Подсказка | ||
При вводе Логина и Пароля, обратите внимание на используемый Вами регистр клавиатуры! |
||
|
|||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||
Гарф Борис Арнольдович – и альпинист и воздухоплаватель
Известный воздухоплаватель, полярный
исследователь, генерал Умберто Нобиле
Так выглядел комплекс «Дирежаблестрой» в начале своей деятельности
Даже сегодня, трудно было ожидать, чтобы советскому инженеру с его не рабочим и не крестьянским происхождением и компрометирующими родителями позволили спокойно трудиться в условиях «обострения классовой борьбы» (излюбленная формулировка Сталина), объяснявшая решительно все: и аварии изношенного оборудования на предприятиях, и отсутствие товаров в магазинах, нищету в деревнях и непрерывно проводившиеся «чистки» в производственных коллективах. Тем более, что инженер-дирежаблестроитель не проявлял ни малейшей политической активности, а общественную работу считал бессмысленной тратой времени. В результате на проходившей в 1933 году аттестации ему выдали характеристику, полностью отвечавшую сказанным формулировкам: «…Отношение к Промфинплану скептическое. Активную деятельность на работе проявляет в сторону индивидуального повышения квалификации и знаний. Политическое развитие не выявил. Общественно мало активен». Двумя годами позже тогдашний начальник конструкторского бюро Харабковский выдал Гарфу характеристику, из-за которой последний лишился работы, о чем упоминается в его объяснительной записке, написанной 22 августа 1939 года: «Ложная характеристика, выданная мне в 1935 году Харабковским, начальником конструкторского бюро, с которым я тогда был в ссоре, и послужившая причиной моего увольнения из Аэрофлота, была мной в свое время убедительно опровергнута. После того, как я написал письмо И.В. Сталину, Комиссия Советского Контроля в лице самой М.И. Ульяновой разобрала мое дело, и я был полностью реабилитирован, восстановлен на работе в Аэрофлоте и по моему собственному желанию направлен на работу в ДУК» (Дирежаблестроительный Учебный Комбинат).
Новый дирижабль Б.А.Гарфа СССР В- 4 «Комсомольская правда»
К примеру, в 1942 году, он спроектировал и построил дирижабль, получивший название «СССР-В-12». А в 1944 году Гарфом Б.А. закончено конструирование и строительство нового дирижабля, получившего гордое имя – «Победа» выводят из ангара После освоения в нашей стране строительства мягких дирижаблей, для оказания технической помощи в проектировании и эксплуатации полужестких дирижаблей в ОКБ «Дирижаблестрой» был приглашен известный конструктор итальянских полужестких дирижаблей – генерал Умберто Нобиле – герой знаменитой эпопеи Северного полюса 1932 года. С ним в Советский Союз приехало 9 итальянских конструкторов и квалифицированных рабочих. В группу разработчиков от советской стороны были включен и Б.А.Гарф. По коснным сведениям, в этой же группе работал еще один альпинист - будущий мастер советского альпинизма Н.М.Попов. За 3 года действия контракта с итальянцами предполагалось обучить 8 советских специалистов и сконструировать новые модели дирижаблей. Однако, к 1938 году из приехавших остались в живых только 2 специалиста.. Законы советского общества были жестоки: итальянцы были репрессированы, их семьи сосланы в лагеря. Вернутся домой, в Италию им было разрешено лишь в 1958 году. До сих пор в городе Долгопрудный (Московская область) сохранился дом итальянских, конструкторов и их семей. Именно «За связь с зарубежными шпионами» в период 1937-1939 годов Б.А.Гарф и был необоснованно репрессирован. На момент ареста Б.А.Гарф получил от «Опер Уполномоченного Мытищинским Райотделом УНКВД по МО Желыбаева «характеристику» в которой были не самые лестные отзывы: «Гарф Борис Анордович в период работы на заводе № 207 поддерживал близкую связь сфашисским генералом Нобилле”(так написано в оригинале документа). Отмечалось, что Гарф с фашистским генералом «среди рабочих завода вели контрреволюционную фашистскую деятельность». И как следствие, принимается постановление: «следственное дело № 11672 передать для дальнейшего рассмотрения в 3-й Отд. УГБ УНКВД по МО с «одновременным перечислением за ним и обвиняемого». Примечание – «одновременное перечисление» на языке органов обозначало – передачу в более строгую разработку. Гарф был «перечислен» в руки сержанта Елисеева с которым ему пришлось контактировать два года. Этот сержант госбезопасности принял «творческое решение» объединить дело Гарфа с делами других арестованных: «Я, Пом. Нач. 3 отд. 3 ОТД. УГБ УНКВД МО Елисеев, рассмотрев» — дальше идет перечисление дел — «нашел» что: «Обвиняемые … арестованы, как участники единой контрреволюционной вредительской и диверсионно-шпионской организации на «Дирижаблестрое». На свет появляется новое дело — «Дело № 8695» — по обвинению: Гарфа Бориса Арнольдовича, Канищева Михаила Николаевича, Штрангеля Вадима Михайловича и Катанского Владимира Владимировича (последний, уже не работал в «Дирежаблестрое»). В итоговой служебной характеристике, данной Гарфу и Катанскому, Нобиле отметил «разносторонность их инженерных способностей, прекрасную теоретическую, техническую подготовку и большое умение практически применять свои знания», что он «…считает их одними из лучших советских инженеров-дирижаблестроителей». Кстати, сам Нобиле не любил Муссолини, но следствие по делу Гарфа в своих «расследованиях» совершенно не приняло во внимание этот факт. После освобождения в 1940—1942 Б.А.Гарф участвовал в создании ряда планеров и самолётов. В 1942—1947 служил в воздухоплавательной части Воздушно-десантных войск, где руководил постройкой и испытаниями дирижаблей. Эти годы стали наиболее продуктивными в его конструкторской деятельности. Он является автором (в соавторстве) монографии «Проектирование металлических конструкций дирижаблей». Не смотря на высокую занятость в основной профессии, Борис Арнольдович «ухитрялся» выкраивать время для занятий альпинизмом - он был ведущим альпинистом страны «до» и «после» военного периода. До своего ареста он дважды сумел совершить восхождение на Эльбрус. Как альпинист и отличный методист отличался своеобразным принципом комплектования команды - под продуманный вариант маршрута по новой стене, Б. Гарф подбирал определенный состав участников, предлагал вариант и, получив согласие отобранных кандидатов, приступал к тренировкам и подготовке будущего восхождения. Большинство пройденных Гарфом маршрутов получали приставку - «путь Гарфа». Гарф автор серьезных первопрохождений стенных маршрутов, до сих пор пользующихся популярностью:
Вершина Тютю-баши вид с западного гребня.
Наряду с Е. Казаковой, с довоенных лет, серьезно увлекался и разрабатывал вопросы страховки и работы с веревкой, надежности скального снаряжения. Автор ряда фундаментальных работ по теме, опубликованных в разные годы в ежегодниках «Побежденные вершины». Много сил и энергии отдавал разработке вопросов спортивной подготовки альпинистов. Активный сторонник спортивной (круглогодичной) подготовки спортсменов, проведения регулярных общесоюзных тренерских семинаров и создания в альпинизме сборных команд – от городских - до Союзных. На общесоюзной конференции альпинистов в 1948 году предложил для обсуждения такие вопросы, как: «Альпинист - высотник или скалолаз?», «Альпинист - универсал или мастер спорта, узкой специализации?», «Вопросы подготовки спортсменов высшей квалификации». Активно выступал в альпинистской прессе по вопросам безопасности и спортивного альпинизма, переводил и публиковал статьи из иностранных журналов, был автором многочисленных обзоров и комментариев. В соавторстве с известными альпинистами - А. Снесаревым, В. Барзыкиным и А,Малеиновы им написана книга «Технической спортивных горовосхождений». Эта книга стала первым конкретным пособием для подготовки спортсменов-альпинистов.
. За свои достижения он был избран членом Французского альпинистского клуба
Так в жизни случается когда воедино сходятся два далеких друг от друга события. Скончавшийся в 1982 году Б.А.Гарф, не доживший до перестройки и до крушения «первого в мире социалистического государства», если бы он был жив, то увидел бы в 1989 году, как французы устанавливали на Эльбрусе памятную доску в честь 200-летия Великой Французской революции, которая продекларировала «Права человека и гражданина», одновременно явив миру, множество примеров, их грубейшего нарушения (следует вспомнить, что тридцать седьмому году, ставшему мрачным символом неслыханного произвола, непосредственно предшествовало принятие Сталинской Конституции 1936 года). Тем более покойному было бы вдвойне приятнее, знай бы он факт, что его дочь Марина Гарф мастер спорта по альпинизму принимала непосредственное участие в данном мероприятии и вообще поддерживает деловые и дружеские отношения с альпинистами Франции.
Активность Б.А.Гарфа в общественно-полезной горной работе, наиболее детально показывает его Анкета, одного из первых инструкторов альпинизма, получившего рекомендацию Горной секции ВЦСПС, которую он заполнял при его зачислении в Школу спортивного мастерства. Подобная Школа была первой в советском альпинизме.
Ниже приводится выборка из протокола рекомендуемых в Школу альпинистского мастерства:
А Н К Е Т А
Получена благодарность от руководства Дирижаб. Учебного комбината за техническое руководство лагерем. 16. Какую работу несёт в горной секции « 28 » марта 1936 г. ______________________________ Подпись Б. Гарф
1945 год. Б.А.Гарф во время службы в ВДВ Вооруженных Сил СССР.
П.П.Захаров (по материалам публикаций и личным воспоминаниям дочери Б.А.Гарфа – Марины Гарф, собственным воспоминаниям. Фото из семейного архива, М.Рогозина, Альпклуба СПб).
Гарф Марина Б
|
|||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||