Горы мира > Сибирь >

Приключение продолжается!

• Часть I
  • Часть III
  • Сегодня мы поплывем на моторных лодках 220 км вниз по Индигирке к заброшенному поселку Похвальный. А оттуда уже начнется самая жесткая часть пути, 30 км пешком с огромными рюкзаками.

Погода просто сказочная, и на ближайшие несколько дней по прогнозу тоже все отлично, солнце, +20. Но одеваться в плавание надо тепло. Ветер, ледяная вода в реке, которую иногда захлестывает за борт. Двое штанов, две куртки, шапку, маску- я лично надела все, чтобы уж наверняка не продуло. Сибиряки — это не те кто не мерзнут, а те кто тепло одеваются :)

Фото Elias Holzknecht / Red Bull

Готовимся к отправлению. 2 водителя, 2 моторные лодки по 4 пассажира в каждой. По описаниям дистанция занимает примерно 6-7 часов с остановками. Но Сергей сразу предупредил: никаких гарантий, что все будет по расписанию, тут уж как пойдет.

И уже немного выбивались из графика, пока все погрузили, пока подготовили канистры с топливом. Отплыли и сразу увидели тот самый самолет, про который рассказывал Сергей, да, выглядел он совершившим крайне экстренную посадку. Теперь его борта омывают воды Индигирки.

Оплыв еще несколько километров вторая лодка начала отставать, глохнуть. Останавливались, ждали, ковырялись в моторе, заводили, какое-то время продолжали движение до следующего сбоя и все по-новой. Проплыв около 40 км, за 2 часа и останавливаясь чуть ли не каждые 10 минут, стало понятно, что так мы и к полуночи не доберемся. Ребята нервничали, спрашивали почему мы не можем вернуться, взять другую лодку? Ведь есть такая возможность. Только Сергей сохранял спокойствие, полный дзен ))) Он хорошо знает местный менталитет. И когда уже в десятый раз, остановились и якуты сказали, что сейчас будет последняя попытка починить этот топливный насос, если нет — пригоним другую лодку, произошло чудо - все наладилось! И дальше такой проблемы не возникало, плыли не отставая.

В лодках было шумно и потряхивало, но в целом довольно комфортно. Сидения были устланы оленьими шкурами! Тепло и мягко :)

Фото Галина Терентьева

Остановки у нас были несколько раз, с выходом на берег в местах, где располагаются рыболовецкие стоянки и избушки.

Также из запомнившегося, нам показали интересные места, свернув специально на другую протоку реки. Это очень крутые, высокие берега, метров по 30, иногда были даже мини-каньоны, с осыпающимся грунтом, и свисающими на корнях деревьями сверху.

Обвалы происходили прямо на наших глазах, не слишком большие, но тоже впечатляет, особенно если подплыть поближе. Эти места называют Сыпной Яр, как раз там есть шанс приметить останки мамонтов, но мы не видели :)

Фото Сергей Карпухин

А еще Сергей рассказал, на северных реках, если сильно повезет, можно встретить невероятно редкую птицу - розовую чайку, с красивым черным ошейником и розоватой грудкой. Я изо всех сил всматривалась в каждую, но розовых чаек среди них не было.

Вообще первая половина июня там скорее похожа на весну, как у нас в конце апреля, вода в реке высокая, много природного мусора, бревна, пена, по берегам зелени практически нет.

Фото Corey Rich/Red Bull

Мы подплываем к Похвальному. И вот наконец, далеко на горизонте видна гора, с белеющей макушкой, значит снег еще не сошел - говорит Сергей. Это и есть Улахан-Сис, нам туда! Да, отсюда было видно очертания небольших скалок, но основных скал мы снизу не увидим, они хорошенько спрятались и вид на них открывается уже на последних километрах пути.

Фото Галина Терентьева

Девятый час вечера. Про все графики можно забыть.. Но оставаться ночевать тут точно нет смысла, световым днем ведь мы не ограничены.

Похвальный — заброшенный поселок, но когда-то тут занимались геологоразведкой, была школа, больница, население около 200 человек, после прекращения работ по добыче природных ископаемых, в 1993 году сельский населённый пункт Похвальный исключён из учётных данных административно-территориального деления — такая информация есть в интернете.

Фото Elias Holzknecht / Red Bull

Сейчас в Похвальном проживают 2 человека: Алевтина и Алексей. Алевтина живет здесь очень давно, со времен когда поселок еще процветал. Встретили нас радостно, угощали пирожками, и очень хотели общаться :) Иногда, когда я отлучалась, Алевтина пыталась даже донести до парней что-то на русском, только как это свойственно всем разговаривающим с иностранцами - прибавляла громкости и убедительности своей речи )))

Первый вопрос, который хотелось задать: что вас тут держит, почему вы не переберетесь на большую землю? Алевтина отвечала: «тут хорошо, тут я себя чувствую как дома, жить на природе привыкла. Летом рыбалка, зимой беру лыжи — иду охотиться. В цивилизацию выбираюсь два-три раза в год, иногда сын сюда приезжает, помогает». Вот такие русские женщины в северных якутских селениях.

На территории участка Алевтины стоят постройки типа хлипких дачных домиков, каких-то сараев, много пустых ржавых бочек, немного уныло. Наше внимание привлек крутой гусеничный вездеход, который точно был на ходу. А вдруг нас смогут подбросить первые километры по плоскачу? Это было бы очень круто — покататься на вездеходе! Но он принадлежал какой-то частной компании, занимающейся разработкой золотых месторождений, время от времени, точнее почти никогда. Стоит тут и придает антуражу двору. Да он сразу бы там встал! - отвечала Алевтина — никакой транспорт сейчас не проедет. Несколько километров пройдете и увидите еще трактор застрявший ))))

Да, Алевтина тоже сказала про медведей, что они выходят, иногда совсем близко. Мы вооружились свистками :) Двинулись в путь. Задача дойти до первого промежуточного пункта, где есть относительно сухая полянка и ручей, это примерно 12 км. Часть дистанции с вездеходным следом, который дальше сворачивает в другую сторону. Там ставим палатки, отдыхаем и на утро двигаемся дальше.

Идти по заболоченной колее с грязью, кочками из травы, скрывающимися под мутной водой. Я примерно так все и представляла, в наших таежных лесах бывает подобное, а вот парни никогда не ходили по такой чавкающей штуке! Были разные забавные моменты, снимали очень много кадров шагающих по болоту людей. Это все точно нужно для фильма про скалолазание или про хайкинг и как выжить в тундре? ))))

Фото Галина Терентьева

Да, с огромными рюкзаками сложно конечно, как потом делились впечатлениями: надеваешь рюкзак и уже тяжело, главное не думать о том сколько километров еще впереди, просто делаешь шаг своей правой ногой, потом шаг левой, так и идешь, все время находясь в настоящем моменте. Любая полученная травма, даже незначительная, могла стать катастрофой, это все понимали. Самое неприятное, то что мне действительно доставляло дискомфорт: лямки рюкзака, какими бы эргономичными они ни были, все равно давили на плечи и ключицы, поясной ремень тоже работал, но основной вес все равно приходился на плечи. Останавливались примерно через каждые полтора километра, снимали рюкзаки, на пять минут.

Пройдя примерно 2-3 км мы увидели первые медвежьи следы, и они были большие. О, здорово, медведи и правда тут водятся! Наши обереги - свистки были наготове ) Но следов было мало, наверное всего несколько отпечатков на протяжении этих первых километров. Мы шли не растягиваясь, разговаривали, пару раз надо было запускать для съемок дрон, шум от которого разносился далеко по округе, почему-то медведей я не боялась :)

Что не могло не радовать так это отсутствие комаров! Они были, в незначительном количестве, хотя такие влажные и безветренные условия — лучшая среда обитания для них, и температура была уже вполне летняя.

Более продолжительный привал был возле трактора, который живет теперь тут. Селфи на фоне металлолома посреди безлюдной тундры в лучах закатного солнца. На фото самое «темное» время суток, когда солнце приспустилось к горизонту, это примерно 1-2 ночи.

Фото Галина Терентьева

Да, природа тут другая, тундра: низкорослые редкие лиственницы, кое-где кустарники, трава, лишайники и мхи, всё. Мох разнообразный, кроме светлого ягеля и зеленых мягких ковров есть еще черный — мы называли его усы, он реально выглядит как черные спутанные усы, свисающие с деревьев и на камнях тоже растет, таких до этого нигде не встречала. Мхи впоследствии будут незаменимы в хозяйстве и даже в процессе лазания :)

Мое внимание сразу привлекли поваленные лиственницы, их корни стояли плоским компактным веером, как-то странно... Ну да, ведь плодородный слой почвы 15-20 см, а дальше скованная льдом - вечная мерзлота. Иногда делаешь укол палочкой, она проходит через мхи и упирается как будто в камень, в лед. Тут на фото, колупаясь в грязи, парни проверяют сколько оттаявшей почвы над толщей вечной мерзлоты ))))

Мы дошли до полянки примерно к 3 часам ночи или утра, ночей у нас не было. И вообще чувство времени теряется, непонятно когда заканчивается сегодня и начинается завтра, все смешалось. Поставили палатки, перекусили и попытались поспать. Тут уже я не выдержала, и не только я одна, попросила снотворного. Регламентированного времени для подъема не было, спим сколько получится, и планируем пройти оставшиеся 20 км за один день. Мелаксен обычно помогает безотказно, но тут и он не сработал как следует, только часа на 3-4. Место для лагеря было очень приятное, небольшое возвышение и в 100 метрах чистая проточная вода, где утром я нашла маленький олений рог, потом их будет еще много :)

Фото Галина Терентьева

Дальше нас ждало еще одно испытание. Ручей. Как предсказывал Сергей, сейчас вероятно он шире и глубже, чем во время его летней экспедиции, и нам придется снять сапоги. Но никто не ожидал что на столько глубже, это была маленькая речка, глубиной больше метра и шириной метров 5! Переходили вброд, несли над головой рюкзаки, Роберту как самому крепкому и высокому пришлось сгонять несколько раз, я конечно шла налегке :) Немного поборолась с течением и холодной водой, перешла со второй попытки )))) дальше был еще один ручей помельче, где я чуть не утопила рюкзак и кроксы хотели от меня уплыть - экшн :)

Погода по-прежнему стояла жаркая, по ощущениям градусов 25, в низине штиль, душно, идти было гораздо тяжелее чем накануне вечером. Кто бы мог подумать что захочется прохлады за полярным кругом!

Фото Elias Holzknecht / Red Bull

Когда мы начали подъем в гору по курумникам все приободрились- скалы все ближе! А еще открывался прекрасный вид на долину реки, откуда мы пришли. После суток в болоте оглядывались как завороженные. Отсюда до Северного Ледовитого океана примерно 250 км - край земли!

Фото Сергей Карпухин

Преодолев подъем мы подошли к первым скалам! Но их было немного. Отдельно стоящие или небольшие скопления, разной формы, некоторые выглядели очень необычно. Сергей уже давно обозвал каждую скалу:

- Вон там сапог, а вот пароход, ходоки.. Это Похвальненские останцы - они известны, их было видно когда мы еще подплывали к поселку. Ну это все вам будет не интересно, по сравнению с тем что ждет через 10 км!

Возле этого массива у нас по плану должен был быть привал. Тут в первую экспедицию Сергей жил несколько дней, знал где есть место для стоянки, вода. С водой как оказалось никаких проблем — местами еще лежал снег, были ручейки.

Мы расположились, пошли изучать скалы, да, действительно в этом массиве нас ничего особо не заинтересовало.

Пощупали по низам, и уже стало понятно... Да, так себе гранит, не высшей пробы мягко говоря... Что-то крошилось больше, что-то меньше, где-то была прямо корка, где-то более менее нормально, много темного сухого мха, который иногда счищался вместе с камнем. И конечно, порода очень острая, примерно как у нас на Красноярских Столбах, но только еще более крупные колючие кристаллы.

Фото Галина Терентьева

Резюмируя увиденное в этом массиве: есть линии которые выглядят прикольно, с виду лезутся, но это точно не то ради чего стоило бы проделывать такой путь. Оставалось верить и надеяться что Сергей не преувеличивает, и на месте действительно будет невероятное количество скал, среди которых мы обязательно найдем свои супер-линии.

Зависли мы тут надолго, пока все посмотрели, да и подустали конечно. Недоумение так и оставалось, почему же до сих пор не видно вообще ничего кроме отдельно стоящих поблизости скалок? Тут Сергей еще раз показал нам свои карты, да, они все-таки были, с общими обозначениями высот и рельефа. Но он отлично ориентируется на местности и без карт и без навигатора. Сейчас мы поднялись на первую горку, а нам нужно преодолеть, точнее обогнуть следующую более высокую, она обозначена на картах как 588м, за которой и спряталось все царство Гранитных городов. До цели почти 10км и останавливаться для длительных привалов дальше будет негде, решили не выбиваться из сил, а переночевать тут.

Ровных сухих мест под палатки не было, я расположилась где-то на плоском камне, но вскоре поднялся ветер, палатку так трепыхало и переворачивало, что казалось унесет вместе со мной, смотала все и спала просто так. В эту ночь без палатки я поняла как может быть сурово тут, перепады от +25 днем до +5 с сильным ветром ночью — очень зябко.

Итак, заключительный отрезок пути сегодня! На третий день мы уже вполне успешно начали применять якутские настройки :) никуда уже не торопились, жесткий график и расписание тут не работают. Подрываться сильно рано никто не стал, все шло своим чередом, а самое главное - погода прекрасная :)

Фото Галина Терентьева

Оставляем Похвальненсике останцы, двигаемся дальше. Местность уже не болотистая, местами курумники, но снимать сапоги все равно не стоит, постоянно наступаешь в квашню, кажущуюся с виду сухим мхом. Тут был очень забавный момент: во время очередного привала, Сергей снимал сапоги и парни обратили внимание на его портянки. Это еще что такое!? Да, эти тряпки наматываются на стопу и служат уплотнителем, чтобы нога не ерзала внутри сапога — попробуйте! Хотя в описании экипировки к экспедиции портянки упоминались, но конечно для них это было что-то неведомое. Наглядно все понятно: должно быть это и правда работает, тем более что у некоторых уже натерлись мозоли. В последствии оценили и кто-то даже завел свои личные портянки ))))

Итак, медленно но верно мы приближаемся к цели. Продвигаемся вперед по южному склону горы 588 и наконец-то! Тут перед нами предстает то самое, ради чего все и затевалось! Это один из Городов, названный Сергеем Мордор. Даже издалека можно было понять масштабы! Десятки башен, столбов и стенок! Возле Мордора когда-то выгорали деревья, он и правда выглядит зловеще и там даже есть столбик Око Саурона!

Фото Elias Holzknecht / Red Bull

Еще немного в сторону и перед нами основной массив. Это «Китайская стена», тут еще больше всего и сразу! Выглядит впечатляюще! Нам прямо туда. базовый лагерь расположен в правой части этого комплекса.

Фото Сергей Карпухин

Финишная прямая: пара километров по прямой. Сергей ускорился на последнем участке, ему хотелось скорее дойти и проверить тайник: на месте ли бочки с продуктами, которые он оставил тут в апреле.

Мы приближались, Китайская стена уже не выглядело как стена, все было объемным, разнообразным. Снежные языки окружавшие скалы придавали пейзажу еще большей сюрреалистичности и контраста.

Фото Elias Holzknecht / Red Bull

Ура! Мы добрались! Тут уже Сергей с сияющим видом сообщил что бочки на месте и голодать нам не придется :)

Место под базовый лагерь очень приятное, как комната с тремя стенками, защищенная от ветра, с маленьким проходом-аркой на «задний двор», а там настоящий ручей, вытекающий из таявших ледников. Опасения по поводу отсутствия чистой воды были напрасны, все складывалось просто превосходно :)

После торжественного вскрытия бочек, и всеобщего одобрения проделанной Сергеем работы по подготовке к нашей экспедиции, а это не только провиант, еще и дрова — их было много, мы начали изучать близлежащие скалы.

Да, мы и правда не ожидали такого количества и разнообразия форм, создала же природа такое! Ходили и высматривали красивые линии которые должны в идеале выходить на вершинки и конечно чтобы была возможность лезть со своими точками, или в крайнем случае на коротких голых участках планировалось бить болты.

Примерно наметили штук 8 привлекательных линий в нашем домашнем массиве. И в этот же вечер решили по-быстрому пролезть одну из них.

Но на деле что-то оказывалось не всегда так как мы себе представляли, особенно по-началу: много не очевидных моментов, ограничений, рисков, игнорировать которые было бы безумием.