Автор: Lindsay Griffin, UK

Спрятанная линия
Поль Рамсден, Мик Фаулер. Попытка прохождения Васюки Парбат, 6792м
Ник Баллок. Соло на Пик 41

Mountain.RU сердечно благодарит Линдсэя Гриффина за предоставленные материалы и любезное разрешение перевода

Уникальная коллекция восхождений на Mountain.RU

upload.wikimedia.org
Мишель Воше (Michel Vaucher), вероятно, самый знаменитый швейцарский альпинист конца пятидесятых-шестидесятых прошлого столетия умер в возрасте 71 года 17 ноября 2008г.

Воше родился в Женеве, его первыми скалами стали близкие и известные Салев (Salève), где он в огромных ботинках пролазил маршруты, ныне маркированные французскими категориями 6а. Довольно быстро его стали интересовать альпийские пики.

В 1957 году Мишель делает скоростное (4,5 часа) безверёвочное соло по южному ребру Aiguille Noire de Peuterey (Монблан), а следующим годом совершает первопроход – ныне классику – по западной стене Petit Clocher de Portalet в двойке с Гамбони (Italo Gamboni, также недавно почившим).

Другой маршрут в массиве Монблана, заслуживший почётный титул именоваться классическим, проходит по юго-западному ребру Aiguille d Peigne (18 питчей, 5.9).

Гран Жорасс. Маршрут Бонатти-Воше
Однако самым почитаемым из его первопроходов стал, пожалуй, Whymper Spur по северной стене Гран Жорасса (Grandes Jorasses), пройденный в 1964 в связке с Вальтером Бонатти (Bonatti-Vaucher, 6-9 августа 1964, 1100м, ED3/4, VI и A2+). Фото размести не отдельно, как у меня, а аккуратно слева от этого абзаца. Подпись под фото: Гран Жорасс. Маршрут Бонатти-Воше

Несмотря на то, что Воше принял участие лишь в нескольких гималайских проектах (в их числе печально известная попытка 1971 года по юго-западной стене Эвереста), тем не менее, и здесь его имя попало в Летопись: в 1960 он участвует в швейцарско-австрийском первопроходе на Дхаулагири по юго-западному ребру, предпоследний - на тогда - не пройденный восьмитысячник, отбивший за период 50-60гг шесть восходительских атак.

Именно после успеха на Дхаулагири Мишель Воше регулярно ходит в горы в компании «Великих» - Бонатти, Дэмезона и Ребюффа ( Bonatti, Desmaison, R é buffat ).

Ивет Воше
В 1964 Воше начинает работать гидом, в последующие годы он проходит с клиентами выдающиеся маршруты (а по тем-то временам!), такие, например, как Walker Spur на Гран Жорасс (1969) и северная стена Айгера (1975). При всём при том, он не бросает академическую карьеру, читая курс лекций по математике в университете вплоть до выхода на пенсию в 2001.

На многие (лучшие!) маршруты в Альпах и Доломитах Мишель поднимается со своей женой Ивет (Прим. Ивет Воше – первая женщина, прошедшая северную стену Маттерхорна, Schmid Route, 1966 год).

Одним из самых значительных достижений в их совместной восходительской практике становится сложный микстовый маршрут - директ по северной стене Dent Blanche.

К концу семидесятых Воше отошёл от «высоких стандартов», но продолжал ходить в горы в разных уголках мира, одной из его последних поездок стало путешествие в неизведанные районы Африки.