"Самый хороший сезон в Таиланде – это декабрь, январь и февраль.
У них там зимой прохладно +30 градусов, а летом жарковато +50 и дожди. Так что
мы поехали туда в феврале. Единственное, о чём мы очень жалеем, так это о том,
что были там только 2 недели, самое дорогое – это, всё-таки, перелёт. У нас
получилось замечательное путешествие, отдых и тренировки в удовольствие..."
История моего Давана началась в 2012ом году. Что я знал об этом месте тогда? Север Байкала, отсутствие цивилизации, суровые зимы и БАМ. Именно БАМ дает нам возможность кататься на окружающих его склонах Байкальского хребта.
Дорога из Иркутска до перевала около 800 км.
Кто рано встает, тому рыжий рассвет.
Большая часть пути – заснеженная грунтовка, которая в последнее время довольно хорошо чистится из-за освоения Ковыктинского месторождения и новой стройки в тоннеле под перевалом. Добраться можно на любом автомобиле, однако полный привод весьма желателен, т.к. часто затруднены встречные разъезды с грузовой техникой на узких участках зимника, где можно провалиться в мягкий снег на обочине. Также стоит учитывать, что после п. Жигалово есть переправа через р. Лена. С конца марта нужно мониторить ледовую обстановку. В среднем дорога занимает 10-12 часов, если ехать без прицепа. По дороге заправки есть в Качуге (260й км), Жигалово (360й км.), Улькане (670й км).
БАМ
В Улькане только 92ой и дизель, и то не всегда. В крайнем случае, можно вернуться до переезда через БАМ и проехать вдоль него на запад 20 км. до пос. Магистральный. Там даже солярку арктику можно купить :)
Цель прямо по курсу!
Местный транспорт.
Еще можно добраться поездом прямо до станций Дабан или Гоуджекит, либо самолетом до Северобайкальска, однако наличие автомобиля существенно облегчит передвижение по району.
Сезон на Даване короткий. Нормально кататься можно в марте – апреле. До этого, как правило, холодно.
Снег. Снега много. Но, как показала практика, не всегда. Я езжу на Даван третий сезон подряд. И в первые два снега было мало. Ну, то есть как мало, 1.5 метра в лесу на перевале. Выше – больше. И такое малое количество снега было большой проблемой, потому что в условиях суровой зимы он там весь превращается в крупу. Кататься, а тем более передвигаться по нему не доставляло большого удовольствия. Постоянно проваливаешься по пояс. Однако, по заявлениям работников метеостанции, на которой мы живем, такое малое количество снега было в последний раз в 90х годах. Это и подтверждают таблички, которые прибивают в лесу к деревьям для отметки уровня снега. Я сам в 2012м видел такое дерево. Самая верхняя табличка была метра на 4 выше моей головы.
Этот год также не был особо снежным, но его было вполне достаточно, а самое главное, что нам несказанно повезло с погодой. О лучшем и мечтать даже не приходилось. Первые пару дней – снег, а потом солнце, штиль и 0 градусов – красота!
Жилье. Живем мы уже третий год на метеостанции прямо на самом перевале. И это ближайшее место к зонам катания. Здесь же располагается гараж для ратрака и отсюда начинаются все снегоходные покатушки и коммерческие группы многоснега.ru. Другое ближайшее жилье расположено в 20 километрах на восток от перевала в Гоуджеките.
Мы расположились в одном из двух вагончиков, оборудованных для жилья. Каждый вмещает до 8 человек. Внутри, электричество, плита, отопление, шкафы и спальные места.
Приехали туда, где многоснега.ru :)
Любимый холодильник фрирайдера.
Всего нас собралось 6 человек. Трое нас и трое парней из Красноярска, с которыми меня познакомил заочно Миша Шепелин.
День 1.
С утра должны приехать Краснояры. Ну что же, должны, значит поеду встречать. Сажусь в машину и еду на вокзал в Гоуджекит к назначенному времени. И вправду — приехали. Теперь нас стало вдвое больше.
Когда все собрались — начали обсуждать планы. А в них входила вылазка в Дикий цирк на 4 дня с палаткам. По прогнозу сегодня и завтра передавали снег. Решили в первый день не рвать когти и просто сходить в японский лес и малые ебеня для посмотреть. Завтрак, легкий перекус с собой в рюкзаки и вот мы уже тропим первые метры свежего Даванского снега. К слову сказать, его состояние радовало, не было перемерзшей крупы, и мы не проваливались даже на снегоступах. Да и погода установилась очень теплая, хотя видимости не хватало.
На входе в малый цирк Ленинградки.
Японский лес.
Довольно быстро мы забежали в Японский лес. Отсюда 2 варианта спуска. Первый — по самому лесу. Это длинный и пологий спуск с редкими деревьями и небольшими плюшками. Второй — в малые ебеня. Довольно короткий, но с очень крутым и интересным рельефом.
Готовимся к спуску.
Красноярские читеры.
К моменту спуска погода сильно подпортилась, но, несмотря на это, все решили спускаться в цирк. Уж очень интересный там рельеф, да и не для того мы приехали на Даван, чтобы катать по плоскому лесу :) Быстро выкопали шурф. Он показал, что снег стабильный. Я бы сказал больше — за 3 года лучшего шурфа я тут не выкапывал. Вкрепляемся и мочим! Однако замочить по полной не получилось. Рельеф очень неоднородный, с выпуклостями и перегибами, леса нет и, как следствие, почти полное отсутствие видимости в условиях сильного снега.
Видимости нет совсем.
Спустились, и, чтобы не портить впечатления о первом катальном дне, решили забраться еще раз и катануть по Японскому лесу.
Сказано — сделано. Спуск был довольно продолжительным и, по словам парней, вполне веселым. На сегодня катание закончено. Завтра нас ждет выход с палатками на 4 дня, ну а пока что бонус — мы едем в Гоуджекит купаться в горячие источники и набираться сил перед заходом.
День 2.
Ранний подъем в 7:00, завтрак и выезд. Часа полтора уходит на логистику. Увожу 2 партиями народ к началу тропежки. Сам возвращаюсь на перевал и ловлю попутку. Тут повезло — минут через десять поймал Камаз.
Дикий цирк находится в 10 км от метеостанции. Нам предстоит набрать около 500 метров высоты до границы зоны леса.
Подъем по лесу. Долгий и мучительный. Рюкзаки 20+.
Дрю - подозревака.
На это ушло 6 часов тропежки, и вот мы уже стоим возле камня, который я заприметил еще в прошлом году. Все изрядно уставшие, особенно парковые участники. Однако, нам еще предстоит обустроить лагерь. К счастью, на улице все так же тепло, около -5 и молоко. По приходу в цирк парни даже особо не понимали, где мы находимся и что вообще вокруг нас, поверив мне на слово (совхоз «Светлый путь»), что завтра все будет.
Нам повезло. Камень нашли довольно быстро.
Ну да ладно, пора ставить палатки. Вокруг нашего камня снегом надуло коридор, который прекрасно защищал от ветра. Достаточно было немного раскопать пол и можно ставить палатку, чем красноярские парни и занялись. Наш же план был немного позаковыристей. Я предложил выкопать дыру в стене, чтобы потом поставить в нее палатку и, таким образом, дополнительно огородить ее.
Мы еще не подозреваем, чем закончится эта стройка :)
Была только одна проблема, палатка была не наша, и я не знал её размеров, а когда пришло время её устанавливать, мы долго ржали. Она была слишком высокой и не помещалась в углубление. Недолго думая решили, что проще уже довести до ума существующую конструкцию. Выстроили заново стенку, и получилась вполне себе пещера.
Наш дом на 4 дня.
К вечеру заготовили себе дровишек для костра. На том и успокоились.
Колдуем на погоду.
Все в предвкушении завтрашнего дня. Особой остроты добавляло то, что парни здесь впервые и до сих пор не было видно практически ничего. Я же молил о хорошей погоде.
Я уже третий год подряд прихожу в этот цирк и до сих пор ни разу не раскатывал местные склоны. В 2012 мы ходили сюда на разведку налегке однодневным маршрутом. Выловили — 39 с утра и крупу по развилку. Тогда в самом начале подъема на вершину из цирка мы повернули назад, потому что после того, как выкопали шурф, желания лезть наверх ни у кого не осталось. Уходя тогда, я решил, что вернусь сюда в следующем году. В следующем году мы приходили в этот цирк уже с палатками. Точно такой же чичер, такая же плохая лавинная обстановка. Ко всему тому же единственный склон, который мог оказаться пригодным для каталки в тот день обстреливался лавинщиками со стороны железной дороги, что мы и слышали. Тогда мы тоже повернули, так и не скатившись. И вот спустя еще один год я опять здесь. Уже вечерело, все устали от тяжелого захода, но мне что — то не хотелось спать. Облака начали расходиться. По прогнозу завтра обещали солнце.
День 3.
Но прогнозу сбыться не было суждено. Когда проснулся – первым делом вылез наружу посмотреть на небо. Валил сильный снег. В таких условиях куда – либо идти не представлялось возможным. Мы стояли выше зоны леса. Даже отходя на 50 метров от лагеря трудновато было найти дорогу назад. Поэтому этот день вычеркиваем, но мы старались не отчаиваться, ведь у нас осталось еще два. Я со Степой сходил под склон выкопать шурф. Снег стабильный, нужно ждать погоду.
День 4.
На следующее утро снег закончился, однако была плотная облачность и плохая видимость. Решили, что дальше ждать нет смысла, и выдвинулись наверх. Я выхожу чуть раньше остальных, т.к. собрал свой штурмовой рюкзак еще с вечера.
В планах раскатать этот склон.
Подъем идет по хребту вершины 1770, часто именуемую у узких кругах (не спрашивайте почему) Хуйвачой. Подъем достаточно крут, поэтому я бросил свои снегоступы и пошел тропить. На середине подъема, наконец – то, мы дождались погоды.
Отставать от тропящего - моветон!
Давайте - снежные наркоманы!
Буквально за 10 минут на небе не осталось ни облачка, и склоны Давана предстали перед нами во всей красе. Это добавило сил и через 15 минут я вышел на вершину.
На улице около нуля, штиль и склон горы, который ты собираешься проехать, и который до этого еще никто не катал :) Настроение на все 146! Ах да, совсем забыл про пол метра свежачка сверх и без того мягкого снега, которые нам любезно предоставила природа. Жалеть можно было только о том, что не захватили с собой шезлонги.
Шикарные виды.
Все это до сих пор не катано человеком.
И с каким рельефом!
Быстрым лосем Степа спускает меня на веревке на склон. Копаю шурф – все ок, можно ехать. Дальше – коллективные фото и радостные лица перед стартом.
Похоже, что парень еще до конца не въехал, куда попал :)
Перед стартом.
Степану, как фотографу предоставилось право первым взорвать склон, чем он и воспользовался по полной! Мы, стоя вкрепленные на вершине, слушали радостные выклики Степы и с нетерпением ждали своей очереди.
Первонах!
Ну а дальше рванули сами
Моя линия.
Счастье! Оно есть!
Димон наркоманит.
Словил старый лавинный отрыв - притворился типа мэнуал.
На выкате.
Дима закладывает дугу.
Следующий Никита.
Дрю в поисках своей линии ушел правее всех.
Ширнулся
Спустя 10 минут 6 счастливых тел снова собрались в одной точке и с чувством большого удовлетворения разглядывали изрезанный собственными линиями склон горы.
Взорван.
Никто особо не торопился. Я же поймал кураж, и со словами “Это стоит повторить”, подрезал Степины снегоступы и пошел тропить на второй круг.
Любишь тропить - люби и кататься.
Типичный Даванский пейзаж.
На второй раз поднялись вчетвером. Солнце к тому моменту уже успело уйти с нашего склона, но спуск удался. Все счастливы.
Загораем и сушим шмотки в предзакатных лучах солнца.
Склоны на противоположной стороне ручья.
Вечерние посиделки в лагере.
День 5.
Сегодня по плану день выхода, но мы не могли отказать себе сходить на гору еще разок. Рано встаем, быстро завтракаем.
Утро на Даване начинается с кружки горячего кофе...
и миски каши.
Чувак, сори, но ты проспал то и другое :)
Вчерашняя тропа уплотнилась, и я позволил себе вообще не брать снегоступы. Наверх забежали довольно быстро.
Склон поломался.
Дальше нас ждал длинный траверс к вершине в центре цирка. Идем не торопясь, разглядываем красоты.
Иркучи сегодня первее :)
Уже знакомые пейзажи.
Солнце жарит и наматывает улитки на южных склонах. Дошли до следующей вершины, что составляет где – то половину намеченного пути по гребню. Оттуда увидели оставшуюся часть траверса. Ребята решили, что на него уйдет слишком много сил и стали готовиться к спуску здесь. Я сходил немного подальше посмотреть другие варианты спуска, но вскоре тоже вернулся к остальным.
Какбэ расстроился, что не дают походить еще.
Нужно торопиться, склон греется, задерживаться на нем становится опасно. Разбираем себе точки старта по вкусу и валим по очереди вниз.
Дрю мочит дропы.
Димон обгоняет сопли.
Дима Метеля нашел свою полянку.
Я качусь по лайту. Все самое интересное уже разобрали.
А это Никита - везде побрито :)
На этом каталка в нашем четырехдневном походе закончилась, за исключением 4х километрового выката к дороге с рюкзаками :)
После обеда цирк совсем подтаял. Пора менять место дислокации.
А вечером нас ждали горячие источники, еда в кафешке, пиво и просмотр фоток. Все уставшие, довольные и загорелые, некоторые даже чересчур :)
Решили, что завтра будет день отдыха, поэтому никуда далеко не пойдем. Просто поищем в округе места, где можно будет замутить трамплинчик и побатониться.
Продолжение следует…
Написание отзыва требует предварительной регистрации в Клубе Mountain.RU
Если у Вас по-прежнему проблемы со входом в Клуб Mountain.RU, пожалуйста, напишите нам.