Горы мира > Тянь-Шань >

Автор: Дмитрий Супонников, г.Алматы

Зеленая вода

Велопоход в районе хребтов Ат-Баши и Западный Кок-Шаат-Тау летом 2003.

Экспедиция осенью 2002 с целью пройти ЮЗ стену пика 4716 "Пти-Дрю" в районе пика Кызыл-Аскер.

(краткие воспоминания об экспедиции в район западного Кок-Шаал-Тау. Лето 2005.)

…А начиналось все с относительно скромного велосипедного похода по горам Киргизии, закончилось же головокружительным приключением с байдарками, каяками и утопленной видеокамерой. Для меня и второго Дмитрия, прошедших веломаршрут, все это было неким факультативом, приложением к основному путешествию. Ну а друзья- водники из Москвы каждый день жили так, как будто он последний: режим постоянной гонки, река за рекой – тут никому не было покоя.

Первым делом нужно было позвонить нашей знакомой в киргизский город Нарын, чтобы договорится о приюте на пару ночей.
- Жок деген жауап па?! – прозвучал женский голос в трубке в ответ на мое «Позовите к телефону Мариму». По-киргизски это примерно соответствует русскому «разве это возможно?!» и я, решив, что не туда попал, повесил трубку. Через месяц пришел счет за телефон, где основной вес оплаты приходился на двухминутный разговор с Люксембургом. Причем не с тем одноименным аилом (поселком), что близ Бишкека, а настоящим… Что ж, а ведь стоило лишь забыть набрать код Киргизии - и вот такой фокус!

В 2003-м году, после нашего первого визита в высокогорную пустыню между хребтами Ат-Баши и Кок-Шаал-Тау, носящую гордое название «Аксайская долина», стало ясно, что район совершенно не изучен в туристском плане и ресурсы его (как, впрочем, и подходы) чуть ли не безграничны. В итоге, весной 2004-го мы вступаем в бурные прения с героическими спортсменами-водниками из Москвы на предмет совместного визита в район. Собираются трое: Дима Михин – авангард экспедиции, Женя Терешин – великолепный спортсмен и видеооператор, и Федя Метелкин – фактически ум, честь и совесть группы, при необходимости сдерживающий напор экстремальных устремлений Дмитрия. Иногда одного Феди не хватало и мне тоже приходилось унимать пыл нашего руководителя, порывавшегося, например, выдергивать гвозди из мостов под предлогом изготовления кошек для восхождения на вершину «4613», что была обнаружена на карте близ озера Кель-Су, куда мы направились…

Озеро Кель-Су
И вот, взбудораженные результатами экспедиции 2004-го года (великолепное озеро Кель-Су, первопрохождение реки Мюдюрюм), мы собираемся снова посетить отроги Западного Кок-Шаал-Тау с тем, чтобы более детально разведать район, представить его орографию и водные ресурсы. С другой стороны, можно сказать так: Дима еще не расстался с мечтой о восхождении на «4613», озеро ждет водников для реализации их эстетических желаний, а реки Мюдюрюм и Ат-Баши – для удовлетворения спортивных амбиций. Кроме того, в этой интереснейшей приграничной долине оставался еще один район, который обязательно стоило посетить: высокогорное плато Кагалячап, расположенное на высоте более 3900 м. между хребтами Борколдой, Джаны-Джер на севере и Кок-Шаал-Тау на юге.

Итак, с районом похода уже была определенная ясность, брошен клич на запись в группу и намечен план подготовки. Требовалось найти подробные карты района, узнать хоть что-то о наличии и состоянии дорог по ходу маршрута, получить разрешение на въезд в погранзону. Последний аспект оказался наиболее принципиальным, ввиду чего за месяц до начала мероприятия пришлось лично съездить в Каракол (Пржевальск) и Нарын. Наш путь должен был пролегать от перевала Барскаун (хребет Терскей-Алатау) на юг, через заставы Карасай (долина рек Тарагай и Карасай) и Каракоз (долина реки Узенги-Куш) и далее на перевал Кубергенты. Но пограничники Иссык-кульского погранотряда «обрадовали», сказав, что дорога через долину Узенги-Куш закрыта ввиду недавних переделов земли с Китаем. Мол, есть другая дорога на Кубергенты, но вот откуда она начинается и по каким ущельям идет, выяснить так и не удалось… В том скудном количестве отчетов и заметок по районам хребтов Борколдой и Западный Кок-Шаал-Тау, которые удалось найти в интернете и библиотеке московского турклуба, особо полезной информации практически не содержалось. Даже нарынские охотники не могли ничего толком сказать о том, есть ли дороги или конные тропы через массив Борколдой. В итоге пришлось рассчитывать на карту, путевые заметки старых конных экспедиций и собственную интуицию.

Отдельной задачей была стыковка в Нарыне с нашими москвичами-туристами-водниками. На удачу, у всех получилось выкроить время для отпусков так, что практически все оказалось возможным. В Нарыне к заданному сроку нас уже ждала Марима, хозяйка дома – нашего приюта были определены действия групп в том случае, если кто-то не появлялся в день сбора. Все было готово к старту…

Касательно старта: начинался наш поход, как мы упомянули, с велосипедов – именно отсюда интерес к дорожной сети района и довольно широкий охват по километражу. Впрочем, без автомобильной поддержки в кульминационной части мероприятия не обошлось бы никак – лодки и велосипеды, по уверенному заявлению водников, категорически несовместимы!

«Ну, где же эти водники!» - стоило мне выйти из дома Маримы и припомнить наших мокрожопых коллег, как за поворотом зафырчала «Delica», обвязанная со всех сторон байдарками, веслами и прочим водным барахлом. Сверху всей груды лодок был привязан велосипед Серёги Криворучко из Бишкека. Серёге тут же были высказаны рекомендации оставить велик у Маримы, поскольку теперь уже его наличие не вписывалось в наши горно-водные планы.

…День выезда на нашу водную часть мероприятия оказался истинно водным: с утра льет дождь, а плотная низкая облачность не оставляет надежд на скорое прояснение. Едим купленные на нарынском базаре манты и смотрим в серую действительность за окном. Ко всему еще и манты оказываются с картофельной начинкой, и это в Нарыне, можно сказать - центре отгонного животноводства!

В общем, несмотря на дождь, отсутствие мяса в мантах и раскисшую глину на дорогах, к вечеру мы уже бродим между домиками поселения «Культцентр Кок-Кыя», пытаясь договориться с его обитателями о заброске лодок на озеро. Увы, в пьяном угаре местные чабаны заламывают нереальную цену, и в итоге каждый остается при своем: мы – при лодках, а чабаны на лужайке у берега – при бутылке, но без денег.

Первой важной задачей, задуманной Митенькой (так мы договаривались кликать Дмитрия Михина, чтобы различать его среди трех Дим), было восхождение на пик «4613», расположенный в хребте Сары-Белес, восточнее озера Кель-Су. Альтернативой была вершина «4608», на противоположной стороне от озера и, после некоторого изучения путей подхода, мы выбрали вторую гору. Первоначально, был запланирован выход из базового лагеря в 5 утра, а возвращение к 5 вечера. Разумеется, вторая часть плана была нарушена, и вот по какой причине…

Идем мы, значит, в сторону вершины «4608», по пути изучая пути восхождения. А местность хребта Сары-Белес, надо сказать, изобилует разного рода висячими долинами, т.е. такими участками ущелий, попасть в которые можно, лишь долгое время карабкаясь по скалам или, на худой конец, крутым склонам. Альпинистского опыта, понятное дело, нашей водно-разбродной команде было не занимать и мы, спугнув на подходах к такой долине стадо архаров, устремились прямо за ними по вертикальной стене. Как ходят по скалам козлы – вопрос, видимо, до конца еще не изученный и рациональному объяснению не поддающийся.

На Козлиной скале
Неторопливо карабкаясь по полочкам, минут за десять они поднялись наверх, показывая всем своим видом: «смотрите, как здесь отлично идется!». И действительно, шлось по стене так отлично, что мы провисели на ней всего три часа и двадцать минут, после чего вышли на связь с базой, сообщив о том, что продолжаем движение к цели. Впрочем, восхождение на скалу могло быть и более скоростным, если бы не Митенька, совершенно случайно сбросивший свой рюкзак в пропасть с высоты не менее 80-ти метров. К счастью, во время эксперимента никто, кроме фотоаппарата, не пострадал, а восходители сделали логичный вывод о необходимости страховать все что можно и где только можно.

Долина, куда мы попали после отработки скальной техники, была совершенно загадочной: с двух сторон ее окружали отвесные стены, уходящие вверх. Вниз, с макушек гребня, по этим стенами беззвучно лились водопады, а легкий ветер доносил иногда до нас их влагу. С третьей стороны долина обрывалась вниз небезызвестной теперь козлиной скалой, а с четвертой – поднималась снежно-ледовым склоном на склоны вершины, куда мы еще не потеряли надежд взобраться.

На спуске с хребта Сары-Белес,
вид на Аксайскую долину
Часам к пяти, когда, по первоначальному замыслу, нас уже ждал горячий чай внизу, мы только выбрались на гребень, осмотрелись и, сделав «перевальное фото», стали решать, как же быть дальше. После несколько эмоционального спора (одним хотелось сходить хотя бы на ближайшую, в 50-ти метрах, вершинку, другим вернуться назад по гребню, третьему… «поехать вниз на ледорубе») решили все же спускаться назад по пути подъема, удовлетворившись проведенной «разведкой района». Несмотря на общую усталость, спуск показался проще, к тому же удалось отыскать технически простой обход «козлиной скалы», и к десяти часам мы, потеряв, правда, на какое-то время одного из участников, вернулись на базу.

В дождь по озеру
Козырем следующего дня должна была быть Green Water – спокойная гладь высокогорного озера Кель-Су, зажатого между километровой высоты скалами. Но все не могло идти слишком гладко и плавание пошло только к вечеру, да еще и под лозунгом Wild Rain. Вообще, погода не баловала нас ни на велосипедной, ни на факультативной части маршрута. Практически каждый день что-то сыпалось с неба в разных количествах и агрегатных состояниях. Вот и наш выход на воду ознаменован неслабым градом, ветер отражается от скал, бросая байдарку то в одну, то в другую сторону. Вокруг китайский пейзаж: мрачные башни скал теряются в складках облаков, а белые ниточки водопадов, падающих с высоты в сотни метров, заставляют ожить это безмолвие. Эх, если бы не собачий холод и не спускающий баллон байдарки!

- Все, хватит! Поворачиваем назад! – нервно, но твердо говорит Оля, рулящая на носу.

Оле вообще давалось все: и на гору вчера вскарабкалась без намека на горную болезнь и здесь, впервые сев в байдарку, она гребет за двоих, пытаясь скорее доплыть до спасительного берега.

Зеленая вода
Мокрые и злые, вдоволь нагребшись по «мутной всклокоченной зеленой воде», заваливаемся спать. Просто же «зеленая вода» нас еще ждала на следующее утро, хотя это уже было совсем другое плавание. Водопады и облака вчерашним вечером добавляли жизни в эту холодную обстановку, которая теперь окружала нас застывшими фантастическими пейзажами…

Командир у берега
Только изредка звенящую тишину разрезали Серегины крики: «Мы тонем, греби быстрее!» - у байдарки продолжал спускать баллон, заставляя ее крениться на бок и пускать под наши, и без того промокшие, задницы еще больше воды. Тут и Дима Михин поддавал жару, в традиционной спешке сгоняя всех к берегу, чтобы скорее-скорее отправиться к новому препятствию – реке Мюдюрюм.

По реке Кок-Кыя
Однако, настоящий Мюдюрюм наступил лишь на следующий день, а сейчас был устроен торжественный сплав по реке Кок-Кыя до одноименного культцентра.

Все прошло совершенно гладко, если не считать брошенного (ну как тут не вспомнить про рюкзак на скале!) в реку мешка картошки. А происходило это примерно так: в то время, пока пеший состав группы медленно нес свою ношу на плечах к поселку, мимо неслись герои-водники, легко рассекая пенистую волну горного потока…

Вот проплыл Митенька. «Мать – мать - мать… картошка…» - пронеслось вместе с ним.

- Картошка утонула… – безразлично заявил Дима позже в культцентре.

«Культцентр» - довольно странное название для этих мест. Три-четыре ветхих домика, стада яков и задумчиво возлежащие на обрывчике у реки чабаны. Возможно, все дело в склонности последних к культурному распитию крепких спиртных напитков – как знать.

Переночевав у минерального источника «Арашан» (а ночевали мы там дважды – до штурма непокорного Мюдюрюма и после), водники отправились на прохождение супер-реки, остальные же нашли развлечение в приготовлении обеда для «тех, кто в море». Кстати, уже после первой нашей ночевки на источнике – еще во время велосипедного похода, неделей раньше – выяснилось, что место сие ну совершенно непригодно для организации, хех, бивуака. Но в итоге нас тянуло туда неведомой силой и всегда к темноте…

Река Ат-Баши
В третью ночевку на Арашане я успешно заправляю примус минералкой, спутав ее с 80-м бензином. Понять ошибку удалось минут через десять – эффективность работы примуса на нарынском 80-м и аксайской минералке была приблизительно одинаковой…

Озеро Коль-Тор
Мы опять куда-то спешим, теперь - вверх на Ат-Баши, - реку, вкус которой друзья отведали год назад, и теперь новые пороги, новые страсти, видеосъемка и радостные вопли «мяяасо!», когда «текущий» водник скрывается в зеленой пучине.

А пока «мясо» бьется о камни порога, мы поднимаемся на озеро Коль-Тор, расположенное в южных отрогах хребта Нарын. Его спокойные травянистые и осыпные берега не имеют ничего общего с мрачными теснинами Кель-Су, но вернуться хочется именно туда – в затерянные лабиринты далекого и неизвестного хребта Сары-Белес, расколотого пополам ярко-зеленой лентой таинственного озера.

На перевале Суек (4026 м)

Хребет Борколдой. Снято из долины реки Тарагай при спуске на юг с перевала Суек (туда попадаем со стороны Иссык-Куля через перевал Барскаун).

Брод через реру Карасай

Вниз по долине р. Карасай, вдали - вершины ущелья Туюк-Чакыр-Корум (хр. Борколдой)

Верховья ущелья Чакыр-Корум (хребет Борколдой)

Ущелье Коль-тор (впадает в ущелье Чакыр-Корум)

Расщелина в скалах, ущелье Коль-тор

На перевале Чакыр-Корум

Подъем на крутой склон морены (спуск с пер. Чакыр-Корум)...

...а это уже спустившись с той самой морены

В ущелье Карачукур, выходящем к перевалу Кубергенты.

На плато Кагалячап. Вдали - хребет Кок-Шаал-Тау с вершиной Кызыл-Аскер (5842 м). Немного левее (сразу после перевала) - пик Панфиловской дивизии (5471 м).
На фоне 5471 - виднеется верхний кусочек километровой ЮЗ стены пика 4716 "Пти-Дрю".

Западный Кок-Шаал-Тау в районе пика Кызыл-Аскер (по-киргизски - Красноармеец). В центральной части снимка справа налево пики Кызыл-Аскер (5842 м), Панфиловской дивизии (5471 м) и 5597 м.

На плато Кагалячап. В этих местах проходит водораздел Нарына (бассейн Сырдарьи) и рек, текущих в Китай, в Таримскую впадину.

Пятитысячники пик Чон-Турасу (слева), и пик Данкова (5982 м, справа). Пик Данкова - высшая точка Западного Кок-Шаал-Тау.

В долине Кагалячап.

Слева направо пики: Королева, Трапеция, Чон-Турасу, Данкова. Фото с плато Кагалячап - местности, находящейся южнее перевала Кубергенты.

Пики Чон-Турасу и Данкова.

Около погранзаставы Орто-Кашкасу.

Ну, понятно :)

На перевале Кынды.

В долине Ат-Баши около поселка Ак-Муз.

Верховья реки Кок-Кыя (отроги Кок-Шаала, хр. Сары-Белес).

На подходе к Козлиной скале.

Брод через реку Кок-Кыя.

Ну, ясное дело :)

Поднимаемся к перевалу на хребте Сары-Белес.