Mountain.RU
главная новости горы мира полезное люди и горы фото карта/поиск english форум
"Горы в фотографиях" - это любительские и профессиональные фотографии гор, восхождений, походов. Регулярное обновление.
Горы мира > Хибины >
Всего отзывов: 0 (оставить отзыв)
Автор: Денис Гриненко, Санкт-Петербург

Хибины 2009

Все начиналось в марте…
По-настоящему весеннее солнце и быстро тающий снег, разбудили в моей голове мысли о предстоящем лете и, соответственно, о коротком отпуске, который пора было уже планировать.
В прошлом году этот небольшой отрезок времени в четырнадцать суток мы решили провести в степных просторах Крыма, живя дикарями в палатках и купаясь в водах Черного моря.
Кроме солнечных ударов и ожогов, было конечно еще много и положительных моментов, но именно тогда я сделал важный для себя вывод - мне противопоказан отдых в жарких местах типа Крыма и прочих без тени над головой.

Поэтому при выборе места отдыха в 2009 году я больше рассматривал верхнюю часть карты России нежели ее нижнюю половину. Первоначальный наш план отпуска включал северную часть Карелии, а конкретно национальный парк Паанаярви, что расположен на границе Карелии и Мурманской области. О нем я был наслышан из разных источников, и против Карельской природы никогда ничего не имел. В этом парке находится самая высокая Карельская возвышенность и одно из самых ее глубоких озер. Именно эти моменты стали ключевыми в выборе места и уже даже была спланирована половина организационных вопросов. Но в один день, точнее даже в один час решение пришлось менять… После звонка в администрацию парка выяснилось что «туризм» там заключается чуть ли не в экскурсиях с гидом по территории парка, с проживанием в их домиках, что специально оборудованы для туристов. В общем через час я уже сидел и искал более интересный вариант в направлении "на Север". Каким образом мой взгляд упал на Кольский п-ов я уже не помню, но решение было принято единогласно и незамедлительно.Я и Даша едем в Хибины! Началось приятное время подготовки. Ежедневный сбор и изучение любой информации о Хибинских горах, обзор отчетов, заметок и публикаций, все было переварено и структурировано мною за два с половиной месяца и оставалось только выбрать маршрут. На тот момент была проделана огромная работа с картами и описаниями, и порой казалось что я собираюсь туда уже не в первый раз. Огромную роль в подготовке сыграл интернет, именно из глубин сети было вытащено 90% полезной информации. После длительной подготовки и планирования маршрутов, оставалось решить только вопросы со снаряжением,билетами и питанием. За 2 недели до отъезда все было готово. Можно было спокойно вздохнуть и ждать заветного дня. Горы снились все чаще и чаще....

Вагон №3
Подобно известной фразе что "Театр начинается с вешалки" можно сказать что любое путешествие начинается с транспорта. Подъем по будильнику,завтрак,умывания, заключительная проверка снаряжения,собранного вечером, и мы уже стоим в пробке где-то посередине пути к Ладожскому вокзалу. Отпуск начался! :) Нервно смотря по сторонам, пытаюсь задавить в себе мысли в духе " надо было выезжать пораньше". Водитель ищет альтернативные пути объезда. Время идет. Через десять минут удается вырваться через дворы на свободную улицу и снова глубокий вздох, мы успеваем на поезд. На платформе возле поезда куча народу, полутораметровые кучи из рюкзаков и снаряжения подсказывают что не умер еще туризм в наших краях, и даже процветает. Наш вагон №3 оказался не очень туристическим, зато в меру тихим и "не бухающим". Единственными туристами кроме нас оказались наши соседи по плацкарту, два мужчины в возрасте. Внешне они напоминали инженеров из какого-нибудь КБ и обращались к друг-другу по имени-отчеству. Познакомившись, мы узнаем что они держат путь в Оленегорск, что чуть дальше нашей станции, а далее, с помощью плавсредств им предстоит добраться до "их места", где планировалось прожить целый месяц. На двоих у них было около 300 кг всякого барахла(3 рюкзака 100л, 2 байдарки и куча сумок). Заносить это все в вагон взялись их дети. Сделали пару заходов, попрощались и ушли. Разумеется факт с явным перевесом багажа не остался незамеченным проводниками вагона, и каждые 20 мин они подходили в ожидании "решения" вопроса. Когда все улеглось и успокоилось вопрос был "решен" на месте. Все остальное время мы провели за просмотром пейзажей в окне поезда, гуляньями по станциям и разговорами. День был особенно жарким. Таким жарким как положено в середине июля,и небо оставалось ясным до позднего вечера. Чувства помню были тогда как перед экзаменом в школе, усиливаясь с каждой станцией, когда осознаешь, что все ближе и ближе к своей цели. Цели которой так долго ждал. Полночи не мог уснуть в поезде. Завел будильники на телефонах, но боязнь проспать свою станцию не уменьшалась. Проснулся от резкого удара вагонов при торможении. Заметив что люди из соседнего плацкарта, которые тоже ехали до Апатит, еще на месте, я успокоился и пошел покурить в тамбур. Надо отметить, что ни в Апатитах, ни в других городах дальше Петрозаводска по Мурманской ветке я не был. И стоя спокойно в тамбуре я вдруг решил глянуть в окошко, что по правую сторону поезда. Увидев за окном горы, прикрытые наполовину облачным туманом, меня ударил шок! Я думал все, Апатиты! Проспали! И мы и наши соседи! Поезд трогается, а я стою как вкопанный и не знаю чего теперь делать. "Где мы?!"- спросил я у седого мужика с беломориной в зубах. "Кандалакша была..."- прохрипел мужик мне в ответ. Вот такой бодрости утром никаким кофе не разбудишь! Остальное время до самих Апатит я сидел на своей полке без малейшей мысли поспать. Ну а дальше как обычно бывает. Уже вдвоем, собирая наши вещи в последний момент, оказывается что у нас исчезли паспорта с билетами. Перерыв все карманы, возникает мысль проверить пакет с мусором, который мы собрали вчера перед сном. Ага, правильно. Были там. Более того, это мы не паспорта случайно выкинули, это мы мусор выкинули в пакет с паспортами. В общем вовремя вспомнили, вовремя нашли. Когда вышли на станции странное чувство нехватки какой-то вещи все еще присутствовало... Но все успокоилось когда наш сосед по полкам выбежал что бы отдать мне забытую куртку. Поезд зашумел двигателями и медленно тронулся с места. Ну а мы накинули рюкзаки и пошагали к вокзалу.

Здравствуйте, горы! (день первый)
Скинув рюкзаки в зале ожидания вокзала, и оставив Дашу их охранять, я поспешил на улицу что бы позвонить родственникам с целью доклада об успешном прибытии на место.
Так же сразу позвонил в Кировское МЧС, для регистрации нашего пребывания в горном районе.
Может кто-то посчитает это лишним делом, но я предпочитаю следовать нормам и правилам, а особенно тем, что касаются собственной безопасности. Непродолжительный разговор с дежурным, номера телефонов, нитка маршрута и регистрация окончена.
На небольшой привокзальной площади всего несколько машин такси, которые быстро разъезжаются, увозя пассажиров прибывших с нами в одном поезде. Пока суетился с вещами внутри вокзала, площадь опустела.
Осталась только лишь одна «Волга» и номер местного такси, записанный в мобильнике.
Водитель, на мой взгляд типичный грузин в годах, оказался очень вежливым и приветливым, как полагается всем таксистам-частникам. Он аккуратно затолкал наши рюкзаки в багажник, и за умеренную плату повез нас к отправной точке на оз. М.Вудъявр.
Поездка напоминала больше увлекательную экскурсию, с остановками у нужных нам магазинов.
Там мы еще докупили некоторые продукты, и через 30-40 мин благополучно добрались до берега Вудъявра..
Прощаясь, таксист выдал нам свою визитку на случай обратной заброски.
Надпись ней была что-то типа – Иванов Василий Александрович и номер мобильника шариковой ручкой.
До сих пор не могу поверить что это была его визитка. А звонить на обратном пути мы ему уже не стали.

Ну вот собственно и начало… Еще минут 20 на восхищение окружающими пейзажами, сборы, подгон рюкзаков и мы счастливые двинулись в путь. Первым препятствием был небольшой ручеек, из-за которого очень не хотелось сразу промочить ноги и идти так до конца дня. Поэтому мы, вооружившись палками стали его аккуратно переходить с камушка на камушек. Тут же состоялась наша первая встреча с туристами. С шумом и грохотом нам навстречу вышла московская группа, которая с криками «привет!»,даже не сбавив ход на ручье, перешла его по самому глубокому месту. День радовал солнцем. Было довольно жарко, хоть и дул небольшой северный ветерок.
Мы держали путь к перевалу Рамзая, а далее по нашему маршруту мы должны были спуститься в долину р. М.Белой, где планировалась ночевка и еще дневка на следующий день.
Встретив первый снежник мы поступили так, как и наверное любой бы питерский человек, увидавший снег в середине июля.
Вдоволь наигравшись в снежки мы двинулись дальше.

Тропы уже давно не было и идти стало значительно труднее.
Наверное это была первая наша ошибка, и нам бы стоило сразу перейти на левую сторону ручья, и двигаться по тропе, которая там имелась. Но решив что менять путь уже поздно, мы продолжили движение по бездорожью.

Довольно быстро мы оказались у подъема на перевал. Решив набраться сил перед взлетом на него мы устроили небольшой привал.
Перекусили, отдохнули, набрали воды и приступили к подъему. Где-то на полпути к перевальной точке, обнаружили в снегу 3 металлические стопки, которые сразу поставили на баланс нашего хоз.блока. Уже вечером этого дня им нашлось применение.
Вторая часть подъема проходила по снегу, что мне показалось даже очень удобным.
В целом о подъеме я могу сказать, что это было не просто для меня, не говоря уже о Даше.
Видимо сказывалась банальная неподготовленность, обусловленная нашим типом жизни в городе.
Организм давно забыл что такое нагрузка и продолжительный подъем пешком. А ведь еще предстоял огромный путь и лишь только самая простая часть его была пройдена.
«Рамзая бояться – в Хибины не ходить»,- почему-то записала в дневник Даша.

На перевале сняли записку 2-ух московских студентов МАИ от 15.07.09, и заменили ее своей. Там же решили отдохнуть еще некоторое время.Сразу за перевалом, в ясную погоду можно было разглядеть всю долину Малой Белой, от ее начала и до Имандры. Спуск вниз оказался быстрым, и обойдя справа исток реки, мы двинулись прямо по слабо видной тропинке. По мере удаления она становилась шире.
Растительность по краям тоже менялась, и пройдя некоторое расстояние мы очутились в зарослях карликовых берез, растущих в разные стороны, но только не вверх. Формы некоторых очень удивляли своими морскими узлами и спиралями, в которые закручен их ствол и ветви. Изредка виднеются ели и крупный кустарник.
И вскоре мы уже свободно шагали среди густого леса по широкой тракторной дорогой с двумя колеями.
Должен признаться что усталость все чаще напоминала о себе болью в ногах, и хотелось как можно скорее найти подходящее место для установки лагеря.
Обнаружив чудесное безымянное озеро в окружении красивых елок и камней, было решено ставить лагерь там.
Стоянка была уже подготовлена, и поэтому все прошло быстро. Были осмотрены достопримечательности данного озера.
Найден огромный камень на склоне, с которого открывалась чудесная панорама долины реки. Даша приготовила ужин.
Начался долгожданный отдых. Заключением дня стали вводные 50 гр из новой посуды и долгие-долгие разговоры под треск костра и шум горной реки.

Не забывай что ты в Хибинах. (день 2-3-4)
Сон в первую ночь особенно крепкий. Не смог нарушить его даже дикий грохот, с которым дождь и град всю ночь колотил по тенту палатки. По удачному стечению обстоятельств все вещи были убраны в палатку еще вечером, и существенно пострадали только собранные дрова .Все окружающие нас горы были затянуты густыми облаками. Дождь шел весь день, лишь пару раз выключаясь минут на 20. Вот суета-то начиналась в эти перерывы! :) Даже обед был успешно приготовлен с ужином.
А еще у нас был тент. 2х3 метра. Мы его конечно же еще в первый день повесили, но в борьбе с горизонтальным дождем он оказался не эффективен.
Укрыв остатки дров найденным куском пленки и собрав с улицы нужные вещи, мы окончательно переместились в палатку.

Обсуждали дальнейшие планы под шум дождя, разговаривали. Не скажу что было скучно. Скорее даже наоборот. Очень спасло тогда сухое горючее, постоянно обеспечивая нас горячим чаем и теплыми перекусами. Лежание целый день в палатке так же помогло восстановить утраченные силы после вчерашнего марш-броска. Одна мысль только не давала мне покоя.
Теоретически нам надо было следующим утром двинуться дальше, но непрерывный дождь и так и не высохшая половина вещей, ставили эти планы под сомнения.
К вечеру уже можно было посидеть чуток под тентом, а не в палатке, и даже разжечь дым, на том месте где у нас был костер. Когда дождь опять пошел, я занялся картой, пытаясь придумать варианты изменения нашего маршрута .
Было решено остаться тут на время сильной непогоды, а потом часть срезать из-за потерянного времени.
Новый путь лежал через вершину Юдычвумчорр, т.к мы находились у одного из самых удобных на него подъемов.
Оставалось надеяться что погода изменится в ближайшие 2 дня и мы сможем продолжить путь.
Честно говоря на сам дождь было наплевать, для этого у нас были дождевики и прочие премудрости.
Смущали огромные низкие облака и сильный туман, закрывавший путь нашего подъема на 3/4.
Вечером услышали, проходящих мимо, людей. Позвали в гости.
Ими оказались ребята из Вологды. Они рассказали о своей попытке перевалить через Ферсмана в полном отсутствие видимости.
Выслушав подробности стало ясно, что на Юдычвумчорр в такую погоду лезть категорически нельзя.
Оставалось только ждать и надеяться что гора вскоре откроется и пустит нас к себе.

3-й день отличался почти полным отсутствием дождя. Но горы по-прежнему были закрыты пеленой белых облаков. Я решил в этот день устроить прогулку вдоль тракторной дороги по направлению к станции «хибины». Взял телефон, на случай обнаружения сотовой связи, навигатор,для измерения расстояния, и пошел. Даша осталась следить за лагерем и готовить обед к моему возвращению. Пройдя примерно 5 км уперся в брод через Белую, но переходить его не стал. Дождь начинался, да и долго ходил. Надо было возвращаться. Попытки найти сотовую связь оказались не успешными. Глухо было даже на возвышенностях. Обратную дорогу я решил скоротать с музыкой, которой у меня было достаточно в, полностью заряженном, мобильном телефоне. Шел себе, пел песни. Радовался потрясающей красоте хибинских гор. Через 3-4 песни, телефон закряхтел, судорожно принимая входящие смс. Нашлась связь! В самом неожиданном месте почему-то. Отправил всем смс-ки, кому-то даже позвонил. Это можно было считать единственным удачным результатом моей прогулки. Утро четвертого дня не могло не радовать. Относительно хорошая погода, с периодическим дождем и даже солнцем для нас была настоящим счастьем. Удалось просушить кое-какие вещи, сделать уборку в палатке, поседеть под теплыми лучами солнца. Все факты указывали на то что завтра погода будет нормальная, а сегодня последние языки облаков сползут с гор и нам откроется вершина нашей цели. Сходил на небольшую разведку. Метров на 300-400 вверх по предстоящему пути подъема. Оценил возможности подъема по этому маршруту и спустился вниз. Было решено выходить завтра, иначе нам бы пришлось возвращаться через день тем же путем что мы и пришли сюда. Других вариантов не было. Время поджимало. Упаковали по мешкам ненужные вещи. Подготовили к выходу сухую одежду.
Тент решили оставить на этой стоянке. На днях тут с ним произошел неприятный инцидент…
В общем решили подрастопить костер сухим лапником, и не рассчитали немного.
Дырка небольшая была, примерно 30 см в диаметре. От мелкого дождя им укрыться все еще можно было.
Тогда же и сгорел мой левый ботинок :) Зато высох. Только левый.

Вечером этого дня погода разгулялась. Солнце уже не скрывалось за облаками, а вершины соседних хребтов полностью открылись для нас во всей красе. Спать легли пораньше. Надо было выспаться перед тяжелым днем.

На высшую точку Хибин (день 5)
Утром, как проснулся, сразу голову из палатки. Радость. Погода хорошая.
Позавтракали и приступили к сборам. Через час попрощались с прекрасным озером и двинулись в путь.
Подъем начинался в зоне леса, сквозь непроходимые заросли кустарника.
Из-за долгих дождей все вокруг было сырое, и мы сильно промокли проходя сквозь ветки и высокую траву.
Вскоре лес закончился и нашему взору открылась потрясающая панорама долины реки.
Склон напоминал огромную лестницу с гигантскими ступенями. Мы штурмовали их резкими взлетами, отдыхая по 10 мин на каждой.

Пройдя так 6-7 "ступеней" мы вышли на ровное и узкое плато, но это была еще не вершинная часть.
Среди огромного поля из ломаного камня можно легко выделить небольшие пригорки, собранные вручную из плоских осколков горной породы. Они высотой до метра, но иногда и больше, и хорошо выделяются среди прочих каменистых разбросов. Так от тура до тура мы двинулись вдоль длинного левого плеча к самой высокой в Хибинах точке, вершине Юдычвумчорра. Погода уже немного портилась, но солнце еще было на небе и видимость позволяла разглядеть все красоты вокруг. Видно даже было часть рудника, что находится недалеко от "25-го километра". У одного из туров обнаружили довольно устойчивую сотовую связь.Совершили нужные звонки. Тем временем ветер усиливался и количество темных туч на небе стало расти. Очень резко упала температура воздуха. Несмотря на то что мы все время были "под рюкзаком", стало очень холодно. Пришлось одеть все запасы теплых вещей, и плотно застегнуться. Ветер дул резкими порывами, небо затянуло. Вершину, при хорошей видимости, найти очень просто.
Камень, высотой метра 2 с половиной видно с огромного расстояния.
Он служит ориентиром на пути к вершине, и на нем же расположена памятная табличка, кажется 30-ти или 50-ти летию завода Апатит, если я не ошибаюсь конечно.
От камня, в паре десятков метров, находится вершинный тур. Устроив привал на вершине, мы осмотрели окрестности, перекусили, сняли записку и оставили свою.

Поводом скорее идти дальше, стали черные тучи, двигающиеся в нашем направлении со стороны перевалов Петрелиуса. Причем визуально казалось что они находятся с нами на одном уровне по высоте, и вскоре просто накроют нас своей чернотой. Далее наш путь лежал к перевалу з.Петрелиуса, на который мы планировали попасть с вершинного плато, и уже по нему спуститься для ночевки к озеру в его цирке. Ходьба по плато, с учетом специфического вечернего освещения перед грозой, напоминала лично мне кадры из фильмов про хождение по поверхности кого-нибудь Марса или другой планеты. А я, с огромным рюкзаком за спиной, плавно и осторожно шагающий, самого астронавта. Но веселые мысли быстро уходили на второй план, стоило только вспомнить о тучах которые к нам двигались. Почти на подходе к спуску с плато на перевал видимость стала портится. Появился жидкий туман. Из-за густых облаков стало темнеть. Возникла опасность в плохой видимости промахнуться мимо перевала и застрять на очень крутом, частично отвесном, склоне что был чуть правее от нашего пути. Возможные последствия такого промаха мы смогли оценить на следующий день, смотря на все это дело уже снизу. Решили спускаться вдоль огромного снежника, который протянулся почти с самого верха с правой стороны. Мы обошли его справа и потихоньку начали спуск. На тот момент облака были уже на соседних вершинах, и плавно сползали с них вниз. Спуск был очень тяжелым. В десятки раз сложнее подъема. Крупные осколки камней были самым огромным препятствием. Очень часто приходилось спускать сначала рюкзак, а потом лезть самому. Шаг за шагом, очень аккуратно опираясь палкой, мы сбрасывали высоту. Угол наклона был порядка 45 градусов. Любой неосторожный шаг сопровождался локальным камнепадом. Даша шла сзади. Я искал более надежные пути спуска, порой методом собственных ошибок.
Легкая тревога возникала по мере ухудшения погодной обстановки. Я боялся что нас накроет ливнем и мы не успеем спустится. Даша боялась всего.
Также страшно было что кто-нибудь из нас оступится и не сможет остановить падение.
Все эти чувства стали в несколько раз сильнее после начала мелкого дождя. И наконец снежник был пройден.
Начался настоящий ливень. По лицу ручьями текла дождевая вода, мешающая говорить.
Смотреть удавалось только себе под ноги. Мы почти закончили спуск. Пройдя еще пару сотен метров, на относительно ровной поверхности было решено заночевать. Быстро поставили палатку.
Короткий холодный перекус. И спать. На часах было 4 часа ночи.

В продолжении пути (день 6-7-8)
Утром было состояние как после войны. Погода оставалась такой же. Временами начинался дождь.
Все окружающие горы были закрыты облаками.

Мы решили долго не задерживаться, и как только приоткроется перевал з.Петрелиуса, сразу двинуться в путь. Честно говоря, из-за низких облаков, перевал наблюдался на 1/4. И идти наугад в эту белую мглу не очень хотелось. Но надо было. Подождав хоть каких-то изменений со стороны перевала, сразу приступили к подъему. Поднялись довольно быстро. Погода так же быстро испортилась. Причем окончательно. Видимость составляла максимум 10-15 метров, и спуск с перевала выглядел как дорога "в никуда".
Узкая извилистая тропа проглядывалась на несколько метров и бесследно таяла в мокром тумане.
Из-за ограниченной видимости нам даже пришлось пару раз пройтись туда-сюда по перевальной щели в поисках тура с запиской.
Стоял он, как потом оказалось, на самом видном месте.
Спуск был тоже неоднозначным. То виднелась четкая тропинка, то исчезала совсем.
В таких ситуациях сразу думаешь что сбился с пути, но случайно проехав пару метров по сыпучке, снова оказываешься на той же тропинке. Азарт был в том, что из-за облаков ты не имеешь представления ни о длине оставшегося спуска, ни о долине в которую ты спускаешься. Идешь и гадаешь что ждет нас внизу.
После продолжительного спуска, я вдруг заметил, что впереди меня находится что-то необычное.
Поначалу я подумал что это обрыв, и тропу спуска мы выбрали неверную.
Передо мной была четкая горизонтальная линия, направленная перпендикулярно траектории моего движения, за которой уже не проглядывалась никакая поверхность, а было только белое-белое облако.
И только когда я уже почти в упор к ней подошел, стало ясно что это озеро-исток ручья. Это означало что спуск закончен.

Обойдя озеро справа, мы продолжали движение по тропинке, которая по-прежнему терялась и как-то сама потом находилась.
Таким образом мы прошли пару километров вдоль ручья, а далее тропа уходила правее.
По обочинам начала появляться растительность. Траву сменял кустарник, кустарник переходил в мелколесье.
Так постепенно мы дошли до зоны леса. По карте определили срез к тракторной дороге.
И вскоре продолжили шагать уже по ней. Наш путь оставался загадкой для нас.
Ведь дальше 15 метров мы ничего не видели. И то что мы идем в красивой долине вдоль бурлящего потока горного ручья приходилось дорисовывать в голове самостоятельно. Дорога, по которой мы шли, была относительно ровной и накатанной.
Свежие следы УАЗика внушали к ней доверие. По обочинам заметны пустые стоянки.
Одна впечатлила особенно. Ровные места на 10-15 палаток, удобный спуск к воде и качественно выполненное костровище с металлическими подвесами под котлы, окруженное бревнами-сидушками. Но нам предстояло пройти еще несколько километров, и остановиться на ночь мы там не смогли. Сделав небольшой привал, продолжили путь. Через несколько километров наткнулись на небольшой лагерь.
Мы бы прошли мимо, не заметив его в тумане, если бы не услышали громкие голоса.
Зашли поздороваться, присели поболтать. Нас угостили горячим чаем, и так, за разговорами и чаепитиями, решили что заночуем тут же. Товарищи были из разных городов. Двое из Питера, двое из Апатит и один парень из Финляндии. Поставили свою палатку и вернулись под тент к костру.
Весь вечер нас откармливали гостеприимные друзья. Время провели замечательно, песни под гитару, тепло костра и очень вкусный чай. К ночи все разошлись по палаткам готовиться ко сну. И после хорового пожелания "спокойной ночи", легли спать. Утром нас разбудили и пригласили на завтрак.
Выйдя из палатки я был просто восхищен! Все то что окружало нас было потрясающе!
Белые облака поднялись выше, и вся красота долины открылась нашему взору.
Был виден лес и горы,слегка прикрытые густыми облаками.
Все выглядело так удивительно, как я не мог себе представить раньше.
И очень сложно было поверить, что вчера мы проделали путь "вслепую" от начала до конца, не видя этой красоты!

После завтрака наши товарищи планировали сходить на небольшой выход к водопаду, а мы собирались возвращаться к началу маршрута.
И до дороги на спасательную станцию шли все вместе.
По пути встретили еще троих, прогуливающихся налегке, туристов.
В процессе разговора оказалось, что мы договаривались с ними встретится в Хибинах, и даже обменивались телефонами через интернет на этапе подготовки маршрута.
Они базировались недалеко от базы ПСС, и приехали сюда на машине. Посидели теперь и у них в гостях.
Делились впечатлениями. Разговаривали. Пол пути к началу маршрута, озеру м.Вудъявр, они подбросили нас на машине.
Пешком дошли до отправной точки, и решили там устроить последнюю ночевку.
Встретили ребят из Калининграда. Они уже тоже заканчивали свой маршрут, и направлялись для ночевки в Кировск.
После того как поставили палатку на берегу озера, я решил сгонять до "25-го километра" за продуктами.
Причем, тогда эти 12 км до магазина и обратно, считалось нами как "недалеко".
На следующий день мы уже двинулись в город. На нескольких автобусах добравшись до Апатит, весь день просидели на вокзале в ожидании 8-ми часового поезда.

Обратно ехали целым вагоном туристов.
Благодаря двум хорошим гитарам, вагон не спал всю ночь, и никто, в принципе, и не был против :)
Во общем было весело! Об этом можно написать хоть целую отдельную историю.
Главное что, не смотря на непогоду, несмотря на сильную усталость и хроническое невезение, мы вдвоем, в один голос, могли смело сказать, что наш отпуск у-д-а-л-с-я!!)
Тогда я еще и не знал как сильно буду скучать по Хибинам весь год...

© 1999-2024Mountain.RU
Пишите нам: info@mountain.ru