Руководитель: Д.Зеленцов, Москва

ФОТОАЛЬБОМ. ЧАСТЬ 1

ФОТОАЛЬБОМ. ЧАСТЬ 2

Продолжение. Предыдущая часть ЗДЕСЬ

На утро видно, что начинается непогода: все небо затянуто низкими тяжелыми тучами, временами сыпет небольшой снежок, ветер тоже гораздо сильнее чем накануне. Тем не менее, идти пока можно, а пережидать непогоду здесь и сейчас довольно бессмысленно - если насыплет много снега, то весь 500-метровый перевальный взлёт станет лавиноопасным, и надо будет ждать еще непонятно сколько, пока это снег не сойдет или утрамбуется. Поэтому, наоборот, решаем попытаться успеть проскочить его до основной непогоды и в 0735 выходим из лагеря по разведанному накануне пути через ледопад. Вначале поднимаемся от лагеря метров на 100 вверх по карману вдоль ледника, а затем, не доходя до скальной пробки в рантклюфте, уходим направо п.х.д. в ледопад. За 15 минут пролезаем по гребням и стеночкам первый частокол сераков, и попадаем к началу пути по дну разлома (фото 5.08).

Затем по дну большого разлома с сосульками (фото 5.09) пересекаем ледопад от орографически правого края к центру, выходим из разлома на поверхность ледового купола, провесив 2 верёвки перил через ледовые стенки вверх по ледопаду (10+15 м), в обход разломов. Дальше начинаем "распутывать" ледопад. Через час пути попадаем в его верхнюю часть, где опять начинаются гигантские разломы. Чтобы обойти их, уходим налево п.х.д. под склон отрога, идущего от вершины Горлова (6058 м). Ледопад здесь практически полностью открытый, поэтому все проходы через трещины идут по ледовым перьям-перемычкам. Для страховки через некоторые, особо неприятные, ледовые мосты провешиваем короткие перила. Обойдя последнюю мощную зону разломов нижней ступени ледопада по фирновому желобу вдоль скал в орографически правой части склона, затем по широкой дуге опять возвращаемся ближе к центру ледника на более пологое и значительно менее разорванное плато между первой и второй ступенями ледопада (см. фото 4.8).

Примерно через 30 минут пути по плато, обойдя небольшой боковой ледопад с левого по ходу склона, подходим к месту начала подъема на гребень отрога, ведущий к перевалу Горлова. Решаем, что всё ещё не так плохо, и нам туда не надо, поэтому продолжаем идти вперед и еще минут через 10 подходим к началу второй ступени ледопада (см. фото 4.08). Она значительно менее мощная, крутая и разорванная, чем первая. К тому же ледник здесь уже закрылся, поэтому ее прохождение не вызывает больших трудностей. Начинаем подъем по фирновому кулуару в орографически правой части ледопада (60 м, 46o по данным GPS), затем выходим на пологую (20o) полку и идём по ней под большими разломами чуть вправо и вверх 130 м. Дальше полка снова становится круче (40o), но чётко идёт, не прерываясь между разломами, поэтому продолжая двигаться по ней примерно в том же направлении мы еще через 130 метров выходим на верхнее плато ледника (точнее сильно наклонную полку над второй ступенью ледопада), пройдя по которой 100 метров вертикально вверх (36o, GPS), упираемся в начало непосредственно перевального взлета. Время - 1225, погода плохая, идёт снег, видимость около 100 метров.

Правда может это оно и к лучшему - не видя всей глобальной картины подъема, а только ее локальные куски непосредственно перед нами, мы не успеваем сильно испугаться :-) и с ходу продолжаем движение вперед. А пугаться, в общем-то, есть чего (см. фото 4.08, 5.02, 5.05) - прямо перед нами ледово-фирновый склон с многочисленными ледовыми отколами, средняя крутизна которого 45o, а набор высоты - 350 м (то есть протяженностью 500 м). Издали смотрится практически как стена. Учитывая, что примерно половину (а то и больше) пути по нему мы прошли пешком (то есть крутизна до 30-35o), понятно, что локальная крутизна остальных участков должна быть существенно выше средней (на те же 10-15o). Это все, впрочем, мы узнаем только потом - потом, когда поднимемся на перевал, и даже еще позднее, когда посчитаем данные GPS. Пока же мы ещё ничего этого не знаем, поэтому в том месте, где склон становится уже довольно неприятной крутизны (45o±) начинаем вешать перила вверх (фото 5.10). Ну, собственно, нам больше ничего и не остается делать в такой ситуации: ставить лагерь здесь негде, время ещё есть и погода пока пускает - поэтому надо идти вперёд! :-)

Чтобы выйти на полку над сбросами (видимыми на фото 5.10) вешаем 2 веревки перил по снежно-ледовому склону крутизной 40-45o и затем третью через трещину и снежно-ледовый взлет крутизной до 50-55o. Потом по пологой полке (что-то даже типа мульды) проходим еще около 50 метров и упираемся в стену ледового откола (см.фото 5.11 ). Пока одна связка обрабатывает её, провешивая перила (лёд, 50-70o, последние 4-5 метров перед выходом на верх сброса - вертикаль), делаем обед.

© Из дневника Кости Савенкова: "Поднимаемся вверх, периодически провешивая ледовые отколы. Погода отвратительная, идёт снег, и нет видимости. Когда на исходе 50 м верёвки выходишь с нижней страховкой к нависающей части стены и, оглядываясь вниз, не видишь страхующего, ощущения не самые радужные. Особенно если время подходит к обеду."

Пообедав, продолжаем движение: выжумарить на откол после еды оказалось очень нетривиальным упражнением! :-) Сверху откола идет ледово-фирновый склон крутизной 20-25o, который после упражнений в "жумаринге" по вертикали на высоте 5500 м, кажется просто совсем пологим, поэтому еще метров 100 опять проходим "так". Следующую веревку вешаем уже по необходимости через большую трещину и очередной ледовый откол крутизной до 50o. Выше продолжается снежно-ледовый склон крутизной 40o, поэтому провешиваем еще одну веревку перил наискосок вправо вверх в мульду под гигантским нависающим ледовым отколом с сосульками (фото 5.13).

Время уже 1850, метель усиливается, скоро начнет темнеть, а что там ещё впереди - непонятно. До перевала еще 180 метров по высоте и вряд ли характер пути будет сильно отличаться от того, что мы видели в нижней части взлёта. Поэтому, немного подумав, решаем становиться лагерем: ровное место под палатки здесь есть, воду можно натопить из сосулек, а нависающий откол должен по идее защитить от возможных лавин с верхней части перевального взлёта. Что же касается самого серака, нууу... :-(

Характер пути

Прохождение средней части первой ступени ледопада по дну большого разлома.

07.35 - 09.00

1 час 15 минут

39o19'23.6"с.ш.

72o42'16.7" в.д.

h = 5010 м

Крутой ледопад. Разломы, ледовые стенки и мосты. Перила на локальных участках.

Прохождение верхней части первой ступени ледопада и плато между ступенями.

09.00 - 10.20

1 час 10 минут

39o19'22.5"с.ш.

72o42'31.4" в.д.

h = 5130 м

Пологий открытый ледопад. Разломы, ледовые и фирновые мосты. Затем закрытый ледник. Перила на локальных участках.

Прохождение второй ступени ледопада и полки над ней. Выход к перевальному взлёту.

10.35 - 12.35

2 часа 00 минут

39o19'14.7"с.ш.

72o42'44.5" в.д.

h = 5400 м

Крутой закрытый ледопад. Связки. Одновременная страховка.

Прохождение примерно половины перевального взлета, до мульды под большим отколом.

12.50 - 18.50

5 часов 45 минут

39o19'13.6"с.ш.

72o42'50.9" в.д.

h = 5570 м

Ледово-фирновый склон средней крутизной 45o с взлетами до 70-90o. Трещины. Перила.

Всего (11.08.2007):

07.35 - 18.50

10 часов 10 минут

dh = ± 660 м

© Из дневника Кости Савенкова: "Снегопад продолжался всю ночь, успокаивали лишь размеры серака, прикрывающего лагерь сверху."

Тем не менее, утром погода существенно улучшилась, в разрывы туч показалось солнце, снег перестал, а сильный устойчивый ветер давал надежду, что скоро этот заряд непогоды над нами пронесет, и жизнь опять наладится. Появилась возможность посмотреть сверху на путь нашего подъёма (фото 5.12) и еще раз порадоваться, что накануне мы успели проскочить большую часть потенциально лавиноопасного перевального взлета, соваться на который снизу сегодня было бы, по меньшей мере, неразумно. Правда, нам надо ещё подняться наверх на седловину перевала, и в сложившихся условиях единственным и очевидным решением является подъём по возможности вертикально вверх прямо по ЛПВ.

Поскольку понятно, что спускаться сегодня вряд ли получится, особо не торопимся и выходим поздно - только в 1000. Провешиваем слева по ходу от серака одну веревку перил прямо из мульды через трещину и откол вверх (фото 5.13) и выходим на относительно пологую (до 30o) наклонную полку, засыпанную свежим снегом глубиной до 1 метра. Здесь приходится потропить метров 70 снег рыхлый и не уплотняется, поэтому первый буквально плывёт, оставляя за собой глубокую колею, в которой продолжают барахтаться все остальные (фото 5.14). Дальше начинается "ну совсем последний" :-) взлёт: сначала вешаем одну верёвку перил вверх по снежному склону через бергшрунд на ледовый откол (крутизна до 35-40o, см. фото 5.14). Затем ещё одна верёвка по ледовой стенке 35-45o (фото 5.15) и последняя до выполаживания снежного склона на гребне перевала у небольшой мульды (точнее, сильно засыпанной трещины). К 1430 все вылезаем в эту "мульду" и осматриваемся...

© Из дневника Кости Савенкова: "К сожалению, к середине дня снова зарядил снег. Единственный обнадёживающий фактор - резко усилился ветер. Может быть, непогоду наконец-то пронесёт дальше?

Провесив в сумме 4 верёвки по разнообразным стенкам и отколам, вылезаем к маленькой полузасыпанной трещине на перевальном гребне. На нижнем краю трещины можно разровнять площадки под палатки, верхний - защищает от ветра. Видимость - от 5 до 50 метров.

Разведка гребня показала путь спуска с перевала (надо будет прорубать карниз) и отсутствие других мест для лагеря: наша сторона гребня крутая, около 30гр, на другую сторону висят карнизы. Видимости всё ещё нет, снегопад превратился в снежную крупу, поднялся сильный ветер.

Решаем стоять на нижнем краю трещины, оптимистически называя её мульдой. Выравниваем площадки, DZ и Митя идут прокапывать карниз для завтрашнего спуска."

Прямо от выровненных площадок под палатки вглубь ледового склона уходит холодный и мрачный тоннель - вход ледяную пещеру, идущую, по-видимому, подо всей седловиной перевала и даже выходящую на другую сторону склона (фото 5.16, 5.17). Мы провели ее неглубокую разведку, однако предложение "поиграть в спелеологов" и попробовать пройти перевал насквозь через эту пещеру не встретило особого энтузиазма у руководителя и большинства группы, поэтому решили назавтра спускаться всё-таки классическим способом - через карниз, а пока что использовать пещеру под кухню и санузел.

Характер пути

Прохождение верхней части перевального взлета, до мульды на перевальном гребне.

10.00 - 14.30

10.00 - 14.30

4 часа 40 минут

dh = ± 180 м

С утра дежурные встают как обычно в 500, и - о чудо! - погода великолепная, видимость "миллион на миллион", на другой стороне нашего перевала уже вовсю сияет солнце, но у нас теневая сторона, и здесь пока темно и жутко холодно. Прямо из лагеря открываются великолепные панорамы на Центральный Памир (фото 5.18) и Заалайский хребет (фото 5.19). От высоты и холода довольно сильно "тупим", и первая связка выходит из лагеря только в 740. Сперва проходим метров 80 вдоль гребня (фото 5.20) к месту, где накануне мы прокопали карниз для начала спуска, и, высунувшись в дыру, просматриваем дальнейший путь (вчера ничего видно не было). Сам перевальный взлет и верхний цирк выглядят вполне дружелюбно (фото 5.22): вначале 3-4 веревки перил по ледово-фирновому склону средней крутизны, затем длинное пологое "корыто" с редкими трещинами. Дальше верхнее плато ледника обрывается ступенью ледопада, оценить сложность которого отсюда пока невозможно но тот, что стекает слева с перевала Горлова, особого оптимизма не внушает. Примечательно, что на пути движения не видно следов мощных старых лавин и ледовых обвалов, переметающих весь цирк, то есть в этом смысле он довольно безопасен - редкое свойство в этих краях! Небольшие лавины из вчерашнего свежего снега уже скатились по краям цирка, и значит уже тоже большой опасности не представляют.

Поэтому, расчистив на гребне площадку, организуем перила в весьма радужном настроении. Первая веревка закрепляется на "ледорубном кресте" и лидер уходит вниз (фото 5.21, 5.22). Еще две веревки крепим на бурах (крутизна 35o) третьей веревки хватает через бергшрунд, поэтому дальше перила не вешаем, а быстро сбегаем ногами на ровную часть ледника под перевальным взлетом, где останавливаемся на привал: снимем лишнюю одежду и отогреваемся на солнышке. Посмотрев наверх, с удовлетворением обнаруживаем, что, несмотря на непогоду и отсутствие видимости, вчера мы всё-таки выбрали оптимальное (и, пожалуй, даже единственно возможное!) место для спуска: во всех остальных местах карниз был существенно больше и/или склон круче и длиннее (фото 5.23, 5.24).

Связываемся и спускаемся вниз, сначала уйдя сильно влево вдоль гребня, чтобы обойти ледовые сбросы со склонов вершины 6001 м, а затем практически прямо по центру широкого пологого "корыта" верхнего цирка западной ветви ледника Горлова (фото 5.25). Через одну ходку (25 минут, 750 м, 18o) доходим до места перегиба ледника, видимого с седловины перевала. Как и ожидалось, здесь начинается ледопад - сначала умеренно проходимый: относительно редкие крупные разломы "от уха до уха" при средней крутизне падения около 30o а затем становящийся все хуже и хуже: крутизна возрастает, разломы становятся чаще, шире и хаотичнее - примерно как на видимом у противоположного борта ледопаде восточной ветви ледника Горлова (см. фото 5.26). Возможных вариантов прохода представляется два. Первый - по центральному желобу ледника, начинающемуся из-под скального нунатака, разделяющего восточную и западную ветви ледника Горлова (фото фото 5.26, 5.28). Трещины здесь несколько уже, малочисленнее и во многих местах засыпаны обвалами ледовых сераков. Второй вариант - это обойти ледопад по снежным склонам правого по ходу отрога, ограничивающего ледник (фото 5.27, 5.28).

С того места, где мы находимся, оба варианта просматриваются крайне недалеко, и оценить их реальную проходимость можно лишь весьма гипотетически. Излишне говорить, что в данном случае любое обсуждение преимуществ/недостатков безопасности каждого из вариантов - это вопрос чисто схоластический и умозрительный - очевидно, что любой путь здесь является потенциально опасным. Поэтому решаем просто пытаться идти вперед, где идётся, и смотреть что будет дальше. Вначале делаем разведку в сторону центрального желоба (фото фото 5.26) - результаты отрицательные: нормального прохода ногами туда нет. Затем исследуем возможность выхода на склоны правого борта (фото 5.27). Здесь ситуация лучше - проход есть, но в момент подхода связки к склону с него съезжает небольшая лавина из свежего снега (которая, правда, останавливается на склоне сама, на приличном расстоянии от ледника).

Время всего 1110, но солнце палит немилосердно, и чистый свежий снег в верхнем цирке ледника превращает его в гигантскую микроволновку, медленно поджаривающую внутри себя все живое. Некоторые участники уже "поплыли" и находятся в состоянии близком к тепловому удару. Поэтому решаем остановиться здесь на большой полуденный отдых: натягиваем тент и пытаемся прятаться под ним, заодно ждём, пока солнце уйдет за правый отрог, чтобы его восточная сторона оказалась в тени и уменьшилась вероятность схода снега и камней.

На наше счастье погода начинает портиться :-) . Появляются облака: сперва совсем небольшие, почти не дающие тени но со временем они разрастаются и, наконец, в том месте неба, где находится солнце, образуется довольно плотная темная туча, затеняющая практически весь наш цирк и склон отрога. Она никуда не уплывает и не собирается рассасываться, поэтому, пообедав и подождав еще около часа, пока состояние поверхности не придет в равновесие с излучением, в 1455 продолжаем движение вниз (связки).

Вначале выходим на снежный склон отрога, и какое-то время довольно бодро идем по нему траверсом. Затем спускаемся в рантклюфт ледника, в том месте, где скалы на склоне отрога упираются прямо в ледник (фото 5.29). Здесь приходится немного полазить по трещинам и стенкам, иногда - с попеременной страховкой через ледобур. Потом опять выходим на спокойные снежные склоны (фото 5.28) и по ним доходим к началу очередной ступени в ледопаде: отрог правого борта поджимает ледник крутыми скальными стенами, и в самом ложе, по-видимому, есть скальная ступенька: поэтому ледник опять начинает довольно круто валиться вниз (фото 5.30). Пройти по склону здесь уже невозможно, поэтому надо уходить в рантклюфт ледника. Сперва спускаем по снежно осыпному кулуару (до 30o) между ледником и скалами и метров через 100 попадаем на "бараньи лбы". Вешаем одну веревку перил (фото 5.31) по узкому ледовому желобу (до 40o) между ними и гигантским сераком весьма причудливой формы, обросшим сосульками - настоящим ледовым замком (фото 5.32).

Дальше опять попадаем в рантклюфт и ещё метров 250 продолжаем "проскрябываться" но нему, пока не упираемся в окончательный непроход: перегораживающий весь правый край ледника ледовый сброс метров 25 высотой, падающий в глубокий желоб с трещинами на дне и камнями, ссыпающимися в него со скал отрога. В принципе, технически пройти там можно, но как-то совсем не хочется туда лезть, тем более на ночь глядя: время уже около 19ти часов. Поэтому решаем уходить на центральную часть ледопада, где просматриваются широкие пологие полки, на которых можно поставить лагерь. Это тоже не так просто сделать, но после довольно длительной разведки мы всё-таки находим приемлемый путь: 20 метров дюльфера с отвесного ледового откола (даже с нависанием в верхней части) и еще 25 метров по ледовому склону крутизной до 60o выводят нас на наклонные ледовые полки. Проходим по ним метров 70 к центру ледопада и на относительно ровных ледовых площадках у небольшого озерца устанавливаем лагерь (Широкие трещины на ровной части ледника выше лагеря хорошо защищают его от возможных ледовых обвалов с верхних сераков) (фото 5.33). И вовремя: уже 1930 и начинаются сумерки, светлого времени хватает как раз на то, чтобы успеть вырубить площадки :-) .

© Из дневника Кости Савенкова: "Попытались дальше спускаться в правобережном кармане ледника. Вскоре он закончился, превратившись в глубокий рантклюфт, в котором периодически что-то обрушивалось и грохотало.

Время к вечеру, поэтому мы, провесив ещё пару верёвок, вышли к центру ледопада и встали на более-менее пологом блоке льда. Это был первый случай, когда мне пришлось ровнять место под палатку, скалывая лёд.

Всю ночь ледопад стонал и охал, потихоньку сползая вниз."

Характер пути

Спуск с перевального взлёта в верхний цирк.

07.40 - 09.45

2 часа 05 минут

39o19'06.1"с.ш.

72o43'05.9" в.д.

h = 5625 м

Ледово-фирновый склон 200 м, 35o. 3 веревки перил (1 на ледорубе и 2 на бурах).

Спуск по пологому широкому верхнему цирку ледника до начала ледопада.

10.10 - 10.35

25 минут

39o18'52.0"с.ш.

72o43'30.7" в.д.

h = 5380 м

Пологий закрытый ледник 750 м, 18o. Связки.

Лавирование в верхней части ледопада, выход к его правому борту.

10.45 - 11.10

25 минут

39o18'47.8"с.ш.

72o43'29.0" в.д.

h = 5310 м

Ледопад с крупными разломами средней крутизны 30o на закрытом леднике. Связки.

Обход верхней части ледопада по рантклюфту и снежным склонам правого отрога.

14.55 - 17.00

1 час 55 минут

39o18'30.7"с.ш.

72o43'42.0" в.д.

h = 5130 м

Разломы и стенки в ледовом рантклюфте. Связки иногда с попеременной страховкой через ледобур. Снежные склоны.

Спуск в рантклюфт второй ступени ледопада по снежному, затем ледовому кулуару.

17.10 - 17.40

39o18'27.9"с.ш.

72o43'45.8" в.д.

h = 5040 м

Снежно-осыпной, затем ледовый кулуар 130 м, 35o.

1 веревка перил.

Спуск по правому рантклюфту, затем выход к центральной части ледопада.

17.55 - 19.30

1 час 35 минут

39o18'22.5"с.ш.

72o43'56.4" в.д.

h = 4850 м

Разломы и стенки в ледопаде. Лазание, иногда с попеременной страховкой. Перила.

Всего (13.08.2007):

07.40 - 19.30

7 часов 05 минут

dh = - 900 м

Выходим в 740 и буквально в 30-ти метрах ниже лагеря провешиваем 15 м перил с отвесного ледового сброса - разведка показала, что это будет кратчайший и простейший спуск вниз. Далее спускаемся индивидуально по открытому ледопаду, обходя сбросы по наклонным ледовым полкам и прыгая через трещины (см. фото 5.34). Идём прямо по центру, и ледопад неожиданно быстро "распутывается": примерно через одну ходку выходим на пологую ровную часть ледника без трещин (плато между второй и третьей ступенями ледопада) и еще около 450 метров быстро идем по нему вниз (фото 5.35).

Дальше видно, что впереди ледник снова зажимается скальными сбросами с обеих сторон и начинает круто падать в узких скальных "воротах" (третья ступень ледопада Горлова). Приваливаемся и думаем, что делать дальше. Прохождение по центру кажется малореальным: разломов много и они очень широкие правый рантклюфт в принципе проходим (может быть даже и без веревок), но выглядит очень неприятно: крутая осыпь на льду, сверху со скал сыпет. Кроме того, после этого понадобится пересекать ледник обратно на левый борт, а его язык в нижней части также не выглядит особо удобным для движения (см. фото 5.37). Обход ледопада по скалам слева от места привала не просматривается, однако первопроходцы перевала Горлова спускались именно там (см. [2]), поэтому, ещё раз перечитав описание, решаем тоже попробовать пройти по этому пути.

Для этого надо пересечь ледник на левый борт и вылезти на скальный ригель, круто возвышающийся над ложем ледника на борту долины. По пути пересекаем зону мертвого черного льда (фото 5.36) - страшная "помойка" и "ноголомка" и по крутой и живой мелкой осыпи поднимаемся на скальный уступ (фото 5.37). После пяти дней сплошного снега и льда, это первые сухие и теплые камушки, поэтому с большим удовольствием располагаемся на них и греемся на солнце. :-) Дальнейший путь спуска достаточно очевиден: сначала метров 50 влево-вниз по осыпи и скальным полкам (средняя крутизна до 40o), затем ещё метров 15 простого лазания по скалам и мы попадаем на небольшую наклонную площадку на самом краю скального уступа. В центре лежит большой камень, на котором находим петлю первопроходцев! За 20 лет она вся истлела, но сама находка греет душу: что ж - люди здесь действительно были и мы идем по верному пути. Закрепляем на камне свою петлю и вешаем перила вниз (фото 5.38).

Вначале идет около 50-ти метров хороших скальных сбросов - очень интересны ступенчатые сланцы наподобие такой винтовой лестницы из гравюр Дюрера, (см. фото 5.39, 5.40), причем даже не особо крошащиеся! После первой веревки дюльфера попадаем на систему наклонных скальных полок (фото 5.39), по которым проходим лазанием метров 25-30 влево-вниз за уступ, где на скальных крючьях провешиваем вторую веревку перил, ведущую вниз через второй пояс крутых скал (см. фото 5.41). Её как раз хватает до узкого скального кулуара с ручьем, где уже можно нормально идти ногами. Переходим ручей, затем облезаем скальный выступ и, наконец, выходим на крутую живую среднюю осыпь по которой быстро сбегаем на относительно ровный борт зачехленного ледника и останавливаемся на обед в 1340 (фото 5.42).

Отдохнув и перекусив, в 1510 выходим с привала и продолжаем идти вниз вдоль левого борта ледника. Вначале пытаемся уйти в карман ледника, но прохода туда нет, как, впрочем, нет и самого кармана :-( , поэтому, немного полазив в разломах, чтобы обойти скальный прижим, затем вновь возвращаемся на борт долины и траверсируем довольно крутой (до 35-40o!) и очень неприятный конгломератно-осыпной склон метрах в 50-ти выше над ледником (см.фото 5.43). Минут через 25 движения все же наконец-то появляется нормальный боковой карман с мореной, по которому еще за 20 минут подходим к началу подъема на перевал Терриконный (фото 5.44). Пока даже как-то ещё не верится, но это действительно всё - этот "ломовой" перевал успешно пройден! :-)

© Из дневника Кости Савенкова: "Пообедав, тронулись дальше. Выяснилось, что по леднику до "спокойной моренки" дойти не получится - слишком уж он разорван. Пришлось метров 200-300 скрестись по довольно крутому конгломератному склону. Впрочем, в нём удавалось выбивать довольно прочные ступени, особенно пластиковыми ботинками. Неприятности доставляла высота этого склона: то и дело сверху прилетала куча небольших камней, вырванных порывом ветра."

Характер пути

Спуск по крутой части ледника (окончание 2ой ступени) до его пологого течения.

07.40 - 08.20

39o18'17.6"с.ш.

72o43'58.7" в.д.

h = 4760 м

Открытый ледопад. Сбросы (до 45-50o), трещины, ледовые мосты.

Движение по пологому леднику между 2ой и 3ей ступенями ледопада.

08.25 - 08.45

20 минут

39o18'04.8"с.ш.

72o43'49.7" в.д.

h = 4580 м

Пологий открытый ледник, практически без трещин.

Пересечение ледника к левому борту и подъем на скальный ригель.

09.20 - 10.00

39o18'00.9"с.ш.

72o43'54.7" в.д.

h = 4630 м

Пологий ледник, затем грязь и осыпь на рваном ломаном льду в кармане левого борта.

Спуск со скального ригеля левого борта в обход 3ей ступени ледопада.

10.10 - 13.40

3 часа 30 минут

39o17'55.6"с.ш.

72o43'55.6" в.д.

h = 4455 м

Скалы до 80-90o. Перила 15 + 2 х 50 м. Остальное - лазанием. Затем крутая осыпь.

Движение по левому борту и карману ледника до начала подъёма к перевалу Терриконный.

15.10 - 16.00

45 минут

39o17'28.0"с.ш.

72o43'50.7" в.д.

h = 4380 м

Конгломератно-осыпной склон крутизной до 40o, затем морена в кармане ледника.

Всего (14.08.2007):

07.40 - 16.00

5 часов 55 минут

dh = - 465 м

Всего по перевалу:

10.08 - 14.08

33 часа 05 минут

dh = + 1640 м

► Пройденный нами перевал М.Мещерякова позволяет (совместно с перевалом Терриконный) попасть через южные отроги Заалайского хребта с ледника Кузгун на ледник Вали, без необходимости обхода этого участка низом по долинам рек Кузгунтеке и Сауксай. Нельзя сказать, что это будет короче и быстрее (скорее, наоборот - это значительно более длительный и трудоемкий вариант), но для построения спортивных маршрутов в этом районе это может иметь принципиальное значение. В отличие от соседнего перевала Горлова, некоей альтернативой которому он является, этот перевал выглядит гораздо более логичным, хотя и несомненно более сложным.

Перевал соответствует 3Б-3Б+ к.т., причём, с обеих сторон: прохождение каждой из них требует 1,5 - 2 дня интенсивной технической работы. Пути движения с запада на восток (как это было у нас), или с востока на запад, так же представляются нам технически примерно равнозначными: длинный и крутой ледово-фирновый взлет северо-западной стороны вполне компенсируется ледопадами юго-восточной (нижнюю ступень ледопада Горлова при этом на подъём во втором случае логичнее обходить слева п.х.д по рантклюфту, а не через скальные сбросы, как мы шли на спуск). А верхнюю ступень - напротив, пытаться пройти по центру или справа по желобу к нунатаку между ветвями.

Перевал технически и тактически интересен, довольно разнообразен по рельефу (ледопады, крутые ледово-фирновые склоны, скалы), но довольно тяжел физически. По здешним меркам он вполне безопасен: за всё время прохождения мы не наблюдали ни одного крупного обвала льда с боковых хребтов на возможный путь нашего движения, или каких то существенных падений сераков в ледопадах. Тем не менее, при большом количестве снега весь северо-западный перевальный склон может быть потенциально лавиноопасным, а на юго-восточном возможны обвалы карнизов с гребней в верхнем цирке и сераков во второй (основной) ступени ледопада Горлова.

Перевал, несомненно, является "штучным" и вряд ли следует ожидать его множественных прохождений в дальнейшем. Для технически и физически очень сильной группы, идущей в спортивный поход в этом районе, наверное, можно порекомендовать попытаться его пройти, например, для разнообразия, в другую сторону :-) . ◄

6.3.2. Перевал ТЕРРИКОННЫЙ

Категория трудности: 1Б

Высота: 4600 м

Характер: осыпной

Ориентация: запад - восток

Расположенв нижней части южного отрога Заалайского хребта, идущего от пика Дзержинского через вершины 6361 м (пик Вали?) и 6305 м, и разделяющего ледники Горлова и Вали, на уровне чуть выше окончания языка ледника Горлова. Ведет с языка ледника Горлова в среднее течение ледника Вали. Перевал может использоваться для обхода прижимов на реке Сауксай, расположенных между долинами ледников Горлова и Вали. (Высоты вершин здесь приведены по схеме Ляпина, на топокарте Генштаба они могут несколько отличаться)

Координаты: 39o17'15.6" с.ш., 72o44'09.8" в.д.

Прохождение: 14 августа 2007 года с запада на восток (от ледника Горлова до ледника Вали). Найден тур, но записка в нем вся истлела и не поддается прочтению.

Необходимое снаряжение: каски, ледорубы.

► Перевал был пройден первый и, похоже, единственный раз в 1989 году группой Потребича после первопрохождения перевала Горлова [2] для выхода на ледник Вали. Это вполне естественно, так как все остальные немногочисленные группы, проходящие здесь низом вдоль Сауксая, использовали для обхода прижимов расположенный несколько ниже в этом же хребте перевал Прижимный. Поскольку же мы шли сверху, то нам, наоборот, было вполне логично использовать именно этот перевал. ◄

Подъем на перевал с запада читается очень хорошо: ориентиром служит характерная граница между рыжей и зеленоватой осыпью на склоне отрога (см. фото 5.44). Мы начинаем подъем из левобережного кармана ледника и, обогнув выходы скал, поднимаемся косым траверсом склона (под 45o к ЛПВ) сначала по рыжей осыпи к центру перевального взлета (по сути - границе осыпей). Рыжая осыпь мелкая, мягкая и очень подвижная, поэтому идти наверх по ней довольно неудобно. Перейдя границу и выйдя на более плотную зеленую осыпь, доходим по ней до русла пересохшего ручья, вдоль которого продолжаем подъем по ЛПВ практически до самой седловины перевала (фото 5.45, 5.46). Здесь камни более слежавшиеся, местами даже вцементированные в конгломерат, поэтому идти становится чуть легче.

Средняя крутизна перевального взлёта в нижней части составляет 20-25o, а в средней и верхней частях - 30o и распределена достаточно равномерно вдоль всего пути подъема протяженностью чуть более 600 метров. За 3 ходки (2 х 25 + 10 минут) в 1730 поднимаемся на седловину перевала (фото 5.47), где находим тур, но от записки первопроходцев за неполных 20 лет в нём остались лишь клочки полиэтилена. Закладываем в тур свою записку и любуемся великолепными видами на ледопады с обеих сторон от перевала (см. фото 5.48): один, слева - ледопад Горлова, тот, что мы только что прошли другой, справа - ещё никем не пройденный ледопад Вали Восточный. Оба хороши - ничего не скажешь. Конечно, ледопад Вали даже отсюда выглядит несколько более внушительным (фото 5.49), однако такая "очная ставка" :-) с уже пройденным ледопадом Горлова значительно снижает робость и вселяет в наши сердца большую уверенность и надежду на успешное прохождение и его.

В 1745 начинаем спуск вниз на ледник Вали по ЛПВ по узкому конгломератно-осыпному каньону-кулуару с ручьем (см. фото 5.50). Вниз "съезжается" гораздо быстрее :-) - уже через полчаса мы выходим на покровную морену ледника Вали (боковые морены здесь, похоже, отсутствуют как класс :-( ) и, найдя относительно ровное место рядом с небольшим озерцом, ставим лагерь на тощей покровной морене прямо на леднике.

© Из дневника Кости Савенкова: "На подъём на перевале Терриконный была осыпь двух цветов: рыжая слева и серая справа. На спуске - полная палитра: хочешь - едешь по чёрной гальке, хочешь - по фиолетовому или рыжему сланцу, хочешь - по красной осыпи или жёлто-серому песку мягкого конгломерата. "Страшный" конгломератный каньон имел невысокие пологие стенки, по дну журчал небольшой ручеёк, по руслу которого мы и вышли на покровную морену ледника Вали.

Лагерь разбили на берегу небольшого озерца, вечером любовались красивыми вершинами на другом берегу ущелья Саукдары. Погоды хватило ненадолго: засыпали мы под шуршание снега, который к утру укрыл "тёплую моренку" ледника Вали снежным одеялом."

Характер пути

Подъем на седловину перевала Терриконный от левобережной морены ледника Горлова.

16.10 - 17.30

39o17'15.6"с.ш.

72o44'09.8" в.д.

h = 4600 м

Средняя и мелкая осыпь крутизной 25-30o и протяженностью 600 м.

Спуск с седловины перевала на покровную морену ледника Вали.

17.45 - 18.15

30 минут

39o17'10.7"с.ш.

72o44'39.9" в.д.

h = 4240 м

Конгломератно-осыпной кулуар, затем склон средней крутизной 25o и протяженностью 750 м.

Всего по перевалу (14.08):

16.10 - 18.15

1 час 30 минут

dh = + 360 м

► Перевал не имеет самостоятельного значения, а используется для обхода прижимов на реке Сауксай (наравне с расположенным чуть ниже перевалом Прижимный) при движении сверху долины (с перевалов Горлова и Мещерякова). Нахождение его с запада не представляет труда, найти нужный кулуар с востока несколько сложнее, хотя возможно, подойдут любые проходимые кулуары, выводящие на гребень отрога. Перевал не сложный, не трудоемкий и не опасный: все прохождение его занимает полтора часа ЧХВ. ◄

6.3.3. Перевал ВАЛИ ВОСТОЧНЫЙ (западная сторона)

И я сказал ему: "Коллега, отВАЛИ!

Твое мурло не нравится мне что-то!"

(Слова В.Шандрикова, музыка народная)

Категория трудности: 3Б+

Высота: 5800 м

Характер: сн-лд

Ориентация: юго-запад - восток

Расположенв южном отроге Заалайского хребта, отходящем от пика Дзержинского и разделяющем ледники Дзержинского и Вали, севернее вершины 6110 м. Ведет с северо-восточной ветви ледника Вали на ледник Дзержинского.

Координаты: 39o20'00.3" с.ш., 72o47'49.4" в.д.

Прохождение: 16 - 18 августа 2007 года, подъем с юго-запада до седловины (через ледопад северо-восточной ветви ледника Вали). Первое прохождение юго-западной стороны перевала. Тура не обнаружили, сложили свой на скальных выходах в северной части седловины.

Необходимое снаряжение: каски, ледорубы, кошки, системы, основные веревки, ледовый инструмент, ледобуры, оттяжки.

► Перевал Вали Восточный, несомненно, является одним из наиболее сложных препятствий, когда-либо пройденных в автономном туристском походе: с восточной стороны, с ледника Дзержинского, на него ведет крутой (до 80o-90o) скальный контрфорс (860 м перил, 107 скальных крючьев, см. [1]), а с юго-западной - мощнейший ледопад северо-восточной ветви ледника Вали (см. фото 5.49, 6.04, 6.05). Вернее сказать, насквозь с ледника Дзержинского на ледник Вали этот перевал так ещё и не пройден: единственная до нас группа В.Соколенко в 1981 году поднялась на него с востока (с ледника Дзержинского), а затем из верхнего юго-западного цирка через перевал Обходной ушла на перевал Вали Западный, в обход ледопадов на леднике Вали [1]. Ледопад северной ветви ледника Вали (ведущий к перевалу Вали Западный) был пройден снизу единственный раз в 1988 году группой Ю.В.Полевскиса [3].

Наша цель была пройти ещё никем не пройденный ледопад северо-восточной ветви ледника Вали и подняться на седловину перевала Вали Восточный. Спускаться на ледник Дзержинского мы не планировали, так как в дальнейшем хотели подняться на пик Дзержинского по новому маршруту с юга, а затем траверсом главного Заалайского хребта выйти на перевал Раздельный под пиком Ленина. ◄

В этот день у нас по плану была большая полудневка - мы собирались пройти лишь пару километров по ровному леднику Вали вверх, примерно до места слияния его северной и северо-восточной ветвей, поставить лагерь где-то у подножья ледопадов :-) и оставшееся время понаблюдать за ним, чтобы понять наиболее простой и безопасный путь. Однако этим планам не суждено было сбыться: снег потихоньку шёл всю ночь и продолжал идти с утра - вся морена ледника Вали оказалась засыпана чистым белым свежим снегом (фото 6.01). Поэтому мы не стали дергаться и выгадывать эти километры, а устроили полную днёвку и спокойно пересидели непогоду "в тепле и в уюте". Что ж, значит, на следующий день придётся идти ледопад прямо "с ходу", без длительного предварительного просмотра.

Накануне вечером снег прекратился, и с утра небо в целом прояснилось: стал хорошо виден наш ледопад и предполагаемый путь подъёма по южному гребню пика Дзержинского (см. фото 6.02). Видно, что там есть два достаточно крутых участка: первый практически прямо при выходе на ребро с седловины перевала, а следующий уже на высоте примерно 6200-6300 м.

Как обычно, дежурные встают в 430, все - в 500, и в 720 уже выходим. Вначале три ходки по 30 минут идём по зачехлённому срединному гребню ледника Вали по направлению к ледопаду его северо-восточной ветви. По дороге пересекаем полосу бугров, образующуюся от впадения в основное тело ледника его восточной ветви. Пройдя ~2 км и набрав 250 м высоты, останавливаем на привал (фото 6.03), практически напротив устья восточной ветви.

► Она тоже, как и две остальные ветви ледника Вали, представляет собой один сплошной ледопад, однако, будучи значительно более узкой и извилистой, смотрится не так злобно, как остальные две, и в целом, в нижней части выглядит вполне проходимой. Правда, вся её средняя часть засыпана камнями, и непонятно: то ли это морена, принесенная сверху, то ли следы обвалов со скальных склонов обоих бортов. Честно говоря, выяснять это особо не хочется, хотя как карта, так и визуальное наблюдение говорят, что технически эта ветвь в принципе вполне проходима и может вести к интересному перевалу как на среднее течение ледника Дзержинского так и на безымянный (и по-видимому еще никем не пройденный) ледник, расположенный в южном отроге Заалайского хребта, между ледниками Вали и Дзержинского (через узловую вершину 5742 м, см. топокарту). ◄

Мы же продолжаем подъем к месту слияния ледопадов северной и северо-восточной ветвей (фото 6.04), обходя небольшую зону разломов слева п.х.д. по слабо зачехлённому леднику и дальше двигаясь вдоль русла ледникового ручья, пока ещё замерзшего с утра: иногда слева п.х.д., иногда прямо по нему. Еще примерно через километр такого пути выходим практически к месту слияния ветвей - оба ледопада смотрятся отсюда, как говорится, "во всей красе" - не поймешь, какой хуже... :-) (см. фото 6.06). Здесь уже начинаем плавно поворачивать направо и по ложбине между ледовыми буграми еще за одну ходку (30 минут) подходим к началу нашего ледопада (фото 6.05). Видно, что вариантов его обхода нет, и единственное (и лучшее!) что можно сделать в этой ситуации, это "ломить" прямо в лоб по центру. Впрочем, нас это уже нисколько не смущает: за время маршрута мы привыкли, что диретиссима в этом районе - наиболее безопасный и быстрый вариант пути, поэтому подходим к центру ледопада и начинаем неспешно подниматься вверх, лавируя между пока довольно пологими ледовыми увалами. Время уже около полудня, свежевыпавший накануне снег еще не успел растаять и работает как зеркало, а стоящее в зените солнце печет немилосердно - прямо чувствуется, как внутри все закипает. Поэтому, сделав одну ходку вверх, понимаем, что "так жить нельзя" и в 1200 останавливаемся на длительный обед: натягиваем тент для тени, перекусываем и отдыхаем, по мере возможности просматривая предстоящий путь в ледопаде. Высота - 4700 м.

© Из дневника Кости Савенкова: "По мере приближения к ледопаду таяла последняя надежда на возможность обхода. Оба кармана черны от камнепадов, справа и слева - крутые скалы, даже если их преодолеть, попадёшь под ледосбросы пика Дзержинского или безымянной(?) вершины справа по ходу.

Снизу вариантов было видно два: либо идти в лоб, либо подняться по Вали Западному и преодолеть скальный гребень между двумя ледопадами. Мы выбрали первый вариант и, как показало близкое будущее, не прогадали."

С обеда выходим только в 1455, когда жара немного спадает, и две ходки по 30 минут идем вверх по центру ледопада в направлении большого серака (или откола), мощным ледовым бастионом преграждающего практически всю центральную часть ледника (см. фото 6.07). В этом месте ледник ещё достаточно пологий (средняя крутизна 21o-23o), а все разломы и крутые взлеты довольно легко обходятся. Пройдя 300 метров и набрав около 100 м высоты, подходим к первому крутому взлету ледопада: следующий участок имеет среднюю крутизну 42o - на 100 мпути приходится почти 100 м набора высоты. Центральный ледовый бастион обходим справа п.х.д., затем подходим к большому отколу и вешаем 5 м перил до его вершины. Путь влево п.х.д. не просматривается: там везде разломы, поэтому проходим по полке на вершине откола вправо и вешаем ~10 м перил на спуск на ледовую полку в разломе за отколом (фото 6.08). Далее преодолеваем ещё 2 больших разлома с гимнастической страховкой (фото 6.09). Движемся достаточно медленно, так как периодически приходится делать глубокие разведки пути - проходы в ледопаде совершенно неочевидны. Всего на этот 100-метровый участок затрачиваем около 1.5 часов времени и только к 1750 выходим на более спокойную и пологую часть ледопада.

Во время прохождения этого участка мы наблюдали гигантский ледовый обвал с противоположного борта ледопада перевала Вали Западный. В общем-то, и до этого с южного гребня вершины 6305 м на верхнее плато северной ветви ледника Вали регулярно валились снежно-ледовые обвалы из кусков висящего на гребне карниза, поэтому мы к ним уже вроде привыкли, но на этот раз похоже там обрушился очень значительный кусок. Ледовый обвал, пройдя по стене, сначала ударил в правый карман северной ветви ледника Вали, мгновенно перехлестнул её, затем перебил все верхнее плато ледника и врезался в разделительный гребень между северной и северо-восточной (нашей) ветвями ледника Вали, где, уже разбившись в пыль, превратился в снежное облако, которое перевалило через гребень и накрыло еще и весь наш ледник до противоположного борта! А ведь от нас до той стены было больше 2 км по расстоянию, да и разделительный гребень имел превышение в несколько сотен метров... Зрелище, конечно, было фантастическое: жуткое и прекрасное одновременно (фото 6.10, 6.11). Мы в это время как раз остановились для очередной разведки, да все так и замерли, глядя на него с разинутыми ртами - завороженные как кролики перед удавом... :-)

© Из дневника Кости Савенкова: "Время подходило к пяти, мы пригорюнились - где ночевать на ЭТОМ ледопаде, было совершенно непонятно. Однако грустить долго нам не удалось - воздух расколол грохот, и часть ледового купола вершины Вали заскользила по скальным кулуарам по направлению к ледопаду Вали Западный.

Мы спокойно следили за тем, как лёд дошёл до скальных сбросов - обвалы происходили там каждые 10 минут. И лишь когда эта масса льда взлетела в воздух, перестав ощущать под собой узкий скальный кулуар, стало понятно, как же его там МНОГО.

Доли секунды, и лёдяной водопад обрушивается в правый карман ледопада, затем перекрывает всё соседнее ущелье и, клубясь, ударяется о скальную перемычку между двумя ледниками. Лавина!!!

Рассудок вроде бы понимает, что между точкой обвала и нам - гигантское расстояние, и вряд ли хоть один обломок льда долетит до середины нашего ледопада - скорее всего они не покинули предела правого кармана Вали Западного. Однако глаза видят белое облако, застилающее лёд и скалы, и несущееся к нам на огромной скорости.

Секунда, две, три, порыв ледяного ветра, воздух, заполненный снежной крошкой, и - тишина. На ближайшие десять минут у нас - локальная "ядерная зима" и солнечное затмение в одном флаконе. Как хорошо, что мы не пошли через Вали Западный. Как же хорошо!"

Отсюда и до самого выхода в верхний цирк ледника характер ледопада будет примерно одинаков (см. фото 6.12, 6.13, 6.15, 6.16, 6.18, 6.21, 6.23): широкие и глубокие разломы с более или менее забитым дном и мостами, труднооценимой степени надежности, плавными уступами поднимающиеся вверх на довольно пологом, в целом, леднике (средняя крутизна ледопада от места обеда до места ночевки 27o, протяженность - 635 м.). Основные разломы идут в поперечном направлении, но, к счастью, они все пересечены хаотичной сеткой продольных и диагональных разломов, что позволяет иногда находить довольно удачные проходы по дну наискосок сразу через несколько поперечных разломов.

Следующие две ходки движемся достаточно быстро и без перил - крупные разломы обходим "ногами" справа п.х.д. или переходим по хорошим мостам и за 45 минут проходим около 200 м. Однако, затем утыкаемся в очередной ледовый "котёл" (фото 6.12) и начинаем вешать веревки в этой "мясорубке": разлом-мост-гребень, затем немного хорошего пути по полке, и вновь разлом-мост-гребень, и так без конца... В принципе каждый отдельный такой кусочек не очень большой: 5-7, ну, 10 метров максимум, но их так много, что мы очень быстро сбиваемся со счета. Основная проблема, что времени уже 1910, начинают наползать сумерки, а подходящего (да если честно, то и вообще какого-нибудь) места для лагеря пока не видно. Потихоньку начинаем задумываться о "холодной" ночевке где-нибудь в разломе, но удача улыбается нам и на этот раз: вдруг вылезая из очередного разлома, мы видим довольно большой и широкий (5-7 м) отдельно стоящий серак с ровным плоским верхом, защищенный со всех сторон большими разломами. От нас к нему идет хороший ледовый мостик, провесив по которому 10 метров перил, мы оказываемся на вершине серака, где в 2010 становимся лагерем (фото 6.12, 6.13). Место не то чтобы совсем идеальное - ледовый блок все-таки не монолитный и кое-где по нему идут небольшие трещинки - но вполне пригодно для комфортной жизни, особенно учитывая окружающую обстановку и возможные другие варианты :-) . А самое замечательное, что в пазухах на ледовых стенках нашлась даже вода...

© Из дневника Кости Савенкова: "По мере приближения к предполагаемой полке ледопад становился всё более ажурным, а времени на посмотреть оставалось мало. Подступали сумерки.

Разлом, разлом, откол, вешаем, вешаем, и... - идеальное место для лагеря (насколько оно может быть в таком месте): отдельностоящий ледовый блок с почти квадратной вершиной, окружённый со всех сторон разломами по меньшей мере 10-м ширины. Через ближайший к нам, как по щучьему веленью, перекинут ледовый мостик.

Ну что же, на сегодня мы свой замок с крепостным рвом нашли. От добра добра не ищут, ровняем площадки и устраиваемся."

Характер пути

Подъем по центральной части ледника Вали к месту слияния его северной и северо-восточной ветвей.

07.20 - 10.35

2 часа 15 минут

39o18'38.7"с.ш.

72o45'31.9" в.д.

h = 4615 м

Пологий, открытый, сильно холмистый ледник, местами прикрытый моренным чехлом. Глубокие ручьи. ~3 км.

Пересечение ледника Вали к центру нижней части ледопада его северо-восточной ветви.

10.55 - 12.00

55 минут

39o18'48.1"с.ш.

72o45'49.8" в.д.

h = 4700 м

Открытый ледник с большими пологими увалами. ~530 м, до 20o. Кошки.

Подъем по пологой нижней части ледопада северо-восточнойветви ледника Вали до начала крутого взлета.

14.55 - 16.00

39o18'53.5"с.ш.

72o46'00.5" в.д.

h = 4830 м

Пологий ледопад на открытом леднике с неширокими разломами и некрутыми взлетами. ~500 м, до 30o. Кошки.

Преодоление участка крутого взлета ледопада северо-восточнойветви ледника Вали.

16.10 - 17.50

1 час 40 минут

39o18'55.9"с.ш.

72o46'03.6" в.д.

h = 4925 м

Ледопад с широкими разломами и крутыми сбросами. Мосты. Связки, перила, разведка. ~100 м, средняя крутизна 42o.

Движение по центральной части ледопада северо-восточнойветви ледника Вали.

18.00 - 20.10

1 час 45 минут

39o18'59.9"с.ш.

72o46'11.6" в.д.

h = 5020 м

~250 м, средняя крутизна 25o.

Всего (16.08.2007):

07.20 - 20.10

7 часов 35 минут

dh = + 775 м

Выходим довольно поздно - в 0800 и прямо от места лагеря продолжаем уже ставшую накануне привычной процедуру, правда, в несколько ином порядке:

мост -

стенка -

гребень -

спуск -

разлом -

DO LOOP.

Так "рубимся" около 3,5 часов (см. фото 6.14, 6.15, 6.16, 6.17, 6.18, 6.19, 6.20, 6.21), держа общее направление вверх - влево-по-ходу, к орографически правому борту ледника. Погода по-прежнему не очень - пасмурно, довольно ветрено, иногда начинает сыпать небольшой снежок. Хотя в ледопаде может это и к лучшему - горы в такую погоду "тихие" и идётся спокойней...

Ледопад кажется бесконечным, и уже начинают закрадываться разные "пораженческие" мысли: "Господи, ну сколько же можно!", "А вдруг это никогда не кончится?" и "На хрена мы вообще сюда полезли?!"... Наконец к 1140, вылезаем из очередного разлома и по пологой снежно-ледовой полке выходим влево п.х.д. на пологий (10-15o) разорванный ледник. Подходим к его правому борту, но там прохода тоже нет - карман-рантклюфт весь разломан и засыпан обвалами льда со склонов пика Дзержинского.

Надо снова уходить на центр, где кажется наиболее проходимо и безопасно, но путь туда преграждает огромный разлом с узким ледовым "пером" через него (фото 6.22). Провешиваем очередную веревку перил, переходим через этот разлом (фото 6.23) и наконец-то оказываемся на пологом верхнем плато северо-восточной ветви ледника Вали (время 1250, высота 5150 м). Оно, конечно, тоже во всех направлениях испещрено многочисленными разломами изрядной ширины (фото 6.24), но, по сравнению с ледопадом, из которого мы только что выбрались, это просто "детский сад"! :-) И хотя понятно, что до перевального взлёта еще предстоит немало физической и технической работы, здесь уже становится ясно, что мы сделали это - ледопад северо-восточной ветви ледника Вали пройден. Мы - первые! :-)

Поэтому с чувствами глубокого облегчения и удовлетворения садимся здесь обедать. С обеда выходим в 1510 и идем, лавируя сначала по центру ледника, а затем немного смещаемся вправо по ходу под левый борт - там карнизы кажутся поменьше. :-( Поскольку сегодня у руководителя День Рождения, то день у нас не ударный - сделав 3 ходки по 25 минут, в 1640 становимся лагерем, практически в центре верхнего плато ледника - подальше от всех стенок и, по возможности, под защитой крупных разломов.

К вечеру погода улучшается - ветер разгоняет тучи, появляется голубое небо и даже солнышко. Отмечаем День Рождения и просматриваем предстоящий нам на следующий день перевал Вали Восточный (фото 6.25, 6.26).

© Из дневника Кости Савенкова: "Опять встала проблема поиска места для ночёвки: плоский цирк перевала со всех сторон был закрыт следами лавин и ледовых обвалов. Под лагерь выбрали точку, равноудалённую от окружающих стен: до центра цирка лавины вроде бы не доходили, если что, максимум облаком накроет.

Ночью постоянно сыпало с пика Дзержинского. Несколько раз я просыпался и выглядывал из палатки. Один раз, действительно, был довольно сильный обвал, облако от которого перемело лагерь."

Характер пути

Лавирование в ледопаде северо-восточной ветви ледника Вали. Выход из центра к правому борту ледника в месте перегиба.

08.00 - 11.40

3 часа 40 минут

39o19'05.5"с.ш.

72o46'10.2" в.д.

h = 5065 м

~180 м, средняя крутизна 15o.

Пересечение северо-восточной ветви ледника Вали к центру в районе перегиба. Выход на верхнее плато.

11.45 - 12.50

39o19'07.7"с.ш.

72o46'19.4" в.д.

h = 5150 м

Закрытый ледник с большими разломами. Мосты. Связки, перила. ~230 м, 20o.

Движение по верхнему плато северо-восточной ветви ледника Вали.