Руководитель: Д.Зеленцов, Москва

ФОТОАЛЬБОМ. ЧАСТЬ 1

ФОТОАЛЬБОМ. ЧАСТЬ 2

Продолжение. Предыдущая часть ЗДЕСЬ

6.1.2. Перевал ЦУРЮПЫ (ЦЮРУПЫ)

Специальным человеком, которого Троцкий поставил руководить отбором продовольствия у населения был... Александр Дмитриевич Цурюпа (правильно - Цюрупа, но оно непроизносимо... - Прим.Ред.), который до революции работал управляющим имениями князя Кугушева в Уфимской губернии...

Это Цурюпа предложил Продовольственную Диктатуру, которая и была введена помимо Ленина декретом ВЦИК... С этого момента по стране пошли продовольственные отряды отнимать продовольствие у людей.

(Проф. Столешников А.П. "Реабилитации не будет")

Категория трудности: 3А-

Высота: 5310 м

Ориентация: север - юг

Расположенв Заалайском хребте, в плече пика Цурюпы (практически в 50 м от вершины) и ведет из Алайской долины (река Катта-Бешик) на ледник Кузгун (долина реки Кузгуни далее на реку Сауксай).

Координаты: 39o23'45.7" с.ш., 72o41'42.8" в.д.

Прохождение: 31 июля- 2 августа 2007 г. с севера на юг (до ледника Кузгун). Снята записка группы туристов МГУ (поход 5 к.с.) от 3 августа 2004 года под руководством С.И.Черника.

Необходимое снаряжение: каски, ледорубы, кошки, системы, основные веревки, ледобуры.

Пока в первый (и, как потом оказалось, также и в последний :-( ) раз лагерь стоит на травке, встаем относительно рано и собираемся довольно быстро. Катя остается охранять лагерь, а остальные, взяв продукты и часть снаряжения, в 620 выходят "налегке" относить заброску на перевал Цурюпы. Это "налегке" оказывается килограмм 35 у ребят и 25 у Ольги. Да уж... То ли еще будет когда пойдем с полным грузом!

Вначале метров 300 идем по заболоченной пойме вдоль ручья, затем находим удобный кулуар с ручьем и начинаем подниматься по нему на первую террасу. Выйдя на нее, оказываем на обширном всхолмленном травянистом поле, с которого поднимается травянистый гребень, переходящий в ребро перевала Цурюпы (фото 1.2). Пересекаем его наискосок, забирая немного вверх и вправо по ходу и подходим к началу более крутой и высокой части гребня, примерно в том месте где травянистый покров заканчивается и переходит в равномерную подвижную рыжую осыпь. Идти тяжело, несмотря на то, что пока еще не круто и набор высоты не большой поэтому, начав с ходки в 30ть минут, быстро сокращаем ее до 20ти: сейчас еще только самое начало похода, и здоровье нам еще пригодится.

Пересекаем небольшой боковой травянистый отрожек и выходим в довольно крутой и узкий осыпной кулуар, по которому можно (да в общем уже и нужно) подниматься прямо на гребень отрога. Всего от лагеря до этого места 4 ходки - 1 час 40 минут ЧХВ. Затем за одну ходку в 25 минут поднимаемся к 905 по этому кулуару на гребень, пыхтя и чертыхаясь. Мало того, что под ногами противная мелкая "ленинская" сыпуха ("шаг вперед - два шага назад"©), так еще в неё местами вкраплены довольно крупные обломки, которые иногда с приличной скоростью уходят вниз, так что нижеидущим приходится уворачиваться от "подарков" неаккуратных товарищей. Зато вниз потом по ней будет шикарно!.. :-)

Гребень здесь широкий, осыпной с многочисленными выходами невысоких, сильно разрушенных скал, идёт пологими волнами, плавно набирая высоту к главной стене Заалайского хребта (фото 1.3). Еще пять ходок идем вверх по осыпному гребню, обходя большой снежник слева п.х.д., а скальные жандармы - в основном справа п.х.д. по осыпи. В 1210 приваливаемся перед большим скальным жандармом в осыпном гребне и затем за еще одну ходку, обойдя жандарм слева п.х.д. по осыпи и скалам, поднимемся на его вершину, где останавливаемся на обед. Воды здесь нет, поэтому топим снег на солнце и понемногу собираем в кружку катетером.

© Из дневника Кости Савенкова: "Воды нет. На обеде устраиваем несколько водогенераторов. Водогенератор - это ямка во льду и много подводящих к ней канавок. В канавки кладутся крупные камешки, снеголёд вокруг засыпается мелкими. Камни нагреваются на солнце, снеголёд под ними начинает таять, по канавкам вода собирается в ямку. Пока обедаем, приспосабливаем кембрик (хотя его давала Ольга из аптечки... наверное, это был катетер), чтобы вода из канавки наливалась прямо в кружку. Высота - лишь в районе 4500. Дальше, видимо, с водой будет или так же, или хуже."

Дальше гребень постепенно закрывается снегом, примерно одну ходку по самому верху гребня еще тянется неширокая осыпь с выходами разрушенных скал, затем он становится снежно-осыпным, а еще через ходку уже и чисто снежным (фото 1.5). С обеда выходим в 1345 и, пройдя еще четыре ходки, в 1530 останавливаем на пологом снежном плече гребня над очередным (предпоследним :-) ) скальным жандармом, обойдя его слева п.х.д. по снежному склону крутизной до 30o. Времени уже много, а сил мало - поэтому очевидно, что пора поворачивать обратно. Мы уже набрали от нашего лагеря около 1200 метров высоты - так что на первый день вполне достаточно. Закапываем принесенную заброску (продукты и часть снаряжения) в снег, чтобы птицы не поели, и в 1605 начинаем спуск вниз в базовый лагерь, теперь уже действительно налегке :-) . Почему-то это оказывается значительно проще и быстрее чем вверх: уже через час, в 1705 все благополучно оказываются в лагере.

Поздравляем друг друга с почином - первый трудовой день успешно завершен. Надо, конечно, заметить, что и погода весь день была просто отличная.

Характер пути

Подход к основанию кулуара, выводящего на гребень отрога

6.20 - 8.30

39o24'51.9"с.ш.

72o41'27.4" в.д.

h = 4120 м

Травянистые склоны и террасы.

Подъём на гребень отрога

8.40 - 9.05

25 минут

39o24'49.1"с.ш.

72o41'22.9" в.д.

h = 4220 м

Кулуар с мелкой и средней подвижной осыпью, крутизной до 30o.

Путь по скально-осыпному гребню до вершины большого жандарма.

9.20 - 12.40

2 часа 30 минут

39o24'22.9"с.ш.

72o41'40.0" в.д.

h = 4610 м

Широкий скально-осыпной гребень, идущий большими пологими волнами.

Подход по снежно-осыпному гребню под снежный взлёт.

13.45 - 14.40

39o24'16.0"с.ш.

72o41'43.1" в.д.

h = 4740 м

Некрутой снежно-осыпной гребень с выходами разрушенных скал.

Подъем на плечо гребня над последним скальным жандармом. Место заброски.

14.50 - 15.30

30 минут

39o24'11.8"с.ш.

72o41'45.7" в.д.

h = 4820 м

Снежный взлет крутизной 37o (по GPS) и глубиной снега до 50 см.

Спуск вниз в базовый лагерь.

16.05 - 17.05

6.20 - 17.05

6 часов 50 минут

dh = 1180 м

Сегодня нам надо перенести лагерь на ребро пика Цурюпы, примерно к месту вчерашней заброски а саму заброску подтащить как можно выше - практически к самой седловине перевала. Погода с утра по-прежнему великолепная, так что кроме собственной лени, слабости и глупости ничто не должно помешать нам в осуществлении этих грандиозных планов. Встаем, еще раньше, чем накануне, (в 400 дежурный, в 430 - все остальные), и выходим уже в 600, несмотря на то, что сегодня надо собирать лагерь и в первый раз это делать непривычно - все ещё плохо помнят какие вещи они несут и куда и как их надо запихивать.

На этот раз решаем пойти по-другому - не лезть в этот гнусный осыпной кулуар, а подняться на гребень отрога раньше по травянистому склону. Как и ожидалось, в реальности мы просто меняем "шило на мыло" - подъём по крутой траве и траверс в обход локальной вершинки в отроге отнимают примерно столько же времени и сил, но всё же некоторое разнообразие греет душу в эстетическом плане.

Дальше идем вверх по гребню отрога знакомым путем: поскольку рюкзаки сегодня значительно легче (15-20 кг), то и идётся гораздо быстрее :-) . За 8 ходок (в среднем по 25 минут) к 1030 поднимаемся к последним хорошим осыпным площадкам на гребне (высота 4740 м, фото 1.4), где оставляем всё необходимое бивуачное и личное снаряжение. До вчерашней заброски отсюда еще пол-ходки вверх. Поскольку продукты на сегодняшний обед, разумеется, оказались в заброске, берем горелки, кастрюли и поднимаемся к ней, где основательно и неспешно обедаем.

В 1230 выходим, взяв заброску, и за 25 минут серпантином по снежному склону поднимаемся под крутой взлет, выводящий в обход последнего большого скального жандарма на относительное пологое плечо гребня в том месте, где от него отходит СВ отрог. Рюкзаки опять заметно потяжелели, да уже и высота начинает явственно ощущаться, поэтому идем раза в 2 медленнее, чем это получалось до обеда. После привала начинаем лезть на склон. Как ни странно, снегу тут довольно мало, под ним жесткий лёд, а крутизна местами доходит до 40o, так что идти приходится на три такта. Но склон широкий, трещин нет, и внизу есть вполне нормальный выкат (да и самозарубание везде возможно), поэтому идём индивидуально, не используя страховочной веревки. Так как на склоне останавливаться особо негде, то ходка получается длинной - почти 50 минут, и приваливаемся только поднявшись на плечо - выполаживание гребня (фото 1.7).

Высота уже 5050 м - потихоньку начинает конкретно "колбасить". За перегибом гребень становится значительно уже - местами это просто острый снежно-скальный "нож", нависающий небольшими карнизами на восток (фото 1.6). Мы же обходим его справа по ходу, идя, по сути, по западному склону гребня, метрах в 15-20 от карнизов. Снега становится больше, начинается тропежка - сперва по колено, а потом и выше :-( - идём очень медленно и тяжело. Крутизна - около 25o. Через два перехода (40 минут), пройдя еще один взлет гребня, выходим на очередное выполаживание (5150 м). Уже хорошо виден наш перевал - в западном плече пика Цурюпы, метрах в 150 ниже вершины (фото 1.8). К нему идет довольно ровный и пологий снежный гребень с небольшим взлетом уже под самым перевалом. Ещё за 3 ходки (1 час) и один взлёт (до 40o) выходим под перевал (5270 м) и в 1620 останавливаемся и закапываем заброску.

© Из дневника Кости Савенкова: "Пообедав, начинаем поднимать заброску. Участок выше лагеря оказывается на удивление сложным. Неглубокий снег, крутизна под 35гр. Вроде и вешать не хочется, и стрёмно немного. Но кошки держат, ледоруб в руках, самочувствие отличное, идём так. К пяти вечера, высунув языки на плечо, оставляем продукты на 5270, под последним перевальным взлётом. Митя показывал класс, тропил почти всю дорогу."

Обрабатывать сам перевальный взлёт сил уже нет, да это и не особо нужно, поэтому быстро управившись с заброской, в 1640 начинаем спускаться вниз. Идём по своим следам по пути подъема. Поскольку склон местами довольно крутой, то быстро сбежать не получается - временами так же, как и вверх, приходится аккуратно идти на три такта. Всего спуск занимает 1 час 20 минут, и к 1800 все приходим на место лагеря. Здесь на осыпи ставим палатки (фото 1.4) и все валимся отдыхать. Да - день, конечно, получился ломовой, но пока "всё идет по плану"© :-) . Да и все понимают, что пока погода есть, надо спешить.

Кстати, в этот день у нас оказался максимальный набор высоты на всем маршруте - 1630 метров!

Подъем к месту заброски.

6.00 - 10.25

3 часа 10 минут

39o24'11.8"с.ш.

72o41'45.7" в.д.

h = 4820 м

По пути движения накануне. Средняя крутизна этого участка гребня 23o (по GPS).

Подход под крутой взлёт гребня

12.30 - 12.55

25 минут

39o24'08.9"с.ш.

72o41'48.1" в.д.

h = 4870 м

Снежно осыпной склон (осыпь под снегом), крутизной 27o (по GPS).

Подъем на верхнее плечо гребня.

13.05 - 13.55

50 минут

39o24'02.1"с.ш.

72o41'49.9" в.д.

h = 5050 м

Широкий снежный взлет ср. крутизной 39o. Кошки, самостраховка ледорубом.

Подход по гребню (ср. крутизна 25o) под перевальный взлет.

14.10 - 16.20

39o23'47.5"с.ш.

72o41'44.8" в.д.

h = 5270 м

Узкий снежный гребень, пологий "вдоль" и крутой "поперек". Карнизы на восток.

Спуск вниз к месту лагеря.

16.40 - 18.00

6.00 - 18.00

7 часов 25 минут

dh = 1630 м

Дежурные поднимаются как обычно в 430, однако поскольку здесь уже высоко и холодно, собираемся довольно медленно и выходим только в 700. Рюкзаки совсем легкие, а протоптанные вчера ступени сцементированы ночным морозом и отлично держат. Поэтому идти довольно легко и за 3 перехода по 40 минут к 930 поднимаемся к месту заброски (фото 1.9). Здесь надеваем системы и провешиваем одну веревку по перевальному взлёту (20 м, до 50o, средняя крутизна 30o, фото 1.10) через небольшой бергшрунд и снежный надув с карнизом, закрепляя ее наверху на ледорубе и лопате (фото 1.11). Сама седловина перевала снежно-ледовая, с небольшими выходами сильно разрушенных скал, идущих вниз по гребню (вправо по ходу). Спуска на юг практически нет - метров 30 некрутого снежного склона выходят на огромное верхнее плато ледника Цурюпы (фото 1.13). Тур с запиской находится на одном из скальных выходов метрах в 200 ниже по гребню от места нашего выхода на него (фото 1.12).

Спускаемся на плато, оставляем там вещи и делаем еще одну ходку туда-обратно через перевал за оставленными в заброске продуктами. Теперь возникает естественный вопрос - а что нам теперь со всем этим барахлом делать дальше? К счастью опыт зимних походов, характер рельефа и китайская промышленность приходят нам на помощь: переложив снаряжение и часть продуктов в рюкзаки, остальное запаковываем обратно в забросочные сумки*, подвязываем их к рюкзаку и начинаем тащить за собой вниз как саночки-волокуши (фото 1.14). Решение оказалось весьма эффективно и позволило большую половину нашего спуска существенно разгрузить плечи, не прибегаю при этом к "челночению".

* Обычные полосатые сумки из ПВХ - "мечта челнока" - 30-40 рублей на любом рынке. В сумку малого среднего размера (2ая снизу в линейке) помещается 12-15 килограммов продуктов. Для большей крепости вставляем их одну в другую и плотно обвязываем репшнурами

Вначале идем в связках по центральной части пологого закрытого ледника. Снег довольно плотный и держит хорошо - идем практически не проваливаясь, поэтому снегоступов не надеваем. Постепенно ледник становится круче, появляются большие разрывы, в основном усиливающиеся к краям, поэтому нас автоматически затягивает в центральную "воронку". Через два перехода (примерно 1 час ЧХВ) утыкаемся в обширное поле разломов - по сути, верхний край небольшого ледопада, перегородившего все течение ледника (фото 1.15). Это конечно весьма странно, ведь ни в одном из описаний ничего подобного нет, тем не менее, с фактами, как говорится, не поспоришь. Внизу, прямо под ледопадом видно симпатичное ледниковое озеро (точнее даже два), дальнейший путь вниз от которого уже не представляет сложности.

Мы садимся обедать (время 1330), выпустив пока одну связку налегке на разведку дальнейшего пути движения. К счастью путь оказывается вполне тривиальным и легко проходится в связках (в верхней части для страховки завинчиваем 2 промежуточных бура). Поэтому после перекуса в 1500 продолжаем движение вниз с одними рюкзаками. Так как снег в этом месте уже практически весь сходит и открывается чистый лед, пока оставляем сумки наверху, завесив их на ледобурах. За 35 минут спускаемся к озеру на выполаживании ледника под ступенью ледопада (фото 1.16). Решаем становиться здесь на ночевку, так как погода откровенно портится, а, судя по тому, что мы видели сверху, в ближайшей перспективе лучшего места для лагеря не предвидится. Поэтому возвращаемся наверх за продуктами и быстро спускаемся с ними обратно к месту лагеря. Всё - к 1625 сегодняшний рабочий день закончен.

© Из дневника Кости Савенкова: "Делать нечего - оставляем сумки висящими на бурах, распутываем ледопад и ставим лагерь у небольшого ледникового озера. Здесь есть все удобства для нашего туристического быта: и ровные площадки под палатки, и вода, и уютная мульда для санузла. Возвращаемся вверх по ледопаду за продуктами, спускаем их в лагерь. Впрочем, хитрый Митя скремнился, запихнул свою сумку с продуктами в рюкзак ещё во время первого спуска, и наблюдал за нашими телодвижениями со стороны. Ужинаем рано, погода портится, идёт снег, затем снова выглядывает солнце".

Подъем к месту заброски.

7.00 - 9.30

2 часа 00 минут

39o23'47.5"с.ш.

72o41'44.8" в.д.

h = 5270 м

По пути движения накануне.

Провешивание веревки до седловины перевала Цурюпы.

9.45 - 10.00

15 минут

39o23'45.7"с.ш.

72o41'42.8" в.д.

h = 5310 м

Снежно-фирновый склон с бергшрундом, в верхней части надув (20 м, до 50o).

Перенесение вещей и продуктов через перевал на верхнее плато ленника Цурюпы.

10.00 - 11.40

39o23'43.1"с.ш.

72o41'38.8" в.д.

h = 5270 м

Перильная веревка на подъем, на спуск - 30 м, 25o снежный склон.

Спуск по верхнему течению ледника до начала ледопада.

12.10 - 13.30

39o23'09.2"с.ш.

72o41'00.4" в.д.

h = 4980 м

Пологий закрытый ледник крутизной от 5o в начале до 15o в конце. Кошки. Связки.

Преодоление ледопада (в две ходки) до места ночевки у ледникового озера..

15.00 - 16.25

39o23'02.5"с.ш.

72o41'04.9" в.д.

h = 4900 м

Некрутой ледопад, идущий большими пологими волнами. Разломы. Хорошие мосты. Кошки. Связки.

Всего (01.08.2007):

7.00 - 16.25

6 часов 20 минут

dh = 570 м

С утра полгода снова переменчивая - то идет мелкий снег, то выглядывает солнце. Выходим еще позже - в 720, и первую ходку довольно бодро бежим вниз по центральному желобу ледника, волоча за собой сумки с продуктами по льду, немного припорошенному вчерашним свежим снегом. Ледник плавно по большой дуге поворачивает направо и скоро внизу перед нами открывается широкая долина ледника Кузгун, куда и лежит наш путь. Однако, минут через 20-25 ходу, снег кончается, ледник открывается совсем и сумки начинаю нещадно продираться. Так, что временами приходится останавливаться и подбирать выпавшие из них продукты (особенно это достается последней третьей связке :-) , фото 1.17). После ходки понимаем, что "так жить нельзя"©, распаковываем сумки и убираем все продукты в рюкзаки.

Идти сразу становится тяжелее, но поскольку идем вниз и рельеф пока не слишком сложный, это не очень сказывается на скорости передвижения. Идем по центральной части ледника, там где меньше разломов, постепенно смещаясь левее центральной морены. Выйдя на последнюю ступень - там где язык ледника Цурюпы резко сбрасывается перед впадением в ледник Кузгун, останавливаемся и даже делаем небольшую разведку, чтобы понять оптимальный путь спуска. Отсюда уже хорошо виден путь движения на наш следующий перевал Конституции по леднику Кузгун (фото 1.19). Как ни странно, наиболее проходимым оказывается центральный желоб этого небольшого ледопада - там меньше всего разломов и наиболее чистый лед (фото 1.18). Так потихоньку начинаем привыкать, что оптимальный путь движения у нас в этом походе - это диретиссима. За одну ходку спускаемся на ледник Кузгун, и решаем поставить лагерь прямо в этом месте - так как нам все равно дальше подниматься по нему вверх.

Характер пути

Спуск по леднику Цурюпы до последнего сброса перед впадением в ледник Кузгун.

7.20 - 8.30

39o22'08.0"с.ш.

72o40'19.2" в.д.

h = 4650 м

Открытый пологий ледник с валами и, местами, большими разломами. Кошки.

Спуск с языка ледника Цурюпы на ледник Кузгун.

9.00 - 10.10

39o21'53.7"с.ш.

72o39'28.8" в.д.

h = 4410 м

Открытый ледопад крутизной 30-35o. Трещины, мосты, ледовые лобики. Кошки.

Всего (02.08.2007):

7.20 - 10.10

1 час 50 минут

dh = -490 м

Всего по перевалу:

31.07 - 02.08

22 часа 25 минут

dh = 2200 м

► Перевал представляет собой классический образец "заходного" перевала в Заалайском хребте - длинный и достаточно пологий гребень с севера и в меру разорванный ледник с юга. Наряду с перевалом Минжар может быть рекомендован как наиболее удобный начальный/конечный перевал для захода/выхода в район южных отрогов Заалайского хребта к ледникам Красина, Кузгун, Чакманташ. Хотя он и является технически несколько сложнее, чем перевал Минжар, по общим трудозатратам и эстетическому впечатлению перевал Цурюпы показался нам гораздо более предпочтительным для прохождения - видимо, в силу значительно более коротких подходов к нему с северной стороны и менее утомительному, но зато более разнообразному пути непосредственного подъема по гребню.

В целом категория трудности перевала соответствует простой памирской 3А-, хотя при его прохождении и можно обойтись минимальным количеством перильных страховочных веревок (мы провесили только одну и еще в паре мест использовали попеременную страховку), тем не менее для его безопасного прохождения требуется хорошая личная индивидуальная техника, при отсутствии которой количество необходимых веревок будет возрастать экспоненциально (то есть общий смысл такой, что идти довольно просто, но почти везде есть куда падать, и падать хорошо), поэтому общий уровень подготовки участников должен соответствовать походу минимум 5 к.с. Более простой и безопасной (хотя и более трудоемкой) альтернативой будет перевал Минжар, соответствующий 2Б- к.т.

Перевал может быть рекомендован для прохождения всем группам, совершающим в данном районе походы 5 и выше к.с.◄

6.1.3. Заброска на ледник КУЗГУН

Поскольку рабочего времени ещё много, и погода (тьфу-тьфу-тьфу! :-) ) вроде бы налаживается, решаем в этот же день отнести заброску на вторую часть маршрута вниз по леднику Кузгун к месту впадения в него левого нижнего притока, ведущего к перевалам Горлова и № 95.

Быстро ставим лагерь и в 1115 выходим вниз по леднику Кузгун, пересекая громадные валы открытого льда (фото 1.20). Через 30 минут делаем первый привал на уровне устья ледника Красина (фото 1.21). Дальше уходим несколько правее, практически на центр ледника, на срединную морену красного цвета, текущую в нешироком желобе. Здесь несколько меньше разломов и идти пока относительно легко. В месте, где она кончается, начинаем забирать влево, пересекая ледник к левому борту и, пройдя неширокую полосу чистого льда, попадаем в настоящую ледовую "помойку" из камней и полужидкой грязи покрывающую весь, весьма разорванный и вздыбленный, надо сказать, в этой части ледник (фото 1.22).

© Из дневника Кости Савенкова: "Кузгун, как справедливо заметил один знакомый и очень опытный турист, "это о-оо!..". Открытый и ровный белый лёд, в среднем течении занимающий всю ширину ледника, ниже сжимается ледниками-притоками: чёрным как уголь и неприятным, как сама жизнь ледником Красина слева, а также разноцветными полосами льда, берущими начало от висячих ледников по всей долине. Мягкие породы разрушаются, осыпаясь на ледник, ледник едет вниз, и обломки породы (а часто просто галька и песок) окрашивают полосу льда. Чем ниже, тем больше таких полос, они сходятся, как кольца в радуге или перья в хвосте у петуха. Но разные породы и нагреваются по-разному, поэтому каждая полоса льда обладает своим, совершенно неповторимым ледовым рельефом".

Пройдя, таким образом, 2 перехода, в 1325 наскоро обедаем прямо на леднике и продолжаем пересекать его наискосок влево-вниз к устью левого нижнего притока. Это оказывается не очень просто, идти здесь существенно труднее, чем в верхней части, но минут через 45 ходу нам это все же удается - мы выходим на левый борт ледника, откуда начинается спуск в рантклюфт и дальнейший подъем на устьевой (или боковой - кто их там разберёт! :-( ) моренный вал ледника-притока (фото 1.23). Решаем что на сегодня хватит - мы и так ушли от места лагеря почти на 4 км, и спускаться вниз мы сейчас, пожалуй, не будем. Оставляем заброску на верхней, относительно ровной части ледника (фото 1.24), предусмотрительно присмотрев невдалеке место для возможной стоянки, в 1525 начинаем обратный путь в лагерь, куда приходим только уже в 1835. В общем, денек выдался не слабый - это вместо запланированной полудневки. Но тут уж, как известно: "Человек предполагает..."

© Из дневника Кости Савенкова: "Дальше мы отправились в обратный путь, но на радостях (в рюкзаках-то ничего нет!) проскочили нужный поворот на ту самую центральную моренку, и вернулись на место лагеря совершенно новым путём. Он был крайне интересен и познавателен, мы изведали на себе практически всё, что был готов предоставить этот гостеприимный ледник. Хотя, возможно, нам просто надоело проходить один и тот же участок пути по два раза. Кто знает".

Характер пути

Спуск по леднику Кузгун до уровня устья ледника Красина.

11.15 - 11.45

30 минут

39o20'58.6"с.ш.

72o39'45.1" в.д.

h = 4300 м

Открытый пологий ледник с валами. Практически незачехленный.

Спуск по центральной красной морене ледника и дальше по черной покровной морене.

12.30 - 13.25

39o19'58.3"с.ш.

72o39'56.9" в.д.

h = 4130 м

Тонкая морена на льду. Разломы, мосты, лобики. Помойка и ноголомка.

Пересекаем ледник Кузгун к левому борту к месту впадения левого притока. Заброска.

14.15 - 15.00

39o19'51.2"с.ш.

72o39'59.8" в.д.

h = 4110 м

Полная помойка и ноголомка.

Подъем по леднику Кузгун обратно в лагерь.

15.25 - 18.35

3 час 10 минут

39o21'53.7"с.ш.

72o39'28.8" в.д.

h = 4410 м

Зачехленный, потом открытый ледник.

Всего (02.08.2007):

11.15 - 18.35

5 часов 30 минут

dh = ±300 м

6.2. КОЛЬЦО ВОЗЛЕ ПИКА ИНВАЛИДОВ

6.2.1. Перевал КОНСТИТУЦИИ

...Мы создали Конституцию не для декораций. Она должна выполняться и будет выполняться во всех ее частях. Она должна стать и она станет мощным средством дальнейшего развития и углубления социалистической демократии.

... её положения должны в полной мере войти в живую практику повсеместной и повседневной деятельности всех государственных органов, всех должностных лиц, всех советских граждан.

Л.И.Брежнев, 1977 г.

Категория трудности: 2Б

Высота: 5525 м

Ориентация запад - восток

Расположенв южном отроге Заалайского хребта между вершинами 5860 м (узловая) и 5914 м и ведет из верховьев ледника Кузгун на среднее течение ледника Чакманташ.

Координаты: 39o20'39.5" с.ш., 72o34'17.0" в.д.

Прохождение: 03 - 04 августа 2007 года с востока на запад (со среднего течения ледника Кузгун до левобережной морены ледника Чакманташ). Записки и тура не обнаружено.

Необходимое снаряжение: каски, ледорубы, кошки, системы, основные веревки.

03.08.

Встаем довольно рано (дежурные в 430, все - в 500) чтобы успеть проскочить нижний ледопад ледника Кузгун до того, как солнце пригреет снег, и мосты раскиснут и перестанут держать. Тем не менее, видимо сказывается напряженный вчерашний день: собираемся довольно медленно и выходим только в 740. Чтобы выйти к срединной части ледника Кузгун от места ночевки сначала пересекаем полосу разломов и бугров шириной ~200 метров, а затем начинаем подниматься по середине ледника, обходя редкие разломы. Ледник здесь открытый, спокойный и ровный (фото 2.01, 2.02), так что идти по нему - одно удовольствие. Постепенно смещаемся влево, к орографически правому борту ледника и через 3 ходки (1 час 10 минут ч.х.в.) оказываемся примерно на траверсе перевала Минжар (фото 2.03) у начала ледопада, перегораживающего здесь практически весь ледник Кузгун в его среднем течении (фото 2.04).

В 2003 году мы проходили этот ледопад почти по центру (даже ближе к левой (ор.) его части) и, надо сказать, нам это не особо понравилось. В этот раз решаем попробовать обойти его совсем слева по ходу, по карману между правым бортом ледника и склоном отрога. Эта идея оказывается очень неплохой и довольно быстро дает свои результаты - хотя самого кармана, как такового, там особо и нет, тем не менее, ледник здесь существенно меньше разорван, и есть хорошие мосты, как из ледовых перьев, так и перекрытые снежно-ледовыми обвалами со склона. Средняя крутизна невелика: 10-15o, хотя местами встречаются и небольшие взлётики до 30-35o. Снега практически нет, а лед мягкий и хорошо держит кошки. Поэтому идем очень быстро (а тормозить здесь особо и не хочется - мало ли что может сыпануть с правого борта! :-( ) и за полторы ходки (40 минут ч.х.в) обходим ледопад (фото 2.05) и выходим выше него на широкое пологое и ровное тело ледника Кузгун (фото 2.06).

► По дороге опять, как и в 2003 году, внимательно смотрим на перевал Олимпийский (фото 2.07). Конечно, ничего не скажешь - очень и очень симпатичный перевал, но его категорирование как 2Б - это явно чья-то не очень удачная шутка. Даже то, что видно снизу, смотрится на хорошую памирскую 3А - 3А+, и ещё сколько может быть всего не просматриваемого! Группам, планирующим маршруты в этом районе, мы бы очень рекомендовали этот перевал к прохождению для уточнения категории и описания его текущего состояния, с предварительной заявочной к.т. 3А. ◄

Дальше ледник становится закрытым, поэтому связываемся и продолжаем подъём вверх вдоль его менее разорванного правого борта (фото 2.08). Через ходку начинаем смещаться в центр ледника, держа направление на характерный снежный желоб между двумя ледопадами, ведущий в верхний цирк перевала Конституции (правее по ходу разделительного отрога между цирками перевалов Конституции и Киевская Русь, см. фото 2.08). Большой холм на леднике обходим слева по ходу и в неглубокой мульде, несколько защищающей от ветра, делаем обед.

После обеда надеваем снегоступы и начинаем пресекать верхнее плато ледника немного вправо-вверх по ходу к началу подъема в цирк перевала Конституции. Ледник здесь пологий < 5o, но глубокий (до 1 м) снег уже раскис и идти тяжеловато. Временами встречаются довольно широкие трещины, и приходится аккуратно зондировать снежные мосты. К счастью, снегоступы существенно облегчают тропежку (см.фото 2.09) - в них мы почти не проваливаемся, тогда как без них на привале уходили в снег выше колена.

Через две ходки (50 минут ч.х.в) проходим ровную часть ледника и начинаем подниматься по желобу крутизной около 10-15o, ведущему между двумя ледопадами в цирк нашего перевала (фото 2.10, 2.11). Характер движения существенно не меняется - по-прежнему "тупо" тропим, меняясь связками через 7-10 минут, и, наконец, еще через 2 ходки поднимаемся в долгожданный верхний цирк перевала Конституции, где делаем разведку дальнейшего пути и хорошего места для лагеря. Разведка показала, что здесь всё одинаково :-) , и идти сейчас дальше большого смысла нет - снег сильно раскис, а характер рельефа продолжает оставаться таким же, насколько просматривается дальнейший путь. Поэтому сильно не заморачиваясь, встаём в большой мульде у правого борта цирка, практически сразу после начала выполаживания (фото 2.12). Место хорошо закрыто от ветра, плюс к тому же отсюда открывается замечательный вид на путь сегодняшнего подъёма и спуска с нашего предыдущего перевала Цурюпы (фото 2.13).

© Из дневника Кости Савенкова: "Остановились рано, поэтому несколько часов наслаждались солнцем. На такой высоте (больше 5200 м) оно палило нещадно, но это-то нам было и нужно. Удалось высушить вещи, да и холод, затаившийся в организме за две недели жесткой непогоды на Киргизском хребте, исчез без следа."

Характер пути

Подход по леднику Кузгун до начала ледопада.

07.45 - 09.20

1 час 10 минут

39o21'40.3"с.ш.

72o37'46.5" в.д.

h = 4610 м

Пологий (? 5o) ровный открытый ледник.

Обход ледопада по карману правого борта.

09.30 - 10.20

40 минут

39o21'25.4"с.ш.

72o37'12.8" в.д.

h = 4740 м

Лед, фирн, крутизной 10-15o, местами взлеты до 30-35o. Трещины, мосты, лавирование.

Выход на верхнее плато ледника Кузгун.

10.50 - 12.30

1 час 15 минут

39o21'06.9"с.ш.

72o36'11.1" в.д.

h = 4960 м

Закрытый ледник крутизной 5-10o. Трещины. Связки.

Пересечение верхнего плато к началу желоба, ведущего в цирк перевала Конституции.

14.25 - 15.25

50 минут

39o21'01.9"с.ш.

72o35'40.1" в.д.

h = 5070 м

Закрытый ледник крутизной 5-10o. Связки. Трещины, мосты, зондирование. Тропежка.

Подъем в цирк перевала Конституции.

15.35 - 17.00

1 час 15 минут

39o20'59.1"с.ш.

72o35'16.7" в.д.

h = 5230 м

Закрытый ледник крутизной до 20-25o. Связки. Тропежка.

Всего (03.08.2007):

7.45 - 17.00

5 часов 10 минут

dh = + 820 м

04.08.

Несмотря на утренний холод, собираемся относительно быстро и выходим довольно рано - в 700. Погода просто великолепная! Весь фирн плотно смерзся и по нему легко идти не проваливаясь. Трещины по центру ледника плотно забиты снегом, и мосты с утра держат хорошо, поэтому идем в кошках, не связываясь, каждый своим темпом. Здесь это весьма актуально, так как высота уже за 5300 м и каждый шаг дается с некоторым трудом, а каждый вздох требует явственного напряжения. К счастью здесь совсем полого - в основном не более 5-7o (фото 2.14) с несколькими более крутыми взлетами до 15o.

Через одну ходку поднимаемся к подперевальному плато, и становятся видны седловины перевала. Это три большие снежные мульды, разделённые скальными жандармами. Мы идем к южной (самой левой по ходу), которая по описаниям является "правильной". Еще через полтора перехода к 900 выходим на седловину перевала (фото 2.15, 2.16). Это неглубокая снежная мульда с небольшими выходами разрушенных скал (фото 2.17). Высота по GPS 5525 м. С востока прямо на нее полого заползает снежное перевальное плато, а вот на запад вниз уходит довольно крутой (до 40-45o в верхней части) кулуар с очень неприятным скально-ледово-фирновым микстом на дне. В проем седловины открывается великолепный вид на все хребты центрального Памира (см. фото 2.18, 2.19) - жаль только что всё очень далеко и отсюда не очень понятно, что есть что.

Пока остальные любуются панорамами, фотографируют(ся) и складывают тур ( К сожалению, как мы не искали, записку предыдущей группы найти так и не удалось. Впрочем, это и не удивительно, так как с тех пор прошло уже более 10 лет), одна связка провешивает перильную веревку на дюльфер вдоль скал правого борта кулуара (закрепив её на двух ледорубах чуть ниже надува на перемычке) и в 930 начинаем спуск (фото 2.20, 2.21). После ~50 метров спуска склон выполаживается градусов до 30, поэтому дальше перила не вешаем, а аккуратно спускаемся вниз индивидуально с ледорубами по снежному склону между выходами скал (местами на 3 такта, фото 2.22). Провешенные перила последний участник снимает лазанием с нижней страховкой, так как в кулуаре много "живых" камней и сдергивать веревку небезопасно.

После того, как скалы заканчиваются, и взлёт расширяется, начинаем забирать вправо по большой дуге, траверсируя склон, чтобы не попасть в основной ледопад (фото 2.23). Собираемся и приваливаемся на вершине характерного скально-осыпного нунатака, который затем обходим справа и выходим на правобережную морену, по карману которой (осыпь, снег) без труда обходим первую ступень ледопада (фото 2.24). Дальше карман (да и морена как таковая, впрочем, тоже :-( ) кончается, и мы вынуждены снова выходить на ледник. Здесь начинается совершенно невообразимая "помойка" - резко рваный и довольно круто падающий ледник, прикрытый каменно-грязевым чехлом красно-кирпичного цвета - так что мы вынуждены остановиться и провести разведку дальнейшего пути. К счастью, есть проход "ногами" - уйдя довольно далеко влево к центру ледника, поплутав там по мостам и попрыгав через трещины, мы затем снова возвращаемся на морену правого борта в том месте, где она уже опять становится легко проходимой (фото 2.25). Забавно: путь в 120 метров по прямой занимает 40 минут! :-)

Здесь снимаем кошки, еще ходку бежим по морене вниз, и на локальном выполаживании около чистого ручейка, текущего по снежнику в кармане морены, становимся на обед в 1250. Обедаем и отдыхаем довольно долго - солнце, жара и всех так несколько разморило и повело, что с привала выходим только в 1530. Правда, путь вниз всё-таки не так трудоемок - за одну ходку по хорошей мягкой осыпи и галечным полям в правом кармане ледника спускаемся практически до окончания его языка. Здесь начинается устьевая ступень - склон становится существенно круче (до 30o на перегибе) и начинается средняя, а местами и крупная осыпь, ходьба по которой временами переходит в откровенное лазание. Сначала продолжаем движение вдоль ручья в правобережном кармане, а затем, примерно с середины склона, постепенно начинаем забирать чуть левее, где путь спуска более удобен. Еще за одну ходку спускаемся с устьевой ступени и оказываемся в широченном песчано-галечном левобережном кармане ледника Чакманташ, отделенном от самого ледника довольно внушительным моренным валом.

Нам туда лезть не надо, поэтому поворачиваем налево и начинаем спускаться вдоль ледника Чакманташ по моренным валам, которые иногда рассекают ручью, текущие в довольно глубоких конгломератных каньонах. Через 40 минут подходим к фантастическому месту - на стрелке ледника Чакманташ и ручья, текущего из-под пика Инвалидов (от перевалов Абрис и Киевская Русь), лежит настоящая пустыня (см. фото 2.26)! :-) Чистый желтый песочек, текущий из развороченного какой-то неведомой силой склона равномерно покрывает всё дно долины, при этом вся почва растрескалась как самый настоящий такыр (фото 2.27). Это отличное место для стоянки, но, к сожалению, есть проблема с водой - точнее без воды. Рядом находится только один маленький снежничек, по которому едва текут мутные дохлые ручейки. Однако, отсюда нам надо уже поворачивать налево и начинать подниматься вверх по притоку, поэтому проведя разведку, и убедившись что на 20 минут пути никакой другой воды все равно рядом нет, решаем все же становиться здесь (фото 2.28, 2.29).

Что ж - есть ещё один перевал! :-)

© Из дневника Кости Савенкова: "Вдоль Чакманташа спустились до впадения в него следующего ледника. Интересная особенность местных ручейков - пробивать в приятной моренке неприятные конгломератные каньончики. Казалось бы - полтора, ну два метра глубиной, но песок с камнями крошится, то и дело приходится опасно соскальзывать по крутой стенке вниз, а затем "на зубах" выбираться на другую сторону. Но такие трудности нас не останавливают - на слиянии ледников обещаны площадки на песочке!

Песочек оказался не совсем таким, как мы ожидали - пятно засохшей ярко-жёлтой грязи метров 300 в диаметре, берущее начало с такого же цвета отрога. По этому пятну бегут ручью такого же ярко-жёлтого цвета. Вокруг пятна - ярко-красные. Положение спас небольшой снежник (видимо, след весенней лавины), с которого можно было набрать чистой талой воды".

Характер пути

Подъем по леднику до седловины перевала.

07.00 - 09.00

39o20'39.5"с.ш.

72o34'17.0" в.д.

h = 5225 м

Пологий (5-15o) ровный закрытый ледник. Местами забитые трещины.

Спуск с седловины по склону и обход первой ступени ледопада.

09.30 - 11.10

1 час 30 минут

39o20'22.2"с.ш.

72o33'38.1" в.д.

h = 4940 м

Скально-фирновый кулуар до 45o, 50 м, затем снежно-фирновый склон до 30o, 600 м.

Прохождение второй ступени ледопада и спуск по правобережной морене.

11.20 - 12.50

39o20'14.6"с.ш.

72o33'09.7" в.д.

h = 4670 м

Открытый разорванный зачехленный ледник. Трещины, мосты.

Спуск до боковой морены ледника Чакманташ.

15.30 - 16.25

39o20'29.9"с.ш.

72o32'04.5" в.д.

h = 4240 м

Сначала мелкая, а затем средняя и крупная осыпь. Склон до 30o.

Спуск вдоль ледника Чакманташ до ущелья, ведущего под пик Инвалидов.

16.35 - 17.15

40 минут

39o19'50.8"с.ш.

72o31'51.9" в.д.

h = 4145 м

Морена. Ручьи в конгломератных каньончиках.

Всего (04.08.2007):

03.08 - 04.08

10 часов 50 минут

dh = 1120 м

►Очень симпатичный перевал - хрестоматийная 2Б для этого района: в меру высокий, в меру техничный, в меру трудоемкий и без повышенной опасности или каких-то стремных моментов. Сложность и время прохождения примерно одинаковы при движении в обе стороны - два полноценных рабочих дня от/до пологой центральной части ледников Кузгун и Чакманташ соответственно. Может бы рекомендован всем группам, путешествующим в этом районе, как для акклиматизации, так и на основной части маршрута.

В принципе, это практически единственный перевал, ведущий с ледника Чакманташ прямо в верховья ледника Кузгун (и далее к перевалу Минжар и в Алайскую долину), поэтому его всегда следует иметь в виду как запасной/аварийный вариант маршрута. Даже при построении основного маршрута, возможность и целесообразность прохождения параллельного перевала Киевская Русь с запада на восток пока остается под сильным вопросом, и выбор перевала Конституции будет однозначно диктоваться логикой маршрута. ◄

6.2.2. Перевал ПЛЕЧО ПИКА ИНВАЛИДОВ

Категория трудности: 3А++ - 3Б-

Высота: 5500 м

Ориентация: северо-запад - юго-восток

Расположенв южном отроге Заалайского хребта в северо-восточном плече пика Инвалидов между ним и вершиной 5535 м (высота по топокарте) и соединяет средние течения долин ледников Чакманташ и Кузгун (примерно на уровне окончания языков ледников). Перевал имеет две седловины: правильная - более высокая из них, расположенная юго-западнее.

Координаты: 39o18'29.9" с.ш., 72o35'03.3" в.д.

Прохождение: 05 - 08 августа 2007 года с северо-запада на юго-восток (от низовьев ледника Чакманташ до правобережной морены ледника Кузгун). Первопрохождение. Тур сложен на скальных выходах у восточного края более высокой седловины.

Необходимое снаряжение: каски, ледорубы, кошки, системы, основные веревки, ледовый инструмент, ледобуры (в т.ч. "самосброс"), оттяжки.

► Здесь известные и описанные препятствия заканчивались, и далее весь маршрут до перевала Раздельный представлял собой практически одно сплошное первопрохождение (за вычетом перевала Терриконный). Первым таким неизвестным препятствием была красивая и высокая седловина в северо-восточном плече пика Инвалидов, ведущая с безымянного ледника (левого притока ледника Чакманташ), текущего с северных склонов пика Инвалидов (для определенности, в дальнейшем будем называть его ледник Инвалидов Северный) на ледник, стекающий между восточным и юго-восточным гребнями пика Инвалидов в долину реки Кузгунтеке (назовем его для определенности ледник Инвалидов Восточный), практически под седловину перевала Шамиля.

В 2003 году мы основательно просмотрели и сфотографировали эту седловину с обеих сторон: западную - при спуске с перевала Киевская Русь, а восточную - с перевала Шамиля. Путь с запада (фото 3.01) казался более сложным, но частично известным - это нижний ледопад ледника Инвалидов Северный, несколько раз пройденный при прохождении перевала Абрис и вторая, еще никем не пройденная, верхняя ступень ледопада, ведущая непосредственно к перевальному плато под северо-восточное плечо пика Инвалидов. В случае ее непроходимости или чрезмерной опасности здесь хорошо просматривался обход через седловину соседнего перевала Абрис и вершину 5535 м. Предположительная категория трудности этой стороны оценивалась нами от 3А - 3А+ (путь через перевал Абрис) до 3А+ - 3Б- (через верхний ледопад). Восточная сторона смотрелась несколько проще (фото 3.02). Здесь тоже предполагалось несколько возможных вариантов пути: либо прямо по леднику Инвалидов Восточный (с оценочной к.т. 3А- - 3А), либо в обход нижней/средней части ледника по скально-осыпному контрфорсу, идущему между ледником и юго-восточным гребнем пика Инвалидов, либо даже по самому этому гребню (ориентировочно 2Б+ - 3А-).

Мы планировали подняться на седловину перевала с запада (по более сложному, но и более логичному пути через ледопады), совершить оттуда восхождение на пик Инвалидов, а на спуске посмотреть по ситуации и попробовать найти наиболее простой вариант пути - скорее всего, в обход по контрфорсу.◄

05.08.

Поскольку место стоянки расположено довольно низко и здесь относительно тепло (почти "травка" :-) ), собираемся на удивление быстро: хотя подъем был на час позже обычного (в 500 дежурные и 530 все соответственно), в 730 уже выходим. Идем вверх по долине ручья, стекающего с ледника Инвалидов Северный. Вначале от места ночевки пересекаем древние моренные валы и выходим в широкий правобережный карман, некогда оставленный здесь ледником Инвалидов. Сейчас язык ледника "уполз" далеко наверх (километра так на 2,5!) и там распался на 2 ледника, хотя очевидно, что когда-то он единым мощным потоком впадал в ледник Чакманташ.

Удобный карман, тем не менее, остался, поэтому идем по нему примерно 2,5 перехода, довольно быстро набирая высоту. Затем он заканчивается, и мы выходим к точке, где моренный гребень, ограничивающий наш карман снизу от долины ручья, смыкается с другим, образованным веткой ледника, стекающей из-под перевала Киевская Русь. Здесь возможны два варианта: или спускаться довольно далеко вниз к ручью, там идти вдоль него по широкой ровной долине, а затем вылезать на язык ледника или подниматься на второй вал под скалы правого борта (влево п.х.д., примерно к точке слияния двух валов) и пытаться искать за ним продолжение кармана (точнее другой карман).

Выбираем второй вариант - поднимаемся влево на вал до выполаживания морены, затем некоторое время проходим по ней траверсом под скалами (фото 3.03, 3.04) и, наконец, упираемся в нижний край ледопада с перевала Киевская Русь. Немного приспускаемся к озеру у основания ледопада и обходим его, а затем и сам ледопад по покровной морене справа п.х.д., практически под основанием ледовых сбросов. ► Осторожно! Сверху с крутой части ледника здесь все время летят мелкие (и не очень) камешки. ◄ Затем выходим на основное тело открытого и довольно ровного в этой части ледника Инвалидов Северный.

По леднику продолжаем идти вверх, вначале придерживаясь русла текущего по нему центрального ледникового ручья. Затем, поднявшись на очередную ступень и выйдя на ровное плато под нижним ледопадом, пересекаем ледник влево по ходу, держа направление на тощую правобережную моренку (выше впадения притока с перевала Киевская Русь), в надежде найти там место для стоянки. Пересекши ледник и спустившись в правый его карман, какое-то время ещё поднимаемся там по ручью между открытым льдом справа и ледовой "помойкой" слева п.х.д., а затем останавливаемся и делаем разведку окружающей местности на предмет подходящего места для площадок под палатки. Это, конечно, не очень, реально - морена на льду здесь толщиной всего в 1 камень, а лед в кармане весь вздыблен, изломан и разорван, но, как говорится, "кто ищет...".

В результате останавливаемся в "лощине" между двумя ледовыми буграми в правом кармане ледника, где скопилось достаточное количество моренных отложений для строительства двух площадок. Срубаем лишний лёд, а затем нагребаем мелкие камешки лавлистами и натаскиваем их в мешках с соседних увалов. В результате после часа неспешной работы имеем вполне приличные места для ночевки (фото 3.05). Тем более, что торопиться нам сегодня особо некуда - у нас полудневка и, пока стоит хорошая погода, мы отдыхаем, сушимся и смотрим как живёт ледопад, чтобы выбрать оптимальный и безопасный путь для его завтрашнего прохождения (см. фото 3.06).

© Из дневника Кости Савенкова: "Во второй половине дня лёд начал таять и вокруг нас то и дело съезжали камни с ледовых гребней: в трещины (со звуком бутылок, летящих по мусоропроводу многоэтажного дома) и в ледниковые озёра (со звуком ещё менее приятным)."

Характер пути

Подъем по древнему правобережному карману вдоль ручья

07.30 - 09.10

39o19'03.0"с.ш.

72o32'51.4" в.д.

h = 4375 м

Карман морены. Мелкая и средняя слежавшаяся осыпь.

Выход на ледник через мешанину моренных валов.

09.20 - 10.30

39o19'08.8"с.ш.

72o33'42.8" в.д.

h = 4550 м

Моренные валы (крутизной до 25o). Средняя и мелкая подвижная осыпь.

Подъем по леднику до правобережной морены под ледопадом.

10.40 - 12.45

1 час 25 минут

39o19'18.6"с.ш.

72o34'13.8" в.д.

h = 4790 м

Открытый пологий ледник крутизной 10-12o. Практически без трещин.