"Самый хороший сезон в Таиланде – это декабрь, январь и февраль.
У них там зимой прохладно +30 градусов, а летом жарковато +50 и дожди. Так что
мы поехали туда в феврале. Единственное, о чём мы очень жалеем, так это о том,
что были там только 2 недели, самое дорогое – это, всё-таки, перелёт. У нас
получилось замечательное путешествие, отдых и тренировки в удовольствие..."
Небольшой отчет о январском путешествии в поисках снега
В начале февраля мы вернулись из 3 недельной поездки во французские Альпы, и хотелось бы немного рассказать об этом путешествии.
За 20 дней мы, разным составом групп и на разное время, покатались на нескольких курортах французской Савойи
Это Ля грав, Сер Шевалье, Ле 2 альпс, Монженевр, Валь Сени, Бонневаль сюр Арк, Кареллис.
Солнечный день в Монженевре
Все эти места в общем расположены достаточно близко, и например, из Монженевра вполне можно съездить покататься в любую из этих точек на день, что мы и делали несколько раз с последней группой. Конечно, очень удобно иметь в таких поездках машину, мы взяли большой вэн на всю группу, и это позвол выбирать каждый день место катания, учитывая погоду и состояние снега.
Долина Морьен, деревня Лансленебург
Я еще раз убедился, что выбор мест и времени для этой поездки довольно удачный - небольшие местечки как правило малолюдны, а особенно в середине и конце января. При этом снега в общем было вполне достаточно, и на северных склонах на любой высоте он оставался мягким практически везде где мы были.
Монженевр,один из кулуаров
Исключение - это несколько дней в начале, когда после оттепели даже северные экспозиции в Ля грав ниже 2200 м напоминали весеннее катание - с утра лед, днем влажноватый снег. Но затем началась более холодная и снежная погода, и таких проблем мы не испытывали больше ни разу. В целом в этом году больше всего снега оказалось в районе Бриансона и Сершевалье, немного поменьше в Кареллисе, ля грав и Монженевре, еще меньше в Вальсени.
На склонах Сершевалье, Монетье ле бен
Но в целом везде при желании можно было найти глубокий снег, особенно в верхней части лесной зоны.
Часто на больших высотах ветер часто оставлял склоны голыми или слегка присыпанными свежим снежком, поэтому к сожалению без царапин на скользяке обойтись не удалось.
Монженевр, вид на итальянскую сторону
Теперь постараюсь вкратце описать свои впечатления о каждом из мест, где побывали, ну конечно мнение субъективное и опирается на короткий промежуток времени, но возможно для кого-то оно окажется полезным
Ля Грав - легендарное место в мире фрирайда, общее мнение что там очень сложно и есть только кулуары и непроходимые скалы.
Ля Грав. Вид на ледник Жироз
На самом деле - в хороший снег здесь очень комфортное катание, вполне несложное и интересное. Естественно, есть и кулуары и ледник и маршруты с веревками, но если хочется то можно обойтись и без этого.
Плюсы - малолюдно, хороший снег так как чисто северная экспозиция склонов, разнообразный рельеф - есть и поля и кулуары и лес и бугры и ледники, большие перепады спусков, всегда можно найти хорошую компанию для катания и общения.
Ля грав. Паудердей
Минусы - паудер быстро и везде раскатывается за пару дней, длинные разбитые траверсы к подсадке - беда для бордеров, дорогая хоть и старая канатка, сильно ограничивается зона катания если нет снега внизу, а это не редкость в начале сезона, почти нет развлечений на горе и в поселке (хотя для многих это скорее плюс), трудно добраться в Ля грав и из него в плохую погоду - часто закрыт или с трудом проезжаем перевал между Ля грав и Бриансоном.
Вид на ледник и гребень вершины Ла Меж
Лично для меня плюсы Ля Грава безусловно перевешивают минусы и я постраюсь обязательно здесь еще побывать.
Наша группа на выезде к нижней станции в Ля Грав
Сершевалье - очень большая зона катания от Бриансона до Монетье, 4 долины соединены сетью канаток и трасс, большой выбор жилья и развлечений.
Вид с нижней очереди канатки в Монетье
Плюсы - отличный рельеф, интересное лесное катание, особенно в Монетье, удобное расположение - из Сершевалье можно легко съездить и в Ляграв, и в Монженевр, и в Варс и в несколько других курортов. При наличии машины и желания поездить очень удобно делать Сершевалье основной базой для жилья.
Выезжаем из леса в Монетье
Минусы - это большой многолюдный курорт и, конечно, найти здесь хороший снег без далеких подходов и выходов удается в основном после снегопадов.
Лес в Монетье
Валь сени - самый известный курорт долины Морьен, объединяет 3 деревушки и 3 зоны катания, перепад высот от 1400 до 2600 м, экспозиция склонов в основном северная.
У меня сложилось впечатление, что все курорты долины Морьен - это такие локальные местечки, где в основном катаются дети, пенсионеры и местные жители, а также приезжие из ближайших городов.
Вид на долину Морьен
Поэтому очень немного фрирайдеров, что позволяет иногда находить нераскатанные склоны даже прямо под канатной.
Неплохой рельеф, есть и сложные кулуары с неочевидными заходами, много лесного катания, уклоны в основном очень комфортные. sexpromo
Склоны Валь Сени
Минусы - длинные зеленые трассы, соединяющие разные зоны катания, бордерам частенько приходится несладко. В этом сезоне снега в долине Морьен было поменьше, чем в регионе Бриансона, но возможно это просто особенность этого года.
Также здесь неплохие возможности для скитура, возможны достаточно протяженные маршруты с переходом с одного курорта на другой, ведь расположены курорты довольно компактно.
Бонневаль сюр Арк - маленькое местечко в самом конце долины Морьен, рядом с перевалом Изеран, соединяющим в летний период эту долину с регионом Изер и курортами Валь д Изер и Тинь.
Для меня это место оказалось самым приятным сюрпризом за всю поездку,именно здесь удалось сделать самые запоминающиеся спуски.
Курортик по меркам Европы маленький - 3 креселки и 3 бугеля, скипасс стоит в 2 раза дешевле чем на больших курортах. При этом хороший перепад высот - больше километра, очень красивые виды, северная экспозиция склонов и основная зона катания прикрыта от ветров, поэтому снег сохраняет хорошие кондиции.
Так как бонневаль расположен в конце долины, очень немного народа, а зона внетрассового катания достаточно обширная и разнообразная. Рельеф горы довольно сложный и требует навыков чтения рельефа и умения ориентироваться по картам и с помощью просмотра маршрутов снизу. Кое-где для попадания на интересные маршруты надо проходить участки с no fall zone, также есть несколько кулуаров не уступающим Ля Граву по перепаду, уклону и сложности. По одному из них мы спустились, и по ощущениям он был не меньше 800-900 м перепада и средним уклоном 38-40 градусов
Кроме того, здесь, как и в Ля грав, категорически нельзя кататься по одиночным следам - Бонневаль как оказалось очень любят спидрайдеры, и часто модно было наблюдать следы, ведущие к отвесным сбросам.
В общем, Бонневаль оказался довольно серьезным курортом, где даже опытные и искушенные фрирайдеры найдут для себя немало интересного.
Минусы - довольно много камней, прячущихся под свежим снегом, плохо читается рельеф в облачную погоду или даже при заходе солнца,
Ну и все таки довольно ограниченная зона для "простого" фрирайда.
Кареллис - еще один небольшой курорт в Нижней части долины Морьен, здесь мы покатались всего один день и мне здесь тоже понравилось.
Это семейный курорт, с небольшой на первый взгляд, но вполне достойной зоной внетрассового катания. Народа в общем тоже немного, хотя очевидные места раскатываются довольно быстро.
Можно найти и лесное катание, и кулуарчики, и большие поля, правда у нас к сожалению было мало времени, чтобы проехать хотя бы половину из доступных прямо с канаток вариантов. Надеюсь, у меня еще получится здесь покататься, место действительно интересное и достойное.
Монженевр - здесь я уже был в прошлом году и с удовольствием убедился что это действительно отличное место для фрирайда.
Курорт расположен на границе Франции и Италии и входит в общую зону катания с итальянскими Клавьером и Сестриером.
Граница между Францией и Италией
При этом самое интересное внетрассовое катание именно в Монженевре.
Плюсы Монженевра - большая и разнообразная зона катания, можно выбрать и северные и южные склоны, лес, короткие сложные и длинные широкие кулуары, протяженные простые склоны, и многое другое. И все это прямо от канаток, без пеших переходов.
Начало одного из кулуаров в Монженевре
Самые простые маршруты, конечно, раскатываются сразу, но множество вполне доступных и несложных спусков вполне можно проехать первыми даже через 3-5 дней , прошедших после последнего снега.
Солнечный день в Монженевре
Подытоживая свои впечатления, хочу добавить, что в этом относительно небольшом кусочке французских Альп осталось немало интересных мест, куда мы просто не успели доехать, таких как Валуар, Альп д Юэз, Варс-Ризуль, Кейра.
Так что, надеюсь, в следующем сезоне мы продолжим наши фрирайд - путешествия по новым и уже разведанным местам, учитывая полученный за последние годы опыт.
Спасибо всем кто катался со мной в этой увлекательной поездке!