Горы мира > Арктика и Антарктика >

Автор: Сергей Краско, Москва.
Фото: Сергей Краско, Александр Ручкин, Predrag Vickovic ,Tomas Senf, Cengiz Tanc

Сергей Краско
Путевые заметки
из Антрактиды

Часть II

13 ноября, суббота.

Сегодня улетаем с Новолазаревской к Ульветанне. Долго думали, что оставить по причине перегрузки самолета. В результате взяли все, а еще контрабандой протащили на борт две доски и плиту ДСП для лагеря, а также шикарный пластиковый туалет, вещь в хозяйстве необходимая. Пилоты завели моторы, мы пристегнулись и… всем велено было выходить по причине поломки одного мотора.

Оптимистичные тридцать минут превратились в несколько часов ожидания. Особенно загрустили, когда к самолету подтащили серьезный агрегат-турбину. Но в результате мотор удалось оживить, и мы взлетели. Летели всего 40 минут, сделали круг над Ульветанной и зашли на посадку. Садились на наст, на мой взгляд, жестко. Летчики потом долго и озабоченно рассматривали лыжу на одном из шасси. Вроде, все обошлось. Все хорошо, кроме того, что высадили нас вдали от горы.
По первому впечатлению в одном-двух километрах от нее. Два дня таскали вещи поближе к горе, на расстояние 1,5 км. В результате от лагеря до горы осталось еще 4 км. Здесь, в Антарктиде, совершенно другое восприятие расстояний. Вот вроде лагерь, рукой подать, а GPS показывает - 2 километра. Совсем невдалеке отчетливо видна гряда красивых гор, по ощущению не больше 5 км. А по карте до них 25 км. Путевые записки из Антарктиды

14 ноября, воскресенье.
Наши координаты: S 71 49. 116’ E 008 23.142. Сегодня день обустройства лагеря.
Я, Юра и Ойтен и заняты постройкой туалета. Строим капитально, заодно осваиваем технологию строительства из снежных блоков. Есть мысль, к концу экспедиции построить настоящую иглу.

Центр нашего лагеря – штабная палатка. Её и печку в придачу мы получили в подарок на станции. Палатка канадская, двойная, специально спроектирована для подобных условий. В ней комфортно размещается вся наша команда – 11 человек. А также кухня и все продукты.

Рядом со штабной стоят 5 маленьких палаток. В стороне, в яме, - генератор и канистры с топливом. Топливо 3х типов: для примусов, для генератора, для печки. Важно не перепутать. Поэтому все маркируем перманентным маркером – канистры, кружки, тарелки, термосы.

16 ноября, вторник.

Сегодня отличная погода, ходили смотреть северную стену Ульветанны и искать площадку приземления. Стена впечатлила – больше километра отвесного гранита. Сгоряча надел легкие трекинговые ботинки. Как выяснилось, в Антарктиде вещь бесполезная и даже опасная. Пока шел, было хорошо, но после десяти минут остановки ноги задубели и пришлось спасаться бегством. Отогрел их только через час интенсивной ходьбы. Спрятал эти игрушки на самое дно рюкзака. В лагере все, кроме турок, ходят в валенках. Это идеальная обувь для этих условий. А турки не носят валенки, потому что у них их нет. На выходы я надеваю высотные двойные ботинки. Немного тяжеловато ходить, зато тепло.

Пока с погодой нам везет. Главное - нет ветра. Днем, пока светит солнце, почти тепло, даже можно ходить без пуховки. А как только солнышко прикрывается горами, сразу холодает до минус 20°С - 25°С. В штабной палатке работают примусы и печка, поэтому относительно комфортно.
Особый стресс – это укладка в спальные мешки в палатках. Я сплю в двух – один тяжелый пуховый до минус 44°С и внутри еще один – легкий. Поэтому тепло. Сплю в термобелье. Проблема только в инициализации этого процесса. Надо раздеться до белья, быстро упаковаться в кокон и затем пять минут колотиться от холода и ждать прихода тепла. Помогает энергичное покряхтывание, как под холодным душем. Ручкин и Розов поступают неспортивно – они прогревают палатку горелкой перед сном. Но это надо делать очень осторожно, чтобы не устроить пожар. На всякий случай держу под рукой нож – при пожаре можно быстро разрезать палатку и тент и выскочить наружу. Если повезет.
Разговаривал по телефону с женой. Спросила про температуру на улице. Долго не могла поверить и переспрашивала – это минус или плюс. Для нее жизнь существенно замедляется при +10 °С и совсем уже невозможна при нуле и ниже. Как оказалось, к таким суровым условиям я подготовился неплохо. В резерве есть еще шикарные пуховые штаны. Лишь вчера продефилировал в них на зависть местной публике по местному Бродвею – между нашей и штабной палатками.

Продукты покупали с запасом, из расчета лучше больше, да лучше. Поэтому у нас всего много. Правда оказалось мало хлеба и сухарей, забыли в Кейптауне в морозильнике почти все мясо, нет сала, померзли лук и чеснок. А самое главное – никто толком не умеет готовить. Я на общем фоне выгляжу достойно, почти профессионально. Разведенная сухая картошка с обжаренными сосисками пошла на ура. Боюсь только, что через пару повторений могут побить. Надо срочно придумывать новые блюда.

Выручают завтраки – все бодяжат мюсли и быстрые супы. А так как питание у нас двухразовое, то про кулинарные изыски вспоминаем только вечером. Без конца пьем чай и другие жидкости – за день организм сильно обезвоживается. А вечером поедали Red Bull. Да-да, именно поедали. Замерзшую банку этого напитка резали кубиками и добавляли вместо льда в напитки. Заодно существенно улучшили вкус местной стерильной воды. В условиях антарктической стерильности иммунная система ослабевает, Путевые записки из Антарктиды поэтому мы искусственно добавляем ей стресса – посуду моем условно, лишь слегка протираем ее после еды салфетками.

А еще не нужно забывать принимать ежедневно витамины, а то появляются первые признаки цинги, припухают десны. Хорошо, что вспомнил – пойду приму. А поутру пытаемся из смерзшегося брикета влажных салфеток отодрать одну-две. Иногда получается, чаще – нет. Надо попробовать резать их как Red Bull и умываться получившимися кубиками.
Сегодня на горе Предраг подвернул ногу, и на его колене вскочила шишка. Было решено – лечить. Валера провел консультацию с врачами с Большой Земли. Вечером устроили шоу. Началось все с шуточек, а закончилось шухером. Предраг закатил глаза и потерял сознание. Все суетились, и только Селим возбужденно бегал с видеокамерой и счастливо показывал всем свой большой палец. Профессионал – и в Антарктиде профессионал.

17 ноября, среда – день прыжка.

Вся команда на горе. Внизу только я, Ойтен, Максим и Кристоф. Прыжок запланирован на 12 часов. Я, конечно, пришел на площадку приземления вовремя. И здесь опыт не подвел. Теплая пуховка и пуховые рукавицы пришлись кстати. Вся фото- и видеобратия лезла по веревкам очень медленно. В результате Валера прыгнул с большой задержкой. Все было хорошо, кроме того, что Валера сильно замерз и после отделения плохо контролировал тело. В результате он открылся чуть раньше обычного. Безопасность превыше всего! Амплитуда прыжка около 1000 метров. Я, как обычно, обеспечивал площадку приземления, обозначал ее, делал замеры ветра, был хранителем аварийной аптечки. А в нагрузку снимал приземление на видео, брал интервью сразу после приземления и должен был еще делать снимки на фотоаппарат Предрага. В суете последнее забыл, поэтому Валере пришлось на морозе еще раз бодро надевать костюм и парашют и бодро позировать перед камерой. Вечером просматривали фото- и видеоматериалы. Все вышло просто супер! По моим подсчетам прыжок снимали на 7 видеокамер и 4 фотоаппарата. И это не считая личных. Мой Canon 40D здесь выглядит как детская мыльница.

Несколько слов о команде фото и видео операторов. Я думаю, здесь собрались сильнейшие европейские фото и видео экстремальные операторы. Работают самоотверженно и очень профессионально. При этом легки в общении, делают любую работу.

А уже через два часа после прыжка мы сидели в базовом лагере под условно теплым антарктическим солнцем и пили народный напиток виски. Здесь, в Антарктиде, алкоголь показан по медицинским соображениям. Вчера Валера целый час тщательно ровнял площадку перед нашей палаткой. Говорит, что после приема нескольких доз медикамента нарушается координация и, возвращаясь домой, он каждый раз падает. Из вариантов: уменьшить дозу или разровнять площадку, Валера решил выбрать второе. Посмотрим, поможет ли.

18 ноября, четверг.

Сегодня законный день отдыха. Погода отличная, светит солнышко. Правда это приносит другие проблемы. Очень быстро и незаметно все подгорели. Особенно страдают кончики носов снизу, загорают отраженным от снега ультрафиолетом. У меня эта часть тела обгорела до мяса. По этой причине никогда не снимаю шапку и солнцезащитные очки – берегу уши и глаза. Предраг один час походил без очков –
сейчас его глаза как два помидора и из них постоянно текут слезы. Отдельная проблема – губы, у всех они опухли и потрескались. А Валера совершил сегодня акт самоистязания – побрился. Не очень понятно зачем. Ближайшие особи женского пола в сотнях километрах от нас. Даже пингвиних и то на горизонте не просматривается. Из живности здесь летают только красивые белые птицы размером с чайку. Как объяснил Юра, в наших горах они строят гнезда, а за пропитанием летают за 150 км на побережье. И пока один (или одна) летает, другой сидит в гнезде и высиживает птенцов. А чтобы им жизнь медом не казалась, иногда прилетают большие серые поморники и поедают их яйца, а заодно и их самих. Вот такая теория Дарвина в действии. Здесь, в Южном полушарии, все не так, как в Европе. Даже Солнце ходит «неправильно». Говорят, что даже воронка воды в раковине крутится в другую сторону. Проверить это не удалось, нет раковины, да и, наверное, вода здесь замерзнет быстрее, чем утечет. Все время светло, поэтому про звезды в Антарктиде ничего сказать не могу – наверное, красивые. Меня назначили ответственным за печку. Каждый вечер в 7 часов я начинаю таинство включения этого сооружения. Еще на Новолазаревской местный загадочно дизелист сказал насторожившую меня фразу: «Печка хорошая, но нужно пое….ся». Так и происходит. Каждый вечер я занимаюсь этим самым процессом. Зато минут через 20 мы сидим и наслаждаемся исходящим от нее теплом. Сегодня Юра Байковский обнадежил, что скоро будет теплей, как-никак приближается середина местного лета. Правда, он сказал, что днем будет сыро, и мы не сможем ходить в валенках. Я с радостью согласился с такими неудобствами, ведь у меня есть русский «хай тек» – силиконовые галоши.
А пока светит солнце, и нет ветра, ощущения вполне комфортные, особенно если что-либо делать. Поэтому два дня я был занят постройкой стенки вокруг палатки. И не мерз, и у ребят сложилось ложное представление обо мне как о трудолюбивом человеке. Не знаю, удастся ли сохранить такой имидж до конца экспедиции.

А если серьезно, то в памяти еще свежи воспоминания о сильном ветре в Патагонии. Если здесь такое повторится, лучше быть подготовленным.

Все достали из рюкзаков национальные флаги. На одном шнурке висят российский, сербский, турецкий, французский и, зачем-то, южноафриканский флаги. А Томас повесил над туалетом большой флаг Швейцарской конфедерации. Мы шутим, что теперь для посещения туалета нужна виза. Хорошо, что у меня есть Шенген, а что делать Ручкину? За неимением белорусского флага я выстроил наверху снежной стенки, окружающей нашу палатку, башню Тереспольских ворот Брестской крепости. На Кавказе есть пещера Брестская крепость, теперь вот и в Антарктиде появилась ее младшая сестра. Теперь смотрю из палатки через амбразуру.

20 ноября, суббота.

На гору ушли Валера, Саша и Томас. Будут вешать предвершинную стену и пытаться выйти на вершину Ульветанны.

Я остался один в палатке. До 10 часов утра нежился в теплом спальнике, точнее в двух. Все жду обещанной Байковским жары. Он сегодня улетает на Большую землю, а жары все нет. Может быть, жара сидит в засаде и ждет, пока он улетит? Сегодня нас станет на три человека меньше. Ждем большую железную птицу, которая увезет на Новолазарескую Максима, Юру и Кристофа.

Самолет прилетел в обед, долго кружил и сел вдалеке от лагеря. Летчики делали несколько заходов, искали более-менее ровное место. В прошлом году один такой самолет неудачно приземлился и сломал лыжу. А поверхность в районе лагеря условно ровная – заструги до полуметра высотой. Пришлось почти два часа челноком таскать вещи. А пилоты с интересом за этим наблюдали. Самолет и пилоты канадские. С удивлением узнал, что самолет построен в 1943 году, наверное, еще Черчиля возил. Правда, моторы почти новые, всего десяток лет. Но выглядит самолет вполне красиво, блестит свежевыкрашенными крыльями. Поймал себя на мысли, что пытаюсь определить, в какую сторону вращаются винты пропеллера. Хотя не мешало бы для начала знать, в какую сторону они вращаются в Северном полушарии. Экипаж 5 месяцев работает в Антарктиде, затем своим ходом летит домой, в Канаду. И остаток года летает в снегах на севере Канады. И так по кругу каждый год. Самолет привёз дополнительно 2 канистры топлива – теперь можем жечь примуса и печку без ограничений. А еще доставил заказанную дополнительную пищу. Все очень по-русски: 3 маленьких буханки хлеба и 3 больших бутылки водки. При отлете Максим оставил трофеи – пару валенок, спутниковый телефон и журнал МАКСИМ.
Рекомендовал не злоупотреблять чтением. Вечером турки с интересом по этому журналу изучали русский язык. Сегодня вечером в кают-компании дело дошло до шахмат. Это значит, что жизнь окончательно вошла в мирное русло, акклиматизация завершилась. Мороз перестал восприниматься как мороз – привыкли. Только обгоревшее лицо, а особенно кончик носа воспринимает ветер как ожог, по ощущениям приблизительно как в сауне, горячим паром.

21 ноября, воскресенье.

Сегодня Валера, Саша и Томас планируют выйти на вершину Ульветанны. А кинооператоры их будут снимать снизу через мощные телеобъективы. Камеры таковы, что с расстояния 2 километра можно отчетливо снять копошащихся на гребне людей. На счастье погода благоприятствует – солнечно и почти нет ветра. Восходители рассчитывали быть на вершине к часу дня, но стена оказалась сложней, чем ожидали. Чтобы день шел интересней, занимаюсь любимым делом – строю стенку. Теперь уже вокруг штабной палатки. А она по периметру в четыре раза больше нашей, так что без дела не останусь. Сейчас сижу в штабной палатке, жду 18-часовой сеанс связи с восходителями. Надеюсь, у них все хорошо. Немного утешает, что ночи здесь не бывает, поэтому холодной ночевки, в привычном значении, не будет. Но к вечеру ощутимо холодает, и лучше бы им пораньше спуститься в лагерь на перемычке. Ура! Вернулись турки и сообщили, что восходители благополучно поднялись на вершину. Весь этот процесс снимался на видео с очень мощным zoom с расстояния почти два километра. Получилось здорово. Сейчас ребята спускаются в промежуточный лагерь. Ждем сеанса связи. Они решат, будут ночевать на перемычке или придут в базовый лагерь. За ночевку на перемычке работает усталость, за возвращение на базу – теплая палатка, сытный ужин и содержимое волшебного ящичка в дальнем углу кухни. А у нас в лагере течет мирная жизнь, только что поужинали. Я сегодня зажигал – приготовил макароны со сложной поджаркой. Всем понравилось. Тщательно скрываю от всех секрет успеха. Но вам расскажу: главное, класть побольше масла. Начинаем вечерний матч-реванш по шахматам. Восходители сообщили с горы, что будут сегодня спускаться в базовый лагерь и что сильно устали и замерзли. Остаюсь их встречать, остальные ушли спать. В 12 ночи пришли ребята. Лица еще те – осунувшиеся, обгорелые и очень уставшие.

Устали настолько, что отказались от заслуженных ста грамм. В час ночи пошли из штабной палатки в спальную. Солнце как раз вышло из-за горы и висит уже высоко над горизонтом. Ну а теперь с головой в спальник, чтобы не видеть солнца, побыстрей согреться и «спокойной ночи, малыши».