Подсказка | ||
При вводе Логина и Пароля, обратите внимание на используемый Вами регистр клавиатуры! |
||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Фото: Вячеслава Александрова (Василич)
…И надеясь на верных друзей и горные лыжи…
(Ю.Визбор) Фото и Хроники Хеликов Как будто бы и не было года. Ночь – аэропорт и почти что все те же люди. Аэропорт только стал продвинутей и навороченней. Огромная красивая светящаяся вывеска – «Аэропорт МАНАС» впечатляет. Ждем наших австрийских клиентов, которые прилетели без задержек и проволочек. Наши люди узнаются легко и просто – спортивные куртки, чехлы с лыжами и рюкзаки. Загружаемся в автобус и к вертолету. Здесь тоже все хорошо отлажено – здороваемся с пилотами, грузимся и взлетаем в сторону Иссык-Куля. В этом году решили работать по Восточному Терскею. И жить будем на горнолыжке рядом с Караколом (Пржевальск), которую успешно и удачно реконструируют. Погода отличная, лететь 2 часа и мы как всегда, примкнув к иллюминаторам и вытащив фотоаппараты, снимаем проплывающие пейзажи. Интерес у нас чисто профессиональный – склоны, снег и перспективы на будущее.
После обеда обычная в таких случаях процедура ознакомления клиентов с вертолетом и правилами безопасности. Мы с Олегом (кличка -Слон) путем умелых тактических ходов отмораживаемся от этой процедуры и схватив лыжи бежим на гору, типа "звонить надо, крепления подогнать и вообще…"
Обговорив с турлидером Херманом (Hermann) планы, решаем, что завтра летим кататься по ледникам, т.к. есть вероятность, что погода в ближайшие два дна испортиться. Странно – почему-то Австрийский Интернет говорит то же самое, что Российский и Киргизский. Редкое единодушие для погодных сайтов. Как ни отговаривал Василич австрияков не делать это в первый день, пришлось согласиться – клиенты все-таки. Многие из австрийцев никогда не катались хелискингом по ледникам и для них это крайне интересно – поэтому «клиент всегда прав!» Наевшись торта, расталкивая пузом еловые ветки, идем в шале, готовится к завтрашнему дню. Собираемся чисто номинально т.к. у нас уже давно все собрано. Достаём из баулов и сумок обвязки, пипсы, аптечки и кучу других необходимых для нашего дела вещей. Достаю носки, купленные мне женой. На подошве надпись «QuikSilver» а на этикетке надпись - «100% пингвиний лух» и нарисован пингвин. АГА, думаю! Пингвиний пух! О Великий Китай! Где же они надолбили столько пингвинов? Утро, снег, мороз, голубое небо, готовый к взлету вертолет и экипаж, ожидающий на площадке. Что еще надо людям, увлеченным лыжами? Взлет, два десятка минут в воздухе - и мы в районе катания. Приземление – керосиновую бочку и все лишнее из вертолета. Решили поделить группу на две части, так как первая посадка на 4460 м.
«Посади вертолет! Я фотографировать!» - кричит мне Василич. И уходит на лыжах в сторону по широкому перевалу. Клиенты расползаются тоже. Кричим в две глотки: «Stop here! Danger!» Здесь карнизы метров по десять и трещины неизвестных глубин, так что осторожность и осторожность!!! Снизу с грохотом появляется вертолет, который, обдав нас ураганной снежной метелью, приземляется со второй группой.
Далее все привычно и просто. Бывает, кто-то падает, кто-то сбивается с верного направления. Мы с Олегом помогаем, указываем и заворачиваем. Василич и Юра ездят первыми, или контролируют Вертолет, который работает лифтом, меняя точки посадок. Австрийцы традиционно катаются все очень хорошо. Группа по возрасту была достаточно разномастной, от 33 до 74 лет. Самые старшие - семья Китл (Kittl), Мария и Роберт, зажигали на широченных Атомиках Фат Бой и Шуга Деди. От 74-х летней бабульки следа в снегу не оставалось совсем , а приезжали они к вертолету в первых рядах.…
Вообще труд гида хелиски сложен, труден, а иногда просто опасен. Сложен по причине принятия решений «погода+снег+спуск+вертолёт +время+риск+ деньги» и т.д. – решать такое уравнение надо быстро и верно. Труден - это тяжелая физическая работа, требующая специальных навыков и физподготовки. Опасен? Да, Опасность есть всегда, - но её можно контролировать. Опыт и здравая осторожность, отличное знание района и местных условий - вот успех проведения таких программ.
На мне что-то слишком много электроники – век такой что ли: лавинный бипер, спутниковый телефон, сотовых телефонов 2 штуки (TDMA и GSM), радиостанция, цифровой фотоаппарат. Вся эта фигня начинает меня доставать, наверно устал. А как только что-нибудь оставишь в вертолете - тут она и понадобится!
Отработав по ледникам, перебираемся на северный склон Терскея, покрытый лесами. Леснушки – внетрассовое катание среди леса – название от горнолыжной детской спортивной школы Каракола. Такого восторга, как от леснушек, я не испытывал никогда. Драйв в двухметровом снегу между тридцатиметровых елок, когда, закладывая очередной вираж, ты не знаешь, что встретится за огибаемой тобой елкой – куст, пень или мчащийся клиент, придает этому виду райда особый шик. Я-то в каске и защите, мне все равно. Выставляю ее вперед (каску) и пробиваю ветки или чье-то тело. Ноги и лыжи – вот главное для рейдера, а голова - это для крутых очков и чтобы «глупо-странно» не выглядеть на фото. (СМ. мультфильм «Ноги, крылья, хвосты»). На приличных скоростях голову или другую часть тела можно легко оставить на пне или кусте.
Сидя вечером в шале за кофе, пивом, коньяком перетираем тему техники катания. После демонстрации мне на склоне шоу-меном Геральдом новой техники ведения карвовых лыж, добавляется новое понятие - «качание бедрами» (общение с ним происходило на англо-немецком и русско-жаргонном). Приходим к мысли, что частота качания зависит от радиуса поворота лыж ( и радиуса бёдер). Юра обижается на меня, изрекает затертую истину: «Нет пророка в своем отечестве» и уходит читать детектив. Надо было года два ему впихивать в меня эту технику, чтобы я за 20 минут ее переосмыслил на склоне под началом заезжего австрияка. Константиныч обижается зря - за его школу я ему благодарен.
Утром после снегопада ожидаем погоды у моря… В смысле у горы, под которой стоит готовый к взлёту вертолёт… Сон в руку - КВС (командир воздушного судна) Садык вдруг в унтах…, заглядываю в вертолёт, и где охотничьи лыжи? Ну, райдовские легко сойдут за охотничьи, а вот кто голым кататься будет?.... Погода явно улучшается, но надо ждать, а клиенты ждать не хотят… Мы курим бамбук, клиенты стучат в бубен - проще говоря, они требуют лететь, мы отговариваем… Меня все время прикалывает умение не слушать людей, которым заплатили, теми, кто заплатил. При этом те, кому заплатили - профессионалы и честно хотят отработать деньги!
«Ааааа! Ваши деньги…, часик бы ещё подождать!!!» - Александров в сердцах махнул рукой и дает добро на взлёт. Летим вдоль хребта, заваленного новым снегом. За бортом -170С – это обещает классный снег. Пока летим, я звоню моему самому главному начальнику – любимой жене: «Ира в13.38 мы взлетели... нет мы сюда, рядом... отработаем, позвоню... Все, целую». Подходим к склону и идем на посадку. Сами внимательно смотрим на тему лавин. Вроде все нормально. Через плечо бортмеханика, сквозь фонарь вертолета, четко видно оставленный нами красный флаг. Флаг два дня назад хотел утащить один из клиентов, на сувенир, что ли, я еле отбил. Не долетев метров 500 до хребта, круто сваливаем вправо. Рваное облако закрыло и флаг и хребет. Баксов 300 вылетело в трубу… (в турбину вертолета). Перелетаем на «Австрийский Поцелуй» – очень крутой, интересный и небольшой по нашим меркам склон, всего 600 м перепада. Вообще-то он больше 1000 м по высоте, но нижние пологие 500 м сегодня мы не катаемся - время жалко.
Вечером за кофе-коньяком: «Что- то я не помню, чтобы так работали!» Это мыслит вслух Вячеслав Васильевич, потирая продутую шею. «По 7-8 спусков в день…» - вторит ему Юрий Константинович, натирая Финалгоном поясницу.
«План - то мы перевыполнили, юные друзья мои!» - говорит Василич в обычной своей манере, изучая сводку полётов, что принёс второй пилот, - « уже 32 км по вертикали есть, а ещё завтра спуска 3-4 успеем. Керосину в притык на полдня и до дому!» Вот и ещё одна программа уже уходит в прошлое… Вертикальных километров накатали 35, снег был прекрасный, погода отличная, лавины нас обошли (или мы их объехали), всё удачно и фартово.
А в Бишкеке тепло, и мы сразу из морозной зимы попадаем в весенний, бесснежный город. Над долиной высятся бело-голубые горы Тянь-Шаня, и в глазах своих друзей, с которыми я делил хлеб и пот, - Вячеслава Васильевича Александрова, Юрия Константиновича Шевяхова и Олега Тураева я вижу отражение гор, которые мы все так любим.
PS. Пока я писал статью, приходили письма с благодарностью, и заявки на следующий год! Будет снег - будет и пища…для лыж!!!
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||