Mountain.RU
главная новости горы мира полезное люди и горы фото карта/поиск english форум
Чтобы быть в курсе последних событий в мире альпинизма и горного туризма, читайте Новостную ленту на Mountain.RU
Всего отзывов: 0 (оставить отзыв)
Автор: Анатолий Джулий, г. Москва

Китайский Тянь-Шань
...продолжение.
СОДЕРЖАНИЕ

Часть 1. Введение
Общие сведения о маршруте
График движения на маршруте
Часть 2. Описания перевалов, восхождений
Перевал Кокярдаван н/к
Траверс п. Визбора
Восхождение на пик Военных топографов
Перевал Вспомогательный 1Б
Перевал Кичиктерен 1Б*




Читайте на Mountain.RU статьи А.Джулия:


Снаряжение. Обзор, замечания, пожелания
Кашкар – 6435 м. Первый «русский» шеститысячник в Китайском Тянь-Шане
Восхождение на пик Кашкар, 6435 м
Горный туризм
Вторая экспедиция в "затерянный мир"
Лавина
Фанские горы - глазами руководителя
Чемпионат России по технике горного туризма (многоборье) – глазами очевидца
Москва. Подготовка кадров
Стратегия и тактика горных походов
История одного ЧП
Валера Хрищатый
Ледопад
Пик Гармо, 6595 м. Траверс
Фанские горы. Горный поход 6 к.с.
Траверсы
Первопрохождения
Тянь-Шань - 1993

<< Назад

Участки маршрута.

R 0 Снежно-ледовый склон крутизной 20-50 градусов 0.2 2-3

R 1 «Бараньи лбы» - скальный склон средней крутизной 40 градусов, участки до 60 градусов 0,36 3+-4+

R 2 Заснеженный скальный склон с участками льда, 30-45 градусов, затем правый контрфорс и ледово-скальный кулуар до левого контрфорса. Крутизна до 55 градусов 0.2 3-4

R 3 Сильно разрушенный скальный гребень (контрфорс), траверс вдоль стены через кулуар до гребня, крутизна 30-70 градусов. 0.24 3+-4

R 4 Узкий скальный гребень с участками крутизной до 80 градусов, жандармами, ледовыми карнизами. 0.29 4+-5+

R 5 Снежно-ледовый узкий крутой (до 50 градусов) гребень с карнизами. Траверс по льду ниже карнизов 0.14 5

R 6 Снежно-скально-ледовый гребень, участки скальных стенок 3- 8 м, до 80 градусов 0.4 4-5

R 7 Снежно-ледовый склон до 40 градусов, всего 230 м 0.23 3-3+

R 8 Бергшрунд, снежно-ледовый склон, далее гребень с выходами скал 0.2 3-4

R 9 Узкий снежно-ледовый гребень с карнизами, траверс по льду ниже карнизов (до 50 градусов) 0.1 5

R 10 Снежно-ледово-скальный гребень с участками до 70 градусов 0.08 5-5+

R 11 Узкий снежно-ледовый гребень с карнизами, траверс по льду ниже карнизов (до 55 градусов) 0.14 5-5+

R 12 Скально-ледовый склон, далее траверс влево вдоль стены по полкам (до 70 градусов) до кулуара 0.06 5-5+

R 13 Скально-ледовый кулуар крутизной 50-70 градусов, в конце скальная стенка 80 градусов 10 м 0.12 5-5+

R 14 Простой снежно-ледовый гребень с карнизами 0.07 3-3+

R 15 Провал в гребне. Дюльфер 3 м , скально-ледовый гребень 40 м 45-60 градусов 0.04 5

R 16 Простой снежно-ледовый гребень с карнизами до висячего ледника (большой карниз), далее такой же гребень с выходами скал, крутизной до 50 градусов, под стену 0.6 3-4+

R 17 Скальная стена, 70-90 градусов 0.08 5+-6

R 18 Снежно-ледово-скальный гребень, склон (до 70 градусов) в обход скальной башни и далее под стену 0.11 4-5

R 19 Скальная стена, 50-90 градусов 0.09 5-5+

R 20 Скально-снежно-ледовый склон 30-60 градусов 0.08 4-5

R 21 Снежный склон с выходами скал, лавиноопасно, траверс вправо,
к ледовым сбросам, крутизна 30-40 градусов 0.06 3

R 22 Ледовый склон, сбросы, крутизна до 45 градусов, местами заснеженный 0.35 3-4

R 23 Скальный гребень, 40-50 градусов 0.2 3-4

R 24 Мраморный пояс скального гребня, до 60 градусов 0.09 5

R 25 Скальный гребень, затем снежно-ледовый кулуар до вершины, крутизна 30-50 градусов 0.4 3-4+

Общая протяженность маршрута (примерно) 4.93 (перила 4130 м )

Описание маршрута по участкам.

1-й день, 8.08

Участок R 0. Подход под «бараньи лбы». Снежно-ледовый склон крутизной 20-50 градусов, протяженность метров 200. Кошки.

Участок R 1. «Бараньи лбы» - скальный склон средней крутизной 40 градусов, участки до 60 градусов. 400 м (9-10 веревок). Крепление перил – крючья, выступы. Лазание простое и средней трудности.

2-й день, 09.08

Прохождение R 1 , подъем грузов, снятие веревок.

Участок R 2. Заснеженный скальный склон с участками льда, 30-45 градусов, затем правый контрфорс и ледово-скальный кулуар до левого контрфорса. Крутизна до 55 градусов. Перила, в основном на скальных выступах, кое-где крючья. Движение вправо-вверх. Лазание простое, но местами усложняется ледовыми участками.

Участок R 3. Сильно разрушенный скальный гребень (контрфорс), траверс вдоль стены через кулуар до гребня, крутизна 30-70 градусов. Лазание простое, местами средней трудности.




Участок R 4. Узкий скальный гребень с участками крутизной до 80 градусов, жандармами, ледовыми карнизами, до скальных жандармов. Примерно 180- 200 м. Участок сложного лазания по внутреннему углу.

3-й день, 10.08

До обеда снятие веревок, подъем грузов на R 2 - R 4.

Участок R 4. Обработка скальных жандармов 180 м . Сложное лазание. Первый жандарм частично обходится по ледовому кулуару.



4-й день, 11.08

Участок R 4. Прохождение скальных жандармов 180 м .

Участок R 5. Снежно-ледовый узкий горизонтальный гребень с карнизами. Траверс по льду ниже карнизов, крутизна до 50 градусов.

Участок R 6. Снежно-скально-ледовый гребень, участки скальных стенок со сложным лазанием (3- 8 м , до 80 градусов). До бивака прошли 1/3 гребня, провесили 2/3.



5-й день, 12.08

Участок R 6. Снежно-скально-ледовый гребень, участки скальных стенок 3-8 м, до 80 градусов. Прохождение, обработка оставшегося, челнок грузов, съем веревок.

Участок R 7. Простой снежно-ледовый склон до 40 градусов, с ледовым сбросом, всего 230 м . Перенос бивака.


6-й день, 13.08

Челнок грузов на R 7 , снятие веревок.

Участок R 8. Бергшрунд, снежно-ледовый склон с трещинами, далее гребень с выходами скал. Обработка.

Участок R 9. Узкий снежно-ледовый гребень с карнизами, траверс по льду ниже карнизов (до 50 градусов). Обработка.

Участок R 10. Снежно-ледово-скальный гребень с участками до 70 градусов. Обработка. Участки среднего и трудного лазания.



7-й день, 14.08

Участок R 11. Узкий снежно-ледовый гребень с карнизами, траверс по льду ниже карнизов (до 55 градусов). Обработка.

Участок R 12. Скально-ледовый склон, далее траверс влево вдоль стены по полкам (до 70 градусов) до кулуара. Обработка.

Участок R 13. Скально-ледовый кулуар крутизной 50-70 градусов, в конце скальная стенка 80 градусов 10 м . Обработка. Веревки кончились.
Челнок грузов на 10 веревок.

8 день, 15.08

Прохождение участков R 11- R 13, снятие нижних 10 веревок (до оставленных грузов).

Участок R 14. Простой снежно-ледовый гребень с карнизами. Обработка и прохождение.

Участок R 15. Провал в гребне. Дюльфер 3 м , скально-ледовый гребень 40 м 45-60 градусов. Обработка и прохождение.

Участок R 16. Простой снежно-ледовый гребень с карнизами до висячего ледника (большой карниз), здесь бивак на 5800 (20-я веревка от 5300).

9 день, 16.08

Целый день снятие веревок, челнок грузов. Провесили верхнюю часть участка R 16 до 6010.

10-й день, 17.08

Участок R 16. Далее такой же гребень с выходами скал, крутизной до 50 градусов, под стену. Перенос бивака и всего снаряжения на 6010.

11-й день, 18.08

Участок R 16. Обработка верхней части, под скалы.

Участок R 17. Скальная стена, 70-90 градусов, 100 м (камин, внутренний угол,
контрфорс и т. п.), сложное лазание (до 6А скалолазн.) обработка.

Участок R 18. Снежно-ледово-скальный гребень, склон (до 70 градусов) в обход скальной башни и далее под стену. Обработка. Относительно простой участок, уровень снежной полки слева.

Участок R 19. Скальная стена, 50-90 градусов, 100 м . Обработка. Сложное лазание, уже на грани ИТО.



12-й день. 19.08.

Прохождение участков R 16- R 19.

Участок R 20. Скально-снежно-ледовый склон 30-60 градусов. Обработка и прохождение.

Участок R 21. Снежный склон с выходами скал, лавиноопасно, траверс вправо,
к ледовым сбросам, крутизна 30-40 градусов.

Участок R 22. Ледовый склон, сбросы, крутизна до 45 градусов, местами заснеженный. До бивака в сераках.



13-й день. 20.08.

Участок R 22. Верхняя часть ледового склона. Связки, кошки.

Участок R 23. Скальный гребень, 40-50 градусов. Связки, одновременно.

Участок R 24. Мраморный пояс скального гребня, до 60 градусов. Перила, 2 веревки ( 90 м ). Лазание среднее, местами трудное.

Участок R 25. Скальный гребень, затем снежно-ледовый кулуар до вершины, крутизна 30-50 градусов. Связки.



Тактические действия команды.

Да, нам очень хотелось пройти это ребро. Без экономии продуктов и топлива, без экономии снаряжения. Поэтому запас продуктов непосредственно на ребро брали на 14 дней (со спуском прошли за 16, т. е. «растягивать» практически не пришлось, проблем с питанием не испытывали). Газ так же взяли на 14 дней из расчета 2 баллона (230-граммовых) в день, но его не сожгли – расход почему-то был заметно меньше (2 готовки+топили снег во фляги). Из еды брали две горячие готовки – утро, вечер, и карманное питание, включающее и обеденный рацион. Было с собой около сотни крючьев, закладок, петель для скал, и 18 ледобуров (их, кстати, иногда не хватало). А изучение ребра за годы с 2002 позволило предположить, что командное прохождение с 3-4-мя веревками может оказаться крайне тяжелым, если вообще возможным. Сейчас это мнение лишь окрепло. Поэтому планировали взять около километра веревок. В итоге получилось 700 м (16 шт. по 45- 50 м ), то есть, на сколько хватило денег. По составу: динамика (США) 10 мм 46 м – 1 шт., динамика 9 мм (Ланекс) 50 м , статика 11 мм (Ланекс) 2х45 м, статика 9 мм (Ланекс) 2х45 м, статика 9 мм (Коломна) и шнур 8 мм (Коломна), всего чуть больше 400 м . Битых и перетертых веревок к концу восхождения было большинство, лохматыми стали все.

Восхождение проходило следующим образом.

Подход. От базового лагеря по слабо выраженной тропе правобережного моренного гребня ледника Чонтерен, которую мы уже заметно натоптали за несколько экспедиций, поднимаемся до последнего озера, за которым спускаемся на открытый ледник. По леднику переходим ближайшую морену и поднимаемся за ней вверх по ровному льду, около километра не доходя до осыпного ригеля слева от ледопада Чонтерен. Здесь начинаем пересекать ледник на восток (наиболее удобное место). Сначала моренный гребень (срединная морена, далее белый ледовый пояс – холмистый, с реками. За ним – черная морена с участками голого льда, сильно пересеченная, наиболее тяжелый участок. По ручью в ее средней части нужно подниматься вверх к ребру. Это наиболее оптимальный маршрут подхода. Далее вправо прямо вдоль южной стены ребра, затем по осыпи правого борта ледопада средней камеры ледника Чонтерен вверх, на плато выше ледопада. Высота 4400, бивак непосредственно под восточной гранью ребра. 6.08 мы перенесли под ледопад большую часть снаряжения и продуктов, 7.08 – бивачное снаряжение. 7.08 уже ночевали на плато под ребром, прихватив накануне с собой 5 веревок.

1-й день, 8.08.2006 г. С бивака вышли в 4-40-5-20 утра по Москве. Трое ушли вниз за остатками грузов под ледопадом, Добряев и Джулий ушли на обработку ребра. Подход по льду и снегу под скалы занимает 10-20 мин., далее – «бараньи лбы», утром покрытые льдом. Лазание не сложное, но лед всерьез затрудняет работу. По полке 20-30 градусов – вправо-вверх 3 веревки (прим. 130 м ), далее вверх по линии падения воды (40-50 градусов, короткие участки до 60 градусов). Провесили часа за два 5 веревок, спустились вниз. Подошли остальные с грузом, забрали груз и оставшиеся веревки, снова ушли вверх. Провесили все «лбы» (всего 9 веревок до осыпи), затащили груз на полку выше осыпи, там оставили. На осыпь сбросили 1 веревку – мелкая осыпь едет, придерживаясь за веревку проще подниматься. Ушли вниз на бивак. Считали, что до гребня остается веревок 5.

2-й день, 9.08.2006 г. Вышли рано, в 5 утра, солнце еще не взошло. Проходим до груза, вдвоем забираем веревки и начинаем работать дальше. Забираем вправо, где просматривается понижение в гребне, на которое планируем выйти. Хотели без веревок, но не очень получается – заснеженные скалы, то стеночка короткая, то ледовый участок, где проще веревку повесить и вырубить пару ступенек, чем кошки надевать. Наискось вправо навешиваем веревки четыре, потом одна по правому контрфорсу вдоль кулуара, здесь уже 50-60 градусов. Выходим в кулуар и по льду с выходами скал провешиваем веревку вправо – вверх через кулуар. Кулуар довольно крутой, и по нему начинает периодически что-то прилетать. А левый контрфорс сильно разрушенный, лазание простое, дальше идем по нему. Правда, камнеопасно – в основном сбрасывается висящей веревкой. По контрфорсу – чуть меньше 4-х веревок, дальше там стенка задирается в отрицаловку. Я туда слазил, смысла там идти нет, пришлось дюльферять с продергиванием. Ушли траверсом влево (20- 30 м ) вдоль стены, затем по краю кулуара веревка верх под стену уже на уровне намеченной седловины и далее траверсом влево 2 веревки до седловины. 1 простая по скально-осыпному склону, затем вдоль стены на выступах по узкой полке. Вышли на гребень шириной сантиметров 60. По нему метров 20-30 до стенки (внутренний угол, местами обледенелый) полторы веревки до пологой части, на которой еще через 1,5 веревки обнаружили нечто, пригодное для строительства бивака. Это ледово-снежный карниз, после работ в течение нескольких часов на котором соорудили место ровно под две палатки. Дальше гребень упирается в приличные скальные жандармы, но это завтра. В итоге бивак на 26-й веревке от предыдущего. При наличии 3-4-х веревок 26 за день пройти практически нереально.

3-й день, 10.08.2006 г. Сегодня – день снятия веревок и подноса грузов (висят все 16). К часу дня появились веревки, пошли провешивать жандармы. К вечеру (за 2 часа) провесили 4 веревки, дальше уже снежно-ледовый карнизный гребень. Ну, это завтра. Начинаем понимать, что бегом ребро не пройти (изначально я предполагал на его основную часть дней 6, и это число умножал на два, учитывая Тянь-Шаньскую погоду). В итоге про погоду пришлось забыть.

4-й день, 11.08.2006 г. Прошли жандармы (жандармы хороши, особенно при движении с грузом), затем карнизный гребень (здесь чистый траверс по 50-градусному льду ниже карнизов), веревки через 3 гребень становится шире, появляется скальная полка по его нижнему краю, карниз сходит на нет. Идем то прямо по гребню, то по полке – где удобнее. Метров через 300 после жандармов отметили место, пригодное для бивака (лед 30-35 градусов и скальная часть чуть шире и выше). Дальше – скальная стенка 80-90 градусов, но всего метра 3, потом снова сн-лд гребень, дюльфер 60 градусов 8 м , затем крутой (до 50 градусов) участок и снова пологий ледово-снежный гребень. Гребень падает к скалам под 45-50 градусов, до скал здесь уже метров 20, туда-сюда не побегаешь. Идем по льду вдоль карнизов, здесь чуть положе. Веревки кончились. Вернулись к возможному биваку, и решили ставиться. Всего прошли 450 м. Зато перетащили все грузы. Завтра, наконец, планируем выйти на вертикальную часть ребра. (бивак рубили во льду часа два, часть площадок выкладывали из камней, мешков, набитых снегом).

5-й день, 12.08.2006 г. Проходим вчерашнее, вешаем дальше. Еще несколько веревок по гребню, затем чуть вниз – и очередная скальная стенка 70-90 градусов, 8 м . С рюкзаком крайне тяжело. Зато за ней открывается вертикальная часть нашего ребра. И мы, наконец, оторвемся от отметки на уровне 5100. Еще немного по горизонтали по снежно-ледовому гребню, и, наконец, вверх. Здесь не очень круто, не будь этих 16 веревок – прошли бы связками. Всего от предыдущего бивака до бергшрунда, под которым организовали бивак, провесили 13 веревок (из которых 4 накануне). Часть грузов осталась внизу на 7-й веревке.

6-й день, 13.08.2006 г. Провесили 4 простых веревки – через бергшрунд по льду и снегу вверх на снежно-ледовый гребень с выходами скал. Далее траверс по льду ниже карнизов под скалы, далее скально-ледовый гребень, участки до 70 градусов (выступы, крючья, ледобуры), обработали до перегиба гребня 10 веревок, на сегодня это все. Отработали 8 часов. Погоды нет, идем в просветах.

7-й день, 14.08.2006 г. Пасмурно, затем снег. Забрали нижнюю веревку, на пологом участке перед бергшрундом – здесь уже натоптали ступени по колено. Ушли с остатком веревок (7 шт.), обработать дальше. Провесили гребень с карнизами. То, что издалека казалось широким ледовым гребнем, на деле распалось на фрагменты. Обходим эти фрагменты влево, вдоль стены по полкам и выходим в скально-ледовый кулуар. Веревка по обледенелым скалам, затем голый лед, 50-70 градусов. Выходы скал везде, крепим в основном на выступах, метров через 15-20. В конце кулуара лед задирается в карнизы, еще метров 120. Мы уходим влево, по скальной стенке 70-80 градусов, но всего метров 10. Последней веревки как раз хватило на скальный выступ на верху.

8-й день, 15.08.2006 г. Снег, ветер, видимость иногда. Но веревки висят, так что выходим наверх, снимая попутно нижние 9 веревок. Потом провешиваем вперед еще 4-ре – по простому гребню и через провал. К концу 20-й веревки выходим на висячий ледник (или большой карниз) – хорошее место для бивака почти на 5800. Шли 10 часов. Ставимся.

9-й день, 16.08.2006 г. Утром солнечно, сильный ветер, потом снова снегопад, который иногда прекращается. Весь день ушел на снятие веревок, переноску грузов.

10-й день, 17.08.2006 г. Погоды нет, сильный ветер, снегопад, который иногда прекращается. За две ходки перебираемся на 6 простых веревок выше, на 6010. И провешиваем еще 5 под стену.

11-й день, 18.08.2006. Погода отличная, солнце. Уходим с Н. Добряевым обрабатывать стену, взяли для начала 4 веревки. Коля впереди, сложное лазание по стене и камину, далее внутренний угол. Маршрут проложили правее (по ходу) скальной башни. Здесь чуть меньше 100 м , дальше положе, башню обходим справа по снегу, затем снежный гребень, за ним скально-ледовый кулуар под продолжение стены (этот участок снизу выглядит в виде пологой снежной полки). По стене еще почти три сложные веревки (пока обрабатывали, 3 веревки нам принесли). Мрамор – это нечто. Трудно найти место под крюк, под ногами-руками крошится, а иногда отваливается целыми кусками, некоторые места больше похожи на спекшуюся известь. И все это в верхней части загибается под 90 градусов. Сложность лазания на вертикальных участках 5С-6А. Обработка стены заняла 8 часов.

12-й день, 19.08.2006. Толя Горин со своим ларингитом решил не рисковать и утром объявил, что дальше не идет, но готов нас подождать на биваке 6010. Совещаемся, решаем вчетвером уйти в отрыв и сходить на вершину. Отбираем все по минимуму, продуктов и газа – на 2 дня и уходим. Вышли поздно, т. к. все пришлось переигрывать утром. Стена крутая и сложная, с рюкзаками очень тяжело, я со своим травмированным плечом вообще шел в крюконогах на стременах. К 13-30 (по Москве) вышли к верхней точке. Дальше – пологий заснеженный мрамор, градусов 30, идем в кошках. Скользко, так что первый с рюкзаком здесь не прошел, пришлось провешивать налегке. Веревка по мрамору, дальше – чуть круче по черным скалам, и выходим на снежный склон. Хотели пройти в лоб, обратно на гребень, с которого слегка слезли, но утонули по пояс. Так протропили до ближайшего скального выхода, где удалось забить крюк. Уходим траверсом вправо, к ледовым сбросам (метров 60), и по голому льду (примерно 30- 35 м ) выходим на снежный наддув между сераками – здесь бивак. Уже шестой час, скоро стемнеет. Н=6471 м.

13-й день, 20.08.2006. Очень тяжелая ночь вчетвером в трехместной палатке. Выходим в 7-00 к вершине. Погода плавно портится, идет снег. В связках в основном по льду поднимаемся прямо под скальный гребень. Скалы существенно проще, чем это выглядит с дальнего снимка, продолжаем подъем по скалам в связках, одновременно, пока не упираемся в очередной мраморный пояс. Еще около 100 м неприятного лазания (2 веревки, крючья), затем снова связки, одновременно, метров 100 по скалам, дальше – снежно-ледовый кулуар до вершины. Вершина – снежное поле с выходами скал, на одном из ближайших выходов – тур. На запад – снежный купол чуть выше нас, сходили и туда. Там на скалах ниже купола – тоже тур, забрали обе записки. Поскольку по карте вершина находится непосредственно на пересечении с южным ребром, записку оставляем только в первом туре.

Спуск.

Понятно, что спуск не входит в описание маршрута, но поскольку на юг с Топографов никто не спускался, а маршрут спуска не совпадал с подъемом, считаю полезным это описание привести, это может пригодиться при прокладывании новых маршрутов по здешним стенам.


До отметки 5800 маршрут спуска совпадает с подъемом, с незначительными отклонениями, связанными со «срезанием углов» на дюльферах, в связи с чем некоторые участки оказались короче, чем при подъеме. От 5800 решаем пройти все-таки по западной стороне ребра, где примерно до высоты 5000-5100 виден приемлемый вариант спуска, но что там ниже – непонятно. Взвесив все «за» и «против» («за» - спуск по пути подъема слишком сложен, много траверсов и горизонтальных технически сложных участков, которые отнимут сил и времени не намного меньше, чем на подъеме), решили пройти новый вариант. Уходим вправо, и метров через 30-40 начинаем провешивать дюльфера по скально-ледовому борту кулуара, затем по кулуару, забирая все-время вправо, в обход скальных сбросов. Дошли до сбросов, которые проходим вдоль правого края, по льду и скалам. Здесь особенно камнеопасно, изредка что-то прилетает сверху, со стены (эти камни только слышно) но основной «мусор» летит при продергивании веревки, укрытия – либо за скалами, либо за рюкзаком – объем летит такой, что смотреть вверх и уворачиваться просто нельзя. Под сбросами забираем по льду чуть влево, прячась под них, далее пара веревок до бергшрунда (перепад между краями метров 8, все время летит ледовая крошка). Всего от 5800 до нижнего края бергшрунда 22-24 дюльфера. Погода начинает портиться. Дальше в связках по глубокому снегу (рыхлые лавинные конуса) переходим еще пару бергшрундов, сбрасывая метров 200, и упираемся в скально-ледовые сбросы метров 200-400. Уже поздно, переходим влево, на скально-осыпной ригель, где делаем удобные площадки на осыпи. Начинается снегопад, видимость нулевая. Что-то разведать в окрестностях просто не успели, так что основным вариантом предполагаем спуск по ледовому хоботу правого края сбросов – пройти вроде бы можно, но сам хобот и слева, и справа обрывается сбросами, да и по пути движения видны весьма проблематичные участки.


Утром делаю разведку влево, куда мы еще не заглядывали. Как раз здесь обнаружился удобный спуск – виден выход на тело ледника траверсом по скально-осыпной полке и далее вниз по осыпи. От бивака метров 50-60 влево – вверх на скально-осыпной контрфорс, далее по нему вниз, метров 30-40, здесь дюльфер метров 10 (веревка на выступе) на осыпную полку. Слева – ледовый камнеопасный кулуар, в него лезть сразу не хочется, но правее кулуара можно пройти по зализанным 40-45-ти градусным скалам, где мы и продолжаем спуск. Эти скалы – левый склон контрфорса, с которого мы спуск начали. Третья веревка уже выходит на пологую часть ледового кулуара, который пересекаем влево, под стену левого борта – «отрицаловка», отличное укрытие от камней. Здесь веревки заканчивается, надеваем кошки, и траверсом по скально-снежно-осыпной полке уходим влево над скальными сбросами до ближайшего конгломератно-ледового кулуара (40-50 градусов), по которому спускаемся на ледник. Бергшрунд (ледовая перемычка градусов 60-65, 4 м ) проходим лицом к склону с самостраховкой ледорубом. Мы на ровном леднике, высота 4600. Спуск от ночевки занял 2 часа.

Далее в связках пересекаем ледник к правому борту (прямо вниз ледопад труднопроходим, и такое прохождение может занять не один день). В среднем течении ледника начинается ледопад, петляем в сераках около часа, выходим на менее разорванный участок, но здесь еще к правому борту не пройти, спускаемся вниз, петляя между большими трещинами. Немного сбросив высоту, снова уходим вправо, в последнюю серию сераков, и, спустившись в ложбину между сераками, выходим по ней к правому борту, и вскоре на осыпь правого борта. Здесь обедаем. Переход к правому борту ледника Чонтерен занял 2 часа 30 мин.

По осыпи вдоль скального ригеля (одно из удобных мест для передового лагеря под стеной топографов) спускаемся на ровный лед ниже ледопада ( 4000 м ) и далее в БЛ. Всего 2 часа.

Анализ восхождения.

Мы прошли – именно то, что хотели. И это главное. Как это оценят другие – в общем-то, не важно. Маршрут тяжелый – физически. Пройдя дважды весь гребень, вся команда выложилась полностью (или почти полностью). Если оценивать по потерям веса – от 7 до 17 кг .

Вероятно, данное восхождение можно отнести к классическому альпинизму. Маршрут – комбинированный, в полном смысле этого слова, то есть и скальные, и ледовые участки порой весьма не простые. Сравнивать этот маршрут в какой-то мере можно с ребром Абалакова на Победе (технически наш маршрут заметно сложнее) или с ребром Кузьмина на Хан-Тенгри (наверное, наиболее близкое сравнение). Поэтому и минимальная оценка пройденного – 5Б. Что касается оценки 6А – возможно, такую категорию можно было бы зачесть первопроходцам. Естественно, со стенными восхождениями сравнивать этот маршрут просто бессмысленно.

Если все-таки когда-нибудь будет совершено повторное прохождение нашего маршрута, можно будет узнать и мнение других по пройденному. Для прохождения маршрута я бы рекомендовал более полноценную акклиматизацию, так как большие нагрузки сводят на нет предварительную акклиматизацию, и несмотря уже на более чем месяц в горах с выходами почти на 6000 м , мы ощущали недостаток акклиматизации на 6500, учитывая еще и то, что ночевки были тяжелыми. А Коля Добряев на вершине «поплыл», поймав классическую горную болезнь. К сожалению, со стороны Китая простых акклиматизационных маршрутов на большую высоту, таких, как на Хан-Тенгри, просто нет. Сказывалась, вероятно, и общая усталость, учитывая количество дней, проведенных выше 6000, которые, как известно, здоровья не добавляют.

Что еще добавить? Я даже не готов предположить, какое же минимальное время может понадобиться на прохождение нашего маршрута. Какой-то он местами через чур навороченный. Влезть на него за 3-4 дня представляется невозможным. Пройти дней за шесть – не знаю, неуверен. При большем запасе продуктов уже становится слишком тяжело, напрашивается челнок, и как результат – наш вариант. Возможно в двойке, максимально облегчившись, можно выйти дней за 4-5, но кажется, больно рискованно. Зато спусковой вариант хорош – если делать западную стену топографов из Китая, этот маршрут спуска может оказаться идеальным для возврата вниз.

Вспомогательный 1Б, 4515, п/п.

Расположен в южном отроге хр. Кокшаалтау, разделяющем ледники Чонтерен и Темирсу, в западном отроге в. 5710 м , чуть восточнее в.4465.

Соединяет с севера и юга – восточные притоки ледника Чонтерен. Ведет из цирка перевала Кичиктерен в соседний цирк, где имеется предположительно два не пройденных перевала, ориентировочной сложностью 3А-3Б.

Впервые мы на него поднимались радиально, с юга в 2004-м году. Описание дано от БЛ. Перевал самостоятельного значения не имеет. Может использоваться в период акклиматизации, или для перехода под соседние перевалы после прохождения перевала Кичиктерен с востока на запад. Так же удобно использовать при подходе к перевалу Кичиктерен с верхней части ледника Чонтерен, в частности от нашего БЛ. В этом случае удастся выиграть 3-4 часа пути по крупнокаменистым моренам и срезать участок спуска по зачехленному леднику, прилично здесь разорванному.

С севера (северо-востока) перевальный взлет – осыпной склон, мелкая осыпь 600- 700 м .. Подниматься здесь противно. Но западнее с в. 4515 спускается очень удобный скально-осыпной гребень, не требующий страховки – использовать его для подъема лучше всего. Дальше пошли траверсом до удобного спуска в сторону перевала Кичиктерен. Этот южный склон перевала – мелкая осыпь, 200- 300 м . 2 часа 30 мин.

Общее время прохождения – 1 час 30 мин (только прохождение перевальных взлетов).
Время подъема – 1 час.
Время спуска – 30 мин.

Перевал Кичиктерен 1Б* 4700.

Расположен в южном отроге хр. Кокшаалтау, разделяющем ледники Чонтерен и Кичиктерен, между в. 5115 и 5710.
Соединяет с запада - лед. Чонтерен, восточная ветвь, с востока – лед. Кичиктерен (р. Кичиктерексу).
Пройден второй раз, с запада на восток. Является на сегодня самым простым категорированным перевалом района.
Название дано по одноименному леднику восточной стороны перевала.

Подъем.
Участок 1. Моренные холмы, по которым выходим к языку ледника. 3 часа.

Участок 2. Открытый ледник крутизной не более 20 градусов. Надеваем кошки и поднимаемся на седловину. Высота – 4660 м . 1 час 50 мин.

Седловина – Широкий снежный гребень с участками карнизов, свисающими на восток.
Можно ночевать на осыпном гребне выше седловины (северная сторона), или на той же осыпи немного не доходя до перевала.

Спуск.
Участок 1. Мелкая осыпь, конгломерат крутизной до 40 градусов, 400- 500 м, затем закрытый ледник. Идти лучше то по леднику, то по осыпной морене по левому борту. Затем уходим на левобережную морену. Здесь у небольшого озера – бивак. Высота – 4150 м.


1 час 45 мин.

Участок 2. Зачехленный ледник. Спускаемся влево, к левобережному карману, по которому – к заброске 2004-го года.
1 час 20 мин.

Участок 3. Зачехленный ледник. Спускаемся по правобережному карману, потом пересекаем зачехленный ледник и идем дальше по левобережному до языка ледника (лучше идти справа до языка и пересекать ледник влево прямо у сброса языка в долину – это проще). 1 час 20 мин.

Участок 4. Тропа по левому берегу р Кичиктерен до угледобывающего комбината, которую в некоторых местах легко потерять. 1 час 20 мин.

Общее время прохождения – 12 часов 45 мин (два дня).
Время подъема – 9 часов 40 мин.
Время спуска – 3 часа 5 мин.

<< Назад

Написание отзыва требует предварительной регистрации в Клубе Mountain.RU
Для зарегистрированных пользователей

Логин (ID):
Пароль:
Если Вы забыли пароль, то в следующей форме введите адрес электронной почты, который Вы указывали при регистрации в Клубе Mountain.RU, и на Ваш E-mail будет выслано письмо с паролем.

E-mail:

Если у Вас по-прежнему проблемы со входом в Клуб Mountain.RU, пожалуйста, напишите нам.
© 1999-2024Mountain.RU
Пишите нам: info@mountain.ru