Mountain.RU
главная новости горы мира полезное люди и горы фото карта/поиск english форум
"Горы в фотографиях" - это любительские и профессиональные фотографии гор, восхождений, походов. Регулярное обновление.
Горы мира > Тибет >
Всего отзывов: 0 (оставить отзыв)
Автор: Игорь Краснов, Казань

Ларке Пасс. Часть 3


За нами – хребет Манаслу Гимал

Начало сказки

За спиной – Гималаи

Пересекаем ложе отступившего ледника

Начало волшебного леса
Тика Дакал. Это наш гид.
Для Сергея Т. он был настоящей палочкой выручалочкой. Когда тот с печальными глазами, не видящими ничего вокруг, рассекал воздух мимо, я уже знал, что он убегает в укрытие и наступает очередь Тики включать терпение.
Лара переключала своё внимание на Тику и тогда казалось, что более гармоничной пары не бывает.
Беспрекословный, всегда готовый помочь, всегда в ожидании исполнить что-либо очередное неисполнимое, нацеленный устроить нам праздник по всякому поводу.
Мне казалось вначале, что он просто отрабатывает деньги, но это, к счастью, оказалось не так. Это его суть. В доброжелательности он бы дал фору кому угодно, даже Сергею Т. Хотя и его Лара в первое время приводила в ступор своими иррациональными приказами.
Тогда он обращал взор на меня в попытке понять – ему показалось, что здесь что-то не то, или этот приказ на самом деле просто блажь? Что делать? Угождать или как-то выкрутиться? Мы помогали ему, конечно, выручали из безнадежных ситуаций, порой просто жалели. Это не пришлось делать долго.
Он быстро во всём разобрался и приспособился к Ларе. Когда ему было понятно, что в Ларе опять проснулась английская королева, он ловко использовал языковый барьер, невинно улыбаясь, излучая любовь.
Смотрел ей преданно в глаза, умоляя помочь ему в его желании понять, что же ему следует сделать для неё хорошего. Как правило, выражений верноподданических чувств королеве было достаточно и она забывала о своих просьбах. Все были довольны. Я думаю, после такой практики он и в нашей армии не пропадет.
Два главных принципа – любить командира, как отца своего и не спешить выполнять приказ-а вдруг отменят, им усвоены чётко. Утро каждого дня и вообще любое обращение к Ларисе он, на всякий случай, начинал с вопроса: "Лара is O'k?" По интонации отзыва он уже знал чего ждать и дальше действовал исходя из обстоятельств.

Он проявил себя только с самой лучшей стороны. Поначалу мы относились к нему с подозрением, считая вражеским агентом на нашей территории.
Не очень доверяли, думая, что он преследует какую-либо корысть, пытаясь по своему усмотрению поселить нас где-либо или накормить чем либо. Это было следствием тех непростых переговоров. Мы ошибочно записали его в компанию клерков из турфирмы, хотя он был просто наемным работником. Кроме того, мы переживали, что нам достанется что-нибудь некомпетентное, поскольку зачастую турфирмами в гиды навязывались совершенно случайные люди, становившиеся обузой для групп. Об этом я читал и был готов к такому. Но нам снова повезло.
Он был и грамотным гидом и хорошим человеком и просто сильным парнем, способным взять на себя чужие обязанности, помочь. Он уже ходил этот трек три раза, знал здесь всё и ему было что сравнить.
Он видел разных людей и разные горы. В том числе и горы поклажи, которую привозили с собой разные группы, в стремлении всё предусмотреть. Для переноски которой приходилось организовывать караваны портеров.
Его трудно было чем-либо удивить. В этом смысле, наша аскетичность ему очень импонировала.
Мы взяли в трек только самое необходимое, потому что были готовы к тому, что придется пойти автономно. Риск не договориться с турфирмой был и мы были готовы к тому.
Ему не могло не понравиться, что с нами был минимум хлопот. Не приходилось нянчиться, излишне опекать. Опекать ему пришлось портеров, потому как они оказались слабым звеном, хотя обычно бывает наоборот. Ему понравилось и то, что мы не подчеркивали свой статус клиентов, делали сами всё, что могли и что привыкли делать в своих походах.
Мы понимали, что пройти перевал нужно всем, что у нас один коллектив и в наших интересах, чтобы никто не выпал. Потому и тропили снег на подьеме и спуске, выбирая оптимальный путь, обустраивали биваки и т.д. Делали всё, чтобы у нас всё получилось!


Вид с тропы
А всё и в самом деле удалось. Самым наилучшим образом.
Всё сложилось очень удачно. И в этом есть элемент везения. Потому что в горах невозможно быть уверенным на все сто.
Зависишь от очень многих факторов, каждый из которых может поставить крест на твоих планах.
Скажем, снежная обстановка на перевале. Не секрет, что его ходят или через него водят, когда он чист, когда тропа на спуске к Бимтангу свободна от снега. Когда она не залита натечным льдом. А там приходилось траверсировать крутые, протяженные склоны. И когда под снегом обнаруживался коварно притаившийся лед, приходилось смотреть в оба, чтобы не улететь. Не бог весть какие сложности, конечно, но портеры могли отказаться идти в таких условиях. Ведь трое из них на перевале впервые. Жители равнин. Как потом сказал Тика, с самого начала реально рассматривался лишь вариант возвращения из-под перевала обратно в Аругат.
Об этом же говорили и на чек-пойнтах, мол рановато пришли, никто еще не проходил в этом году. Даже в базовом лагере под Манаслу никого нет. Думаю, наши портеры лелеяли надежду на возвращение, но она не сбылась.
Зато сбылась наша. Уже в долине Марсианди, в Тале, мы повстречали группу, шедшую нам навстречу на наш перевал. Между гидами состоялся разговор.
В той группе портеры также не собирались на перевал, надеялись, что он пока непроходим и что не придется забираться так высоко. Наверно и доводы были уже придуманы.
Вот уж тот гид расстроился!


Царица ущелья – Манаслу
Очень повезло с погодой. Когда представляешь себе будущее путешествие, горы, виды, воображение рисует цветочки, зеленую травку, белоснежные вершины и т.д. на фоне голубого неба. Всё освещено и согрето ласковым солнышком. Вот именно так у нас всё и было, а не наоборот, когда вылезаешь на панорамную точку и не видно не зги, когда месишь дорожную грязь, а мокрая трава делает бесполезными даже бахиллы.
Когда сидишь в палатке и ждешь погоды, а время уходит. И когда оно уходит совсем, собирашь всё в кучу и уходишь домой, даже не оглядываясь назад.
И ладно если на последнем биваке появляется пресловутое голубое небо, солнце, давая возможность высушить всё и хоть издали посмотреть на красоту, которой полюбовались многие до тебя и полюбуются после, но без тебя. А тебе остаётся только надеяться.


Рододендрон
Безумно повезло с выбранным маршрутом. Ещё дома было понятно, что придется побольше повозиться с организацией этого мероприятия.
Потратить побольше времени и денег. Но это того стоило.
Без всяких сомнений - этот трек, пока что лучшее, что довелось увидеть в Непале. Тихое, безлюдное ущелье реки Бури Гандаки, где мы не встретили ни одного туриста, где замер бег времени, остановился почти.
Где люди ходят в том, в чем ходили их предки, носят то, что носили до них, едят то, что традиционно едят в этих краях. Далбат был единственным блюдом на протяжении всего похода и до отвращения дело не дошло. Можно есть и жить, оказывается. Если не игнорировать мероприятия, связанные с гигиеной. Пить кипяченую или бутилированную воду, например. При появлении сомнений в качестве воды, принимать противоамёбную микстуру, которая продавалась без рецепта в магазине и по вкусу напоминала обыкновенный виски. Это не добавляло аутентичности, к сожалению, но мы компенсировали это употреблением местных сортов.
Зато во всём остальном этой самой аутентичности было в избытке. Я часто ловил себя на мысли, что теперь знаю, где живут те колоритные персонажи, что изображены на рисунках в сувенирных лавках, именно с этих людей писались танки, которые я разглядывал в Катманду.
Только здесь я увидел те самые безмятежные спокойные лица, бесхитростные приветливые улыбки. Мне казалось, что люди, живущие здесь свободны от суеты вообще. Неторопливы, потому что знают – всему свое время. Подчинены естесственному ходу событий. Видят и понимают знаки посылаемые окружающим миром, встают с рассветом, ложатся спать с закатом.
Единственное, что нарушает здесь ритмичный, спокойный ход событий – дети, которые как и везде хотят всё успеть, не могут просто ходить, им надо бегать, шуметь, привлекать внимание.

Тропа была фантастически зрелищна! Подкидывала всё новые и новые откровения.
Обычно кульминация совпадает с прохождением самой высокой точки – перевала.

Солнечный мох

Перекус

Намастэ-э-э

Парк
Здесь же она пришлась на окончание похода, не на перевал и получилось так, что мы всё время шли к нему, к самому главному моменту. Менялись пейзажи, менялась природа, менялись лица людей вместе со сменой этнических групп, населявших долину Бури Гандаки. Каждый день был новым, непохожим на предыдущий. Мы забирались выше и выше и когда на подходе к Ло впервые показалась двурогая вершина Манаслу пришло ощущение, что развязка близка. Скоро наше приключение закончится.
Как оказалось, мы ещё четыре дня шли на перевал, обходя Манаслу против часовой стрелки. Она почти всё время была в пределах видимости, совсем рядом. А исчезла из поля зрения только в конце пятых суток. Вот такие там масштабы!

Казалось, что по пути на Ларке Пасс мы насмотрелись всего, что нас уже ничем и не удивишь. Но, к счастью для нас, самое интересное, самое необыкновенное нас ожидало за перевалом.
Мы настроились на обыкновенный выход в люди, думая, что всё лучшее позади, а попали в настоящую сказку! Этот уголок Гималаев подарил нам калейдоскоп чудесных видов в режиме нонстоп. От самых суровых, до пасторальных. Начиная с перевальной панорамы вершин, мощных ледопадов, языков ледников, грандиозных береговых морен, где всё было огромным, диким, увеличиваясь в размере, становясь ещё громаднее по мере спуска.
И заканчивая уютным парковым лесом с зелёными лужайками, прозрачными родниками. По пути мы пересекли ложе отступившего ледника, по конгломератному склону забрались на его правую береговую морену и ступили в лес, от которого потеряли дар речи.
Никакой ландшафный дизайнер никогда не сможет сотворить подобное.
Пихтовый лес, напоенный ароматом хвои, которым невозможно было надышаться, заросли рододендронов, светлозелеными пятнами выделяющиеся на фоне темной хвои, оранжевая подстилка из опавших иголок и желтые гирлянды моха, подсвеченные лучами солнца, создающие праздничное, солнечное настроение.
Огромные валуны, затейливо расставленные вдоль тропы – нерукотворный сад камней – также покрытые мхом, но уже зелёным. И окна голубого неба в кронах и ледяные купола Манаслу и его ближайшего окружения. Отсюда невозможно было уйти и мы застряли здесь надолго, обращая внимание друг друга на всё новые и новые восхитительные виды, ракурсы.
Не думаю, что ошибусь, если скажу, что всеми овладела эйфория. И это состояние длилось не минуты, а часы.
Уже и гид с портерами просто махнули рукой на нас, сказав, что тропа одна, когда придёте в себя, догоните. Сбор в ближайшем селении, где есть еда и кто-нибудь живет. Нам было всё равно.
По мере спуска пихты сменялись соснами, потом удивительно светлым парковым лесом, который еще не выпустил листву, но всё говорило о скором пробуждении. Пахло весной, обновлением. К запаху хвои примешался терпкий запах жасмина, потом других цветов, словно природа демонстрировала всё на что способна.
Жаль, но всё это закончилось запахом дыма и навоза, когда мы вышли в люди. И снова подумалось об относительности всего.
Когда выбираешься из города, запах дыма кажется невероятно вкусным, да и навозный запах тоже ничего, волнует.
Да, Лара? Запахи эти навевают ощущение свободы, что ли, ощущение того, что скинул некие путы, условности - может от того и волнуют?
А тогда, в тот момент, я как Штирлиц, подумал - это конец. Конец чему-то необыкновенному, чудесному. Добро пожаловать в сложный запутанный мир.

На следующий день, когда мы уже были на тропе в долине Марсианди, быстро превратившуюся в дорогу, по которой пока ещё сновали бесчисленные толпы путников, которую взрывали, поднимая пылевые тучи, закрывавшие солнце, которую расчищали мощные грохочущие механизмы, сталкивавшие в Марсианди разбитую в обломки горную породу, стало так не хватать того уединения и тишины, что царили в нашем походе.
И еще стало очевидно, что из этих мест покой ушёл навсегда вместе с аутентичностью. Их надо искать в других местах. Хочется надеяться, что таковых ещё много и на наш век хватит!

Я очень рекомендую этот трек. Но, возможно, его следует ходить после похода к Эвересту по Соло Кхумбу и после трека по Марсианди вокруг Аннапурны.
Иначе останется сожаление от того, что из тех мест, и как это ни странно - на потребу туристам, ушла первозданность. Это сразу бросится в глаза, поскольку всё относительно и познается в сравнении!
А Эверест тут, конечно же, ни при чём. К нему народная тропа всё равно не зарастёт никогда!
Для любителей цифр.
Нам наш трек обошелся в 650$ на человека, хотя начинали с 1600$! Сюда вошёл трансфер из аэропорта в отель и обратно, две ночи в отеле (Moonlight, 3 звезды с завтраком), все пермиты в общей сложности на 350$ в количестве 4-х штук, джип до Аругата из Катманду и туристический автобус из Похары, куда мы заехали отдохнуть после трека, в Катманду.
Кроме того сюда же вошла оплата услуг гида и 4-х портеров со всеми их расходами. Мы бы хотели, чтобы нас за эти деньги ещё и кормили, но увы. Тут пришлось уступить и тратиться дополнительно, что в итоге вылилось в 50$ на человека с пивом и виски, расходы на которые составили как минимум 70% от этих 50$!
Здесь есть ещё над чем поработать, если надо! Нас же устроила и эта сумма. За две недели счастья – более чем скромная плата! Двух недель на трек достаточно при самом вялом движении, при самом плохом раскладе, поэтому разговоры о трёх неделях пути сразу пресекайте.
Так что, теперь когда и вы вооружены знанием и если желание уже появилось – в добрый путь! Удачи!

Часть 1 ____ Часть 2
© 1999-2024Mountain.RU
Пишите нам: info@mountain.ru