Подсказка | ||
При вводе Логина и Пароля, обратите внимание на используемый Вами регистр клавиатуры! |
||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Отчет о горном туристском походе 6 к.с. по Китайскому Памиру (Кашгарские горы), 2003 г.
МАРШРУТ: с.Шинди – пер.4515 (н.к.) - пер.Янгидаван (4830,1А) - пер.Бешкёльдаван (4945,1Б,п.п.) - р.Торбулунсу - р.Игебельсу - пер. Тересаздаван (5155,2Б,п.п.) - р.Тересазсу - р.Чимгенсу - сев. Ветвь л.Чимген - пик Николаева (5975, 3Б*, траверс, п.п.) - ю.в. ветвь л.Караяйляк - пер. Зап. Караташ (5135,3А,п.п.) - пр. ветвь л. Караяйляк - с. Акгёль - лев. Ветвь л. Караяйляк - сев. ребро п. Аклангам до 5700 (3А, рад.) - с. Акгёль - с. Гёз. Руководитель - Лебедев А.А., зам. руководителя - Чхетиани О.Г.
Идея похода. Поход проходил в районе Кашгарских гор (Китайский Памир). Это был третьим походом ТК МАИ в тех местах, см [19-21 и 30-31]. Район этот очень интересный и мало изученный. По походам прошлых лет может сложиться впечатление, что район, в основном, высотный, и в нём трудно построить маршрут со сложными техническими препятствиями. Конечно, это не так. Просто первые походы, по определению, не могут быть чрезмерно технически сложными: - во-первых, технические перевалы трудно готовить по карте без описаний и фотографий и, во-вторых, в новом районе мы всегда стремились пройти самые простые перевалы, поскольку ценность первопрохождения тем выше, чем проще перевал. Поясню эту мысль подробнее. Найти и пройти новый перевал 3Б к.с. через водораздел ГКХ на Центральном Кавказе значительно проще, чем перевал 2А к.с. Последний был бы просто сенсацией и свидетельствовал бы о доскональном знании района и нетривиальном мышлении руководителя. Мы надеемся, что демонстрация технического потенциала района вполне удалась. Пройденный нами перевал через вершину пика 5975 (3Б*) не просто сложен. Он является самым простым и безопасным проходом между двумя крупнейшими ледниками Кашгарских гор - ледником Чимген (южная и восточная стены Конгура) и Караяйляк (северная стена). Основная идея похода - пройти от юго-восточной границы Памира (р.Ташкурган) до Каракорумского шоссе к северу от Конгура по долинам и перевалам Восточной Кашгарии. Этот план давал возможность побывать в "таджикском" анклаве и познакомиться с сарыкольцами - народом иранской группы, близким к памирцам Таджикистана, ознакомиться с природой юго-восточных окраин Памира, осмотреть перевалы восточных отрогов хребта Конгурмузтаг, осмотреть юго-восточный и северо-восточный гребни Конгура, а также его восточную и северную стены, осмотреть остроконечные пики Агалистана.
Общественно-полезная работа. Планируя и реализуя этот поход, мы осознавали, что делаем большое и полезное дело. Во-первых, это разведка - сбор уникальной информации о новом районе, которая будет обязательно востребована как туристами, так и альпинистами. А, во-вторых, это съёмка материала для фильма, в котором мы надеемся отразить красоту горной природы и продемонстрировать широкому зрителю замечательные стороны любимого нами спорта (точнее, вида жизнедеятельности).
Ещё одна особенность. Команда собиралась в поход исключительно по Интернету. Участники собралась вместе лишь у стойки регистрации в аэропорте Шереметьево-2. Но это не тот случай, когда идут в поход, познакомившись по Интернету. В нашей команде все участники были связаны неоднократными совместными походами. Отклонения от плана. К сожалению, не всё запланированное удалось выполнить. Имеются как отклонения от основной нитки маршрута (все в рамках заявленных запасных вариантов), так и недоделки.
Отклонение 2. Замена перевала Южный Чат (1Б) перевалом Тересаздаван (2Б), см. запасной вариант 7 в пункте 5.1 Приложения 6.4. Мотивировка. Этот вариант прописывался в заявочной книжке как приложение к отклонению 1. После отдыха на Кенгшиберсу (3800) мы вполне могли идти на технический перевал. Отклонение 3. Обход перевалов в восточных отрогах хребта Конгурмузтаг по долинам Тересазсу и Чимгенсу, см. вариант 2 в пункте 6 Приложения 6.4 "Разрешается обход любого перевала или серии из нескольких перевалов по долинам". Мотивировка. Отставание от графика по причине плохой погоды и по другим причинам, см. раздел 3.7 этого отчёта. Недоделка 1. Единственная и очень огорчительная. Мы не смогли перелезть через пик Аклангам. 26.08, когда мы подходили к северо-восточному гребню пика Аклангам, в горы пришёл затяжной циклон (прогнавший команду Валерия Шамало с Конгура [34]). 27.08 мы мужественно в тумане и под снегопадом ломились вверх и поднялись-таки на северо-восточный гребень Аклангама. Во время "циклонной дыры" 28.08 (была хорошая погода) мы поднялись на 5700, весь день тяжело тропили по свежевыпавшему снегу. Наконец, 29.08 погода совсем испортилась. Мы отсиживались в разломе на 5700 и ещё надеялись увидеть утром 30.08 ясное небо. Это была последняя возможность выйти на вершину. Но вместо голубого неба мы увидели всё ту же непогоду и начали спуск. Погода улучшилась только 01.09. Однако на утро 03.09 у четырёх членов нашей команды были авиабилеты в Москву.
Дополнительные меры по обеспечению безопасности. Безопасность в походе обеспечивается применением в комплексе всех средств, начиная с подбора снаряжения и заканчивая правильным выбором места для установки лагеря. Мы остановимся лишь на некоторых не совсем традиционных аспектах. Адаптивное планирование маршрута. Идеология адаптивного планирования базируется на отказе от "упёртости" в прохождении нитки маршрута. В любой точке допускается перепланирование, призванное учесть состояние группы, состояние локальных препятствий, ресурсы времени, питания и снаряжения. В идеале, команда идёт по долинам, когда плохая погода, или кто-то болеет, и преодолевает перевалы, когда отличная погода, и все участники в отличной физической форме. Реализация адаптивного планирования требует предварительной проработки большого количества запасных вариантов, а так же быстрого принятия стратегических решений в процессе проведения похода. Успех в последнем зависит и от доверия участников к руководителю. Результатами адаптивного подхода были, в частности, замена варианта с перевалом Мерке более эргономичным вариантом с перевалом Бешкёльдаван (реакция на состояние группы), а также обход ряда перевалов в верховьях Тересазсу по долинам рек Тересаз и Чимген (реакция на состояние погоды). Во втором случае группа избежала опасного длительного хождения по заснеженным осыпям, а в пасмурную или дождливую погоду "намотала километры" в долине реки Чимгенсу. Как только непогода закончилась, команда тут же выступила на траверс пика 5975. Контроль за объёмом нагрузок. Для профилактики несчастных случаев в походе осуществлялся постоянный контроль объёма дневных нагрузок. Если нагрузка была вынужденно большой, то на следующий день или в ближайшие 2-3 дня группа получала возможность восстановиться. Так, например, после тяжёлого перехода на 4-й день похода через перевал Бешкёльдаван (4945,1Б), группа расслаблялась на 3800 в долине Кенгшиберсу (заметьте, 6-й день похода был не особенно продуктивным). Контроль за нагрузками вместе с адаптивным планированием создают инструмент управления усталостью в походе. Этот инструмент позволяет не только предупреждать несчастные случаи, но и концентрировать энергию для преодоления особенно сложных препятствий. Инструментальный контроль за состоянием участников. Кроме наблюдений за состоянием участников нами регулярно применялся инструментальный контроль. Так, в течение всего похода на каждом из этапов акклиматизации проводились измерения пульса участников вечером перед сном и утром сразу после сна.
Мы благодарны судьбе за красивый и сложный маршрут без травм, обморожений, эксцессов, типа падения камней, и т.п. 1. Сборы по Интернету в сложный горный поход вполне возможен, если все участники связаны друг с другом и с руководителем совместными походами. Правда, такие сборы дополнительно нагружают руководителя и его заместителя. 2. Авиа-перелёт Москва - Урумчи - Кашгар - Урумчи - Москва по транзитному билету Синцзяньских авиалиний является очень удобным и по стоимости и по длительности вариантом заезда в район Кашгарских гор. 3. Акклиматизация с преодолением перевала 4515 на второй день похода и перевала 4830 на третий день вполне возможна для групп с большим высотным опытом участников. Столь резкий план не рекомендуется для групп с малым высотным опытом. 4. В Кашгарских горах южнее Игебельсу богатые возможности для планирования походов 1-3 к.с., а севернее Игебельсу - для походов 2-6 к.с. В горах Агалистана (к востоку от Конгура) лишь западнее вершины Шивактэ встречаются перевалы проще, чем 3А. 5. Самым простым и безопасным проходом между двумя крупнейшими ледниками Кашгарских гор Чимген и Караяйляк является пройденный командой перевал через вершину 5975 (3Б*). 6. На участке хребта Конгурмузтаг между вершинами Конгур и Аклангам только два прохода претендуют на роль перевалов и приемлемы для горных походов. Это траверс пика Аклангам с северо-восточного на юго-западный гребни (6995,3Б) и траверс вершины Караяйляк (7245,3Б*). Подразумевается, что подъём (спуск) на седло с востока от Караяйляка осуществляется по северному склону, а спуск (подъём) с седла западнее этой вершины - по южному склону. 7. Кроме "японского" маршрута на Конгур по северному ребру [7] актуален иной северный маршрут на эту вершину, а именно, по соседнему с запада ребру на плато 6200 и с него по склону-кулуару налево на предвершинную ледовую шапку Конгура. Этот маршрут был предложен в качестве варианта команде Юрия Хохлова ещё в Москве до их отъезда на Конгур в 2002г. Однако он не был реализован по причине отсутствия информативных фотографий того самого склона-кулуара. Как выяснилось, уже осенью 2003г. Команда Валерия Шамало [34] прошла рядом со склоном-кулуаром, но не воспользовалась им. Следовательно, маршрут до сих пор не распечатан и "боем не разведан". Нам же удалось снять с северного гребня пика Аклангам отличное фото, доказывающее актуальность предлагаемого нами пути. 8. Визуально самым простым маршрутом на Конгур остаётся никем не пройденный маршрут по юго-восточному гребню. Выход на седловину этого гребня (5400) предпочтительнее с юго-запада, чем с северо-востока. Северо-восточный склон этой седловины очень крут и осложнён ледосбросами, к тому же под этим склоном тяжёлый для прохождения ледопад. 9. Северо-восточный гребень Конгура имеет очень острый и осложнённый карнизами участок. Маршрут по этому гребню представляется сложнее и опаснее северного или юго-восточного. 10. Восточная стена Конгура очень крута и опасна. Каких либо приемлемых по безопасности вариантов подъёма по этой стене мы не обнаружили (наша экспедиция - первая, которая осмотрела и сфотографировала эту стену). 11. Северная ветвь ледника Чимген легко проходима по карманам и левого и правого борта (мы были первой экспедицией, посетившей этот ледник). 12. Левая ветвь ледника Караяйляк легко проходима по карману левого борта. Подходы к северо-восточному гребню пика Аклангам вдоль этой ветви весьма просты (мы были первой экспедицией на левой ветви ледника Караяйляк). 13. Северная стена вершины Конгур-тюбе (7595) (обращённая к левой ветви ледника Караяйляк) грандиозна и очень сложна (наша экспедиция - первая, которая осмотрела и сфотографировала эту стену). 14. Район ледника Чимген - это "альпинистский рай". Многочисленные высотные маршруты на пики Кызылсель (6525), Коксель (6718), маршруты на Конгур по южному, юго-восточному и северо-восточному ребрам дополняются великим множеством комбинированных технических маршрутов на острые пики Агалистана. 15. Перевал Тересаздаван своими бесконечными осыпями слишком трудоёмок для перехода с альпинистским экспедиционным грузом от озера Каракуль до ледника Чимген. По-видимому, то же самое можно сказать и о перевале 5400 в верховьях ледника Кенгшибер. Единственным вариантом короткого захода с озера Каракуль остаётся перевал Южный Чат [19-21]. 16. В Кашгарских горах непогода не редкость. Необходимо готовиться к неоднократным 2-х или 3-х дневным интервалам плохой погоды. 17. В Кашгарских горах весьма лавиноопасно. Предпочтительнее те перевалы выше 5200, которые проходятся по рёбрам и гребням (центрально-тянь-шаньская специфика). 18. Пройден красивый технически насыщенный маршрут по малоизученному району, который очень понравился всем участникам команды. ОБЩЕЕ ОПИСАНИЕ РАЙОНА КОНГУРМУЗТАГ ДНЕВНИК ПОХОДА И ОПИСАНИЕ ПЕРЕВАЛОВ 3.1. Заезд 30.07. Утром все участники команды собрались в Москве. Встретились только в аэропорте Шереметьево-2 на регистрации. Транзитный билет "Москва - Урумчи -Кашгар - Урумчи - Москва стоит около 550$. Перелёт проходит с пересадкой в Урумчи. Как на международной, так и на внутренней части рейса разрешается провоз 40 кг груза без доплаты. Вес ручной клади при этом не учитывается. Для туристской экспедиции это более чем достаточно! 31.07. В Урумчи прибыли на рассвете. Таможенники ориентированы, в основном, на оружие, колющие и режущие предметы, и на продукты питания внимания не обращают. Жалко, что не провезли "запрещённую" колбасу! При таком лимите на вес, все продукты, кроме сахара, соли и риса, имело смысл везти из Москвы. На получение груза с Московского рейса и на регистрацию в Кашгар у нас было около полутора часов. При посадке в Кашгарский самолёт с каждого из нас потребовали уплату аэропортного сбора в 50 юаней. Через месяц, уже на обратном пути мы заплатили 50 юаней при посадке на рейс Кашгар - Урумчи и 90 юаней на рейсе Урумчи - Москва. Фокус в том, что "обменника" в аэропорте нет, а прилетевшие из Москвы туристы юаней, конечно, не имеют. Проблема эта может оказаться очень серьёзной, везите юани из Москвы!
01.08. Утром загрузились в арендованный Сашей автобус и выехали на Каракорумское шоссе. В Упале заправились бензином. Кстати, бензин в Китае очень хорош, по крайней мере, для примусов. Наш "Шмель" безотказно работал 30 дней! К вечеру мы приехали на озеро Каракуль. Саша предложил ехать дальше к началу маршрута. Но этот вариант нам не понравился. Во-первых, самая сложная и неопределённая часть пути при этом перекладывалась на вечер или, даже, на ночь, а во-вторых, по плану акклиматизации нам необходима ночёвка на озере Каракуль. Здесь 3600, и это выше начала нашего маршрута на 650 метров.
2.08. Дорога на подъезде к Ташкургану на отечественной карте показана плохо. На самом деле она идёт так, как показано на рисунке. Съезд с Каракорумского шоссе на боковую дорогу находится в 10 километрах севернее Ташкургана. Асфальта на этой дороге нет, но скоро будет. Мы переехали через мост на левый северный берег реки Ташкурган (левый приток Яркенда), миновали плотину гидроэлектростанции и въехали в напоминающее Пяндж тесное ущелье. "Вот она, естественная граница Памира", - подумал я. "Слева Памир, а справа - Каракорум". И на Пяндже так же - слева Памир, а справа Гиндукуш. Любое другое отделение Памира от Куньлуня и Каракорума, например, по имеющему лишь политическое значение невысокому Сарыкольскому хребту, кажется ещё более условным. Гигантская горная цепь из Заалайского хребта, Аксая, Улуг-Арттага вытягивается до Конгура и Музтаг-Аты и является, конечно, единой системой, достаточно посмотреть на карту Азии. А вот и цитата из книги "Горы" [10] - "В Кашгарских горах поднимаются самые высокие вершины Памирского нагорья - Конгур (7719) и Музтагата (7546)".
Около 11-ти утра мы выгрузились из автобуса в кишлаке Шинди на высоте 2965. Типичный памирский кишлак - пирамидальные тополя, облепиха, ивы, обмазанные глиной каменные постройки, а вокруг жёлтые безжизненные горные склоны. И живут здесь памирцы, точнее сарыкольцы. Очень понравились местные дамы, они ходили по кишлаку, нарядившись во всё красное и в высоких необычных шляпах, вид весьма праздничный, см. ф. 3.1. Мужчины одевались просто, один из них прогуливал белокурого мальчика - "потомка Александра Македонского" или по Агаханянцу [9] - жертвы жизни на краю популяции, см. ф.3.2
Воды в реке мало, тропа сначала вьётся по правому берегу, затем переходит на левый. К концу 4-го перехода снова переходим на правый берег и встаём лагерем на лужайке с сочной травой. Рядом каменные постройки. Высота 3455.
Спуск с перевала короткий. Мы прошли по плато, миновали летовку на берегу реки и через 45 мин. встали лагерем на плоском зелёном берегу. Нас тут же окружили девушки, см. ф.3.4. Высота 4355. Особо отметим, что весь путь от лагеря 3455 до лагеря 4355 проходит без воды! 3.3. Перевал Янгидаван (4830, 1А, осыпной) Перевал Янгидаван расположен в восточном отроге хребта Конгурмузтаг, который разделяет долины Янбулаксу и Ямбулакджилги. Перевал ориентирован с юга-востока на северо-запад и соединяет северный край урочища Чичиклык с долиной Янбулаксу в районе озера Янгикёль. Этот перевал известен издревле. В 1922 году через перевал Янгидаван прошёл с караваном С.Скрайн [2]. Перевал осыпной. На прохождение перевала от урочища Чикчиклык до озера Янгикель требуется неполный день.
На седловине перевала каменистое плато, ограниченное со стороны Чичиклыка каменным забором с калиткой. Спуск по тропе среди осыпей через 45 минут привёл к ручью, обед. Тропа поворачивает на северо-восток в обход озера Янгикёль, а мы продолжили путь прямо, и через 40 минут по осыпям спустились к южному берегу Янгикёля, см. ф.3.5 и 3.6.. Высота 4600. Ночью шёл снег. 3.4. Перевал Бешкёльдаван (4945, 1Б, осыпной, первопрохождение)
05.08. Ясное утро, вокруг всё в снегу. Вышли в 8ч. 40 мин. За 50 минут мы обошли Янгикёль по южному берегу и перешли по камням его исток. Здесь на западном берегу озера сливаются две долины. Одна спускается с запада, а другая с севера. Нам во вторую. Впереди промчались дикие козы. За 40 минут поднялись на 4800 и встали перед осыпями, которыми завален поворот долины на запад. За поворотом узкое ущелье, всюду крупная осыпь. Зачастую приходится лазить по огромным валунам, как по скалам. Через два перехода встали на перекус у поворота долины на север. Отсюда переход почти без набора высоты до кармана между ледником слева по ходу и осыпным склоном справа. Карман завален неустойчивыми крупными каменными глыбами. Через 20 минут карман заканчивается 10-метровым подъёмом на перевальное плато. Оно довольно большое, до перегиба 15 минут.
3.5. Долины Торбулунсу и Игебельсу . 06.08. Ясное утро. Мы обогнули нижнее озеро по южному берегу и к концу первого перехода спустились на дно долины Торбулун к скальному прижиму левого борта. Затем перебродили реку, и пошли по тропе правого берега. За скальным отрогом река спускается в каньон, а тропа остаётся на высокой террасе. Только у кишлака Торбулун мы спустились к реке (от озера 3 перехода). Ещё через 2 перехода мы подошли к началу устьевого каньона. У последнего ручья остановились на обед.
07.08. Ясное утро. За переход подошли к устью Игебельсу. Воды в реке больше, чем было летом 2000г. Глубина выше колена, и поток очень стремительный, см. ф.3.8. Страховались с обоих берегов. Татьяну, которая шла предпоследней, смыло, и мы её быстро подтащили к правому берегу, см. ф.3.9. Обошлось без ушибов.
Минуя скальный пояс, тропа серпантином поднимается всё выше и выше, постепенно заворачивая на восток. Наконец, набрав около 270 метров, она уходит траверсом в долину Игебельсу. От переправы до первого правого притока Игебельсу два перехода. Однако, уже вечер: - мы поздно вышли, потратили около 2-х часов на переправу и просушку, около часа потеряли в каньоне в поисках тропы. На левом берегу ручья мы нашли наши старые площадки 2000г. и встали на ночлег. Высота 4095. Завтра нам в каньон, вверх по ручью. 3.6. Перевал Тересаздаван (5155, 2Б, снежно-ледовый, первопрохождение)
10.08. Утром туман, над которым угадывается чистое голубое небо, см. ф.3.11. Вокруг всё бело, за ночь выпало около 10 см. снега. Вышли в 9ч. 15 мин. Через два с половиной перехода по скользким заснеженным камням вышли на ледник. Здесь связались, поднялись по короткому 15-градусному взлёту на перевальное плато и пересекли его в направлении седловины перевала, см. ф.3.12. К этому времени погода окончательно испортилась, пошёл редкий снег, но видимость сохранилась.
3.7. Долины Тересазсу и Чимгенсу .
После простого брода вышли на тропу левого берега Тересазсу и по ней за три перехода спустились почти к мазару у входа в каньон. Высота 3215.
За мазаром река вошла в узкий каньон. По мостику перешли левый приток, а через 200 метров по большому мосту на правый берег реки. За мостом - брод через правый приток. Затем еще 4 моста. Вода с гулом перекатывает камни, прыгает по уступам. Хорошая тропа идет то у воды, то поднимается выше, то проходит под низко нависающими скалами, см. ф.3.18. Мосты укреплены бетоном. Неожиданно каньон распахнулся и мы вывалились в широкую долину Чимгена. Здесь последний шестой мост на левый берег Тересазсу. Высота 2840. От места ночёвки мы шли с перерывами 3 часа. Обедали ещё через переход напротив кишлака с тарелкой спутниковой антенны. Здесь на правом берегу Чимгена имеется ровная лужайка с изумрудной травой. Рядом ручей. После обеда мы прошли ещё два перехода и встали лагерем моренах ледника Чимген. Это место - "облепиховую ночёвку" мы для себя открыли ещё в 2000г. Рядом тропа, но палаток с тропы не видно, они скрываются за откосом. Вокруг лагеря заросли облепихи, между камней журчит маленький ручеёк. Высота 3205. Вечером и всю ночь шёл дождь. 13.08. Утром пасмурно, мелкий дождь. Тем не менее, мы собирались и вышли. Хорошая тропа. Арча. Много красивых урочищ. Дождь шёл не переставая. За четыре перехода мы поднялись до стойбища у поворота долины Согато, миновали его и вошли в карман правой морены ледника Южный Чимген. Это было отклонением от оптимального пути в верховья северной ветви ледника Чимген. Однако мы знали, что в этом кармане имеются хорошие площадки и чистая вода. Мы надеялись, что утром тумана не будет, и мы быстро разберёмся, как дальше идти. Высота 3890. Далее: дневник похода и описание перевалов (Часть 2) >> |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||