Mountain.RU
главная новости горы мира полезное люди и горы фото карта/поиск english форум
Чтобы быть в курсе последних событий в мире альпинизма и горного туризма, читайте Новостную ленту на Mountain.RU
Люди и горы > Очерки, дневники >
Всего отзывов: 3 (оставить отзыв)
Рейтинг статьи: 5.00
Автор: Владимир Копылов, Москва

У подножия Мечты. (Celentano & Da Vinci…)
Больше, чем Море… Piu Grande del Mare…
Авторская страница Владимира Копылова

Интервью Владимира Копылова журналу Photograper .
Номер, посвященный Экстриму - январь 2008.

Photographer - www.dphotographer.com.ua - ежемесячный русскоязычный печатный журнал об отечественном и международном фотоискусстве. На 150 страницах издание охватывает самые разнообразные тематики и творческие направления и в каждом номере публикует обширные материалы о творчестве легендарных мастеров как прошлого и современности. Подписной индекс в каталоге Роспечати 18436.

Текст интервью был дополнен и несколько переработан Автором и перепечатывается с разрешения редакции журнала.

Пользуясь преимуществами современных сетей Интернет, для более ясного и художественного восприятия интервью и фотоиллюстраций, по ходу текста приведены ссылки на музыкальные клипы, которые, по-мнению Автора, наилучшим образом сочетаются с раскрываемой темой и дополняют ее.

Ссылка открывается в дополнительном окне броузера - различная музыка и видеоклипы (ru.youtube.com) и требует высокоскоростного доступа в Интернет.

Про черную пашню, белые горы и город маленькой подковы...
Кабардино-Балкария, Нальчик на восходе солнца. Специально приехал. Три дня ожидания хорошей погоды. Взял такси, отснял пару пленок, сшил 10 кадров, распечатал на 3 метра, устал...
Слайд 35 мм.

Диалог высшего разумного существа (человека) с высшими изваяниями природы, коими являются горы, заслуживает отдельного внимания. Доказано, что одна из высочайших форм философского просветления проходит именно через такой безмолвный контакт.

Обо всем об этом мы побеседовали с известным русским фотохудожником Владимиром Копыловым, единственной страстью которого уже четверть столетия остаются только горы.

Ph .: Как бы вы охарактеризовали различные стили горной фотографии и в каком из них предпочитаете сами работать?

В.К. Градаций стилей и жанров придумать можно много. С некоторой долей иронии я бы предложил следующие, расположив их в порядке возрастания значимости и важности для меня: Tufta , Documentary , Action , Dreams ... И отдельно еще можно добавить - by Chance ... – его Величество Случай.

Невозможное возможно...
Спуск на лыжах и сноуборде по "Семерке" Северной стены Донгуз-Оруна.
Июнь. 1998 год.
Слушать здесь
Из серии "Documentary"...
Пленка, Негатив 35 мм

Ph .: Для вас это искусство, страсть, бизнес или образ жизни?

В.К. Мой любимый жанр Горной фотографии – это категория Dreams – Мечта! Это некий образ, своеобразный Портрет, только не человека, а Горы, ее настроения, ореола, величия и одновременно моего к ней уважения, почитания и даже преклонения. Возможно даже это своего рода “оправдание” перед Матерями тех, кто не вернулся с вершин – показать им ради Чего…

Confessa… piu’ Grande del Mare… Больше, чем Море…
Эльбрус с Чегета. Ночь, перетекающая в утро.
Слушать здесь
Из серии Celentano & Da Vinci… - Самое первое фото в серии…
Слайд 6х9

До тех пор, пока кадр не снят – это для меня, пожалуй, искусство… Когда я иду делать печатать со своих файлов фотографии большого формата - 50 х 70 см, 60 х 90см, 100 х 150 см или панорамы метр на три метра – это серьезная техническая задача – не потерять качество и воплотить ту самую Мечту в реальном материально- бумажном виде. Ну а дальше уже начинается бизнес – умение и возможность продать эту самую бумажную фото, получить деньги и использовать их на съемку новых фото. Помните, как написано у Пушкина: “Не продается вдохновенье, но можно рукопись продать!”

И, естественно, для меня это некая страсть. Страсть вновь и вновь видеть эти горы, некоторые из которых я знаю уже более 25 лет. Возвращаться к ним, видеть их величие! Это также ощущение времени и вечности... Я помню, на леднике Безенги лежал огромный камень - высотой с трехэтажный дом. Так вот, этот камень за 20 лет, пока меня там не было, проплыл путь по леднику в несколько километров (40 минут ходьбы)... А потом и вовсе раскололся на две половины… Это и есть Время!!! И именно в горах чувствуется его ход.

Ph: Расскажите о своей страсти к горам. Откуда она проистекает? Она сильнее Вас или Вы все-таки способны ее контролировать?

В.К.: В 1981 году, когда мне было 15 лет, мой старший брат совершил поездку в альпинистский лагерь Узункол на Кавказе и получил там 3-й разряд по альпинизму. На следующий год мы уже поехали туда вместе. Помню, из 20-ти дней смены 17 - шел снег или дождь. После этого я сказал себе: «Никогда в жизни я больше в эти горы не поеду!!!». Но прошел месяц, все плохое забылось, а внутри меня поселилось какое-то особенное ощущение. Ощущение гор! Тогда же все тот же брат показал мне плохонькую черно-белую фотографию какой-то двурогой скально-ледовой вершины и рассказал легенду об Ушбе - горе шабаша ведьм. Удивительно, но этот образ «засел» у меня внутри так прочно, что следующие семь лет своей жизни я гонялся за любыми изображениями этой горы, одержимый своей мечтой - увидеть ее и подняться на вершину. Но такие фотоснимки тогда (впрочем, как и сейчас) - были огромной редкостью. Каждый день говорил и себе, и горе: «Я обязательно к тебе приду!». И вот в 1989 году мы поднялись на ее вершину по 2-километровой очень крутой ледовой стене - маршрут высшей категории сложности (6А) - в «едином мальчишеском порыве», без веревок и какой-либо страховки, свободным стилем. На спуске я улетел в ледовую трещину - метров 15, но чудом остался жив...

Удивительно, но уже через несколько дней после нашего «триумфа», меня посетило первое серьезное разочарование - Мечты не стало... Как жить дальше - неизвестно.

Ночь. Шабаш Ведьм под Ушбой...
Ночной лунный пейзаж Ушбы с плато.
Хорошо видно гало от полной луны на верху кадра, палатка и пара фонариков, ходящих вокруг нее...

Per questa Vita non pretenderemo il Sole...
В этой жизни мы не претендуем на Солнце...

Слушать здесь

Из серии Celentano & Da Vinci+
Слайд 6х9

На следующий год мы с братом тоже чуть дважды не погибли. Сначала на Эльбрусе, когда в непогоду мы потерялись и трое суток выживали без каких-либо средств существования, в снежных пещерах посреди Бесконечности... Один спасатель из нашей группы провалился в трещину метров на 20, но остался жив. Мы тащили его на тонкой 5-мм веревке зубами, потом волоком... В том урагане тогда погибло 7 человек, а мы выжили и никого не предали - ни себя, ни друзей...

Долгая дорога в небо...
Восхождение на Эльбрус. Высота 4900 м Панорама из 3-х кадров.
Слушать здесь
Цифра. Canon 40 D.

И через пару месяцев уже на Памире в двойке с тем же братом мы совершали сложное скальное восхождение на вершину Замин-Карор – нам хотелось стать мастерами спорта. Произошел срыв, мой брат пролетел 30 метров по вертикали, а я его удержал. Помню безумной силы рывок, боль от разрыва сухожилия на левой руке, как я смотрел на единственную точку страховки между нами, связанными одной веревкой, понимая, что если она не выдержит и мы сейчас улетим - нас больше не будет. Я вспомнил тогда слова старшего Волка - Владимира Басова - из фильма «Приключения Красной Шапочки»: «Не суетись, Толстый!!! Последнюю минуту надо прожить Красиво!!!». До сих пор я помню свой внутренний голос (мое Альтер Эго), шептавший мне, чтобы я отстегнул веревку от себя. В итоге мы выжили, а веревку я так и не отстегнул. 15 лет спустя одна женщина сказала мне, что для матери один выживший сын лучше двух погибших и идти на такой риск ты иногда не имеешь морального права перед матерью!!! Я не знаю, как бы поступил сейчас. Чтобы знать это, нужно вновь попасть в такую историю... Но хочу заметить, что геройство состоит вовсе не в том, чтобы отстегнуть или не отстегнуть веревку, а в том, чтобы больше НИКОГДА в такие ситуации не попадать!!!


Ушба и Небо - свет- прощальный поцелуй...
Кавказ. Снято из под вершины пика Вольной Испании.
Панорама из 4-х кадров - Чатына, Ушбы, Щуровского, Шхельды на закате...
Холодно и через пару мгновений наступит Тьма...
Слушать здесь
Цифра. Canon 40D

Спустя 17 лет после этих событий, я написал роман (200 страниц художественного текста) на эту тему. Надеюсь, что он когда-нибудь увидит свет.

Ph.: Вы работаете, чтобы иметь возможность находиться в постоянном контакте с горами? Как Вы попали в «горную профессию» - это логическое завершение, реализация в практической форме Вашего самого глубокого увлечения?

В.К.: Я с детства мечтал о море - начитался Жюля Верна и Рафаэля Сабатини – истории про капитана Блада... После школы поступил в физико-технический институт (МФТИ) на Факультет Аэрофизики и Космических Исследований (название, словно загадочная музыка...), группа Физики Моря. В итоге год жизни я провел в открытом океане, обошел половину мира, загадочные страны, закаты, восходы, знаменитый «зеленый луч»... Но море в реальной жизни оказалось более однообразно и жестоко - постоянная качка и выворачивание желудка «наизнанку», непростые условия жизни, цинга, дефицит воды и голод. А еще зарплата $60 в месяц при 12-часовом рабочем дне без выходных, выпавшие за борт люди, акулы, ураганы, шторма, самолеты NАТО береговой охраны, «предатели Родины», бегущие из СССР на Запад и эта самая Родина – нищая и несчастная...

И словно Беркут в вышине летит моя Душа...
Загадочная Сванетия. Слева - Тетнульд и массив Безенги, в центре внизу - Местия,
где я не был уже более 20-ти лет, справа - Чатын, Ушба, пик Щуровского, Шхельда.
Панорама из 9-ти вертикальных кадров. Снято с предвершинного ребня пика Вольная Испания за пол-часа до заката.
Слушать здесь
Цифра. Canon 40D

После всех описанных выше событий на Замин-Кароре я бросил Море и уехал в Горы, где некоторое время работал в спасательной службе на Центральном Кавказе. Но таскать трупы оказалось не вполне естественно, по крайней мере для меня. Волею судьбы я вернулся домой и стал... административным главой итальянской нефтяной компании в Москве... Я помню Рому Абрамовича, бывавшего по делам в нашем офисе и всю эту кутерьму тех лет, как горькую конфету в красивой упаковке. Я проработал «у буржуев» 3 года. За это время в Италии тремя независимыми тиражами - русским, английским и итальянским - вышла моя книга «Найди свою вершину» или «Запрещенные Горы» (Forbiden Mountains - в иностранной редакции). Часть фотографий в ней были мои, другую часть я купил, объехав в охоте за ними весь Советский Союз. Я помню, тогда обо мне слагали легенды, как о парне, покупающем за живые деньги изображения гор. Мне было тогда 26 лет. Среди множества фото, которые мне удалось тогда достать, я так и не нашел изображения Ушбы, о котором мечтал все эти годы.

И я понял: если его не существует, его надо снять... самому!!! Оказавшись слишком честным для грязного нефтяного бизнеса, я, помытарствовав еще некоторое время в Москве, сбежал на Кавказ, но уже в качестве Художника, где и пребываю уже более десяти лет...

Горизонтальное измерение бесконечного пространства... Голубая бездна…
Кавказ, восхождение на Эльбрус
Смотреть здесь
Панорама из 6-ти слайдов 6х9

Ph.: Что значит сегодня быть гидом? Вы переселились на Кавказ и постоянно там обитаете или курсируете между средней полосой и горами?

В.К.: Сначала быть гидом для меня означало быть Дон Кихотом. Романтика, слава, громкие слова, первые по тем временам большие деньги... Со временем все это ушло и сегодня это вполне прагматическая, очень тяжелая, чрезвычайно опасная работа, которая позволяет заработать деньги и быть среди гор. Я - коренной москвич и постоянно курсирую между Москвой и Терсколом.


Одинокая Звезда...
Кавказ. Приэльбрусье. Ночь над поселком Терскол. Донгуз-Орун в лунном свете...
Слушать здесь
Цифра. Canon 40D.

Ph.: Из каких сезонов состоит Ваш профессиональный год?

В.К„: Начало сезона - середина зимы (январь) и весна - это лыжные программы - (ски-тур, фрирайд, хели-ски) и ледолазание в Приэльбрусье. А также зимние экстремальные и видовые фотосъемки. Потом майские праздники - на Кавказе цветут сады - предгорья сбрасывают снег и одеваются в зелень. Лето и осень до октября - восхождения на Эльбрус, треккинг, скалолазание, альпинизм, район Безенги и так далее. Можно снять огромное разнообразие кадров. Финал - золотая осень. Далее - затишье, обработка отснятого за год…

Жизнь вертится, как огромное колесо, и, заметьте, очень важно, чтобы оно тебя не перемололо...


Золото Джана.
Кавказ. Приэльбрусье. Ущелье Адыл-Су. Пик Джан-Туган.
Слайд 6х7

Ледовые каскады Чегемских водопадов. Общий план.
Пленка, Негатив 35 мм

Ледовые каскады Чегемских водопадов. Деталь.
Слушать здесь
Слайд 6х9

Ски-тур при подходе к перевалу Эхо Войны.
Кавказ. Приэльбрусье.
Нестандартный Эльбрус.
Цифра. Canon 40D.

Ph .: Сколько человек в Вашей команде?

В.К.: По натуре я одиночка... Когда работаю гидом, в моей команде ровно столько людей, сколько необходимо для данного восхождения - 3-5 вспомогательных гидов, проверенных, надежных друзей, многих из которых я знаю уже более 10-ти лет. Гидов заказывают клиенты, и они им платят деньги.

Когда же я занимаюсь фотографией, снимаю я либо в одиночку, либо в очень тесном кругу - один, максимум 2 человека, на которых я могу положиться на все 100!!! Для них это искусство и возможность увидеть горы моими глазами.

Про формы Жизни на ледовых сбросах...
Цифра. Canon 40D

Ph .: Расскажите, в какие моменты съемки Вы ощущаете наибольшее счастье? Какие состояния гор, фотографируемые Вами, вызывают эйфорию?

В.К.: Счастье здесь имеет двойной или даже тройной резонанс. Первая волна - когда после множества усилий, невзгод, огромных напряжений ты вдруг видишь перед собой готовый кадр! Вид еще более величественен и прекрасен, чем ты себе представлял. Как правило, первая фаза длится мгновения. Ее сменяет работа – надо успеть! Не упустить, снять все, в несколько дублей, на несколько камер, потому что это мгновение больше никогда не повторится... Потом наступает длительная фаза волнения и она длится до момента проявки пленки. И когда я прихожу в самую дорогую, но и самую надежную фотолабораторию Москвы, смотрю свои широкие слайды и вижу, что визуальный результат совпадает с тем самым, мимолетным, который я ощутил и помнил все это время, тут приходит вторая волна счастья! Она накатывает и сохраняется до тех пор, пока лучший снимок не будет напечатан в большом формате - скажем, метр на полтора, или панорамой (из серии работ) - метр на три. Знаете, размер имеет значение! На больших отпечатках появляется эффект присутствия - визуальная память от вида гор совпадает с тем, что мы видим на фото...

Дых-Тау - Селла - Шхара.
Панорама верховий ледника Безенги на закате солнца.
слайд 6х9

А самыми незабываемыми и эмоциональными моментами для меня есть и будут полеты на вертолете, когда удается подлететь к Горе, увидеть с неба все по-другому, чуть ли не прикоснуться к величию рукой и, опять-таки, сделать удачный кадр или, если повезет, целую серию... А еще огромное чувство счастья я испытываю, когда Гора отпускает и позволяет вернуться, когда все заканчивается, и можно думать о красоте гор без страха за чужую или собственную жизнь..

Панорама района Безенги с вертолета.
Слева направо: Коштан-Тау - Крумкол - Мижирги - Дых-Тау - Шхара - Джанги - Катын - Гестола - Тетнульд - Чегем.
Слушать здесь
Цифра. Canon D60

Ph .: Как для Вас происходит процесс «охоты» за сюжетом при горной фотосъемке? Приходилось ли превизуализировать сцену, чтобы когда-нибудь потом (может, спустя многие годы) увидеть его и сказать: «Это именно то, чего я ожидал!»

В.К: Конечно же, в горной, как и в любой другой фотографии, имеет место Его Величество Случай!!! Но я все больше и больше иду по пути Голливуда. То есть я заранее знаю, что, где, как, когда, в каком ракурсе хочу снять. Целенаправленно иду, жду погоду и снимаю. Иногда трачу на это часы, дни, недели. В глобальном же масштабе - это годы, десятилетия, вся жизнь... Мне 20 лет хотелось найти хорошее фото Ушбы - я пошел туда - к этой Горе и снял ее портрет. Сначала 14 часов по Шхельдинскому ущелью до Немецких ночевок, где Высоцкий пел свои песни в фильме «Вертикаль». Потом 12 часов по огромному Ушбинскому ледопаду - посреди хаоса льда, трещин, лавин и обвалов - 1000 метров вверх на Ушбинское плато. Вот и все - вы у цели, можете снимать! Я потратил 20 лет жизни, чтобы научиться ходить в горы и снимать здесь фото, потратил 10 дней на экспедицию - туда и обратно, в итоге сделал 5-6 кадров (по кадру в день, плюс два дня пути туда, день обратно, плюс несколько дней непогоды), спустился живым и был счастлив от того, что Гора меня Отпустила...

Портрет моего друга, стоящего на предвершинном жандарме пика Щуровского, в то время, как я, стоя на его вершине, пытаюсь найти семь отличий между Малой Ушбой и Большой...
Но, потрясенный мощью Чатына, каждый раз сбиваюсь со счета…
Для тех, кто знает, что Чатын находится рядом с Ушбой и много лет хотел увидеть их вместе, не вставая с кресла, не тратя годы жизни, не теряя здоровья, не подвергая риску себя и своих друзей...
Сшивка из 8-ми кадров 6х9. 6 вертикальных сверху, 2 горизонтальных внизу.

На ближайшем гребне стоит человек в красном Гортексе - это и есть масштаб.
Если увеличить кадр во все его разрешение, будет видно его лицо.

На самой Ушбе видны еще трое, на Ноже класического маршрута. Они так же могут быть идентифицированны по цвету одежды.
Это мое первое фото, распечатанное на заказ в масштабе метр на полтора...
И глядя на это масштабное полотно у меня была полная иллюзия, что в данный момент я стою на вершине пика Щуровского и смотрю на Ушбу.

Слушать здесь

Рецепт подобной съемки очень прост - как правило, все совершается не благодаря, а вопреки - пришел, увидел, снял, «отвалил»... Не получилось в этом году - возвращайся в следующем, если найдешь время, силы, мужество, попутчиков... Но знай: эти кадры могут стоить тебе жизни, а остальному миру на них, в общем-то, наплевать...

Ph .: У Вас много работ, экспозиция которых составляла много минут и даже часов, особенно работы со «звездной каруселью». Как Вы рассчитываете точное время экспозиции, как крепите камеру, когда возвращаетесь к ней, чтобы закрыть затвор?

Эльбрус... Ночь... Звездное танго... Lunfardia... Направление Север... Закат Луны...
Если просидеть пол ночи на Эльбрусе и встретить рассвет, то за мгновение до того, как Солнце осветит гору своим золотым светом, камера зарегистрирует вот такую картинку...

И целую ночь Челентано шептал мне в наушники свое знаменитое Танго - Lufardia...
Слушать здесь

Son diventanto sai il tramondo di sera… e tante cose son rimaste da dire…
Я превратился в закат вечера… и смотрел, как падают звезды…

Из серии Celentano & Da Vinci…
Слайд 6х9

В.К„: Я учился этому два года, много экспериментировал, пытался понять всю теорию на практике хотя до сих пор многое мне не до конца ясно. Ночные фотографии я снимаю при помощи среднеформатной пленочной механической камеры, и в этом - огромное преимущество... Скажем, если в кромешной тьме безлунной ночи вы едва различаете очертания гор, то камеру можно смело ставить на несколько часов с полностью открытым затвором – пленка чувствительностью 400 единиц не пересветится... Если же есть сомнения, то самый простой путь - это эксповилка... То есть всю ночь надо снимать серию, комбинируя разные значения диафрагмы и выдержки, и уж хотя бы один кадр получится.

Иногда ночью, скажем, снимая Эльбрус, я ставлю камеру на штатив, открываю затвор, успеваю заснуть, поспать и проснуться... И за это время туристы на Эльбрусе выезжают на ратраках из «Приюта 11» ( 4050 м ), доезжают до скал Пастухова ( 4750 м ), выходят и идут пешком к вершине, то и дело оборачиваясь, чтобы посмотреть назад. И моя камера все это регистрирует, и пленка передает каждого отдельного человека, его фонарик, световой трек во тьме, путь проезда ратрака, треки от звезд...

В последнее время беру с собой цифру, даже 2 цифры – Canon 40 D и Сапоп D 60. На одну из них делаю дубли, на другую снимаю цейтраферное кино повышенной четкости в формате HDTV по собственной оригинальной методике.

Пример цейтраферного кино можно посмотреть здесь – это ролик из знаменитого полномасштабного фильма Рона Фрике - Chronos (Время). Особенно меня лично поразило и натолкнуло на размышления, что подобное можно снять самому – ход 3-х лучей солнца по залу величественного творения Буонарроти – собора Святого Петра в Ватикане – см. на 4-й минуте ролика по ссылке.

Цейтраферное - от немецких Zeit – значит время, raffen – собирать. Я это так буквально и воспринял и стал своими полуночными съемками на самом деле в ручную собирать Время…

В итоге за несколько секунд я смог увидеть, как над Кавказом садится и встает солнце, горы окрашиваются в багрянец или наступает ночь, как двигаются вечерние тени и тьма уходит прямо в небо отчетливо выраженной линией... А еще мне посчастливилось снять пролет Ангела ночью в лунном свете над вершиной Донгуз-Оруна... Его Величество Случай!

Именно цейтраферная съемка дала мне некий новый импульс моего творческого развития!!! Она надоумила меня снимать на широкую пленку ночную мультиэкспозицию. Я понял – Что, Когда и Как происходит в горах ночью и на границе света и тьмы. Как ложится свет, как его “видит” камера, как линия тьмы поднимается в небо. Я подумал: “Что если все это собрать по крупицам и объединить в одном кадре?”. Я стал просиживать ночами возле штатива, всматриваясь в едва различимые в ночи горы. Установив на камере мульти экспозиционный режим, я многократно нажимаю спуск затвора в определенный нужный мне момент времени – свет справа, звезды, огни ночных городов, свет слева… Как в огромной фотостудии, где есть различные софт-боксы, рисующий и заполняющий свет, соты, стрипы, контровый свет и т.д.. В итоге я получаю абсолютно нереальные картинки… Нереальные для тех, кто не сидел со мной часами и ночами напролет. Но я то их видел, камера их зарегистрировала, значит они есть! Это и есть – моя Мечта! My Dream!


Отражение Мечты.
Кавказ. Адыр-Су. Массив Уллутау в свете зашедшего солнца...
Смотреть здесь
Слайд 6х9

Ph .: Получается, что вы готовы ждать и просиживать ночи на пролет в одиночестве всего лишь ради одного единственного кадра? Не холодно? Не скучно? Не страшно одному в горах?

В.К. Холодно, но не скучно. Во-первых, отправляясь на такие ночные съемки, я знаю заранее, что хочу снять – и это интересно – совпадет ли предел моей фантазии с конечным результатом на бумаге? Я знаю, что будет холодно и готов к этому. Я знаю место и время… Я знаю куда солнце садится и от куда оно встает. И все это я учитываю. Когда глаз привыкает к темноте, ночью в горах можно увидеть очень много удивительного, такого, что днем, порой скрыто даже от нашего сознания! И потом, я же в ночи не один…

Ph .: Не один?

Стоять до последней звезды...
Кавказ. Безенги. Последняя звезда над Северной стеной Дых-Тау.
Una Musica brutal…
Слушать здесь
Из серии Celentano & Da Vinci…
Слайд 6х9

В.К. Ну про Ангела над Донгузом я уже рассказывал. А еще этими длинными ночами, когда, сидя на каремате возле камеры, приходится вжиматься в спальник или в пуховку, что бы не замерзнуть, появляется он… седой старик с бородой и длинными волосами… Я не знаю, кто это… Я не могу рассмотреть его лица – оно всегда в тени… Возможно это я сам, в каком-то параллельном времени, но я не уверен… Я зову его Да Винчи. Обычно, он появляется неожиданно из тьмы, из моего потаенного воображения… Подходит ко мне, садится рядом и не говорит ни слова… Мы вместе с ним смотрим на эти горы… Смотрим и молчим. Целую ночь… Я врубаю в уши плеер и нам двоим звучит Реквием Моцарта, Лунная соната Бетховена, а потом 70-летний Челентано поет нам свои последние песни…

Son diventanto sai il tramondo di sera… e tante cose son rimaste da dire …

Я превратился в закат вечера… и смотрел, как падают звезды…

Время от времени я так же молча нажимаю затвор камеры. И ночь пролетает за считанные мгновения… Под утро старик встает и уходит, исчезая в рассвете. Я делаю заключительный кадр, поднимаюсь, собираю вещи, иду пешком или уезжаю вниз на сноуборде… Вот и все…

Но каждый раз, приходя на новую точку своих ночных фотосъемок и провожая закатное солнце, я волнуюсь… А вдруг Да Винчи не придет посмотреть, как над Кавказом в абсолютной тьме сверкают звезды?... И у меня ничего не получится!!!

Dormi Amore… Усни, моя Любовь…
Эльбрус. Классический вид с Чегета.
Слушать здесь
Questo Grand silenzio quasi fa rumore, Sono ancora sveglio e sto ascoltando il cuore…
Fuori nell’immenso domina la Notte.
Эта мертвая тишина режет ухо.
Я все еще не сплю и слушаю свое сердце.
Вокруг меня в бесконечности властвует Ночь…
Из серии Celentano & Da Vinci…
Слайд 6х9 см.

Ph .: ???

В.К. Это шутка такая… Тем не менее так и возникла целая серия моих фото под названием Celentano & Da Vinci…

Ph .: Что входит в комплект Вашего фотоснаряжения? Каков его приблизительный вес? Известно, что масса горной поклажи всегда такова, что брать с собой приходится лишь самое минимально необходимое. Какие дополнительные компоненты фотооборудования Вам бы не помешали, но от которых из-за перебора по весу приходится отказываться?

В.К.: Мой фотонабор включает в себя следующие камеры: формата 6х7 - Asahi Pentax 67 и к ней комплект из 3-х объективов. Далее средний формат 6х9 - Fuji 690Рго с несменной штатной оптикой. Еще есть камера узкого формата - Canon и к ней 3 L-ки - широкоугольник, штатник и зум. Кстати, именно камера Fuji приучила меня думать «сегментарно». Это означает, что недостаточно длиннофокусное расстояние встроенного объектива надо исправлять «ногами» - подходить к объекту съемки, а недостаточно широкий угол нужно подправить сегментарной съемкой последующей сшивкой, будь то панорамный или мозаичный, скажем, 4 кадра в 3 ряда.

Ко всему этому многообразию я добавил бы еще пару камер (более современную цифру и панорамную пленку) и пару объективов (в основном с Tilt & Shift), но, к сожалению, на все хватает денег...

Понимая, что любая фотосъемка в горах уникальна, я никогда не экономлю на оборудовании и уж тем более на пленке. Вес полного комплекта - килограммов 20-25, без Asahi Pentax - килограммов 15.

Этот комплект является «базовым» во всех экспедициях последних лет. Еще у меня дома профессиональный пленочный сканер Minolta Multi Pro, который сканирует пленку 6х9 см с разрешением 3000 dpi. В итоге получается кадр порядка 6000х9000, то есть 54 Мп... Ну а сколько из них значимых, а сколько мнимых- вопрос отдельного исследования и веры...

Снимаю обычно на слайдовую пленку Kodak 100 VS, не потому что она самая лучшая... Просто я знаю, как она ведет себя в горах, я знаю, как ее сканировать, чего от нее ожидать и меня это устраивает.


Водопад в верховьях ущелья Теркол.
Кавказ. Приэльбрусье.
Цифра. Canon 40D.

РН: Вернемся к теме фотографии. Как в горах с экспозицией? Достаточно ли поляризационного фильтра, чтобы более-менее усреднить дневные перепады по яркости?

В.К.: Днем действительно все просто – берете поляризационный фильтр и все в ажуре. Хотите снимать воду на длинных выдержках в солнечную погоду – имейте 4-х кратный нейтральный ослабляющий фильтр и тогда при чувствительности ISO 100 и диафрагме 22-27 – выдержка будет составлять где-нибудь пол секунды и вода действительно “потечет”. Утром и вечером перепады по яркости от неба до земли доходят до 4-х порядков, что, впрочем, легко компенсируется градиентными фильтрами для пленки или HDR технологией для цифры с переменным шагом +/-1-2- 4.

Ph .: Как Вы рассчитываете экспозицию для экспонирования на широкий слайд? Каким зонам отдается приоритет, когда есть перепад по яркости?

В.К.: Для широкого слайда в горах я использую замер по своему пленочному Canon 50 с приоритетом по центру кадра. Это чисто экспериментальные данные, хотя современная широкая пленка имеет огромные скрытые возможности и динамический запас. Я выделяю основное сюжетно-важное место и направляю на него экспозамер, как правило, телевиком. Потом, естественно, проверяю самые яркие места кадра и самые темные. Обычно делаю эксповилку в 1-2 стопа. Попробовал широкопленочный HDR - результат потрясающий, но очень много мороки по точному совмещению кадров друг с другом.

Ph .: В случае с горами более рационально применение открытой диафрагмы для сокращении времени выдержки или же прикрытой для максимальной глубины резкости? Если делаете дубли, то какими параметрами варьируете?

В.К.: Как правило, средним форматом я снимаю на средней диафрагме - типа 8-11 (при пленке ISO 100 – днем выдержка где-то 1/250), если нет задачи специально размыть задний план. Дубли варьирую по выдержке, так как при варьировании по диафрагме несколько изменяется рисунок картинки, что в последствии неудобно при сшивании частей разных кадров в один, если я снимаю мозаичную панораму.

Ph .: Насколько глубоко Вы допускаете проникновение Photoshop'а в Ваши снимки? Где, на Ваш взгляд, та граница, которую нельзя переходить фотографу?

Цвет ночи...
Ночной вид на Центральный Кавказ со склона Эльбруса. Зеленый цвет в центре - засветка от огней Чегета.
Красный цвет на скалах справа - засветка от огней Азау.
Слушать здесь
Панорама из 2-х слайдов 6х9

В.К.: Все зависит от того – занимаетесь ли вы аэрофотосъемкой, снимаете ли документальное фото или создаете художественное Произведение. И еще – умеете ли вы им - этим самым Фотошопом пользоваться во благо или во вред.

Скажем, это фото озера в каньоне Былым, снятая в пасмурную погоду.


Панорама искусственного озера в каньоне Былым в пасмурную погоду.
Панорама из 6-ти вертикальных кадров.
Цифра. Canon 40D.

Не смотрелось бы так красиво, а было бы абсолютно блеклой и не интересной.

А когда я из трех чужих, в общем то разных по структуре, кадров из под вершины Эвереста смог сшить панораму на 360 градусов солнца на восходе солнца с высоты где-то 8500 метров – это был абсолютный успех и торжество Фотошопа.

про 6 восьмитысячников в одном кадре...
Круговая панорама Гималаев из под вершины Эвереста на восходе солнца
Пример, как из 3-х красивых кадров, снятых случайным образом с одного места, можно получить шикарную уникальную панораму...
Фото Кураока-сан.
Смотреть и Слушать здесь
Цифра.

Или когда друзья принесли мне десяток разрозненных кадров из-под Ушбы, а я из них получаю одну уникальную панораму градусов на 270 – это тоже успех современных цифровых технологий.

Ушба. Сванетия. Мир по ту сторону хребта.
Слева скалы Восточной Шхельды. Далее видны пик Кавказа, Бжедух, Вуллея, Уллукара и Безенги,
на переднем плане Щуровский, Чатын, на переднем плане - скальный жандарм "Петух",
за ним Ушбинское плато и далее Малая Ушба, Ушба, Мазери, Сванский хребет,
Донгуз-Орун, Эльбрус, скалы Центральной шхельды.
Панорама 250 гр. Цифра.

А пост закатные панорамы Нальчика, где одинаково хорошо виден сияющий огнями город на переднем плане и Кавказский хребет на горизонте, причем и то и другое сохраняет не только свет, но и цвет – без фотошопа просто невозможны.

Море Огней у предгорий Кавказа... Про то, как наступает Ночь.

Море Огней у предгорий Кавказа... Про то, как наступает Вечер...
Панорама вечернего Нальчика. Каждая панорама состоит из 42-х кадров.
Центральный проспект на фото упирается на горизонте в громаду района Безенги - Дых-Тау и Коштан-Тау.
Цифра Canon D60.

Мои фото – это плод моего воображения. Как говорится, все Герои вымышленные, любые совпадения – случайны. В зависимости от задачи я допускаю проникновение Photoshop 'а в свои снимки без каких-либо ограничений. Важно не перейти какую-то лишь мне известную черту и не потерять чувство меры. Ведь, скажем, HDR - сплошная «цифрохимия», а результат потрясающий, если все использовать с умом и, опять-таки, в меру. Люди, бурчащие что-то там про Фотошоп и про некорректность его использования, мне представляются ленивыми страусами. Ленивыми, так как им лень потратить время и узнать побольше про современные цифровые технологии. А страусами – так как они делают вид, что и так без этого проживут. Мол тяп –ляп – и так сойдет!

Приведу один поучительный случай. Пару лет назад на выставке журнала «Вертикальный мир» в Москве был объявлен фотоконкурс, куда принимались работы только абсолютно без вмешательства постобработки. Жюри было составлено из грандов спортивной и экстремальной фотографии - в основном Америки и Европы. Казалось, что все великолепно. Потом экспозиция была развернута на выставочных площадях. Народ ходил по залам … плевался и недоумевал: почему «буржуи» умеют снимать, а наши нет?!

А ответ был очень прост и лишь подтверждал мои собственные правила. Буржуи в своих безусловно блестящих (!!!) фотоработах использовали всю мощь инструмента под названием Photoshop, а поправить отечественные конкурсные кадры никто не удосужился.


Про плывущие облака над Безенгийской стеной.
Кавказ. Безенги. Гестола и Катын.
Вид с морены от лагеря Безенги.
Цифра. Canon 40D.

Когда вы хотите напечатать фотку размером 10х15 см, то и в этом случае Photoshop не помешает. Я же, иногда, на заказ печатаю фотографические постеры размером метр на полтора или панорамы метр на три метра. Вот тут то и требуется вся мощь этого уникального инструмента. Приходится долго обрабатывать исходное много- Гигобайтное (!) фото изображение, чтобы ничего не потерять, никакие цвета, оттенки или блики. Потом при печати делается несколько фотопроб и только после этого получается эта прекрасная гигантомания. В кадрах такого формата взгляд Зрителя совпадает с тем, что было в природе на самом деле. А когда вы рассматриваете большие панорамы, поворачивая голову, то на специальной фотобумаге получаются особые блики. Metallic дает специфический отблеск металла, Duraflex – переливание особенного жемчужного перламутра. Вы проходите мимо многометровой картинки и у вас на переднем плане от движения переливается снег…

Ph .: Какова роль отводится человеку на Ваших снимках?

Иллюзия Бесконечности… Два Одиночества...
Кавказ, восхождение на Эльбрус
Панорама из 8-ми кадров.
Слушать здесь
Слайд 35 мм.

В.К.: Человек в кадре - это всегда масштаб и мысль о том, что эти самые горы для него доступны!!! Зрителю «легче» смотреть на все это горное безумие, если в кадре есть человек. Человек, наконец, - надежда, на то, что все кончится хорошо!!! Особо можно остановиться на «контрастных параллелях». Городские фотографы работают в фотостудиях. Это удобно и комфортно... Иногда я воображаю, что горы – это моя огромная студия, где есть все - подиум, свет, высокие потолки до неба, разноцветный фон - от голубого до красного и даже черного, декорации, гримерка... И я просто обхожу с камерой свои владения.

Ph .: Как максимально художественно передать динамику вроде бы статичных на первый взгляд гор? Вам удавалось снимать лавину?

Ночные города и свет далеких звезд сиянию Вершин не могут помешать...
Кавказ, Баксанское ущелье, Приэльбрусье, ночь над поселком Эльбрус с видом на горы ущелья Адыл-Су, Ушбу и Шхельду.
Слушать здесь
Слайд 6х9

В.К.: Последнее время под динамикой гор я лично подразумеваю ход времени, выраженный визуально в движении звезд. Но все-таки горы наверное - это статика, динамику передает человек. Если в кадр попадает дующий ветер, несущий поземку, да еще в контровом свете, это самая лучшая динамика. С лавиной у меня есть несколько кадров, но для меня это не динамика, а в первую очередь опасность, мощь, угроза жизни.


Свет одинокой звезды...
Эльбрус и скальная башня Восточной Шхельды на закате солнца.
Вид от бивуака на Ушбинском плато.
Из сери - "в поисках призрачного Рая..."
Слайд 35 мм.

Ph .: В чем заключается самая большая трудность при фотосъемке в горах?

В.К.: Самое сложное для меня - не потерять веру в то, что это кому-нибудь нужно!!! Хотя жизнь постоянно меня убеждает в обратном. И тогда я вывел для себя формулу пушкинского «Скупого рыцаря». Я снимаю горы, потому что мне это нравится, никому ничего не доказывая, ни на кого не оглядываясь... Ни на министров и прочих VIP-персон одной маленькой, но, безусловно, прекрасной Республики, которым абсолютно наплевать - увидят ли эти фото свет, или останутся в моих архивах или мечтах... Ни на чиновников, бизнесменов и прочий среднеформатный сброд, которые порой так нагло воруют мои изображения и размещают их в самых неожиданных местах - от этикеток брынзы до билбордов уличной рекламы. Ни на «художников», порой бесцеремонно перерисовывающие мои фото на свои холсты. Есть 2-3 человека, чьим мнением я дорожу и, возможно, они - это те, ради кого я все это и снимаю. А остальным зрителям просто «случайно» повезло. Но я им ничем не обязан, я не хочу им ничего доказывать и уж тем более не собираюсь подстраиваться под их вкусы и мнение! Замечания по-существу, обычно, принимаю с молчаливой благодарностью. На оголтелую критику не реагирую – жалко времени и сил – “Стороны обменялись мнениями, но к консенсусу так и не пришли”. На просьбу – “Покажи!” – отсылаю к многочисленным Интернет сайтам или приглашаю на свои мультимедийные концерты… На слова типа – “Подари!” - обычно улыбаюсь и тихо называю суммы денежных знаков, за которые можно приобрести мои крупно форматные фото. Вся остальная горная съемка - это дело опыта, силы и техники... После 25-ти лет - это уже совсем просто...

Ph .: А русские производители вас разве не поддерживают?

В.К.: Нет. Пока нет. Некоторые просто нагло тырят мои фото и бессовестно используют их, на что я порой реагирую не вполне адекватно. Другие финансируют просто чьи-то частные восхождение. Что ж, это их деньги – а значит их дело. Жаль, что финансируют восхождения, а не их фотосъемки. Наверно мы вращаемся в различных плоскостях. Если и финансируют, то фото типа Documentary, а надо – Dreams! Конечно, Народ желает Знать… Но еще больше он желает Видеть! Видеть своих русских Кумиров, а не пришлых Рюриковичей. Скажем, я сам только после фото и видео Русского Пути на стене Жанну понял – как это Круто! А под любое видео от Валерия Розова я встаю и аплодирую! Они не только рассказали, но и показали нам Все! Надпись P anasonic на билбордах Москвы лет 10 назад с Валерой Розовым на фоне стартующего в небо американского Шаттла для меня значит больше, чем Такеша Кетано, чьи фильмы я тоже люблю.

Я думаю, что стометровые рекламные панорамные щиты от Rolex‘ a с яхтами на разобранной гостинице Москва у Кремля на Манежной площади вполне могло бы заменить, скажем, мое панорамное фото от Ушбы до Эльбруса с Ушбинского плато, ну хоть с тем же Rolex'ом.

Про "маленький" Эльбрус и бесконечную Ушбу...
Панорама Эльбруса, Донгуз-Оруна, Шхельды, Подушки Ушбы и Зеркала восточной
вершины из-под Малой Ушбы на плато. И мой друг, поднявший руки к небу...
Мало кто видел Луну и Землю (пардон - Ушбу и Эльбрус) в одном кадре...
Но это не значит, что это невозможно - просто постараться надо.
Панорама сшита из 8-ми вертикальных кадров 6х9.
Первый мой Мега Гигабайтный кадр. То есть при обработке данной панорамы, промежуточные файлы имели размеры более 2-х Gb.
Слушать здесь

И это, возможно, для альпинистской общественности и для дела развития и популяризации идей Альпинизма России было бы не менее важно, чем десятки заседаний Федерации Альпинизма, темы которых порой для простых людей означает не более, чем пресловутый вопрос – Есть ли жизнь на Марсе?

Ph .: Каким Вы представляете снимок своей мечты? Где он должен быть сделан - на Кавказе или же где-то в другом месте?

В.К.: У меня нет, пожалуй, абсолютного «снимка мечты». Как правило, в повседневной жизни - это тот кадр, над которым я работаю в данный момент, который придумываю, и отсниму в последствии. Когда снимок превращается в готовый продукт – файл или отпечаток, то он, как ребенок, начинает жить своей собственной жизнью, а в мое поле зрения попадает новый рабочий процесс, и так бесконечно.

Восход солнца нового Тысячелетия над Западной вершиной Эльбрусом.
Панорама из 3-х кадров.
Слушать здесь
Слайд 35 мм

Ph .: Насколько Вы заботитесь о своей безопасности, когда снимаете на вершинах?

В.К.: Конечно, понятие безопасности для меня является ключевым, неважно альпинизм это, спуск на лыжах или что-то другое. Горы не прощают пренебрежительного к себе отношения.

Помогает знание района, многолетний опыт, понимание того, что у меня нет права на ошибку. Один из моих принципов гласит, что я спокойно могу повернуть и без сожаления вернуться из абсолютно любой точки, вне зависимости от проделанного пути, потраченных усилий, времени и стоимости всего этого... Слова «осознанный риск» для меня синоним глупости... В прошедшем году, потратив трое суток на подход к Ушбе, находясь в верхней части огромного Ушбинского ледопада с рюкзаками весом более 30 кг , я не стал преодолевать верхние 2 метра нависающей 20-метровой стены ледового серака... Можно было попытаться это сделать, но ведь это была бы «русская рулетка»... Там был такой рыхлый снег, который мог обвалиться и тогда... Я просто сказал себе и окружающим: «Стоп!» и мы повернули вниз. И эти 2 метра и ледовый хаос вокруг нас я еще долго видел потом во сне – не сбывшимся потрясающим кадром.

Ph .: Вообще, какова Ваша моральная политика в плане организации экстремальных мероприятий, например лыжных вертолетных туров, которые сейчас по-модному называют хели-ски? Ведь подобные мероприятия влекут колоссальную ответственность. И никто не застрахован от самого страшного - даже великий Даг Кумс ( Doug Combs ), который, как Вы наверняка слышали, трагически погиб, катаясь у себя на второй родине во французских Альпах. Смерть от лавины постигла и грандиозного сноубордиста Крейга Келли.


Ски-тур по плато Хотю-тау.
Кавказ. Приэльбрусье.
Нестандартный Эльбрус.
Цифра. Canon 40D.

В.К.: Да, люди гибнут в горах - это факт. Иногда по глупости и неосмотрительности, иногда по воле судьбы. Один из моих кошмаров последних лет - случай, когда человек, с кем я много поднимался на вершины и катался, с кем снял огромное количество своих лучших горных сюжетов, кого попросил мне помочь на съемке фри-райда, попал в беду. Он провалился, обрушив хлипкий снежный мост. Причем упал вниз головой в направлении бурлящей воды, повиснув на своих горных лыжах, которые остались на поверхности. И в таком положении он прождал меня минут 20, надеясь на помощь... Самое страшное было, когда я, поднявшись вверх по склону, увидел эти самые лыжи, заглянул внутрь и несколько мгновений еще не понимал – жив он или нет? И улыбка этого человека была для меня улыбкой Ребенка, как знак того, что жизнь продолжается!!!

Кадр, где я в момент высадки из вертолета стою и играю на саксофоне, является абсолютной глупостью и верхом легкомыслия с моей стороны, хотя картинка мне очень нравится. Дело в том, что я тогда никого не предупредил и начал играть экспромтом, не уследив, что один из клиентов, от неожиданности момента потеряв разум и страх, побежал вверх по склону, чтобы сделать свой «лучший» кадр и ему винтом чуть было не снесло голову. К счастью, пилот это увидел и вовремя поднял машину в небо...

Ph .: Ваша жизнь висела на волоске не один раз. Но был ли уже в зрелом возрасте какой-то переломный момент, когда не только физическое, но и духовное «Я» подверглось суровым испытаниям? Если да, имела ли фотография к этому причастность?

В.К.: Ну, два эпизода я уже рассказал вначале - про Эльбрус и Замин-Карор. Яркое событие - попадание на хели-ски дважды в один день в лавину и ожидание того, что вот-вот она тебя накроет, слизнет, похоронит и даже не заметит этого...

Наверное, было десятка два моментов, когда меня могло бы не быть, и я об этом знаю, может, есть еще десятка два, о чем я не знаю, но суть последствий это не меняет... Как правило, каждый новый смертельно опасный случай эмоционально затмевает предыдущий, поселяясь в душе многократно повторяющимся кошмаром... После падения моего брата на 30 метров на Замин-Кароре 17 лет назад, я еще год падал с кровати в своей московской квартире: мне снилось одно и то же - восхождение, падение, рывок... и вопрос о том, отцепить ли веревку? Кошмар прошлого года - огромный камень, летящий прямо в меня. Я увидел его метров за 500. «Не суетись, Толстый!!!» - опять мелькнуло у меня в голове. Я стоял привязанным на короткой самостраховке в кулуаре, и мне некуда было деться. И с каждым мгновением я понимал, что камень летит прямо в меня и это конец... Я также понимал, что если я сейчас отщелкну самостраховку и отпрыгну на противоположную стенку ледового кулуара и повисну там на двух ледовых инструментах, то есть найду способ увернуться, то камень уж точно попадет в моего напарника, стоящего за моей широкой спиной, которого я суда привел, который верит мне и которого я не имею права Предать... Вот и ответ на мой вопрос: отвязал бы я веревку от своего брата, если бы это случилось не 17 лет назад, а сейчас... С жутким гулом, обдавая меня смертельным холодом, камень промчался мимо моей головы в 10-ти см, а ведь мог снести башку и не «заметить» этого...

Кстати, это было восхождение с целью фотосъемки с обзорной точки...

Панорама Кавказа в последних лучах заходящего солнца.
Вид со склонов Эльбруса от приюта Кара-Баши.
Слушать здесь
Слайд 6х9.

Ph .: Если проанализировать Вашу философию, получается, что ни альпинисту, ни фотографу гор не удается жить без конкретной цели или, как Вы ее называете, Мечты. Что у Вас с Мечтами сейчас?

В.К.: Помня историю с Ушбой, я стараюсь не сильно зацикливаться на восхождениях... На Эверест я, пожалуй, не хочу... Хочу увидеть К2 (8611 м) и подняться на Хан-Тенгри (6995 м)! Ну а в фотографии планов и мечтаний на самом деле громадье. Новые фотоснимки, новые фотовыставки… Хочу, чтобы весь мир увидел величие Кавказа со страниц моих фотоальбомов еще при жизни... И еще хочу вернуться под Ушбу. Для меня это самая величественная и загадочная Гора!!!

Ph .: У Вас есть Образ Вашего благодарного Зрителя. Вы задумываетесь о том - для кого вы снимаете?

В.К.: Я снимаю для всех… Но самый мой благодарный Зритель тот – кого не интересуют технические подробности сложных восхождений, кто не верит на-слово занудным рассказчикам про “Пятерки Б” и “Шестерки”, которые по пол часа тычут лазерной указкой в одно и то же фото (иногда не их и не имеющее прямого отношения к их восхождению), пытаясь рассказать, как же было на самом деле “круто”

Я же, наоборот, хочу показать (!!!) как же все было, потому, что рассказать про это так, что бы тебя поняли, почти НЕВОЗМОЖНО…

Кавказ... От Эльбруса до Казбека...
Панорама Кавказа из 10-ти кадров Снято на рассвете с крыши гостиницы Интурист в Пятигорске...
Слайд 35 мм

Ph .: В Горах и Дома – вы один и тот же человек? Или две различные личности…

В.К.: Трудно сказать… Просыпаясь иногда ночью, я, порой, просто путаю – где же мой дом – в Москве, на Эльбрусе, под Ханом или возле Ушбы…

Внешне – возможно я разный, о себе мне не просто судить. Я больше полу года провожу в снегах, в пуховке, гортексе и Кофлачах, так что в мимолетно короткой цивильной жизни я люблю Пьера Кардена, Версаче, и Верри… Это такая ширма, хороший маскировочный халат для общения с некоторыми Клиентами, которым, по-большому счету, НАПЛЕВАТЬ… У них есть норма прибыли, бабло и “экстремальный” отдых на пляжах Таиланда… Но у них нет моей Мечты… И они покупают ее – то есть мои фото - за деньги…

Иногда в своей московской квартире на 8-м этаже я играю на своем саксофоне, а бабушки, сидящие во дворе в палисаднике на скамейке, подпевают мне: “Ах эти черные глаза…”

Вглядываясь же в просторы Москвы со смотровой площадки Воробьевых гор, мне часто мерещится панорама Кавказа (классический вид с вершины Эльбруса) или же Рим с крыши Собора Святого Петра! Единственно, чего я не понимаю, почему же, этот шедевр Ватикана создал Микелянжело, а ночью в горах ко мне приходит Да Винчи?

Ph .: Понятна Ваша медитативно-созерцательная любовь к горе. Возможно непосредственное физическое соприкосновение с ней, но с уважительным соблюдением дистанции. Однако, в чем выражена экстремальная любовь, когда человек вовлечен в опасные лыжные спуски, вертолетные гонки и т. д.? Почему, например, урожденный горец никогда не пойдет на такие способы получения адреналина?

Чегет. Free-ride... Начало спуска в Grande...
Понимая всю опасность Северов Чегета после снегопада и не зная еще,
что вторая группа, испугавшаяся Гранде и уехавшая на юга, попала там в лавину...
Все остались живы и отделались сильным испугом...
Слушать здесь
Цифра. Canon 40D.

В.К.: Никакой экстремальной любви на самом деле нет!!! Есть любовь к Горе, а способы соприкосновения с ней могут быть разными, и не всегда абсолютным отшельничеством с веревками, крючьями, ледорубами и фотоаппаратом через плечо. Если вы о динамическом поведении по отношению к Горе, тот тут на самом деле нет ничего безрассудного и происходят вполне предсказуемые действия с высоким статусом безопасности, если, конечно, члены моей команды понимают, что делают, и выполняют мои инструкции.

Горцы рождены среди вот этой красоты - они ее чувствуют по-своему, но многих почему-то тянет в цивилизацию. Нас же, детей этой самой цивилизации, наоборот, тянет в горы! Любое покорение вершин - есть путь покорения самого себя! Это мир, который требует ответственности и открывает свои секреты только тем, кто готов пройти по краю шекспировского « To be or Not to be ?». Это как любовь к дельфину у Люка Бессонна в фильме «Голубая бездна», это как скитание и смерть героев у Курасавы в его фильме «Куклы». Но все-таки самым удачным примером аналогий здесь для меня является фильм Никиты Михалкова «Свой среди чужих, чужой среди своих». Это тот мир, куда Шилов все-таки возвращается, даже несмотря на целый чемодан золота и мнимую свободу, с ним связанную...

И, кстати, еще пара слов про пресловутый Фотошоп. Помните фильм “Неуловимые Мстители”? Помните огромное красное солнце, восходящее из-за горизонта и заполняющее собой все небо! И четырех всадников, устремляющихся к этому солнцу! Кто-то скажет, что это Фотошоп и этого “Не может быть!” А я отвечу им, как Станиславский - “Верю!!!”

Панорама Кавказа на восходе солнца.
Вид со склонов Эльбруса чуть выше Приюта 11.
Слайд 6х9.

Ph .: Что можете сказать о художественности горных фоторабот?

В.К.: Последнее время мне нравится некий минимализм - огромная гора правильной формы на закате солнца, окутанная облаками и где-то далеко-далеко внизу стоит человек...

Когда я вижу нечто подобное у других Авторов, я встаю и снимаю шляпу! Ну а для себя делаю вывод, что мне еще есть куда стремиться и над чем работать, есть что снимать. Что все равно - это есть моя миссия, мое призвание... Что мой путь еще не окончен, путь Самурая... И потом с грустной улыбкой мысленно добавляю японскую истину - «путь Самурая есть смерть...». И все-таки мне интересно - какой же кадр будет последним...

Ph .: Правда ли что все альпинисты атеисты?

В.К.: Я думаю, что большинство альпинистов - верующие люди. Они верят во что-то свое, особенное, порой, не называя это Богом. Верят в свою исключительность, в славу и успех, в счастливый случай, в то, что все будет хорошо, что они вернутся Домой, а потом опять уедут в новые горы.


Про одинокую звезду и Золото Донгуза.
Кавказ. Приэльбрусье. Массив Донгуз-Орун и Накта на закате.
Слайд 35 мм.

Ph .: Спасая в очередной раз человека, о чем Вы думаете? Изменились ли мысли за последние 10-15 лет?

В.К.: Когда спасаешь, ни о чем не думаешь. После задумываешься о причинах, и о том, что сделать, что бы это не повторилось. Но все, увы, повторяется и возвращается на круги своя. Вновь и вновь – каждый год одно и то же! Мысли не изменились. Изменилось ощущение ценности жизни, особенно чужой, которой ни в коем случае нельзя рисковать из-за своих фото кадров, теорий и амбиций. С годами, это ощущение только усилилось.

Ph .: Напоследок, можете ли сказать несколько напутствующих слов нашим читателям, которые после прочтения материала загорятся мечтой «уйти туда», неважно, с камерой или без...

В.К.: Приведу слова Антуана де Сент-Экзюпери - «Самого главного глазами не увидишь! Зорко одно лишь сердце!». И от себя добавлю – один единственный красивый кадр. сделанный в горах, стоит намного дороже груды отщелканной пленки или прочего цифрового мусора... Но ни то, ни другое не стоит жизни - ни вашей, ни ваших близких, потому что смерть лишает вас возможности сделать этот самый Единственный кадр! Будьте осторожны в горах! Всегда возвращайтесь!


Водопад в Азау.
Кавказ. Приэльбрусье. Ущелье Азау.
Цифра. Canon 40D.

И в заключение скажу несколько слов от себя, если позволите...

Современная горная пейзажная фотография, к сожалению, - удел одиночек. Миру абсолютно без разницы - сняли ли вы уникальное место с точки, куда нужно было бы лезть 3 дня или просто щелкнули камерой с общедоступной канатки. Потому что горы всегда прекрасны - в своем сердце, где и без вас уже море людей или на окраине цивилизации. Кроме самих горных снимков, мне постоянно приходится еще объяснять то, почему именно одна фотография уникальна, а другая нет. Мне приходится еще создавать некое информационное поле, некую Легенду, Мечту, потому что горы без Мечты холодны, безжизненны и недоступны. Они похожи одна на другую и все вместе - на груды камней, льда и снега.

Рождественская Сказка... Рассвет. Увидеть Все!!!
Почти круговая панорама Кавказа с высоты 4000.
Снято со склонов Эльбруса на восходе солнца... Сшивка 10-ти кадров. Очень холодно…
Слушать здесь
Слайд 35 мм.

У горной фотографии есть один парадокс: с одной стороны, она не приносит явных моментальных денег, а, с другой – требует колоссальных усилий, в том числе финансовых. Возможно, многие ждут, пока кто-то прошибет лбом какую-то стену, появится финансовый интерес, и тогда...

В последнее время в продвижении горного информационного пространства я пошел другим путем. Я отказался от дорогих фотовыставок, хотя мой проект «Кавказ со знаком плюс», безусловно, имел огромный интерес у простых зрителей ЦДХ и Гостиного двора в Москве. Я перевел в цифру около 1000 кадров, 100 панорам, разрешение экрана 700х1024 и запрограммировал это сплошным потоком в режиме нон-стоп слайд-шоу, где картинки меняются с частотой в 5-7 секунд, а панорамы медленно прокручиваются на экране, переходя одна в другую. Все это выводится проектором на большой экран какого-нибудь клуба или концертного зала, параллельно звучит фонограмма, которая является «минусом» к моему соло на саксофоне... Так за час-полтора я показываю зрителям весь Центральный Кавказ... Потом зажигается свет, я говорю спасибо, закрываю компьютер и иллюзорный мир Кавказа исчезает - вот она магия цифры. Ее нельзя пощупать, материализовать, унести с собой... Она остается лишь в памяти и сердце...

Со словами Благодарности и Уважения Родионову Владимиру (www.rwpbb.ru) - моему научному Руководителю на протяжении последних 23-х лет, которому я обязан большинством своих базовых знаний в Фотографии, как Классической, так и Цифровой.
Отзывы (оставить отзыв)
Сортировать по: дате рейтингу

Браво, Володя!!!

Спасибо, тебе, Володя, за прекрасные снимки!! Отличное интервью!!! Жаль, что у тебя не получилось приехать в АдылСу сейчас.. С Юриком хотели выступить в роли твоих фотомоделей.. Жизнь не заканчивается - перенесем на позже...
 
Дождались

Спасибо за почти честное интервью!Для большинства Ты,как и Горы остаёшься Загадкой.Но у многих появились ответы.
 
Спасибо

Спасибо, Владимир от Вашего земляка и почитателя Вашего таланта, старого альпеняки, Адылсучьего сына Шурика Макулова. Как праздника жду новых Ваших работ,
 
© 1999-2024Mountain.RU
Пишите нам: info@mountain.ru