Mountain.RU
главная новости горы мира полезное люди и горы фото карта/поиск english форум
Чтобы быть в курсе последних событий в мире альпинизма и горного туризма, читайте Новостную ленту на Mountain.RU
Всего отзывов: 0 (оставить отзыв)
Автор: Анатолий Джулий, г. Москва

Кашкар – 6435 м. Первый «русский» шеститысячник в Китайском Тянь-Шане

Читайте на Mountain.RU статьи А.Джулия:

Снаряжение. Обзор, замечания, пожелания
Восхождение на пик Кашкар, 6435м
Горный туризм
Вторая экспедиция в "затерянный мир"
Лавина
Фанские горы - глазами руководителя
Чемпионат России по технике горного туризма (многоборье) – глазами очевидца
Москва. Подготовка кадров
Стратегия и тактика горных походов
История одного ЧП
Валера Хрищатый
Путешествие в затерянный мир или на задворках Китайской империи
Ледопад
Пик Победы и пик Военных Топографов с "той" стороны
Пик Гармо, 6595 м. Траверс
Фанские горы. Горный поход 6 к.с.
Траверсы
Первопрохождения
Тянь-Шань - 1993

Справка

Вершина (пик) Кашкар (Кошкар, Кочкар-баши) высотой 6435 м расположена в южном гребне хребта Кокшаалтау, который начинается у п. Томур (Победы) в районе «обелиска» и тянется на юг на 40-50 км. Возвышается Кашкар километрах в 20-25 южнее п. Томур, совершенно самостоятельным узлом, и на этом основании становится весьма привлекательным объектом для восхождения, и уж тем более для первовосхождения.


Знакомство… 2002 г., Кашкар, 6435 м.
Первая и единственная попытка восхождения на вершину была предпринята французами в 90-м или 91-м году, неудачная. Ни планируемый маршрут, ни причины неудачи нам неизвестны. Предположительно – погода, и сложность, превышающая некий средний уровень.

Да, собственно, в 2002 году нами рассматривался вариант подъема на вершину со стороны пройденного тогда перевала Плато, 5600. Но дефицит времени и жесткая непогода так и не позволили выйти в сторону вершины.

Сам район достаточно сложен для организации каких-то массовых мероприятий – особенно, если сравнивать с ближайшим посещаемым окружением – районом п. Конгур – Музтагата.


Перевал Плато 3Б. 2002 г.
Слева вверх уходит гребень Кашкара
с ледовыми сбросами… Мы вернулись
сюда в 2004-м…
Во-первых, здесь национальный парк Томур (то ли заповедник, то ли еще что – я так и не понял), и за это вы должны заплатить сбор за посещение национального парка – это обошлось нам в 650 долларов.

Во-вторых, здесь погранзона, и для получения военного разрешения придется заплатить такую же сумму – 650 долларов. Это, конечно, не «гималайские» расценки, но я думаю, что трекинг в Гималаях обходится дешевле. В третьих, население в лице киргизов здесь довольно ограничено и живет довольно бедно, поэтому при организации большого каравана можно столкнуться с неожиданной проблемой.

Караван из четырех лошадей – задача довольно простая (от одной семьи), а уже из-за шести в этом году возникли сложности. А если понадобится более десятка – сложности могут оказаться непреодолимыми или потребуют лишних дней.


Караван… Мост через р. Сайлыксу-
правый приток р. Чонтерексу.
В 2002 году мы пытались выяснить в китайских турфирмах, кто может оформить заезд в этот район – не взялся никто, в результате работали через частное лицо и с трудом получили разрешение за несколько дней до начала маршрута, уже сидя в Бишкеке. В этот раз дорожка уже была протоптана, и заезжали мы напрямую – Москва-Урумчи-Аксу, потратив на дорогу до базового лагеря всего 4 дня (вечером в воскресенье вылетели, в понедельник вечером были в Аксу, а в четверг уже с караваном лошадей – в базовом лагере).


Местные жители…
Все разрешения были получены заранее, и мы нигде не задерживались. Но при этом Саша (наш китайский партнер) сказал, что военные объяснили ему, что мы ни в коем случае не имеем права приближаться к границе ближе, чем на 20 км. Саше я объяснил, что маршрут наш начинается в 10 км от границы, и я не очень понимаю, как это требование выполнять. Возможно, в будущем в связи с этим могут возникнуть дополнительные проблемы.

Выбор маршрута


Выбор маршрута…
Что творится у вершины с запада – мы не знали (там есть приличные стены). По информации, которой мы располагали на основании собственных материалов экспедиции 2002 года, нами рассматривались два варианта выхода на вершину: длинный (более 8 км) северный гребень вершины – как основной вариант, и маршрут по «доске» - так мы его обозвали – при дефиците времени он более короткий и выводит на северный гребень в районе отметки 6050 м.


Северо-западная стена Кашкара…
Почему же более длинный гребень? Очень просто: одной из задач экспедиции по-прежнему является исследование района, и нам очень хотелось найти один-два несложных перевала на ледник Темирсу, куда нам так и не удалось попасть в 2002 году.


Известный участок
спуска… Фото 2002 г.
Подъем на перевал
Плато 3Б.
Спуск.

Маршрут спуска был выбран таким образом, чтобы включить известный участок, пройденный в 2002 году – то есть перевал Плато. При этом стоит отметить, что из почти 2500-метрового спуска (2435 м – перепад по высоте до ледника) известным, т. е. пройденным, был участок с отметки 5600 до отметки 5100 м (седловина перевала Божья коровка). Остальное мы лишь видели, и то далеко не полностью.


Маршрут спуска… Из 2435 м
перепада известный путь – на
участке 5700-5100…
Траверс.

По сути, пройденный маршрут – довольно протяженный высотный траверс. В северном гребне вершины вполне самостоятельно возвышаются несколько вершин высотой 5550, 5620, 5650 м, и еще один «пупырь» 6050, от которого на восток как раз и уходит маршрут по «доске». А от каждой из перечисленных вершин уходят отроги на запад. Так получилось, что проходили мы по вершине (жандарму) в день.

Общая протяженность траверса – 13-14 км (это от подножия ледника под перевальным взлетом и до выхода на ровный ледник на спуске), из которых большая часть находится на высоте более 5000 м.


До вершины – примерно 8 км. А потом – спуск…
Акклиматизация

Добравшись, причем очень быстро, на лошадях до базового лагеря, мы приступили к реализации своих планов. Первая задача – пройти, наконец, первый простой перевал в районе, обнаруженный нами в 2002 году – с восточной ветви ледника Чонтерен на ледник Кичиктерен. А заодно затащить заброску продуктов на заключительную часть экспедиции (опять будет ждать нас несколько лет). Высота перевала – 4700 м, сложность – скорее 1Б, чем 2А, хотя с подходами по леднику и веревкой на «бараньих лбах» вполне может рассматриваться как 2А.


Перевал Кичиктерен 2А с запада
На второй день пути с рюкзаками (два дня еще мы шли налегке, с караваном) мы тяжело поднялись на перевал и спустились с противоположной стороны на 4200. Следующий день был забег туда/обратно до 3500 (где и спрятали заброску).


Перевал Кичиктерен с востока
А уже 5 июля мы вернулись на перевал, и остались на нем с ночевкой – с той же целью – акклиматизация. После обеда предприняли попытку подняться на снежно-ледовый «пупырь» над перевалом. Вышли на него (отметка 5000 м) уже в снегопад и при «нулевой» видимости. Хотели, конечно, дойти до в. 5115 м, записав себе в актив простенькое первовосхождение, но, увы – погода не позволила.

Вниз по Чонтерену (6.07) прошли левым карманом. Нельзя сказать, что проще, но веревок нигде не применяли. Хотя стоит заметить, что любым путем прохождение нижнего течения ледника Чонтерен весьма утомительно, и отнимает много сил.

Все-таки пришлось сделать дневку – не то, чтобы очень хотелось отдохнуть, но нужно разобрать и подготовить продукты.

Старт

8.07. Вчера Илья отравился. Забродившим компотом из собственной фляги (т. е. по дурости). Ночью рвота и т. п. И никого не разбудил. Так что утром остается лечить последствия. Напихали его таблетками – и потеть под рюкзаком. Других вариантов лечения не просматривается. Выходим. Темп, естественно, черепаший. Мы явно теряем день…

К вечеру, под дождем дотягиваем до морен ледника Уютный (3-й правый приток ледника Чонтерен). Это, примерно, половина планового пути. Увы…

План восхождения

Предварительный просмотр материалов 2002 г. не сулил нам каких-то особых трудностей. Поэтому на восхождение отводилось 8 дней – 2 дня от базы до перевала, 3 дня – на вершину, 2 дня – спуск до ледника и еще день спуск в базу. Два дня запаса было взято на непредвиденные обстоятельства и непогоду. Итак, мы стартовали с 10-дневным рационом продуктов и 6-ю литрами бензина.

Подход


В ледопаде ледника Моренный –
первого правого притока западной
ветви ледника Чонтерен.
Уже ясно, что один запасной день мы «сожрали» на подходах. Какое-то было у меня по этому поводу не хорошее предчувствие…

На следующий день, 9.07. Илья начал оживать потихоньку, но к вечеру мы лишь выбрались в правобережный карман ледника Моренный, где ночевали и в 2002 году.


Ледопад ледника Моренный
И лишь на третий день, 10.07., пройдя весьма запутанный ледопад ледника Моренный (пол дня), мы поздним вечером вышли под перевал. Здесь есть взлет непосредственно на северный гребень Кашкара – там веревок 5 по довольно крутому льду, и есть простой снежный выход на боковой отрог – но потом до северного гребня 1-1,5 км по гребню, по кругу в виде подковы.


На леднике Моренный… Мы уже
продвинулись дальше, чем в
2002-м году, когда из-за снега
продвигались примерно на 2 км
за день…
11.07. Выбрали простой путь, за час с хвостиком вышли на гребень, но потом еще несколько часов шли по гребню, через карнизы и трещины, до седловины, ведущей на ледник Темирсу.

Спуск на ледник Темирсу есть – 2А-2Б к. тр. Значит, поднимались мы сюда не зря.

Гребень

Обедаем на седловине и стартуем. Гребень начинает задираться вверх.


На гребне… Высота – 5000-5100…
Одновременная страховка на таком снегу – просто фикция. Либо попеременка, либо перила… «Сванскую» страховку я не приветствую…

Но, поскольку без рюкзака здесь топтать быстрее и легче, начинаем вить цепочку перил.


Первые перила на траверсе…
Компенсация за отсутствие сложности в таких случаях – запускать на перила по два человека. Мы же еще не знаем, что время уже работает против нас.

Закончили в 21-15, десятой веревкой. Ставимся примерно на 5400.

12.07. Первая вершина (жандарм?) 5550 м.

До вершины провесили 5 с половиной веревок, чередуя то движение в связках, то перила.

С противоположной стороны – карниз поперек гребня, в обход его повесили еще две с половиной веревки вниз, потом снова связки и т. д. Бивак на очередном «удобном» карнизе.

Перед карнизом – одна веревка перил. Итог дня – 7 часов работы, 9 веревок, снова несложных.


Отметка 5550. Подъем

Отметка 5550. Спуск

Фрагменты прохождения в. 5620.
13.07. Связки, потом 3 несложные веревки под скальную башню отметки 5620.

Я бы его полез «в лоб», но передняя связка хочет попробовать обойти башню по льду справа.

Я не возражаю. Выливается это в две тяжелые веревки траверсом и еще полторы веревки влево вверх (траверсом дальше можно было идти еще день) по скалам и снегу на «макушку» жандарма-вершины 5620.

Все это удовольствие длиной в 4 с половиной веревки заняло 5 часов.


Фрагменты прохождения в. 5620.

в. 5650. Снимали в редкие просветы…

Фрагменты
траверса пе-
ред в. 5650

Начался снегопад, все затянуло. Прошли по гребню еще метров 300 под следующий технический участок, бивак.


Очередной бивак…
Прошли всего 6 с половиной веревок, из которых 3 сложных.

14.07. С утра ненадолго наблюдали солнышко. Успели пройти 1 сложную веревку через снежный наддув с карнизом, после чего все затянуло, пошел снег.

Вылезли на вершину 5650 м в 13-00. Пока обедали, видимость исчезла окончательно, но потом удавалось видеть перед собой 50-100 м гребня.

Несколько подъемов, спусков, потом крутой ледовый взлет – веревка вверх, дальше траверсом и 1 дюльфер метров 25 на перемычку. Лед, применили самовывертыш. 19-00, ставимся.

15.07. Видимость «0», Снегопад, сильный ветер. Сидим…


Траверс… 16.07… На пути к 6050…
16.07. Снегопад, видимость иногда до 100 м (и меньше). Довольно широкий снежно-ледовый гребень с выходами скал, местами перила, но в основном связки. Через 9 часов выходим на отметку 6050. Мы уже практически под вершиной.


Один раз, очень не надолго, показался
Кашкар…
17.07. Сегодня был самый худший вариант по срокам возвращения в базовый лагерь… А мы уже несколько дней не видим ничего вокруг, используя условные окна для того, чтобы прорваться вперед еще на 100-500-800 метров. Ветер практически ураганный. Метет снег. Много… Бензина осталось 2 литра. При стандартном расходе – на 3 дня. Три дня предстоит только спускаться… А мы пока сидим. Переходим на одноразовое питание… 200 гр. бензина в день… Дней на 10 хватит…

18.07. Да… Непогода какая-то нереальная… Уже намело больше 2-х метров… Рюкзаки откапывали – я свой нашел глубже метра под снегом, у Давида – метра полтора. Ветер нереальный… Палатки начинает заметать через верх, у нас над палаткой закручивается небольшой карниз… Вверх, в сторону Кашкара, уходит гребень сначала пологий, градусов 20-30 и метров 100, потом крутой… Да, ветер палатки MSR держат очень хорошо – этого у них не отнимешь…

Готовим (трамбуем) новую площадку и переносимся – иначе нас просто занесет снегом. Подошло время нашей единственной готовки – Давид дежурит. Передает нам автоклав с едой. Первый раз решили его не вскрывать, дождаться чая… Рев, шорох, и нас подминает, как пушинку, куда-то тащит. Лавина… Второй раз попадаю в лавину в палатке. Забавные ощущения… Замуровало нас капитально, сначала думал, что сами не выберемся, воздуха мало… Но ноги явно свободны… Палатку протащило метра 2-3 (до стены – чуть меньше 10 м), и заднюю ее часть не подмяло. Как-то выворачиваюсь на изнанку и вываливаюсь в свободную часть палатки. Я практически одет, т. к. в штанах из мембраны и внутренних ботинках (спальник уже давно мокрый, поэтому и сплю в них), а рукавицы из мембраны я как раз держал в руках. Так что через минуту я уже на улице. Стоит галдеж, идут первые раскопки. Давида замуровало капитально: готовил в тамбуре, но дышать есть чем, говорит только, что немеют руки. Минут через 15 откапываем… Пока копали, здорово по нему походили…

Лавина очень мне напомнила 1993 год, когда под седлом Хан-Тенгри оползнем раздавило палатку и погибли четверо… Тут сошла очень похожая… То есть произошло то, чего быть вроде бы не должно… Здесь мы даже не под седловиной стояли – на гребне…

Итак, все под 2-метровым слоем снега, а главное – примуса. Найти их – они же маленькие, а палатку утащило в сторону. Раскопки идут несколько часов – одной оставшейся лопатой, снегоступами, руками… Первое, что удалось найти через пол часа – примуса и чайник. Находка сразу принесла спокойствие (мне, что думали остальные ребята – я не знаю). Потом рюкзаки, палатки (вторую только замело по крышу). У нас сломало одну стойку, починили… Часа через три уже поставили на новом месте, а последний рюкзак откопали часов через 5. Рецидивов лавины больше не было.

Точка возврата

Есть такое понятие в авиации. Это на взлете, когда вы еще имеете возможность принять решение об остановке. А прошли точку возврата – только взлетать. Или в полете точка, перейдя которую вы уже не сможете вернуться на родной аэродром – только на другой или…


Южная стена п. Победы
Мы уже давно прошли точку возврата. То есть, путь назад по пути подъема намного дальше, чем путь вперед. Но есть еще этот вариант по «доске». Но на то она и «доска» - после таких снегопадов по ней идти как-то страшновато (а есть ли маршрут, где после этого будет не страшно?). Назад – это до базы 4-5 дней, в лучшем случае. По «доске» - черт его знает, может, на день-два меньше. Через вершину – а сколько еще идти до вершины? Мы, как бы, не толстеем, и не набираемся сил, сидя здесь. Когда все это все-таки закончится, как мы пойдем? Каким темпом?

Возникает какое-то ощущение нереальности происходящего. Как будто нас испытывают на прочность. Поддадим… Они не поворачивают… Так… Еще поддадим… Они не поворачивают… Лавина… Все сидят… У Вовки плохо с сердцем… Давно уже… И как результат – еще всякая дрянь в организме выползает… Надо срочно вниз…

Здесь в полной мере понимаешь степень автономности нашей экспедиции. Нам не с кем связаться по рации с просьбой поднести топливо и продукты. У нас нет промежуточных забросок на траверсе. Мы зависим только от самих себя. Все, что мы можем – это позвонить по спутниковому телефону и сказать, как нам «хорошо». Именно поэтому я его даже не достаю из рюкзака в эти дни. Лишь 21.07, после вершины, я сообщил в Москву, что вершина нам покорилась. И что из базового лагеря через пару дней сообщу подробности…

19.07. Ночью, часа в четыре, впервые прекратился снегопад… Утром – какие-то просветы, но видимости почти нет… Ждем до 12. К двенадцати задуло и замело с прежней силой. Выход не состоялся…

20.07. Появились какие-то просветы. Выходим… Месим снег в снегоступах, местами по пояс. Тяжело невероятно – мы с 15.07 питаемся практически один раз в сутки, в ходовые дни, добавляя к этому еще вечерний чай с «бутербродами». Через два часа выходим к крутой части – над скальным «треугольником» вершины. Она уже где-то близко, но мы идем безумно медленно. Начинаем вешать веревки – три веревки по снежно-ледовому гребню, еще три – по скальному, он пологий, но, как и положено на скалах, присутствуют стеночки по несколько метров, провалы и прочее. Темп – просто никакой. Видимости уже тоже никакой, метет снег. Эти шесть веревок идем часов шесть, или восемь. Уже снова поздний вечер, и мы как сонные мухи выползаем под купол вершины. Снежный склон еще метров 100-200-300? Нет, сегодня уже не реально, мы просто падаем. Завтра. Мы все еще не повернули назад…

21.07. Такое ощущение, что мы прошли испытание, и нас пускают… Внизу облака, вверху – чисто, вот он, купол, вот оно – солнце… Первый раз за бесконечную череду дней… Ветер, жуткий холод… Выходим поздно – вчера легли часа в два… Но в два часа дня мы на вершине…

Мне вчера прихватило ноги. Слегка. Всего один кровавый волдырь на большом пальце, но не опухли – и то ладно. Сегодня холоднее гораздо, но как-то обошлось…

Фрагменты выхода на вершину 21.07….

Больше всего мне не хотелось, чтобы наш выход на вершину выглядел как картинка «ежики в тумане». Не серьезно как-то. Но еще раз повторю – нас пустили…


На вершине…
Облака, но вот она – Победа, и еще кое-что. Мы – на вершине. Здесь одна пимпочка, а в 200 м от нее – купол, по альтиметру и то, и то имеет одинаковую высоту. Что из них считать вершиной – не так уж и важно, мы прошли через обе. Есть выходы скал, но сложить тур не из чего, а крюк тратить – жалко, тем более еще спускаться больше 2-х километров. Обойдемся без тура, тем более далеко не факт, что он сохраниться до следующих восходителей.


Спуск… Пересекаем 6000…
Начинаем спуск, в снегоступах. Спускаемся на перемычку между главной вершиной и Кашкаром Ю. Это отметка 6200. Далее врубаемся в ледовые сбросы, но довольно быстро находим правее спусковой гребень, вскоре пересекаем отметку 6000 м. Гребень становится очень острым и крутым, метров 150-200 приходится идти с попеременной страховкой, потом он начинает разветвляться, выбранная нами ветвь приводит на скальный сброс. Возвращаться нет ни сил, ни желания. Вешаем дюльфер. Одной веревки хватило до рантклюфта, но темп был такой дохлый, что этот дюльфер занял больше 2-х часов. Уже темнеет, но программу дня мы выполнили – ночуем на гребне перевала Плато, на высоте 5750.


Бивак на перевале Плато, 5750…
На фоне Победы…
22.07. Погода отличная, ураганный ветер, но в спину (да, мы-то уже на боковом гребне, а на основном ощущение такое, что там просто сдует, как пушинку). Начинаем спуск по склону к гребню перевала Божья коровка. Снегу… Под ногами доски… Много уже съехало… Пронесет, нет? Ждать мы, по понятным причинам, не можем… Но вниз - не вверх, можно лавины и поспускать…


Спуск с Плато…
Лавиноопасно
Из-под ног у Лехи уходит доска, сантиметров 30 толщиной… Потрогал остановившиеся кирпичи – тяжелая… Это не сильно успокаивает, так как снега нереально много. Везде ломаные линии оторвавшихся, и соответственно пришедших в «негодность» досок. Но то, что еще не оторвалось, внушает ощутимое уважение… Мы «рулим» вниз по этому делу больше 400 м по высоте, выходим, наконец, на гребень – здесь поспокойнее. Еще немного – и мы на перевале, две веревки вправо – и сидим под бергшрундом, на небольшом плато. Ниже ничего не видно, там начинаются ледовые сбросы, и где-то там нужно найти проход, чтобы набрать очередные 700 метров высоты до верхней части ледника. Два часа разведок влево - вправо через гребень, ничего путного не дают, так как единственный приемлемый для старта вниз скально-ледовый кулуар позволяет оценить первые 3-4 веревки, то есть первые 200 м всего спуска. Маловато. Итак, два варианта – обратно на перевал Божья коровка и спуск на ледник Моренный (плюс еще 2 дня до лагеря, бензина – только в примусах), или дюльфера в неизвестность с известным перепадом. Вниз существует реальная возможность переночевать на одной из широких скальных полок, что и склонило нас к решению пойти неизвестным путем (интереснее все-таки, да и нужно, наконец, закончить сквозное прохождение перевала Божья коровка).


Фрагменты спуска с траверса…
Должен сказать, что выбранный, в конце концов, вариант спуска не совпал ни с одним из ориентировочно планируемых вариантов – все они оказались неприемлемыми. Ныряем в кулуар, 50-70 градусов, первая перестежка почти висячая, но вторая веревка выводит на первую широкую скальную полку, заваленную, естественно, снегом. Разведка, и снова две веревки дюльферов, с неудобной перестежкой под нависающими сераками, выводят нас на следующую большую полку. Здесь предварительный вариант снова отпал – сбросы метров 300, зато оказалось, что есть проход влево, вдоль скальной стены – это, во-первых, а, во-вторых, на скальных полках оказался приличный слой льда, что, несомненно, сильно облегчило нам жизнь. Еще всего 3 веревки с небольшим отвесом в конце – и мы вывалились в широкий скально-ледовый кулуар, забитый комьями сошедших лавин. Эти лавины сослужили нам добрую службу – по льду и скалам местами пришлось бы вешать еще не менее 5 веревок, а так мы до ледника (4300-4400) сошли в связках. Уже восемь вечера, холодает. Отдыхаем под седловиной 4800, переобуваемся в снегоступы. Тут с седловины пошли камни… Было ясно, что до нас они не долетят, а всё равно страшно. Объем – огромный. Куски – по 1-2 метра в поперечнике. Мы чуть-чуть побегали… Довязываемся, стартуем… Снова обвал… Но теперь один 30-сантиметровый камушек «по баллистической траектории» перелетел рыхлый снег и воткнулся в ледник в метре от Ильюхи. Да, значит, может достать… Быстро уходим…


Фрагменты спуска с траверса…
По дороге лежит лавинный конус просто гигантского размера. Работа сил природы… Упираемся в очередной ледопад… До ровного ледника еще метров 300 по высоте… Проходим сначала по рантклюфту, а где-то в нижней части уходим влево на «бараньи лбы». Уже темнеет…

Спускаемся на ровный ледник, ставимся… В 12 ночи пьем чай с бутербродами… 9-й день одноразового питания закончен, спать, спать…

23.07. Хмурое утро. Я дежурный… Я думал, что буду дежурить на этой горе 1 раз, а сегодня у меня – 3-е дежурство… Пока готовил, застал солнышко… К концу сборов пошел дождь, но по низу все видно… Такое ощущение, что нас отпустили… Подарок за упорство…


Нижний ледопад на
спуске… Бивак на лед.
Божья коровка, 4000 м.
Пока готовлю, прикидываю варианты… Давид где-то, уже на спуске, умудрился поморозить пальцы на руках… У Вовки что-то с мотором… Значит, двое «выбывают» по состоянию здоровья, тащить их на Топографов – авантюра. У двоих сроку – до 5 августа. Даже если потратить на восстановление всего пару дней – остается дней 8 в горах. Пройти за восемь дней Топографов и потом еще пару перевалов – просто невозможно. Любая из реальных программ – с вершиной или без – потребует не менее 15 дней. Значит, еще двое выпадают… Остаемся только мы с Лехой, вдвоем. Явно пахнет авантюрой. Нужно ли?

Такие дела… На самом деле, вариант возможного сворачивания экспедиции в связи с возникшими обстоятельствами маячил передо мной уже несколько последних дней. Оставалось лишь обсудить со всеми и подвести к подобному грустному решению… Что делать, такой уж год…


Базовый лагерь… Здесь проходили все
наши дневки… Нет, у нас не было
больших кемпингов и прочих удобств –
наша экспедиция слишком маленькая…
Под проливным дождем со снегом идем вниз. Ледопад в среднем течении ледника Божья коровка, похоже, поплыл за два года, и сильно усложнился. А может, по дороге вниз просто не нашли нормальный проход – ледопад плоский и совершенно не читается. В итоге, вместо нескольких часов к слиянию с Чонтереном шли пол дня. Зато в правобережном кармане нашли большой камень с нависанием, под которым замечательно пообедали, укрывшись от дождя. По-моему, желудок очень удивился, когда его накормили… Этот обед состоялся первый раз за последние 10 дней.

Дождь усилился… Мы плетемся весьма неторопливо, и лишь к восьми вечера выходим к нашей базе. Все… Мы спустились…

24.07. Дневка… Солнце… Сушим вещи – ничего сухого давно нет… Я даже не знаю, как удавалось согреться в спальнике из двух тряпочек в последние дней 8.

Обед… Мы обсуждаем судьбу экспедиции… Всем понятно – нам не осталось другой дороги, кроме дороги домой. Гора – очень тяжелая, совсем не «халява». А далась еще тяжелее…

Почти на пределе. Почти… Мы реализовали едва ли треть наших планов. И Топографов – вот он стоит, ждет своих первопроходцев по южным маршрутам. Кто знает, пока «наше» ребро никто не трогает, и может быть, нам еще удастся встретиться. Когда? Не знаю… Вряд ли что-то получится в ближайшие несколько лет, разве что найдутся спонсоры на очередную экспедицию. Без посторонних денег мне ее пока не потянуть.

Пик Военных топографов.Снимки 2004 и 2002 годов.
Так вот, мы реализовали лишь треть наших планов. Но что самое странное – ни у кого не возникло чувства потери, наоборот – доминирует чувство удовлетворения. У всех. Даже у меня. Мы сделали «Гору». Несмотря ни на что. Упираясь до последнего. Нет, не любой ценой, но до конца. И мы победили… Нет, не гору, конечно. Самих себя. Оно там по-другому и не бывает. Либо ты побеждаешь… Сам себя. Либо проигрываешь – всему.

Вершина Кашкар… Технически – что-то на уровне 4Б, хотя, вероятно, с высотой и протяженностью можно рассматривать, как маршрут 5А к. тр. Ну а по морально-физическим затратам мы прошли хорошую «шестерку» - в этом я абсолютно уверен.

Итоги.

Это было первовосхождение на шеститысячник в условиях, близких к кошмарным. И результатом нашей экспедиции стал первый «русский» шеститысячник в Китайском Тянь-Шане. Наверное, не такой плохой результат. Да, у нас не получился поход шестой категории сложности – кстати, впервые в моей практике. Но все бывает первый раз.

Шеститысячников тут осталось еще более двадцати, из которых, по крайней мере, четверть возвышается отдельными массивами, с подножьем на высотах около 4000 м. На те из них, которые мы наблюдали, простые маршруты отсутствуют. Из всех имеющихся здесь шеститысячников покорен, кроме Кашкара, лишь один, японцами, лет десять назад. Район труднодоступен, как по рельефу, так и по деньгам, по оформлению документов.

Заключение.

В заключение выражаем благодарность нашим спонсорам – компании «Альпайн-Трейд», предоставившей в наше распоряжение комплект снаряжения начиная от палаток и заканчивая всевозможным «железом» и одеждой, компании «Гала-Тур», предоставившей нам высококачественные продукты питания, магазину «Кант», обеспечившему частичную экипировку команды с большими скидками и другим сочувствующим и помогавшим, чтобы наша экспедиция состоялась.

© 1999-2024Mountain.RU
Пишите нам: info@mountain.ru