Автор: Павел Павлович Захаров, Москва

Дядя Леша Малеинов. (Страницы истории восхождений на Ушбу)

Ушба. На переднем плане – Ушбинская подушка.
Затем Северная вершина -. 4695 м. и Южная Ушба – 4710 м.
(Фото П.Ф.Захарова)

Летом 1935 года палаточный лагерь небольшой киногруппы из Москвы стоял в непосредственной близости от нижней кромки Цейского ледника (Сев.Осетия). Зеленая травка на площадке на гребне морены, журчание ручейка – лучшего места для отдыха после дней проведенных во льдах и не придумать. После съемок в Крыму, где снимались эпизоды скальной техники и страховки для большого учебно-познавательного фильма, группа приехала сюда для съемок на снегу и льду. Главным героем фильма был молодой, но уже опытный альпинист и горнолыжник Алексей Малеинов*. Именно он в свое время поведал историю, которая с небольшими отступлениями предлагается сейчас.

График работы группы был построен так, чтобы регулярно выкраивать по парочке дней на своеобраз¬ный «отпуск»: спуститься вниз, отдохнуть на туристской базе, по-мыться в душе и покушать «цивильной» еды, как подшучивали над экспедиционным поваром.
В один из таких «отпусков» на турбазе произошла встреча с четверкой немецких альпинистов. Потрясающе! С ними не было ни переводчика, ни сопровождающих агентов НКВД - никого! Ходили они по окрестностям совершенно самостоя¬тельно, имели прекрасные карто¬схемы района и путеводители знаменитых исследователей Кавказа - Мерцбахера и Фрешфильда. Глядя на их топографическую «оснащенность», у киногруппы от зависти сводило челюсти. Для наших альпинистов и туристов такие карты просто были недоступны из-за бушевавшей тогда мании повальной секретности.

Так или иначе, но вскоре киногруппа познакомилась с немцами. Это были альпинисты из Мюнхенского альпинистского клуба: А. Гёттнер, Л.Шмадерер, Л.Фёрг и Г.Розеншон. На Кавказ они приехали впервые, многого не знали и явно чувствовали себя не в своей «тарелке», особенно из-за языкового барьера. Несколько слов разговорного русского языка, которыми владели немцы, в счет не шли. Наш оператор, Лёня Толчан (побывавший в Германии в 1928 г. на закупках технического оборудования), был находкой для всех - его знаний немецкого языка вполне хватало для оживленных разговоров двух «высоких» сторон, все-таки разговоры-то шли на высоте почти двух километров над уровнем моря! Однажды к вечеру, сидя на ступеньках столовой турбазы, разговорились о том, кто есть кто. Немецкие альпинисты проявили по-настоящему искренний интерес ко всему, чем мы занимались. Мы же с удивлением узнали, что в Цей они приехали «для тренировки», а «коронным номером» немцев в этом сезоне будет Ушба, да не просто восхождение, а траверс! Мы стали посматривать на них с возрастаю¬щим интересом.

(Потом, много-много лет спустя, «дядя Леша» (так многие хорошие и добрые друзья Алексея Александро¬вича Малеинова любя звали его) с не проходящим чувством хорошей зависти говорил «...ребята, вот нем¬цы приехали делать на нашей Ушбе такое классное восхождение, а мы, что же - не доросли!?». Правда наши альпинисты к этому времени уже совершали восхождения на Северную и Южную вершины, а вот до последовательного их траверса, как-то руки не доходили). Немецкие альпинисты похоже неплохо подготовились к своему «коронному номеру» - так они назы¬вали свое будущее восхождение. Отличная экипировка, подробнейшие консультации в Мюнхене у «старика Пфанна» (это он –Г.Пфанн и Г.Лёйхс в группе Л.Дистеля в 1903 году (!) впервые совершили удивительное восхождение на Ушбу, поднявшись на седловину с ледника Гуль (Сванетия), поочередно побывав на Южной и Северной вершинах и спустившись снова на Гуль) прекрасное вла¬дение техникой альпинизма (особенно отличался Гёттнер) - все это давало основания предполагать, что группа немецких альпинистов сможет выполнить свой «коронный номер».

Крест Ушбы с северной стороны. Этот маршрут сложнее,
чем путь 1903 г. с ледника Гуль. «Крест Ушбы» с севера
впервые пройден в 1961 г.группой К.Барова, участники:
А.Чатынян, Э.Петров, В.Лебедев.Первую попытку прохождения
«креста» до войны делала группа Алексея Малеинова.
(Фото П.Ф.Захаров)

А пока немцы решили сделать тренировочное, восхождение - пройти северную стену вершины Адай-хох. (Впоследствии это будет далеко не рядовой маршрут 5Б к.с. по оте¬чественной классификации).
В один из последующих рабочих кинодней, когда группа отдыхала у своих палаток, из Цейского ущелья потянуло плотным туманом, который своей пеленой окутал обрывы морены, затянул ледник и поляну бивака с палатками. От нечего делать наш шеф-повар Гриша стал готовить украинский борщ (несмотря на то, что он был грузи¬ном, борщи варил отменные) и, возвращаясь с ведром воды, от ручья увидел, как вдруг из тумана вы¬плыли две фигуры. На краю нашей поляны они достали из рюкзака конверт палатки Здарского и стали устраиваться на ночлег под большим камнем, метрах в двадцати от нашего лагеря. Мы сразу узнали их - это были Гёттнер и Шмадерер. Не дожидаясь, когда гости установят свою Здарку, мы пригласили их разделить нашу трапезу. Они с готовностью согласились.

Пока готовился ужин и доваривался борщ, высокий блондин с военной выправкой, а это был Гёттнер. вытащил губную гармошку, и неожиданно над поляной поплыли звуки так хорошо знакомой старой русской песни – «...из-за острова на стрежень...». Увидав наше изумление, он решил усилить эффект - и на оторопевших от удивления слу¬шателей обрушились звуки «Интернационала»! Правда, при этом он сопроводил свою импровизацию характерным жестом вокруг горла и сказал: «Сейчас в Германии за это - вот...»

После ужина, который несколь¬ко затянулся (ведь представителям двух стран так многое хоте¬лось узнать друг о друге), мы при¬гласили немецкую двойку перено¬чевать в свободной палатке нашего лагеря (погода так и не улучшилась). Утро было прекрасным - солнце заливало своими лучами ледник, вершины гор, тропу, уходившую вниз, а мы, к этому времени уже успевшие отснять не один десяток прекрасных кадров на леднике, вдруг увидели, как из открывшейся палатки пояилась всклокоченная белокурая голова. Оказывается, наши гости так заспались на мягких матрасах, что проспали и назначенный на раннее утро выход, и завтрак - наш шеф-повар был по со¬вместительству помощником у оператора.
Когда они проходили мимо нас, спускаясь по тропе, со стены Адай-хоха прогремел обильный камнепад. Лезть по опасной стене явно было поздно. Переглянувшись, мы подумали об одном - наверно, наше гостеприимство сорвало немцам классное восхождение...

Мирное и совсем безоблачное (погода была прекрасной для Цея) течение наших съемочных работ было прервано страшным извести¬ем - при попытке восхождения с гребня Дых-тау (эта один из пятитысячников Безенги) сорвался и погиб брат Алексея Малеинова - Алек¬сандр,
Малейнову ничего не оставалось делать, как бросить работу в фильме и пуститься в далекий путь через перевалы, чтобы попасть в Безенгийский район Центрального Кавказа.
В это время наши гости, альпинисты из Мюнхена, благополучно добрались из Цея в Баксанское ущелье и поднялись в Приэльбрусье. Там они выбрали для трениро-вочного восхождения никем не пройденный к тому времени маршрут на 3-ю Западную вершину массива Шхельды, что стоит рядом с объектом их вожделений - Ушбой.
Это - наклонное, крутопадающее ребро (так в альпинизме называет¬ся подобный рельеф), сложенное из скальных участков, перемежаю¬щихся значительными участками льда и снега. Основная особенность этого маршрута состоит в том, что по всей его протяженно¬сти ребро перехлестывается лавинами и ледовыми обвалами.

Группа под руководством Шмадерера совершает восхождение по проблемному и опасному маршруту. Не заходя на вершину (ведь они выполнили основную свою задачу) группа спустилась на южную сторону массива и благополучно вернулась в Терскол. Впоследствии этот маршрут среди отечественных альпинистов стал называться «ребром Шмадерера».

До сих пор этот маршрут считается предельно опасным, и по нему на Шхельду со времени первого восхождения в лучшем случае поднялось 10 групп! После тренировочного восхож¬дения внезапно заболевает Розеншон. По рекомендации советских альпинистов Шмадерер берет на траверс Ушбы Гока Харламниева, брата Анатолия Харлампиева (старшего) - известного в нашей стране прежде всего тем, что он был основателем советского вида борьбы «самбо».

Стены Южной Ушбы. С этой стороны начинался
траверс группы Лео Шмадерера в 1935 году.
(Фото П.Ф.Захаров)

Группа вполне благополучно совершает траверс Ушбы (с юга на север, это до сих пор редкий вариант траверса) и уезжает на родину в Германию. Но история группы Гёттнера (он был официальным ру¬ководителем) на этом не заканчи¬вается.

Одно из самых опасных мест на траверсе Ушбы – перемычка
между Северной и Южной вершинами. (Фото П.Ф.Захаров)

Продолжение истории группы было воистину трагичной, они даже не дожили до Второй мировой войны. Гёттнер, участвуя в международной экспедиции в Гималаях, погиб в 1937 г. под вершиной Нанга-Парбат. Шмадерер, оказавшись в 1939 г. в Индии, был интернирован английскими властями, как германский подданный и заключен в концлагерь. Дальнейшая его судьба ужасна: при попытке к бегству в сторону Китая он был зарезан кочевниками (по другой версии – забит насмерть камнями) и в том и другом случае предметом вожделения местных бандитов вполне могли стать его золотые коронки во рту. Георгий (Гок – так его ласково звали хорошо знавшие его люди) Харлампиев в 1937 г. был арестован за связь с «агентами гестапо» и расстрелян на Бутовском полигоне в том же году, как «враг народа». Судьба четвертого члена этой группы Розеншона нам не известна до сих пор.

Еще немного об истории. Первый советский траверс Ушбы, начиная с Северной вершины через Южную со спуском по так называемому «красному» углу, был совершен в 1937 году группой под руководством прекрасного альпиниста Евгения Абалакова (участники: Евгений Васильев, Петр Заричняк и Гуго Селл). Одновременно с ними, навстречу от Южной вершины шла еще одна советская группа: Елена Казакова – руководитель, участники: Франц Регель, Александр Сидоренко. Повороты истории и ее последствия воистину неисповедимы: из всех советских публикаций на эту тему были изъяты фамилии П.Заричняка, Г.Селла, Ф.Регеля – это были «враги народа», которые не могли участвовать в одном из серьезных достижений молодого советского альпинизма. Поэтому даже в таком сборнике, как «К вершинам Советской земли» состав двух групп был объединен в одну (!) и сказано, что «траверс совершила группа в которой был руководителем Е.Абалаков и др.». Вот так и были спрятаны под этим «и др.» неудобные фамилии участников знаменательного восхождения. В Классификационной таблице вершин, в которую вносятся все совершенные перво-восхождения и первопрохождения маршрутов, до сих пор нет указания о том, что Шмадерер с группой прошел на Шхельду по своему же «ребру», а о том, что Гок Харлампииев был первым советским альпинистом, совершившим в 1935 году траверс Ушбы (с юга на север), вообще нет никаких упоминаний. Нет указаний о том, что выдающийся организатор советского (довоенного) альпинизма В.Л.Семеновский первым из советских альпинистов в 1929 году в группе известного немецкого восходителя Вилли Меркля совершил восхождение на Юж.Ушбу.

Соседи: слева – Ушба, справа – массив Шхельды
(Фото П.П.Захаров)

Братья Малеиновы:

Алексей Александрович Малеинов (1912-1991), средний из трех братьев - альпинистов еще довоенного периода. Алексей Малеинов – заслуженный мастер спорта по альпинизму. Старший инструктор по альпинизму. Не будет преувеличением сказать, что он являлся одним из отцов-основателей довоенного спортивного альпинизма в стране. Он стоял у истоков создания Единой Государственной спасательной службы (1937). Много работал над укреплением военного альпинизма. Был бойцом ОМСБОНа. В числе первых ведущих альпинистов был направлен в Школу военного альпинизма и горнолыжного дела Закавказского фронта в Бакуриани, где был преподавателем горных дисциплин (1942-1943). После войны активно восстанавливал разрушенное альпинистское хозяйство. Работал в отделе спорта ВЦСПС. Инициатор, автор проектов, а впоследствии и директор (пройдя все ступени инженерных должностей) строительства канатных дорог в Приэльбрусье и всего комплекса в целом. Альпинисты страны больше его знали как «дядю Лешу», чем величали по имени-отчеству. В Терсколе почитали за честь, если «дядя Леша» приглашал на какой нибудь новый спуск на лыжах (вдвоем) по целинному снегу с вершины Чегет-кара-баши.

Старший брат – Александр (1907-1935) – профессиональный художник-карикатурист, работал в журналах «Лапоть» и «Крокодил», «На суше и на море», «Огонек», «Прожектор». Его работы всегда принимали в газетах «Комсомольская правда» и «Красный спорт». Трагически погиб при восхождении на Дых-тау (Безенги) в группе В.Семеновского (1935).

Прежде временная гибель Александра Александровича прервала его начинавшийся путь серьезного альпиниста и великолепного художника
Его учитель, знаменитый художник В.А.Фаворский говорил ему: «У Вас Саша, талант карикатуриста от бога».

Младший брат – Андрей (1915-1984) художник, посвятивший свое творчество горам и природе крайнего Севера. Воевал на перевалах Кавказа, в Карпатах и Альпах. Автор серии картин, написанных им во время длительного Арктического похода на ледоколе. Преподавал в Школе военного альпинизма и горнолыжного дела в Бакуриани (1943-1944). Мастер спорта СССР по альпинизму. Старший инструктор по альпинизму. Заслуженный тренер СССР по альпинизму. При всей занятости, Андрей Александрович очень любил инструкторскую работу и всегда хоть на одну смену выбирался в один из Кавкавзских альплагерей. Особенно он любил работать с начинающими альпинистами.

пожалуйста, по возможности, ссылки

Спасибо за рассказ. Интересно не только, как шли дела на исторических маршрутах, но и как складывались судьбы участников восхождений. В связи с этим у меня несколько замечаний. Заметка снабжена авторскими снимками, и все они подписаны именем автора. Хорошо. Но в конце заметки приведены фотокартинки нескольких страниц одной или разных книг, повествующих о восходителях, и они не подписаны ничьим именем. Что за книги и авторы полегли без имени? Почему не объединить в одном начала рассказчика и исследователя? Для этого ведь достаточно приводить ссылки на другие имеющиеся источники по теме, их ведь совсем немного. Я, например, с большим интересом изучил бы по предоставленной ссылке имеющиеся сведения об упомянутых немецих участниках восхождений. Автор же все "пропускает через себя", и потому не всегда ясно, где ему мешает дефицит имеющейся информации, а где ее недостаточное знание. Еще раз, спасибо!

Спасибо за статью

Огромное спасибо за статью. И огромная просьба. Если у Вас в распоряжении есть хоть какие-то материалы по истории "альпинистского освоения" Цея, я буду Вам безмерно благодарен если сочтете возможным поделиться ими. Мой ящик: brodyaga_vvv@mail.ru

Ушба - граница...

Мне удалось (и никому другому) довольно-таки давно составить ДВАДЦАТЬ строчек об истории - Сведения о первых восхождениях на вершины «Ушбы» Составил Стариков Г.А., 1999 г. (Уточнено на 23.07.2003) 1929 14-16.08 Ю 2-е (м-т А.Шульце, 1903) Ф. Бехтольд, В. Меркль, В. Рехль (немцы) и В. Семеновский (Москва) 1935 10-12.08 Ю-С пп траверс Л. Шмадерер, А. Геттнер, Л. Ферг и Г. Харлампиев (Москва) 1937 19-22.07 Ю-С 2-е траверс Е. Казакова, А. Регель 1937 8-11.09 Ю-С 3-е траверс А. Сидоренко, С. Слуцкин Опубликовано ранее, а затем в книге Альпинисты Северной Столицы, 2004 г., № 4, с.251. Видно, что Регель АЛЬФРЕД, а группы 1937 года прошли в разные сроки. Нужно быть обязательно читателями, но не только “как чукчи - писателями”.

Спасибо

Очень интересная статья! Немного разочарован - оказывается, первый советский траверс с юга на север был в тройке. В книжке Рототаева "Побежденная Ушба" 1948г. издания написано, что восхождение совершила двойка Казакова - Регель, причем они вышли из Тегенекли автономно, а встречали их через 10 дней в Шхельдинском ущелье. И Казакова несла в рюкзаке платье, чтобы сфотографироваться в нем на Ю. Ушбе. Я прочитал эту историю еще 30 лет назад, студентом, и это восхождение было для меня эталоном. Насколько все выглядело смело и уверенно!