Руководитель: Д.Зеленцов, Москва

ФОТОАЛЬБОМ. ЧАСТЬ 2

Продолжение. Предыдущая часть ЗДЕСЬ

06.08.

► Обычно, при прохождении перевала Абрис, нижний ледопад ледника Инвалидов Северный пытаются проходить сначала слева по ходу: по карману-жёлобу между ледопадом и скалами, который заходит наиболее далеко вглубь ледопада. Однако, затем хороший путь по этой ложбине все равно заканчивается, и приходится уходить либо направо по ходу в паутину разломов на центр ледника, с дальнейшим выходом на плато (путь первопроходцев), либо налево, на крутой ледовый склон и/или скально-осыпной контрфорс, ведущие в обход верхней части ледопада прямо к перевальному взлету перевала Абрис (М.Мещеряков, 1992, см. фото 4.07). В принципе, для прохождения перевала Абрис, второй вариант, на наш взгляд будет наиболее эффективен и целесообразен, однако он выходит прямо на седловину перевала, минуя среднее плато ледника. Нам же сейчас надо попасть на верхний край плато, ко второму ледопаду, ведущему к нашему новому перевалу, и поэтому нам однозначно может годиться только первый путь - но есть ли там возможные проходы из правого кармана на центр плато неизвестно, и с места стоянки, к сожалению, не видно. А поскольку, по фактуре ледника, в верхней части ледопада должно быть что-то типа воронки, то весьма вероятно, что на выходе на пологое плато будет зона больших сетчатых трещин, более характерная для вогнутых участков ледопадов, чем для выпуклых.

Поэтому весь остаток дня накануне занимаемся пристальным рассматриванием центральной и левой частей ледопада, хорошо видимых с места стоянки, оценивая степень опасности и возможные пути их прохождения (фото 3.06). Ледопад здесь, конечно, серьезный и очень мощный. Однако в известном смысле "хороший": в видимой части нет следов свежих обвалов сераков, непреодолимых разломов "от уха до уха" и везде есть хорошие полочки и мосты. Возможный путь движения хорошо виден на всем протяжении ледопада. Основное препятствие - это довольно значительный по высоте вертикальный откол в верхней части, идущий практически через весь ледопад, плюс опять-таки возможные крупные разломы на невидимой отсюда пологой части при выходе на плато. Наиболее удобный путь просматривается в крайней левой части ледопада - прямо под склонами пика Инвалидов: нижняя часть маршрута проходит практически везде по хорошим заглаженным полкам, без необходимости активного лазания по серакам, а финальный высокий верхний откол можно обойти по системе стеночек и полочек локально значительно более коротких (см. фото 3.07). ◄

На этом пути существует опасность обвалов льда со склонов (точнее с ледовой "шапки") пика Инвалидов, но в случае небольших регулярных обвалов это либо вообще не будет долетать в ледопад, задерживаясь трещинами верхнего плато, либо будет уходить правее по ходу в характерный желоб между ледопадом и скалами. В случае же значительного обвала, он может перебить весь ледник до противоположного кармана (как мы это видели потом на леднике Вали), и поэтому здесь вообще не может быть никаких гарантий :-( . За полдня наблюдений (примерно с 1100) при хорошей погоде мы не видели каких-то существенных обвалов в ледопаде и лишь один локальный сход льда со склонов пика Инвалидов, не докатившийся до ледопада. Следов свежих обвалов тоже нигде не видно, поэтому решаем попробовать пройти ледопад по новому пути - в орографически левой части под склонами пика Инвалидов.

© Из дневника Кости Савенкова: "Ледопады надо ходить утром, пока ничего не растаяло. Выходим по нашим меркам рано. Такое ощущение, что ледопад по мере приближения увеличивается не линейно, а по степенному закону. То, что вчера с миской супа в руках казалось простым и легко проходимым, сейчас нависало, а местами даже зияло".

Выходим в 0630 утра и от места лагеря пересекаем ледник по направлению к началу подъёма по ледопаду - примерно в нижней левой трети. Затем начинаем подниматься по нему вверх, идя зигзагом по широким наклонным полкам (даже скорее - целым ледовым полям) между крутыми сбросами (фото 3.08). Примерно через полчаса упираемся в первое неожиданное препятствие - широкая трещина, не просматриваемая снизу, наискосок пересекает всю ледовую полку, по которой мы идем вверх в обход зоны мощных сераков. С противоположного края трещины свисают огромные сосульки - метра по четыре длиной и полметра в диаметре. Лидер без рюкзака немного приспускается в трещину, прыгает на эти сосульки и затем вылезает по ним на противоположный край (фото 3.09), где закрепляет веревку на ледобуре (фото 3.10). Остальные идут по перилам - тоже прыгают на противоположный край, а потом жумарят наверх.

Дальше опять идем по полкам и гребням ледопада (фото 3.11) без каких-то особых трудностей и еще примерно через полчаса (к 800) подходим к ключевому месту нижней ступени ледопада (фото 3.12) - практически вертикальной ледово-фирновой стенке огромного разлома, перегородившей ледник почти до самого склона пика Инвалидов. Здесь надо лезть наверх и вешать перила. Находим наиболее короткий и прямой путь и опять выпускаем лидера без рюкзака. Вначале надо перелезть через трещину метра в полтора шириной и вылезти по вертикальной стенке (до 80o, 5 м, см фото 3.13), затем становится положе: 45-50o (см. фото 3.14). Лидер поднимается метров на 25 вверх (2 промежуточных бура), затем уходит траверсом метров на 8 влево и делает станцию на хорошей полке, под последней крутой стенкой, выводящей уже на самый верх откола. Остальные по мере возможности быстро жумарят туда по перилам, и вторая связка начинает провешивать следующую веревку перил по стене наверх (6-7 м, до 70o, см. фото 3.15), очень надеясь, что это уже конец ледопада, и мы выйдем на среднее плато ледника. Вылезаем и видим - и, правда, "конец", точнее, картина маслом: "Приплыли" :-) . Мы действительно выходим на ровную часть ледника, однако полка, на которой мы стоим, отделена от основного плато гигантским разломом метров 20-30 шириной, тянущемся через всю видимую часть ледника (фото 3.16).

Быстро сбегав на разведку метров на 70 влево по ходу к центру ледопада, убеждаемся, что там прохода нет. Зато метрах в ста правее п.х.д., прямо под гигантскими ледовыми отколами, висящими на северной стене пика Инвалидов, виднеется хлипкий и стрёмный мостик, выводящий на склон, переметенный ледовым крошевом недавних обвалов (фото 3.17, 3.18). Идти туда очень не хочется. Тем не менее, поскольку дна у разлома как-то не особо просматривается, иного варианта, похоже, что нет. Время еще довольно раннее - 10 часов, и солнце на склонах пика Инвалидов было недолго, поэтому стена еще "молчит" и можно успеть проскочить это неприятное место. Быстро вылезаем из ледопада, и идём к мостику. Первая связка аккуратно проходит его с попеременной страховкой - к счастью мостик оказывается вполне приличным - и как можно быстрее "пробегает" зону обвалов и выходит на центральное плато ледника. Остальные связки (по одной, по мере подъема участников из ледопада) следуют за ней (фото 3.18), и в 1045 мы все, наконец, собираемся в безопасном месте в центре срединного плато ледника Инвалидов Северный. И вовремя - примерно через полчаса со склонов пика Инвалидов все же громыхнул небольшой обвал, который правда до наших следов не докатился. Справедливости ради надо отметить, что больше в этот день обвалов в том месте не было - поэтому этот путь можно признать "разумно безопасным" и рекомендовать в дальнейшем к возможному прохождению - так как прохода по центру ледника однозначно нет. Что же творится у его противоположного борта, мы с точностью сказать не можем (но из общих соображений понятно: тоже ничего особо хорошего :-) ).

Со срединного плато ледника возможны два варианта дальнейшего пути к нашему перевалу (см. фото 3.19): относительно известный - через седловину перевала Абрис (фото 3.20) и затем траверсом гребня через вершину 5535 м и абсолютно новый - прямо в лоб через вторую ступень ледопада (фото 3.21). Сложность первого варианта визуально можно оценить как 2Б - 2Б+ (что вполне соответствует описаниям), сложность второго 3А+ - 3А++ для видимой части, плюс еще надо закладываться на то, что за перегибом верхнего барьера ледопада может еще оказаться зона широких разломов на пологой части, как это было для первой ступени. После непродолжительного обсуждения перспектив, единогласно решаем, что поскольку времени у нас пока вполне достаточно и погода стоит идеальная, мы попробуем пройти по второму варианту, оставив первый в качестве запасного на случай полного "непрохода" или непредвиденных обстоятельств.

В 1100 продолжаем движение в сторону второй ступени ледопада. Идем прямо по центру и через получасовую ходку по пологой части ледника подходим к началу подъема. Нижняя часть второй ступени ледопада не представляет собой особой технической трудности - по сути это даже и не ледопад, а засыпанный и заглаженный фирновый склон средней крутизной 25o (отдельные участки до 35o-40o) и протяженностью около 150 метров. Снег уже раскис, поэтому подниматься довольно тяжело: пробежать на кошках по фирну не получается, и первый честно топчет ступени. Зато остальным идти по этим ступеням вполне комфортно, поэтому идём индивидуально с самостраховкой ледорубом (фото 3.22). За одну ходку поднимаемся в снежную мульду под первой ледовой стенкой, где делаем привал. Немного отдохнув, продолжаем движение, обходя откол справа п.х.д, и подходим под следующую ледовую стенку, перекрывающую весь ледопад. Здесь склон уже существенно круче (35o-40o в среднем), но хороший фирн по-прежнему позволяет безопасно идти индивидуально (местами "на три такта").

Время уже самое обеденное (1235), поэтому останавливаемся на большой привал в безопасном месте в тени на весьма покатой полочке под стенкой и начинаем готовить обед, а одна связка налегке начинает обрабатывать дальнейший маршрут, провешивая перила по отколу (фото 3.23, 3.24). Слева п.х.д. полка под стенкой завалена свежими глыбами льда, и идти туда, естественно, не хочется, поэтому единственный оставшийся проход через откол - справа п.х.д. Стенка оказалась очень непростой: жёсткий натёчный лед, и местами участки крутизной до 80o-90o поэтому проходилась она довольно тяжело. Пролезть ее всю одному человеку оказалось не под силу, и мы проходили её в 2 приёма со сменой лидера, причем каждый из них срывался по нескольку раз. Однако, поскольку ледобурные точки закручивались часто и держали хорошо, а страховка была вполне эффективной, это не приводило к каким-то негативным последствиям, а, наоборот, добавляло заряд адреналина и положительных эмоций всем участвующим и сочувствующим :-) .

© Из дневника Кости Савенкова: "Быстро подойдя под откол, отделяющий нас от перевального плато, потратили около 2.5 часов на его преодоление. Нас подвела экспозиция ледопада: мягкий "высотный" лёд оказался залит толстым слоем натёчного, ещё не освещённого солнцем. Провешивали стенку в два захода, со сменой лидера, ледобурной дорожкой и ИТО."

Наконец, стенка была провешена - до верха откола как раз хватило примерно веревки перил, мы все пообедали и в 1500 начали подъем по перилам. В этом походе это был наш первый опыт сложной физической и технической работы на такой высоте (около 5300 м), поэтому дался он с большим трудом: даже жумарить с рюкзаком по отвесной ледяной стенке было очень и очень непросто - сил и воздуху катастрофически не хватало и, останавливаясь отдыхать и "отдыхиваться" через каждые 2-3 метра, невольно с восхищением думалось: "Блин, а как же они тут вообще пролезли?!" :-) . В общем, несмотря на то, что мы сделали 2 "жестких" промежуточных точки, организовав, таким образом, три независимых участка перил, по которым возможно было одновременной движение, подъём занял в сумме 2 часа времени и наверху разлома все были только к 1700 часам.

Наверху откола нас ожидала, в принципе, уже легко предсказуемая картина - чтобы попасть на ровное и пологое верхнее плато ледника нужно было ещё преодолеть гигантский "котел" из мешанины присыпанных снегом разломов и огромных ледовых блоков (см. фото 3.25). К счастью, скатившийся сюда ледовый обвал, довольно хорошо все засыпал и поэтому проход был вполне реален. Проводим разведку, пытаясь пройти через "котёл" напрямую в лоб: неудобно - вылезать надо опять через крутую ледовую стенку. Поэтому опять уходим значительно правее по ходу, где есть более пологий путь. Провешиваем для выхода из "котла" еще одну веревку перил через трещину и далее по крутой ледовой полке (до 45o) и, обойдя котел сверху слева направо по широкой дуге (связки) наконец к 1750 выходим на верхнее плато ледника Инвалидов Северный (фото 3.26).

Здесь уже хорошо :-) - везде достаточно полого и ровно чтобы поставить лагерь, что мы и делаем в безопасном месте подальше от склонов пика Инвалидов, пройдя для этого еще метров 300 вперед и влево по ходу, в сторону северной, более низкой седловины перевала Плечо Пика Инвалидов и вершины 5535 м (см. фото 4.11). Высота 5405 м - как раз то что надо для хорошей акклиматизации!

Характер пути

Подход через ледник к началу первой ступени ледопада. Нижняя часть ледопада.

06.30 - 07.00

Открытый ровный ледник. Некрутые взлеты

Подъем по ледопаду до "ключа" - стены верхнего откола.

07.00 - 08.15

1 час 15 минут

Ледопад простой и средней сложности. Полки, гребни и взлеты (до 35o), индивидуально. 1 веревка перил через разлом.

Преодоление стены верхнего откола ледопада - выход на ровную часть перед разломом.

08.15 - 10.00

1 час 45 минут

39o19'00.0"с.ш.

72o34'22.6" в.д.

h = 4900 м

Трещина 1.5 м, затем ледовая стенка 40 м (ср. 50o, 5 м до 80o), затем еще 7 м до 70o.

Преодоление разлома - выход на центральную часть среднего плато ледника С.Инвалидов.

10.00 - 10.45

45 минут

39o18'58.2"с.ш.

72o34'36.6" в.д.

h = 5030 м

Ледово-фирновый мост через трещину, снежный склон. Связки, местами попеременная страховка..

Подход через ледник к началу второй ступени ледопада.

11.00 - 11.30

39o18'49.2"с.ш.

72o34'50.5" в.д.

h = 5110 м

Закрытый ровный ледник без трещин.

Подъем по ледопаду к верхнему барьеру - стене верхнего откола ледопада.

11.40 - 12.35

40 минут

39o18'43.3"с.ш.

72o34'52.4" в.д.

h = 5260 м

Фирновый склон 200 м, ср. кр. 40o. Индивидуально с ледорубом, ступени.

Преодоление стены верхнего откола второй ступени ледопада ледника С.Инвалидов.

15.00 - 17.00

2 часа 00 минут

39o18'41.7"с.ш.

72o34'52.8" в.д.

h = 5290 м

Ледовая стена 50 м, участки до 90o. Обработка - до 2 часов. Перила.

Преодоление ледового "котла" выше стены откола, выход на верхнее плато ледника.

17.00 - 17.50

50 минут

39o18'39.2"с.ш.

72o34'58.9" в.д.

h = 5360 м

Мещанина разломов и ледовых блоков. Взлеты до 45o. Перила (50 м), затем связки.

Путь по верхнему плато до места лагеря под склонами вершины 5535 м.

18.00 - 18.15

15 минут

39o18'40.3"с.ш.

72o35'08.4" в.д.

h = 5400 м

Закрытый пологий ледник. связки. Тропежка глубиной до 30 см.

Всего (06.08.2007):

06.30 - 18.15

8 часов 30 минут

dh = +615 м

07.08.

При спуске после восхождения на Пик Инвалидов мы просмотрели обе возможные седловины нашего перевала, разделенные довольно высоким скальным отрогом (фото 4.10). Левая (по ходу подъема) и более низкая седловина вначале имеет простой и вполне приятный спуск ногами, однако, дальше следует резкий перегиб ледника, за которым ничего не видно, но резонно предположить, что там не особо хорошо. И действительно, потом снизу видно, что этот путь выводит на крутой висячий ледник, спуск с языка которого, весьма трудоемок (фото 3.31) - таким образом, эту седловину перевала следует признать как ложную.

Настоящая же седловина оказывается несколько выше и расположена правее по ходу нашего подъема, то есть ближе к Пику Инвалидов, практически в первом выполаживании его восточного плеча - поэтому мы решили назвать перевал Плечо Пика Инвалидов. Путь спуска с нее просматривается лучше: вначале идет довольно крутой фирновый склон, подрезанный бергшрундом, через который есть вполне приличный мост (фото 4.09). Затем склон становится ледовым (метров на 150-200) и приводит на широкую наклонную снежную полку (верхний цирк ледника, см. фото 3.28), по которой можно уйти вправо на скально-осыпные контрфорсы юго-восточного гребня Пика Инвалидов (или влево вниз по ледопаду).

Тур мы сложили на разрушенных скалах гребня у восточного края седловины.

08.08.

Накануне была полудневка после восхождения, и все неплохо отдохнули и отоспались. Поэтому, несмотря на холод и высоту встаем рано (430 - дежурные, 500 - все остальные) и в 640 по мере готовности уже выходим в сторону более высокой седловины перевала.

© Из дневника Кости Савенкова: "Сначала попробовали преодолеть разлом не по присмотренному вчера мостику, а по кулуару справа вершинки, разделяющей две седловины. Однако в кулуаре было много мусора, который летел вдоль перильной верёвки. Особого энтузиазма такой спуск не вызвал, поэтому решили вернуться к первоначальному плану."

Вначале вешаем 1 верёвку перил по мосту через разлом вниз с седловины перевала. Затем метров 150 спускаемся по пологому снежному полю (10-20o) до верхнего края ледовых сбросов (до 40-45o), откуда вешаем 3 верёвки на ледобурах до места, где склон выполаживается (20-25o) и снова становится снежным (фото 3.27). Спускаемся на полку, присмотренную сверху, и уходим по ней вправо-вниз, к началу осыпных гребней. За 20 минут доходим до начала скально-осыпного контрфорса и приваливаемся на осыпи в его верхней части (фото 3.28), чтобы снять кошки, так как дальнейший путь пойдет в основном по скалам.

В принципе, можно идти и по леднику слева по ходу (см. фото 3.29) - ледопад там не то чтобы особо сложный, но, тем не менее, может потребовать некоторых усилий по организации страховки и технической работы. Скалы же справа, хотя и кажутся крутыми, тем не менее, все иссечены хорошими полками и легко проходимы ногами индивидуально. Осыпь же и песочек в нижней части контрфорса вообще прекрасно едут вниз, иногда даже наоборот слишком быстро :-) . Конечно, наиболее простой и быстрый путь вниз идет в рантклюфте между ледником и скальным контрфорсом (фото 3.30) - но посмотрев повнимательнее на следы ледовых обвалов, лежащих в нем, мы решили, что, пожалуй, не стоит оно того...

В результате, снимаем кошки и уходим по скалам вправо-вниз: вначале по контрфорсу, потом спускаемся в жёлоб между ним и склоном юго-восточного гребня Пика Инвалидов, а затем и вовсе вылезаем на борт этого склона (фото 3.31). Дальше предпочтения разделились: более молодые и здоровые члены группы решили спускаться по кратчайшему пути по песку и конгломерату в кулуаре вдоль одного из ручьев, тогда как более зрелые и опытные участники :-) предпочли вылезти чуть выше на склон гребня и обойти всю эту мерзость по снегу (см. фото 3.32). Ну, в общем и целом, оба варианта пути имеют как свои плюсы, так и минусы, причём последних, разумеется, на порядок больше. Тем не менее, примерно за одинаковое время все благополучно спускаемся на пологий открытый ледник Инвалидов Восточный и останавливаемся на привал (30 минут от верха контрфорса).

Дальше спускаемся вниз по леднику. Он тут пологий, открытый и практически без трещин, так что бежать по такому - одно удовольствие. Держим направление на мощный моренный гребень характерного красно-кирпичного цвета, по которому в дальнейшем идет наиболее удобный спуск в долину реки Кузгун (фото 3.33). Если оглянуться, то перевал отсюда уже предстает во всей красе - мощная ледовая река, плавными волнами стекающая прямо из-под шапки пика Инвалидов (фото 3.31).

► К слову сказать, что если идти этот перевал на подъем из долины реки Кузгун, то хорошо просматриваемый снизу путь по леднику возможно будет и физически проще и технически интереснее его обхода по осыпям и скалам, так как подъем по крутым конгломератным кулуарам и живой едущей осыпи - удовольствие явно ниже среднего. В этом случае, если уж обходить, то надо сразу забираться выше на склон гребня и всё проходить по снегу, пересекая скальный контрфорс уже только в самой верхней его части, при выходе на полку над ледопадом. ◄

Последнее техническое препятствие и небольшая неприятность на пути спуска с перевала - это переход с ледника на морену. В месте перехода левый край ледника обрывается к моренному валу довольно крутым (30-35o) ледовым склоном протяженностью метров 50, сплошь покрытым текущей жидкой грязью и камнями, размером от гальки до булыжников в полметра в диаметре. Тем, кто не поленился и вовремя надел кошки, это далось без особых проблем - только последняя стенка (5 метров 45-50o) потребовала аккуратного спуска на три такта на передних зубьях, а вот поленившимся перепал дополнительный опыт.

© Из дневника Кости Савенкова: "Единственный неприятный момент был на переходе с ледника на осыпь. Нужно было спуститься по довольно крутому ледовому склону, а кошки мы уже к тому моменту сняли. Я попытался избежать их надевания и спуститься там, где на льду лежал песочек. Песочек на поверку оказался раскисшей грязью, и патентованную систему Petzl Sidelock, которая и так то застёгивалась только при помощи ледоруба и такой-то матери, мне пришлось одолевать, стоя под рюкзаком на одной ноге по щиколотку в грязи на 20-градусном ледовом склоне, под постоянной угрозой свалиться в ручей. Ничего, справился."

Дальше спускаем по моренным валам, забирая все время немного влево. В целом, идем параллельно отрогу, ограничивающему наше ущелье справа, стремясь выйти в долину ручья, стекающего из-под перевала Абрис. Через 2 перехода по 25 минут находим чистый ручей, текущий в кармане между двумя моренными валами и ставим лагерь возле него на чахлой травке, пробивающейся между мореной. Сегодня у нас очередная полудневка - это последняя травка и текущая вода на маршруте, так что надо успеть помыться и постираться напоследок. Дальше будем уходить все выше и выше - на снег и лёд.

Общий характер спуска с восточной стороны перевала, а также восточная сторона перевала Абрис хорошо видны на фото 3.34.

Характер пути

Спуск с перевального взлета до наклонной снежней полки в верхнем цирке ледника.

06.40 - 08.45

2 часа 05 минут

39o18'21.5"с.ш.

72o35'10.6" в.д.

h = 5310 м

1 веревка перил через берг- шрунд, затем еще 3 по льду крутизной 40-45o.

Спуск по полке до осыпи в верхней части скального контрфорса.

09.00 - 09.25

25 минут

39o18'10.8"с.ш.

72o35'20.7" в.д.

h = 5145 м

Пологий закрытый ледник практически без трещин.

Спуск по скально-осыпному контрфорсу и конгломератным кулуарам на нижнюю часть ледника.

09.40 - 10.10

39o18'06.9"с.ш.

72o35'31.0" в.д.

h = 4960 м

Разрушенные скалы, осыпь, конгломерат, песок, снег. Крутизна 25-50o. Средняя 34o.

Спуск по леднику до начала моренных валов.

10.20 - 10.50

39o18'16.6"с.ш.

72o36'10.1" в.д.

h = 4635 м

Пологий открытый ледник практически без трещин. Крутая боковая стенка - до 50o.

Спуск по моренным валам.

11.10 - 12.15

50 минут

39o18'19.7"с.ш.

72o37'12.3" в.д.

h = 4310 м

Древняя слежавшаяся морена. В основном средняя, местами крупная.

Всего (08.08.2007):

06.40 - 12.15

4 часа 40 минут

dh = -1185 м

09.08.

На следующий день встаем поздно, так как у нас очередная полудневка :-) и график подъема свободный. Выходим в 1130 и за полчаса спускаемся по моренам и траве вдоль правого берега основного ручья (текущего из-под перевала Абрис) на широкую травянистую террасу, подвешенную на правом борту высоко над долиной реки Кузгун. Ручей здесь резко падает вниз в крутом каньоне, а мы переходим его (перепрыгивая по камням, хотя воды в нём в это время уже довольно много!) на левый берег и начинаем подъём по долине реки Кузгун к нашей заброске и следующему перевалу.

До свидания - Пик Инвалидов! :-) Фото 3.35, 3.36.

Характер пути

Спуск вдоль ручья до широкой травянистой полки в долине реки Кузгун.

11.30 - 12.00

39o18'02.3"с.ш.

72o38'13.3" в.д.

h = 3920 м

Моренные валы, затем травянистые полки вдоль русла ручья.

Всего (09.08.2007):

11.30 - 12.00

dh = -390 м

Всего по перевалу:

05.08 - 09.08

17 часов 00 минут

dh = 1265 м

► Пройденный нами новый перевал Плечо Пика Инвалидов является хорошей альтернативой перевалу Абрис (расположенному в этом же отроге немного севернее), особенно в случае дальнейшего движения с запада на восток в долину реки Сауксай, так как позволяет в связке с перевалом Шамиля сразу выходить в нижнее течение реки Кузгун, минуя труднопроходимый каньон в её средней части. Аналогичным образом он естественно ложится в маршрут при прохождении полного кольца вокруг Пика Инвалидов в связке с перевалами Шамиля и Валентины. В случае движения с востока на запад этот перевал так же выглядит предпочтительнее, так как, на наш взгляд, его восточная сторона несколько проще и безопаснее чем у перевала Абрис. Дополнительным бонусом перевалу служит возможность совершить с него короткое, но очень изящное и неутомительное восхождение на саму вершину Пика Инвалидов.

Перевал красив, технически интересен и, по памирским меркам, вполне безопасен. Он имеет несколько различных логичных маршрутов прохождения с обеих сторон, в зависимости от этого и от текущего состояния ледопадов, его категория трудности может варьироваться от 3А - 3А+ до 3Б- - 3Б. Восточная сторона (см. фото 3.34) существенно проще западной, поэтому его прохождение с востока на запад представляется, в целом, также технически проще, хотя и менее комфортным, так как основные ледопады западной стороны придется идти на спуск без возможности предварительного просмотра. Категория трудности перевала с восточной стороны на подъём ориентировочно будет 2Б+ - 3А- при подъёме "в лоб" через ледник и 2Б- - 2Б при обходе его по скально-осыпному контрфорсу (пути нашего спуска). С западной стороны (см. фото 3.01) прохождение на подъём "в лоб" обеих ступеней ледопада может соответствовать 3Б- - 3Б при обходе второй ступени (и частично первой) через седловину перевала Абрис оценочная категория трудности 3А - 3А+.

Основные опасности при прохождении перевала это обвалы льда со склонов Пика Инвалидов и обрушение сераков в ледопадах. Возможные места для ночевок есть на среднем плато ледника Инвалидов Северный (между двумя ступенями ледопада, прямо в центре, подальше от всех стенок) и на верхнем плато, ближе к вершине 5535 м.

В хорошую погоду с перевала открывается замечательный вид на хребты Центрального Памира и южные отроги Заалайского хребта. В целом он может быть рекомендован для прохождения всем группам, совершающим походы 6 к.с. в данном районе. ◄

6.2.3. Подъём по долине реки КУЗГУН

GPS говорит, что по прямой да места нашей заброски отсюда остается еще всего 4250 метров, тем не менее, глядя не характер предстоящего пути (фото 3.37), понимаем, что малой кровью они нам не дадутся. Краски, конечно, просто фантастические, и весь пейзаж выглядит абсолютно марсианским, поэтому и упираться, похоже, придётся так же, как если бы мы были на Марсе.

Пройдя одну ходку (35 минут) вверх по хорошей травянистой террасе подходим к глубокому (10-15 метров) конгломератному каньону ручья - правого притока реки Кузгун. Разведка показывает, что за каньоном дальнейшего пути по борту ущелья нет, и надо спускаться вниз к самой реке. Это лучше (точнее единственно возможно) сделать по каньону ручья (фото 3.38), что мы в конце концов и делаем, безбожно ругаясь и проклиная все на свете :-) .

Но всё когда-то кончается, и этот кошмар тоже - мы спускаемся к реке и начинаем подниматься вдоль ее правого борта, ища более удобные проходы в нагромождении конгломератных валов и карманов (фото 3.39). Через две ходки по 25 минут поднимаемся влево п.х.д на моренный вал, идущий вдоль самого борта ущелья (снизу видно, что там выполаживание). Затем идём по нему вверх. Идти здесь удобно: под скалами борта ущелья тянутся ровные и широкие моренные поля, но воды тут нет.

Скоро начинается язык ледника и моренный вал постепенно начинает спускаться к нему. Мы тоже идем вслед за ним, траверсируя склон из мягкого конгломерата по какой-то козьей тропе. Наконец выходим на тело ледника Кузгун, чуть выше того места, где ледниковая река, текущая в рантклюфте правого борта, вырывается из-подо льда.

Ледник сильно зачехлен и изломан - в общем, такая же "помойка" какая была, когда мы носили заброску по его верхней части. Пересекаем его к центру, где находим относительно чистый ручеёк и обедаем. После обеда продолжаем пересекать ледник по направлению к нашей заброске (фото 3.40) и минут через 20 действительно выходим к ней. Все-таки в этом смысле GPS - очень удобная штука! Становимся рядом с заброской на присмотренной моренке на льду (толщина в 1-2 камня, но относительно ровно, и моренка мелкая и мягкая) и всё оставшееся до отбоя время занимаемся разбором продуктов на следующую часть маршрута.

Характер пути

Путь по травянистой полке правого борта реки Кузгун.

12.15 - 12.50

35 минут

39o18'21.6"с.ш.

72o38'30.8" в.д.

h = 3960 м

Травянистая полка.

Спуск вниз к реке по конгломератному каньону.

12.55 - 13.20

25 минут

39o18'24.6"с.ш.

72o38'41.9" в.д.

h = 3865 м

Крутой (до 40o) конгломератный кулуар.

Подъем вдоль реи по моренным валам и карманам правого борта ущелья.

13.30 - 15.05

1 час 15 минут

39o19'30.0"с.ш.

72o39'13.6" в.д.

h = 4100 м

Осыпь, трава, конгломерат. Моренные валы и карманы.

Выход на ледник и пересечение его на противоположную сторону к месту заброски.

15.15 - 17.40

45 минут

39o19'50.9"с.ш.

72o39'55.2" в.д.

h = 4110 м

Морена, конгломерат. Затем пологий изломанный зачехленный ледник.

Всего (09.08.2007):

12.15 - 17.40

3 часа 00 минут

dh = 300 м

6.2.4. Пик ИНВАЛИДОВ

Собор Дома Инвалидов - пример архитектуры классицизма - построен архитектором Ж. Ле Ардуэн-Мансаром в 1676-1706 годах. Собор венчает изящный купол диаметром в 27 метров с декором из военных трофеев, на вершине которого располагается грациозный купольный фонарь со шпилем.

Высокий купол собора Дома Инвалидов уже давно стал одной из главных вертикалей, формирующих силуэт Парижа, и трудно сегодня представить себе французскую столицу без этого легко взлетающего ввысь монументального храма, сверкающего на солнце своими многочисленными золотыми украшениями (фото 4.00, 4.12, 3.36).

(Из путеводителя)

Категория трудности: 2Б

Высота: 5875 м

Характер: снежно-ледовый

Маршрут: по восточному гребню

Расположенв южном отроге Заалайского хребта, отходящем от узловой вершины 5860 ми разделяющем долины ледников Чакманташ и Кузгун. Происхождение и этимология названия и данные о первом восхождении нам неизвестны, но возможные ассоциации приведены в эпиграфе. Известны два удачных восхождения на него (оба по южному гребню с перевала Валентина): Зеленцов Д.Ю. (2003 г., первовосхождение?) и Янчевский О.З. (2006 г.).

Координаты: 39o18'28.2" с.ш., 72o34'34.6" в.д.

Восхождение: 07 августа 2007 года с перевала Плечо Пика Инвалидов по восточному гребню. Первопрохождение нового маршрута. Снята записка группы туристов турклуба КПИ "Глобус" (Украина) под руководством Янчевского О.З. от 08 августа 2006 года.

Необходимое снаряжение: каски, ледорубы, кошки, системы, основные веревки, ледобуры.

От места лагеря до вершины Пика Инвалидов примерно километр пути по расстоянию и метров пятьсот по высоте, что по памирским меркам немного - поэтому с утра не торопимся и выходим не рано (в 745), когда солнце уже осветило склон и лагерь, и передвигаться в промёрзших за ночь ботинках становится не так противно. За 15 минут доходим до верхней седловины перевала Плечо Пика Инвалидов и начинаем подниматься вверх по склону, который от места лагеря выглядит как довольно внушительная и крутая фирновая стена, рассечённая в средней части поясом ледовых отколов (фото 4.01).

Однако, при подходе, склон "ложится" и от седловины перевала смотрится уже совсем не таким крутым, а даже вполне безобидным (фото 4.02), поэтому первые 250 метров идем, просто топча ступени в снегу. Фирн, еще достаточно смерзшийся после ночи, держит хорошо тропёжка неглубокая и идти очень комфортно, особенно налегке. Минут через 30 подходим под откол, пересекающий гребень и вешаем одну верёвку перил вверх от снежного кулуара, переметающего бергшрунд под отколом (фото 4.03). Верёвки хватает до мульды под отколом, подходящим к гребню орографически слева (фото 4.04). Средняя крутизна этого участка подъёма 40o, длина 280 метров (по данным GPS).

К 920 все собираемся в мульде под разломом и вешаем ещё одну верёвку перил вверх через разлом и далее по снежно-ледовому склону крутизной 30-35o. Она выводит на пологий фирновый склон крутизной 15-20o (фото 4.05), который метров через 150 выходит на пологое плечо вершины. Дальнейший путь к вершине идёт по снежно-ледовому плечу крутизной 5-10o с несколькими короткими взлётами крутизной до 40-45o (фото 4.06), последний из которых выводит уже прямо на вершинный купол. Средняя крутизна этого участка 17o.

В 1035 поднимаемся на вершину. К сожалению, погода не то чтобы совсем плохая, но видимостью нас не балует - постоянно проносит какие-то низко висящие тучи, и поэтому панорама Центрального Памира, которая должна открываться отсюда во всем великолепии, видится лишь урывками. Зато неплохо виден ледопад ледника Инвалидов Северный по пути нашего подъема, перевалы Абрис и Киевская Русь и лагерь на верхнем плато (фото 4.07), а также наш следующий перевал (фото 4.08). Впечатляет, ничего не скажешь! :-)

Минут через 20, пофотографировав и полюбовавшись на окрестности, спускаемся в снежную мульду на гребне под вершинным взлетом, где не так дует. Здесь съедаем вершинную шоколадку и оставляем записку - тур в скалах с южной стороны мульды. Дальше спускаемся вниз по пути подъема: по гребню - ногами, на крутой части (через пояс ледовых отколов) провешиваем три веревки дюльфера, дальше - опять ногами. Минут на 20 задерживаемся на седловине перевала, чтобы просмотреть предстоящий назавтра спуск (фото 4.09), и к 1230 уже приходим обратно в лагерь (фото 4.10, 4.11).

Собираться и идти вниз в этот день кажется уже поздновато, да и лениво :-) (хотя в принципе это вполне реально сделать при необходимости/желании), к тому же по плану у нас тут должна быть ещё одна ночевка на высоте 5400 м для акклиматизации перед дальнейшими более значительными высотами, поэтому устраиваем полудневку и расслабляемся.

© Из дневника Кости Савенкова: "Никогда бы не подумал, что сидеть на 5400 может быть так приятно, а всего-то - хорошая погода".

Характер пути

Лагерь на плато - седловина перевала Плечо Пика Инвалидов - начало подъема по крутой части гребня.

07.45 - 08.00

15 минут

39o18'28.9"с.ш.

72o35'03.3" в.д.

h = 5495 м

Пологий закрытый ледник без трещин.

Подъем по крутой части гребня до мульды под ледовым отколом.

08.15 - 09.20

1 час 05 минут

39o18'23.9"с.ш.

72o34'53.5" в.д.

h = 5725 м

Фирновый склон ср. крутизной 40o, 280 м. В верхней части 1 веревка перил.

Преодоление пояса ледовых отколов - выход на ЮВ гребень Пика Инвалидов.

09.20 - 10.20

1 час 00 минут

39o18'25.3"с.ш.

72o34'42.7" в.д.

h = 5810 м

1 веревка перил через ледовый откол (до 45-50o), затем пологий (15-25o) фирновый склон.

Подъем на вершину Пика Инвалидов по ЮВ гребню.

10.25 - 10.35

10 минут

39o18'28.2"с.ш.

72o34'36.6" в.д.

h = 5872 м

Пологий (5-10o) и широкий снежно-ледовый гребень с короткими взлётами до 40-45o.

Спуск в лагерь на верхнем плато под перевалом.

10.50 - 12.30

1 час 40 минут

39o18'40.3"с.ш.

72o35'08.4" в.д.

h = 5400 м

По пути подъёма. Пешком.

На крутой части - 3 веревки дюльфера.

Всего (07.08.2007):

07.45 - 12.30

4 часа 10 минут

dh = ± 470 м

► Новый маршрут на Пик Инвалидов по восточному и юго-восточному гребню с перевала Плечо Пика Инвалидов соответствует несложной 2Б к.т. и, в целом, является проще и короче маршрута по южному склону с перевала Валентина, пройденному нами в 2003 году. При этом он вполне логичен и безопасен, очень красив и оставляет самое приятное впечатление и массу положительных эмоций.

Самостоятельного значения этот маршрут не имеет (так как пути подъёма на перевальное плато существенно сложнее и тяжелее самого маршрута :-) ), однако может являться отличным "бонусом" при прохождении перевалов Абрис или Плечо Пика Инвалидов. Это восхождение логично включать в нитку похода в качестве акклиматизационного выхода и обзорной точки, так как значительная высота (сравнимая с высотой вершин в главном хребте) и удаленность от главного хребта делают эту красивейшую вершину поистине уникальной в данном районе: см. фото 3.36, 4.12. Недаром, здесь это одна из немногих вершин, имеющих собственное название, причем официально присутствующее на топокартах Генштаба.

Маршрут может быть рекомендован для восхождения всем группам, совершающим походы 6 к.с. в данном районе при желании восхождение на вершину и спуск с перевала Плечо Пика Инвалидов на восток можно осуществить за один рабочий день. ◄

6.3. ЧЕРЕЗ ЮЖНЫЕ ОТРОГИ ЗААЛАЙСКОГО ХРЕБТА

Отсюда у нас начиналась вторая, полностью линейная, часть маршрута продолжительностью примерно две недели. Вначале нам нужно было пересечь два южных отрога Заалайского хребта и выйти на третий - южное ребро пика Дзержинского, чтобы затем по нему подняться на саму вершину и, далее, траверсом главного хребта, пройти к перевалу Раздельный и пику Ленина. За исключением простого проходного перевала Терриконный (через второй южный отрог), практически все препятствия на этой части маршрута были неизвестны и никем ещё не пройдены.

На нашем пути прохождения первого перевала М.Мещерякова (через первый южный отрог) группа Потребича А.А. в 1989 году при подъёме на перевал Горлова прошла нижний ледопад левого нижнего притока ледника Кузгун и затем на спуске с него - третью ступень ледопада на леднике № 255 (Горлова) (см. [2]). Весь остальной участок маршрута был полностью новый. Ледопад восточной ветви ледника Вали, через который идет подъем на перевал Вали Восточный в южном гребне пика Дзержинского, был просмотрен и сфотографирован группой Полевскиса Ю.В. в 1988 году при прохождении ледопада перевала Вали Западный [3], однако также еще никем не пройден. Наша цель была попытаться пройти эти два препятствия и, таким образом, закрыть вопрос о принципиальной возможности пересечения всех южных отрогов Заалайского хребта от Памирского тракта до Алтын-дары.

6.3.1. Перевал М.МЕЩЕРЯКОВА

Уходят, уходят, уходят друзья,
Одни - в никуда, а другие - в князья.
В осенние дни и в весенние дни,
Как будто в году воскресенья одни...
Уходят, уходят, уходят,
Уходят мои друзья!
                   (Александр Галич, 1963)

Категория трудности: 3Б - 3Б+

Высота: 5750 м

Характер: сн-лд-ск

Ориентация: северо-запад - юго-восток

Расположенв южном отроге Заалайского хребта, идущем от пика Дзержинского через вершины 6305 м (пик Вали?) и 6058 м (пик Горлова?), между вершинами 6058 м и 6001 м. (Высоты вершин здесь приведены по схеме Ляпина, на топокарте Генштаба они могут несколько отличаться). Ведет с нижнего левого притока ледника Кузгун (будем называть его в дальнейшем ледник Мещерякова) на самостоятельный относительно небольшой (по здешним меркам) ледник № 255 (ледник Горлова). Перевал имеет принципиальное значение для возможности построения маршрута с ледника Кузгун на ледник Горлова и далее на ледник Вали (или обратно) без необходимости обхода разветвлённого южного отрога по долинам рек Кузгунтеке и Сауксай.

Координаты: 39o19'10.8" с.ш., 72o42'58.0" в.д.

Прохождение: 10 - 14 августа 2007 года с северо-запада на юго-восток (от ледника Кузгун до левобережной морены ледника Горлова под перевалом Терриконный). Первопрохождение. Тура нет, так как весь перевальный гребень полностью снежно-ледовый, с карнизами а седловины, как таковой, и нет вовсе :-) .

Необходимое снаряжение: каски, ледорубы, кошки, системы, основные веревки, ледовый инструмент, ледобуры (в т.ч. "самосброс"), скальные крючья, скальный молоток, оттяжки, расходные петли.

► Перевал назван в честь Михаила Мещерякова - инструктора и одного из активистов советского Горного турклуба МГУ в 80-е и 90-е годы прошлого века. В 1992 году Михаил работал в последней школе клуба на Высоком Алае (Дугоба), а после развала клуба и всей системы советского туризма, в самые тяжелые годы "смутного времени" (1992 - 1995 гг.) он был одним из немногих, кто продолжал руководить походами высших категорий сложности, сумев сплотить вокруг себя группу единомышленников (в т.ч. и руководителя данного похода), которая при его активной поддержке и участии возродила в 1997 году новый Горный турклуб МГУ в том виде, как он существует и до настоящего времени. В 1992 году в походе 6 к.с. по Заалайскому хребту именно он указал на возможность и целесообразность прохождения этой седловины (равно как и восхождения на пик Инвалидов). Михаил Мещеряков трагически погиб 2 января 2001 года - в самом начале нового тысячелетия... ◄

► Для северо-восточной стороны перевала (на подъём) у нас были собственные фотографии 2003 года с пика Инвалидов и ледника Кузгун (см. подобные фото 4.08, 5.01 и 5.02 этого года), плюс более близкие фотографии первопроходцев соседнего перевала Горлова (см. [2]). Было известно, что мощную нижнюю ступень ледопада можно с горем пополам обойти по рантклюфту правого борта, как это сделала группа Потребича вторая ступень ледопада смотрелась легко проходимой, поэтому основную трудность на подъеме представляла внушительная 500-метровая ледово-фирновая стена в верхней части перевала. В случае невозможности ее прохождения, в качестве запасного варианта после прохождения первого ледопада предусматривался подъем со среднего плато ледника Мещерякова на плечо отрога вершины Горлова (6058 м): налево п.х.д., по маршруту прохождения перевала Горлова, и затем спуск с неё на седловину нашего перевала по гребню отрога.

Для спусковой стороны имелись только дальние фотографии с перевала Терриконный (типа таких, как на фото 5.47, 5.48), по которым оценить степень проходимости ледопада ледника Горлова была довольно затруднительно. То есть было понятно, что там всё плохо, но не совсем понятно насколько... :-) В случае его полной непроходимости предусматривался обход ледопада по скалам левого отрога, как это сделали первопроходцы перевала Горлова. Тем не менее, изначально мы все же надеялись найти путь по правой ветви и центральной части ледопада. ◄

С утра прямо в лагере надеваем кошки и спускаемся в рантклюфт между левым бортом ледника Кузгун и оконечными моренными валами ледника Мещерякова. Там, немного почертыхавшись и побарахтавшись в грязи (она, конечно, в основном замерзла, но не вся и не везде :-( ), спускаемся немного вниз вдоль сильно обмелевшего ручья (фото 5.03), переходим его метрах в 50-ти выше места впадения в основной поток с ледника Мещерякова, затем снимаем кошки и начинаем карабкаться на конгломератный склон противоположного борта. За 40 минут выходим на основную террасу и дальше по пологим конгломератным и осыпным валам продолжаем подниматься на гребень древнего моренного вала ледника Мещерякова - самого высокого и дальнего от ледника. За две ходки по 30 минут, перейдя по дороге неприятный конгломератный каньон небольшого ручья, выходим на правобережный моренный вал на уровне нижнего края языка ледника (фото 5.04). По карте ледник Мещерякова практически смыкается с ледником Кузгун, в реальности же его язык отступил сейчас более чем на километр вверх по долине.

Затем еще 4 ходки идём по морене, держась подальше от самого ледника, и плавно заворачивая вместе с ним налево п.х.д. Угол на повороте ледника срезаем по моренно-осыпному склону крутизной до 20o. После заброски рюкзаки опять значительно потяжелели (явно хорошо за 30 кг), поэтому вверх идётся довольно трудно, и мы опять уменьшаем ходку с 30 до 20 минут: силы надо беречь, так как по тому, что видно впереди, они нам очень скоро ещё пригодятся. Постепенно удобный правобережный моренный карман выклинивается, превращаясь просто в наклонную осыпную полку между скалами и ледником, идти по которой совершенно "не в кайф", поэтому переваливаем через гребень моренного вала направо п.х.д. и спускаемся по нему в карман ледника, надеясь попытать счастья там. Выходим на ледник с чистым ручьем, где в 1245 становимся на обед.

С обеда выходим в 1430 и по зачехлённым ледовым холмам вдоль ледникового ручья начинаем подниматься вверх (фото 5.05). Через одну ходку надеваем кошки и ещё минут 25 идем уже по открытому льду, пока не попадаем в огромную мульду-котёл на центре ледника, откуда и вытекает ручей (фото 5.06). Дальше нормального прохода вверх нет: лезть на отвесные ледовые стенки в самом начале подъема как-то ещё пока не хочется, а безопасного пути "ногами" нигде не видно. Поэтому возвращаемся в карман правого борта и пытаемся найти проход там. Он, конечно, в принципе, есть - но что это за проход! Узкий и глубокий рантклюфт, в который постоянно валятся камни всевозможных размеров как с левых по ходу скал борта отрога, так и с нависающего справа ледника да ещё перегорожен в горловине огромной каменной пробкой, метров 5-ти высотой. Это место и в отчете Потребича [2] описывалось как одно из ключевых и самых неприятных на пути подъёма (см. фото 5.07). (Правда, как потом оказалось, это всё были пока ещё только "цветочки" - легкая разминка перед настоящей работой дальше).

Поскольку погода откровенно портится: собираются тучи, и то и дело принимается идти снег, решаем не пытаться сегодня проскочить его "кавалерийским наскоком", а поставить лагерь на последнем удобном островке покровной морены и провести глубокую разведку дальнейшего пути. Сначала внимательно осматриваем саму "пробку": технически пролезть ее конечно можно, но совершенно не хочется соваться к ней даже близко опять же непонятно, что будет за ней дальше? Скорее всего, по общему характеру рантклюфта (да и по описанию [2]) дальше тоже не светит ничего хорошего. В принципе, с утра, конечно, должно сыпать гораздо меньше, и можно будет попытаться пройти, тем не менее, оставляем этот вариант на самый крайний случай и начинаем разведывать ледник.

Выйти на ледник от лагеря не представляет большого труда, но это ровным счетом ничего не дает, поскольку дальнейший путь наверх перегораживают глубокие разломы и крутые ледовые стенки - меньше конечно, чем из центрального котла, но это всё равно не вдохновляет (см. фото 5.07). Тем не менее, оказывается, что если вылезти на ледник в чуть более неудобном месте, метрах в 30-ти ниже пробки в рантклюфте, а затем немного полазить между сераками, то можно попасть внутрь глубокого наклонного разлома, по забитому дну которого, как по гигантскому пандусу можно без особых проблем выйти прямо на центральную часть ледопада, там где он становится уже более пологим обойдя, таким образом, две трети основных разломов и сбросов. Дальше, конечно, тоже есть, где покорячиться, но по сравнению с нижней частью это, как говорится, уже "детский сад"... Удовлетворённые разведкой возвращаемся в лагерь и рано отбиваемся - завтра у нас тяжёлый день, вот только бы погода...

Характер пути

Переправа через рантклюфт ледника Кузгун. Выход на левобережную морену.

07.30 - 08.10

40 минут

39o19'47.9"с.ш.

72o40'05.2" в.д.

h = 4120 м

Зачехленный ледник под слоем грязи. Осыпь, конгломерат.

Подъем на древний правобережный моренный вал ледника Мещерякова.

08.25 - 09.35

1 час 00 минут

39o19'41.3"с.ш.

72o40'41.9" в.д.

h = 4360 м

Моренные и конгломератные валы, рассеченные каньонами.

Подъем по моренным валам и карманам до места выхода на ледник.

09.45 - 12.45

2 часа 10 минут

39o19'19.3"с.ш.

72o41'47.3" в.д.

h = 4750 м

Моренные и конгломератные валы. Карманы морены.

Путь по леднику Мещерякова в центральной части к первой ступени ледопада.

14.30 - 16.20

1 час 25 минут

39o19'25.9"с.ш.

72o42'07.6" в.д.

h = 4910 м

Зачехленный, затем открытый, достаточно пологий и сильно разорванный ледник.