Mountain.RU
главная новости горы мира полезное люди и горы фото карта/поиск english форум
Читайте отчеты и технические описания походов в Библиотеке МКК
МКК горный туризм > Библиотека
Всего отзывов: 1 (оставить отзыв)
Рейтинг статьи: 4.00
Автор: Фролов Петр, г. Астрахань

Отчёт
о горном туристском походе 2 к.c. по Западному Кавказу (Гвандра, Западное Приэльбрусье) совершенном группой туристов г. Астрахани, апрель-май 2006 г.

Оглавление

Предисловие
1. Справочные сведения
2 . Описание похода

2.1. Общая идея похода
2.2. Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты
2.3. Изменения маршрута и их причины.
2.4. График движения
2.5. Техническое описание прохождения группой маршрута
2.6. Итоги, выводы, рекомендации

Техническое описание (продолжение)

01.05.2006

день 3

середина спуска с пер. Ц. Кичи-Муруджу в дол. р. Нахар – дол. р. Нахар – база отдыха “Глобус”
(слияние р. Нахар и р. Гондарай, поляна Корт-Малы)

14,4 км

- 964 м

5 часов 00 минут

Задача дня – спуск до базы отдыха “Глобус”, слияния рек Нахар и Гондарай (поляна Корт-Малы – около 1680 м выше уровня моря). Чем быстрее мы спустимся, тем больше времени нам будет на отдых.


Фото 24. Движение по дол. р. Нахар.
Втягиваемся в лес. Видна ЛЭП
630. Выход с лагеря. Ночью был морозец, поэтому двигаться одно удовольствие. Продолжаем придерживаться левого края ущелья. За 1 час 40 мин. доходим до Нахара. Продолжаем двигаться правым берегом реки Нахар – тропа. Примерно в часе ходьбы тропа вступает в редкий лес и по брёвнам переходит на левый берег (Фото24). Дальше пошла грунтовка. Настроение приподнятое. Однако ближе к завершению дневной программы у Жени прихватило сердце, да не один раз. Давали нитроглицерин. Разгрузили... Довольно неожиданный поворот событий. Отчасти виноват и сам – не уследил, в частности, что Женя плохо ела в прошедшие дни. Были и другие причины, включая очень приличную нагрузку уже в первые дни. В общем, мысли мрачные. Надо отправлять девочку домой. 18-ти ей нет – значит с кем-то. Ну а с кем-то – это, по результатам первых дней: с Олежкой. Помимо моральных аспектов для всей группы, это ещё и непредвиденная задержка. Ладно, идём до перекуса, до отдыха, а там посмотрим.


Фото 25. Движение по дол. р. Нахар
Дошли почти (метров 100) до слияния р. Нахар с р. Гондарай в 1230 (300 мин. ч.х.в. от последней стоянки). Нарзанов Андрей не нашёл (он был здесь когда-то). Бог с ними. Непросто оказалось с местом для лагеря. Везде гудит ЛЭП. Перешли по мосту через р. Нахар и встали в лесу. Ниже, по р. Нахар, ближе к слиянию с р. Гондарай пограничная застава № 5.

Солнышко, но уже набегают тучки. Однако, кому надо, успели подсушиться. Все наслаждаются отдыхом, солнцем, лесом, отсутствием снега и, самое главное – костром. Женю уложили на коврик, приказали отдыхать, отдыхать и отдыхать. Уверяет, что этого с ней никогда не было, что кардиограмма была нормальной, и что чувствует она себя уже очень хорошо. В общем, тему пока закрыли. Вскоре на другом берегу встали Харьковчане (турклуб ХАИ). Поскольку праздник: 1 мая – пошли к ним знакомиться с шариками. Выяснили, что идут они пер. Джалпакол, а потом пер. Кичкинекол Мал. и пер. Хотютау. Я это отложил в уме, и как оказалось незря: мне эта информация пригодилась при принятии решения о замене перевала ТБ на пер. Хотютау, как определяющих вторую категорию сложности похода.

 

02.05.2006

день 4

база отдыха “Глобус” (слияние р. Нахар и р. Гондарай) – дол. р. Гондарай – дол. р. Индрикой –
– дол. р. Актебе (в начале висячей её части)

13,2 км

+ 600 м

5 часов 30 минут


Фото 26. Водопад р. Индрикой
В ночь погода испортилась и единственное, что мы собрались утром без дождя. Задача дня – выйти в дол. р. Актебе под ледник Гвандра. Выход в 805. Двигаемся по правому берегу р. Гондарай. Хотя тут же был мост и можно было перейти на левый берег, и идти там до слияния с р. Индрикой. Оба варианта равноценны. Через пару переходов (95 мин. ч.х.в.) мы не стали рисковать, и перешли всё-таки на левый берег по импровизированному мосту из набросанных брёвен и веток среди крупных камней к какому-то загону.


Фото 27. Вид на стык долин
р. Актебе и р. З. Кичкинекол
1120 (140 мин. ч.х.в.) подошли к слиянию р. Индрикой с р. Гондарай. Р. Индрикой вырывается из узкого каньона. Везде снег, поэтому дорога (грунтовка) в висячую долину Индрикоя не видна. Пошёл в разведку. Одновременно устроили перекус. С перекуса вышли 1230. Идём вдоль каньона. Водопад изумительной красоты (Фото26).

Вскоре (50 мин), после крутого подъёма, вышли из леса. Впереди отчётливо просматривается вся долина р. Индрикой. Прекрасно виден стык долин р. Актебе и З. Кичкинекол (Фото27)


Фото 28. Лесистый взлёт в дол. р. Актебе
Хорошо просматривается путь по правой стороне дол. р. Индрикой и лесистый взлёт в висячую дол. р. Актебе в её дальнем правом углу (Фото27) (Фото28).

Преодолев долину Индрикоя и взлёт в дол. р. Актебе оказываемся за зоной леса в начале долины р. Актебе. Впереди снег, снег и снег, а тут, среди камней, травянистые пятачки. Время 1630 (330 мин. ч.х.в. от поляны Корт-Малы) – решили встать лагерем.

 

03.05.2006

день 5

Днёвка, вынужденная

Задачу дня указывать не буду, поскольку она всё равно сорвалась из-за отрицательных метеоусловий. В ночь пошёл снег, завалило палатки, потеплело. Утром и в течение дня также периодически шел снег.

Решил не идти, поскольку совсем тепло, месить снег не хочется. Глядишь, завтра поутру мороз будет. Да ещё и с сердечком Жени было не всё ясно. Решили устроить днёвку. Отдыхали. Делали снеговика, поздравляли с 30-ти летием Серёгу Чунаева. Можно Сергею позавидовать: праздновать такой примечательный юбилей, находясь первый раз в горах, в спортивном походе. Сделали (больше всех постаралась Женя – она у нас технолог) торт из коржей и варёной сгущенки. Также были пикантные солёные огурчики. Добавлю, что все эти тяжеленные яства неслись Сергеем несанкционированно (Фото29) (Фото30).

 

04.05.2006

день 6

дол. р. Актебе (в начале висячей её части) – пер. Ак-Тёбе (1Б, 3350, сн.) – дол. р. Мырды
(Мырдинские верхние альпинистские ночёвки)

9,6 км

+1070 м

- 850 м

8 часов 12 минут

Задача дня – преодоление перевала Ак-Тёбе (1Б, 3350, сн.). Перевал Ак-Тёбе расположен в северном отроге ГКХ, отходящем от узловой вершины 3788 м, между вершинами 3788 м и Малая Гвандра. Ведёт с ледника Гвандра (Ак-Тёбе) на ледник Мырды.

Вышли 450. Мороза фактически нет, приходится тропить. Почти постоянно идёт снег, видимости по большей части никакой: изредка видны правые скалы дол. р. Ак-Тёбе. Поскольку здесь были и я, и Андрей продолжаем двигаться “наощуп”. Через 4 перехода (3,5 часа) начинается крутой взлёт. Вокруг белая мгла. В 1145 (262 мин. ч.х.в.) дошли почти до взлёта на ледник Гвандра в лоб. Хорошо оказались у большого камня. Начался шквалистый ветер и метель. Укрылись под полиэтиленом за камнем. Но все там не поместились, поэтому полиэтилен нам помогал не очень хорошо. Сидим, ждём. Наконец, где-то через полчаса Сергей Свекольников призывает что-то делать, а то так и замёрзнуть можно. И вот тут, началось массовое строительство заградительных стенок из снежных кирпичей. Режем кирпичи лопатой и клювиком ледоруба. Все очень стараются, всем уже жарко, уже и появился результат и уверенность. Особенно, к нашему приятному удивлению, старается Женя. Ближе к завершению строительства стенок и постановки за ними палаток (уже собирались тут оставаться, пережидать погоду) погода стала улучшаться. Перекусили. Сходил с Андреем в разведку, убедились (уже прояснило), что идём правильно: подошли прямо под ледник – вариант вполне нормальный для весны, но не годится для лета. Погода устоялась, и отдохнувший народ стал рваться на перевал. Ну что же, силы есть, время тоже ещё есть, твёрдого наста ждать уже бессмысленно – идём.

1410, собравши палатки, обвязавшись, вышли на штурм перевала. Ледник закрытый, представляет собой плато (Фото31) (Фото32) , где уже в начале видны седловины перевалов Ак-Тёбе и Малая Гвандра. У перевала Ак-Тёбе две седловины, разделённые небольшим пупырём. Правильная та, которая справа по ходу (т.е. южная) (Фото33). Двигаемся в связках примерно посередине, но придерживаясь левого борта ледника. За два перехода (100 мин. ч.х.в.) подходим под короткий (около 30 м по высоте) и некрутой (20о) взлёт на перевал.


Фото 31. Вид с плато ледника
Актебе на противоположную
сторону от подъёма на пер.
Ак-Тебе, на северо-запад

Фото 32. Вид на правосторонний хребет
ледника Актебе (хр. Куршо)



Фото 33. Взлёт на пер. Ак-Тебе




Фото 34. Груп-па на перевале Ак-Тебе
В 1745 (450 мин. ч.х.в. от вчерашнего лагеря) вышли на перевал Ак-Тёбе (Фото34). Перевальная седловина скальная, довольно узкая. В южной части седловины – памятные доски и даже подобие обелиска из дюралевых листов (напоминает кастрюлю).


Фото 35. Вид с пер. Ак-Тебе на ледник Мырды
Спуск с перевала на восток снежный (Фото35). Вначале короткий 25-30о, потом выполаживается. Идём, забирая влево по ходу – т. е. на центральную часть склона. Спускаемся по снежному кулуару (длиной метров 100), ближайшему к скалам, ограничивающим склон слева по ходу. Но вплотную к скалам подходить не следует – на случай, если посыплет.

Кулуар приводит на небольшую полку, идущую от левых по ходу скал. От неё вниз – довольно крутые скалы, идём ближе к склону (который справа) и, спустившись метров 10 по пологим скалам, выходим вправо. Ещё 50 метров спуска крутизной около 35о приводят нас на пологую часть ледника Мырды (его левый край).

Далее всё время идём по левому краю ледника Мырды (хотя угадать его трудно – всё в снегу), и, в конце концов, выходим на верхние Мырдинские (альпинистские) ночёвки, находящиеся под спуском с перевала Карабаши (2А), также ведущим в долину Мырды с ледника Гвандра.

В 2030 (100 мин. ч.х.в. от перевала Ак-Тёбе) встали на этих ночёвках. Народ рвался вниз, в долину Мырды, поскольку хотелось пониже спуститься, да и с ГКХ дул довольно приличный ветер, но я настоял на ночёвке здесь, хотя из-за ветра и было неуютно – стоянки открытые.

Долина Мырды была уже закрыта ватой облаков, темно, а дальше – резкий спуск в обход бараньих лбов. Кроме того, уже перед ночёвками Женю опять прихватило, правда, в более лёгкой форме, чем в дол. р. Нахар, с сердцем. Дежурным был Андрей со своими “Катянями” (Катя и Аня) – вот уж он ругал ветер, поскольку измучался с примусами, да ещё по темноте.

 

05.05.2006

день 7

дол. р. Мырды (Мырдинские верхние альпинистские ночёвки) – слияние р. Мырды и р. Кичкинекол

8,4 км

- 550 м

2 часов 35 минут


Фото 36. Вид с дол. р. Мырды на
бараньи лбы, закрывающие
ледник Мырды
Задача дня – спуститься до слияния р. Мырды и р. Кичкинекол, и там отдохнуть в лесу, у костра, без снега. Вышли 745. Сначала искали спуск по бараньим лбам. Летом там идёт тропа. Сейчас всё заснежено, но и возможностей обойти бараньи лбы (Фото36) гораздо больше, чем летом.

За один переход (50 мин.) спустились в долину Мырды. Дальше движение произвольное, поскольку везде снег, но всё равно есть проталины. Ручьи обходим.

В конце долины, где она сужается, переходим на левый берег по мосту и далее, по тропе, и грунтовке спустились до поляны на слиянии р. Мырды и р. Кичкинекол. Там пограничная застава, территория огорожена, стоянок теперь нет.

Переходим по мосту р. Узункол (это на 50 м ниже вышеупомянутого слияния) и встаем лагерем там (1145, 155 мин. ч.х.в. от Мырдинских ночёвок). Дальше отдых, отдых, прогулка ребят до а/л Узункол (лагерь оказался пустой).

 

06.05.2006

день 8

слияние р. Мырды и р. Кичкинекол – пер. Ю. Доломиты (1А, 3350, сн.) – дол. р. Чунгур-Джар
(сразу после спуска с перевала)

9,5 км

+1400 м

- 700 м

6 часов 00 минут

По плану, в этот день предстояло лишь подняться до Доломитских озёр, но день, перед пер. Ак-Тёбе был уже потерян, а посему желательно было, по возможности, взять перевал.

Итак, перевал Ю. Доломиты (1А, 3350, сн.) расположен в северном отроге ГКХ, между вершинами “Доломиты” и “40 лет Татарии”, и соединяет верховья рек Кичкинекол и Чунгур-Джар.

Выход в 545. С утра пасмурно. Нет-нет, да срывается мелкий кратковременный дождь. Тропа в сторону перевала Ю. Доломиты идёт по правому берегу р. Кичкинекол почти без набора высоты по дороге, по лесу, по лугу, виляет в болотце. Через 40 минут доходим до коша. Тропа на перевал начинается непосредственно за ним, круто вверх (30о) по тропе. Временами она раздваивается. Поднимаемся сначала на первую террасу (1 час 15 мин. от коша) (Фото37). Потом – ещё на одну террасу.

Фото 37. Панорама в сторону долины Мырды с подъёма на пер. Ю. Джалпакол


Фото 38. Вид на бараньи лбы перед
пер. Ю. Доломиты. За ними Доломитские
озёра
Впереди показались бараньи лбы. За ними видна Доломитская стена (Фото38). Забираемся на бараньи лбы, придерживаясь правого склона ущелья. Довольно тяжёлый снег: приходится постоянно тропить, но никто не унывает, все привыкли к этой работе. Погода хорошая.

В 1135 вышли на Доломитские озёра (250 мин. ч.х.в. от стоянки). Озёр конечно не видно, всё под снегом (воду доставали, выкапывая “колодец” в снегу над озером). Встаем на перекус в затишке, под снежным наддувом. Все горят желанием идти на перевал. Поэтому принимаем решение о перекусе, во время которого несколько человек отправляются тропить налегке путь к перевалу. Протропили до середины предперевального взлёта. Неплохая тактика. Она дала ощутимый толчок движению группы.


Фото 39. Путь по заснеженным доломит-
ским озёрам к пер. Ю. Доломиты
1445 вышли с перекуса, от озёр. Перевальная седловина явно просматривается впереди (Фото39). Идём вдоль Доломитской стены, находящейся слева по ходу. Одна ходка 50 минут и в 1610 мы на перевале Ю. Доломиты (300 мин. ч.х.в. от стоянки) (Фото40).

Перевальная седловина широкая. На ней можно поставить палатки. С перевала можно совершить восхождение на вершину “40 лет Татарии” (1Б). Обернуться можно примерно за 1,5 часа.

С перевала прекрасно виден перевал “Техника Безопасности” (1Б) (Фото41). Везде простираются сплошные снежные поля.


Фото 40. Группа на пер. Ю. Доломиты.
Вид на Доломитскую стену

Фото 41. Вид с пер. Ю. Доломиты
на пер. ТБ и дол. р. Чунгур-Джар

Фото 42. Вид на слияние долин рек
Чунгур-Джар и Чиринкол на завершении
спуска с пер. Ю. Доломиты

1645 начали спуск. Путь спуска явно выражен, мудрить особо не приходится. За 60 минут сваливаем в широкую и плоскую долину р. Чунгур-Джар (Фото42), и в 1745 встаём лагерем прямо под спуском с перевала Ю. Доломиты. Видим бегущие вниз по долине свежие следы Харьковчан (больше некому). Пытаемся откопать в снегу воду, не нашли. Так что, и вечером и утром топили снег. Мы молодцы: за один день взять этот перевал из долины в долину даже летом тяжеловато, не то, что весной.

 

07.05.2006

день 9

дол. р. Чунгур-Джар (сразу после спуска с перевала) – д. р. Чириккол (Талычхан) –
– д. р. Уллу-Кам (выше Ворошиловских кошей, не доходя до слияния с р. Уллу-Узень)

22,2 км

- 1050 м

+ 500 м

4 часа 40 минут

По плану в этот день собирались идти на перевал “Технику Безопасности”. Нужен был только мороз ночью. Но видать погода расквасилась ещё перед пер. Ак-Тёбе. Под утро опять пошёл снег, относительно тепло. Ни о каком насте не может быть и речи, а впереди снежные и снежные поля. А по плану мы уже завтра должны быть в Азау. Что делать?

Утренний выход задерживается в связи с непогодой. Беседую с командой, и принимаю решение не идти пер. ТБ (1Б) + Электрик (1А) + Азау (1А), а идти сразу на пер. Хотютау (1Б) через долину р. Талычхан и Уллу-Кам (т.е. использовать запасной вариант). Тем более я точно знал, что Харьковчане уже вчера были под перевалом Хотютау. Сегодня же, по идее, должны на него идти, но из-за погоды явно не пойдут – слишком он серьёзен. А значит, мы сегодня их нагоняем, и завтра можно будет идти на пер. Хотютау большой командой – это и безопаснее (больше информации по перевалу, т. к. среди них были ребята, которые уже брали этот перевал), и тропить будет легче. Забегая вперёд, скажу, что так оно и вышло.

Итак, выход 725. Задача дня – подойти к слиянию реки Уллу-Узень с р. Уллу-Кам (Кубань). За 50 минут сваливаем вниз по Чунгру-Джару до границы леса. Долина р. Чунгур-Джар висячая, подпёртая бараньими лбами, которые мы обошли ближе к левому борту долины. Летом тропа идёт прямо по бараньим лбам.

Далее прошли слияние с Чирикколом и уже то по тропе, то по грунтовке (в конце долины, конечно уже шла только грунтовка), левым берегом Чириккола (Талычхана) пошли вниз к дол. р. Уллу-Кам. С 1145 до 1430 перекус в дол. р. Талычхан, почти у слияния её с р. Уллу-Кам. На правый берег р. Уллу-Кам перешли по мосту, а дальше по грунтовка до Ворошиловских кошей (это места у слияния р. В. Кичкинекол с р. Уллу-Кам). Во второй половине дня погода крутит, постоянно срывается дождь.

Встали биваком в 1745 (280 мин. ч.х.в. от последней стоянки в д. р. Чунгур-Джар) выше Ворошиловских кошей под подъёмом на пер. Кебек, не доходя слияния р. Уллу-Кам с р. Уллу-Узень. Там встретили, как и ожидалось, Харьковчан, с которыми обговорили план действий на завтра. И главное я пораспрашивал про перевал Хотютау. Только разбили лагерь – сильнейший дождь, но нам уже было не страшно.

08.05.2006

день 10

дол. р. Уллу-Кам (выше Ворошиловских кошей, не доходя до слияния с р. Уллу-Узень) –
пер. Хотютау (1Б, 3546, сн.) – лед. Б. Азау (на плато Хотютау, напротив ледопада в д. р. Азау)

13,2 км

+1446 м

- 200 м

5 часов 45 минут

Задача дня – взять перевал Хотютау и, о наивные, спуститься в Азау. Отчасти такие космополитические планы сыграли плохую роль: у народа в конце дня появился комплекс обманутых ожиданий. Все подустали и уже хотели домой. Ну, я забежал вперёд.

Перевал Хотютау (1Б, 3546, сн.) расположен в перемычке Хотютау, связывающей массив Эльбруса и с ГКХ, севернее вершины Хотютау. Соединяет верховья р. Уллу-Кам с плато Хотютау и далее с Баксанской долиной. Перевал назван по одноимённой вершине (балк. – “гора абхазцев”).


Фото 43. Подъём на пер. Хотютау
Вышли в 655. Переправившись выше, по мосту, через Уллу-Кам, по тропе подходим к травянистому склону на левом берегу каньона. Хорошо виден серпантин тропы, ведущей в верховья долины. Местами, на тропе нависающей местами над каньоном лежит большой слой талого снега, что делает преодоление этих участков очень опасными, поскольку снег плохо утаптывается. В сочетании с мокрой от снега травой такие участки очень напряженны и задерживают, казалось бы, безбедное движение по тропе.


Фото 44. Вид с подъёма на пер. Хотютау
в дол. р. Уллу-Кам
Через 3 часа выходим к месту поворота на перевал. Далее надо идти вправо по ходу на угадывающуюся седловину перевала (Фото43) (Фото44). Везде сплошной снег. Причем наста нет. Догоняют Харьковчане, и уже на перевал поднимаемся “толпой”, тропя “каруселью” склон. Крутизна в верхней части подъёма достигает 30о. Доходит до того, что ребята снимают рюкзаки и, утопая в снегу выше колена, пробивались к перевалу.


Фото 45. Группа на пер. Хотютау.
Плохая видимость
На перевале 1315 (295 мин. ч.х.в. от стоянки в д. р. Уллу-Кам). Погода портится: срывается снег, пропадает периодически видимость (Фото45). Но без горячего уже нельзя. Пьём чай, обвязываемся. Харьковчане ушли на пер. Эхо войны. С седловины перевала открывается панорама на плато Хотютау, пер. Эхо войны. Эльбрус из-за непогоды не видно. Видна ст. канатной дороги “Мир”. Успеваю прикинуть примерный азимут движения по плато Хотютау.

1440 выход с перекуса. Вот тут и проявился синдром обманутых ожиданий: погода портится на глазах, и велик искус пойти за Харьковчанами, тем более по набитой ими тропе, на пер. Эхо войны, и спуститься уже сегодня в Азау. Объясняю, что это путь классифицируется как 1А, и, соответственно, все наши напряги по 2-ке превращаются в 1-ку. Понятно, что все устали после ТАКОГО штурма перевала, что и ноги уже хлюпают. Но потом будет обидно, что такой славный поход так бесславно закончится. Кроме тог, считаю, что группа сильна и сможет заночевать на плато Хотютау, если погода совсем испортится и не даст двигаться дальше. В общем, момент был очень напряжённым в моральном плане.


Фото 46. Вид на пер. Эхо Войны со
стоянки на плато Хотютау
Очень медленно, временами под метелью, временами с прояснениями, двигаемся в связках по средней части плато Хотютау. Постоянно сверяюсь с компасом. В районе пер. Эхо Войны поворачиваем почти на 90о влево в сторону станции “Мир”.


Фото 47. Вид на пер. Хотютау со стоянки
на плато Хотютау
Через два перехода (100 мин. ч.х.в.) становится ясно, что дальнейшее движение невозможно и даже опасно из-за усталости группы и плохой видимости. Встаем, в 1650 на плато Хотютау напротив ледопада ледника Б. Азау в д. р. Азау (Фото46) (Фото47). Появилось прояснение: погода слегка улучшилась. С Олегом пошли на разведку, но снег просто ужасен: проваливаемся – и на первом уже валу сдаёмся, возвращаемся в лагерь. Все валятся с ног. Ужинаем уже поздно. Сохраняется напряжение. Что будет завтра?

 

09.05.2006

день 11

лед. Б. Азау (на плато Хотютау, напротив ледопада в д. р. Азау) –
– ст. канат. дор. “Мир”, “Ст. Кругозор” – турбаза Азау (д. р. Азау)

2,0 км

+150 м

- 1700

2 часов 00 минут

Ночью шел лёгкий снег и даже слегка подморозило, но не сильно – наст всё равно почти не держит.

Задача дня – завершить поход: выйти к ст. канатной дороги “Мир” и спуститься к турбазе Азау. С утра переменная облачность. Видимость неплохая (Фото46) (Фото47).

Выходим в 810. Почти сразу накрывает метель, но группу уже ничего не остановит: ни белая мгла, ни усталость, потому что мы уже нет-нет да видим конечную цель и верим в себя. Приходится обходить ладовые трещины, сбросы, ледопады. Бывает трудно определить, как идёт путь: вниз или вверх – бросаем снежки, щупаем ледорубом. Идём в связках.


Фото 48. Последняя стоянка в дол.
р. Азау (ниже ст. канатной дороги Азау)
Так же пользуюсь компасом. Вот уже видны отдыхающие лыжники и сноубордисты. В общем, за 120 мин. ч.х.в., к 1120 мы вышли к ст. “Мир”. Ура, наши “ужасы” последних двух дней вроде как завершились. Спускаемся по двум очередям канатки вниз (160 р. с человека) и через 1,5 часа, в 1250 мы в дол. р. Азау. Место для лагеря есть (Фото48), дрова есть, что ещё надо для счастья. Активная часть похода завершена. Вечером сходили в п. Терскол, дали телеграммы и отметились у спасателей. Узнали о несчастье с группой восходителей на Эльбрус (замерли) в то же время, когда мы пробивались на плато Хотютау.

На следующий день, после обеда, нас уже забрал на своём 13-м маршруте (Газель) Мищенко.

 

2.5.1 Обзорная карта маршрута

 

2.5.2 Подробная карта маршрута

 

Hi-Res

2.6 Итоги, выводы, рекомендации

Подводя итоги похода можно сказать, что поход удался, свершился. Цели похода: 2 категория сложности, зачётный поход школы базового уровня, подготовка руководителей и участников горных путешествий – достигнуты. Ожидания руководителя и участников похода: повышение спортивного уровня впервые побывать в горах и увидеть, почувствовать всю обещанную инструкторами красоту, определённую экстремальность путешествия новизна нового, для абсолютного большинства, района и впечатлений оценка своих собственных сил оценка уровня подготовленности каждого участник получение новых навыков весенних походов напряжённость в физическом и, в возможном, психологическом плане – оправдались. Не оправдались надежды, в основном руководителя, пройти новые для него два северных отрога ГКХ с пер. ТБ и Электрик. Однако это компенсировалось новизной прохождения пер. Хотютау и ледника Азау.

Локальные препятствия соответствовали своей категории сложности.

Заявленный график движения несколько отличался от факта прохождения. Так, нельзя было ожидать спуска до “Глобуса” после взятия перевала Ц. Кичи-Муруджу. Однако, это подстраховывалось запланированной последующей днёвкой. Поздняя стоянка на Мырдинских ночёвках получилась скорее не из-за просчётов в планировании, а из-за непогоды. Можно считать, в каком-то смысле напрасное ожидание хорошей погоды (мороза с утра) перед перевалом Ак-Тебе, но это компенсировалось неожиданным, накануне “сердечным” приступом Евгении. Т. е., волею судеб, ей был дан шанс лучше акклиматизироваться, восстановиться. Положительной стороной этой вынужденной днёвки также было возникшее неукротимое желание группы пройти всё, невзирая на состояние снега.

При планировании взятия перевалов Ю. Доломиты и ТБ в связке также понималась некая зыбкость, для весны, этого варианта. Но при этом был стопроцентный шанс воспользоваться запасным вариантом обхода этого горного массива по Уллу-Каму. Хотя, конечно, в весенних походах не стоит питать иллюзий. Надо планировать поход по минимуму необходимой сложности, но, с надёжным дублированием определяющих сложностей запасными вариантами.

Возможно, было бы лучше, для этой нитки маршрута, вариант выбора перевал Сев. Доломиты (1Б), как определяющего категорию сложности похода локального препятствия, и далее через Азау (1А). Но там километража поменьше, да и лично я бы всё равно не выбрал этот перевал в весеннем варианте, даже при повторе похода.

Что ещё сказать в качестве вывода: лично мне следует более внимательно наблюдать за участниками, их поведением и состоянием, как физическом, так и психологическом. Я думаю, тогда можно было бы избежать экстримов с падением рюкзака, с “сердечным приступом”, некой психологической неудовлетворённости мимолётно возникающей у отдельных участников. Т. е. работы для психологической подготовки непочатый край.

В качестве рекомендации посоветовал бы добавлять денёк на акклиматизацию в начале похода: т. е. уменьшить интенсивность подхода к пер. Ц. Кичи-Муруджу – но тогда нужно искать резервы на сокращение времени в дальнейшем. Ещё, для лета возможны трудности с бивуаком в районе а/л Узункол: большую поляну у слияния р. Мырды и р. Кичкинекол заняла погранзастава. Вероятные места ночевки выше в дол. Мырды или где стояли мы: на правом берегу р. Кичкинекола.

Ну вот, пожалуй, и всё. На сим сей отчёт заканчиваю и желаю участникам этого похода и всем другим горным туристам отличных походов, и да сбудутся все ваши ожидания, мечты, надежды.

Написание отзыва требует предварительной регистрации в Клубе Mountain.RU
Для зарегистрированных пользователей

Логин (ID):
Пароль:
Если Вы забыли пароль, то в следующей форме введите адрес электронной почты, который Вы указывали при регистрации в Клубе Mountain.RU, и на Ваш E-mail будет выслано письмо с паролем.

E-mail:

Если у Вас по-прежнему проблемы со входом в Клуб Mountain.RU, пожалуйста, напишите нам.
Отзывы (оставить отзыв)
Сортировать по: дате рейтингу

Мы так не ходили

Этот район Западного Кавказа я посещал не раньше июня. Чаще всего в августе. Снега было мало и техническая трудность маршрута возрастала. Надо было обходить трещины, горные потоки, в двух - трех местах вешались верёвочные перила. Фауна в это время побогаче выглядит. Пото, то холодно, то жарко, то бело, то зелено. Ягод много: голубика, брусника, малина, ежевика. Одним словом - разнообразие. То что ребят из Астрахани окружало, мы обычно получали отправляясь а апреле-мае на Приполярный Урал или на Таймыр... Сам маршрут считаю логичным. Работает по наростающей. Тактику движения грамотной. Комплемент руководителю! Сочувствую нынешнему поколению горных туристов, загнанных в рамки приграничных тяжб. Такие перевалы и маршруты под боком, а не развернёшься! ГКХ есть, но его нет! Привет Вам молодость от горняков 65-90 годов! Лично я оттуда...
 
© 1999-2024Mountain.RU
Пишите нам: info@mountain.ru