Автор: Анатолий Джулий, г. Москва
Восхождение на пик Военных топографов по южному ребру 5Б к. тр., комб. (3Б+3Б*+3Б*) (первопрохождение).
Справочная информация по маршруту.
Вершина (пик) Военных топографов высотой 6873 м расположена в хребте Кокшаалтау, восточнее п. Победа В. Южное ребро вершины впечатляет своей четкой линией, и было выбрано нами в качестве первого маршрута на п. Военных топографов с юга еще в 2002 году.
Выбор маршрута.
Завораживающая линия ребра, перепад высот в 2500 м , и скальная стена в верхней части ребра – вот то, что привлекало нас к этому маршруту. Впервые мы его увидели в 2002-м году (если западную стену видно с перевала Чонтерен, ребро можно увидеть только в профиль со склонов В. Победы), тогда и было запланировано его первопрохождение.
Спуск. Маршрут спуска планировался по простому пути на север, но из-за болезни одного из участников был изменен. Верхняя часть до 5800 совпадала с маршрутом подъема, далее мы пошли вариантом, который еще на подъеме просмотрели с ребра и предполагали в качестве аварийного спуска. Единственное, что беспокоило – это то, что все варианты захода на ребро с запада в 2002-м году были забракованы. Это оказался 300-400-метровый сброс, через который в итоге нашли простой проход.
ПАСПОРТ ВОСХОЖДЕНИЯ.
1. Класс высотно-технический
2. Центральный Тянь-Шань, хр. Кокшаалтау, с юга (Китай).
3. Военных топографов , 6873 м , по южному ребру (первопрохождение).
4. Категория трудности: 5Б
5. Перепад высот: на подъеме 4400-6873 - 2473 м , на спуске 6873 - 4600 – 2273 м
Протяженность – подъем - 4930 м (перила – 4130 м на подъеме).
Протяженность участков 5-5+(6) к. тр. – примерно 1340 м , 4 к. тр.– примерно 1720 м , горизонтальные участки гребня – 1620 м .
Средняя крутизна маршрута – 40 градусов, выше горизонталь- ной части гребня – 50-55 градусов, стенная часть -65-70 градусов. (На горизонтальных участках гребня движение в основном по боковому склону крутизной 40-55 градусов, ниже карнизов).
6. Забито крючьев: скальных закладок ледовых/снежных более 100, в т. ч. за выступы более 30 0 более 50/более 10
7. Ходовых часов команды: от подножия ребра (4400) до ровного тела ледника на спуске – 108 (подъем – 12.5 дней) + 21 (спуск до ледника, 3.5 дней)+4.5 (спуск до БЛ) и дней: 16 (+2 подход/челнок от БЛ), из них 12.5 (подъем)+3.5 (спуск).
8. Ночевки: все лежачие – на карнизах, на снегу, на скалах, удобные (бивачные работы – до 2.5 часов). По высотам – 1-я – 4400, 2-3-я – 5050 м , 4-я – 5150 м , 5-7-я – 5300 м , 8-9-я – 5788 м , 10-11-я – 6010 м , 12-13-я – 6471 м , 14-я – 6010 м , 15-я – 4950 м .
9. Руководитель: Джулий А. В. – ЗМС
Участники: Леоненко В. – МС по туризму
Кириенко А. – 1 разряд
Добряев Н. – КМС по туризму
Горин А. – 1 разряд (на вершине не был, до 6010)
10. Тренер: Джулий Анатолий Владимирович
11. Выход из БЛ – челнок – 6-7.08 2006 г.
Ю. ребро - 8.08 – 23.08 2006 г.
Выход на маршрут: 8.08
Вершина: 20.08, 12-00 (Москва), 14-00 (Киргизия),
16-00 (Китай)
Спуск на лед. Чонтерен 23.08, 9-00 (Москва)
Записки: рук. Коренев А. Э. (а/к «Эдельвейс», Моск. Обл.), от 17.08.03 (по С-В склону 5А)
Рук. Кириков А . В. (Томск), 5.08.05, (с перевала Чонтерен 5А)
12. Турклуб "Вестра", Москва
ПОДГОТОВКА К ВОСХОЖДЕНИЮ.
Подготовка команды осуществлялась во время тренировок, в г. Москве. Перед восхождением с целью акклиматизации было совершено первовосхождение (траверс) массива в южном отроге в. Победа В. – вершин 5853-5960, названных в честь Юрия Визбора п. Визбора (ориентировочная сложность траверса – 5А, протяженность – порядка 10 км ).
Маршрут на п. Военных топографов был впервые просмотрен в 2002 году, в первой экспедиции в Китайский Тянь-Шань. Первый раз прохождение ребра было запланировано в 2004-м году, но тогда условия траверса п. Кашкар выбили нас из графика, и даже попытка восхождения не состоялась. В этом году мы постарались максимально упростить акклиматизационную часть (не совсем это удалось, но сил осталось достаточно).
Погода – была разная, были даже целиком солнечные дни. Особого внимания на снегопады, ветер и пр. мы не обращали. Какой-то сверх-непогоды, когда ветром валит на склон или видимость не больше метра – не было. Снегопады – почти каждый день, плохая видимость – через день. Ураганный ветер – пару дней.
В ходовые дни работали 7-12 часов, рельеф преобладает скальный, или очень навороченный снежно-ледовый, движение то в кошках, то без. Наиболее сложные участки – несколько коротких участков 4-5-й к. тр. на подъеме на ребро ( R 4- R 6), участки R 9- R 13 (ок. 500 м ), R 15 20- 30 м ск-лд стенка, 200 м на черной стене, около 100 м на вершинных скалах. Страховка осуществлялась, в основном, на скальных крючьях и выступах. Для работы на маршруте использовались 16 основных веревок длиной 45- 50 м диаметром 8- 11 мм (всего 700 м ), скальные крючья (порядка 70 шт., все, что забивали – оставляли, после спуска осталось 16 шт.), ледобуры – 18 шт.
График восхождения:
6.08-7.08 - подход из базового лагеря под ребро, челнок грузов
8.08 – обработка-прохождение «бараньих лбов» (10 веревок), челнок грузов
9.08 – отрыв, прохождение 26 веревок до бивака. К вечеру снегопад.
10.08 – челнок грузов, снятие веревок, обработка скальных жандармов ( 150 м ).
11.08 – Прохождение жандармов, далее 300 м до бивака сн-лд гребень с карнизами, челнок грузов, снятие веревок, обработка вперед по острому гребню еще 150 м .
12.08 – Гребень с карнизами, с короткими сложными скальными участками, всего до бергшрунда 600 м . Грузы подтащили к последним 5-ти веревкам. Сегодня сильный ветер, к вечеру снегопад.
13.08 – Обработка. Веревки 4 через бергшрунд и по простому гребеню, далее по льду – под острым гребнем с карнизами, далее скальная стенка, снова крутой лед, снова стенка, потом какой-то навороченный скально-снежно-ледовый гребень, провесили 10 веревок.
14.08 – Снег, ветер, видимости нет. Уходим провешивать дальше. Траверс по льду 50-55 град. Ниже карнизов на ск. полку. С полки вверх по пористому льду (ледобуры – в толстые сосульки) метров 25-30, далее траверс влево по заснеженным скалам под рыжей стенкой в ск-лд кулуар 50-70 град., по которому 120- 150 м вверх, и далее влево по 80 град. ск. стенке сложное лазание 10 м на гребень. Челнок грузов на 10 веревок.
15.08 – Снег, ветер, иногда что-то видно. Выход по провешенным веревкам. Обрабатываем еще 4 веревки, полторы сложные через провал в гребне. На бивак выходим на 5788 м . Всего прошли 20 веревок
16.08 – Солнце, сильный ветер, потом снег. Весь день ушел на съем веревок (там такой рельеф, что снимать, что вешать – особой разницы нет). Сходили на разведку под стену.
17.08 – Снег, сильный ветер, но есть видимость. Вешаем простых 6 веревок, перебираемся под стену, на 6010. И перетаскиваем все грузы (2 ходки).
18.08 – Сегодня погода и стена. Под стену – 5 несложных веревок по снегу и скалам. Начало стены – 6100. Далее 100 м сложного лазания справа от скальной башни по камину-кулуару 70-90 град. Башня обходится справа по сн-лд гребешку и скалам (100- 120 м ) под вторую часть стены, здесь еще 100 м сложного лазания по стене 50-90 град., в верхней части – мрамор. Обработка заняла 8 часов. Верх стены – ок. 6400 м .
19.08 – очередной отрыв. Погода хорошая. У Горина ларингит, от восхождения отказался, но готов пожить на 6010 до нашего возвращения. Мы берем все по минимуму на 2 дня, уходим. К обеду выходим наверх стены с рюкзаками. Провешиваем дальше по пологому (до 30 град.) мрамору, скользко, с рюкзаком не пройти, пришлось идти налегке. Для прохождения дальше забрали 4 веревки с верхней части стены. Дальше 2 веревки по скалам, 2 по снегу (очень глубокий и рыхлый, боялись сорвать лавину), 2 по льду. Бивак в наддуве между сераками на 40-град. склоне. 6471 м . Тяжелая ночь вчетвером в одной палатке.
20.08 – Вершина. Вышли в 7-00 (Москва). Связки по льду, местами задутому плотным снегом (здесь сильным ветром все сдувает) вверх-влево метров 300-500 на гребень. Далее скальный гребень 150- 200 м связки, одновременно, затем мраморный пояс 40-65 град. 2 веревки (ок. 90 м ) и снова одновременно до сн-лд кулуара, далее связки в кошках до вершины. В 12-00 на вершине. Нашли два тура, соответственно, две записки. Видимости практически нет, идет снег, фотографировать нечего. Начинаем спуск. На спуске – почти ураганный ветер, зато видимость появляется, благодаря чему проще найти лагерь. Палатку замело по крышу и слегка поломало. Провели очень тяжелую ночь с постоянным откапыванием.
21.08 – видимости нет, идет снег. Начинаем спуск, вычисляя наши крючья. Верхние проскочили, зато попали на станцию прямо над вертикальным мраморным поясом. Отсюда два дюльфера практически по линии падения воды до висящих веревок, т. е. уже точно не промахнемся. Часть веревок (6 шт.) продергиваем, забираем с собой вниз. К обеду в лагере 6010, погода улучшилась. Снимаем еще со снега под стеной 4 веревки, чтобы оставить их ниже.
22.08 – Спуск. Решение принято – идем новым маршрутом. На будущее это хороший спусковой вариант (для подъема он может оказаться слишком опасным). Быстро сбегаем на 5800, далее уходим вправо, навешивая косые дюльфера в скально-ледовый кулуар. До бергшрунда – веревок 20-22, большая часть на выступах и скальных крючьях, меньшая – на ледобурах. С собой вниз забираем 6 веревок, остальные оставили в разных местах. Далее связки, сброс еще метров 200 и упираемся в гигантский (300- 400 м ) сброс, который сверху не виден. Бивак – слева, на скально-осыпном ригеле, безопасный. До обеда была погода, к вечеру уже идет снег.
23.08 – Из-за снега и отсутствия видимости разведки перенесли на утро. Пока делался завтрак, нашли простой проход влево через контрфорс. В итоге – 3.5 веревок (130- 150 м ) по скальным плитам с пересечением камнеопасного кулуара под отрицательную стену, далее пешком в кошках по конгломератно-ледово-скальной полке влево и по такому же кулуару вниз на ледник. Всего 2 часа. На скалах оставили еще две ненужных сильно потрепанных веревки. Далее через ледопад ледника Чонтерен на правый борт к осыпи (2 часа 30 мин., Н=4600 м) и по осыпи, открытому леднику спуск в БЛ (2-4 часа).
Продолжение >>> |