Горы мира > Памиро-Алай >

Автор: Владимир Марков, г. Владивосток

С хорошими ребятами любые трудности по плечу

Читайте на Mountain.RU Авторскую страницу Владимира Маркова

Ссылки по теме:

Район - "Сказка Каравшина"
Пик Ленина 7135 м
Каравшин – после 3-х лет забвения
Пик 4810

В июле 1994 года по приглашению альпинистского клуба "Восток" я приехал в Ташкент. Почему именно в это клуб? Все очень просто, за год до этого я с этими ребятами столкнулся под пиком Ленина. В то время у нас проходили сборы по альпинизму в данном районе. Сборная Приморского края по альпинизму ставила себе задачу покорение этого семитысячника по более трудному маршруту, чем был маршрут через вершину Раздельная. Сборы прошли не очень удачно.

Я подхватил пневмонию на высоте 6100, прямо под «метлой». Рома Галин с напарником уехал на лавине в низ. Ромка отделался сломанным пальцем на руке, а его напарник, по приезду домой завязал с этим делом. Я от пневмонии отделался там же, вовремя. Сбежал в низ. Покололи меня в Дарауте три дня и пнули домой. Альпинисты с Ташкента имели другие результаты, которые заставили их возвратиться в этот район на следующий год. Мне оставалось списаться с ними и по приглашению войти в сборную данного клуба. Что я и сделал.

Мероприятие в 1994 году намечалось серьезное. Восхождение на пик Ленина, а затем перелет на ледник Москвина и восхождение на пик Е.Корженевской и высочайшую вершину Памира - пик Коммунизма. Возглавлял экспедицию мастер спорта по альпинизму Балнагамбетов Ханиф. Этот человек серьезно взялся за молодежь в Ташкенте. Тренировал их и готовил многих из них заслужить звание «Снежный барс». Что он в последствии и сделал. Сам он в сборной Узбекистана поднялся на пик Эверест. Но это позже, а пока на дворе был 1994 год.

Не знал, что ожидало нас в этом году, но была надежда на лучшее. Базовый лагерь был раскинут недалеко от международного альплагеря "Ачик-Таш". Немного ближе к Луковой поляне. Это давало нам право провести экспедицию более терпимо к нашим финансам. С первых дней началась кропотливая работа по заброскам продовольствия, снаряжения в промежуточные лагеря по маршруту на пик Ленина. Маршрут выбрали обычный – через вершину Раздельная. Мы тщательно соблюдали все этапы акклиматизации, ведь от этого зависит успех восхождения. Для меня это было важно в двойне.

Прошлый год меня кое-чему научил. Но не обошлось у меня без приколов и в этом году. С собой я привез полу профи. камеру. Чтобы снимать ей события, происходящие в экспедиции. Рабочее положение камеры было на плече. Не считая резервного питания, кассет и прочее. Я был серьезно настроен на результат экспедиции и готов был отснять весомый фильм. Ханиф к этой идее отнесся с подозрением. Поэтому эта «малютка» не входила в групповое снаряжение. Как бы, висела в воздухе, но на моих плечах. Для команды не ощутимо при любом раскладе, для меня, наверное, тоже. По крайней мере, за всю экспедицию напряга в весе рюкзака я не чувствовал.

Мужики отнеслись ко всему с пониманием. А вот проблемы с суетой с камерой, тут уж не уйти. Ребята молодые у меня были как подопытные кролики. Надо было для съемок лечь, ложились. Нужно часто дышать, мол высота сказывается, дышали. Вот так мы и начали наши трудовые будни. С Луковой поляны мы все закинули на ледник а потом пошли в район «Сковороды». После трагедии в том месте, где обычно на «Сковороде» был общий лагерь, палатки не ставили. Все уходили выше и прижимались к противоположному склону. Он был безопасный от лавин. Так сделали и мы. Было в этом месте много искусственных площадок под палатки. Поставив палатки, мы отдыхали с комфортом на марене. Виды, погода, люди, все располагало.

Но высота сказывалась тоже. Расслабившись, я увидел экипировку одного участника команды Восток. Все вещи у него были от военного обмундирования. Действительно – прапорщик. Честно, в низу на марене стояла такая же команда, только те были со спасотряда с международного лагеря Ачик-Таш. Одетые, кто в чем. Многие спасатели были «Армейцы», то для них это был писк.

Дешево и сердито. Чем я отличался от них, да ни чем! Если себе все шил из капрона. Этот капрон «тырили» с завода, где я работал. Капрон предназначался для пошива фильтров. Какие там фильтры? Анорак себе шили. Да! Я застал время, когда все стали переодеваться и ходить в горы в подобающей одежде. Хорошие были времена. Но, честно, не хочу, чтобы мои дети прошли через это. Пусть проживут по человечески. И так скоро вершина «Раздельная», а там и до высоты 6100 рукой подать.

От «Сковородки» до 6100 было маленькое происшествие. Один из ребят с команды заброску стал делать в непогоду. Ветер не дал ему подняться до плановой отметки. Он закопал заброску на склоне. В заброске был бензин и продукты. Чтобы ее не потерять, альпинист воткнул рядом лыжную палочку и пошел назад. На следующий день погода установилась. Что вы думаете, на склоне лыжной палки не оказалось. Я думаю, это рядовая ситуация, не повлияла на исход основной программы альпинистов. Но было не приятно. Ну и я, как-то иногда, ощущал вес камеры и разных дополнений к ней в рюкзаке. Еще один прикол. Сидим мы, не кого не трогаем. В палатку врывается Вова Мельник, с города Владивостока.

Он работает от Москвы гидом и водит англичан. Вот этот англичанин и уронил рюкзак со склона. Рюкзак улетел в противоположную сторону и был виден невооруженным взглядом. Спускаться к нему было довольно далеко. Вова попросил ребят подстраховать его, то есть спуститься за рюкзаком. После приключений со своей камерой, за рюкзаком я точно не пошел. Долго не искали желающего. Пошел Володя за рюкзаком с ленинградцем. Выручили клиента. Не остался, бедолага, без вещей.

Постепенно высота, на которую мы поднимались, достигла 6100 метров. На эту высоту были занесены продукты и палатки. Был установлен штурмовой лагерь в традиционном для него месте. Ветерок присутствовал в этом месте всегда. Люди без пуховок из палаток нос не высовывали. Лагерь был смешанный. Иностранцы, русские. Все умещались, всем всего хватало. Делали одну задачу. Теперь представляете ситуацию.

Утро, я вылезаю из палатки. Вид, обалдеть. Сразу ныряю в палатку, достаю камеру. Ложу на плечи, начинаю снимать. Рядом расстегивается вход в одной из палаток и от туда высовывается лицо человека. Что он видит? Челюсть у него отвисла, в палатке ропот. На такой высоте, с таким аппаратом я был единственный. Не хватало еще молодой девчонки с микрофоном и длинным шнуром к камере. Она берет интервью у альпинистов на этой высоте. Затем я открыл палатку наших ребят. Те, увидели камеру, стали шкуру обвисшую с носов обдирать.

Причесываться. Я быстро прекратил это безобразие. Для меня было важней снимать лица, пардон, оговорился, обгорелые рожи по Спилбергу. Фильмы ужасов в низу больше котируются. Все прошло удачно. Все заснял и в палатке и по сторонам. Горы, конечно, обалдеть. Целый мир. Разве хватит твоей жизни, чтоб хоть часть их прочувствовать. Переночевали и быстро спустились на «Луковую поляну». На ней нас ожидал двухдневный отдых и подготовка к штурму вершины. А это значить «переть» обратно на эту высоту. Нет, камеру оставляю здесь. Не упрут, сил не хватит.

Погода, по меркам альпинизма, нас баловала. Видимость отличная, ветер умеренный, снег неглубокий. Множество мелких групп, работающих в этом районе, обновили засыпанную снегом тропу. Настроение было хорошее. Во время отдыха было много встреч с интересными людьми, как из нашей страны, так и из-за рубежа.

29 июля рано утром неспешно начали выдвигаться к последнему этапу штурма. За два дня мы поднялись в штурмовой лагерь на 6100. В палатке я оставил камеру и на верх брать ее не стал. Не, точно не стал.

31 июля начался штурм основной вершины (7100 метров). Все двигались, в основном, одной группой. Только перед вершинным взлетом наиболее подготовленные и акклиматизированные отрывались, уходя вперед. Прошли промежуточный лагерь 6400. В этом месте мы встретили группу гидов и человека, которого они сопровождали. Клиенту-иностранцу было 70 лет.

Вот дает, правда группа поддержки от темперамента клиента уже была в критическом состоянии. Я их понимаю. У иностранца был невозмутимый вид. Он знал, что делал и не торопился. Так прикол в том, что он еще со своей женой был. Примерно такой же возраст. Но она высоко не пошла, наверное, понимала, что ей это точно не нужно.

Около 14 часов вся группа с интервалом 100-200 метров поднялась на вершину. Молодые шерстили на вершине по плато и искали тур. Раньше на месте тура было куча камней и герб нашей страны. Сейчас мужики не чего не нашли. Плато поражает своими масштабами, люди на нем, что «мураши». Я подошел к Ханифу. Он и Рустам сидели и ждали, когда молодые набегаются и пойдут в низ. Я, естественно, сел рядом с Ханифом и стал отдыхать.

Минут через 20 нам это все надоело и мы стали спускаться потихоньку в низ. Тропа вытоптанная, молодежь догонит. Вершина - это не весь маршрут, поскольку нужно еще спуститься. Именно на спуске зачастую случаются всяческие неожиданности. Нам пришлось помогать спускаться альпинистке из г.Санкт-Петербурга. Шла она сама, но чувствовала себя неважно. Я рядом как мог, поддерживал девушку. Рассказывал ей анекдоты. Корчил рожи, но большее впечатление на нее произвело, когда сказал, что приехал с Владивостока.

Она, наверное подумала, что «клинья бью». Типа: «Вот место нашел». Сосредоточилась и резво пошла в низ. Все обошлось благополучно, и засветло мы дошли до штурмового лагеря . Наградой за труд нам были горячий чай, шампанское и обгорелые, обветренные лица. Поздравлений с восхождением не было, поскольку спуск с такой высоты до базового лагеря - это тоже проблема. Поэтому альпинист может окончательно расслабиться, считая, что вершина взята, только в базовом лагере.

Базовый лагерь встретил нас не очень приятным известием - авиация Таджикистана не сможет забросить нас на ледник Москвина . Пришлось возвращаться в город Ташкент. После нескольких дней организационной подготовки в Ташкенте, было решено вторую часть экспедиции провести в одном из самых сложных районов Памира - Каравшине. Район поразил нас грандиозными стенами, на каждой из которых были маршруты "56"- "6а" категории сложности.

Базовый лагерь раскинули на зеленой лужайки. Не далеко в низу стоял Кош пастухов. В это время пасли отары овец в горах. Лагерь наш состоял из множество маленьких палаток и одной огромной – групповой. В этой палатке мы пили ели и общались после восхождения. Хорошо было в ней особенно в дождь. Руководство сборов для удобства всех участников разбили на 2 группы. Основной целью было восхождение на вершину " 4810" по маршруту шестой категории сложности. Удачное восхождение позволяло нескольким альпинистам клуба "Восток" выполнить норматив «Кандидат в мастера спорта по альпинизму». Мне участие в этом восхождении не светило.

Так как в активе было одно восхождение по маршруту 5б категории сложности. Ханиф четко следил за ситуацией и не мог себе позволить нарушать правила игры. Я свою палатку поставил не далеко от основного лагеря прямо у речки. Пейзажи кругом, просто обалдеть. Но то что я увидел, когда поднялся на противоположный склон нашего лагеря, заставило меня снять шляпу. Пик «Тысячелетие крещение Руси», пик «4810», пик «Усен», пик «Асан».

Смотришь вперед и видишь пик «Пирамидальный» Но это только в нашем ущелье, когда мы гуляли и перешли в другое ущелье классно выделяется пик Слесова. И все вершины что я перечислил только другие их стороны. Со стенами такой же сложности. А дальше в верх по ущелью пик Птица.

Для начала весь состав поднялся на одну из красивейших вершин района, знаменитый Усан, по маршруту "5а". Больше всего мне запомнилась ночевка на каменной полке. Расположившись вокруг огромного, невесть на чем державшегося валуна. Мы провели довольно прохладную ночь. Было полнолуние, видимость была прекрасной. Отчетливо просматривалась морена под нами. На ней маленькие четырех угольнички блестели от луны. Крыши наших палаток. Во всей своей красе стена вершины "4810". Иногда и в таких условиях бывает праздник. Дело в том, что у одного из альпинистов был день рождение. И ему досталось самое удобное место на наклонной полке.

После спуска с вершины началась подготовка к осуществлению главной задачи - штурму вершины "4810". Это у тех, кто шел на 6-ку. У меня пошла полнейшая «раслабуха». Я взял свою камеру и ушел гулять по окрестностям. Виды и стены со всех сторон давили. Все хотелось заснять на пленку, что я и делал. Пошел под пик «Пирамидальный» и попал на заброшенный рудник.

По рассказам людей здесь был лагерь для репрессированных и люди добывали руду на благо родины. Даже гусеницы от трактора лежат. Побыл под Красной стеной и под самим пиком «Пирамидальный» сместился к стене пика «Асан». Великолепное зрелище. Затем ушел в лагерь и на следующий день пошел через перевал на другую сторону хребта к пику «Слесова». От него поднялся вверх по леднику и увидел во всей красе стену Птица. Ну, точно крылья «распушила».

В это время мужики готовились к 6-ке. Я пошел с ними под стену. Хотел помочь, как мог и там остался на связи. Сидел с рацией и прикалывался на огромной полке под стеной. Представляете, я их визуально видел до «Варежки». Потом они зашли за нее и как обычно пошли приколы. Эти первопроходимцы своей первой шестерки пропустили две связи.

Ханиф после пропущенной первой связи уже сорвался с лагеря и пришел ко мне, а вот когда они пропустили вторую, тут был огонь. Естественно после этого они через час вышли в эфир и оправдывались, что было не удобно связываться. Ханиф был в ярости. Самре слабое выражение в эфире было такое: «Мужики мы тут чуть ежика всей командой не родили».

В драку я не лез, молча отсиделся рядом с Ханифом. Честно, ребят я понимал. Но, был не согласен к их отношению к радиосвязи с базовым лагерем. Прошло пол часа. Ханиф отошел от злости и медленно стал спускаться с платформы в низ в базовый лагерь. Я еще торчал тут день, только после этого меня отозвали в базовый лагерь.

Пять дней ребята работали на стене. Пять дней волновался лагерь. Естественно поддерживали их всем чем могли. И вот радостное сообщение: «мы спустились со стены, идем в низ». Группа поддержки достает арбуз с речки и быстро через перевал к ним. Наконец, мы увидели обгорелые, осунувшиеся, заросшие щетиной лица восходителей. Рустам Раджапов выше всех и по росту и по положению – руководитель восхождения. Блеск в глазах выражал возбуждение и еще что-то, чего немногие могли осмыслить. Потом всю ночь просидели в базовой палатки.

Только под утро разошлись баиньки. Экспедиция успешно завершилась. Честно, печально было разбирать каркас моей палатки. Уходить не хотелось. Сколько здесь работать по стенам, жизни не хватит. Но, есть еще и город Владивосток и работа в нем и все остальное. Пора возвращаться. Но приколы продолжались. Мужики спустились в кош и купили там Барана. Это у них так положено. Живого барана увезли в Ташкент и только там его разделали. Ели два дня. Застолье, встречи со скалолазами Ташкента. Все было по домашнему, как будто наконец вся семья, большая семья собралась вместе. Было грустно расставаться, но оставалась мечта покорить совместно еще много красивых вершин. Сделаем, какие наши годы.

Прошло достаточно времени после сборов. Мой фильм ввел в шок всю команду Ханифа. Рад, что оставил им память о тех временах. Свершилась ли мечта Ханифа в горах, нашел ли он свою успокоенность Не знаю. Знаю, что на Эверест он поднялся, а что нам еще для полного счастья нужно. Горы, да барана после гор. И чтоб не лезли в душу в низу.