Mountain.RU
главная новости горы мира полезное люди и горы фото карта/поиск english форум
Чтобы быть в курсе последних событий в мире альпинизма и горного туризма, читайте Новостную ленту на Mountain.RU
Всего отзывов: 4 (оставить отзыв)
Рейтинг статьи: 4.00
Автор: Павел Павлович Захаров, Москва

Гарф Борис Арнольдович – и альпинист и воздухоплаватель

Гарф Борис Арнольдович (1907, Москва - 1982, там же). МС по альпинизму (1946). Старший инструктор альпинизма. Чемпион Советского Союза по альпинизму (1952). Ведущий советский конструктор и воздухоплаватель, ученый теплофизик, канд. технических наук (1949). Окончил Московский авиационный институт (1930). Разрабатывал мягкие, полужёсткие и полумягкие дирижабли (В-2В-3, В-5, В-7, «Победа», «Патриот», «Малыш»). Автор (с соавторством) монографии «Проектирование металлических конструкций дирижаблей».

В 1940—1942 гг. участвовал в создании ряда планеров и самолетов. В 1942—1947 гг. служил в воздухоплавательной части ВДВ, где руководил постройкой и испытаниями дирижаблей. Является автором герметичной гондолы для стратостата и разработки оригинальной конструкции гондолы для привязных аэростатов, используемых для подготовки парашютистов.

Б.А.Гарф родился в не рабочей и не крестьянской семье. В детстве он рос у дедушки с бабушкой во Франции, где они находились в политэмиграции. Он прекрасно владел французским языком, что в последующие годы сыграло отрицательную роль в его судьбе. Дедушка - Арнольд-Кристиан Карлович Гарф (изначально их фамилия писалась как Harff, но с XVIII века обрусела и упростилась), — мало того, что он немец, так еще был и дворянином. А жена его, была не только дочерью священника, но и состояла в партии эсеров, в связи с чем, трижды арестовывалась советской властью и конечно не избежала участи заключенной одного из дальних лагерей.

Таким образом, Борис Арнольдович весьма подходил на роль шпиона и врага народа. Но об этом чуть позже.

После окончания школы Борис Гарф поступил в МВТУ им. Баумана на механический факультет, на очень «модную» тогда специальность — дирижаблестроение. В 1930 году этот факультет перевели в МАИ, и после его окончания студент Гарф был откомандирован в конструкторское бюро Ленинградского института гражданского воздушного флота для проектирования первого советского полужесткого дирижабля. Осенью 1931 года это конструкторское бюро было переведено в Москву. В Москве заканчивалось проектирование дирижабля В-5 и начиналось проектирование дирижабля В-6 под руководством итальянца Умберто Нобиле. Знаменитый воздухоплаватель и путешественник Умберто Нобиле с 1932 по 1934 год был специально приглашен в СССР для того, чтобы стать начальником конструкторского бюро «Дирежаблестрой».

Известный воздухоплаватель, полярный
исследователь, генерал Умберто Нобиле

Так выглядел комплекс «Дирежаблестрой» в начале своей деятельности

Даже сегодня, трудно было ожидать, чтобы советскому инженеру с его не рабочим и не крестьянским происхождением и компрометирующими родителями позволили спокойно трудиться в условиях «обострения классовой борьбы» (излюбленная формулировка Сталина), объяснявшая решительно все: и аварии изношенного оборудования на предприятиях, и отсутствие товаров в магазинах, нищету в деревнях и непрерывно проводившиеся «чистки» в производственных коллективах. Тем более, что инженер-дирежаблестроитель не проявлял ни малейшей политической активности, а общественную работу считал бессмысленной тратой времени. В результате на проходившей в 1933 году аттестации ему выдали характеристику, полностью отвечавшую сказанным формулировкам: «…Отношение к Промфинплану скептическое. Активную деятельность на работе проявляет в сторону индивидуального повышения квалификации и знаний. Политическое развитие не выявил. Общественно мало активен». Двумя годами позже тогдашний начальник конструкторского бюро Харабковский выдал Гарфу характеристику, из-за которой последний лишился работы, о чем упоминается в его объяснительной записке, написанной 22 августа 1939 года: «Ложная характеристика, выданная мне в 1935 году Харабковским, начальником конструкторского бюро, с которым я тогда был в ссоре, и послужившая причиной моего увольнения из Аэрофлота, была мной в свое время убедительно опровергнута. После того, как я написал письмо И.В. Сталину, Комиссия Советского Контроля в лице самой М.И. Ульяновой разобрала мое дело, и я был полностью реабилитирован, восстановлен на работе в Аэрофлоте и по моему собственному желанию направлен на работу в ДУК» (Дирежаблестроительный Учебный Комбинат).

СССР-В-12» выводят из ангара Новый дирижабль «Победа»

Новый дирижабль Б.А.Гарфа СССР В- 4 «Комсомольская правда»
выводят из ангара

К примеру, в 1942 году, он спроектировал и построил дирижабль, получивший название «СССР-В-12». А в 1944 году Гарфом Б.А. закончено конструирование и строительство нового дирижабля, получившего гордое имя – «Победа»
После освоения в нашей стране строительства мягких дирижаблей, для оказания технической помощи в проектировании и эксплуатации полужестких дирижаблей в ОКБ «Дирижаблестрой» был приглашен известный конструктор итальянских полужестких дирижаблей – генерал Умберто Нобиле – герой знаменитой эпопеи Северного полюса 1932 года. С ним в Советский Союз приехало 9 итальянских конструкторов и квалифицированных рабочих. В группу разработчиков от советской стороны были включен и Б.А.Гарф. По коснным сведениям, в этой же группе работал еще один альпинист - будущий мастер советского альпинизма Н.М.Попов.

За 3 года действия контракта с итальянцами предполагалось обучить 8 советских специалистов и сконструировать новые модели дирижаблей. Однако, к 1938 году из приехавших остались в живых только 2 специалиста.. Законы советского общества были жестоки: итальянцы были репрессированы, их семьи сосланы в лагеря. Вернутся домой, в Италию им было разрешено лишь в 1958 году. До сих пор в городе Долгопрудный (Московская область) сохранился дом итальянских, конструкторов и их семей. Именно «За связь с зарубежными шпионами» в период 1937-1939 годов Б.А.Гарф и был необоснованно репрессирован.

На момент ареста Б.А.Гарф получил от «Опер Уполномоченного Мытищинским Райотделом УНКВД по МО Желыбаева «характеристику» в которой были не самые лестные отзывы: «Гарф Борис Анордович в период работы на заводе № 207 поддерживал близкую связь сфашисским генералом Нобилле”(так написано в оригинале документа). Отмечалось, что Гарф с фашистским генералом «среди рабочих завода вели контрреволюционную фашистскую деятельность». И как следствие, принимается постановление: «следственное дело № 11672 передать для дальнейшего рассмотрения в 3-й Отд. УГБ УНКВД по МО с «одновременным перечислением за ним и обвиняемого». Примечание – «одновременное перечисление» на языке органов обозначало – передачу в более строгую разработку. Гарф был «перечислен» в руки сержанта Елисеева с которым ему пришлось контактировать два года. Этот сержант госбезопасности принял «творческое решение» объединить дело Гарфа с делами других арестованных: «Я, Пом. Нач. 3 отд. 3 ОТД. УГБ УНКВД МО Елисеев, рассмотрев» — дальше идет перечисление дел — «нашел» что: «Обвиняемые … арестованы, как участники единой контрреволюционной вредительской и диверсионно-шпионской организации на «Дирижаблестрое». На свет появляется новое дело — «Дело № 8695» — по обвинению: Гарфа Бориса Арнольдовича, Канищева Михаила Николаевича, Штрангеля Вадима Михайловича и Катанского Владимира Владимировича (последний, уже не работал в «Дирежаблестрое»).

В итоговой служебной характеристике, данной Гарфу и Катанскому, Нобиле отметил «разносторонность их инженерных способностей, прекрасную теоретическую, техническую подготовку и большое умение практически применять свои знания», что он «…считает их одними из лучших советских инженеров-дирижаблестроителей». Кстати, сам Нобиле не любил Муссолини, но следствие по делу Гарфа в своих «расследованиях» совершенно не приняло во внимание этот факт.

После освобождения в 1940—1942 Б.А.Гарф участвовал в создании ряда планеров и самолётов. В 1942—1947 служил в воздухоплавательной части Воздушно-десантных войск, где руководил постройкой и испытаниями дирижаблей. Эти годы стали наиболее продуктивными в его конструкторской деятельности. Он является автором (в соавторстве) монографии «Проектирование металлических конструкций дирижаблей».

Не смотря на высокую занятость в основной профессии, Борис Арнольдович «ухитрялся» выкраивать время для занятий альпинизмом - он был ведущим альпинистом страны «до» и «после» военного периода. До своего ареста он дважды сумел совершить восхождение на Эльбрус. Как альпинист и отличный методист отличался своеобразным принципом комплектования команды - под продуманный вариант маршрута по новой стене, Б. Гарф подбирал определенный состав участников, предлагал вариант и, получив согласие отобранных кандидатов, приступал к тренировкам и подготовке будущего восхождения. Большинство пройденных Гарфом маршрутов получали приставку - «путь Гарфа». Гарф автор серьезных первопрохождений стенных маршрутов, до сих пор пользующихся популярностью:
- 1937 год - Зап. Дыхтау (5204 м)
- 1948 год - первый траверс Коштантау (5151 м) с подъемом по Вост. ребру
- 1949 год - Тютю-баши (4460 м) по Сев. стене и новый маршрут по Сев. стене на Вост. Шхельду (4320 м)
- 1952 год - первовосхождение на пик 6320.

Вершина Тютю-баши вид с западного гребня.

Наряду с Е. Казаковой, с довоенных лет, серьезно увлекался и разрабатывал вопросы страховки и работы с веревкой, надежности скального снаряжения. Автор ряда фундаментальных работ по теме, опубликованных в разные годы в ежегодниках «Побежденные вершины». Много сил и энергии отдавал разработке вопросов спортивной подготовки альпинистов. Активный сторонник спортивной (круглогодичной) подготовки спортсменов, проведения регулярных общесоюзных тренерских семинаров и создания в альпинизме сборных команд – от городских - до Союзных. На общесоюзной конференции альпинистов в 1948 году предложил для обсуждения такие вопросы, как: «Альпинист - высотник или скалолаз?», «Альпинист - универсал или мастер спорта, узкой специализации?», «Вопросы подготовки спортсменов высшей квалификации». Активно выступал в альпинистской прессе по вопросам безопасности и спортивного альпинизма, переводил и публиковал статьи из иностранных журналов, был автором многочисленных обзоров и комментариев. В соавторстве с известными альпинистами - А. Снесаревым, В. Барзыкиным и А,Малеиновы им написана книга «Технической спортивных горовосхождений». Эта книга стала первым конкретным пособием для подготовки спортсменов-альпинистов.

. За свои достижения он был избран членом Французского альпинистского клуба Так в жизни случается когда воедино сходятся два далеких друг от друга события. Скончавшийся в 1982 году Б.А.Гарф, не доживший до перестройки и до крушения «первого в мире социалистического государства», если бы он был жив, то увидел бы в 1989 году, как французы устанавливали на Эльбрусе памятную доску в честь 200-летия Великой Французской революции, которая продекларировала «Права человека и гражданина», одновременно явив миру, множество примеров, их грубейшего нарушения (следует вспомнить, что тридцать седьмому году, ставшему мрачным символом неслыханного произвола, непосредственно предшествовало принятие Сталинской Конституции 1936 года). Тем более покойному было бы вдвойне приятнее, знай бы он факт, что его дочь Марина Гарф мастер спорта по альпинизму принимала непосредственное участие в данном мероприятии и вообще поддерживает деловые и дружеские отношения с альпинистами Франции.

Активность Б.А.Гарфа в общественно-полезной горной работе, наиболее детально показывает его Анкета, одного из первых инструкторов альпинизма, получившего рекомендацию Горной секции ВЦСПС, которую он заполнял при его зачислении в Школу спортивного мастерства. Подобная Школа была первой в советском альпинизме.

Ниже приводится выборка из протокола рекомендуемых в Школу альпинистского мастерства:
- ГАРФ Б.А. Фонд 7710, арх № 99, опись 6. Фонд ВЦСПС ЦБ Физкультура (горная секция).
Председатель Горной секции ВЦСПС (Семеновский)
Председатель квалификационной комиссии (Аристов)
А Н К Е Т А
1. Фамилия Гарф
2. Имя и Отчество Борис Арнольдович
3.Год рождения 1907
4.Член ВКП(б) (ВЛКСМ) - беспартийный
5.Образование - высшее
6. Место работы Дирижаблестроительный учебный комбинат
7. Должность Руководитель дипломного проектирования
8. Адрес
а) службы Тушино. Авиагородок ДУК
б) домашний Плющиха, 7-ой Ростовский пер., д.12, кв. 14 тел. Г-1-49-99.
9. Имеет значок альпиниста Да.
10. Какие горные районы знает по личным посещениям Алтай (Бийск- Котанда-ущелье Ак-кэна, Кочурлинское ущелье) Кавказ (Эльбрус, Баксанское ущелье, ущелье Адыл-су, Безингийское ущелье, Чегемское ущелье, Балкарское ущелье (район Ипуллы(?), район Дых-су, Сванетия (Тетнульд и Лайла).
11. Восхождения на вершины, в каком году
1930 – Эльбрус (с двумя ночёвками на седловине).
1931 г. Тетнульд – Лайла.
1935 г. Рижнаринг – Шаритау – Безымянная вершина в хребте между ледниками Башхауз и Карумкол высотой в 4 300 м., назвали «Пик Циолковского» по трудности равная примерно 2 степени. 12. Пройденные перевалы и в/горные маршруты – в каком году 1927 г.- Вверх по Ак-кэму до ледников Белухи и перевал в долину Когурлы. 1931 г. Твиберский перевал. 1933 г.- попытка восхождения на Дых-Тау. 1935 г. Перевал Кашка-Таш, Джангитауганское плато, перевал Дыхни-Ауш. 13. Составлялись ли описания маршрутов и восхождений, каких именно, опубликованы ли они, отданы ли в горную секцию, в научные организации Описание восхождения на Эльбрус («Красное студенчество» за 1931 г.). Описание перехода через Дыхни-Ауш (послано на базу в Нальчик). 14. Были ли инструктором - Был старшим группы при восхождении 1) на Эльбрус 1930 (4 человека). 2) на Тетнульд 1931 г. (3 человека), на Лайлу 1931 г.(6 человек). Был старшим инструктором горного лагеря ДУК в Штулле в 1935 г. (25 участников, 4 инструктора и 1 старший инструктор), водил участников на Фитерген 2 раза и на шерри-Тау 1 раз. Был старшим группы при попытке восхождения на Дых-Тау в 1933 и 1935 г. И при восхождении на пик Циолковского, а также при походах через перевалы Дыхни-Ауш и Кашкаташ.

15. Получена ли оценка, награда, благодарность или отрицательные отзывы совершённых походов и какие именно
Получена благодарность от руководства Дирижаб. Учебного комбината за техническое руководство лагерем.

16. Какую работу несёт в горной секции

« 28 » марта 1936 г. ______________________________ Подпись Б. Гарф

1945 год. Б.А.Гарф во время службы в ВДВ Вооруженных Сил СССР.

П.П.Захаров (по материалам публикаций и личным воспоминаниям дочери Б.А.Гарфа – Марины Гарф, собственным воспоминаниям. Фото из семейного архива, М.Рогозина, Альпклуба СПб).

Гарф Марина Б
Отзывы (оставить отзыв)
Сортировать по: дате рейтингу

Б.А.Гарф - и спортивное скалолазание

В начале 70-ых Борис Арнольдович подарил мне сделанный им перевод статьи парижанина, побывавшего на Фестивале в Боулдере, штат Колорадо: французы "в охотку" лазили по камням парка Фонтенебло, а американцы "вздумали соревноваться". И термин "боулдеринг", и соревнования на коротких трассах по фестивальной системе я начал именно по этой "подсказке". Но до первого боулдеринга на Чемпионате России в Кисловодске Борис Арнольдович, добрый человек, не дожил.
 
Браво!!!

Всегда в подобных случаях проще и быстрее обратиться напрямую к нам, чтобы спокойно разрешить подобные ситуации.
 
Всем, по поводу фото, пожалуйста, пишите нам, если неверно указано авторство

Владимир, день добрый

Прочитала Ваш отзыв, к сожалению, у нас нет ни технической возможности, ни человеческих ресурсов, чтобы проверять авторство всех присланных фотографий.
Основываемся на принципе доверия людям.
Снимок убрали, приносим извинения. Действительно, неприятно.

Однако не думаю, что Пал Палыч кого-то намеренно хотел обидеть или украсть.
С формальной точки зрения (с точки зрения закона о защите авторских прав) он сделал все, что в его силах для указания авторства. Он не мог знать настоящего автора снимка. И указал то, что знал.
Слова, выпущенные Вами, не совсем справедливы.
Не судите строго, он сейчас переживает не самые лучшие времена, очень болен.

Всегда в подобных случаях проще и быстрее обратиться напрямую к нам, чтобы спокойно разрешить подобные ситуации.

Надеюсь на понимание,

С уважением,
Анна Пиунова
www.mountain.ru
info@mountain.ru

 
1950г. и 1952г.

Под первовосхождением "- 1952 год - первовосхождение на пик 6320", видимо, подразумевается памирское первовосхождение Б.Гарфа и П.Поварнина ("Локомотив") 23 августа 1950 года на пик 6350м (по показаниям их альтиметра, совр.6445м). Пик был назван ими пиком Патриот, в честь Евгения Абалакова. А в 1952-ом году команда МГУ под руководством Б.А.Гарфа проложила свой маршрут на кавказский Чатын (по правому ребру треугольника северной стены) и разделила 1 и 2 места со "спартаковцами" по классу технически сложных восхождений.
 
© 1999-2024Mountain.RU
Пишите нам: info@mountain.ru