, посоветовались и решили назвать её пиком Николаева.


Ф.3.41. Пик Николаева с запада
В 12.00 начали спуск. Сначала ломанулись по гребню на север, там седловина, за которой вторая более низкая вершина горы. Спуститься на седловину не дал высокий ледосброс. Тогда мы вернулись и пошли на запад в сторону протяжённых снежных полей, надеясь по ним обойти верхнюю часть северного ребра пика Николаева. На сбросе под куполом вершины повесили одну верёвку перил (лед, 45 градусов, у бергшрунда до 90). Под бергшрундом протяжённый снежный склон крутизной около 35 градусов. Спускались в связках одновременно по глубокому снегу.


Ф.3.42. Пик Николаева
с северо-запада
Перед огромным разломом склон выполаживается. В тумане чуть было не спустились в разлом по 80-метровой стенке, Янчевский уже начал, да вовремя одумались. Разлом обошли в непосредственной близости от седла между пиком Николаева и северо-восточным гребнем Конгура. От седла повернули на северо-запад и без особых препятствий вышли на протяжённый снежный склон, см ф.3.41. Мы знали, что этот склон обрывается затем чудовищным ледосбросом, поэтому повернули направо, чтобы траверсом выйти на северное ребро пика Николаева. Наш траверс закончился небольшим подъёмом на плечо 5565, нависающим над северным ребром нашей вершины, см. ф. 3.41 и 3.42. Это последнее пологое место перед острым ребром. Уже 16 ч., ставим палатки, см. ф. 3.43, и морально готовимся к предстоящему ответственному спуску по северному ребру.


Ф.3.43. Лагерь 5565 на северном
плече пика Николаева
20.08. Погода испортилась. С утра туман, снегопад. Решили спускаться и погоды не ждать, во-первых, непогода в этом районе часто длится по 3 дня, столько не переждёшь, да и снега к концу 3-го дня будет катастрофически много, а во-вторых, спуску по ребру непогода не помеха, или почти не помеха.


Ф.3.44. Спуск по северному ребру.
Мы подошли к северному краю плеча. Куда-то вниз в туман уходил острый нож. Мы закопали "парашютик" (капроновую косынку), см. [19 или 21], и начали спуск, см. ф. 3.42, 3.44 и схему 2. До пояса скал провесили 4 верёвки + ещё 15 метровый кусок. Крутизна в начале первой верёвки 45, потом около 50 градусов, на последнем коротком участке гребень положе, примерно, 35 градусов, но острота его сохраняется.


Сх.2. Спуск по сев. ребру
Большие проблемы с закреплением верёвок для спуска последнего. Льда, как такового, на ребре не было. Ледяные пластины 2-3 сантиметровой толщины чередовались с 5-10 сантиметровыми прослойками снега. Ни парашют закопать, ни ледобур вкрутить! Спасли бы длинные дюралевые клинья, но разве в поход такую тяжесть потащишь? Пришлось применить мозг и придумать "снежные проушины". Делали мы их так. Молотком забивали ледоруб в склон, затем вытаскивали и забивали ещё раз под углом так, чтобы дырки встретились. Одну из дырок расковыривали и делали шире, чтобы прошла рука. Затем в узкую дырку ледорубом пропихивали репшнур, а из широкой дырки его доставали уже рукой. Репшнур связывали в петлю, за которую и крепилась спусковая (сдвоенная) верёвка. Я шёл последним, ох и страху же я натерпелся! Кстати, здесь уместно напомнить одно правило - кто оборудует опасную точку спуска, тот и должен спускаться. Могилу человек должен рыть себе сам! Я помнил о своей жене и детях и очень старался! И ещё я внимательно следил за нижнем концом, снизу сдвоенная верёвка обязательно подвязывалась к следующей базе.


Ф.3.45. Вид на сев. ребро с запада
Скальный сброс на ребре обошли слева по склону. Одна верёвка влево в кулуар. Лёд 55 градусов, а на скальном 5-метровом отвесе все 90. Верёвка крепилась за петлю на врытом в снег камне. Вторая верёвка уходила траверсом вправо и выводила снова на ребро уже ниже скал. Крутизна склона здесь около 45 градусов. Ниже скального пояса ребро становится пологим (около 25-30 градусов), но остаётся столь же острым. На ребре опасные карнизы, см., ф. 3.44, поэтому шли по склону в непосредственной близости от ребра. Склон крутой 45, местами до 50 градусов. Косой траверс со спуском по такому склону весьма неудобен. 12-я верёвка провешивалась вдоль пологого (15-20 градусов), но острейшего гребня с карнизами и склоном в 55 градусов. Это был трудный траверс. Сгустились сумерки, время 21ч. 30 мин., снегопад усилился.

К концу 12-й верёвки мы уже достаточно далеко отошли от скального пояса, см. ф.3.42 и схему 2. Насколько я понял по кадру ф.3.45 из видео съёмки команды Юрия Хохлова (Конгур, северное ребро, 2002г.), сбросов под нами уже не было. Ледовая стена должна плавно выводить на ледник. Поэтому мы решили повернуть налево и спускаться по линии падения воды. Нам предстоял ночной спуск. Это лучше, чем замерзать, повиснув в беседке на ледобуре. Утром после такой ночёвки можно "проснуться" не то, что неработоспособным, а требующим эвакуации. Поэтому мы решили провести ночь в работе. Главное не спешить и делать всё предельно аккуратно, ведь для нас сейчас важен не результат, а процесс, который позволит нам в работе скоротать ночь.

13, 14 и 15-я верёвки были очень круты 55, а может быть и все 60 градусов. Радовало, что начался настоящий лёд, поэтому при свете фонарика можно было высверлить настоящие надёжные проушины. Потом стало поположе. Вся нижняя часть проходилась по ледовому склону крутизной около 45 градусов. Последняя 24-я верёвка около 40 градусов. Ниже бергшрунда 30-градусный склон с очень глубоким снегом. Спустились в 5ч. 30 мин. Пересекли ледник поближе к правому борту (подальше от стены и от лавин), поставили палатки и спать, спать, спать…

ЧАСТЬ 3

3.9. Перевал западный Караташ (5135, 3А, снежно-ледовый, первопрохождение)


Пер. Зап. Караташ и ледник Караяйляк
Перевал Западный Караташ расположен в западном гребне вершины Караташ (5361), которая находится в северном отроге пика Николаева. Перевал ориентирован с юга на север и соединяет плато в верховьях юго-восточной ветви ледника Караяйляк с цирком его первого правого притока.


Сх.3. Спуск с пер. З.Караташ
Перевал обеспечивает безопасный выход с плато юго-восточной ветви ледника Караяйляк в обход ледопадов ледника под лавиноопасной стеной Конгура. Он может комбинироваться как с перевалом Николаева для выхода в долину Чимген, так и с перевалом Южный Караташ (5208, ~3А) для выхода в долину Курганкуль. Перевал снежно-ледовый с гребневым участком. Определяющая сторона северная.

На прохождение перевала от верхнего плато юго-восточной ветви ледника Караяйляк до морен правого притока того же ледника требуется 1 день.


Ф.3.46. Спуск с перевала Зап.Караташ
Перепад высоты на технической части спуска ~ 900 метров.


Ф.3.47. Лавина
21.08. Высота 4910. Весь день спали, отдыхали. Площадки наши были неровные. К вечеру решились перенести лагерь на более плоское место. От лагеря вниз уходил ледник, у северной стены Конгура он образовывал мощный ледопад и поворачивал на запад (направо), скрываясь за отрогом. Затем он снова поворачивал направо уже на северо-запад, огибая скальный западный отрог вершины Караташ (5361), и снова дыбился ледопадом, см. ф.3.41. Этого уже было не видно, об этом я знал по снимку команды Юрия Хохлова, см.ф.6.3.11 из Приложения 6.3. Все эти ледопады, скорее всего, проходятся, но по лавинным конусам левого борта, т.е., под стеною Конгура, а это очень опасно, лавины там грандиозные, см. ф.3.47. Поэтому мы решили больше не испытывать судьбу и пройти что-нибудь безопасное 3А к.с. типа траверса Караташа (5361), чтобы спуститься в параллельный более северный ледник. Кстати, траверс Караташа у нас был в запасных вариантах. Позже, с западного гребня вершины Караташ мы обнаружили ещё более простой путь на северный ледник. Так был придуман перевал Западный Караташ.


Ф.3.48. Плато перевала Западный Караташ
Вечером мы собрали лагерь и за один переход перенесли его поближе к пологому западному гребню вершины Караташ. По пути поплутали между трещинам и погуляли по снежным мостам в полосе разломов. Высота 5010.

22.08. Ясное морозное утро. Вышли в 10ч. и за один переход поднялись на широкое перевальное плато в западном гребне пика Караташ. Слева чуть выделялся купол вершины 5135, справа - Караташ (5361). Мы поднялись на 5135, чтобы осмотреться, см. ф. 3.48. Спуск с седловины на север показался нам слишком сложным и протяжённым, пожалуй, он тянул на 3Б, см. ф.3.46. Лезть на Караташ нам не хотелось, это была лишняя работа, хотя с него можно было перейти на более пологий перевал в его северном гребне. Оптимальным был спуск с вершины 5135 по её западному гребню до седловины перед выходом скал и затем на север по снежно-ледовому склону этой седловины, см. ф.3.46.


Ф.3.49. Верёвки N1-2

Ф.3.50. Вид с в.5135 на её зап. гребень

Ф.3.51. Верёвка N3

С купола 5135 вниз на западный гребень 100 метров перил по ледовому склону крутизной 45, а в нижней части 40 градусов. В конце перед выходом на гребень опасная трещина, см. ф.3.49. Далее пологая и широкая полка между разломом вдоль гребня (он слева) и карнизами справа, см. ф. 3.50. В конце полки выход на гребень и почти сразу отвесный сброс, который обходится справа по крутому ледовому склону (55 град., 25 м.), см. ф.3.51 и 3.53. Затем снова выход на гребень и по нему уже спуск на седловину - две верёвки перил, первая по острому 45-градусному ребру, а вторая "для профилактики" по 35-градусному гребню-склону.


Ф.3.52. Спусковая седловина
С седловины (4880) продолжили спуск уже на север. Первую верёвку продёрнули через петлю на снежной косынке, крутизна под двухметровым карнизом 50 градусов, см. ф.3.52. Вторая 50-градусная верёвка продёргивалась уже через петлю в проушине. Потом ещё две 45-градусных верёвки на проушинах до центра склона, см. ф.3.53 и схему 3. Здесь можно было уйти вниз по крутому ледовому ребру или по желобу между этим ребром (слева) и скальным хицаном справа. Однако этот путь нам показался слишком крутым. Проще перейти траверсом на ребро выше хицана, чтобы потом спуститься по значительно более спокойнуму кулуару правее хицана. Так мы и сделали.


Ф.3.53. Спуск с пер. З.Караташ
На косом траверсе до ребра провесили 2 верёвки перил по уже не жёсткому 40-градусному склону. За перегиб ребра ещё одна верёвка по 30-градусному заснеженному склону широкого ребра. На спуске с ребра верёвка перил по 50-градусному покрытому снегом льду (здесь было не жёстко) и, наконец, по кулуару ещё 4 верёвки перил по обнажённому 40-градусному льду, пока перестало быть страшно. Эти "пологие" 8 верёвок за исключением 50-градусной последний участник спускался с нижней страховкой. Бергшрунд в нижней части кулуара был плотно засыпан лавинным снегом. Ниже бергшрунда 30-35 градусный лавинный конус. В 19ч. 30 мин. мы спустились к ручью в кармане левого борта ледника и встали на ночлег. Высота 4215.

23.08. Ясное утро. Выход в 9ч. Шли сначала по центру морены, затем вдоль правого кармана небольшого ледника. За 50 минут сбросили 400 м и привалили на зелёной лужайке в кармане уже правой морены юго-восточной ветви ледника Караяйляк. Далее всё время вниз по хорошей тропе в кармане, вплоть до летовки Акгёль. По пути любуемся величественными северными стенами хребта Конгуртаг, см. ф. 3.54. Периодически (раз на 2-4 км пути) справа стекают ручьи. У одного из них на высоте 3370 встали на 2-х часовой обед. К летовке Акгёль в долине Гёздарьи спустились к 17ч. 30 мин. Высота 2795.


Ф.3.54. Пики Караташ (5361), Николаева (5975), Конгур (7719), Караяйляк (7245) и Яманджар (7229)

24.08. Днёвка, вызволение заброски, её разборка, учёт и упаковка продуктов. Вечером где-то недалеко от нас прошла гроза.

3.10. Восхождение на северное ребро пика Аклангам (до 5700, 3А, снежно-ледовый)


Подъём на сев. ребро Аклангама
Пик Аклангам (6995) является самой западной вершиной хребта Конгурмузтаг. В 2002 году команда ТК МАИ под руководством А.Лебедева совершила первое восхождение на эту вершину [30 и 31]. Маршрут 2002 года проходил по юго-западному ребру. Маршрут по северному ребру, прерванный нами из-за плохой погоды, является простейшим путём с севера на гребень хребта Конгурмузтаг на его 7000-м участке (от пика Аклангам до Конгура) и, очевидно, будет пройден в ближайшее время.


Сх.4. Подъём на ребро Аклангама
Подъем по ребру включает в себя выход на седловину 5300 с западной ветви ледника Караяйляк. Маршрут снежно-ледовый с гребневыми участками. На подъём от верхнего цирка(4700) западного притока ледника Караяйляк до уровня 5700 на северном ребре пика Аклангам требуется два дня. Перепад высоты на технической части подъёма (спуска) - 1000 метров.

25.08. Ясное утро. От летовки Акгёль тропа спускается в сторону реки Караяйляк и выводит на бордюр бетонного арыка. Далее следует идти по бордюру почти до кармана между языком ледника Караяйляк и конгломератным сбросом с его орографически правой морены (от летовки Акгёль один переход). Тропа поднимается траверсом склона, потом входит в карман и через полчаса выходит на ледник.


Ф.3.55. На морене левой ветви
ледника Караяйляк
Для пересечения ледника и подъёма на левую морену (3015) требуется около часа. На леднике тропа плохо различима среди камней, поэтому необходимо быть очень внимательными. Затем тропа траверсом плавно спускается в сухой карман левой морены. До летовки Кошташ (3445) мы поднимались неполных три перехода (около двух часов). Вполне вероятно, что на участке Акгёль-Кошташ у вас не будет чистой воды.

После обеда мы покинули летовку Кошташ и через переход остановились лагерем у ручья на краю следующей и последней летовки Аксавул. Эта летовка, в отличие от Кошташа, была необитаемой. Высота 3620. Ночью шёл дождь.


Ф.3.56. На пути к пику Аклангам
26.08. Пасмурное утро. Выход в 9ч. За два перехода по карману достигли места, где он прерывается мощными осыпями, которые спускаются с высоко залегающего над левым бортом бокового ледника. Осыпь крутая, камни крупные и неустойчивые, идти по осыпи трудно. Пришлось спуститься в карман между осыпью и ледником. Этот карман тоже не подарок, по нему шли около 40 минут, и как только осыпь на склоне стала поположе, поспешили вернуться на борт. Ещё один переход по камням, и мы вышли на зелёную наклонную лужайку с ручейком. Обед. Высота 4110.

После обеда мы пересекли глубокий овраг и продолжили подъём вдоль ледника по осыпному склону. Впереди мощный ледопад, см. ф.3.56. Перед ледопадом ближайшая к нам ветвь ледника поворачивает направо в цирк седловины 5300 в северном гребне пика Аклангам. Мы слезали этот угол, высоко поднявшись над ледником. К концу третьего послеобеденного перехода мы наткнулись на ручеёк и встали лагерем в осыпях на высоте 4565.


Ф.3.57. Северо-западная стена
Конгуртюбе (7595)
За весь день северный гребень Аклангама так ни разу и не очистился от облаков. И это, не смотря на то, что до обеда над Конгур-тюбе (7595) стояла хорошая погода, см. ф. 3.57. С запада несло какую-то хмарь, и она сгущалась, натыкаясь на склон седловины 5300.


Ф.3.58. Северное ребро пика
Аклангам (6995)
27.08. За ночь насыпало 10 см. снега. К 10 утра снег прекратился, видимость улучшилась, и в 11ч 30 мин. мы вышли в сторону седловины 5300 в северном ребре пика Аклангам. Уже через полчаса снова пошёл снег. К концу первого перехода мы поднялись в цирк (4700). Видимость 50 м. Связались, одели кошки и по дуге, не теряя высоты и, обогнув цирк, вошли в широкий кулуар, ведущий к седловине 5300, см. схему 4. Участки глубокого снега в кулуаре чередовались со льдом и жестким фирном. Крутизна 40 градусов, отдельные участки, протяженностью 2-3 метра до 45 или чуть круче.


Ф.3.59. Путь по гребню
Где-то на уровне остроконечной скалы - останца (она справа по ходу), кулуар расширяется и выводит на ледник. Это место на середине подъёма или чуть выше. Изредка в разрывах облаков открывалась седловина. С неё свисал карниз. Под карнизом крутизна увеличилась до 45 градусов. Здесь лёд под ногами очищен от снега лавинками, поэтому он жёсткий. Решили повесить две верёвки перил к разрыву в карнизе. Перед выходом на гребень 10-метровый 50-градусный взлёт. На седловину поднялись в 18ч. 30 мин.


Ф.3.60. Лагерь
На гребне повернули на юго-запад в сторону Аклангама. Тяжёлая тропёжка по колено, а иногда и выше. Слева двухметровые карнизы, справа 45-градусный склон, см. ф. 3.58 и 3.59. Каждые 50 шагов меняли ведущего. Мы надеялись достигнуть плато, которое в какое-то мгновение показалось среди облаков. Это плато расположено у основания взлёта гребня к пику Аклангам, см. ф.3.58. Однако совсем стемнело, видимость упала до 100 метров, подул ветер.


Ф.3.61. Крутой участок
Упёршись в сложный участок гребня, мы поняли, что здесь необходимы перила, вернулись на ближайшую вершинку и в 20ч. начали строить площадку под две палатки. Высота 5395.


Ф.3.62. Северо-западное лицо
Конгура (7719)
28.08. Ясное утро. Ночёвка наша оказалась весьма необычной, см. ф.3.60. От палаток аккуратно в связках одновременно спустились на острую седловину, см. ф.3.61. За седловиной две верёвки перил по острому гребню с карнизами, крутизна по обе стороны от гребня до 50 градусов. В конце второй верёвки взлёт с выходом скал и трудным лазанием по сыпучему снегу. Дальше гребень становится проще и быстро выводит на плато. Высота 5405.


Ф.3.63. Северо-западное лицо
Конгуртюбе (7595)
После плато начинается взлет на северное плечо Аклангама 6200, см. ф.3.58. Солнечно, красивые виды на Конгур и на Конгур-тюбе, см. ф. 3.62 и 3.63. Крутизна на ребре 25-30 градусов. За два перехода поднимаемся на 5560. Дальше склон становится круче – 40 градусов, взлеты под 45-50 градусов. Там были участки открытого льда, закрытые и открытые трещины. Однако большую часть времени мы провели в тяжёлой тропёжке по глубокому и рыхлому снегу. За два часа мы поднялись с 5560 до 5700. Здесь был удобный для лагеря разлом, см. ф.3.64. Следующее возможное место ночёвки только на плече 6200, но туда мы уже в этот день не успевали.

29.08. Ночью шел снег. Утром видимости нет. После завтрака собрались, но не вышли. Подождали часа полтора и, не дождавшись улучшения погоды, залегли в спальники. Снег шёл весь день. Стихло лишь к 5 часам вечера. Вокруг полное молоко. Вечером опять снегопад. Мы посчитали оставшиеся дни и решили: - если завтра погода не изменится, то будем спускаться.


Ф.3.64. Здесь мы жили…
30.08. Хмурое утро, снегопад. Выход вниз в 9ч. 15 мин. В тумане за один час спускаемся на плато по колено в снегу. Решили не рисковать на остром гребне и спуститься прямо с плато 5405. Путь спуска приметили ещё 28.08 в хорошую погоду. На плато повернули направо и пошли вниз наискосок выруливая к левому борту ледника. Крутизна 25-30 градусов, много трещин, видимость 20 метров. Ледник становился всё круче и круче. Не доходя до перегиба, мы ушли влево в кулуар между левым бортом ледника и скальным контрфорсом. Где-то там за скалами наш путь подъёма 27.08. Выход в кулуар осложняется серией разломов на крутом 40-градусном льду, перила 50м. Затем ещё верёвка перил за перегиб и вниз в кулуар, лёд 50-55 градусов. В кулуаре открытый лёд чередуется со смёрзшимся снегом. Скальный борт слева крут и высок, поэтому спускаемся по кулуару (3 верёвки по 45 градусному ледовому склону).


Ф.3.65. За окончание высотной
части похода
Наконец, приметили удобное место и вылезли на контрфорс по несложным 50-градусным скалам. Это была последняя верёвка перил. За перегибом ребра скалы уже не так круты, и мы траверсом, в связках одновременно, направились в сторону кулуара, по которому три дня назад поднимались на седловину 5300. Впереди в разрывах тумана показалась острая скала-останец. Мы пересекли ещё один кулуар, ещё одну скально-осыпную гряду и, наконец, попали на путь подъёма.


Ф.3.66. Когда же начнётся трава?
К середине дня потеплело. Из кулуара нас прогнали мокрые лавины. Первая пришла бесшумно, мы еле успели выскочить на борт. Потом ещё две лавины. Спускались по осыпным рёбрам слева от желоба в кулуаре. В 13ч. 45 мин. собрались в цирке на высоте 4700, пересекли ледник и на осыпях левого борта встали на обед, см. ф.2.65. После обеда срезали поворот ледника налево и за два перехода по осыпям спустились на площадку у обрыва к леднику. Высота 4215.


Ф.3.68. Хозяйка Акгёля
31.08. Ночью шел снег. Вышли в 8ч. 45 мин. За три с половиной часа миновали заснеженные осыпи, см. ф.3.66, и спустились до тропы. Ещё через полтора перехода подошли к летовке Кош-таш. Отсюда до летовки Акгёль 4 перехода.


Ф.3.67. Конгуртюбе издевается
3.11. Отъезд

01.09. Издевательски ясное утро. Золотой восход на Конгур-тюбе, см. ф. 3.67. От летовки Акгёль до большого кишлака Гёз один переход. Здесь через Гездарью имеется мост. На левом берегу реки Каракорумское шоссе, чуть ниже пост паспортного контроля при выезде из пограничной зоны. В полдень за нами приехала машина с водителем от Джан Хонга. 02.09 гуляли по Кашгару. 03.09 с утра рейс в Урумчи, а вечером в Москву.

МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОХОДА

Написание отзыва требует предварительной регистрации в Клубе Mountain.RU
Для зарегистрированных пользователей

Логин (ID):
Пароль:
Если Вы забыли пароль, то в следующей форме введите адрес электронной почты, который Вы указывали при регистрации в Клубе Mountain.RU, и на Ваш E-mail будет выслано письмо с паролем.

E-mail:

Если у Вас по-прежнему проблемы со входом в Клуб Mountain.RU, пожалуйста, напишите нам.
© 1999-2024Mountain.RU
Пишите нам: info@mountain.ru