Подсказка | ||
При вводе Логина и Пароля, обратите внимание на используемый Вами регистр клавиатуры! |
||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Отчёт
о горном туристском походе 2 к.c. по Западному Кавказу (Гвандра, Западное Приэльбрусье) совершенном группой туристов г. Астрахани, апрель-май 2006 г.
Маршрутная книжка № 01-2006 Весьма необычная “двойка” – для меня, конечно, в первую очередь, поскольку это первая моя весенняя “двойка”. Это даже личный рекорд, давший мне лично не меньше удовлетворения, чем, скажем, летняя “тройка”. А ещё поход был необычен в подготовке. Так, меньше чем за месяц до путешествия мою поясницу во время рядовой утренней зарядки хватанула радикулитная боль – сильнейшая. Уколы, уколы, лекарства и гимнастика, а ещё убеждение себя и родных в том, что я выкарабкаюсь. Ладно был бы участником, но готовить людей с осени и всё “коту под хвост” – это ужасно. А ещё поход был ожидаем, и, самое главное, эти ожидания оправдались. Очень рад за новичков, потому что им впечатлений хватит на всю оставшуюся жизнь. Очень рад, что подключились к походу Андрей Червоненко со своими замечательными “Катянями” (Катя и Аня). Всё было хорошо и кстати! Прошу читателей отчёта не судить строго о приведённых высотных перепадах движения группы – возможны ошибки в абсолютном значении, но общая тенденция верна. По этой же причине не стал приводить в отчёте высотный график. Пётр Фролов. 1.1 Проводящая организация Региональная общественная организация “Астраханский туристско-спортивный клуб “Сигма”. Номер маршрутной книжки 01-2006. 1.2 Общие справочные сведения о маршруте
1.3 Подробная нитка маршрута г. Астрахань – п. Теберда – дол. р. Гоначхир–
дол. р. Клухор – дол. р. Кичи-Муруджу – 1.4 Определяющие препятствия маршрута
1.5 Состав группы
1.6 Общегеографическая и туристская характеристика
возможности Район похода: Российская Федерация, Карачаево-Черкессия – Кабардино-Балкария,
Подрайон похода: Домбай – Гвандра – Западное Приэльбрусье. Массив похода: с севера — г. Теберда, п. Хурзук, альплагерь Узункол
вер. Эльбрус Туристские возможности района похода: В альпинизме и горном туризме к Западному Кавказу относят часть Кавказа от горы Фишт до Эльбруса с высокогорным, несущим оледенение участком Главного Кавказского хребта (ГКХ). ГКХ является стержнем горной системы Западного Кавказа. Цепь массивов и многочисленных северных отрогов ГКХ, примерно в 20 км от него, называют Передовым (Боковым) хребтом. Район между Махаром и Ворошиловскими кошами называют Гвандрой по господствующей одноименной вершине. Весь район к югу от ГКХ в настоящее время, к сожалению, относится к зарубежью, и его туристские возможности для спортивного массового туриста в связи с этим сильно пострадали. Т. е. остаётся использовать только часть Западного Кавказа к северу от ГКХ, и не возможно включать в маршрут массу замечательных перевалов ГКХ высокой категории сложности, трудно набирать требуемый километраж. Количество перевалов 2А, 2Б и выше ограничено, что делает походы высокой категории сложности маловероятными, привязанными к этим конкретным перевалам. Район наиболее предпочтителен для походов 1-3 к. с. Тем не менее, удобные короткие подъезды, наличие троп в верховьях, красивые долины составляют высокий потенциал для совершения интересных горно-спортивных походов. 1.6.2 Климатические и иные характеристики района походаОсобенности климата – высокая влажность. Цикличность погоды составляет примерно неделю. Западный Кавказ в значительной части представляет собой лесистое среднегорье. Характерной особенностью района является сочетание пышных лесов по долинам и склонами гор с пиками вершин покрытыми снегом. Многие ледники опускаются здесь почти до границы леса. Однако, в последнее время, ледники значительно подтаяли и отступили. В верховьях много озёр. Вода, как правило, на подходах всегда есть. 1.6.3 Варианты подъезда и отъезда. Пограничные и заповедные зоны – расположение, порядок получения пропусковПодъезд: Выехали 27 апреля, в четверг, примерно 1930 на “Газеле” (Астраханская маршрутка № 13). Водитель Мищенко Александр. В этот же вечер должен был отправиться на автобусе Астрахань-Черкесск Громов Герман со своею группой, но в этот день рейс отменили. Так что нам повезло. Приехали в Черкесск в районе 7 утра 28 апреля. На подъезде мокрый снег с дождём. Сразу отправились на поиски Поисково-Спасательной службы Карачаево-Черкесии. Она находится в Северной части города (напротив з-да “Каскад”). Тел. (87822) 4-49-01. Небольшая очередь: турья довольно много. Обстановка рабочая. Оказалось нужно 3 экземпляра Заявления в войсковую часть пограничников, чтобы Спасатели их завизировали. Без них к пограничникам можно и не ходить – таков порядок. Образец Заявления: Командиру войсковой Заявление Группа туристов __(город, клуб, организация и т. п.)_ в количестве__ человек совершает с “___”__ г. по “___”___ г. горный туристский поход ____ категории сложности в районе _________, по маршруту: ___(приводится нитка маршрута)_____. Прошу Вас разрешить проход группы в указанном районе. Приложение: Список (3 экз.) участников с указанием года рождения, прописки,
телефона, места работы и должности, паспортных данных
Дата, подпись, печать (желательно)
Потом едем к пограничникам, на ул. Леонова, 2 Необходимые документы для получения Пропуска у пограничников: Три списка участников с указанием года рождения, прописки, телефона, места работы и должности, паспортных данных (лучше иметь ещё 3-4 списка, чтобы отдавать их на заставах, уже в походе) График движения, расписанный по дням Заявление (3 экз.) на имя Командира войсковой с просьбой о разрешении прохода группы в указанном районе Маршрутная книжка (для заочного рассмотрения не обязательно) Документы всех членов группы (при заочном получении не понадобились).Там ждали документов 3 часа. Меньше бесполезно. С нами были ещё и Эльмира Каримова с Иваном Кузякиным, которые планировали маршрут из Домбая в Архыз. Они пробивали пропуск на 4-х, один из них был украинец. Это обстоятельство задержало нас ещё часа на 3-4. Им вообще не хотели давать пропуск – с “иностранцами” надо подавать документы гораздо раньше. Таким образом, процесс получения пропуска на проход в пограничную зону (3-4 часа) делает очень затруднительным пользование загородным общественным автобусом – не успеваешь. Приходится нанимать частника. Но мы продолжили путешествие на Газеле. В Теберде дали телеграммы в Астрахань, в Черкесск, и в Терскол о начале маршрута. В Теберде много продуктовых магазинов, аптек. После приключения в Теберде (поломка автобуса, поиски масла) прибыли, в 1930 на место, в ущелье р. Гоначхир. Ещё будучи в Теберде, я зашел в заповедник, на проходную, и выяснил по любезно предоставленному мне телефону, что пропуск (естественно платный) на проход в заповеднике надо получать в Домбае, после регистрации у спасателей. То есть выходило, что нужно было терять ещё один день. Не долго думая, после короткого совещания с группой, мы подняли шлагбаум около пустой будки на въезде в ущелье Гоначхир и проехали километра полтора вглубь, до строящихся там то ли коттеджей, то ли турбаз. Попрощались с Мищенко, Эльмирой, Ваней и расположились лагерем. Дабы не навлечь гнев природы и её смотрителей пользовались только примусами, палатки не окапывали. Подошла женщина со стройки (очевидно, сторож). Отношение доброжелательное, особенно после наших заверений о чистоте и порядке. Мы решили, что по такому снегу тут никому не нужны – так и вышло. Забегая вперёд, скажу, что фактически вся идущая далее асфальтовая дорога ущелья была завалена снегом. Отъезд: Закончив маршрут в Азау, 9 мая, в обед. Мы всё ещё надеялись на Мищенко. Предварительный договор был на 8 мая. После звонка к нему все вдохновились: он обещался приехать 10-го утром. Разбив лагерь, перекусив, вечером сходили в Терскол отметиться у спасателей, и дать телеграммы об окончании маршрута в Черкесск и Астрахань. В общем, да здравствует сотовая связь. Мищенко хоть и с опозданием (вместо утра приехал в 15-00), но приехал и утром 11 мая доставил нас домой, в Астрахань, в целости и сохранности. В противном случае нам надо было бы с утра добираться на автобусе из Терскола до Нальчика, а там уже, ближе к вечеру, ходит автобус в Астрахань. Заповедные зоны: Долины рек Гоначхир, Клухор, Кичи-Муруджу – до перевала Ц. Кичи-Муруджу. Порядок получения пропуска описывался чуть выше в этой же главе. Пограничные зоны: В принципе вся нитка маршрута проходит по пограничной зоне. Мы встретили две заставы: слияние рек Нахар и Гондарай, а также слияние рек Мырды и Кичкинекол (выше а/л Узункол). Везде показываются пропуск и личные документы. Для ускорения процесса переписывания паспортных данных список группы с этими сведениями заготавливается заранее в нескольких экземплярах и отдаётся пограничникам – те просто сверяют его и оставляют у себя. Также наряд пограничников проверили у нас документы в Азау. 1.6.4 Наиболее интересные природные и географические объектыИзумительны по красоте районы Тебердинского заповедника, верховья рек Нахар, Мырды, Кичкинекол, Уллу-Кам. Просто поражает воображение Западное Приэльбрусье, Эльбрусские снежные поля и ледники, виды на Центральный Кавказ. Выше слияния рек Нахар и Гондарай имеются нарзанные источники. Там же отличные места для днёвки – только надо располагаться подальше от высоковольтной ЛЭП идущей по ущелью Нахара в Абхазию. Гул от электропроводов стоит приличный, да и сами провода местами висят довольно низко. Хуже со стоянкой у слияния р. Мырды и р. Кичкинекол. Там всю эту замечательную поляну заняла погранзастава. Теперь надо вставать или на правом берегу р. Узункол, или выше по Мырды. Однако природа очень красива и здесь. Интересна канатная дорога Азау: природа, очень много катающихся лыжников и сноубордистов. Впечатляет поездка по Баксанскому ущелью: тут тебе и масса природных объектов, и турбазы, и даже знаменитый город Тырныауз. 1.7 Дополнительные сведения о походе 1.7.1 Перечень необходимого специального снаряжения Общественное:
Личное:
1.7.2 Стоимость проживания, питания, снаряжения, Стоимость проезда: Наём микроавтобуса “Газель” составил 10-12 тыс. рублей в одну сторону. Затраты на 1 участника: Затраты на одного участника, не считая стоимость снаряжения, составили Общей смысловой идеей похода были: По категории сложности — реализация очередной спортивной ступени участникам похода подтверждение разряда – руководителю и Андрею Червоненко повышение межсезонного опыта – всем По познавательности — осмотр и ознакомление с одним из самых интересных районов Западного Кавказа: Гвандры, Западного Приэльбрусья осмотр попутных долин, перевалов для планирования последующих маршрутов По необычайности и уникальности — астраханские туристы еще не ходили в этом районе линейный маршрут такой географической протяжённости Новизна похода — кроме руководителя и А. Червоненко в этом районе никто из группы никогда не был. Для руководителя и Андрея были новыми перевалы Ц. Кичи-Муруджу, Ак-тебе (для рук-ля), Хотютау, а также сопутствующие долины. 2.2 Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты 2.2.1 Аварийные выходы с маршрута Из любой точки маршрута можно аварийно выйти (вызвать помощь) в пределах одного дня. Итак: Дол. р. Гоначхир и Кичи-Муруджу – в п. Домбай Дол. р. Нахар, Индрюкой, Актебе – в базу отдыха “Глобус” (там же застава пограничников), в п. Учкулан Дол. р. Мырды, Кичкинекол – погранзастава на их слиянии, а/л Узункол, п. Хурзук Дол. р. Чиринкол, Уллу-Кам (Кубань) – п. Хурзук, Ворошиловские коши Пер. Хотютау, лед. Азау – п. Азау и Терскол. 2.2.2 Запасные варианты
2.3 Изменения маршрута и их причины Итак, сравним заявленную и фактическую нитки маршрута:
Примечание: – пропущенные строчки говорят о конкретных несовпадениях
заявленной – полужирным шрифтом выделены определяющие локальные препятствия – подчёркнутые перевалы – необходимый минимум для зачёта похода 2 к. с. Причина изменения маршрута связана с задержкой графика движения на этапе перевала “Ак-Тёбе” в связи с непогодой, а также выпадением свежего снега в ночь перед планируемым взятием перевала “Техника Безопасности”. Кроме того, большое количество снега, а главное его состояние, требовавшее постоянного тропления, уже дали приличную нагрузку на группу, несмотря на её очень большой психофизический потенциал. Также по всем признакам: цикл непогоды, характер облачности, ветер и т. п. – ожидалось ухудшение погоды, что могло дополнительно задержать группу после прохождения перевалов “ТБ” + “Электрик”, или “Буревестника”. Вариант с обходом этих двух хребтов по долинам рек Чириккол (Талычхан) и Уллу-Кам давал гарантию прохождения маршрута в контрольные сроки как минимум на уровне 1 категории сложности. Конкретная заявленная нитка маршрута в части перевалов “ТБ” + “Электрик” оказалась не очень удачной в плане большой вероятности срыва этого варианта. Но уж больно хотелось всё-таки пройти эти хребты (ни разу там не был). Хотя, повторяюсь, понималась зыбкость этого варианта. Но, у этого пути был большой плюс “за”. Дело в том, что пер. “Хотютау” в варианте прохождения 1Б (а именно так и следовало его идти, поскольку иначе не набиралась необходимая сложность для зачёта “двоечного” похода) тоже довольно проблематичен и рискован весной в связи с традиционно неустойчивой погодой в районе Эльбруса. Нам всё же повезло: погода испортилась, но не настолько, чтобы мы не смогли взять перевал “Хотютау”. Хотя и были вынуждены всё-таки заночевать на плато “Хотютау”. А ещё нам повезло, что мы встретились с Харьковчанами и общими усилиями тропили очень трудоёмкий снежный подъём на “Хотютау”. Также был изменён график движения, о чём более подробно будет говориться ниже. 2.4.1 Высотный график
2.4.2 Развёрнутый график
2.5 Техническое описание прохождения группой маршрута
Сегодня первый день похода, очень ответственный. Необходимо пройти со стартовым весом 19,3 км и с резким набором высоты (около 550 м – с отм. 1550 до 2100) в висячую долину р. Кичи-Муруджу, как можно ближе к перевалу Кичи-Муруджу. Как этот день себя покажет, так и сложится дальнейшее путешествие. Ночь была холодной с чистым небом и большими яркими звёздами. Ночевали, как уже указывалось, в 1,5 км выше устья реки Гоначхир не доходя до строящихся то ли коттеджей, то ли базы. В Домбай я не пошёл, поскольку это заняло бы весь день, а погода весной дорогого стоит (как и оказалось в дальнейшем). Решили, что мы, чтя туристский кодекс, не нарушим заповедного покоя и чистоты.
За 155 мин ч.х.в. дошли до моста через реку Кичи-Муруджу, правый приток р. Клухор. Мост является частью шоссе и находится в 3 км ниже Северного Приюта.
Здесь крутой подъём закончился (60 мин ч.х.в. от моста). Открывается ровная заснеженная долина. Тропление нетяжелое. Река уходит под снег. На бугре у поворота ущелья есть кучка деревьев – березничок. Деревья засыпаны снегом наполовину. Там, в 1730 и встали – 90 мин. ч.х.в. от границы леса (Фото14).
Задача дня – преодоление перевала Ц. Кичи-Муруджу (1А, 3144, сн.) и спуск в долину р. Нахар как можно ниже – неважно куда, лишь бы стоянка была нормальная. Перевал Ц. Кичи-Муруджу находится в Даутском хребте – северном отроге Главного Кавказского Хребта, и ведёт из дол. р. Клухор и Кичи-Муруджу в дол. р. Махар-су (Нахар). Начали движение в 520. Все молодцы, чётко собрались и вдохновлённые пошли работать. Ночью мороз, наст твёрдый отлично. За бугром и поворотом долины потянулась длинная пологая лестница террас, опирающихся на валы (Фото15).
Фото 15. Путь на ЮВ, по дол. р. Кич-Муруджу к пер. Ц. Кичи-Муруджу (снимок 29 апр.) Уже со второго вала видны две снежные седловины, разделённые двугорбой скалой (седловина нашего перевала – левая по ходу) (Фото16). Контуры замыкающего долину гребня по обе стороны от скалы очень схожи, так что весь гребень выглядит симметричным. Перед перевалом – ледник Кичи-Муруджу, который пока едва виден. От него начинается река Кичи-Муруджу. Конец долины в 4 км от бугра. Чтобы подняться на ледник (конечно заснеженный) надо несколько сот метров обойти слева бараньи лбы в направлении открывшегося на северо-востоке висячего ледника (Фото17).
Идти тяжело, по очереди тропим. Сказывается ещё неполная акклиматизация, резкий набор высоты и стартовый вес. Тяжелее всего Олегу Манжосову и Жене Имайкиной. Но они стараются изо всех сил. Сергей Свекольников замыкающий, оберегает группу от неожиданностей (Фото20).
Через два перехода (100 мин. ч.х.в.) в 1630 подходим к громадной скале - перпендикулярной спуску и смотрящей своей черной стеной на юг. Снег над ней подтаивал из-за её нагрева и стекал ручейками позволяющими набрать воду. Лучшего нечего было и желать. Встали лагерем. Это примерно на середине спуска в долину реки Нахар. Пришлось изрядно потоптаться, дабы вытоптать площадки под палатки и кухню. Дежурными была моя палатка (давеча решили дежурить палатками): я, Чунаев Сергей, Олег Манжосов и Юра Щербина. Приготовили ужин, покормили народ и набрали наутро воду, а то в ночь мороз и придётся топить снег. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||