Mountain.RU
главная новости горы мира полезное люди и горы фото карта/поиск english форум
Вне трасс
Mountain.RU
Всего отзывов: 0 (оставить отзыв)

 

Пишите в ФОРУМ на Mountain.RU

Сноуборд

На фоне Эльбруса. Ибрай. Из серии "Боги Терскола"
Владимир Копылов, г. Москва

 Читайте на Mountain.RU:

Наталья Перлова, г. Днепропетровск
Путешествие в Тайлан

"Самый хороший сезон в Таиланде – это декабрь, январь и февраль. У них там зимой прохладно +30 градусов, а летом жарковато +50 и дожди. Так что мы поехали туда в феврале. Единственное, о чём мы очень жалеем, так это о том, что были там только 2 недели, самое дорогое – это, всё-таки, перелёт. У нас получилось замечательное путешествие, отдых и тренировки в удовольствие..."
Автор: Артем Зубков, Вертикальный Мир, номер 93

Ксавье де ле Рю: О выборе линии, контакте с горой и ревности.


Ксавье де ле Рю является знаковой фигурой в современном сноубординге. Выиграв несколько чемпионатов мира по сноуборд-кроссу, в последние годы он сконцентрировался на фрирайде и добился больших успехов как в его соревновательном аспекте (3 титула чемпиона Freeride World Tour, победы на таких легендарных стартах, как Verbier Xtreme), так и в чистом виде (на счету Ксавье немало первых спусков по интереснейшим склонам). Агрессивный стиль катания де ле Рю - быстро и по прямой - уже стал его визитной карточкой на этапах FWT. На склоне он всегда самый быстрый райдер. Мы давно собирались сделать с Ксавье интервью, но дозвониться до него всегда было задачей непростой. Наконец, в октябре 2010 года нам удалось застать де ле Рю дома и поговорить с ним о жизни и горах.

Как у тебя получается выбирать такую красивую линию? Это, кстати, где происходит? Похоже, что в Вальдезе, знаменитые Books, там же уже много народу спускалось...

Нет, это не Вальдез, это Национальный парк Хэйнс, потрясающие места. Там вообще еще никто не спускался. Мы с Джереми решили там съехать сами, без вертолета. Поставили палатку под склоном, встали в 2 часа ночи и начали подъем.

В новом фильме компании Relentless EnergyFollow Me Down” вы с Джереми Джонсом как раз обсуждаете как подниматься – пешком или на вертолете.
Для тебя имеет значение способ подъема на гору, в смысле – влияет ли это как-то на спуск или все равно, как добираться до точки старта?

Понимаешь, когда поднимаешься пешком, то возникает более плотный контакт с горой, ты идешь и наблюдаешь – какой склон, какое сегодня состояние снега – то есть получается, что ты гору чувствуешь лучше. Поэтому наверху у тебя будет больше информации, необходимой, чтобы понять – спускаться или нет.

Но ведь подъем сам по себе забирает немало сил, которые, в общем-то, нужно копить на спуск? Или это соображение тебя не касается, ты и так отлично тренирован и не чувствуешь усталости после подъема?

Да, мне кажется, я в достаточно хорошей форме и проблем с тем, что я выдыхаюсь на подъеме, не возникает. Другое дело, что когда ты катаешься с вертолетом, то можно сделать пару-тройку разминочных спусков до основного проезда. Это довольно существенный плюс. Ну, и разумеется, с вертолетом под боком чувствуешь себя увереннее – понятно, что если вдруг что-то случится, то помощь – вот она, рядом. А когда катаешься без вертолета, то напряжение, стресс, конечно, больше.

Были у тебя в жизни случаи, когда ты отказывался от спуска, стоя уже наверху, на горе?

Конечно! Сколько угодно! Я никогда не начну спуск, если не уверен, что снег сегодня подходящий.

Можешь какие-то конкретные примеры привести?

Да хоть на том же склоне, который мы только что обсуждали, на Аляске. Я три раза отказывался от спуска, потому что мне казалось, что снег не такой, как надо.


Слушай, а при этом у тебя не возникает проблем со спонсорами? Они не пытаются наседать – особенно, если это спуск с вертолетом, который стоит больших денег?

Нет, что ты. Все прекрасно понимают, что раз моя жизнь ставится на карту, то мне и решать. Это очевидно. Если я принимаю решение отменить спуск, то возражений не бывает. Тем более после истории с лавиной два года назад.

Что там произошло? В чем заключалась ошибка?

Даже не знаю. Наверно, присутствовал элемент невезения. Склон, который казался безопасным, вдруг стал опасным. После катания по крутым участкам я не предполагал, что довольно пологий склон может таить в себе такую угрозу.

Вначале показалось, что тебе удастся уехать от лавины, но потом пошла большая часть склона.

Да, я никогда не думал, что такое может произойти – маленькая лавина сорвет весь склон. Такого я не ожидал. Уехав от первой лавины, я подумал: «О, круто, убежал». И тут весь склон поехал.

И что ты подумал в тот момент?

«Чёрт, она здоровая!» Все вокруг зашевелилось, я видел, что поехал очень толстый слой снега, и ничего хорошего это не сулит.

Тебя откопали Янкси Хадик и Мириам Ланг-Виллар?

Нет, нашел меня Хенрик Виндстедт. Но Мириам тоже участвовала в поисках.

Ты тогда впервые попал в большую лавину?

Да, это моя первая и единственная лавина.

Какие мысли в госпитале посещали тебя?

Как ни странно, я не хотел заканчивать сезон, не ненавидел сноубординг, не ругался. Но я получил хороший урок. Это полезный опыт.

***

Ты только что вернулся из Южной Америки, да?

Ага, ездил в Чили. Была задумка покататься в кратере вулкана Пуеве, который находится на юге страны. Выдался всего один катальный день, но был хороший паудер, солнце, так что все прошло здорово.

Вы снимали там новое видео?

Нет, это была сессия для журнала Transworld Snowboarding.

Расскажи о своем сотрудничестве со студией Relentless Energy. На мой взгляд, они предлагают интересные идеи.

Да, мы провели две прикольные экспедиции – в Гренландию и Антарктиду. Я смог побывать в новых для себя регионах, которые открывают свежие возможности для катания, дают новый взгляд на сноубординг. Впервые в жизни я спускался прямо до воды, то есть до уровня моря. Это было очень впечатляюще.

Первое кино – Lives Of The Artists – получилось довольно нестандартным.
Да, мне кажется, что идея показать не только экшен, оправдала себя. Получилось интересно. Зритель хочет не только видеть какое-то яркое действие, но и понять, что происходит у нас внутри, что мы за люди, что толкает нас на занятие такими вещами. Мне очень понравилась работа Росса Кейрнса, режиссера Relentless Energy. Он смог выбрать правильные фразы, интересные моменты и создать яркий образ. При этом Росс никогда не катался на сноуборде или лыжах и не был в нашей теме. Но смог сделать такие классные фильмы.

Как зародилось ваше сотрудничество?

Они сами меня нашли и пригласили посниматься.

В чем для тебя, как райдера, были основные различия этих двух поездок?

В Гренландии мы в основном пользовались вертолетом, а в Антарктиде ходили пешком.

***

Как ты сосуществуешь с риском? Он для тебя необходим, как ты его контролируешь?

Ну, с одной стороны, я действительно не могу жить «спокойно», делать все время одно и то же, по накатанному сценарию. Определенная доля риска, некоторой открытости, погружения в нечто новое мне необходима. Но я стараюсь не перегибать палку – если я чувствую, что что-то не так – в погоде, в снеге, во мне – я не буду спускаться. То есть, во мне нет такой бесшабашности.

Мы все помним таких отчаянных райдеров как Брюно Гуви и Марко Сиффреди...

Да. Вот они ту грань перешли, слишком велик был риск. Ну, мне так кажется...

Как ты работаешь со страхом?

Я стараюсь спокойно оценить ситуацию, понять, могу я проехать задуманную линию или нет. Обычно я чувствую, по плечу мне спуск или нет. Важно понять, безопасен ли склон. Надо много учиться, чтобы понимать горы, снег.


***

Какие у тебя любимые места для фрирайда?

Антарктида меня действительно потрясла. Такое величие! И снег там какой-то другой. Ну и, наверное, Аляска.

А Гималаи?

Я там еще ни разу не был. Сейчас есть в проекте экспедиция в Тибет, посмотрим, что получится. Ведь для катания в таком высокогорье нужна соответствующая организация, длительная подготовка – все довольно сложно. А вообще фрирайдеру восьмитысячники не нужны, обычно спуск - это 200 - 300, максимум 600 метров. Редко может быть около тысячи.

Ксавье, как ты думаешь, какие качества отличают выдающегося фрирайдера от просто хорошего? Что нужно, чтобы стать супер-райдером?

Однозначно нужен хороший background.

Ты имеешь в виду тренировки, спортивную подготовку?

Не совсем. Понимаешь, для того чтобы стать отличным райдером, нельзя заниматься только фрирайдом. Нужно пробовать свои силы и в других дисциплинах: слалом, скоростной спуск, еще в чем-нибудь. Надо, чтобы у тебя накопились определенные знания, опыт, понимание того, как ты взаимодействуешь с горами. Ну и еще - нужно стремление, стремление сделать что-то новое.

Тебя мы, несомненно, относим к категории выдающихся райдеров. Каких ты знаешь хороших атлетов, которые могут в будущем стать выдающимися?

Есть такой парень Сэмми Любке. Он родился на Аляске, а сейчас живет в Калифорнии. Ему 21 год, но катается он классно. Думаю, он будет отличным райдером.

А Джереми?

Да, конечно. Он как раз такой райдер, с которым можно отмочить что-нибудь суперское. Когда я задумывал какой-нибудь экстравагантный спуск, то брал с собой именно Джереми. Еще я очень уважаю лыжников. В этом году пересекся с Кандидом Тове и увидел, как он катается, – потрясающе! Потом еще Хенрик Виндстедт и вся их компания.

В прошлом году ты участвовал в Seb Michaud Invitacion. Как тебе это мероприятие?

Поездка получилась очень классной. Никакого давления, просто катание в удовольствие в компании отличных ребят. Всех их я знал по фрирайд туру. Себ придумал очень хороший проект. В этом году я не смог поехать, так как был занят работой со спонсорами.


***

Ты уже стал профессиональным гидом?

Нет. Ходил в школу, но у меня такое плотное расписание зимой, что пока я не успел получить диплом. А лето я стараюсь проводить с семьей в Вербье.

То есть ты из Вербье?

Нет, из Пиренеев. Постоянно езжу туда-сюда.

А почему семья в Вербье, а ты сам – нет?

Мы с женой развелись, но по-прежнему дружим. Зиму я в любом случае провожу в Вербье. Такая вот ситуация.

У вас есть дети?

Да, дочка Мила, ей 4 с половиной года.

Она уже катается на чем-нибудь?

Встала на лыжи, ей ужасно нравится – она такая супер-мотивированная.

А что если она тоже захочет стать фрирайдером?

Да пусть становится. Главное, чтобы это было именно её решение. Я совершенно не собираюсь её к этому подталкивать.

***

Где ты родился?

В Байонне. А вырос на курорте Сан Лари. Там я живу летом.

Как ты начал кататься на сноуборде?

С раннего детства я катался на лыжах. Занимался рейсингом, участвовал в соревнованиях. В 13 лет мне это наскучило, захотелось попробовать что-нибудь новое, безбашенное. Как раз в это время был бум сноубординга. И у нас быстро подобралась отличная компания молодых бордеров.

И больше ты не катался на лыжах?

Иногда и сейчас катаюсь. Но если есть паудер, то сноуборд намного лучше!

Ты весьма успешно выступаешь в бордер-кроссе.
4 раза выигрывал чемпионат мира, пару раз X-Games.
На Олимпийских играх в Ванкувере ты тоже гонялся.

Да, но допустил дурацкую ошибку и упал в одном из первых заездов. А в квалификации все шло здорово, показал 2-е время. В принципе, я сейчас не особо увлечен кроссом, но получить золотую медаль было бы неплохо. Наверное, попробую теперь в Сочи.

То есть ты все-таки такой соревновательный тип.

Да. Но я люблю соревнования не ради состязания как такового. Соревнования заставляют меня выкладываться по полной, выходить на новый уровень – вот что мне в них нравится. Во фрирайде именно соревнования заставляли меня совершенствоваться.

***

Ты 3 раза выигрывал в Вербье. Мы как-то говорили с Геной Хрячковым о том, что уже много лет ты показывал там лучшее катание, но поначалу судьи немного придерживали тебя, так как ты был не особо известным райдером. Ты согласен с этим?

На самом деле нет. В первые годы уровень моего катания не был таким высоким. В одном из сезонов я занимался только фрирайдом, и это позволило мне найти свой стиль и стать намного лучше. Это был настоящий прорыв для меня, все произошло очень быстро. И после этого я начал выигрывать в Вербье.

Как тебе Freeride World Tour?

Здорово, что с каждым годом тур развивается. По окончании каждого сезона я думал, что уровень катания уже не будет круче, но в следующем году он поднимался выше. Я имею ввиду общий уровень. И он продолжает расти. Сейчас сложилась очень удачная ситуация для прогресса тура. Жаль, правда, что в предстоящем сезоне с нами не будет девушек, так как женский зачет остался только в Вербье. Посмотрим, как все сложится. С девушками в туре было весело.
Да и катаются они хорошо.

Да. В прошедшем сезоне девушки показали очень высокий уровень катания. Но, видимо, у Николаса были серьезные причины отменить женский тур.
Что скажешь про Бэк де Рос?

Это лучший склон в мире. 15 лет там проходят соревнования, и каждый год кто-нибудь находит новые линии. На Бэк де Рос можно проследить эволюцию райдера. Эту стену не обманешь, не возьмешь с наскока. Хотелось бы, чтобы было побольше таких гор. Несмотря на то, что я много раз там спускался, мне все равно каждый раз страшно.


***

Как ты зарабатываешь на жизнь?

Спонсоры платят.

А за съемки в фильмах получаешь что-нибудь?

Нет. Но участие в фильмах благотворно сказывается на отношениях со спонсорами.

Чем занимаешься летом?

Готовлюсь к новому сезону. Это трудоемкий процесс.

Как ты тренируешься?

Я, вообще, не люблю тренироваться. Просто занимаюсь различными видами спорта: лазаю, катаюсь на велосипеде и серфе.

Альпинизмом занимаешься?

Да. Хожу в Пиренеях и Альпах. Это полезно и для сноубординга.

На серфе где катаешься?

В мае был в Бразилии, во Франции катаюсь.

Давно ты начал им заниматься?

15 лет назад. Но я не очень много времени отдаю серфингу – 1 – 2 недели в году.

Помогает это в сноуборде?

Думаю, что в какой-то мере да.

***

Назови три вещи, которые ты любишь больше всего?

В смысле три предмета?

Необязательно, можно какие-то понятия, чувства – любовь, например.

А, ясно. Ну, сейчас подумаю... Моя дочь. Восход солнца. И еда.

Отлично, а теперь три вещи, которые ты ненавидишь.

(Тут Ксавье надолго задумывается и начинает тихо бормотать: «Так, ммм, эээ, что же я ненавижу, хммм?»)

Ну что тебе не нравится в жизни, в устройстве этого мира?

Вот - ревность. Ревность мне не нравится. А еще пробки на дороге. И загрязнение окружающей среды.

Если бы это было в твоих силах, что бы ты изменил в мире?

Я бы сделал так, чтобы в мире, ну или хотя бы во Франции, люди нормально питались. А если серьезно, то я бы постарался сделать так, чтобы наша жизнь была максимально приближена к естественной жизни планеты, чтобы мы существовали в одном ритме.


***

Ты достиг очень многого, вот даже в Антарктиде побывал. Есть ли у тебя мечта, есть еще к чему стремиться?

Знаешь, я раньше боялся, что когда-нибудь – после тысячного или двухтысячного спуска - это ощущение новизны, открытия исчезнет. А оно не исчезает, понимаешь! И это здорово!

То есть ты каждый спуск переживаешь как некоторое событие, озарение?

Нет, не каждый. Где-то я спускаюсь по второму разу, где-то спуск оказывается обычным, не интересным. Но если попадается действительно захватывающий спуск, то я это переживаю очень сильно.

Чем ты будешь заниматься в 50 лет?

Я не думаю, что жизнь возможна только «на сноуборде», то есть я хочу сказать, что фрирайд не должен становиться единственным смыслом и наполнением жизни. По крайней мере, для меня это не так. Но пока что я не готов повесить сноуборд на стенку – планов полно, проектов всяких. Пока я чувствую себя в силах этим заниматься. А дальше будет видно. Но, конечно, далеко от сноуборда я не уйду. Все-таки такой опыт накоплен за эти годы, жалко было бы его зачеркнуть. Займусь чем-нибудь смежным. Магазин снаряжения открою. Посмотрим. Одно могу сказать точно – я никогда не буду жить в городе. Я просто там не выживу. Поселюсь где-нибудь в горах или на берегу моря, так, чтобы быть близко к природе. Для меня это очень важно.

А в ближайшее время что будешь делать?

Ничего особенного, до начала зимы буду сидеть с дочкой – вести такую спокойную, размеренную жизнь у нас в Пиренеях.

Написание отзыва требует предварительной регистрации в Клубе Mountain.RU
Для зарегистрированных пользователей

Логин (ID):
Пароль:
Если Вы забыли пароль, то в следующей форме введите адрес электронной почты, который Вы указывали при регистрации в Клубе Mountain.RU, и на Ваш E-mail будет выслано письмо с паролем.

E-mail:

Если у Вас по-прежнему проблемы со входом в Клуб Mountain.RU, пожалуйста, напишите нам.
© 1999-2024Mountain.RU
Пишите нам: info@mountain.ru