Mountain.RU
главная новости горы мира полезное люди и горы фото карта/поиск english форум
Чтобы быть в курсе последних событий в мире альпинизма и горного туризма, читайте Новостную ленту на Mountain.RU
Всего отзывов: 0 (оставить отзыв)
Автор: Анатолий Джулий, г. Москва

Высотный Тянь-Шань.
Обзор района.

На Конкурс "Лучшее описание горного района"


Читайте на Mountain.RU статьи А.Джулия:

Снаряжение. Обзор, замечания, пожелания
Кашкар – 6435 м. Первый «русский» шеститысячник в Китайском Тянь-Шане
Восхождение на пик Кашкар, 6435 м
Горный туризм
Вторая экспедиция в "затерянный мир"
Лавина
Фанские горы - глазами руководителя
Чемпионат России по технике горного туризма (многоборье) – глазами очевидца
Москва. Подготовка кадров
Стратегия и тактика горных походов
История одного ЧП
Валера Хрищатый
Ледопад
Пик Гармо, 6595 м. Траверс
Фанские горы. Горный поход 6 к.с.
Траверсы
Первопрохождения
Тянь-Шань - 1993

География


Слияние северного и южного Иныльчека,
озеро Мерцбахера.
Речь здесь пойдет о высотной части Тянь-Шаня, включающей достаточно большое количество вершин высотой более 6000 м. Если взять карту, можно заметить, что лишь незначительная часть этого района лежит на территории Киргизии и Казахстана, большая же – на территории Китая. Строго говоря, киргизская часть высотного Тянь-Шаня – это хребты Тенгритаг, Кокшаалтау (восточная его часть до р. Сарыджаз), и Меридиональный хребет на коротком участке от Мраморной стены до пика Рапасова. Но если брать район как единое целое для походов, стоит добавить сюда же и «прилегающие» хребты – восточная оконечность Терскей-Алатау, Адыртор, Сарыджаз, Иныльчектау, Каинды-Катта, Актау.

Самый крупный ледник здесь – южный Иныльчек, в районе озера Мерцбахера от него ответвляется его северная ветвь – северный Иныльчек. Другие крупные ледники района – это Семенова, Мушкетова, Баянкольские, Каинды, Куюкап. Ледник южный Иныльчек имеет множество притоков, в том числе и крупных, получивших свое название. Северные притоки – это ледники Демченко, Разорванный, Семеновского, Створа.


Вид сверху на верховья хребтов Сарыджаз, Тенгритаг
Южные притоки – Северный, Звездочка, Дикий, Пролетарский турист, Комсомолец, Шокальского, Путеводный. В притоках бассейна р. Иныльчек еще несколько крупных ледников – Канджайляу и др. А крупные притоки ледника Северный Иныльчек – ледники Одиннадцати, Краснова.

С запада район ограничен уровнем нижнего течения реки Сарыджаз. Размеры Киргизской части – 50-70 км в широтном направлении, 20-50 км – в меридиональном.


Карта исследованной части Китайского Тянь-Шаня.
Китайская часть высотного Тянь-Шаня граничит с Киргизией и Казахстаном. И таким же образом высшей точкой китайского Тянь-Шаня является пик Победы, который в Китае носит имя Томур. С китайской стороны высокогорный Тянь-Шань (с высотами в среднем 5500-6000 м и возможными перевалами высотой 4700-6000 м) тянется более чем на 100 км с запада на восток, имея ширину в меридиональном направлении 50 – 70 км. Это площадь примерно в 4-5 раз большая, чем «наша» сторона. И весь этот район практически не исследован. Строго говоря, можно сказать, что вся высотная часть Тянь-Шаня расположена восточнее меридиана 79о05’ и тянется на восток на несколько сотен километров (и дальше, но уже снижаясь ниже 6000 м), примерно между 43о и 41о параллелями. Киргизская часть высотного Тянь-Шаня в «Перечне высокогорных перевалов» выделена в отдельный раздел – «Восточная часть центрального Тянь-Шаня», в «Перечне классифицированных вершин» разбросана по Тянь-Шаню в алфавитном порядке названий хребтов. И в этом районе находится самый северный семитысячник в мире – пик Победы (Томур), 7439 м.


Карта-схема Восточной части центрального
Тянь-Шаня.
Ориентируясь на хребты, к названиям которых мы привыкли, можно немного описать и китайскую часть района. Все хребты вдоль параллелей – это Сарыджаз, Тенгритаг, Кокшаалтау – имеют свое продолжение на восток, еще километров на 30-40, до р Музарт.


Нижняя часть хребта Сарыджаз и ледник
северный Иныльчек.
Хребет Сарыджаз отходит дальше на восток в районе отметки 4910 – это несколько южнее перевала Китайский, Тенгритаг – между пиками Мраморная стена и РГО, Кокшаалтау – от п. Рапасова (6814). Хребет Кокшаалтау вместе со своим продолжением имеет разветвленную сеть южных отрогов протяженностью до 50 км, которые больше похожи на самостоятельные хребты. Один из них – с вершиной Кашкар – можно смело назвать хребтом Кашкартау. Начинаясь в районе «обелиска» на п. Победы, он тянется на юг, а потом несколькими ветвями на запад и восток на 60-80 км, а общая протяженность всех его отрогов переваливает за 200 км. Узловой вершиной этого хребта является п. Кашкар – 6435 м, в непосредственной близости от него можно отметить еще несколько заметных шеститысячников – это Кашкар Ю., около 6250 м, и в. 6050 (хотя визуально мне показалось, что она выше, ближе к 6300). Этот хребет на сегодня можно считать наиболее освоенным, т. к. именно здесь были сосредоточены две экспедиции.


Вид с гребня п. Кашкар на запад, на бассейн
ледника Темирсу.
Как раз в окрестностях хребта Кашкартау расположена, вероятно, зона наиболее грандиозного оледенения южной части высотного Тянь-Шаня. Западнее хребта течет огромный ледник Темирсу (протяженность основного тела ледника порядка 40 км) с разветвленной сетью притоков – все, что видно сверху, поражает воображение. Тем более если учесть, что на этом леднике еще не появлялся никто из спортсменов, увлекающихся горами. С востока – уже «освоенный» ледник Чонтерен, а южнее п. Кашкар – ледник Кочкарбаши. И только в хребте Кашкартау можно отметить несколько десятков логичных, но никем не пройденных перевалов. В районе языка ледника Темирсу возвышается еще один шеститысячник.

Зона оледенения продолжается и дальше на восток, зеркальным отражением в Меридиональном хребте всех ледников. Ледник северный Иныльчек отражается на восток ледником Карагюль, а южный Иныльчек – ледником Тугбельчи. Оба эти ледника протяженностью 35-40 км.


Хребет Тенгритаг и ледник северный Иныльчек.
Доминирует п. Хан-Тенгри.

Вид на северо-восток, на хр. Кокшаалтау с
траверса п. Кашкар. От В. Победы и дальше
на восток – Военных топографов, Рапасова,
6342 и др.
Здесь стоит отметить несколько интересных объектов для будущих экспедиций. В первую очередь это продолжение хребта Тенгритаг – между ледниками Карагюль и Тугбельчи он тянется на восток километров на 30, прежде, чем начинает снижаться, и на всем его протяжении возвышаются правильные мраморные пирамидки – братья-близнецы п. Хантенгри. Первая из них – 6769, затем последовательно – 6550, 6510, 6497 и т. д. Последняя из них, уже на уровне языков ледников Карагюль и Тугбельчи – 6025. Основное же тело ледника Тугбельчи течет на высоте 4000 м и ниже, а уже подходы к этим пирамидкам обрываются на ледник Тугбельчи грандиозными стенами – во всяком случае в той части хребта, которую мы видели в 2002 году. Вполне вероятно, что в этом продолжении также не найдется простых перевалов, а пройденных нет ни одного.


Южная сторона продолжения хребта Тенгритаг на восток.


Вид на восток с траверса п. Кашкар.
Выделяется в центре р-н в. 6571.

Долина р. Чонтерексу, ее правый приток
– р. Сайлыксу.
В восточном продолжении хребта Кокшаалтау так же имеются самостоятельные очень интересные объекты – это вершина 6435 (по другим картам – 6342), которая возвышается над перевалом Тугбельчи, и несколько восточнее – узел в. 6571 – там можно отметить 3-4 вершины выше 6000 м.

С запада от этого узла – ледник Кичиктерен – восточный сосед ледника Чонтерен. Отрог или хребет, разделяющий ледники Чонтерен и Кичиктерен – это прямое продолжение Меридионального хребта, которое через 40-50 километров южнее растворяется в равнине.


Верховья восточной ветви ледника Чонтерен.
Ледовый карниз над стеной – ледник
южный Иныльчек.

Еще дальше на восток, уже за рекой Музарт – еще одна зона оледенения во главе с ледниками Музарт-Баскельмес (километров 35-40 длиной) и грандиозным хребтом с юга от ледника с главной вершиной 6637 с красивым названием Белый лотос – это как раз та вершина, на которую было одно успешное восхождение японской экспедиции. Этот хребет в какой-то мере выглядит продолжением хребта Тенгритаг, разрезанного здесь р. Музарт так же, как Кокшаалтау прорезается р. Сараджаз. И вершина Белый лотос здесь не единственная – на участке хребта в 15-20 км можно отметить еще 7-8 шеститысячников, на которые опять же еще никто не поднимался. Высоты – 6596, 6555, 6549 и т. д. Эту часть китайского Тянь-Шаня мы даже не видели, и я надеюсь, что следующая экспедиция в этот район позволит нам для начала хотя бы заглянуть в этот угол.


Вид на юго-запад с траверса п. Кашкар.


Вид на юго-запад с траверса
п. Кашкар, после снегопадов.

Вид на восток с
перевала Моренный.

Подъезды, подходы, оформление

К сожалению, пока невозможно проводить «сквозные» походы – с началом в Киргизии и окончанием в Китае, или наоборот. Можно лишь немного запрыгивать в ту или другую сторону через пару-тройку перевалов. Поэтому пока эти части районов стоит рассматривать отдельно.

Со стороны Киргизии и Казахстана имеются две магистрали для заезда в район. Из Киргизии – через г. Каракол (бывший Пржевальск) по приличной дороге к ледникам Семенова, Мушкетова, Ю. Иныльчек (до заставы Майдаадыр), Каинды. Из Казахстана – через райцентр Нарынкол в верховья р. Баянкол (дорога заканчивается у шахты Жаркулак), откуда пешком 12-15 км до системы Баянкольских ледников. Горные походы в основном и начинаются-заканчиваются в этих точках. Но при отсутствии особых ограничений на средства можно воспользоваться вертолетом – для малых групп попутным (т. е. на подсадку), для больших – можно заказать и оплатить отдельный борт. Сегодня ситуация сложилась таким образом, что район обслуживается только киргизскими вертолетами в количестве 2-х шт. (не удивлюсь, если в следующем году их будет один, т. к. в прошедшем сезоне один сгорел, но очень надеюсь, что и второй найдется). Залет осуществляется из двух пунктов – Каркара (Казахстан, через Казбека Валиева), застава Майдаадыр (р. Иныльчек, «Тянь-Шань-Тревел», Владимир Бирюков).


Южный Иныльчек, вид от МАЛа
На Южном Иныльчеке работают еще несколько лагерей, обслуживающих клиентов, кроме Валиева и Бирюкова – еще три. Первые два плюс еще один расположены на слиянии Ю. Иныльчека с ледником Звездочка, еще два – с противоположной стороны, под склонами п. Горького. На Северном Иныльчеке сейчас работает только лагерь Казбека Валиева (раньше их было два). Но по информации В. Бирюкова, этим летом на Северном Иныльчеке начнет работать и Киргизский лагерь (фирма «Тянь-Шань-тревел»). Через любую из этих фирм можно заезжать в район, выбирая более подходящие цены. Я в разные годы пользовался услугами Казбека Валиева, фирмы «Достук-трекинг» (Бишкек, Щетников Н.). Последние годы пользуюсь услугами фирмы «Тянь-Шань-тревел» Владимира Бирюкова – в том числе и потому, что там у меня много друзей.


Мемориальная табличка на леднике
северный Иныльчек.
В зависимости от того, каким способом заезда вы воспользуетесь – через фирму или самостоятельно – цены на транспорт будут очень различаться. Смысла их тут расписывать я не вижу – через фирму посмотреть их расценки можно на их же сайтах, а расценки на самостоятельно нанятый транспорт я просто не знаю – слишком уж давно не пользовался. Что же касается вертолета – думаю, это более устойчивые цифры. На сегодня вертолетный час в Киргизии стоит 1800 долларов, а подлет с Каркары или Майдаадыра – 150 долларов с человека. При залете, например, с Майдаадыра, можно за полетный час разбросать заброски в 2-3 места и высадиться к началу маршрута (в 2001-м году, воспользовавшись вертолетом, мы завезли заброски на Южный и Северный Иныльчек, сами высадились в нижней части ледника Мушкетова, исключив таким образом из маршрута движение по долинам рек).

Если говорить о наиболее распространенном на сегодня способе заезда – это автотранспорт от Бишкека через Каракол до Майдаадыра, далее вертолетом на Южный или Северный Иныльчек, или пешком (тогда на машине можно подъехать еще чуть дальше, а можно нанять гужевой транспорт и с его помощью добраться почти до ледника Ю. Иныльчек). Второй вариант – от Алма-Аты до Каркары, откуда вертолетом туда же – т. е. на Ю. или С. Иныльчек. В другие места для начала маршрутов заезжают реже. А восхождения в основном осуществляются из перечисленных лагерей (редкое исключение, повторяющееся уже не раз в последние годы – это восхождения на Мраморную стену с Баянкольских ледников).


Слияние северного и южного Иныльчека,
озеро Мерцбахера. Через «дорогу» -
хребет Иныльчектау (северный отрог
хр. Кокшаалтау).
Вероятно, следует знать, что для посещения района через любое государство требуется оформить регистрацию (если заезд/выезд осуществляется через разные государства – то в каждой из них) и пропуска в погранзону (пока на сегодня ожидаемое усложнение оформления пропусков вылилось в дополнительную оплату). Оформляется все это в разных местах (регистрация в милиции, пропуска – у пограничников), поэтому я предпочитаю пользоваться услугами фирм.

С китайской стороны все несколько иначе. Для того чтобы попасть в район, необходимо получить военное разрешение (650 долларов на группу), разрешение на посещение национального парка «Томур» (еще 650 долларов) и страховку на всех участников (72 доллара/чел.). Пока на сегодня я знаю лишь одного туроператора, который берется все это оформлять. И естественно, сюда же добавится и оплата услуг оператора.

Для заезда в район первый раз мы использовали традиционный на тот момент путь заезда в Кашгарские горы – Москва-Бишкек-Ош (самолет) – пропускной пункт Иркештам (машина) – г. Кашгар (машина) – г. Аксу (поезд) – пос. Талак (машина). Такой путь занял 6 дней. Обратно выбирались точно также, но уложились в 4-5 дней. Во второй раз мы уже заезжали непосредственно в Китай, Москва-Урумчи-Аксу (самолет) – Талак (машина). Этот вариант занял у нас 2 дня, и на сегодня является оптимальным маршрутом заезда в район. Но если говорить о вылете из Москвы, прямого рейса на Урумчи сейчас нет, поэтому лететь приходится с пересадкой. Из ближайших городов самолеты в Урумчи летают из Новосибирска, Алма-Аты, Бишкека. Поэтому добираться самолетом можно из любого из этих городов. Вероятно, можно еще просчитать вариант с заездом в эти города поездом, а дальше на самолете. Маршрут же поездом полностью, вероятно, не имеет смысла, хотя теоретически возможен. Может быть этот вариант когда-то станет приемлемым – идут упорные разговоры о строительстве железнодорожного сообщения из Киргизии в Китай (Кашгар). Учитывая скорость, с которой строят китайцы, я не удивлюсь, если такая дорога появится через год-два после принятия решения. Пока же было бы хорошо, если бы дорогу через Иркештам построили – может быть, и заезд через Киргизию, особенно в Кашгарские горы (Конгур – Музтагата) стал бы вполне удобным.


Долина реки Чонтерексу. На остатках дороги
китайской экспедиции на Томур (Победу) в
1977 году. Единственное ровное место.
Из поселка Талак, где находится погранзастава, можно еще подъехать на джипах в разные стороны – вероятно и к леднику Темирсу. Известный нам путь, использованный во всех экспедициях (и китайцами, и японцами, и нами), ведет в сторону перевала Кокярдаван н/к (почти до перевала можно доехать). Дальше организуется караван из лошадей (хотя возможен и старт уже пешком) и через 30-35 км по долине р. Чонтерексу можно выйти к языку ледника Чонтерен, где все экспедиции основывали базовый лагерь. Путь на лошадях можно пройти за 1.5-2 дня.

В соседней долине – Кичиктерексу – есть угледобывающий комбинат. Сама долина более обширнее, чем Чонтерексу, много мелких поселений. Спустившись по вполне приличной тропе к комбинату, дальше можно уехать на машине. Кстати, тропа здесь действительно хорошая, но ее легко потерять, что мы периодически и делали. В верховьях реки (на участке километров 10) она довольно часто разветвляется, а выбранный путь может просто оказаться тупиковым (например, к летовке). Основная тропа, при этом, идет в 300-400 метрах выше или ниже по склону, о чем догадаться достаточно сложно. Иногда вернуться на тропу нам помогали местные жители, для которых мы, похоже, выступали в роли заезжего зоопарка. В долину р. Кичиктерексу можно заезжать и на старте любого похода.

Другие варианты заезда мы не пробовали. Один из них – это по реке Музарт, по которой дорога поднимается довольно далеко, и можно доехать примерно на уровень ледника Тугбельчи. Вероятно, есть и другие варианты заезда, но с ними еще предстоит знакомиться другим экспедициям. Грунтовых дорог в этих местах очень много, достаточно хорошо их знают только местные жители (простой пример – об угледобывающем комбинате и дороге туда ничего не знал и наш туроператор – иначе мы сразу планировали бы там одно из мест окончания похода.

Далее: освоение района >>

Написание отзыва требует предварительной регистрации в Клубе Mountain.RU
Для зарегистрированных пользователей

Логин (ID):
Пароль:
Если Вы забыли пароль, то в следующей форме введите адрес электронной почты, который Вы указывали при регистрации в Клубе Mountain.RU, и на Ваш E-mail будет выслано письмо с паролем.

E-mail:

Если у Вас по-прежнему проблемы со входом в Клуб Mountain.RU, пожалуйста, напишите нам.
© 1999-2024Mountain.RU
Пишите нам: info@mountain.ru