Люди и горы > Люди >

Автор: Линдсэй Гриффин, ВМС
Перевод: Анна Пиунова, Mountain.RU

Джо Симпсон. Соло-первопроход In Memoriam

49-летний Джо Симпсон (Joe Simpson), всемирно известный автор одной из самых продаваемых альпинистских книг Touching the Void, истории о том, как Джо не должен был, но выжил в 1985 году в перуанских Андах на западной стене Сиула Гранде (Siula Grande), не так давно сделал соло-первопроход по довольно крутой юго-западной стене пика Мера (Mera Peak, 6470м) в Непале.

Фото Джо Симпсон
In Memoriam проходит по правому контуру на фоне неба.
Юго-Западный контрфорс в центре фотографии

На прохождение 1300-метровой линии у Симпсона ушло два с половиной дня: первый по скальному ребру умеренной сложности, второй – по хедволлу (UIAA IV - V или 5.5-5.7) и 60-градусному кулуару под вот-вот готовыми сорваться сераками и верхние ледовые поля и скальный пояс на третий.

Спуск по классике – популярному треккинговому маршруту с северо-востока.

Категория сложности соло-миссии TD+/ ED1.

Пик Мера (Mera Peak, 6470м),
вид с севера, Непальские Гималаи

Впервые по юго-западной стене, по контрфорсу в левой её части, в марте 1986 поднялись Малл Дафф и Ян Таттерселл (Mal Duff, Ian Tattersall).

Подход по пугающему и опасному леднику, затем сложные микстовые и ледовые участки. Скалы – в общей своей массе – плохого качества, равно как и возможности страховки. И категория ЕD1 указывает на общую серьёзность предприятия.

Эта или почти эта линия вскоре была повторена новозеландцами, но их восхождение не было зарегистрировано.

Рэй Дилени (Ray Delaney) принимал участие в экспедиции 1986 года и прошедшей осенью составил компанию Симпсону, в том, что касается подхода и жизни в ВС.

Джо стартовал по скальному ребру (5150м), переночевал на 5900м, следующим днём пролез 75 метров по стенному участку UIAA IV - V, который вывел его к основанию обширного и разорванного забора сераков, крайне нестабильных.

Симпсон обогнул их слева серией диагональных спусков по разрушенным скалам в сторону кулуара.

Несмотря на свои 55-60°, кулуар оставался объективно опасным, однако Симпсону удалось пройти его до окончания дня и устроиться на ночёвку в расселине на 6250м.

Как это обычно случается, лишь Джо почувствовал наконец себя в безопасности, кусок скалы размером с футбольный мяч, отколовшись с хедволла, просвистел буквально в метре от него.

Следующий день принёс несколько чутка напугавших трещин, верхнее ледовое поле и короткий скальный пояс (III - IV), приведший к вершине.

Спустившись по классике к верхнему лагерю, Джо влился в коммерческую группу Тома Ричардсона (Tom Richardson), своего старинного приятеля и соседа по Шиффелду.

В память о Малле Даффе и Яне Таттерселле, Симпсон назвал маршрут In Memoriam.

Хотя технические трудности тянут на альпийскую D+, Джо полагает, что категория TD+/ ED1 более соответствует реальности, в связи с объективной опасностью схода ледовых лавин.

Прооперированная полтора года назад лодыжка оставалась очень болезненной, и эта экспедиция полагалась прощанием с горами. Но ни в чём нельзя быть уверенным.

Интервью с Джо Симпсоном (на англ)

Joe Simpson - фаталист

Пару лет назад прочитал "Touching the Void" и никак не мог понять: то ли Joe Simpson полный профан в горах, то ли это просто такой экстрим в погоне за адреналином. Все прояснила его вторая книга "This game of the ghosts", которую прокомментировал Павел Милькин (www.mountain.ru/article/article_display1.php?article_id=239#list). Только одна его цитата: "Отвечаю - школы нет и не было, Джо был и остается альпинистом без малейшей квалификации, хотя и с большим (на сегодня 32 года) опытом лазания и альпинизма". Конечно, Joe Simpson - невероятный везунчик. Приземление на узкий снежный мост в бергшрунде при падении с ледового сброса на Сиула Гранде (Siula Grande), - это удача больше, чем выиграть Jackpot. Казалось бы, зачем еще испытывать судьбу. Но нет, как видно из его биографии, он большой любитель "русской рулетки" - причем все время выигрывает. Вот и еще одно подтверждение пик Мера (Mera Peak) … По-моему, Joe Simpson просто фаталист, который играет в "русскую рулетку". Обе упомянутые его книги всем своим содержанием призывают - никогда не делай как я. В этом он конечно очень убедителен и за это ему большое спасибо. Может на кого-то это подействует отрезвляюще и удержит от безрассудного шага.

Уважаю

это мужик, и фильм хотелось бы посмотреть, а вот с Уралом Усеновым доводилось беседовать, будучи в альплагере, тогда ещё не знал о том, сколько ему довелось хапнуть, но видел, с каким уважением к нему обращается инструкторский состав, жаль, что о великих альпинистах СССР фильмов не снимают, хотя бы типа К-2, нет?

История беспримерного спасения...

История беспримерного спасения Джоя Симпсона (его так называют в фильме) на Сиула-Гранде (6300, 1985 г.)воссоздана в фильме "Касаясь пустоты". Очень интересный, яркий видеофильм, - рекомендую при случае его посмотреть. Мне его копия досталась чисто случайно (в подарок). В нем рассказ ведут живые участники истории, а "показ" событий воссоздан с помощью альпинистов в роли героев истории... Истории беспримерной! На спуске при срыве Джой сломал ногу. Саймон Етс спускал его вниз на веревке, но уже на выходе к леднику Джой "завис" без возможности фиксации на склоне, - Саймон не мог ни спустить его ниже, ни вытащить наверх. В этой тупиковой ситуации Саймон перерезал веревку... Джой упал с высоты около 25 м и провалился в ледниковую трещину (видимо, в глубокий бергшрунд) на глубину еще около 25 м. Саймон спустился вниз, считая партнера погибшим. Но Джой со сломанной ногой сумел сложным путем вылезти из трещины. Он полз несколько километров по леднику в лабиринте трещин, спускался по осыпям морен почти трое суток, жестоко страдая от боли, холода, жажды и голода... Он успел спуститься к палатке до ухода партнеров вниз, и они его спасли (к этой паре британцев ранее присоединился один вольный путешественник, не альпинист, - он оставался в базовом лагере). Джой перенес 6 операций... От внутренного кровоизлияния из-за перелома ноги он потерял более литра крови. Но он сумел спастись, проявив необычайную стойкость в борьбе...