Подсказка | ||
При вводе Логина и Пароля, обратите внимание на используемый Вами регистр клавиатуры! |
||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Хибины 2009
Подобно известной фразе что "Театр начинается с вешалки" можно сказать что любое путешествие начинается с транспорта. Подъем по будильнику,завтрак,умывания, заключительная проверка снаряжения,собранного вечером, и мы уже стоим в пробке где-то посередине пути к Ладожскому вокзалу. Отпуск начался! :) Нервно смотря по сторонам, пытаюсь задавить в себе мысли в духе " надо было выезжать пораньше". Водитель ищет альтернативные пути объезда. Время идет. Через десять минут удается вырваться через дворы на свободную улицу и снова глубокий вздох, мы успеваем на поезд. На платформе возле поезда куча народу, полутораметровые кучи из рюкзаков и снаряжения подсказывают что не умер еще туризм в наших краях, и даже процветает. Наш вагон №3 оказался не очень туристическим, зато в меру тихим и "не бухающим". Единственными туристами кроме нас оказались наши соседи по плацкарту, два мужчины в возрасте. Внешне они напоминали инженеров из какого-нибудь КБ и обращались к друг-другу по имени-отчеству. Познакомившись, мы узнаем что они держат путь в Оленегорск, что чуть дальше нашей станции, а далее, с помощью плавсредств им предстоит добраться до "их места", где планировалось прожить целый месяц. На двоих у них было около 300 кг всякого барахла(3 рюкзака 100л, 2 байдарки и куча сумок). Заносить это все в вагон взялись их дети. Сделали пару заходов, попрощались и ушли. Разумеется факт с явным перевесом багажа не остался незамеченным проводниками вагона, и каждые 20 мин они подходили в ожидании "решения" вопроса. Когда все улеглось и успокоилось вопрос был "решен" на месте. Все остальное время мы провели за просмотром пейзажей в окне поезда, гуляньями по станциям и разговорами. День был особенно жарким. Таким жарким как положено в середине июля,и небо оставалось ясным до позднего вечера. Чувства помню были тогда как перед экзаменом в школе, усиливаясь с каждой станцией, когда осознаешь, что все ближе и ближе к своей цели. Цели которой так долго ждал. Полночи не мог уснуть в поезде. Завел будильники на телефонах, но боязнь проспать свою станцию не уменьшалась. Проснулся от резкого удара вагонов при торможении. Заметив что люди из соседнего плацкарта, которые тоже ехали до Апатит, еще на месте, я успокоился и пошел покурить в тамбур. Надо отметить, что ни в Апатитах, ни в других городах дальше Петрозаводска по Мурманской ветке я не был. И стоя спокойно в тамбуре я вдруг решил глянуть в окошко, что по правую сторону поезда. Увидев за окном горы, прикрытые наполовину облачным туманом, меня ударил шок! Я думал все, Апатиты! Проспали! И мы и наши соседи! Поезд трогается, а я стою как вкопанный и не знаю чего теперь делать. "Где мы?!"- спросил я у седого мужика с беломориной в зубах. "Кандалакша была..."- прохрипел мужик мне в ответ. Вот такой бодрости утром никаким кофе не разбудишь! Остальное время до самих Апатит я сидел на своей полке без малейшей мысли поспать. Ну а дальше как обычно бывает. Уже вдвоем, собирая наши вещи в последний момент, оказывается что у нас исчезли паспорта с билетами. Перерыв все карманы, возникает мысль проверить пакет с мусором, который мы собрали вчера перед сном. Ага, правильно. Были там. Более того, это мы не паспорта случайно выкинули, это мы мусор выкинули в пакет с паспортами. В общем вовремя вспомнили, вовремя нашли. Когда вышли на станции странное чувство нехватки какой-то вещи все еще присутствовало... Но все успокоилось когда наш сосед по полкам выбежал что бы отдать мне забытую куртку. Поезд зашумел двигателями и медленно тронулся с места. Ну а мы накинули рюкзаки и пошагали к вокзалу. Здравствуйте, горы! (день первый) Скинув рюкзаки в зале ожидания вокзала, и оставив Дашу их охранять, я поспешил на улицу что бы позвонить родственникам с целью доклада об успешном прибытии на место. Так же сразу позвонил в Кировское МЧС, для регистрации нашего пребывания в горном районе. Может кто-то посчитает это лишним делом, но я предпочитаю следовать нормам и правилам, а особенно тем, что касаются собственной безопасности. Непродолжительный разговор с дежурным, номера телефонов, нитка маршрута и регистрация окончена. На небольшой привокзальной площади всего несколько машин такси, которые быстро разъезжаются, увозя пассажиров прибывших с нами в одном поезде. Пока суетился с вещами внутри вокзала, площадь опустела. Осталась только лишь одна «Волга» и номер местного такси, записанный в мобильнике. Водитель, на мой взгляд типичный грузин в годах, оказался очень вежливым и приветливым, как полагается всем таксистам-частникам. Он аккуратно затолкал наши рюкзаки в багажник, и за умеренную плату повез нас к отправной точке на оз. М.Вудъявр. Поездка напоминала больше увлекательную экскурсию, с остановками у нужных нам магазинов. Там мы еще докупили некоторые продукты, и через 30-40 мин благополучно добрались до берега Вудъявра.. Прощаясь, таксист выдал нам свою визитку на случай обратной заброски. Надпись ней была что-то типа – Иванов Василий Александрович и номер мобильника шариковой ручкой. До сих пор не могу поверить что это была его визитка. А звонить на обратном пути мы ему уже не стали.
Мы держали путь к перевалу Рамзая, а далее по нашему маршруту мы должны были спуститься в долину р. М.Белой, где планировалась ночевка и еще дневка на следующий день. Встретив первый снежник мы поступили так, как и наверное любой бы питерский человек, увидавший снег в середине июля. Вдоволь наигравшись в снежки мы двинулись дальше.
Наверное это была первая наша ошибка, и нам бы стоило сразу перейти на левую сторону ручья, и двигаться по тропе, которая там имелась. Но решив что менять путь уже поздно, мы продолжили движение по бездорожью.
Перекусили, отдохнули, набрали воды и приступили к подъему. Где-то на полпути к перевальной точке, обнаружили в снегу 3 металлические стопки, которые сразу поставили на баланс нашего хоз.блока. Уже вечером этого дня им нашлось применение. Вторая часть подъема проходила по снегу, что мне показалось даже очень удобным. В целом о подъеме я могу сказать, что это было не просто для меня, не говоря уже о Даше. Видимо сказывалась банальная неподготовленность, обусловленная нашим типом жизни в городе. Организм давно забыл что такое нагрузка и продолжительный подъем пешком. А ведь еще предстоял огромный путь и лишь только самая простая часть его была пройдена. «Рамзая бояться – в Хибины не ходить»,- почему-то записала в дневник Даша.
Растительность по краям тоже менялась, и пройдя некоторое расстояние мы очутились в зарослях карликовых берез, растущих в разные стороны, но только не вверх. Формы некоторых очень удивляли своими морскими узлами и спиралями, в которые закручен их ствол и ветви. Изредка виднеются ели и крупный кустарник. И вскоре мы уже свободно шагали среди густого леса по широкой тракторной дорогой с двумя колеями. Должен признаться что усталость все чаще напоминала о себе болью в ногах, и хотелось как можно скорее найти подходящее место для установки лагеря. Обнаружив чудесное безымянное озеро в окружении красивых елок и камней, было решено ставить лагерь там. Стоянка была уже подготовлена, и поэтому все прошло быстро. Были осмотрены достопримечательности данного озера. Найден огромный камень на склоне, с которого открывалась чудесная панорама долины реки. Даша приготовила ужин. Начался долгожданный отдых. Заключением дня стали вводные 50 гр из новой посуды и долгие-долгие разговоры под треск костра и шум горной реки.
Сон в первую ночь особенно крепкий. Не смог нарушить его даже дикий грохот, с которым дождь и град всю ночь колотил по тенту палатки. По удачному стечению обстоятельств все вещи были убраны в палатку еще вечером, и существенно пострадали только собранные дрова .Все окружающие нас горы были затянуты густыми облаками. Дождь шел весь день, лишь пару раз выключаясь минут на 20. Вот суета-то начиналась в эти перерывы! :) Даже обед был успешно приготовлен с ужином. А еще у нас был тент. 2х3 метра. Мы его конечно же еще в первый день повесили, но в борьбе с горизонтальным дождем он оказался не эффективен. Укрыв остатки дров найденным куском пленки и собрав с улицы нужные вещи, мы окончательно переместились в палатку.
Теоретически нам надо было следующим утром двинуться дальше, но непрерывный дождь и так и не высохшая половина вещей, ставили эти планы под сомнения. К вечеру уже можно было посидеть чуток под тентом, а не в палатке, и даже разжечь дым, на том месте где у нас был костер. Когда дождь опять пошел, я занялся картой, пытаясь придумать варианты изменения нашего маршрута . Было решено остаться тут на время сильной непогоды, а потом часть срезать из-за потерянного времени. Новый путь лежал через вершину Юдычвумчорр, т.к мы находились у одного из самых удобных на него подъемов. Оставалось надеяться что погода изменится в ближайшие 2 дня и мы сможем продолжить путь. Честно говоря на сам дождь было наплевать, для этого у нас были дождевики и прочие премудрости. Смущали огромные низкие облака и сильный туман, закрывавший путь нашего подъема на 3/4. Вечером услышали, проходящих мимо, людей. Позвали в гости. Ими оказались ребята из Вологды. Они рассказали о своей попытке перевалить через Ферсмана в полном отсутствие видимости. Выслушав подробности стало ясно, что на Юдычвумчорр в такую погоду лезть категорически нельзя. Оставалось только ждать и надеяться что гора вскоре откроется и пустит нас к себе.
Тент решили оставить на этой стоянке. На днях тут с ним произошел неприятный инцидент… В общем решили подрастопить костер сухим лапником, и не рассчитали немного. Дырка небольшая была, примерно 30 см в диаметре. От мелкого дождя им укрыться все еще можно было. Тогда же и сгорел мой левый ботинок :) Зато высох. Только левый.
Утром, как проснулся, сразу голову из палатки. Радость. Погода хорошая. Позавтракали и приступили к сборам. Через час попрощались с прекрасным озером и двинулись в путь. Подъем начинался в зоне леса, сквозь непроходимые заросли кустарника. Из-за долгих дождей все вокруг было сырое, и мы сильно промокли проходя сквозь ветки и высокую траву. Вскоре лес закончился и нашему взору открылась потрясающая панорама долины реки. Склон напоминал огромную лестницу с гигантскими ступенями. Мы штурмовали их резкими взлетами, отдыхая по 10 мин на каждой.
Среди огромного поля из ломаного камня можно легко выделить небольшие пригорки, собранные вручную из плоских осколков горной породы. Они высотой до метра, но иногда и больше, и хорошо выделяются среди прочих каменистых разбросов. Так от тура до тура мы двинулись вдоль длинного левого плеча к самой высокой в Хибинах точке, вершине Юдычвумчорра. Погода уже немного портилась, но солнце еще было на небе и видимость позволяла разглядеть все красоты вокруг. Видно даже было часть рудника, что находится недалеко от "25-го километра". У одного из туров обнаружили довольно устойчивую сотовую связь.Совершили нужные звонки. Тем временем ветер усиливался и количество темных туч на небе стало расти. Очень резко упала температура воздуха. Несмотря на то что мы все время были "под рюкзаком", стало очень холодно. Пришлось одеть все запасы теплых вещей, и плотно застегнуться. Ветер дул резкими порывами, небо затянуло. Вершину, при хорошей видимости, найти очень просто. Камень, высотой метра 2 с половиной видно с огромного расстояния. Он служит ориентиром на пути к вершине, и на нем же расположена памятная табличка, кажется 30-ти или 50-ти летию завода Апатит, если я не ошибаюсь конечно. От камня, в паре десятков метров, находится вершинный тур. Устроив привал на вершине, мы осмотрели окрестности, перекусили, сняли записку и оставили свою.
Легкая тревога возникала по мере ухудшения погодной обстановки. Я боялся что нас накроет ливнем и мы не успеем спустится. Даша боялась всего. Также страшно было что кто-нибудь из нас оступится и не сможет остановить падение. Все эти чувства стали в несколько раз сильнее после начала мелкого дождя. И наконец снежник был пройден. Начался настоящий ливень. По лицу ручьями текла дождевая вода, мешающая говорить. Смотреть удавалось только себе под ноги. Мы почти закончили спуск. Пройдя еще пару сотен метров, на относительно ровной поверхности было решено заночевать. Быстро поставили палатку. Короткий холодный перекус. И спать. На часах было 4 часа ночи. В продолжении пути (день 6-7-8) Утром было состояние как после войны. Погода оставалась такой же. Временами начинался дождь. Все окружающие горы были закрыты облаками.
Узкая извилистая тропа проглядывалась на несколько метров и бесследно таяла в мокром тумане. Из-за ограниченной видимости нам даже пришлось пару раз пройтись туда-сюда по перевальной щели в поисках тура с запиской. Стоял он, как потом оказалось, на самом видном месте. Спуск был тоже неоднозначным. То виднелась четкая тропинка, то исчезала совсем. В таких ситуациях сразу думаешь что сбился с пути, но случайно проехав пару метров по сыпучке, снова оказываешься на той же тропинке. Азарт был в том, что из-за облаков ты не имеешь представления ни о длине оставшегося спуска, ни о долине в которую ты спускаешься. Идешь и гадаешь что ждет нас внизу. После продолжительного спуска, я вдруг заметил, что впереди меня находится что-то необычное. Поначалу я подумал что это обрыв, и тропу спуска мы выбрали неверную. Передо мной была четкая горизонтальная линия, направленная перпендикулярно траектории моего движения, за которой уже не проглядывалась никакая поверхность, а было только белое-белое облако. И только когда я уже почти в упор к ней подошел, стало ясно что это озеро-исток ручья. Это означало что спуск закончен.
Таким образом мы прошли пару километров вдоль ручья, а далее тропа уходила правее. По обочинам начала появляться растительность. Траву сменял кустарник, кустарник переходил в мелколесье. Так постепенно мы дошли до зоны леса. По карте определили срез к тракторной дороге. И вскоре продолжили шагать уже по ней. Наш путь оставался загадкой для нас. Ведь дальше 15 метров мы ничего не видели. И то что мы идем в красивой долине вдоль бурлящего потока горного ручья приходилось дорисовывать в голове самостоятельно. Дорога, по которой мы шли, была относительно ровной и накатанной. Свежие следы УАЗика внушали к ней доверие. По обочинам заметны пустые стоянки. Одна впечатлила особенно. Ровные места на 10-15 палаток, удобный спуск к воде и качественно выполненное костровище с металлическими подвесами под котлы, окруженное бревнами-сидушками. Но нам предстояло пройти еще несколько километров, и остановиться на ночь мы там не смогли. Сделав небольшой привал, продолжили путь. Через несколько километров наткнулись на небольшой лагерь. Мы бы прошли мимо, не заметив его в тумане, если бы не услышали громкие голоса. Зашли поздороваться, присели поболтать. Нас угостили горячим чаем, и так, за разговорами и чаепитиями, решили что заночуем тут же. Товарищи были из разных городов. Двое из Питера, двое из Апатит и один парень из Финляндии. Поставили свою палатку и вернулись под тент к костру. Весь вечер нас откармливали гостеприимные друзья. Время провели замечательно, песни под гитару, тепло костра и очень вкусный чай. К ночи все разошлись по палаткам готовиться ко сну. И после хорового пожелания "спокойной ночи", легли спать. Утром нас разбудили и пригласили на завтрак. Выйдя из палатки я был просто восхищен! Все то что окружало нас было потрясающе! Белые облака поднялись выше, и вся красота долины открылась нашему взору. Был виден лес и горы,слегка прикрытые густыми облаками. Все выглядело так удивительно, как я не мог себе представить раньше. И очень сложно было поверить, что вчера мы проделали путь "вслепую" от начала до конца, не видя этой красоты!
И до дороги на спасательную станцию шли все вместе. По пути встретили еще троих, прогуливающихся налегке, туристов. В процессе разговора оказалось, что мы договаривались с ними встретится в Хибинах, и даже обменивались телефонами через интернет на этапе подготовки маршрута. Они базировались недалеко от базы ПСС, и приехали сюда на машине. Посидели теперь и у них в гостях. Делились впечатлениями. Разговаривали. Пол пути к началу маршрута, озеру м.Вудъявр, они подбросили нас на машине. Пешком дошли до отправной точки, и решили там устроить последнюю ночевку. Встретили ребят из Калининграда. Они уже тоже заканчивали свой маршрут, и направлялись для ночевки в Кировск. После того как поставили палатку на берегу озера, я решил сгонять до "25-го километра" за продуктами. Причем, тогда эти 12 км до магазина и обратно, считалось нами как "недалеко". На следующий день мы уже двинулись в город. На нескольких автобусах добравшись до Апатит, весь день просидели на вокзале в ожидании 8-ми часового поезда. Обратно ехали целым вагоном туристов. Благодаря двум хорошим гитарам, вагон не спал всю ночь, и никто, в принципе, и не был против :) Во общем было весело! Об этом можно написать хоть целую отдельную историю. Главное что, не смотря на непогоду, несмотря на сильную усталость и хроническое невезение, мы вдвоем, в один голос, могли смело сказать, что наш отпуск у-д-а-л-с-я!!) Тогда я еще и не знал как сильно буду скучать по Хибинам весь год...
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||