"Самый хороший сезон в Таиланде – это декабрь, январь и февраль.
У них там зимой прохладно +30 градусов, а летом жарковато +50 и дожди. Так что
мы поехали туда в феврале. Единственное, о чём мы очень жалеем, так это о том,
что были там только 2 недели, самое дорогое – это, всё-таки, перелёт. У нас
получилось замечательное путешествие, отдых и тренировки в удовольствие..."
Автор: Илья Михалев, Москва
Архыз. Январь. Ски-тур
Осуществилась давняя задумка, покататься/походить на лыжах в районе Архыза, причем именно в формате ски-тура, а не лыжного похода. Несмотря на возрастающую популярность района, в том числе и для катания в формате хели-ски, доступной информации по конкретным маршрутам спуска/подъема очень мало. Лыжники, как выяснилось, здесь бывают, и каждый год. Встретили, например, группу ростовчан под руководством местного гуру Игнатенко, которые регулярно наведываются сюда. Но информации об их путешествиях 0, в И-нете, по крайней мере. Все узнали только из личной встречи на лыжне. Кое-что полезного почерпнули из отчета Константина Бекетова от 2008 г, из небольшого очерка Сергея Романова о спуске с г. Смирнова и из личных бесед с гидами Кириллом Анисимовым и Николаем Веселовским. Последний любезно предоставил (и разрешил использовать) несколько панорам Софийского хр. и дал конкретные рекомендации по выбору ущелий, притоков р. София. Вот собственно, я и хотел бы осветить свой первый опыт (и почти уверен, что не последний) хождения/катания в данном районе. С нашей точки зрения, район таит в себе неисчерпаемые возможности для ски-тура, а освоение района, как ни парадоксально, играет этому только на руку. Мягкий, сглаженный рельеф, небольшие абсолютные высоты и приличные перепады, это именно то, что и нужно для ски-тура.
В первоочередных планах было посещение Софийского ущелья, по возможности хр. Абишира-Ахуба и плато Габулучат.
1. База Таулу после снегопада
Первый момент – размещение. Остановились на т/б «Таулу» (Фото 1), приспособленной под зимнее существование. Выше пока ничего приемлемого нет. На НГ и каникулы желательно забронировать домик заранее, поскольку большой наплыв отдыхающей пьяни из окрестных поселений и г. Ростова, Ставрополя и т. п. В остальное время, по словам хозяев, народа мало. Для проживания желателен теплый спальник и коврик, все домики летние и отапливаются самостоятельно буржуйками (Фото 2). Топишь – тепло, перестал – холодно. На НГ может быть весьма морозно.
2. Обогревательные элементы на базе Таулу
Дрова предоставляются, напиленные «чушки» (не всегда сухие), колоть приходится самим, поэтому и приличный топор/колун будет не лишнее иметь с собой. Электричество – дизель-генератор, который включают на несколько часов вечером. На базе можно заказать и питание, по крайней мере, ужин вполне целесообразен. Завтрак лучше готовить самим, ибо персонал душевен, но неспешен. Дорога до базы (около 2 км от основной трассы на Лунную Поляну) чистится регулярно, однако у машин типа Форд Транзит были проблемы с заездом/выездом. Легковушки заезжали без проблем. Рядом есть еще одна база, тоже вроде частично отапливаемая, но о ней ничего сказать не можем. К слову сказать, хозяин базы «Таулу», Мусса, планировал летом забросить в верховья р. София пару балков, типа вагончиков. Если они будут отапливаться, то могут быть неплохим подспорьем в радиальных выходах в верховья, экономя 2-3 часа пеших подходов/отходов. О заброске на снегоходе, вероятно, можно будет тогда договориться. В ближайшем будущем появится новое теплое жилье на Лунной Поляне, но это будут скорее уже гостиницы, заточенные под местный строящийся г/л курорт. Там будет смысл останавливаться, планируя ски-тур на хр. Абишира-Ахуба и в верховьях р. Дукка. Впрочем, когда это будет, одному богу известно.
Софийский хребет (Фото 3) может быть самостоятельной целью любой поездки. На карте-схеме (Фото 4) показаны маршруты, пройденные группой. Краткие описания и комментарии привожу ниже.
3. Панорама Софийского хр. (предоставлено Н. Веселовским)
4. Карта местности с нанесенными маршрутами группы
5. Лесовозная дорога в ущелье Орленок
6. Склоны на левом борту ущелья Орленок
1. Ущелье Орленок. Это первый, считая снизу, левый приток р. София. Он наиболее близок к базе «Таулу», и сюда можно сходить, имея в запасе даже полдня. Для захода в ущелье не надо выходить на дорогу, идущую по долине Софии, а сразу от базы «Таулу» подняться вдоль р. София и перейти ее по мостику на левый берег. Сразу за мостом начнется чистая лесовозная дорога, забирающая прямо на склон Софийского хр. и плавным траверсом выводящая практически к границе леса в ущелье Орленок (Фото 5). Как уже упоминалось выше, освоение района, в т. ч. и хищнические вырубки леса, в некотором роде облегчают жизнь именно лыжникам, ибо путь по лесному бурелому или летним туристским тропам представляется здесь наиболее трудоемким. Напротив, вырубки (при достаточном количестве снега) - замечательное поле деятельности для мини-фрирайда. Уклон, как правило, более чем достаточный. Движение по левому борту приводит к границе хвойного леса. Справа по ходу остаются замечательные недлинные поля целины с гребня (Фото 6). При недостатке времени можно «катнуть» и здесь. Само ущелье замыкается невысокой скальной ступенью, которую обходить по широкому снежному кулуару левого борта (Фото 7). Подъем серпантином, обратно здесь же замечательный склон для спуска. Выше долина выполаживается, слева по ходу остается седловина в ущелье р. Гнилая (Фото 8), возможно замечательный вариант для кольцевого маршрута, к сожалению, нами не осуществленный, со спуском по левому борту ущелья р. Гнилая (Фото 9). Дальнейший некрутой подъем по левому борту приводит на седловину N 549 (схема на Фото 4) (Фото 10). С седловины открывается замечательный вид на массив г. Дукка и бескрайние целинные поля в верховьях р. Белая (Фото 11). На юг просматривается короткое ущелье, ведущее, вероятно, в сторону пер. Орленок (N 385 на схеме) (Фото 12). Вниз, в долину р. Псыш ведет широкий некрутой кулуар, вначале замечательный для спуска (Фото 13). Однако далее он приводит на поля, сплошь заросшие березовым криволесьем, траверс же вправо/влево по хвойному лесу может привести на скальные сбросы. Короче засада, повторять не рекомендуем. Лучше было бы спуститься по пути подъема или в долину р. Гнилая. Однако, прорвавшись сквозь лавинный березняк, выходим на вырубку по левому борту ручья, по которой спускаемся к р. Псыш (Фото 14). Далее через реку (мелко) и по дороге на левом берегу р. Псыш до местной г/л базы с сиротским 100 м бугельным подъемником. Отсюда до Таулу можно взять машину.
7. Ступень в ущелье Орленок. Обход справа по ходу подъема.
8. Ущелье Орленок выше ступени. Г. Кара-Джаш и седло на р. Гнилая.
9. Нижний участок Софийского хр. с востока (предоставлено Н. Веселовским)
10. Выход на седло № 549 (см. карту на фото 4) из ущелья Орленок
11. Спусковой кулуар в Псыш и скала Горячева с седла № 549
12. Долина, ведущая к пер. Орленок
13. Спусковой кулуар в Псыш с седла № 549
14. Вырубка по левому борту спускового кулуара перед р. Псыш
Для подхода к остальным притокам р. София и прохода в ее верховья, целесообразно сразу из базы «Таулу» выйти на летнюю дорогу (возможен буранный след или лыжня) на правом берегу р. София, и по ней подойти под желаемый приток.
2. Ущелья р. Гнилая и Гамеш-чат (второй и третий левый снизу притоки р. София) нами не посещались (Фото 9). Впрочем, по ним просматриваются пути подъема и спуска, за исключением варианта подъема по р. Гамеш-Чат, из-за крутизны. Его же не рекомендовал на подъем и Н. Веселовский. Однако, спуск по нему возможен, ближе к правому борту.
15. Средняя часть Софийского хр. с востока (предоставлено Н. Веселовским)
16. Ущелье Кашха-Эчки с дороги по Софийскому ущелью. Показан путь захода.
3. Ущелье р. Кашха-Эчки (четвертый снизу левый приток р. София). Само ущелье обрывается к долине Софии крутой устьевой ступенью, которую можно обойти по лесовозной дороге, начинающейся на правом борту ручья (Фото 15, 16) и далее траверсом направо по ходу через еловый лес (Фото 17). Для этого перейти р. София по льду и мимо синего вагончика выйти на лесовозную дорогу, хорошо видимую внизу на снимке 15. Путь не утомителен. Выше ущелье представляет собой некрутую долину, поднимающуюся ступенями. Мы сумели подняться только на первую ступень и спустились по пути подъема. Возможен вариант спуска по левому борту (Фото 18, снято со склонов хр. Чагет-чат). В долине р. София, метров 200-300 выше устья р. Кашха-Эчки, стоит кирпичная летовка с полуразрушенной печкой и выбитыми окнами (Фото 19). Пригодная, разве что, для аварийного ночлега.
17. Заход через лес в ущелье Кашха-Эчки
18. Нижняя часть ущелья Кашха-Эчки со склонов хр. Чагет-чат
19. Полуразрушенный кош в долине Софии напротив устья р. Кашха-Эчки
4. Ущелье р. Ак-Айры (пятый, верхний левый приток р. София). Пожалуй, наиболее пологое из всех ущелий, левых притоков р. София. В устье р. Ак-Айры стоят летовка, с виду хорошая, и баня, сложенная из бетонных блоков. Возможно, пригодные для ночлега. Перейдя по льду р. София и по бревну р. Ак-Айры, выше ее устья на левый берег, мимо избы поднимаемся по неширокой просеке в долину Ак-Айры и далее в ее левый исток (Фото 20). Правый и центральный истоки, видимые на фото, довольно крутые для подъема. Мы сумели подняться только на первую ступень левого истока (выше не хватило времени), серпантином по снежному склону (Фото 21). Выше просматриваются некрутые верховья долины (Фото 22). Очень заманчиво было бы замкнуть кольцо с подъемом по этому истоку и спуском по долине р. Кашха-Эчки. Увы, на это нужен достаточно длительный световой день, а в январе, стартуя из базы Таулу, времени катастрофически не хватает. Сзади открывается г. София с правым истоком р. Ак-Айры (Фото 23) и хр. Чагет-Чат с бескрайними целинными полями (Фото 24).
20. Ущелье Ак-Айры из долины р. София
21. Заход в левый исток р. Ак-Айры
22. Верховья левого истока р. Ак-Айры
23. Г. София из долины левого истока р. Ак-Айры
5. Хребет Чагет-Чат. Правый борт Софийского ущелье не в меньшей, если не в большей степени, приспособлен для катания. Причем подниматься на него можно в различных местах. Следует избегать лишь явных лавиносборников. Спуск можно начинать практически с любого места, до которого позволили дойти погода, видимость, время. Осуществить спуск с самого верха не удалось из-за нехватки времени, перепад на подъем довольно внушительный.
24. Хр. Чагет-чат из долины левого истока р. Ак-Айры
Оконечность хребта Чегет-чат, г. Косая (2746.9) (Фото 25) довольно крута, и вероятно, трудоемка для подъема. Однако выше по долине Софии, склоны хребта выполаживаются и образуют несколько выраженных цирков. У основания первого, если считать снизу, находится кош, невидимый с дороги (Фото 26). К этому кошу, вероятно, идет дорога, отходящая выше по склону от основной, в нижней части Софийского ущелья. Выше коша, на правом по ходу подъема отроге, замечательные для катания склоны. Спуск приводит прямо к дороге, идущей по Софийскому ущелью (Фото 27). Следующие примечательные склоны хр. Чагет-Чат находятся выше упоминавшейся избы (Фото 19), стоящей напротив устья р. Кашха-Эчки. Выходить на них надо либо по лесистым отрогам, либо по распадку выше по течению р. Софии и затем траверсом вдоль хребта немного обратно (Фото 28, снято из противоположного ущелья, Кашха-Эчки, и Фото 29, снято от устья р. Ак-Айры). Замечательный спуск немного наискось вправо выведет обратно к той же самой избе в долине р. София (Фото 30, 31). При наличии времени и сил можно подняться до самого хребта Чегет-чат. Третий участок хребта, привлекательный для ски-тура, примыкает к Софийскому седлу (Фото 32). Однако туда мы не добрались.
25. Оконечность хр. Чагет-чат из долины Орленок
26. Склоны в нижней части хр. Чагет-чат
27. Склоны в нижней части хр. Чагет-чат
28. Маршрут подъема и спуска по склонам хр. Чагет-чат. Фото из ущелья Кашха-Эчки
29. Тот же маршрут. Фото из верховьев Софийского ущелья
30. Склоны в средней части хр. Чагет-чат
6. Г. Смирнова (Фото 33). Идею сходить на г. Смирнова почерпнули из очерка С. Романова, выложенного в И-нете. Не факт, что мы поднимались/спускались тем же путем, их там пожалуй несколько. Сама г. Смирнова от базы МЧС представляет из себя большую подкову, ограниченную С-В и З гребнями, между которыми находится обширный цирк-лавиносборник. Подъем возможен на оба гребня. От базы МЧС (куда доехали на машине) метров 200 вперед по дороге, а затем к мосту-бревну через р. Архыз. Выше начинается лесовозная дорога (с развилками), выводящая на С-В гребень г. Смирнова. Прямо под ним находится склон доморощенного бугельного подъемника, вероятно, можно подняться и оттуда. Главное найти нужную лесовозную дорогу. По гребню (после снегопада, глубокая тропежка) подошли под вершинный взлет у кромки березового криволесья (Фото 34). На саму вершину уже не оставалось времени. Спускаться решили в цирк, из которого поднимались, хотя просматривались и логичные линии к г/л базе бугельного подъемника. Спускались по правому краю цирка, забирая к еловому лесу направо. Очень редкий березняк, хороший уклон и отличный снег (Фото 35). Выезд на самое дно цирка осложнен каньоном, выше него траверсировали направо в лес, и вышли на очередную лесовозную дорогу. По дороге, с выходом на свои подъемные следы, вышли к базе МЧС, где ждала машина.
На обратном пути наблюдали Эльбрус, в неожиданном для нас ракурсе (Фото 36).
31. Направление спуска к р. София с хр. Чагет-чат. Выезд к кошу у устья Кашха-Эчки
32. Верховья Софийского ущелья
33. Г. Смирнова с хр. Чагет-чат
34. На северо-восточном гребне г. Смирнова
35. Спуск по заснеженному криволесью с г. Смирнова
36. Эльбрус с дороги Архыз – Невинномысск
Некоторые выводы и рекомендации:
1. Январь, месяц с коротким световым днем. Это, пожалуй, главная проблема для продолжительных маршрутов. Времени даже от темна до темна едва хватает, особенно при глубокой тропежке. Ну и «физуху» желательно иметь покрепче.
2. В начале зимы можно попасть в малоснежье, что и было у нас. Однако в середине нашего пребывания мощно посыпало.
3. Вообще-то территория Софийского ущелья не относится к погранзоне, однако она регулярно патрулируется пограничниками на снегоходе. Документы желательно иметь при себе. Любопытное наблюдение, патрулирование велось лишь при наличии следов (лыжных) по долине. Когда через несколько дней после снегопада мы спустились с Софийского хр. в долину р. Псыш (маршрут 1), то выйдя на дорогу уже в реальной погранзоне, не обнаружили и намека на патрулирование. Короче протропили ее по полной до г/л базы. Пропуска мы оформляли.
4. Лавиноопасность была не высокой. По сути, видели только одну маленькую лавину, сошедшую «до грунта». Ну, и после, снегопада по лавиносборникам на хр. Чагет-Чат просыпалось. Но эти места очевидны. «Доски» за время нашего пребывания еще не сформировались.
5. Февраль-Март представляется нам более предпочтительным временем для подобных мероприятий в этом районе.