Подсказка | ||
При вводе Логина и Пароля, обратите внимание на используемый Вами регистр клавиатуры! |
||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Начнем с определения
Иркутчане – это особый вид особей, которые, несмотря на свой относительно небольшой ареал обитания, периодически встречаются в разных уголках земного шара, в том числе и за пределами Российской Федерации. Как правило, их внезапному появлению предшествует нашествие с воздуха стай так обожаемых ими крупных белых мух, называемых в простонародии снегом. Сбиваясь в плотные группы, от двух и более (неограниченно) особей (лыжной или бордической масти), они устремляются в направлении, неизбежно противоположном общей трассе, чем вызывают острое недоумение у особей местных популяций, и устремляются по бескрайним снежным полям в поисках неизбежно настигающей их з…ницы, из которой им всегда приходится с треском выбираться. И ее, родную, они находят везде, даже там, где ее по умолчанию не должно быть. Говоря проще – это МЫ, разношерстная команда любителей активно и нетривиально отдохнуть, отправившаяся на поиски нетронутой снежной целины в "самое снежное" место на планете – Узбекистан. Но стоп, все по порядку… Дорога
Хотя это не помешало во время гонки за уходящим временем попутно затариться флэшками по специальной волшебной цене. Ибо информация в наше время – это больше чем время, извиняюсь за тавтологию. Правда, торопиться-то особо в аэропорт не хотелось. Еще будучи в офисе авиакомпании, мы услышали душещипательную историю о том, как в самолете, летевшем, из Индии в Ташкент, решила рожать женщина, в результате чего его посадили в Дели, а в самолете том были красноярские пассажиры, и наш самолет не мог вылететь из Ташкента, потому что ждал этих красноярцев, и т.д…
Итог – нам прямо сообщили, что самолет опоздает. Типичный пример доказательного предсказания судьбы. Так вот, подобно бабочке, вызывающий ураган на другом континенте взмахом крыла, чья-то новая жизнь надежно обеспечила нам бессонницу на ближайшую ночь в не самом удобном аэропорту с телевизорами, всегда показывающими один и тот же трехминутный ролик, багажными весами с погрешностью плюс-минус 20% (чаще плюс), с пивом за 100 руб./бутылка и полным отсутствием Duty Free. В итоге, в восемь утра шаткой походкой мы ступили на ташкентскую землю, после почти двух дней пути не особо ощущая ее под ногами. Чимган
Бельдерсай
Утро. Трепет чувствуется в массах. Все произойдет сегодня, то, чего так ждали, за что боролись и к чему стремились. Сегодня станет ясно, есть ли на самом деле то чудо, о котором мечтали и читали в рассказах немногочисленных очевидцев – Бельдерсай с его нетронутыми снежными полями. Именно с него решено было начать знакомство с узбекским фрирайдом. Карета была подана к пол-десятого – УАЗ-санитарка с, как впоследствии выяснилось, узбекским десятиюродным братом Михаэля Шумахера. 15 человек со всем необходимым снаряжением разместились почти без труда, правда, и без особого комфорта. Бельдерсай находится километрах в восьми от Чимгана, в стороне от основной трассы и достаточно обособлен. И если в Чимгане народ гуляет, катается на лошадях и квадроциклах по дороге и на санках/снегоходах по трассе, то в Бельдере шансов нет – надо катать. Само собой, сей факт никого не смущал. Тут же, у станции, сразу зазнакомились с местными легендами, о которых не раз приходилось читать в различных отчетах в недрах Интернета – Гали, местного спасателя и Натальей – можно сказать, хозяйкой бельдерсайской трассы. Основной подъемник – креселка, практически до верха. Идет медленно, прямо над трассой, позволяя детально рассмотреть все прилежащие склоны и выбрать маршрут повнетрассовей. Правда, не в нашем случае – висело облако, и видимость оставляла желать лучшего. Еще по приезду нам поведали интересный факт, что ветра тут достаточно редки, что делает подъем в кресле достаточно комфортным, несмотря на свою протяженность, не то, что в каком-нибудь Чегете.
В метрах ста от окончания креселки – бугель (швабра) на самую вершину. Можно дойти до бугеля ногами, можно на таксо – "буран" без капота, рычит, как мотоблок, заводится через раз, билет – 1000 сум. Не так дорого за прикосновение к чуду. Само собой, дошли своим пешком. И увидели... В лучах пробивающегося через висящее прямо на склоне облако – трасса, а точнее полное ее отсутствие, чистый белый листок в руках поэта, переливающийся миллиардами снежинок, без единого следа. Бугель увозил на вершину первых лыжников. Через некоторое время сверху послышались первые, но не последние на сегодня улюлюкающие крики. Из тумана, в облаке снега возвращались "первые ласточки". Кто-то подъехал к подъемнику, в эйфории накрыв всех лавиной поднятого в воздух снега. Хотелось ТУДА! Сразу! Прямо сейчас! Но сразу, как всегда не получилось. Мало кому удалось с непривычки доехать на бугеле до самой вершины на борде. Нет, все мы, естественно, люди бывалые, только то не БойкальзГ с укатанными в бетон подъемами. Это целина. И стоит только чуть сбиться с узкого постлыжного следа, как ты погружаешься в сугроб, который технично отрывает тебя от подъемника. Потом уже была модернизирована тактика подъема: стоит только встегнуть на подъеме заднюю ногу, как жизнь становится приятнее и надежнее.
Ближайшие дни нашего времяпровождения (естественно, на Бельдерсае), как может показаться на первый взгляд, не отличались оригинальностью. Но это только для того, кто не в теме. Само собой, на второй день поля вокруг бугеля были раскатаны в лапшу. Но стоит пройти по гребню в сторону за метеостанцию, как открываются не менее белоснежные поля, стелящиеся вниз опять таки – к подъемнику. Ареал катания расширялся с каждым спуском. Из диалогов на склоне: — (кто-то не из Иркутска) Слушайте, чо вы туда все время ходите?! Там что, трассы лучше???!!!
— ?!?!?!
Обезумевшие от счастья и солнечной погоды участники предавались фото- и видеосессиям, групповым спускам и прочим райдерским утехам, но хотелось большего, совсем настоящего фрирайда, хотя не понятно, куда уж больше. Вот тут самое время вспомнить про еще одну легенду Бельдера. Саша Черных, о котором, как и положено в случае с легендой, читали еще будучи в России, – метеостанщик и главный спец по местным лавинам. С его одобрения ("…можете ехать по гребням, или по кулуарам – там сейчас хоть на танке катай – ничего не пойдет…") группа двинула в своем любимом направлении – вон от трассы. Самое забавное, что в тот день к нам присоединилась Юлишна, стойко решившая еще до поездки не прикасаться к сноуборду по медицинским показаниям и посвятить себя познанию культурных ценностей Шелкового Пути. Черта с два! Ага, не выдержала душа поэтессы! Не так-то просто подавить в себе иркутчанку.
Поехали! И вот тут-то понимаешь, каким удачным бонусом является наличие камеры или фотоаппарата. Все хотят видеть себя на фотках в стиле обложки каталога Триал-спорта. Поэтому ни у кого не возникает возражений, когда уезжаешь вперед группы, схватывая самые сливки девственной целины. Правда, при этом тяжело искать точку для съемки – мозги совсем не тем забиваются. Но приходится сдерживать и зарубать на корню все райдерские порывы и смиренно садится в снег, замирая в засаде с фотоаппаратом. А дальше – как в кино.
Десяток жаждущих скорости человек подобно звездному десанту одновременно начинают движение, как по команде, метр за метром взрывая снег, тут же подхватываемый лучами солнца и рассыпаемый вновь на бесконечной сияющей простыне. Не могу снимать… В оцепенении… Тахикардия... Дыхание замирает... Мне все снится... Это все не со мной... Меня здесь вообще нет... Скорее силой воли, чем пальцем, жму на кнопку затвора. Потрясающее зрелище. Невозможно описать, но стоит один раз увидеть. Из оцепенения выводит крик Лехи-Дирижера. Вот они, горнолыжные будни! Отстегнувшаяся при падении лыжа слетает с надува и стремительно уносится вниз по склону нежелательном направлении, слава Богу, недалеко. Вот и приходится ему скатывать вниз подобно своим классовым врагам, сноубордистам, на одной лыже, после чего беглянка торжественно возвращается обратно на ботинок.
Едем дальше. Снежные поля сменяются редкими кустарниками, затем не такими уж редкими, а эффектно возвышающимися над скальными сбросиками, с одного из которых благополучно улетает Женька, оставив первую, но не последнюю эффектную зарубку на скользяке своей новой доски. Обруливая торчащие из снежка мелкие, но гадкие камешки, съезжаем к ручью. И вот она, та самая з....ца, к которой, как показывает практика, в итоге приводит всякой увлечение целиной.
Из разговоров на подьемнике: —(кто-то из местных) А вы что, ски-пасс не берете? (на день – 20 000 сум, только на бугель) — Не-а… — Блин, это ж сколько денег-то в день уходит у вас? — Вчера в 9000 уложились — …?!?... …Вы что, вообще не катаетесь?!...
В дальнейшем ее, родимую (з…цу), искать не приходилось. Она сама находила нас, как только заканчивался спуск. Особенно запомнился выкат по между двух контрфорсов с неожиданными лихими сбросиками и убийственным траверсом по ручью через кусты и прочие буераки, лишившие меня плеера, безобидно висевшего на брюках. Так я, что называется, "побурханил" на снег грядущий. То был третий катательный день.
Из диалогов по рации: — Блин, видимость – великая штука… — Невидимость – тоже… — )))))…
Бэккантри Бэккантри – это фрирайд для сильных, смелых, неутомимых, тех, кого не останавливают трудности подъемов и коварная неизвестность спусков, ну и конечно тех, у кого есть снегоступы или, в крайнем случае, камуса (это для лыжников). И если все это не про нас, то какого тогда лешего мы перли эти чертовы снего-тапочки это через все границы?! Любые попытки воспользоваться этими дарами инженерной мысли доселе на Бельдере встречали непреодолимое сопротивление со стороны здравого смысла, но к крайнему дню пребывания в Чимгане терпение лопнуло, и здравый смысл сдался... Объектом для восхождения был выбран гребень Большого Чимгана. Все-таки хотелось какого-то разнообразия после дней "бесцельного" катания в Бельдере. К тому же именно здесь пару дней назад высадилась из вертолета и стремительно пронеслась вниз эстонская группа хели-лыжников. И если туда даже вертолет долетает, что нам стоит туда пешком забежать.
Нет, все это, конечно, периодически (а рации – постоянно, причем с пользой) таскалось на склон и ранее в поисках способа побэккантрить по-взрослому, но как-то не пригождалось. Но сегодня, наконец, всем мечтам суждено было сбыться. Погода стояла не ахти какая. Серое облачное небо, но вроде все видно. Канатчики расшевеливались весьма вяло, хотя в целом продуктивно, учитывая, что, хоть и со второй попытки, мы доехали до конечной станции бугельного подъемника. Уже на подъеме стало понятно, что будет интересно. Со стороны долины стремительно приблизилось и окутало окружающую действительность достаточно густое облако. Ура! Ориентировка на местности с техническими трудностями. Опять нас находит она, которая родимая… Во время подъема нас едва не сбивают скачущие на кочках ташкентские бордисты – а умеют же катать! Впечатляет. Подгонка снаряжения занимает несколько больше времени, чем планировалось, но торопиться некуда, а точнее, не видно куда. Обувшись в модные мега-снеготапочки, выдвигаемся подобно ежикам в тумане.
Предстоит подниматься сначала по небольшому контрфорсу до контрфорса побольше, далее на гребень – и по нему по горизонтали до точки спуска. Схема сложная, особенно в условиях никудышной видимости, поэтому можно сказать проще – наверх. В какой-то момент наступает стадия начальной дезориентации, и достаются из карманов и рюкзаков очень полезные и актуальные вещи: карта Чимгана (учитывая, что бумажное изображение сравнить не с чем), фотоаппарат (чтоб посмотреть, вдруг на сделанных фотографиях случайно в кадр попал нужный гребень). При этом глаза судорожно вглядываются в безмолвную пелену, высматривая похожий на горы силуэт. Приходится двигаться короткими перебежками, когда облачко периодически дает слабину и приоткрывает завесу. Становится круче, снегоступы буксуют на пониженной, но выход на гребень неизбежен – ну не возвращаться же! Терпение, труд и победа над здравым смыслом выводят нас к цели.
Погодные условия меняются. Уже идет снег. Конечно же, это радует, но ориентироваться не помогает. По дороге на гребне находим какой-то "блиндаж", по самую крышу скрытое в снегу бетонное сооружение весьма небольших размеров. Вот тут-то и пригодилась гламурная лопатка. Оказалось, что это сооружение всего где-то 1 х 1 х 1 метр, без особых комфортных условий, этакий карцер для гномика. Шут его знает, зачем оно там, но от непогоды в лихие года, наверное, спрятаться можно. Готовые сигануть вниз, подходим к примерной точке спуска. Пора… Но у неба всегда на все свои планы. Как бы это сказать, становится ничего не видно совсем. Вокруг – бездна. Снег, ветер, метель, туман… Не холодно в целом, но продувает и морозит чувствительно. Чай не греет, пища не помогает. И тут вспомнился тот самый блиндажик. Само собой, возвращаться к нему никак не хотелось, да и маловат он для отожравшихся уже пловом и лагманом нас, тем более в таком количестве. Было принято решение выкопать новый блиндаж, свой, не бетонный, но из снега. В общем, в любую метель есть одна очень эффективная грелка – лопатой называется (опять пригодилась!).
Копка траншеи – занятие коллективное. Кто-то копает, кто-то борды надставляет, кто-то чаем угощает, да и советчиков хватает. Хороший окопчик получился. В небольшой человеческий рост – и прямо на посадочной посадке вертолета. Так ведь и обвинят потом в саботаже. Вертушек-то на всю Узбекию всего две. Так и представляю заголовок на первой странице "Вертолет в горах провалился в яму!", "Кто виноват в катастрофе вертолета Ми-8МТ?" и т.д. Словом, неплохое сооружение получилось. Можно и на ночевочку оставаться. Но как-то странно светло становится. Видимость до 20 метров или чуть больше. Вырисовывается начало гребня. Сейчас или никогда! Конечно же сейчас! Само собой, о лихом катании мыслей даже не возникает, ноги бы унести. Гребень вырисовывается фрагментами. Сигаю первым в качестве "живца". Только остановившись метров через 40 и оглянувшись назад, замечаю на склоне рядом с моим следом линию отрыва – сбросил-таки соплищу. Но бояться вроде нечего – мы на гребне. Следом за мной, но уже в другую сторону, подобную лавинку сбрасывает Жека. Надо же, как тихо-то все происходит. Сцыкуем, но едем дальше. Периодически щелкаю фотоаппаратом. Пофиг, что непогодь для фотосессии – не пленка же, не жалко. Чем дальше – тем интереснее. Гребень расширяется в весьма неплохие поля. Видимость улучшается. Можно уже ехать увереннее, но продолжаем сцыковать по привычке, что выглядит и ощущается весьма забавно.
И чем ближе к низу, том больше нарастает это странное чувство то ли удовлетворения, то ли вдохновения. И неясно из-за чего. То ли от содеянного за день, то ли от того, как удачно в итоге выбрались из нее родимой. Может, это и есть маленькое, едва уловимое, но неизбежно остро ощущаемое – райдерское счастье Кто знает – тот поймет. Плоскотина выносит нас прямо к трассе. Круг замкнулся. Маршрут выполнен. Впервые себя чувствую накатавшимся. Лучик заходящего солнца, бутылка пива, фото на память. Финальный аккорд. Жирное многоточие… Чимган мы покидали с улыбкой на лице, без тени печали. Странное чувство, что, уезжая, ты как будто ни с кем не расстаешься, а только едешь домой на побывку. Конечно, никакая сказка не может продолжаться вечно, но ты всегда знаешь, что в любой момент можно открыть любимую книгу на нужной странице и вернуться в нее опять. Я не знаю, что меня ждет спустя год, два и более, куда еще занесет жажда наловить приключений, но знаю точно, что сюда, как, думаю, и большинство из нас, я еще вернусь…
Но все только начиналось… Иркутскому десанту предстояло еще высадиться в горячих культурных точках Древнего Востока с целью прикосновения к вечности, правда, без меня. Я же, набив шмотками первой необходимости (фотоаппарат и зарядник для телефона) штурмовой рюкзачок, рванул через перевал в Ферганскую долину, в славный город Наманган, навестить любимую бабушку и других родственников… Дальше история вершилась без моего участия практически до самой обратной дороги. Самарканд (Евгений Попов) Пятница 13 февраля оправдала свою зловещую славу: Костя, наш бессменный гид-проводник по Узбекистану, покинул нас… Он, как было сказано выше, отправился к родственникам, оставив нас, своих бедных чад, в полном непонимании – как за ближайшие 3 дня успеть съездить в Самарканд и Бухару, там осмотреть все местные достопримечательности и закупиться кучей сувениров. Еще в Чимгане был выбран маршрут следования (Ташкент – Самарканд – Бухара – Ташкент) и транспорт (микроавтобус Истана). Как альтернатива рассматривался вариант передвижения общественным транспортом (поезда/электрички и рейсовые автобусы), но он нас не устраивал из-за жесткой привязки по времени и большого количества стыковок.
В середине дня прибыли в Самарканд. До вечера осматривали и фотографировали многочисленные памятники. Древняя архитектура поражает, особенно при ярком солнце… Правда, неприятно удивило, что практически везде с нас хотели содрать деньги, причем зачастую даже за то, чтобы просто посмотреть и пофотографировать снаружи, не заходя внутрь. К тому же для местного населения ценник копеечный, а для туристов – отнюдь… Пример из Самарканда: для местных взрослый билет 500 сум, студенческий 300, детский 100, а для туристов – 5 долларов (примерно 8 000 сум). Разница для взрослого в 16 раз, для ребенка в 80! Жаба нас, само собой, заела, и мы попробовали выдать себя за студентов Спортивного Техникума из Ташкента, но безуспешно: нужны паспорта с пропиской, да и внешностью/одеждой/манерами наша группа на узбеков ну никак не походила. Так что у нас оставалось только два способа экономии иркутчанского бюджета: либо вообще не посещать платные древности, либо торговаться, торговаться и еще раз торговаться! Почти везде можно договориться пройти дешевле на 30-50%. Вечером на общем совете решили не оставаться на ночь в Самарканде, как планировали сначала, а сразу ехать в Бухару. Там нас уже ждали отделившиеся от нас ранее Маша, Юля и Марина. В Бухару они приехали за день до этого из Хивы, заселились в гостиницу в Старом городе и усиленно зазывали туда же и нас. Бухара
После праздника вкуса и желудка, который у нас был каждый день пребывания у Виталика в Чимгане, мы ожидали чего-то подобного везде в Узбекистане. Не тут-то было! Туристический сезон еще не начался, поэтому половина кафешек была закрыта, а открытые нас не слишком порадовали. Единственное достойное кафе мы нашли только в последний вечер нашего пребывания в Бухаре. Про баню.
Бухарская баня – это что-то! Сама баня находится в древнем здании и, судя по всему, минимально изменилась за предыдущие века. В ней есть несколько помещений, для сибиряка не совсем понятного назначения. Что, по-вашему, нужно делать в помещении, в котором довольно тепло (не жарко!) и есть в стенах ниши, подходящие для сидения? Мы решили, что это какая-то неправильная парилка, к тому же не натопленная, уселись по лавкам-нишам и стали ждать, когда же станет пожарче. Вот тут-то мы и не угадали! Зашедший через минуту банщик сказал, что тут надо не сидеть, а лежать… причем не только в нишах, которых мало, а преимущественно на полу: 15 минут на спине и примерно столько же на животе. После этого переходишь в другое помещение, где опять же сидеть нежелательно, а надо стоять. А потом еще массаж и зеленый чай… В общем, must visit, однозначно! Про сувениры.
Половина сувенирных лавок была закрыта, но и имеющихся нам хватило с лихвой. Всяческие картины, миниатюры, ножи, платки, тюбетейки, сумочки, украшения, одежда, вазы, магнитики на холодильник, местные музыкальные инструменты… Вообще покупка сувениров дело неблагодарное, ибо отнимает кучу времени и сил. Зато можно испытать ни с чем не сравнимо удовольствие, когда после продолжительных торгов удается выбить скидку в 30-60%. Умом-то, конечно, понимаешь, что цена изначально была завышена в разы, но все равно приятно. Про фрукты.
С фруктами в это время года негусто, к тому же половина из имеющихся на рынке – привозные. Порадовали только гранаты и дыня. Кстати, купить дыню оказалось делом не самым простым, т.к. на базаре в той же Бухаре ее не продавали вообще (ну или очень ловко от нас прятали). Отменный экземпляр удалось найти только в одном месте по пути в Ташкент, за что отдельное спасибо Азизу, нашему второму водителю. Вот и подошло время возвращаться. Уезжать из Бухары не хотелось совершенно, особенно зная из смс с Родины, что нас ожидает в Иркутске (-37 после +15). А впереди нам еще предстоял почти день пути до Ташкента, докучливые служители правопорядка (всегда носите с собой паспорт с временной регистрацией и таможенную декларацию!), чехарда в аэропорту с распихиванием друг другу перегруза, наконец-то DutyFree (в Красноярске не было) и железная птица, уносящая нас из этой сказочной страны в родную Сибирь… P.S.(Константин Шишкин) Снова Красноярск. Право же, как сурова в этих краях зима. Минус 38, и даже не скажешь, что в тени – ночь на дворе. Такси на вокзал. Поезд со сквозняками и местами вразброс в разных вагонах – кому что попадется... Все завершалось вполне логично. Из солнечной сказки – в холодные будни… Но, наверное, мы были бы не мы, если б не завершили свой отжиг в восточном стиле без финального номера… Мы уже стояли ранним утром на перроне в Иркутске, готовые схватить свои пожитки и двинуть в сторону примелькавшегося за долгие годы вокзала, как кто-то осторожно спросил: — А где Натаха (которая Михеева)?.. — ???... — !!!!!!!... Сломя голову мы с Лехой несемся к первому вагону, куда ее еще в Красноярске определили согласно купленному билету, пробегаем по проходу к последнему купе, открываем дверь, и… Картина маслом… Наташа, укутавшаяся в пуховочку, в зашнурованных ботинках, с умиротворенным лицом спала, прильнув к окну вагона. Ее не мог потревожить ни телефон с севшей батарейкой, ни проводница, потерявшая служебную бдительность… И была клюква… И были фотки… И то ли еще будет… Десантники
Небольшой FAQ по Узбекистану, или краткое пособие для возжелавших туда съездить.
Станислав Толстнев, Софья Компаниец, Илья Алексеев http://angara.net |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||