Люди и горы > Дмитрий Павленко >

Автор: Дмитрий Павленко, Бишкек

Лирические отступления

Читайте другие публикации автора на Mountain.RU:

Краткий антикурс раздолбайства.
Жанну. Фронтовые воспоминания.
К черту амбиции, главное - удовольствие!
Обращение к труженикам высоты
Про цинизм и реализЬм
Прикосновение
Самоучитель альпинизма
Больше, больше гламура
Крылья, ноги, а главное что?
ПлатФОРМЕННОЕ удовольствие
Текетор
Свободная Корея - Андреева 5А

Лирические отступления - № 1

Вот они и начались - лирические отступления, но тем и прекрасна сеть, что она - такая же живая материя, как и альпинизм и процесс осмысления не замрет, ограниченный твердым, книжным переплетом. Правда лирики в них будет мало, ибо это замечания о накипевшем.

Большая часть сезона позади и отталкиваясь от собственных наблюдений за участниками (а отработать, удалось практически со всеми этапами от НП-1 до СС) хочу поделиться некоторыми мыслями, возникшими в результате увиденного.

Мысль первая. Я нигде, ни в Москве, ни в Питере, ни в Екатеринбурге на скалах или скалодромах, ни на скальных занятиях в Арче не видел людей, тренирующихся с рюкзаками. Так почему же 95% нынешних клаймберов пытаются ходить первыми с рюкзаком?! Ничего не понимаю! Причем привычка эта уже в крови, ибо даже категорическим матом не удается заставить участников не заниматься ерундой!

Почему ерундой? Да потому что лазание с рюкзаком предъявляет к первому гораздо более высокие требования по технической и особенно, физической подготовке! А если Вы постоянно не тренируетесь с рюкзаком, как Вы можете удовлетворять этим требованиям?! Ну, согласитесь - полный абсурд. Да, похвально желание разгрузить группу. Похвально, если Вы способны лезть с рюкзаком 10-12 веревок 4-5 категории, не теряя скорости. Во всех остальных случаях, коллеги, поверьте, Вы гораздо больше загрузите группу чемоданами лишнего времени, а скорость прохождения маршрута - одна из важнейших составляющих безопасности в альпинизме! Почему, рассмотрим в основном разделе самоучителя. Пока поверьте на слово (здесь противоречу сам себе, ибо всегда ратую за то, чтобы народ верил только веским обоснованиям, но в данном случае пришлось немного забежать вперед, за что приношу свои извинения).

Коллеги! Чувал за плечами первого - атрибут солиста, работающего по «Маэстри», штука архитяжелая, требующая длительной подготовки от хорошего КМСа (то есть МСа не нашедшего себе команду для набора мастерских баллов). Я начал целенаправленно тренироваться в этом направлении год назад исключительно в силу того, что 90% своих пятерок я хожу соло. До этого у меня не было даже мысли лазить первым с рюкзаком, ибо основная задача первого в группе - максимально быстрое обеспечение перилами или страховкой всех, идущих следом! В этом и только в этом заключается задача первого в группе! Не забывайте об этом, а если Ваша группа не в состоянии достойно нести Ваш скарб, это не вина первого, это проблема с ОФП у всех остальных! Исходя из всего вышеизложенного, поделюсь мыслью № 2.

Мысль вторая. Коллеги, Вам категорически не хватает альпинистской выносливости! Это понятие не вошло в статью о лазании, так как это комплексная составляющая, из ОФП, лазания и морально - волевой устойчивости. Между тем, при выходе на маршруты от 4-й категории трудности, альпинистская выносливость становится архиважной для обеспечения нормального процесса восхождения. Что это такое. Ну конечно, умение долго лезть сложный рельеф без значительных потерь скорости. Именно для этого перед первой в сезоне 5Б я прошел за день две 5А, чтобы отработать не 3-4 часа, как обычно, а 8-10, что в последствии и позволило пройти соло нормальный комбинированный маршрут без ночевки с рюкзаком 24 кг.

Как и любое полезное качество, альпинистскую выносливость надо начинать тренировать с новичков. Учитывая постоянно расширяющиеся возможности для тренировок, делать это не так уж и сложно. Старайтесь потратить пару тренировок в неделю, особенно в предсезонный период на наработку именно альпвыносливости! Как - элементарно. Уровень лазания 5а-5в (можно выше, если лазаете семерки), время непрерывного лазания- 10-20 минут, количество подходов, по количеству веревок на маршруте, 7-12. Не стесняйтесь накинуть рюкзачок кил 5-7 для начала. Тяжело, не спорю. Приступать к подобным тренировкам надо только после хорошего разбегивания и разлаживания. Прекрасно отточить это все на скалах, там объем лазания должен быть не менее 500- 600 метров за тренировку (не забывайте про рюкзак, а лучше просто развесить на себя всю, планируемую снарягу, не смотря на косые взгляды соседей).

Нет скалодрома - шведская стенка (не забудьте про перчатки).

Тренировка альпвыносливости - процесс тягомотный и почти всегда неинтересный, поэтому заодно будете тренировать и силу воли. Такой вот Хед енд Шолдерс, два в одном. И будет Вам счастье, а инструктору - радость!

Такая вот лирика на грани идиоматизма, но никуда от нее, родимой не деться.

Лирические отступления №2

Пришла, пришла пора все таки заострить Ваше внимание, коллеги, на одном основополагающем, для меня, моменте в альпинизме.

В кратце его суть можно выразить фразой «Альпинизм Вам не шахматы- тут думать надо!»

Очень часто, даже слишком часто, наблюдаю за участниками, не пытающимися обыграть ситуацию, а листающих в памяти страницы со стандартными схемами, пытаясь найти подходящую.

Ху… тьфу ты, фигня все это!

Если Вы не ДипБлю, обыгравший Каспарова, шансов крайне мало.

И все потому, что в реальном альпинизме, при кажущейся идентичности стандартных ситуаций, на самом деле, все всегда по разному, ибо в любой стандартной ситуации все решают нюансы, а их нескончаемое множество.

Есть прекрасный жесткий анекдот на эту тему, всегда рассказываю его участникам, в качестве учебного пособия. Однажды ученик спросил учителя а что такое нюансы. Сейчас покажу, сказал учитель. Снимай штаны. Снял ученик штаны, а учитель оппа и взял его на цугундер. А потом и говорит, вот смотри, вроде и у меня хрен в заднице и у тебя хрен в заднице, а какая большая разница! Классика.

И именно поэтому я мучаю своих участников, заставляя включать мозги и пытаться обыгрывать ситуации. Поэтому, потому что в альпинизме всегда в более выигрышном положении будет тот, кто сможет обыграть любую ситуацию с максимальной пользой для себя и группы.

Да, это очень нелегко, да для качественного обыгрывания требуется опыт и порой немалый, но пытаться начинать надо с самого начала. Пытайтесь, не бойтесь ошибиться! На то Вам и придан инструктор, чтобы следить за Вами и не допускать опасных ошибок.

Учитесь шевелить мозгами на маршруте. Пусть пока неуклюже, в развалку. На то Вам и придан инструктор, чтобы править Вашу неуклюжесть и помогать двигаться в правильном направлении.

Не спешите пробежать маршрут, если Вы, конечно, не занимаетесь все межсезонье на скалах с горным рельефом под руководством опытных альпинистов, осмысливайте свои действия, заставляйте инструктора рассматривать ситуации, складывающиеся на маршруте.

Не научившись, хотя бы азам обыгрывания на тройках, будете встревать не по деццки в дальнейшем.

Не пытайтесь выспросить весь маршрут до последнего шага, учитесь искать логику рельефа, это крайне полезно, чтобы потом Вас не водили по рации, как слепых щенков.

Да, на этом пути залазили мы порой в такие пердиманокли, мама дорогая, но куда от этого деться. Это процесс познания и не надо бояться жоп, поиски выхода из них тоже очень хорошо закаляют характер и развивают смекалку.

Опять же старайтесь как можно больше экспериментировать на маршруте, идя с инструктором. На то он и нужен, чтобы в случае чего спокойно и без напрягов вывести Вас из жопы на верный путь.

В Уллу-Тау, в свое время, при попытке срезать двойку А на Тютю, нам пришлось в качестве первого задействовать нашего стажера перворазрядника. Ну и ничего, выползли чуть ли не под ноги командиру отряда, спокойно констатировавшему факт, что мы нашли свою пятерку на двойке и даже не пожурившему нас.

Нет ничего страшного в том, что Вы будете блудить поначалу. Полная фигня случится, если Вы не будете осмысливать эти ситуации и пытаться исправлять ошибки.

Так что ребята, учитесь думать, думать с самого начала, ибо до того момента, когда первый шальной камень откроет у Вас третий глаз и придет прозрение, можно не дотянуть…

Вот, начал писать этот опус до гидовской школы и в ее процессе все наши преподаватели не раз заостряли наше внимание на необходимости обдумывания ситуации, а не тупого применения заученных приемов. А когда мнения профессионалов довольно разных школ совпадают…

В общем, решать Вам.

Лирические отступления №3

Еще из личных наблюдений. Уже не один раз замечал и приходилось бороться с водной зависимостью у людей, которые ко мне приезжают.В любой популярной спортивной литературе всегда весьма аргументировано рассказывается о пользе приема жидкости во время физических нагрузок. Сам являюсь сторонником постоянной водной подпитки с одним маленьким НО.

Не забывайте, чем Вы занимаетесь! И коли подались в альпинизм, придется осознать одну принеприятнейшую вещь- на восхождении обеспечить постоянный прием жидкости крайне сложно и очень часто невозможно. Такая вот суровая правда жизни.

Ограничения на возможности добывания воды накладывает куча различных факторов, как объективного, так и субъективного свойства, а водная зависимость, на самом деле, не намного безопасней кислородной на высоте.

Беда в том, что помимо физической зависимости, вырабатывается и психологическая, которая порой давит сильнее реальной жажды.

Горовосхождения, особенно высотные- архиантифизиологичное занятие, поэтому просто необходимо приучать свой организма работать в условиях нехватки каких либо компонентов, необходимых для комфортного протекания метаболизма и вода- важнейший из этих компонентов.

Я не призываю иссушать себя, но приучить свой организм и психику работать по формуле «есть- хорошо, нет- и хрен с ним» весьма полезно.

Не скажу, что тренировка в условиях умеренной водной недостаточности- приятный процесс, но процесс необходимый и дающий очень неплохие результаты даже у обычных любителей Гор.

Привычка, во всем нужна привычка и конечно, постепенность уменьшения потребления жидкости во время тренировочных нагрузок.

Да, подчас это будет приводить к снижению восстанавливаемости и роста результатов, но опять же, не забывайте, чем Вы занимаетесь!

Ни один вид спорта не может сравниться с альпинизмом по непредсказуемости возникновения ситуаций, несущих в себе опасность для здоровья и жизни и подготовка своего организма и психики к адекватной реакции на эти ситуации позволит заметно снизить степень риска на восхождениях.

www.singleclimb.com

Серьезно читать это невозможно

Читаем серьеное предостережение: "Не могу точно сказать, что опаснее, острое обезвоживание или острая гипоксия, но, по моему, вполне сопоставимые вещи по реальной угрозе для жизни." За ним следует умозаключение: "Соответственно призываю всех, кто стремится расти в альпинизме и особенно желающих испытывать себя высотными восхождениями, не приучайте свой организм к воде, вернее к её употреблению по первому требованию." Так что же делать новичку, прочитавшему этот "умный" совет? Вероятно приучать себя терпеть жажду. Был такой советский "академик" Лысенко, который тоже пытался приучить разные растения жить в несвойственных для них условиях. Он даже пытался их воспитывать. Очень напоминает. И он тоже очень любил всех учить. ДОБАВИЛ ПОЗЖЕ 6-го отзыва. Извиняюсь, что не очень любезно получилось. Исправлять не стал, чтобы не вводить в заблуждение других читателей. Поясняю: я хочу обратить внимание на то, что безсмысленно бороться с внешними проявлениями проблемы. Вот, например, Вадим Федоров пишет, что ему хватает поллитра питья на весь рабочий день. Ему ДОСТАТОЧНО этого количества жидкости. Но ему (как и всем другим) это удается не в результате волевых усилий, а в результате того, что его организм, во-первых, достаточно тренирован, а во-вторых уже акклиматизирован. Вот об этом и нужно говорить. (естественно, в конце дня нужно пить по вожможности больше). А если человек мало тренирован и не акклиматизирован, то советовать ему меньше пить просто опасно. ДОБАВЛЕНО ПОЗЖЕ для Тараса Краженко. Пить из лужи вообще не стоит, козленочком не станешь, но кишечное заболевание подхватишь. Вопрос в том, что если инструктор скажет, что нужно терпеть, некоторые участники и его перетерпят. Только в отличие от него могут затем вообще выпасть из процесса. Мы же не говорим, что нужно учиться меньше дышать, так как в горах воздух разряженный и кислорода не хватает. Нужно тренировать выносливость и т.п.

хорошо!

что возмущаются или соглашаются, значит, как минимум читают. Смелее! Рюкзак у первого, конечно, иногда здорово тормозит. Организмус и психикус осёдлывать тоже иногда необходимо. И маршрут тоже изучать надо, а после уметь найти. В целом здраво. И логичные пути тоже искать уметь нужно. Всё это и называется обучение, разве не так?

Обыгрывать да не заигрываться

"В свое время, для меня главное было узнать, где начинается маршрут и логичен ли он, если покажут нитку на фото вообще блеск и все. Дальше самостоятельный поиск с развитием видения рельефа." Прочитал и подумал: где-то это уже было. Да, мой коллега из альплагеря как-то с гордостью говорил то же самое. Теперь факты. В августе нынешнего года ходили мы сдвоенными отделениями разрядников на 3900, куда Дм. Павленко в июле так и не добрался. Второе отделение вел тот самый коллега. Каждая ночь после возвращения с маршрута для меня превращалась в бесконечное ожидание спасов второе отделение все время где-то гуляло заслышав посреди ночи (а то и под утро) шаги, напрягался: "Ну, вот, сейчас: Просим помощи". Проносило. Но напрягало дико. К чему это я? А к тому, что тренинг значкистов и молодых разрядников по принципу "куда кривая вывезет" рано или поздно приведет к аварии. Что касается примера на Тютю, то возникают большие вопросы к квалификации командира отряда, инструктора и стажера. Вряд ли имеет смысл из примера неучей в альпинизме выводить новую методику. Тем более, что 2-ки и 3-ки, как правило, однозначны и читаются с ходу. Если вы будете в целях тренировки "блудить поначалу", как советует автор, то у вас есть шансы не доходить и до второго разряда. А то и просто не дожить до этого счастливого дня. По поводу "пробежать маршрут". На мой субъективный взгляд, главное на маршрутах 2-й и 3-й к.с.- это взаимодействие, которое и съедает основное время. Его и надо в первую очередь отрабатывать. Движение первого можно качественно отработать и на скалах в межсезонье и на ледовых занятиях. Людей надо учить экономить время на маршруте, а не ночевать на горе на ровном месте. И совсем непонятно, причем здесь гидовская школа. Что, клиенты тоже должны обыгрывать ситуацию?

Наказ призывной молодёжи.

Хотелось бы верить,что уважаемый автор обращается с железом лучше чем с пером.Мне особенно понравился крайний абзац. Я,с позволения автора, сделал бы его лозунгом для тех кто выходит на тропу.Что же касается творческого подхода к движению и прочим премудростям ,то в повседневной жизни столько шаблона и различного рода указаний,что глоток эктрима вставляет покруче водки.(А ради чего собственно городить огород).Тренинг на грани фола.Это результативно,круто,здорово цепляет,но это удел немногих.О массовости здесь и речи быть не может. К тому же существуют неблагоприятные факторы которые автор не озвучил (нехватка воды самый безобидный), но это уже специфика. Много ли новобранцев читали статью? Если хотябы пара сотен ,то я благодарен автору вдвойне.

Просто, доходчиво и по делу

А некоторые отзывы просто читать смешно.... Может, люди ничего с этим общего не имеют и им просто покритиковать или пописАть захотелось где ни попадя? :) Николай Анисимов, я хоть сейчас далеко не КМС, но даже будучи новичком мне было смешно смотреть на участников, которые с одуревшими глазами буквально падали у первой попавшейся воды несмотря на слова инструктора. Ответ - ДА! Приучать себя терпеть жажду, а не хлебать как корова при каждой остановке потому что губки пересохли :)

Дельная статья

Полностью поддерживаю совет автора приучать свой организм работать в условиях ограниченного потребления воды. Восполнять потери воды полностью на маршруте невозможно, т.к. нужно нести слишком много воды или топлива. Остаётся найдти золотую середину, т.е. потреблять минимум воды и поддерживать работоспособность в течении максимального времени. Это вполне тренируемо и такой подход достаточно типичен для горовосходителей из стран СНГ. Имея возможность наблюдать многочисленных западных клиентов, давно заметил, что две литровых бутылки жидкости на поясе рюкзака - это норма, многие используют 4 литровые водяные мешки с трубкой из рюкзака, мне в те же условиях хватает пол литра на весь рабочий день. Месснер писал, что он всегда старался пить как можно меньше в течении дня, но восполнял дефицит воды на ночевке, выпивая за вечер до 3 литров воды. Ссылки на Лысенко серьезно воспринимать невозможно...

Опыту Дмитрия, безусловно, многие позавидуют

Но я тоже не понял половину мыслей, которые он до нас хотел донести. Безусловно, анекдот про нюанс смешной. Но всем давно известен. Однако что значит думать на маршруте - автор так и не пояснил. Насчет "читать маршрут" тоже указал как не надо, а как надо - не сказал. Совершенно непонятно, что значит что такое тренировка в условиях умеренной водной недостаточности. Это что, не пить в течение тренировки? или не пить за 2 часа до нее? или весь предыдущий день? Если автор все-таки раскроет поднятые темы в своих последующих работах - новичкам (на которых ориентированы его обращения) будет гораздо легче

Статья интересная, в отличии от некоторых комментариев!..

Почему-то комментарии ограничиваются в основном трактовкой анекдотов и режима потребления воды! Это что, главное, что удалось почерпнуть из статьи?..:)) Мне показалась весьма интересной тема лидеров с рюкзаками. Это действительно так - сейчас все больше молодых людей стремятся работать впереди, не снимая рюкзака. Почему так, не знаю. Но то, что это неправильно - факт!.. Что касается режима потребления воды на маршруте: вспоминаю службу в Советской Армии (Казахстан, оз. Балхаш) - каждый боец должен был наполнить свою фляжку кипяченой водой (800 гр) еще утром и ходить с ней весь день! В случае тревоги и машбросков - то же самое, не больше фляжки, на весь день (пить из лужи или арыка было смерти подобно). И ничего, хватало! Дело привычки. Тогда мы матерились по этому поводу, а потом появились навыки рационально использовать воду. И вымывание солей не так интенсивно происходит. Зато вечером мы пили, как слоны на водопое!..:))