Горы мира > Сибирь >

Автор: Галина Терентьева, Красноярск

Гранитные города Улахан-Сис
или приключения иностранцев в Сибири.

Часть 3

• Часть I
  • Часть II
  • Итак, почти сразу по прибытии мы провели разведку нашего домашнего массива - Китайская стена и собирались пролезть первую линию. Наконец-то можно сменить резиновые сапоги на скальные туфли! :)

Стоит уточнить, до того момента я лазала трэд всего несколько раз, простенькие шестерочки, но уверенности придавали мысли: вообще, я же все-таки лезу на скалах восьмерки, хоть и пробитые и у меня большой опыт лазания на наших Столбах, с похожим рельефом, по трещинам с садистским заклинками, значит и тут смогу полазать 6c-7a трэдом. И ребятам конечно напомнила что я трэд-новичок.

Фото Элиас Хольцкнехт

Пожалуй самое экстремальное впечатление на меня произвел именно первый день лазания. Я предполагала что наверху у Роберта получится оборудовать подобие станции, будет возможность встать на самостраховку. Мы все поднимемся, полюбуемся видами и потом по очереди спустимся дюльфером. Было понятно что у парней есть план на все случаи, а детали - по ситуации, я им доверяла. Если лезли втроем, то почти всегда я лезла второй, с верхней. Первым лез Килиан/Роберт, потом я и потом кто-то третий лез и собирал все снаряжение. У первого участника всегда был rad-line: супер прочный и легкий реп, которым можно передать недостающее снаряжение, отрезать сколько надо и соорудить станцию.

Роберт залез, моя очередь. Линия довольно простая, тем более с верхней страховкой, чуть положительная плоскость с прямыми трещинами как будто плитка шоколада, а в заключительной верхней части небольшой камин.

Фото Сергей Карпухин

Последние метры и тут я вижу что вершина представляет из себя узкий хребет, возможности оборудовать станцию тут нет, просто нужно сесть как на коня. Роберт страхует меня сидя на краю, короче все плохо, мысли: на что я подписалась... Без лишних движений, без самостраховки, я переползла по этому хребту, все во мху и крошится, сказать что это было не комфортно — ничего не сказать. Конечно, мои ожидания немного не совпали с тем что происходило, из-за чего я и напряглась. Ждем третьего. Есть время оглядеться по сторонам: много деталей, вершины в этом ракурсе выглядят еще фантастичнее чем снизу и свет самый красивый, около полуночи, когда солнце приближается к нижней точке, наверное еще и в состоянии некоторого аффекта это все казалось каким-то нереальным.

Заключительный участник на подходе, и вот теперь втроем тут еще теснее, и надо быть предельно аккуратными в каждом движении, что несколько раз повторял Килиан: будь предельно осторожна. Мне велено было десантироваться первой- дюльферять на Гри-гри. Роберт сбросил веревку одним концом вниз, закрепил на себе придерживая руками и строго так сказал: спускайся четко по этой линии, ни в коем случае не уходи в сторону, иначе есть вероятность что ты меня просто сдернешь.

Спустившись мне нужно было закрепить этот конец веревки на себе, а второй - ребята перекинули на другую сторону башни и дюльферяли по нему. Веревка при этом лежала неподвижно, но все равно ерзала по колючей скале, и если перегибы были сильно острые, то ребята подкладывали кое-где тот самый усатый черный мох :) который растет прямо там же, на вершинах.

Фото Кори Рич

Вот так мы и лазали, трэд с элементами альпинизма. На самом деле очень круто, если получается залезть маршрут чисто и без единой стационарной точки, не оставив на нем ничего. Да, для меня это было, можно сказать, открытие :) Хотя лазаю уже 20 лет по скалам, но наверное просто приоритеты всегда были другие. Так через день-другой уже спокойно относилась ко всему происходящему, да и на самые безумные башни лазали только парни, я с ними не просилась.

Первый пройденный маршрут, первые впечатления, все довольны. Ребята снимавшие все и с земли и с воздуха сообщили что кадры — огонь! За ужином Сергей поделился впечатлениями как он готовился к нашей экспедиции, какие мысли у него были когда ему написал Килиан, на это время уже распланировал другие экспедиции и с какими проблемами пришлось столкнуться. Вообще с самого начала, когда Сергей представил миру Улахан-Сис во всех подробностях, думал о том когда же этим местом заинтересуются первые скалолазы и вот спустя 2 года это произошло.

Фото Галина Терентьева

Да, Сергей рассказывал некоторые интересные истории и из его экспедиций и о том как живут на Севере. Я хорошо запомнила историю о том как местные спасают свои автомобили. В зимний период реки сковывает толстым слоем льда и они служат дорогами - зимниками. Но бывают пустоты, наледи, провалы, и если машина встряла, то это настоящая трагедия, начинаются грандиозные спас работы. Вначале нужно подождать пока вода застынет, и потом начать процесс выпыливания ее изо льдов, это делается и с фурами и может длиться не одну неделю. Если легковушка, то ее прямо в ледяном блоке достают и отвозят на разморозку, а если старенькая то хозяева иногда бросают ее в ледяном плену.

Были истории про медведей. Но тут, за две предыдущие летние экспедиции Сергей никогда не встречал медведей и других животных, этому подтверждением служил кусочек сала, который прекрасно сохранился в базовом лагере под карнизом с августа, никто его не съел.

Вокруг нашего лагеря между скал и камней было много дорожек, сначала я думала что это следы от ручейков, но потом поняла что это оленьи дорожки. Дикие олени тут бегают стадами и мигрируют в конце марта. Сергей рассказывал, что когда был в апреле с фото-экспедицией, то оленей уже не застал. И в это время было еще минус 20 при сильном ветре, огромные сугробы и наддувы. А как сурово тут в разгар зимы трудно себе представить - открытый космос, и также красиво :)

Фото Сергей Карпухин

На следующий день погода испортилась: морось, пасмурно, ветер - он не утихает тут почти никогда. И это был самый холодный и промозглый день, лазать не хотелось в таких условиях совсем. Но парни все-таки полезли на новую башню, в очередной камин.

Фото Элиас Хольцкнехт

После нескольких часов съемок все замерзли, это фото как нельзя лучше иллюстрирует условия того дня: один из операторов отогревает руки тарелкой с горячим супом окуклившись в пуховый спальник :)

Фото Галина Терентьева

Да, у нас были спутниковые телефоны, я звонила домой, прогноз погоды для ближайшего населенного пункта в 200 км постоянно менялся, поэтому ребята решили, что нужно использовать любую более-менее подходящую возможность для лазания и съемок, ведь 10 дней это не так уж и много для такого количества скал.

К счастью, погода наладилась уже на следующий день и мы опять решили полазать в нашем домашнем массиве. Камины, раскрывающиеся трещины, так себе для трэда, много живых камней, куча мха и крошки, которая сыпется тебе в глаза, я бы ни за что не полезла это первой.

Очень много времени у парней уходило на чистку и на то чтобы вручную бить болты на некоторых линиях, правда этим болтам при срыве не стоило слишком доверять, порода — не монолит и это безусловно накладывало ограничения, все должно быть под контролем. Оторванные зацепки, шатающие болты, все это не располагало к тому чтобы лазать что-то предельное, все понимали что в случае чего помощь пришла бы очень и очень нескоро, вертолет сюда так просто не прилетит, все базы располагаются где-то сильно далеко.

Вообще в начале, когда мы ходили выбирали линии, снизу многое казалось очень красивым и проходимым, но когда поднимаешься наверх и смотришь на соседние башни вблизи, как все устроено на самом деле: некоторые конструкции из камней балансируют под собственным весом и лазать на них точно не стоит.

По плану предполагалось разведать и полазать еще как минимум в 2-3 городах. Сначала мы отправились в соседний город Шир. Визитная карточка которого, вот эта композиция, Сергей назвал ее «Камертон».

Фото Сергей Карпухин

Шир мне показался самым уютным, тут есть растительность. Кроме Камертона стоят еще несколько очень необычных изваяний, с острова Пасхи :) невысокие, а к основанию резко сужаются - чуть больше метра в диаметре.

Фото Галина Терентьева

Мы решили залезть на один из них. Стартовали в традиционном саксонском стиле :) Роберт рассказал как иногда лазают у них в Саксонской Швейцарии: можно с земли встать на плечи напарника чтобы достать до первых зацепок, так мы и сделали - очень удобно :)

Фото Сергей Карпухин

На Камертон парни решили не лазать: свои точки тут ставить некуда, а быть болты всю дорогу - не этично, оставлять столько следов на этом красивом сооружении.

Еще один отдельный комплекс куда мы ходили это Байконур с Гагариным. Глядя с определенного ракурса не трудно догадаться почему Сергей дал такие названия :)

Килиан лазал тут на Гагарина и это была одна из самых сложных линий и красивых. Лазание он оценил примерно как 7с, с болдеринговым стартом где пришлось повозиться с болтами.

Фото Элиас Хольцкнехт

Колпак казался совсем не надежным, очень узким, но Килиан все-таки принял решение залезть на самую макушку.

Фото Галина Терентьева

Тут первый раз мы встретили хоть какую-то живность, это был заяц! Он подпускал к себе метров на 5, то убегал, то прибегал снова, казалось наблюдал за нами.

Я хотела подойти еще ближе, ребята шутили: Галя, ты хочешь поймать зайца, взять к себе в палатку чтобы греться? :)

В нашем домашнем массиве было еще несколько классных линий, одна из них — красивый внутренний угол, с трещиной метров 25, очень приятный получился маршрут, не так сыпался как остальные, мне очень понравился.

Фото Кори Рич

А перед этим меня выпустили потренироваться еще на двух маршрутах покороче. Один из них совсем простой и короткий, куда мы пошли на третий день — учебная, необычно ровная сквозная трещина - то что нужно для начинающего трэд-клаймера :) В начале мне все показали, рассказали, вообще конечно меня берегли, чего уж там, понимали что я не готова к трэд-подвигам и безумным первопроходам. На этот учебный маршрут я слазила несколько раз, осталась очень довольна и понимала что теперь могу попробовать что-то посложнее :) Следующая была примерно 7а, по легкому нависанию, лезлась полностью со своими точками, почти не сыпалась, приятная, и самое главное без устрашающих заросших каминов :) Ребята почистили эту линию специально для меня, у них были проекты посложнее и повыше.

Фото Элиас Хольцкнехт

Немного расскажу о нашем режиме и быте: просыпаясь часов так в 9-10 варили кашу. Все готовили на огне в котелках, чаще всего было еще и второе блюдо — что-то из дегидрированных наборов. Двигались много, аппетит был у всех отменный и порции соответствующие.

Фото Галина Терентьева

Что можно сказать нашем питании: конечно с голоду мы не умирали, но рацион был довольно скудным, к концу второй недели уже сильно хотелось свежих фруктов и овощей, молочных продуктов, какого-то разнообразия. Когда в последние дни запасы печенья и шоколада почти иссякли, я готовила так называемый пудинг :) это обычная манка на сухом молоке с сахаром, 10 дней однообразного рациона и большие энергозатраты сказывались: никогда бы не подумала что мы с таким удовольствием будем есть манную кашу принимая ее за десерт :)

После завтрака еще немного батонились, было время размяться, позаниматься на коврике, потом шли лазать, чистить, снимать. Но иногда для съемок ждали нужного освещения, после полуночи и тогда режим сбивался, мы как зомби выползали на скалы в час ночи, а днем спали подольше, да полярный день дает возможность лазать в любое время, но утомление наступает незаметно, надо быть на чеку.

Вечером был ужин, в первые дни даже алкоголь, его взяли совсем мало - рюкзаки были очень тяжелые. Из того что понравилось ребятам — это конечно гречка :) для них это было открытие: у них в магазинах так просто не найти гречку. Еще у нас было немного дегидрированных овощей, я варила супы, борщ, точнее боршч как они произносили :)

Фото Элиас Хольцкнехт

Но чаще готовили ребята, в хозяйственном плане очень организованные. Для мытья посуды у нас была «посудомоечная машина» :) это большая лужа рядом с кухней: закидываешь тарелку, трешь мхом, споласкиваешь и все чисто :) Еще была стиральная машинка — тоже большая лужа, на заднем дворе: кидаешь шмотки, на следующий день достаешь и развешиваешь.

С апрельской экспедиции в базовом лагере у Сергея были пластиковые сани, можно было набрать в них воду из ручья, немного помыться и даже принять ванну :) но и по назначению мы их тоже один раз их использовали :)

Еще, мы лазали болдеринг! В самом начале мне приглянулся траверс, прямо рядом с нашими палатками, невысокий и с абсолютно ровным приземлением. Я решила почистить, поняла что у длиннорукого Роберта это лучше получится, позвала ребят. Траверс получился что-то вроде 7С+, Килиан пролез легко и быстро, Роберт тоже справился а я не смогла собрать. Полазила варианты на одном из которых отломалась зацепка на выходе, мое приземление было удачным, но в очередной раз убедились как все хрупко, хотя вроде почистили, проверили и лезли уже не первую попытку.

Да, болдеринг тут был по активничкам и пальцы конечно нещадно стирались, делаешь 5-6 попыток и подушечки уже краснеют, крупные кристаллы, злое трение.

Второй болдеринг был по красивому камню-грибу. Килиан перекидывал веревку через вершину, завешивался, чистил. Когда я увидела это, ответила что скорее всего не буду лазать — 7 метров это уже очень страшно. Если упадешь сверху то точно поломаешься.

Фото Кори Рич

У нас не было крэшпадов, но был тундра-пад :) на приземлении мы складывали несколькими слоями ковры из мха, рюкзаки тоже шли в ход и конечно надежная гимнастическая страховка от опытных мастеров болдеринга :) Ключ в первой трети, верхняя часть этого камня была простая, но опять же с такими ненадежными зацепками - было очень страшно. Я посмотрела на парней, они изучили верх с жумаром и потом сразу залезли с первой попытки, сказали что это максимум 7B+. Болдеринг — это заразно, я тоже захотела попробовать, но расклад от парней мне не подходил — нашла свой. За один день залезть не получилось, кожа на пальцах кончалась сильно быстро, отложила на потом.

В плане скалолазной формы, я чувствовала что активник жмется, но конечно сил нет - они ушли на ходьбу :) и вообще все мы немного истощали за эти пару недель, хотя в целом чувствовали себя хорошо, несмотря на то, что не всегда получалось высыпаться. Может быть организм мобилизуется, жизнь на природе, постоянно в движении. Да, в этом месте правда ощущаешь себя какой-то песчинкой на краю земли, на сотни километров нет никого, никакой цивилизации, да и эти ближайшие поселения трудно назвать цивилизацией.

Фото Галина Терентьева

В один из последних дней ветер стих, утром было тепло и очень влажно, было ощущение что вот-вот начнется дождь, небо было очень красивым, контрастный свет, вдалеке темные тучи, невозможно было оторваться от меняющейся картины, до этого все дни было ясное небо, картинка стандартная а в этом свете все предстало по-новому.

И в этот день прилетели комары - наше первое знакомство с ними, тогда они доставляли уже довольно много дискомфорта, но знали бы мы что еще ждет нас впереди... :)

Фото Кори Рич

С москитными сетками в этот день мы почти не расставались, их надо было надевать на кепку для обороны по всем фронтам. От кровососов спасение было в лагере у костра, но к счастью на следующий день опять поднялся ветер и их сдуло. Моя вечерняя москитная болдер-сессия опять не увенчалась успехом, влажность и духота - все микроактивники держат заметно хуже. Но оставался еще как минимум один день и одна ночь.

В самом начале, мы в шутку между собой поговорили о том, что можно и Сергея прямо в резиновых сапогах тоже на какую-то вершину взять, и вот этот день настал :) Килиан и Роберт выбрали подходящую почти пешеходную скалу, так чтобы Сергей смог залезть с нами :) Для него это был сюрприз, но раз зовут — значит надо идти :) Здорово было оказаться наверху такой дружной командой, всем вместе.

Фото - Kilian Fischhuber

Роберт и Килиан еще хотели полазать пару маршрутов, один их них «Пинцет», авторские названия сохранены :) Это одна из самых эпичных конструкций. Между двумя башнями- вершинами можно было залезть враспор, конечно Роберт не смог устоять :)

Фото Кори Рич

Выглядело очень круто! Хотя после он рассказывал что сами башни по диаметру были надежны и вряд ли бы сломались, я примерно представляю какие ощущения испытываешь там, еще и с такими пролетами между точками. Не могу не отметить насколько крут Роберт, прямо скажем универсальный солдат :) все стили и спортивные маршруты и трэд и болдеринг и альпинизм, его уровень и навыки работы со снаряжением позволяют лезть все.

В последний вечер парни решили сходить в Нью-Йорк, город с башнями похожими на небоскребы. Некоторые из них были метров по 40, и выглядели здорово, но казались неприступными, по крайней мере без перфоратора :)

Походили вокруг, решили залезть на одну из башен, которая представляла из себя граненый столб, почти 30 метров. Тут было очень ветрено, снизу совсем не было слышно что говорит лезущий, переговаривались по рации. Роберт залез наверх, сказал всем разойтись, почистил от живых камней вершину. Да, мы старались быть предельно внимательными, каски никогда не снимали. Когда мне нужно было готовиться лезть, Роберт попросил привязать ему одежу и снарягу, я отошла, как мне казалось, к безопасной грани башни. Но ветром веревку унесло как раз в мою сторону, она сдернула камень, который прилетел мне вскользь по спине. Удар был не сильный, как будто чутка прижло, первые секунды я даже не поняла что произошло, но спустя несколько мгновений мне стало не по себе. В итоге отделалась только порванной курткой, да, все решают сантиметры, хоть я и была в каске и камень был и не сильно большой, но с высоты 30 метров большой и не нужен. Я не суеверна, но были мысли что так Улахан-Сис припугнул напоследок, погладив по спине.

Лазание несложное, но суровое: ураганный ветер, холод и вообще как-то было тяжело настроиться, это был наш заключительный маршрут, и я скорее радовалась этому, хотелось уже расслабиться, в первую очередь психологически.

Но на этом впечатления из Нью-Йорка не закончились. Была тут одна удивительная встреча - маленькие зайчата! Один из них совсем не боялся, как сидел на одном месте, так и продолжал сидеть когда мы уходили. Они были настолько мимимишные — никого не оставили равнодушными :) Как котята, которые не боятся людей, какой-то другой мир!

Фото Галина Терентьева

Вернувшись в лагерь я сразу пошла проверять гриб, он был в нужной кондиции: поверхность уже остыла, и к тому же было ветрено, а значит не так влажно - то что надо! Размялась и сразу залезла :) последние два метра из семи было страшно, но мощный предварительный насос с жумаром и супер кондиция сделали свое дело, ну и конечно благодаря поддержке ребят и в первую очередь надежной гимнастической страховке от Роберта. Это было приятным завершением - залезть в последний вечер свой мини-проект :)

Впереди была дорога домой, 30 километров которые планировали пройти за 1,5 - 2 дня. Но уже рано утром стало понятно что комары активизировались по-настоящему - это было жестко.

Фото Элиас Хольцкнехт

Когда мы спустились ниже, к равнине где влажно и совсем безветренно - парни ускорились, мне было тяжело идти в таком темпе, почти не останавливаясь. А еще было жарко и душно, тем более в москитной сетке. Как мы кушали — это было смешно, запихивали тарелку прямо под москитную сетку :) Да, я примерно так себе и представляла летающую фауну тундры, но мне кажется что парни не ожидали такой психологической атаки, и в какой-то момент некоторые были готовы пройти все 30 км без остановок на ночлег. Сергей философски относился к комарам, и я кажется начала его понимать: они тут есть и мы тут есть, никуда не деться - надо просто смириться с этим :) да, все наши три или четыре баллончика репеллентов ушли за один день. На последних километрах мы наблюдали медвежьи следы, их были десятки! И больших и маленьких. Возможно на пути туда мы их практически не видели из-за воды которая наполняла колею, а сейчас было уже гораздо суше, но медведи нас уже не пугали! Комары — вот от кого надо спасаться :)

Как было здорово после изнуряющего пути занырнуть в холодную Индигирку! А еще в Похвальном нам показали погреб, гигантскую природную морозилку для хранения рыбы и мяса. Ледяная пещера, которая была сооружена лет 40 назад, вручную кирками. Буквально на глубине нескольких метров от поверхности земли — вечная мерзлота, искрящаяся ледяная шуба, которая окружает тебя со всех сторон.

Ну что ж, нам невероятно повезло: за 2 недели нашего пребывания в тундре дождь был только один раз, настоящие комары - только последние пару дней, никто не травмировался и не заболел. Мы решили, что обряд с кормлением огня, который нам устроили местные жители в самом начале в Белой Горе и правда сработал - духи нас приняли :)

За эти 10 дней, проведенных на скалах мы полазали и поснимали много красивых линий, около 12 вершин, еще пару коротких линий, и пару болдерингов. Килограммы счищенного мха- металлическая щетка за 10 дней стерлась почти в ноль, весьма потрепанные веревки, которые были абсолютно новыми. Как говорил наш главный режиссер, получилось больше чем достаточно видео-материала для крутого видео, куда конечно, помимо лазания войдет много другого экшна, дорога, местный быт и еще много чего.

Да, качество скал далеко от идеального, зато они красивые :) И все приложенные усилия и дискомфорт стоили того! И все не получилось бы таким интересным без отличной команды: не только Килиан и Роберт, лазая с которыми заряжаешься драйвом и позитивом, но и «продакшн-тим» - это 4 человека за кадром: Флориан, Кори, Дэйн и Элиас - замечательные, веселые ребята, все скалолазы, настроенные на одну волну, профессионалы своего дела. Ну и конечно наш отец Сергей — в конце путешествия мы его так и называли :)

Это без преувеличений было захватывающее приключение. Впечатлений осталось действительно на всю жизнь!

И спасибо всем кто следил за моими повествованиями :)